В результате внимательного чтения этой статьи Вы будете правильно отбирать познавательные видео и презентации для развития речи Ваших детей. И создавать сами презентации, которые действительно будут полезны и будут развивать ребенка, а не станут пустой тратой времени и сил. А также не будете тратить лишние деньги на покупку того, что совершенно не нужно Вашему малышу, и будете понимать, а что нужно.
Малыш смотрит презентацию без мамы и развивается сам. Возможно ли это?
Сначала давайте договоримся о понимании того, бывает ли так, что «обучающее видео само развивает ребенка», пока мама занимается своими делами. Ведь этот рекламный слоган известен сейчас всем и многие в него искренне верят.
Увы, это всего лишь рекламная уловка, а истина другая — ни одна видеопрезентация не может развивать речь ребенка, если она не сопровождается совместным обсуждением и совместными действиями в ходе просмотра или после просмотра видео или слайдов! И это касается любого возраста ребенка. Если ребенок молчит и просто смотрит на экран с кадрами, пока мама занята своими делами, то его речь не развивается от этого просмотра!
Почему же малыш так внимательно смотрит на экран? Многие считают, что это оттого, что ребенок — умница, он хочет учиться уже с пеленок, он всё запоминает и узнаёт. Это тоже не так. Малыш внимательно смотрит на экран потому, что ему нравятся мелькающие кадры – то есть ему нравится «режим клипового восприятия», который завораживает и затягивает так, что не оторваться. Именно это мелькание как раз и отвлекает внимание от слова и его звучания и не развивает, а, наоборот, тормозит развитие речи. Поэтому говорить о том, что есть «презентации для развития речи 0+», которые малыш смотрит и развивается сам – бессмысленно. Это просто рекламная уловка. Надо понимать, что этого вообще в природе не бывает и противоречит базовым законам развития ребенка, выявленным и общепринятым в мировой детской психологии.
Давайте обговорим это подробнее по каждому возрасту детей.
Презентации по развитию речи для младенцев и самых маленьких деток раннего возраста (0+, 1+)
В Интернете море презентаций по развитию речи детей до года или детей раннего возраста (с года до трех лет). Что чаще всего представляет себя такая презентация? Это набор слайдов, который сопровождается голосом диктора. Например: «Солнцезащитные очки» — и показывается соответствующая картинка, «пляж» — и новая картинка, «море» — третья картинка, «замок» — четвертая картинка и так далее. Или показываются и называются картинки на одну тему: морковка, свекла, лук, картошка. Или показываются картинки, изображающие разные действия или признаки и они называются.
Давайте посмотрим, нужна ли такая презентация младенцу. Мнение специалистов – абсолютно не нужна! И даже вредна, причем вредна не только для зрения (это само собой разумеется, так как орган зрения в этом возрасте еще формируется и еще не окреп)! Приведу факты в доказательство этого утверждения и интереснейшие результаты исследований, которые нужно знать любой маме и любому педагогу.
Главный фактор, который руководствуется эта реклама – это продажа продукции. Никого не волнует, действительно ли ребенок развивается в ходе просмотра этих презентаций. Волнует другое – продать их родителям, которые поверят, что это так, и что такая продукция будет полезна малышу и даст так нужное всем нам свободное время! О! Это наверное самое главное сейчас – занять малыша и сделать в это время свои дела! Хорошо если удастся занять на 20 минут, а если на час – ведь малыш может и час смотреть на экран! А тут авторы еще и говорят, что не просто будет смотреть, а еще и разовьется от этого просмотра! Как здорово! Мечта сбылась! Популярность подобных американских видео для развития младенцев очень большая, как и доход от их продажи. Сейчас есть много российских подобных видео, а также такие видео делают сами мамы для своих деток. Ведь, судя по рекламе, это просто мечта – ребенок сам себе развивается, а в это время мы – взрослые – занимаемся своими делами!
Но… В этой бочке меда в виде свободных минут родителей есть даже не ложка, а много бочек дёгтя. Сначала несколько фактов: Большинство подобных видеопрезентаций пришли к нам из Америки. Но американские педиатры (Американская Академия Педиатрии) рекомендует полностью (!) запретить просмотр телевизора и видеопрограмм детям до двух лет. А с 3 до 5 смотреть только качественные программы 30 минут в день не более. Нет никаких фактов, доказанных наукой, о пользе видеопрезентаций «по развитию речи» для младенцев. Зато есть другие факты. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает однозначную рекомендацию: категорический запрет на просмотр видеопрезентаций, как и другой видеопродукции, до трех лет. Это наводит на размышления, ведь видео, которые у нас продаются и взяты за основу таких презентаций как раз есть слепок с американского оригинала. Почему же их так активно распространяют у нас?
Результаты исследования
Исследование 1
Расскажу об очень интересном психологическом исследовании. Обязательно дочитайте его результаты до конца, и взгляд на развитие речи малыша у Вас перевернется и будет ясно видно, может ли видео развивать малыша без присутствия взрослого! Исследование проводилось в нашей стране в доме ребенка. В эксперименте участвовали детки от 10 до 15 месяцев, не умеющие говорить (то есть без активной речи).
Ход эксперимента: В течение нескольких месяцев дети слушали одну и ту же аудиозапись радиопостановки сказки Андерсена «Дюймовочка» (специально был выбран текст, не понятный малышам). Экспериментатор приносил малыша в комнату, включал запись, был очень доброжелателен и очень сосредоточенно слушал сказку вместе с малышом. Сначала дети не слушали аудиозапись, отвлекались, пытались стянуть простынку, то есть аудиозапись их совсем не занимала, некоторые чуть не засыпали. Постепенно детки (напоминаю, что это дети – сироты из дома ребенка) стали узнавать экспериментатора, тянуться к нему, проситься на ручки, с удовольствием шли в комнату для прослушивания. Дети во время прослушивания сказки стали оборачиваться на экспериментатора, смотреть на его губы, сосредоточенно слушали звуки записи, улыбались, удивлялись, вокализировали. После двадцатого такого индивидуального «занятия – прослушивания» у половины детей появились первые осмысленные активные слова, обращенные к экспериментатору. После 30 прослушивания детки эмоционально реагировали на каждую фразу, ждали знакомых голосов из спектакля, радовались приходу экспериментатора и плакали, когда он уходил. Во время прослушивания ликовали, подолгу смотрели на источник звука. У многих молчавших деток появился лепет. После прослушивания записи происходил взрыв голосовой активности. То есть аудиозапись явно стала источником приятных переживаний!
Тогда исследователи решили проверить, что влияло на взрыв речевой активности младенцев – многоразовое прослушивание одной и той же аудиозаписи или общение со взрослым. Для эксперимента были взяты другие дети того же возраста, не владеющие речью (то есть детки молчали). Но прослушивали детки в этой серии эксперимента сказку по-другому. Взрослый во время прослушивания уходил за ширму, и детки его не видели. Результат был плачевный. Дети так и не научились сосредотачиваться на прослушивании аудиозаписи. Ни бурной радости, ни бурной двигательной активности, ни речевой активности у них не возникло. Дети избегали экспериментатора и не выказывали ему никакого расположения.
Тогда исследователи задали третий вопрос себе – а может быть тогда на детишек повлиял не взрослый, а то, что это сказка, то есть текст. И что этот текст много раз повторялся ребенку? И провели для выяснения этого вопроса третью серию экспериментов.
В ней деткам в тех же условиях давали прослушать отрывки из музыки Сергея Прокофьева («Петя и волк»). Взрослый также как и раньше приносил малыша в комнату, включал магнитофон и уходил за ширму на время прослушивания. Результат был также плачевным. Одни малыши слушали, другие совсем не слушали. Изменений в речевой активности у детей не наблюдалось.
Так стало ясно, что для развития активной речи малыша нужен именно взрослый! Слушание аудиозаписи действительно стимулирует речевую активность, но только в том случае, если взрослый также как и ребенок выступает в роли ее активного слушателя. Именно взрослый и общение с ним влияет на развитие умения говорить и слушать речь.
Примечание для любознательных. Кстати, была еще четвертая серия этого очень интересного эксперимента, в которой сравнивались две группы деток – из семьи и из дома ребенка. Оказалось, что первый тип занятий (совместное прослушивание взрослым и ребенком сказки) оказывал равное и одинаковое влияние на всех деток. А вот к музыке малыши отнеслись по-разному. Малыши из семьи увлеченно слушали «Петю и волка», активно лепетали, смотрели взрослому в глаза, ликовали, желали и дальше слушать музыку. А детки из детдома вообще не реагировали. Что подтвердило тезис о том, как важна среда в развитии малыша, в том числе и музыкальная среда.
Исследование 2.
Еще одно исследование, проведенное за рубежом, и его результаты. Был проведен эксперимент с детьми раннего возраста, в ходе которого малышам предъявлялись слова в трех разных ситуациях: 1) комментирование взрослым активных действий ребенка с реальными предметами (то есть когда малыш играл, взрослый называл предметы, признаки, действия), 2) разговор со взрослым по скайпу (малыш смотрел на экран и реагировал лепетом), 3) презентация с голосом диктора. А потом сравнили – какие слова дети стали быстрее узнавать на слух и говорить?
Отгадайте, какая группа слов была лучше усвоена? Да, слова первой группы были активно усвоены детьми, легко вошли в их пассивный словарь (понимаемые слова), а потом в активный словарь (малыши их начали говорить). А вот слова последней группы «прошли мимо» деток, хотя презентация их привлекала, и они ее с удовольствием смотрели. Делаем выводы.
Выводы
Фильмы для обучения речи младенцев от нуля до года созданы вопреки законам развития ребенка. Дело в том, что интеллект ребенка развивается в его активных действиях с предметами в реальном мире, в его собственном опыте. А не в просмотре мелькающих картинок. Привычка к пассивному восприятию действительности в режиме клипового восприятия ведет к искажению внутреннего мира маленького человека. Он уже не стремится сделать открытие сам, потянуться, доползти до предмета, обследовать его, пообщаться активно со взрослым – он просто пассивно ждет. И это еще не всё. Малыш привыкает к такой гиперстимуляции и потом постоянно ее требует. Позже становится невозможно сосредоточить внимание ребенка, он гиперактивный, неспокойный, часто с истериками, требует постоянного шума и уже привык к нему.
В чем еще минусы таких презентаций? Они изначально настраивают взрослых, что ребенок – это пустой сосуд, в который надо просто «влить» побольше информации. И ведь это не так! Малыш – это активный человечек – исследователь, и именно в его активности залог его счастливого будущего и база его полноценного развития! Всё нужное для развития речи малыша есть вокруг него – это ближайшие предметы, их свойства и качества и активные действия ребенка с ними, общение с близкими взрослыми, комментирование взрослыми действий малыша.
Если же мы показываем на слайдах малышу те явления, которые он еще не видел вообще, и требуем лишь повторения слов из презентации (называния предметов), то таким образом приучаем его лишь к повторению чужих мыслей, а не к выражению своих собственных мыслей и чувств! А вот если он привык к тому, что слово идет из его собственного активного опыта – это уже совсем другое слово, оно живое по природе своей!
Поэтому мое убеждение – презентации для развития речи детей раннего возраста не нужны! А как развивать речь малыша в интересном для мамы и малыша общении– мы говорим на курсе для родителей «Развитие языковых и коммуникативных способностей детей». Это очень просто, доступно всем, проверено многими поколениями! Только вот за дорого это не продашь, ведь истинное счастье и любовь к малышу не продается! Поэтому и продаются и рекламируются сейчас вместо живого общения — общение виртуальное с неизвестным диктором на экране компьютера.
В следующий раз мы поговорим о презентациях для детей постарше – с 3 до 7 лет.
До новых встреч на «Родной тропинке»! Я буду рада, если Вы поделитесь ссылкой на эту статью со своими друзьями и поможете им избежать ошибки. Вы не представляете, какое количество мам надеялись на эти презентации для развития речи, поддавшись на рекламу, и получили грандиозные проблемы с детками! Они мне пишут в письмах, что искренне верили, что видеопрограммы развивают младенцев и очень часто их ставили для просмотра детям – «развивали с пеленок», причем героически и интенсивно. И ждали «гения». Но результат получили плачевный и сейчас возвращаются к азам – потешкам, колыбельным, комментированию действий малыша и своих действий – словом, к тому, что всегда веками сопровождало жизнь ребенка в первые годы и давало прекрасные результаты.
Приглашаю прочитать предыдущие статьи из серии статей для родителей про развитие речи детей:
Развитие речи: надо ли специально развивать речь или она разовьется сама? Чего мы хотим достичь, когда развиваем речь ребенка?
Как развивать речь ребенка в семье: 10 правил для родителей по созданию развивающей речевой среды дома и речевым играм с детьми.
Игры для развития речи самых маленьких деток Вы найдете в рубриках сайта:
Развитие малыша от рождения до года
Развитие речи ребенка 1-2 лет.
Материалы к занятиям по развитию речи с детьми, в том числе и презентации на разные темы Вы найдете в разделах сайта:
Мир вокруг нас
Развитие речи детей 3- 4 лет
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
Ася, спасибо большое! Потрясающая статья!
У меня двое деток погодок (5,5 и 4 года). Я ни разу не ставила им презентации, поскольку считаю это ненужным для развития речи. Ведь общения любящих родителей вполне достаточно для развития речи. И растили нас наши мамы, а наших родителей наши бабушки без видеопрезентаций.
Я и мой муж очень много говорим с детьми и читаем книг. Обсуждаем все. Когда моему старшему было 3 месяца и я поняла, что не могу разрываться между спальней и кухней, мы постелили ковер на пол в кухне и сын лежал на ковре, то есть был со мной во время приготовления еды, а я с сыном разговаривала, повторяла его лепет, рассказывала сказки и стихи и т.д. А в 1 год и 9 месяцев он сам рассказывал потешки и короткие стихотворения.
Жаль, что в наше время родители стали перекладывать свою ответственность на компьютеры. А ведь с детьми так интересно общаться:)
Ася, спасибо за прекрасный и понятный обзор исследований на эту тему. Лично мне всегда было достаточно рекомендаций ВОЗ по поводу запрета на просмотр видео до 3-х лет и знания о наглядно-действенном типе мышления у малышей, чтобы НЕ показывать презентации своему ребенку и даже НЕ смотреть их вместе с ним активно (сыну сейчас 3 года 8 мес.). Ведь вокруг столько интересных реальных предметов, которые можно изучать, исследовать и познавать в игре, а не пассивно сидя перед экраном! Но некоторым из участниц моих курсов таких аргументов мало, так что, с вашего позволения, буду давать им ссылочку на эту статью. Жду продолжения!
Здравствуйте, Ася! С удовольствием прочитала вашу статью. Со многими вещами согласна. Но мне тоже захотелось сказать своё мнение по этому вопросу. Я считаю, что презентацию можно и нужно использовать для детей даже в раннем возрасте. Но, конечно, презентация должна быть показана мамой (или другим взрослым) и с комментариями в нужных местах тоже мамой. Электронная презентация для совсем маленьких, например, на какую — то определённую тему вместо бумажных картинок — это хорошо: 1. Экологический аспект (сохраняем природу, уменьшаем количество бумаги), 2. экономический аспект (бесплатно, можно сделать несколько вариантов, например 2 или более разных набора картинок с фруктами и овощами), 3. Дидактический аспект (Например, мама сама умеет делать презентации или заказывает , чтобы сделали для её малыша. Т.е. мама, учитывая конкретные нужды или интеллект ребёнка, делает то, что необходимо её ребёнку на данный момент), 4. Самостоятельный аспект (Мама может дать посмотреть ребёнку уже хорошо знакомую презентацию. Это поможет малышу закрепить полученные знания и научиться работать самостоятельно. Конечно, в зависимости от возраста ребёнка маме нужно чётко знать, сколько минут смотрит ребёнок презентацию и не превышать нормы, которые определили психологи.), 5. Детская книга, переведённая в электронный формат, или старый диафильм — это та же презентация. (Сейчас много книг, изданных в советское время, да и диафильмов, изданных тоже в это время переводят в электронный вариант. Почему бы маме не прочитать малышу такую книгу с красивыми и качественными картинками или не посмотреть диафильм с рисунками Сутеева и другими талантливыми художниками советского времени. И всё это богатство можно получить бесплатно в интернете.)
Марина, конечно, давайте. Действительно, результаты исследований — это тот факт, который отрицать невозможно.
Светлана! Спасибо за такой развернутый комментарий.
1. Да, книги — это замечательно, как и диафильмы! Но … если есть возможность не нагружать зрение и прочитать в реальном живом виде книгу — то я за книгу! Экран не потрогать руками, не погладить странички, не почувствовать запаха книги.
2. Про диафильмы — они, естественно, полезны. Но были исследования по тому, как воспринимают дети диафильмы. И оказалось, что при просмотре диафильма ребенок столь сосредоточен на необычной обстановке и смене кадров, что не выделяет текст, хуже запоминает слова и фразы из текста. Т.е. при слушании книги ребенок лучше воспринимает текст, чем при просмотре диафильма по той же книжке. Поэтому наилучший путь — сначала читать книжку, а уже потом — смотреть по ней диафильм или мультик. Или смотреть диафильмы просто для удовольствия, как развлечение в приятном семейном кругу!
3. Что бы я стала показывать в презентации для двухлетки (не раньше) — это коротенькие видеофрагменты реальных животных, знакомых ребенку из сказок и рассказов. Вот видео — бежит цыпленочек по травке к маме- курице, он пищит, клюет зернышки. Небольшой фрагмент, который можно посмотреть. А вот гусенок. А вот зайка прыгает по лесу, а за ним бежит лиса. И волк спрятался за кустом. Чтобы малыш видел реального животного, ведь в картинках часто есть искажения. Только вот таких презентаций я, увы, не видела. Если видел кто-то буду благодарна, если поделитесь.
4. Да, Вы очень правильно поняли суть. Если смотреть презентацию — то вместе с ребенком, эмоционально реагируя на нее, останавливая кадры, обсуждая, обмениваясь с малышом репликами. Т.е. фактически используя ее как картинки или обсуждаемый видеосюжеты. Но не как «фильм с мельканием кадров под голос дикторов».Но и то — понимать, что для зрения лучше картинки. Хотя такое обсуждение скорее по возрасту подходит для трехлеток и более старших детей, чем для двухлеток или тем более годовасиков, которые не говорят.
Не поняла, как в 1-2 года как малыш сам что-то в ней закрепит?(«Это поможет малышу закрепить полученные знания и научиться работать самостоятельно»), Дети даже в 4 года еще не могут самостоятельно работать и осознанно учиться — они делают это в игровом сюжете. Им нужно общение со взрослым в реальной жизни, чтобы закрепить. Другое дело — может ответить на вопрос взрослого по знакомой картинке «Кто это?». Это да! Но опять же — фактически то же самое можно сделать с обычной картинкой.
Когда малышу 1 год, при самостоятельном просматривании картинок в презентации, и видя знакомую картинку, например, собаку, то малыш проговаривает: «Ав-ав». Когда ребёнку 2 года и он умеет говорить, то при просматривании картинок в презентации, он не только узнаёт и вспоминает, что нарисовано на картинке, но и вспоминает и проговаривает дополнительные пояснения, которые давал взрослый, когда они вместе смотрели эту презентацию. Особенно, если ребёнок неоднократно просматривал презентацию вместе со взрослым. Или ребёнок в игровой ситуации, берёт на себя роль взрослого, а кукла становится ребёнком. И ребёнок, подражая взрослому,в самостоятельной игре рассказывает кукле, то, что рассказывала ему мама, показывая презентацию. Это я и называю самостоятельной работой ребёнка с презентацией. Иногда ребёнок может ничего не говорить, но внимательно просмотреть картинки в презентации, что тоже, на мой взгляд, очень хорошо. А презентация на компьютере, как я и писала, — это замена бумажной картинки и бумажной книги. Я не говорю о том, что нужно полностью заменить на 100%, но включить в работу с ребёнком презентацию — это очень хорошо. И не нужно для этого ждать, когда ребёнку исполнится 3 года.
Светлана! Так ведь ребенок и по обычной картинке может ответить «ав-ав», и видя обычную собачку на улице, тоже так же скажет «ав-ав»! Зачем ему проговаривать комментарии взрослого по экрану, если можно взять ту же картинку собачки и с ней действовать активно и в это время говорить! С экраном действовать нельзя, можно только комментировать увиденное. А игрушку — или картинку — собачку можно покормить (на), ею побегать (топ-топ), попасть под дождик (кап- кап), полаять (ав-ав), спрятать (где?) и найти (вот! иди-иди!), посадить в домик и постучаться в него (тук-тук), повести в гости. И это будет намного более активная речь ребенка, причем — это очень важно — сопровождаемая одновременно его активными действиями и тактильными ощущениями. И слова в этой игре с реальной картинкой или игрушкой запомнятся лучше, чем экранные. Вот в чем здесь загвоздка. И если передо мной стоит выбор — показать собачку на экране или поиграть с реальной собачкой — игрушкой или картинкой, я выберу реальный предмет. И получу отличный результат в развитии речи, т.к. ребенок на 80% более активен во время игры, чем перед экраном. Конечно, каждый сам решает за себя. Картинки надо покупать, а презентаций очень много в сети бесплатно. Но я лично лучше куплю и буду использовать эту картинку вплоть до семи лет, делая с ней самые разные упражнения.
Я не против он-лайн методик. Я их сама активно использую. Кроме того, сейчас есть замечательные он-лайн игры по развитию речи для самых маленьких, в которых реально ребенок активен! и его речь стимулируется, но в них есть речевая задача, заданная в игровой ситуации, которую надо и хочется решить (хотя таких качественных игр 10% из всех имеющихся в сети, но они есть, сделанные специалистами, и я за них!). Но презентация не обладает такими возможностями, изначально это замена картинки на экран. И тут она проигрывает реальной картинке для детей раннего возраста, у который мышление наглядно — действенное, а не наглядно — образное или словесно — логическое, как в более старшем возрасте.
Спасибо за статью! Полностью согласна с вами. Презентации 0+ — это чистый бизнес!Моему ребенку полтора года, мы не смотрим ни телевизор, ни презентации. Знакомимся со всем через книги и предметы. Ася, у меня вопрос к вам «А как вы считаете, можно показывать ребенку видео (где дети танцуют) с песенками «Железновых» или лучше без видео только звук?» Интересно ваше мнение.
Ася, спасибо за интересный разговор. Для меня ценно Ваше мнение. Жду продолжения статьи.
Светлана! Мне тоже интересно обсуждение темы с Вами и другими читателями :).
Наталья! Песенки Железновых рассчитаны на то, что Вы играете вместе с ребенком под эту песенку, выполняете движения. Конечно, выложены они в сеть в виде видео занятия с детьми — чтобы было понятно, какие движения выполнять и как заниматься с такими маленькими под эту музыку. Но эти видео предназначены для взрослых, не для детей. Зачем детям смотреть, как чужая тетя занимается с чужими детками? Им нужно, чтобы мама поиграла с ними под музыку. Поэтому — пойте, танцуйте, выполняйте движения с удовольствием вместе с малышом под эту музыку!
Ася, очень интересное обсуждение. Ждем продолжение для старших детей и хотелось бы по онлайн-играм почитать.
Интересно ваше мнение по поводу аудиоспектаклей, аудиопостановок? Просто все интересные произведения прочитать с листа невозможно чисто физически. А вот, например, включить ребенку аудиокнигу в машине в пробке или в дальней поездке. Эффективно ли такое прослушивание? Или эффект достигается только при дальнейшем обсуждении, проигрывании услышанного ?
Спасибо за статью, очень интересные обсуждение. Обязательно поделюсь ссылке на статью в соц.сетях.
По он-лайн речевым играм у нас — я очень надеюсь -будет автор выступать на нашей Мастерской игр весной. Ей разработаны действительно очень качественные речевые он-лайн игры для детей от 2 до 7 лет, интересные детям и построенные с учетом развития речи и мышления ребенка. В них ребенок не пассивен, а очень активен. Они сделаны с юмором и вызывают улыбку и нравятся поэтому и детям, и взрослым. В прошлом году у нас не получилась эта встреча, в этом году я уверена, что всё получится.
Про аудио — слушайте с удовольствием! Аудиосказки всегда очень полезны!
А если стоит вопрос про последовательность — что сначала: мультик или аудиоспектакль? — то рекомендация такая: сначала даем аудио, т.к. при слушании ребенок будет более активен — он сам домысливает — дофантазирует персонажи , окружающую обстановку. А в мультике уже всё придумано режиссером и художником.
Конечно, самое эффективное — не просто дать послушать, но еще и обсудить. Особенно это важно после 5 лет ,когда ребенок активно начинает интересоваться мотивами поступков: А как бы ты поступил на месте героя? А ты бы испугался? и другие подобные вопросы.
Полностью согласна. Я даже со своего взрослого возраста предпочитаю сначала прочитать книгу — потом посмотреть по ней фильм.
А с дочкой 4,5 г. открыла для себя много детских аудиокниг, в т.ч. с озвучиванием советских киноактеров (Никулин, Джигарханян, Муравьева и т.д.).
Здравствуйте!!! Снова я! Честно говоря даже не знаю где следует задать сей вопрос и вообще можно ли вас таким беспокоить.
Вот в чем моя проблема (возможно больше надуманная, но все же) ребенку сейчас 1 год и 7 месяцев. Практически не говорит(мама и лепет), очень активная, любит бегать, все крушить и ломать и всячески активно отдыхать. Останавливается только во время просмотра мультфильма или минуты на 2-3 около новой игрушки.
С ребенком практически нереально ничем заниматься (книги швыряем, пазлы вон, даже пирамидка это быстро раскидали и все тут), плюс ко всему прочему ребенок практически не смотрит в глаза и вообще на лицо, на просьбы дай-принеси-покажи не реагирует (хотя 2 месяца назад все делала). На имя тоже свое не отзывается.
Как заниматься с ребенком? Вообще просто даже минимально развивающими играми и для развития речи? Может есть какие-нибудь приемы? Что делать?
Спасибо заранее!!!
Алина! Я ответила Вам на почту.