30.08.2014
Автор: Ася Валасина
Как развивать речь ребенка в семье

Как развивать речь ребенка в семье: 10 правил для родителей по созданию развивающей речевой среды дома и речевым играм с детьми.

Дорогие читатели «Родной тропинки»! Это вторая статья из цикла статей о том, что такое развитие речи детей дошкольного возраста и как избежать типичных ошибок в обучении малышей родной речи. В первой части мы с Вами определились, зачем нужно развивать речь малышей, что это такое и чего хотим добиться к семи годам, то есть сформулировали нашу цель речевого развития ребенка в дошкольные годы. Без понимания цели трудно правильно подобрать средства ее достижения.

Сегодня из продолжения – второй части Вы узнаете, как эту цель можно реализовать и развивать речь ребенка:

  • как развивать речь ребенка интересно, легко и просто, а также весело и с удовольствием для мамы и малыша,
  • я поделюсь с Вами 10 правилами, помогающими развивать речь малышей по ходу обычной жизни семьи. Вы увидите примеры из жизни о том, что эти правила работают и эффективны.
  • Вы узнаете интересные идеи для повседневных речевых игр с малышами и истории из жизни о том, как создать в семье развивающую речевую среду для полноценного речевого развития малышей.

А если Вы захотите и сами научиться развивать речь Ваших малышей  без излишних затрат времени, сил и денег – развивать не только грамотно и на основе научных знаний, но и радостно, играючи, легко и с удовольствием – то добро пожаловать на мой он-лайн курс для родителей  «Развитие коммуникативных и языковых способностей детей от рождения до семи лет».  

Где найти время для  того, чтобы развивать речь ребенка? Этот вопрос задают мне очень часто. К сожалению, сейчас настало время, когда нам постоянно внушают мысль о том, что нужно как можно раньше посадить малыша за учебники – по математике, рисованию, развитию речи, окружающему миру. И у многих педагогов и родителей сформировалось ошибочное представление   о том, что развитие речи – это только занятия с детьми. Причем только занятия, которые специально спланированы и организованы взрослым. А значит, надо к ним маме готовиться, планировать время, как-то заинтересовывать ребенка, найти для всего этого время, изучить горы книг. И руки опускаются и непонятно, что делать. И почему-то сейчас считается, что обычное бытовое общение с малышом в ходе завтрака, укладывания спать, прогулки, уборки дома, изготовления поделок и игр, поездки в транспорте или похода в поликлинику – это не развитие речи.

Это в корне не так! И, увы, в результате этого мнения, у многих мам и педагогов просто опускаются руки, когда идет речь о том, как развивать речь ребенка.

Давайте разберемся с этой ошибкой подробнее и избавимся от нее. Ведь очень многое, 90% в развитии речи детей дошкольного возраста можно делать по ходу обычной жизни дома без лишних затрат времени! Такое развивающее повседневное речевое общения с малышами — это фундамент, базис развития речи, без которого всё остальное в наших действиях по обучению детей речи будет хрупким и неустойчивым.

rech rebenka

Меня очень удивляет, что часто говорят так: «У меня нет времени развивать речь моих детей». Я всегда улыбаюсь в ответ, потому что такого просто не может быть! Ведь не может же такого быть, чтобы мы целый день молчали, и ребенок тоже молчал. Раз мы говорим, и ребенок говорит, значит это речевая практика и речевое общение. А если это речевая практика и речевое общение, то это значит, что  в ней уже изначально заложены возможности развития речи наших детей. Только  мы можем их:

  • А) либо полностью использовать,
  • Б) либо совсем не использовать,
  • В) либо использовать частично.

И чаще всего не используем и пропускаем эти возможности. Давайте научимся их  использовать для того, чтобы развивать речь ребенка с радостью и легко!

Некоторые возможности для развития речи детей по ходу обычных дел я написала как список интересных идей для родителей, который Вы найдете в статье «20 идей по развитию речи малышей для занятых мам». Статья будет полезна не только родителям, но и педагогам. А в этой статье я подробно, с примерами разберу еще 10 правил  создания в семье развивающей речевой среды. В такой среде речь развивается легко и с  радостью для взрослых и детей.

Каждое правило я буду иллюстрировать примерами из жизни мам — выпускниц моего курса для родителей «Развитие языковых и коммуникативных способностей детей». Вы увидите, как применение этих простых правил меняет очень многое!

Примечание: Многие имена участниц курса и их детей я изменила, чтобы сохранить атмосферу абсолютного доверия и взаимопонимания, которая складывается во время обучения и общения на курсе.

Как развивать речь ребенка: 10 правил общения с детьми в семье

Правило 1.

В разговорах с малышами не отвечать сразу же на вопрос ребенка к Вам, а сначала предложить ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать или пофантазировать вместе с Вами.

Зачем это нужно: таким образом по ходу обычной жизни мы развиваем связную речь малышей,  учим их понятно для собеседника выражать свои собственные мысли, развиваем умение рассуждать и доказывать свое мнение.

Таких ситуаций очень много в обычном общении, и нужно их просто использовать для того, чтобы развивать речь малыша. Если малышу трудно выразить свою мысль, подскажите ему начала фраз, а он их продолжит: «Я думаю, что…», «Наверное, они …», «Может быть…»! и другие.

Пример использования.

Яна. Из отзыва на вебинар курса для родителей: «Супер, очень понравилось. В чем-то утвердилась, и что-то открыла для себя новое. Например: не предлагать готовый вариант ответа на вопрос ребенка, а предложить ему самому пофантазировать, подумать. Я сразу применила этот метод, и была приятно удивлена. Мы ложимся спать, а сверху у соседей что-то громко падает на пол. Дочка спрашивает: «Ой, мам, что это?». Раньше я бы предложила свой вариант, придуманный. А тут я ей говорю: «А что же у него там упало, давай подумаем. А ты как думаешь?» И она мне целую историю выдает: «У дяди упал на пол фотоаппарат, и он разбился. Дядя начал плакать, но он поплакал — поплакал, потом пошел и купил себе новый, крепкий, антикварный фотоаппарат. И когда он у него падал, то уже не разбивался, и дядя больше не плакал».

Обратите внимание: если бы мама сама ответила бы на вопрос дочки, то она бы не использовала возможности этой бытовой ситуации для развития речи, мышления и фантазии своей малышки. А ей это удалось!

 Таких ситуаций каждый день очень много, нужно просто их видеть и применять это правило. И ребенок будет постепенно лучше излагать свои мысли. 

Правило 2.

С детьми, которые «не хотят» говорить и вместо речи используют жесты, использовать прием «непонимания ребенка» в проблемной жизненной провоцирующей ситуации.

Зачем это нужно? Часто дети не говорят только потому, что речь им не требуется для жизни. Родители их понимают с полужеста и полуслова и предупреждают все их желания и потребности. Зачем тогда говорить? Если создать ситуацию провоцирования на речь — ситуацию непонимания речи, то малыш начинает говорить, так как речь становится ему жизненно необходима! Но ситуация непонимания речи должна быть естественна, жизненна и не должна унижать или обижать ребенка.

Как это делать?

Неправильный вариант такой ситуации речевого общения с ребенком. Например, если Вы положите на стол бананы и начнете «допрашивать» малыша: «Что ты хочешь?» и не будете понимать его жест, то это будет явная манипуляция. Малыш это почувствует и начнет плакать или бунтовать.

Давайте посмотрим на такую ситуацию с точки зрения ребенка: зачем объяснять словами, что тебе нужен банан, когда это и так понятно. Ведь на столе больше ничего другого нет! На столе ведь одни бананы! По жесту явно понятно, что малыш требует именно банан. Что тут может быть непонятного? Как мама может меня не понять?

Правильный вариант такой провоцирующей ситуации для развития речи малыша. А вот если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест малыша будете спрашивать: «Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?» и будете «не понимать» его жесты, давая вместо желаемого другие фрукты, то такая ситуация оправдана, она идет из жизни, она реальна! И она будет стимулировать речь малыша и его первые слоги или даже слова. И ребенок не будет скандалить или обиженно плакать, а будет стараться всеми силами Вам – непонятливой маме – объяснить словом, звуком или слогом, что конкретно нужно ему в данный момент. И первое слово у него обязательно появляется раньше или позже! Оно не обязательно будет  полным (ведь малышу сложно сказать сразу же «апельсин» или «яблоко»), но оно будет именно первым сокращенным детским словом. Но это будет уже слово, а не просто жест!

Пример применения этого способа стимуляции речи от участницы моего курса для родителей:

Катерина: «Только ночью посмотрела запись вебинара, а утром уже начались чудеса! 🙂 Раньше сын подходил к книжной полке, тыкал пальчиком, а я перебирала варианты книг, он качал головой или отпихивал очередную книгу ручкой… пока не получал в руки ту, которую хотел, молча её брал, и мы шли читать. А сегодня, когда на очередной вариант отказа не последовало, я продолжила задавать вопросы («Ты хочешь эту книгу? Про бабочку? Дать тебе книгу про бабочку?»). И вот, после десятка моих вопросов и его многочисленных «У-у-у у у», сын закричал:»Да!»

Через 9 дней Катерина написала: «Очень хочется поделиться нашими успехами. После того как «перестала понимать» указательный жест — стали появляться новые слова, иногда целые потоки слов (столько эмоций в них, сын прям старается, объясняет — иногда и правда сразу не понять 🙂 Пропал бессвязный лепет, стали проскальзывать словосочетания!!! А ещё — он сам стал озвучивать другие привычные жесты — когда тянет меня за руку, говорит: «Пойдём» или «Дай руку». Это так здорово!!! Спасибо!»

Еще один пример положительного влияния такой провоцирующей ситуации на появление у ребенка речи Вы найдете в статье «Ребенок не говорит: что делать?»

Полезную информацию о задержке речевого развития Вы найдете в этом видео «Маминой школы» первого образовательного телеканала:

Правило 3.

Используйте обычное общение  дома, в дороге, на прогулке для речевых игр и разговоров с детьми, игр с ними. Вы будете развивать речь ребенка по ходу обычных дел семьи.

Если Вы имеете представления о закономерностях развития речи у ребенка, о ее естественных законах, по которым речь живет и проявляется в нашей жизни, то речевые игры будут сами рождаться у Вас. И никаких дополнительных инструкций и расписаний Вам не потребуется. Если Вы захотите узнать перечень основных речевых игр с дошкольниками и научиться их придумывать самим для своего ребенка в ходе обычной жизни, то жду Вас на моем курсе. Увы, в одной статье я всего рассказать не могу.

А вот примеры участниц курса, которые сами стали придумывать речевые игры для своего ребенка на основе полученных на курсе знаний. Сможете и Вы!

Пример 1. Развиваем фонематический слух и чувство рифмы. Играем в речевые игры на кухне.

Ольга: «Сегодня я чистила детям рыбу от костей и на ходу придумала игру. Я говорю: «Я чищу рыбу от костей», потом заменяю букву или говорю просто в рифму. И вот что придумали вместе с ребёнком: «Я чищу рыбу от гостей, от гвоздей, от гроздей, от врачей, от грачей, от кистей» Дальше уже не помню, много чего было. Смеялись оба».

Пример 2. Грамматическая игра. Играем в речевые игры по пути на прогулку. Учимся согласовывать существительные с числительными без ошибок.

Участница курса – Надежда: «Хочу поделиться некоторыми своими находками для грамотной речи детей. Когда мы с Настей спускаемся или поднимаемся по лестнице, то всегда считаем кого-нибудь или что-нибудь. На каждом лестничном пролёте у нас кто-нибудь «живёт». Кто живет —  определяет Настя. Спрашиваю: «Кто здесь живёт?» — «Медвежонок!!» И начинаем движение по ступенькам. Пока дочь мало говорила, то считала я, а сейчас она уже сама: «Один медвежонок, два медвежонка, три медвежонка, четыре медвежонка, пять медвеЖАТ, шесть медвежат» и до 10.Следующий пролёт может быть с Медведицей, так же считаем: «одна медведицА, две медведицЫ, три медведицЫ, 4, пять медведиЦ» и т.д. И пока мы спустимся (у нас пятый этаж) успеем перебрать весь зоопарк и всё, чем питаются. Слежу ещё за тем, чтобы на каждый шаг был один счёт (мне кажется, что так понятнее становится чувство ритма)»

Пример 3. Коллекция идей для речевых игр лексика и грамматика. Автор — участница курса для родителей Наталья.  У Натальи многодетная семья, поэтому многое она делает по ходу обычной жизни. В том числе и учит детей русскому языку.  Вот как она применяет в своей обычной жизни  семьи классические речевые игры и упражнения. Младшей дочке Натальи 3 года 3 месяца, малышка — билингв, говорит на двух языках.

Идея 1. Грамматическая игра, в которой ребенок учится образовывать новые слова по аналогии, в которой развивается словотворчество и языковое чутье.

Наталья пишет: «Мы ехали в машине, увидели бетономешалку, и я тут же рассказала, почему она так называется — потому что мешает бетон: БЕТОН МЕШАЕТ… А потом мы стали придумывать другие машины… Например, если мне надо будет помешать шоколад, как будет эта машина называться? Сначала я ей подсказала, как построить слово: шоколадомешалка… Потом придумали машины для мешания овощей, потом для молока и т.д. После двух — трёх моих подсказок дочка очень хорошо справлялась».

Идея 2. Грамматическая игра – учимся образовывать прилагательные от существительных по аналогии, развиваем языковое чутье.

«Я вырезала всякие картинки фруктов и ягод и нарисовала на листках банки. У нас произошла такая история, что зайчик пошёл в лес и стал находить всякие ягоды, приносил их домой маме, а мама варила из них варенье. Принёс зайчик малину, мама варила МАЛИНОВОЕ варенье… (из яблок – яблочное, из абрикосов – абрикосовое и так далее). Дочка клеила в банку ягодки, мы ещё их дополнительно посчитали и посмотрели, сколько ягодок в банку поместится ( банки были нарисованы разного размера). И так делали с разными ягодами и фруктами. Потом пришёл в гости медвежонок и попросил зайчика угостить вареньем. Но он очень плохо разбирался в варенье и поэтому всё время спрашивал зайчика » Какое это варенье?» (малышка отвечала, правильно употребляя прилагательные: малиновое, клубничное, черничное, яблочное, сливовое и т.д.)

Идея 3. Сравнение предметов.

«Недавно лежали дома на полу и я заметила, что мы с Соней в разных кофтах. Я предложила ей рассмотреть её и мою кофту. У неё с замочком, а у меня — нет, у неё с кармашком , а у меня нет и т.д. Потом София рисовала такую же кофту как у неё для зайчонка, уж очень он её просил.

Идея 4. На прогулке – лексические упражнения.

«Когда мы ходили гулять на улицу, я её попросила найти на улице что-то очень маленькое. Она нашла цветочек малюсенький, маленький цветочек (Мое примечание: обратите внимание – «маленький» и «малюсенький» – это разные слова, «малюсенький» – это совсем маленький). Потом нашла деревце, маленькое деревце и т.д. Конечно, она не ходила и не искала всё время, потому как ей долго одно и то же не интересно, но в процессе прогулки она постоянно замечала что-то маленькое и мне показывала. Потом я попросила найти что-то большое,  и она нашла большое дерево, большой цветок, большой дом. Когда пришли домой, играли с игрушками, и медведь попросил нарисовать для него большой дом, а зайчонок — маленький. Нарисовали в них окошки и опять посмотрели, сколько окошек в каком доме поместилось. Окошки рисовала я, дочка уже не захотела :)))»

Идея 5. Грамматическая игра – осваиваем родительный падеж.

«Я расставила я игрушки на полу и одну игрушку спрятала под ладошкой. И спрашиваю: «Кого я спрятала под ладошкой?» КОГО? мне было важно, чтоб София именно на этот вопрос отвечала правильно: «медведя», «белочку» и т.д.

Идея 6. Грамматическая игра в дороге – использование уменьшительно – ласкательных суффиксов.

«Когда мы каждое утро отвозим Кристиана в школу, мы с дочкой играем так. Я говорю: «Давай смотреть, что можно в городе увидеть?» София смотрит в окно машины и называет, что она по дороге видит. Потом я ей предложила говорить то, что она увидит — а я буду называть ласково. Например: светофор — светофорчик, машина- машиночка и т.д. Было одно довольно таки трудное для меня : велосепидист. Я назвала — велосипидистик :))), не знаю, правильно ли. Так же мы играем, когда ходим гулять на ферму — смотрим, что можно там увидеть и называем ласково. Идём в магазин и играем так же. Ребёнок наблюдает, расширяет словарный запас, получает чёткую картину мира — что и где можно увидеть, и развиваем речь. Тут же по ходу дела можно найти вещи для сравнения. например дорога — бывает асфальтированная и дорога через поле… Ещё можно сравнивать всё вокруг, но по-другому: например курочка маленькая, а муравей ещё меньше. Дерево высокое, а дом ещё выше и т.д.»

Идея 7. Играем в игру » Что раньше, что потом».

«Этой игрой мы пользуемся очень часто в разных ситуациях. Если я завариваю чай, то я рассказываю, что зачем происходит. Сначала наливаем воду в чайник, потом кипятим воду и потом только завариваем чай. И так же в других домашних делах.
Вчера делаю салат и говорю: «София, я нарежу салат и потом посолю? или сначала посолю, а потом нарежу салат?»

Иногда уже происходят вот такие диалоги :))): » Мама, сначала нарезать, потом масло налить, потом лимон выдавить и потом только посолить». И с таким видом сказала!!:)))) Кто из нас кого учит уже становится на понятно :))))»

Таких игр у нас много, и происходят они чаще всего спонтанно, между делом»

Пример 4. Учим цвета.

Пишет мама Марина, ее  дочка – билингв и говорит на двух языках:

«Цвета мы учили с помощью разноцветных конфет. Помните, я Вам писала, что дочка никак не хочет их запоминать? Я ей их называла раз сто и постоянно спрашивала: «А это какого цвета? «. У неё на всё был один ответ, да еще и на французском: «bleu», что значит «голубой». Но тут пришла мне идейка. Я её брата-француза тоже цветам на русском языке учу.

Так вот, мы поиграли в игру: разноцветные конфеты драже на столе, они выбирают одну и если правильно называют ее цвет, то могут съесть! Вот был для меня сюрприз, когда оказалось, что Даша все основные цвета знает. Ей просто раньше не нужно было, поэтому она и не говорила! Какие же дети хитрые! Нет личной заинтересованности — и не будут говорить, хоть кол на голове теши!»

Мой комментарий – да, в развитии речи и в обучении малышей главное – их заинтересованность. Иначе все наши усилия проходят «мимо» детишек.

Пример 5. Мария: «Грамматика???» — подумала я, когда увидела тему вебинара курса. Но на вебинаре меня так заинтересовали новые игры, большинство которых мы даже не использовали в своей жизни, что я подумала: «Грамматика может быть такой интересной!» Столько полезного и интересного материала было подано легко, что такой объем сразу уложился по полочкам. Большим плюсом всех игр является то, что все происходит естественно. Теперь, стоя в пробках, мы всегда находим тему для разговора и знаете, получается очень весело и интересно

Пример 6. Татьяна, мама двух детей: «Очень важно, что игры и задания, которые Вы предлагаете, направлены именно на максимальное использование обычной повседневной жизни (по пути в кружки, из магазина, во время приготовления еды, на прогулке, даже во время сбора в детский сад). Думаю, что многие мамы испытывают дефицит свободного времени, особенно когда в семье несколько детей. В нашей семье речевые игры «на ходу» были всегда. Но теперь они стали намного разнообразней,  и ребенок с удовольствием воспринимает их. После сегодняшнего занятия наших игр станет еще больше!»

Пример 7. Наталья: «Курс позволил мне по-другому посмотреть на развитие ребенка в целом: изменились приоритеты, цели,  ценности.  Теперь  занятия мы проводим в течение дня в зависимости от настроения  ребенка  спонтанно, без подготовки, используя знания, полученные на курсе и фантазию. И, конечно же, я начала по-другому общаться с ребенком! В первую  очередь изменилась Я.  Сейчас повседневные занятия  —  прогулки, дела  на кухне… — превратились в занятия по развитию речи, которые  нам доставляют удовольствие».

Полезные советы для родителей о том, как развить образную и выразительную речь ребенка Вы услышите в телепередаче «Мамина школа»  первого образовательного телеканала

Правило 4

– правило о речевой активности взрослых и детей в ходе занятий и речевых игр.

Общее правило гласит: если мы хотим, чтобы развивалась речь ребенка, то и говорить во время наших речевых игр и занятий должен малыш, а не взрослый. Причем говорить  малышу нужно во время беседы в 5 раз больше, чем взрослый. То есть примерное соотношение такое – на одно Ваше предложение приходится пять предложений ребенка или группы детей, с которой Вы занимаетесь речевым развитием. Если во время речевой беседы или речевой игры мама или педагог говорит в 5 раз больше, чем дети, то она развивает свою речь, а не речь детей!

Зачем это нужно? И как это правило применить? Речь  детей развивается только в практике, а для этого говорить на речевом занятии нужно детям, а не взрослым! А для этого нужно правильно задавать малышам вопросы – вопросы, которые будут требовать рассуждения, выражения своего мнения.

Пример применения правила.

Неправильный вариант. Например, если Вы спросите: «Какое сейчас время года?», то малыш может ответить всего лишь одним словом «Лето». И требовать в данном случае от него «полного ответа» и нескольких предложений в ответ на этот вопрос — это неправильно.

Правильный вариант, необходимый для того, чтобы развивать речь ребенка.  А если Вы спросите – «Чем тебе нравится лето?» или «Что за время года изображено на картинке – поздняя весна или лето?», то эти вопросы будут требовать развернутого ответа. Именно такие вопросы очень нужны и важны для развития речи и мышления ребенка. Используйте эти вопросы почаще!

Пример от мам — участниц курса.

Пример 1. Анна: «Здравствуйте, Ася! Я проанализировала свое поведение и попыталась ввести новые стратегии. Дочка в 2года 3 месяца говорила совсем мало слов (причем все в сокращенном варианте, кроме «тапочки» и  «печенье», да и эти почти без гласных). На просьбы повторить слово отвечала – «никак», на этом разговор заканчивался.
Во-первых, я поменяла стиль наших игр. Теперь игрушки очень хотели познакомиться с нашей девочкой, узнать, как ее зовут, сколько ей лет и что она умеет делать. Сначала Маша отвечала, что она — Маня, умеет ля-ля-ля (петь), кась (красить, рисовать), а дальше шло мычание с активным размахиванием руками. Видимо, она сама поняла, что слов не хватает.
Во-вторых, я стала медленнее читать стихи и заново вернулась к потешкам. Даже сама удивилась, что дочка очень их любит повторять, но на свой лад: она не всегда хочет договаривать окончание, ритмично повторяет за мной на тарабарском весь стих. Как я понялаа, она повторяет те стихи, которые знает хорошо. А так как мы очень много читаем, знает она много и у нас получается чтение на 2 голоса.
В-третьих, задаю вопросы и стараюсь выдерживать паузы.
Результат появился мгновенно, я даже не ожидала: Маша стала повторять за мной слова и пыталась их применить в разговоре. И что мне нравилось: что слова говорила правильно».

Пример 2. Людмила: «Потрясающие, наполненные информацией вебинары. Ася, Вы делаете такую огромную и полезную работу! Я столько нового узнала. И снова поймала себя на ошибках. Вливая в голову ребенка информацию,  говорю только я, упражняю мозг я, а ребенок сидит. Так жалко упущенного времени, но я очень благодарна судьбе, что познакомилась с вами.

Рассказывая ребенку о треугольниках и дальних странах я упустила,  казалось бы, такой простой, но очень важный момент, касающийся сравнения предметов. Когда вы приводили пример про табуретку и стул, я серьезно задумалась и поняла, как я не права. Но могу поделиться и хорошей новостью: мы давно начали играть в речевую игру с яблоней и лесенкой, взятой с «Родной тропинки» http://rodnaya-tropinka.ru/frukty-materialy-dlya-igr-besed-i-zanyatij-s-detmi/ , так вот когда мы играли первый раз в основном говорила я, а теперь говорит и рисует дочка.

Я изменила сам процесс игры, и, знаете, происходят изменения. Дочка вчера первый раз задала вопрос «Почему»!!!! Как долго мы его ждали!!! Очень хотелось бы и дальше узнавать такие простые, но действенные способы развития речи ребенка без материальных затрат, просто зная, как правильно разговаривать и вести себя».

 

Правило 5.

Если Вы хотите, чтобы речь малыша была выразительной, красивой, образной, понятной, логичной, то такой должна быть и Ваша речь.

С малышами нужно говорить неторопливо, с хорошей дикцией, интонационно выразительно, делая паузы между предложениями и после вопросов для того, чтобы ребенок мог вступить в диалог. И очень важно учитывать свойственную данному возрасту форму общения с ребенком и вести его дальше по ступенькам к новым, более сложным формам общения (об этом мы очень подробно говорим на он-лайн курсе для родителей).

Кажется – что изменится, если просто мама и папа будут просто по-другому говорить и общаться с малышом? Изменится всё! И это доказывает опыт участниц курса. Главное – понять, как это — «по-другому», ведь многие из нас в суете современной жизни уже забыли, что такое хорошая выразительная речь взрослого, обращенная к малышу!

Примеры применения правила из жизни участниц курса и результаты применения.

Валерия: «Активно применяю новые знания в общении с дочкой.
Когда начался Ваш курс, дочка говорила слова, но большинство из них были просто первыми слогами. Сейчас все настолько продвинулось, даже не верится в то, что ребенок мало говорил. Дочка просто не замолкает! И это уже предложения из четырех!!! слов».

Анжела: «Ася Владимировна, спасибо, что специально выделяете те признаки, по которым можно определить появление новой ступеньки в развитии ребенка и способы помочь ему на эту ступеньку подняться. С таким позитивом подаете материал, что невольно возникает желание испробовать все на практике. У дочки появилась та болтливость, которую так все ждали! Если честно, то с непривычки к концу дня даже горло у меня болит от разговоров с ней. Мне кажется, что сработало то, что всех в окружении настроила на более медленную речь с хорошей артикуляцией в общении с ребенком».

Наталья: «Прежде всего, хочу отметить, что удивительные результаты дает медленная четкая эмоциональная речь. Это совсем не сложно и для общего развития коммуникативных качеств мамы полезно. Правда, сначала я уставала так говорить, но через несколько дней привыкла».

Надежда: «Здравствуйте,Ася!!! Спасибо за чудесные вебинары — кладезь нужнейшей информации!! Дочь (2года 11месяцев) во всю разговаривает .С начала курса я стала говорить с ней чуть медленнее и более четко проговаривая новые слова и понятия. Результат — удивительно грамотная и разнообразная речь ребенка».

Мария: «После прослушивания вебинаров и изменения общения с ребенком, у сына прямо скачок произошел. Лепет стал очень разнообразным, слова облегченные появляются (свои 10 слов к году мы имеем))). Особенно это заметно для бабушки, которая раз в неделю приходит».

Екатерина (ребенку 1 год 9 месяцев): «Все в курсе ясно и понятно! Спасибо! Кстати результаты есть! Дочка начала говорить словосочетаниями, если в хорошем настроении, даже может стихи рассказать!))) Посторонние люди очень удивляются! Ну и рот у нее ВООБЩЕ не закрывается!)))) Все комментирует, все повторяет! Стала очень много договаривать стихов и сказок, я даже и не догадывалась, что она их наизусть знает!))))
Так что для нас это очень полезный опыт, сама иногда удивляюсь, вот, вроде, только всё пальцем показывала, а сейчас уже из другой комнаты кричит» Мам, ты где?», а когда я ее ругаю, она говорит: » Не кичи Еву!» После вебинаров вся имеющаяся информация в голове «раскладывается по полочкам». Будем ждать следующих проектов!»

govoriat deti2

Елена: «Как-то попав на семинар по Монтессори-методу по возрасту 0-3, я неправильно поняла призыв: «Не разговаривать с детьми на их малышовом языке». Я подумала, что речь здесь как раз-таки об этих малышовых первых словах би-би, ам-ам и т.д. В итоге, я с ребенком не гулила, не лепетала, в переклички не играла. Получила то, что вместо первых слов у нас был бедный лепет (ребенку 1 год и 2 месяца). Слава богу, что я после некоторых раздумий, записалась на Ваш курс, Ася. Как только мы начали растягивать гласные, повторять за ним его слоги, лепет стал «прогрессировать». Из обычных ма, начало появляться мамамама, затем мабамадя и т.д…. Вообще заметила, что он охотнее играет в эти переклички с папой. За ним хоть что-то повторяет, со мной нет. Я просто повторяю за ребенком его звуки и слоги. Прекрасно помню выражение лица ребенка, когда я начала это делать. Словно он говорил мне: «Мамочка, ты, наконец-то разговариваешь со мной». Здорово.
Когда из вашего вебинара поняла, как важно учить его самому кушать ложкой, стала меньше думать о себе и количестве уборки. И — вуаля! Он начал есть. В одевании-раздевании тоже стараюсь теперь не делать за него то, что он вполне сам может.
Самое главное, что мне самой теперь интересно стало. Я перестала думать, что потешки — глупые стишки и пережиток прошлого. Стала по-другому петь колыбельную, работает, сын засыпает.
Ася, спасибо Вам! Не знаю, куда бы я сейчас бежала и каких специалистов искала».

Вера.  У ребенка Веры до курса было констатировано серьезное отставание в речи и дан очень неблагоприятный прогноз врачами. Малыш был на серьезных медицинских препаратах постоянно. До года у мальчика не было ни гуления, ни лепета и т.д. Только в год появились первые звуки и пошел лепет. Но понимание речи было.

И вот результат курса, на котором и мама, и папа ребенка очень подробно изучили эффективные стратегии родителей в речевом общении с детьми и стали сразу же их использовать в общении с сыном. Изменилось общение — и прямо во время обучения на курсе мамы, малыш заговорил предложениями! Ура! Речь «пошла» вперед, наблюдается быстрая динамика.

Вот как это было и какие изменения произошли:

Пишет мама:  с чего всё начиналось: письмо в начале курса
Вера: «Здравствуйте, Ася Владимировна! С большим опозданием я все же решилась написать Вам и поделиться своей проблемой. В 6 мес. невропатолог  поставил диагноз моему сыну ЗНПР (задержка нервно-психического развития). Причины разные: угроза прерывания беременности на раннем сроке, роды в сроке 37 недель, сами роды трудные, затяжные, в результате которых мозг ребенка испытал кислородное голодание.   На мой вопрос «Как с  этим бороться и какие могут быть последствия в дальнейшем, когда ребенок пойдет в школу?» врач ответила, что лечение будет длительным, а обучение будет для него сложным. Посоветовала сделать в будущем ставку на спорт, мол,  в спорте тоже можно реализоваться. Сказать, что для меня это был шок, значит, ничего не сказать.  Я поняла, насколько это серьезно. С того момента и начались мои искания, т.к. мириться с этим я просто не могла. Поздними ночами заседала в интернете в поисках информации.

У сына до года не было гуления и лепета. Никогда и ничего не пробовал «на зуб» и не тащил в рот. Примерно в год  пошли некоторые звуки, лепет. При этом он всегда понимал обращенную к нему речь (в соответствии с возрастом), что собственно и вселяло надежду, что не всё так плохо. А сейчас, когда я слушаю и читаю Вас, просто крылья вырастают, такая вера в себя и в ребенка появилась. Медикаментозное лечение у нас постоянно, причем препараты очень серьезные. Я каждый раз просто заставляю себя их давать, уже давно бы отказалась, но врач настаивает на длительном приеме».

До начала курса Вера была в панике, я много внимания уделяла этой семье в ходе вебинаров курса. И вот – итог нашей общей работы!

Через два месяца – в конце курса Вера пишет: «Добрый день, Ася Владимировна!
Большое спасибо Вам за Ваш курс и за то, что отвечали подробно на все письма, советы. Каждый день я мысленно говорю с Вами – благодарю Вас. Андрюшка все больше и больше говорит новые слова, повторяет сложные слова, иногда четко проговаривая, иногда гласные в слогах, из которых состоит слово. А может неожиданно и предложение выдать. Как же долго мы этого ждали! Не надо больше ничего искать, все есть на Ваших вебинарах, на сайте Родная тропинка, нужно просто выполнять рекомендации и правильно использовать тот материал, который Вы даете. Я делаю это с удовольствием, т.к. общение с ребенком стало совершенно другим. Результаты окрыляют и вдохновляют. Еще раз спасибо Вам огромное — преогромное!!!»

Сейчас, через полгода после окончания мамой курса, малыш уже отлично говорит, сочиняет, знакомится и играет с буквами, никакие медицинские препараты ему стали не нужны. О прошлой беде семья уже забыла, и сейчас наконец счастлива, и вместе с ними счастлива и я, и очень рада за эту семью, которой удалось помочь! Но это произошло только благодаря труду мамы и папы и их любви к своему малышу! А также благодаря тем знаниям о речевом развитии детей, которые мама получила на курсе.

Марина: «Я впервые была на таких занятиях, впервые присутствую на ваших курсах, Ася. Очень мне понравилось. Действительно довольно сложный материал дается очень доступно, а самое главное завораживает и оторваться невозможно. Все затронутые темы были очень важны для меня, в каждом блоке были затронуты моменты, о которых действительно нигде не прочитать, не узнать.

Моему сыну сейчас 9 месяцев. Я очень рада, что оказалась на этих курсах именно сейчас, потому что мы уже успели столкнуться с неоднозначными ситуациями в развитии речи малыша. И вчера Ася подробно ответила на мои вопросы, за что я очень благодарна (см. видеозапись вебинара). Спасибо! Без знаний и рекомендаций, которые вчера мы подробно разобрали, период развития малыша с 6 месяцев и далее может оказать негативное влияние на развитие речи. Я четко это вчера отметила, и ещё раз повторюсь, что курс необходим мамам.

Особенно значимой для меня стала мысль о том, что речь ребёнка формируется на основе речи взрослых, и особенно речи самой мамы. Я и ранее слышала об этом, но не понимала всей серьезности, значимости этого фактора в развитии речи малышей. Спасибо, Ася, за показательные примеры. У меня в голове перевернулся сам подход — раньше я думала, что надо работать с речью ребенка, разными способами стараться развивать его речь. После вебинара понимаю, что надо начать с себя, следить за своей речью, развивать свою речь, а ребенок подхватит это с удовольствием. И кроме непосредственной работы с малышом, саморазвитие станет большим плюсом и для развития речи ребенка. На меня это так сильно повлияло, что я уже сегодня начала по-иному общаться с ребенком, как-то медленнее что ли, обдуманней, четче.

Очень интересным для меня стал материал о четырех формах общения, соответствующих четырем потребностям ребенка. И именно в этом блоке были очень интересные рекомендации для мам. За что отдельное спасибо.

Это удивительно, но прослушав два ваших вебинара, ловлю себя на том, что совершенно по-другому стала разговаривать с ребенком. Более насыщенной стала речь, более интересные фразы. Причем само по себе получается. Где-то, конечно, ловлю себя, и специально корректирую, но когда само по себе получается, это здорово!

Я читаю отчеты других участниц, и проскакивает, что папы тоже принимают участие в играх. Я хочу сказать, что наш папа как-то тоже стал прислушиваться к вашим вебинарам. Еще слушал со мной Чуковского. И недавно я заметила, что он с ребенком стал по-другому говорить!!! Хотя я ни словом, ни жестом никакую агитацию не проводила.

И спасибо за рассказы Ушинского. Вот где сила слова! Я читаю их не только ребенку, но и всем взрослым, попавшим ко мне домой. Мне кажется, так и должна звучать речь взрослого, когда он рассказывает что-то ребенку.»

Любовь: «Ася, для меня главная ценность Вашего курса в его практической направленности. Вы не только говорите, ЧТО нужно делать, но и подробно, с примерами, объясняете КАК именно это реализовать. Спасибо, что показываете нам, мамам, как можно просто, без затрат и подготовки заниматься с детками развитием речи. Это как раз тот случай, когда незначительные изменения в поведении родителей приводят к заметным результатам. Ведь так просто: говорить медленнее и эмоциональнее; следить за тем, чтобы активность ребенка в творчестве и речи была в разы больше активности взрослого; задавать вопросы, а не говорить за ребенка. Конечно, нужно время, чтобы новый стиль общения вошел в привычку».

govoriat deti4

Правило 6.

Комментируйте ребенку, что и как Вы делаете, что Вы видите, начиная с первых дней его жизни. Называйте предметы, детали, свойства и качества, действия, признаки.

Зачем это нужно? Комментируя действия, Вы обогащаете словарный запас ребенка, его представления об окружающем миру, учите его вслушиваться  в звучание Вашей речи и выделять в  ней  знакомые слова и фразы.

Как применять это правило:

Самым маленьким – младенцам —  комментируйте то, как Вы их одеваете, как играете, укладываете спать, многократно повторяя слова: «Дай ручку. А теперь другую. Давай вытрем ручку полотенцем. Где наше полотенце? Вот полотенце – белое, мягкое, пушистое. Вытираем полотенцем правую ручку, а теперь – левую» и так далее.

Детям, которые начинают говорить, можно вводить новый прием комментирования – продолжение  и расширение фразы ребенка. Например, ребенок сказал: «Ки», что означает «Киса». И Вы тут же ему отвечаете – комментируете – продолжаете речь ребенка: «Да, это киса. Киса бежит. Киска пушистая, у нее хвост длииинный. Вот она мяукает: мяу-мяу».

Для более старших детей можно включать комментирование того, что Вы видите на прогулке, что Вы делаете. Например, перебирая вещи в шкафу для одежды (обследуйте один ящик за один раз, иначе малыш устанет), рассмотрите всё подробно с малышом, вместе найдите детали – манжеты, резинка, молния, воротник, карман, что в карманах лежит, как они застегиваются. Найдите вязаные и сшитые вещи и чем они отличаются друг от друга. Рассмотрите отделку – вышивку, тесьму, пуговицы, кружево. Найдите у ящика дно, стенки, ручку, обговорите, зачем они нужны. Нажмите на них пальчиком – они твердые, крепкие. Постучите по ним. Посмотрите сквозь них – они прозрачные или непрозрачные? Посмотрите сквозь другие предметы – прозрачные они или нет? Так обследуйте и обсудите всё, что Вам встретится по пути перебирания вещей в ящике. Проводите такие осмотры предметов с комментированием и разговором с малышом по мере обычной жизни семьи.

Из опыта применения этого правила участницами курса.

Пример 1. Татьяна (дочке 1год 4 месяца)

«Начала комментировать, когда дочка лазит в своем шкафчике на кухне, называя предметы посуды. Комментирую свои действия на улице, называя используемые предметы (снимаю день в банкомате, выбрасываю мусор) и делаю это МЕДЛЕННО, чему не уделяла внимания по первого вебинара.

Вчера показала, как укладывать кукол спать — снимали одежку (я всё комментировала), потом одевали. Дочке так понравилось, что делали это раз десять. И сегодня она принесла куклу и начала растегивать липучки на одежде, активно жестикулируя и что-то мне объясняя

На прошлой неделе посещала курсы по методике Монтессори (упражнения из практической жизни). И слушая вебинар, отметила, что она соответствует всем требованиям в развитии речи. Делая презентацию упражнения детям 1-3 лет мы детально описываем все движения (глаголы действий), называем окружающие нас предметы (обучение мытью посуды, стирке, уборке, резать фрукты, переливание\пересыпания, раздевание и пр.) А дети постарше, презентуя это младшим — переводят эти слова в активный словарь. Для детей от 2 лет, когда активно изучается сенсорика, мы презентуем материал, объясняя помимо действий еще и качества (большой – меньше — самый маленький, холодный, шершавый, кислый и другие) Кроме того, учитывая то что «ребенок учится тому, в чем упражняется» — он на самом деле осознанно изучает эти слова «прочувствовав» что они значат…»

Мой комментарий. Комментирование – это классическое требование к развивающему речевому общению с детьми. Поэтому любая методика, основанная на практике общения с детьми, его обязательно включает и рекомендует использовать с первых дней жизни.

Пример 2. Ольга: «Осмотр предметов прошел так: от нас убежал мишка и спрятался на кухне, мы стали его искать и осматривать все кухонные шкафы. Сначала я назвала несколько предметов, рассказала, что это, для чего, какой формы и т.д. А потом сын сам брал в руки сковородки, кастрюли, ложки, вилки и т.д., называл, что это такое (почти всё, что есть нашей кухне, он знает по названиям), большое это или маленькое, а я рассказывала про остальные свойства предмета.
Второй показ — шкаф с одеждой. Никита, что знает, называл (что это такое, чье это, большое или маленькое), а я всё остальное. Заинтересованность была 100%».

Пример 3. Рада: «Ася, здравствуйте! Хотела поделиться радостью – у сына за последние недели большой сдвиг в речи, и замечаю это не только я!!! Сделала для себя много важных выводов из первых двух вебинаров и уже многое воплощаю в жизнь. Начали договаривать строчки стихов. А с этим еще и интерес к стихам вернулся.
Стала уделять больше внимания осмотрам вещей. Например, перебирали головные уборы, и это превратилось в такую занимательную игру – всё рассмотрели, изучили, пощупали, померяли. Потом еще вечером всем устроили показ наиболее понравившихся малышу. Или как занимательно оказалось искать карманы в пуховике!!! В каждом кармане лежало по камешку, и карманы, и замки разные. Какое счастье для ребенка было найти внутренний карман, который ну совсем не видно!!!»

Мой комментарий – показы и осмотры предметов с комментированием нам – взрослым – кажутся неинтересными. Ну что интересного может быть в куртке или в кухонном столе! Но для малышей раннего возраста это всегда восторг – рассмотреть и сравнить все детальки, замочки, подергать  — погладить – постучать – назвать каждую из них, примерять и так далее.  Это реальный мир, который окружает малыша, и который он хочет познавать. И его не заменит никакая даже самая лучшая картинка или фотография с презентации. Именно в такой ситуации практических действий с предметами лучше всего запоминаются новые слова, так как они тесно связаны с практикой и жизнью малыша.

govoriat deti5

Правило 7.

Разговаривая с малышами и обучая их, развивая речь, не старайтесь сообщать им готовые знания для запоминания. Старайтесь сделать так, чтобы эти знания были открыты самим ребенком! 

Зачем это нужно? Речь и мышление тесно связаны. Если Вы требуете от ребенка только запоминания: «Запомни, что автобус, троллейбус, трамвай – это транспорт», то Вы не задействуете интеллектуальный потенциал ребенка. Он просто запомнит Вашу фразу или конкретные картинки.  Если  этому ребенку после заучивания картинок с транспортом показать другую проблемную картинку – например, игрушечную коляску или подъемный кран и спросить «Это транспорт или нет? Почему ты так думаешь – докажи!», то скорее всего, он растеряется и не сможет определить, что это такое. Так как  малыш просто запомнил конкретные названия и не понял общих главных признаков транспорта в отличие от других предметов. В таком случае –  в случае просто запоминания картинок – Вы используете только 1% из того потенциала, который можно было бы использовать для того, чтобы развивать речь ребенка и его мышление.

Как это правило применить для того, чтобы развивать речь ребенка?

Пример участницы курса.

Юлия. Дочке – 4 года. Тема – овощи и фрукты.

«Ася, как Вы все по полочкам разложили!!!! Спасибо Вам! Мы с дочкой играли в игру «Найди, чем похожи и различаются овощи и фрукты!» Я, конечно, выбрала для игры самые простые овощи. Так как времени мне катастрофически не хватает, то приходится проводить занятия на ходу, между домашними делами и по дороге домой и в детский сад.

По дороге домой мы с дочкой зашли в магазин и купили бананы, яблоки и груши. Пока шли домой, искали отличия между ними. На вопрос «Какой банан?» дочка сразу же ответила: «Желтый». Как оказалось, с вопросом «какой» она раньше ассоциировала только цвет предмета. Но когда я стала задавать наводящие вопросы, она быстро сообразила, и тут банан стал «сладкий, вкусный, мягкий, как луна». С яблоком и грушей пошло легче, она уже сама без моих вопросов дала им определения.

А вот вопрос: «Чем они похожи?» поставил ее полностью в тупик. Но с помощью опять же моих наводящих вопросов мы и с этим справились. (Мое примечание – вопрос «Чем они все похожи? – требует от ребенка выделения общих признаков всех фруктов. Чем похожи все эти предметы, почему все они называются «фрукт»?)

Дома готовили вместе, варили суп. Она, как всегда, вымыла мне все овощи и почистила лук. Это уже стало ее обязанностью, причем она сама без просьб, с удовольствием это делает. И тут, конечно же, я начала разговор об овощах. Сравнили морковь, картофель, лук и капусту. Тут очень порадовало, что дочка о капусте сказала «хрустящая» и вспомнила сама, что только капуста растет над землей, а все остальное под землей! Я даже забыла, что еще этим они отличаются друг от друга. Лето, проведенное в деревне, не прошло зря!!! Потом вспомнили все, что растет у бабушки в огороде.
Ася, спасибо Вам огромное за то, что открыли мне глаза, как важно разговаривать с ребенком!!! Что для этого совершенно не нужно выделять время специально, не нужно рассматривать картинки и использовать специальные пособия. Всех больше дочке понравилось играть в игру «Какой?». Теперь она меня спрашивает часто: «Мама, а какая сметана? Какие у меня ботинки?» и т.д. Даже наш папа стал подключаться к этой игре, кто лучше подберет определение предмету

Ася, еще хочу поделиться своей радостью! Еще совсем недавно дочка говорила так, что ее понимали только родители, но теперь ее все чаще стали понимать люди совершенно чужие. Нам конечно еще далеко до связной речи, но самое главное процесс пошел!!! Ася, я поняла свою ошибку!!! Раньше я ей говорила: » Морковь, картофель, капуста, лук — это овощи. Банан, лимон, апельсин — это фрукты». После таких занятий у ребенка в голове полная каша. Она путается пока, но потом вспоминает, что у бабушки в огороде бананы не растут, значит это фрукт!

Спасибо, вам огромное! Ася, Вы просто перевернули полностью мое понимание о том, как нужно проводить занятия с ребенком. Раньше, я с дочкой практически не разговаривала, так как считала, что надо обязательно выделить время на занятие, подготовиться к нему. А так как работаю на двух работах, то времени катастрофически не хватало».

Вот пример речевого занятия по ходу обычной жизни семьи, на котором девочку познакомили с понятиями «фрукт» и «овощ». Подробнее о том, как знакомить малышей с понятиями, мы поговорим в следующей статье этого цикла.

Правило 8.

Начиная с 3 лет начинайте «писать письма» с детьми, то есть использовать ситуацию письменной речи.

Зачем это нужно? Ситуация, когда ребенок что-то диктует, очень благоприятна для развития речи. У малыша в ходе диктовки появляется пауза, чтобы подумать, как лучше и точнее дальше выразить свою мысль. В ситуации диктовки очень хорошо развивается синтаксис речи, малыш начинает вслушиваться в слова, точнее подбирать их по смыслу, выстраивать логично своё сообщение.

Как использовать это правило для того, чтобы развивать речь ребенка? Малыш диктует Вам, а Вы записываете то, что он говорит — диктует. Это письма в картинках. Картинки можете рисовать Вы, а малыш будет их раскрашивать. А может рисовать и сам ребенок. Такие письма – рассказы о событиях из жизни семьи, письма с сочиненными историями и сказками —  можно писать и бабушке, которая живет далеко от Вас, и Деду Морозу, и Карлсону, и другу из другого города. Потом  Вы фотографируете письмо и отправляете по электронной или отправляете обычной почте.

Полезный совет 1. Если малышу сложно выстроить текст, то подскажите ему начала фраз: «Вчера мы были… И там видели… Было очень… Сначала…. А потом… В конце…».

Полезный совет 2. Если малыш  при диктовке письма всё время повторяет одно и то же слово, например: «потом…потом… потом..», то помогите ему заменить его. Скажите, что так будет некрасиво и скучно читать письмо и предложите заменить другим словом: «Давай скажем по-другому». Детки уже в 5 лет начинают понимать, что «масло масляное» — это некрасиво звучит и начинают подбирать слова.

Я хорошо помню девочку Яну 5 лет из моей группы, которая слушая диктовку Вадика сама ему сказала: «Вадик! Ну что ты всё время повторяешь «потом» да «потом».  «Потом суп с котом!» Ты по-другому скажи: затем, после этого, и они. А то у тебя масло масляное получилось!» Я тогда очень удивилась такому вниманию девочки к слову! А сейчас уже и не удивляюсь, это обычное явление для пятилеток, если с малышом занимаются речью и обращают его внимание на его речь.

Из опыта участниц курса.

Лада: «Очень понравилась Ваша идея про написание писем. Теперь мы иногда делаем папе поделку на тему “Как прошел наш день” — рисуем или лепим то, что больше всего понравилось – увидели первый цветок, ездили на автобусе и т.д. Мы и раньше всегда обсуждали вечером, как у кого прошел день, и кто что делал. Но рассказ ребенка всегда был для папы не понятен, т.к. форма общения еще ситуативно деловая (2 г. 2 мес.). Получалось, что ребенок говорил, а мне приходилось “переводить”, задавать самой вопросы. А теперь папа по рисунку может сам многое понимать, задавать уточняющие вопросы. У них настоящий диалог получается!!! И оба этим очень довольны!!!»

Правило 9.

Дома обязательно должен быть домашний театр – любой! А лучше всего – большая коробка с разными фигурками – персонажами и фигурками для декораций (дома, деревья, кусты, трава, пенек, скамейка и другие). У меня в детстве была целая сумка с фигурками, и я с удовольствием разыгрывала и с подружками, и одна разные сказки (фактически пересказывала их),  а также сочиняла свои. Чаще всего это игры – импровизации. Но к дню рождения или к Новому году можно подготовить и настоящий небольшой мини-спектакль.

Домашний театр создает очень благоприятные условия для развития связной речи ребенка и его речевого творчества

Вы найдете интересный материал для театра в статье «Домашний театр».

Правило 10.

Не ждите «готовых» рекомендаций. Любая мама, хорошо зная своего малыша, может придумать интересную речевую игру или речевое занятие именно для него. Просто творите с удовольствием и радостью. А если хотите научиться делать это грамотно и в системе, с пониманием того, «зачем, как и почему» это делается – приходите на курс 🙂.

Пример 1. Валентина (дочке полтора года): «Ася, … это так здорово, что вы даете информацию вперед. Мне кажется, что при ее прослушивании у мам рождаются идеи применительно к возрасту собственного ребенка.
Приведу пример. Из прошлой информации «на вырост» мы уже взяли упрощенную игру «в разведчиков». Теперь дочка знает, что около нашего подъезда есть арка и стоит грузовик (в поисках такого сочетания проходить дом с 15 подъездами гораздо проще, чем постоянно твердить о том, что это не наш подъезд). Дочка знает, что арка — это «дырка» в доме, что машины бывают большими и маленькими. А на дороге еще и автобусы увидели, они людей возят и т.д. И колеса у них разные, и фонарики. А есть такие, которые на двух колесах ездят и стоять не могут – это мотоциклы. А потом мы катали машинки на четырех колесах и тачку на двух – отличаются.
Вообще, СПАСИБО за весь курс. Я заметила очень интересную особенность, как изменилось мое поведение (про дочку позже) за время прослушивания курса. Удивительно, но стали на ум приходить такие вещи, про которые на курсе вроде и не говорили. Просто мыслить стала иначе. Ребенок на это отвечает.

Некоторое время назад я писала про наши проблемы на прогулках. Как они изменились за это время! Мы ходим по тем же дорогам, маленькие листочки и камушки дочку по-прежнему не очень привлекают. Но все проблемы решились простым включением игрушек. Если она не хочет идти с мамой, то с удовольствием идет за руку с лисой (одеваю на руку перчаточную куклу). Конечно, порой приходится целый спектакль разыгрывать. Но это ведь того стоит! И приходит еще много разных мыслей.
Но прелесть в том, что меня эти мысли посещают ВОВРЕМЯ! Я не готовлю их заранее, не продумываю детально игры на день. Все происходит спонтанно, в зависимости от того, на что дочка обратила внимание. Даже маленькие стишки получается на ходу придумывать. Рифма, конечно, «белая».
Изменилась у дочки не только речь  (далее описаны подробно изменения). Но стали иными поведение, игры. И я это четко заметила со времени, когда изменила стиль общения с ней.

В общем, будем дальше стараться Хотя мне уже и стараться особо не приходится. Даже скучно стало по улице просто так ходить, так и хочется минисценку разыграть 🙂»

Пример 2. Эльвира: «Спасибо Вам, Ася, спасибо огромное за этот потрясающий курс! Не знаю, существует ли еще такой курс с таким объемом информации, где все так подробно и по полочкам, понятно разложено, где еще бы был такой радеющий за свое дело, отзывчивый и всегда готовый дать обратную связь автор курса, специалист самой высшей категории. Уже после второго вебинара было понятно, что информации здесь намного больше, чем я ожидала. Вы окончательно переломили мое непонятно откуда (наверно, от лени) взявшееся убеждение, что потешки, сказки никому уже не нужны. Я дорого заплатила за это заблуждение.
Знания, которые Вы несете людям, просто необходимы каждой маме. А еще лучше, если бы я узнала все это до беременности или в самом ее начале.
Поразительно то, что вам удается сказать и писать в своих статьях так, что действительно хочется тут же сделать. Все рекомендации понятны, доступны. Вы не «подсаживаете» слушателей, как это лучше сказать…на Ваше слово, на свою персону как специалиста. И получается, что любая мама, хоть из деревни близ Магадана, может продолжить свое развитие в этом направлении. Спасибо!!! С нетерпением жду следующие курсы!»

Пример 3. Надежда: «Хочу поделиться с Вами нашим достижением! Я начала сочинять маленькие сказки для малыша. Раньше слушала, что Вы говорили про сказки, что все могут их сочинять, но была уверена, что это точно не про меня. А тут вышло само собой. Звала Матвея кушать картошку, он сказал, что не хочет, хочет овсяное печенье. А потом получилось, что Матвей сказал  «овсяная картошка». И тут у нас с ним придумалась сказка про короля «Вабудабу» (помните нашего такого героя?), который попросил печенье из овсяной картошки. Матвей подхватил, договаривал фразы. Как мы повеселились!!! Картошку, кстати, потом съели с удовольствием:)))»

В статье я дала лишь 10 правил и примеры их использования самыми обычными мамами. И Вы увидели их результаты. Я не давала эти правила в системе по возрастам и не объясняла закономерностей, на которых они основаны и причин, почему они работают. Эти знания, увы,  не дашь в одной  статье, для этого и нужен курс для родителей. Вы видели, как легко, радостно и с удовольствием можно развивать речь ребенка и при этом получать хорошие результаты!

К сожалению, есть у меня и противоположные  примеры. Примеры из жизни о том, как мамы потратили много сил и времени, героически занимаясь развитием речи своего ребенка и никакого результата не получили! Потому что не имели знаний о том, что и как нужно делать, не знали закономерностей развития речи у малышей. Давайте сравним и увидим разницу в подходе.

Пример 1. Мне часто приходят как автору сайта письма от родителей. И нередко попадаются письма примерно такого содержания: «Здравствуйте! Я прошла курс по развитию речи детей у такого-то автора – специалиста по развитию речи» (Мое примечание – узнаю у читательницы, что это за специалист – оказывается, это учитель русского языка в средней школе. Но ведь школьный возраст и дошкольный – это совсем разные возраста!!! И автор  данного курса явно не специалист в области развития речи малышей, за которого себя выдает). Далее читательница продолжает: «Я купила книжки  по рекомендации этого автора (далее обычно идет перечень из 10-15 книг, по каждой!!! из которых надо заниматься с малышом постоянно, согласно рекомендациям этого автора!). Но я никак не могу с ним заниматься – у меня нет на это времени после работы. Получается, что я не могу развивать речь моего ребенка. А я так хочу, чтобы мой малыш хорошо, красиво, выразительно говорил! Неужели развитие речи – это невозможно для обычной мамы и мне надо для этого нанять репетитора? Как Вы посоветуете найти хорошего репетитора по развитию речи? Где их ищут?».

Мой комментарий:

1. Автор данного курса решил перенести школьные методы обучения детей на дошкольный возраст, что недопустимо и является грубой ошибкой. Это просто невозможно – развивать речь малышей в семье по-школьному.

2. Нужен ли дошкольнику репетитор по развитию речи? Нет! Всё может сделать сама мама, причем весело, с удовольствием, с интересом и без лишних затрат времени! А если есть нарушения речи —  то нужен логопедический садик и выполнение мамой дома с ребенком заданий специалиста – логопеда и воспитателя речевой группы. Это достаточно, и это занимает немного времени!

3. Никаких 15 книг и альбомов одному ребенку просто не нужно! Такие рекомендации приводят к тому, что мама либо не имеет никакого желания заниматься развитием речи, либо героически начинает мучать ребенка ежежневными однообразными и неинтересными для малыша занятиями по рабочим тетрадям, что тоже не приводит к результату и лишь отталкивает ребенка от живого родного языка!

Пример 2. Еще одна реплика – к первой части этого цикла статей. Пишет замечательная и любящая своего малыша мама: «Знаете, когда речь заходит о развитии речи я, честно говоря, теряюсь. Уж слишком много, непомерно много, нужно делать! И стишки учить, и развивать словарный запас, и в пальчиковые игры играть, и с язычком зарядку делать и т.д. и т.п. А времени катастрофически не хватает! Реально… А еще не дает покоя мысль, что со мной в детстве никто не занимался! И ни с кем из моего окружения — не занимался. И все мы говорим нормально».

Другая мама ребенка раннего возраста пишет мне: «Сейчас для меня развитие речи в нашем возрасте (ребенок раннего возраста!!!) – это скорее целенаправленные занятия, а это наводит тоску и совсем не стимулирует ни меня, ни ребенка, естественно. И это ужасно».

В этих репликах – правда жизни. И еще правда сегодняшнего Интернета. Ведь в нем действительно на представлена методика развития речи, поэтому развитие речи выглядит как «куча» разрозненных считалок, упражнений и игр, в которой легко запутаться. А возможность проводить дома речевые занятия по плану – это нереально в большинстве семей, где родители работают! Меня, например, тоже не усаживали за учебные книжки по развитию речи в мои дошкольные годы. Но с речью у меня проблем никогда не было. Почему? Потому что были в семье, где я росла, такие традиции, которые создавали для меня – малышки – «питательную  речевую среду». В этой среде моя речь росла сама как цветок в плодородной почве. И вот про эту «питательную среду» многие сейчас и забыли в погоне за «развивающими занятиями с пеленок». А в куче разных приемов, которые представлены сейчас в Интернете, чаще всего нет никакой системы или даже последовательности. Поэтому «каша в голове», и непонятно,  что делать и за что браться. И лучше уж вообще ничего не делать! Так получается в большинстве семей, причем хороших семей. Поэтому если Вы хотите разобраться и навести порядок в этой «каше» — то нужны специальные знания о системе развития речи детей и закономерностях развития речи. И тогда всё уляжется по полочкам и станет понятно, что нужно конкретному малышу, что ему вообще не нужно, и когда и как это отобранное «нужное» применять.

Пример 3. Это особый пример, когда тратится очень много времени на совершенно ненужные для развития речи методики. И наносится малышу вред.

Когда мой сайт «Родная тропинка» только появился, ко мне обратилась в письме мама. Ее сын 3 лет не говорил. Я всегда рада, когда человек начинает задумываться, искать причины, пытаться найти выход из трудной ситуации с ребенком. Мы начали с ней переписку и поиск причин этой ситуации.  Спрашиваю – «Как Вы развивали речь малыша с рождения? Было ли гуление, в какой срок появилось, был ли лепет?». Ответ: «Я не следила за гулением и лепетом, но вроде были. Мы с первых дней жизни ежедневно занимаемся с сыном развитием речи —  смотрим видеопрезентации в ютубе для развития речи малышей. Сыну очень нравится их смотреть. Но почему-то он не говорит. И я сейчас очень заволновалась». Спрашиваю дальше: «Вы играли с ним в переклички, читали потешки, разговаривали с ним, комментировали свои действия? Пели колыбельные? Как с ним разговаривали и общались с первых дней жизни?» Ответ: «Нет, я не знала, что это надо делать. Я думала, что если он видит в видеопрезентации полотенце, мыло, зонтик и другие предметы, то он из этих видео должен запомнить все слова. А зачем говорить и что-то ему комментировать, если он еще не разговаривает? Я думала, как заговорит – так и буду с ним разговаривать».

Вот и причина  отставания в речи у этого малыша – неправильное общение с ним, полное отсутствие в семье развивающей речевой среды. В такой среде  вне полноценного общения со взрослыми речь просто не может появиться и развиваться! И если бы ей подсказали уже в первые месяцы развития ребенка, как реально развивается речь, что правильно в общении с ребенком, а что нет – у ее малыша не было бы никаких проблем! Вот неправильно выбранный разрекламированный способ «развития речи младенцев» и его плачевный результат!

Это надо знать каждой маме: видеопрезентации, где голосом диктора озвучивается появление на экране разных предметов (Приведу пример речи диктора: «Это пляж. Это замок. Это солнцезащитные очки» и так далее») – вообще никак не могут развивать речь младенца. Это понятно всем специалистам, кто знает закономерности развития речевого общения у ребенка.  Развивается  речь у детей только в общении с мамой, но не с телевизором или компьютером!

Желаю Вам успехов и интересного речевого общения с Вашим ребенком или детьми!

Другие статьи этого цикла по развитию речи и речевого общения детей:

— Развитие речи: цель, задачи, типичные ошибки в развитии речи детей и их преодоление.
— Презентации для развития речи? Какие презентации действительно развивают речь? Как их правильно выбирать? Часть 1. 

Буду рада встрече с вами и вашими детьми на моих курсах:

govoriat deti3

Лирическое заключение для педагогов  и любознательных родителей – эти правила общения действительны не только для семьи, но и для детского сада тоже!

То, что я писала выше, было адресовано мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Но это в полной мере касается и тех педагогов, кто занимается развитием речи малышей.

Как-то прошедшей зимой я спросила группу педагогов, у которых вела курс повышения квалификации: «Что  Вы сделали для развития речи детей своей группы за прошедшую неделю?». И получила от многих ответ – «Ой, нам некогда было развитием речи заниматься с детьми – мы к Олимпиаде с детьми готовились, виды спорта изучали». Остановимся на этой фразе. Что мне как преподавателю методики развития речи сказал их ответ? Он показал мне очень волнующий меня  факт —  что почему-то для многих взрослых развитие речи связывается только с занятиями! А если мы просто говорим с детьми, например, о видах спорта или о том, что малышам интересно и их волнует – то это уже не развитие речи. Это  большая ошибка. Любое общение с ребенком может развивать его речь – развивать речь можно даже одеваясь на прогулку,  в автобусе, по дороге в магазин или на дачу. И даже обычный бытовой разговор, приветствие, извинение, прощание, поздравление, комментирование своих действий – это тоже развитие речи!

Давайте заглянем в нашу историю.

Немного из истории методики развития речи дошкольников

Начало 20 века – сто лет назад — зарождается методика речи детей в России. Высказываются оригинальнейшие идеи, идет творческий поиск и задается главное направление для развития речи детей. Немного процитирую, так это малоизвестно и очень интересно для нас – современных педагогов и родителей:

Евгения Александровна Флерина – основоположник научной школы развития речи детей, в которой я училась и которая мне очень много дала в понимании закономерностей развития речи у малышей. Она  в начале 20 века предлагала в развитии речи малышей использовать три формы обучения речи:

А) обучение в повседневной жизни, в разнообразной деятельности – это рассматривалось как главное для развития речи,

Б) занятия по выбору детей (то есть дети сами выбирают тему занятия или вид своей деятельности на нем) – это главный, основной вид речевых занятий с дошкольниками. Именно занятиям по выбору детей, с учетом их интересов, склонностей и предпочтений, отводилось тогда основное место в обучении речи дошкольников.

В) занятия, организованные взрослым.

На каком месте по значимости были тогда привычные сейчас всем нам занятия взрослых с детьми? На третьем — последнем. Почему? Да потому что если не будет первого пункта – постоянного качественного речевого общения в повседневной жизни, то некуда будет применять результаты обучения. И тогда речь ребенка не развивается,  «не идет» вперед, если жизнью развернутая речь не требуется! Как только в жизни ставятся задачи, которые требуют развернутой речи – такая речь появляется очень быстро сама и начинает интенсивно развиваться.

Очень хорошо об этом в юмористической форме рассказано в журнале «Ералаш» в выпуске «Как появилась человеческая речь». Мы на моем курсе для родителей  по развитию речи детей обязательно смотрим это короткое видео – прямо в точку оно попадает и многое может объяснить! Посмотрите и Вы, и многое из тайного станет явным и понятным!

Может быть, и не нужен тогда вообще последний пункт — занятия, которые проводятся с детьми по инициативе взрослого и подготовлены им? Нет, очень нужен. Нужен для того, чтобы ребенок учился заниматься со сверстниками, учился управлять своим поведением и осознавать языковые явления. На таких занятиях мы решаем те задачи, которые мы не можем решить в обычном повседневном общении с малышами.

Но здесь я разграничиваю 1) речевые занятия в детском саду, которые проводят воспитатели и логопеды и 2) речевые игры с ребенком дома и общение с малышом в семье. Мое глубокое убеждение, что семья не должна стать для ребенка детским садом и копировать детсадовские занятия дома. Мама  — это мама, дом – это дом, семья – это семья, в ней другое общение. Не будем же мы – взрослые —  общаться в семье так же, как на работе! Поэтому и не надо требовать этого от малышей.

Главная задача родителей и семьи в целом – не заменить педагогов и не выполнять роль «строгой учительницы», а создать питательную развивающую среду для развития речи и языковых способностей малышей.

Надеюсь, что 10 правил о том, как развивать речь ребенка в обычном общении с ним в семье и в детском саду, во-многом помогут Вам в этом!

А в продолжении этого цикла статей мы поговорим о современных презентациях для речевого развития детей (см. статьи: «Презентации для развития речи детей. Часть 1» и «Презентации для детей 3-4 лет»), проанализируем их  и разберем, какие из них нужны, а какие бесполезны для развития речи детей. Мы поговорим также о том, как познакомить малышей с понятиями  так, чтобы они не просто запоминали. А анализировали, думали, делали самостоятельные выводы. Жду Вас в продолжении этой статьи – третье части цикла о развитии речи детей.

Буду благодарна за Ваши комментарии к статье. Актуальна ли для Вас эта тема? Что новое, интересное и особенно важное для Вас Вы узнали из этой статьи? О чем еще хотите узнать? Какие приемы речевого развития ребенка Вы активно используете и получаете  хорошие результаты?

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

7 комментариев
Алина
01.09.2014 в 15:56

Спасибо большое за статью! Вот это то, что мне было нужно 🙂 Мне всегда нужны четкие инструкции: с чего начать, что делать, чего делать не надо… Тогда все образное и пугающее становится ясным и понятным. В статью буду вникать еще и еще раз, т.к. сразу все не упомнишь. Возможно, перепишу для себя главные правила, распечатаю и буду держать на видном месте, чтобы не забывать.
Так же статья важна тем, что дает надежду на более доступные занятия с ребенком в повседневной жизни… Ведь вокруг столько логопедических книг, реклама которых прямо кричит: «Купите меня, иначе у вас будут реальные проблемы!!!». А книги все очень не дешевые. Особенно те, которые более-менее хорошо иллюстрированы и составлены…
Так же очень жду продолжения, т.к. идея не давать детям готовый материла, а заставлять их думать, для меня еще не до конца понятна… Ведь гораздо легче выложить перед ребенком игрушечные фрукты и овощи и дать им сразу характеристики, чем заставить ребенка самому подумать… А раз сложно, значит — страшно и непонятно 🙂 Просто мне нужно уловить то, что поможет мне взглянуть на любую ситуацию под нужным углом и тогда у меня все заработает! Нужно, чтобы до меня «дошло»…
А доводить информацию до моего сознания вы умеете — как никто другой!!!

Лариса
07.10.2014 в 17:19

Здравствуйте! Спасибо за ваши материалы! Оч интересно, а главное -полезно!

Хотела бы узнать, существуют ли какие-нибудь различия для развития речи двуязычных детей?
Есть ли у вас какой-либо опыт в этой сфере?
Спасибо!

admin
07.10.2014 в 18:13

Лариса! По поводу двуязычия и о том, как развивать в этой ситуации речь ребенка на обоих языках, есть достаточно много исследований. Здесь в комментарии могу только кратко сказать один из выводов. Ученые пришли к выводу, что наиболее благоприятный вариант — это деление языков с рождения на «мамин язык» и «папин язык» (например, мама всегда и везде говорит с ребенком с рождения только по-русски, на своем родном языке, а папа — на своем языке, например, на французском). Тогда нет очень опасного явления «полуязычия» ( полуязычие — это когда человек «по чуть-чуть» знает оба языка, но ни в одном из них не может ярко и индивидуально себя выразить), а также нет явления смешения языков.
Вспомним нашу дореволюционную интеллигенцию . Был гувернер — человек, который постоянно говорил с ребенком на иностранном языке. Тот же наш гениальный А.С. Пушкин блестяще знал не только русский язык, но гениальным поэтом он стал именно в родном языке!
Родной язык и всё, что впитывается с ним (сказки, сюжеты, традиции, формы слов, крылатые фразы и т.д.) — это та культурная база, которая дает основу для развития ребенка, это его родная «стихия». И такая база обязательно должна быть!
О развитии детей — билингвов есть сайты в сети, где консультируют специалисты из разных стран — можно найти на них много нужной информации.

Валентина
20.12.2014 в 21:57

Ася, вы меня извините, может я не внимательно слижу, расскажите где посмотреть ваш вебинар?? Или как попасть на следующий?

admin
20.12.2014 в 23:29

Валентина! А Вы про какой вебинар спрашиваете — у нас их много :-). И бесплатные, и платные. Вебинары Мастерской игр, вебинары платных курсов — сказкотерапия, музыка, развитие речи. Если уточните — тогда смогу Вам помочь.

Валентина
21.12.2014 в 12:48

Я имела ввиду вебинар по развитию речи. Спасибо за ответ!)

admin
21.12.2014 в 21:37

Валентина! 1. Бесплатный вебинар по развитию речи, который был на Мастерской игр в марте 2014 года, входит в рассылку книги «50 игр и затей для развития речи детей».Подпишитесь и Вы его получите вместе с книгой. 2. Вебинар по развитию речи, который я проводила бесплатно для родителей в в редакции журнала «Монтессори-пресс» — о его записи надо спрашивать редакцию журнала, есть ли он сейчас у них в доступе или они его убрали. Т.к. времени прошло уже несколько месяцев со дня его проведения и все его давно уже скачали себе. Все подписчики этого вебинара в октябре получали от редакции в письмах ссылку для скачивания записи. 3. Вебинары по развитию речи моих платных курсов доступны только их участникам.

Оставить комментарий

Сообщение

Ваше имя

E-mail