17.11.2014
Автор: Ася Валасина
Презентации для развития речи детей 3-4 лет

Презентации для развития речи детей 3-4 лет: как правильно выбрать или  составить презентацию для развития речи детей 3-4 лет? Какие презентации  действительно помогают развивать речь, а какие — неэффективны?

prezentatcii-po-razvitiiu-rechi-detei-3-4-let

Презентации для развития речи детей 3-4 лет:

 как правильно выбрать или  составить презентацию для развития речи детей 3-4 лет?

О  презентациях по развитию речи для детей младенческого и раннего возраста мы говорили в предыдущей статье: «Презентации по развитию речи детей раннего возраста – какие презентации действительно развивают речь ребенка?»

Сегодня в этой статье мы продолжим говорить о презентациях. В возрасте детей 3 до 7 лет презентации используются для решения самых разных задач. В этой статье мы рассмотрим презентации по развитию словаря ребенка и ознакомлению малышей с окружающим миром. А именно, те презентации, которые знакомят детей с первыми понятиями. («Платье — сарафан-юбка-блузка» , «одежда», «обувь», «головной убор», «инструмент», «транспорт» и другие первые понятия об окружающем нас мире).

Чтобы правильно составить презентацию для развития речи и мышления ребенка, обогащения и активизации его словаря, нужно прежде всего знать, а как же ребенок осваивает эти слова. Какие этапы проходит словарь малыша в своем развитии? И уже с учетом этих закономерностей составлять презентации.

В этой статье Вы найдете:

  • закономерности развития речи и мышления ребенка в дошкольном возрасте и как их учитывать в составлении презентаций,
  • практические советы о том, как составить презентацию по развитию речи для ребенка и какие еще виды упражнений и игр Вам помогут.

Какие закономерности развития речи ребенка нужно знать чтобы составить презентацию?

  Что такое «обобщающие слова» или «родовые понятия»?

Одна из важных задач развития речи детей – научить ребенка использовать в речи обобщающие слова, то есть слова – понятия.

К «обобщающим словам» (или «родовым понятиям») относятся известные всем нам слова, обозначающие какой-то класс предметов: овощи, фрукты, грибы, транспорт, мебель, цветы, одежда, головные уборы, инструменты, игрушки, посуда, деревья, кустарники, травы и другие.

Родовое понятие появляется у ребенка не сразу. Каждое слово проходит в своем развитии последовательные ступеньки – этапы.

Этапы освоения обобщающих слов в речи детей дошкольного возраста

Чтобы ввести в речь ребенка обобщающие слова, нужно знать этапы овладения ими.

В развитии речи детей дошкольного возраста есть три ступеньки овладения детьми обобщающими словами:

Первая ступенька. Ранний и младший дошкольный возраст (2-4 года). 

Ребенок овладевает видовыми понятиями.

Что такое «видовое понятие»? Например, это такие слова как «платье» — «сарафан» — «юбка»- «блузка» — «футболка». Все футболки разные по цвету, размеру, стилю, декору, но все эти предметы называются одним словом — «футболка». Значит, у всех  футболок (в отличие от джемперов – маек — блузок и других предметов одежды) есть одинаковые признаки, по которым они отличаются от других предметов. Малыши учатся сами выделять такие признаки группы предметов и точно называть предметы вокруг себя: «Мама, а где мои брюки? Дай мне, пожалуйста, стакан (Чтобы так попросить и точно назвать предмет, малышу нужно научиться отличать  стакан от бокала или  чашки)

Вторая ступенька – средний дошкольный возраст (4-5 лет).

Ребенок успешно овладевает родовыми понятиями, может назвать основные признаки, по которым он отнес предмет к данному классу предметов.  

Малыш может отнести предмет к фруктам или к овощам, точно употреблять в речи такие слова как « транспорт», «инструмент», «головной убор» и другие аналогичные

В этом возрасте малыш в состоянии сам выделить главный признак группы предметов (чем похожи друг на друга все фрукты и почему все они – такие разные по внешнему виду – называются одним словом «это фрукт»?).

В решении этой задачи развитие речи очень тесно переплетено с развитием мышления ребенка. Ведь ему нужно отличить главные признаки (по которым все эти предметы называются «фрукт») от незначимых признаков, по которым все они отличаются.

Например, морковь оранжевая и апельсин оранжевый. Но морковь – это  овощ, а апельсин – фрукт. То есть цвет – здесь несущественный признак, неважный для отнесения предмета к овощам или фруктам. И ребенку важно это понять, чтобы правильно относить тот или иной предмет к обобщающему понятию.

Третья ступенька – старший дошкольный возраст  (5-7 лет)

Дифференциация родовых понятий (деление на подгруппы).

В этом возрасте наблюдается  новая ступень в развитии речи детей – дифференциация понятий, то есть деление большой группы предметов на подгруппы по какому-то признаку. Основание для деления может быть разным.

Например:

Пример 1. Одежду можно разделить на женскую, мужскую и детскую (по  возрасту). Или на летнюю, зимнюю и демисезонную (по сезону). Или на  праздничную, рабочую и будничную (по назначению).

Пример 2. Транспорт можно разделить на: водный, воздушный, наземный и подземный ( по тому признаку, где перемещается данный вид транспорта)

Пример 3. Посуду делим на столовую (для обеда), чайную (для чаепития) и кухонную (предметы, нужные для приготовления еды и хранения еды).

Главная наша задача – не рассказать ребенку, как «правильно» разделить на группы и заставить его это запомнить, а сделать так, чтобы он сам эти группы открыл! Подумал – догадался – попробовал – поэкспериментировал – и понял и придумал классификацию!

То есть, мы не задаем систему классификации (деления на группы)  — ребенок систему классификации придумывает сам

Как составить презентацию по развитию речи, чтобы она действительно помогала

развитию речи  и мышления ребенка 3-4 лет?

Обучающая задача презентаций для развития речи трехлетнего ребенка

Давайте посмотрим теперь по возрастам, как сделать, чтобы не мы малышу всё рассказывали, а он был сам по максимуму активен в наших речевых играх, упражнениях и занятиях. Чтобы он не повторял за нами, а был активным первооткрывателем окружающего мира.

В этой статье я расскажу о возрасте 3  —  4 года, а в продолжении цикла статей — о возрастах 4-5  лет, и 5-7  лет.

В возрасте 3-4 года мы создаем презентации, которые используем в речевых играх и игровых коммуникативных ситуациях, помогающих малышу освоить видовые понятия. Научить ребенка сравнивать, называть различное и общее в похожих предметах  («чашка — бокал -стакан», «платье — сарафан — халат», «стул — кресло — табурет — диван» и другие)

Почему точно назвать предмет на картинке или в жизни (не перепутав с похожими предметами) – это трудно для маленького ребенка?

Давайте разберем это на примере.

В наших квартирах есть табуреты, стулья, кресла, диваны. И все они очень друг на друга похожи и все нужны для того, чтобы на них сидеть. Ребенок учится в этом возрасте точно называть эти предметы и отличать их друг от друга, называть сходства и отличия. Не должно быть такого, что все эти предметы называются  в семье одним словом «стул» или вообще никак не называются.

Разберем конкретно на этом примере в чем отличительные признаки этих предметов, которые надо вместе с ребенком рассмотреть и обсудить, назвать.

Табурет (табуретка).  Он  нужен чтобы сидеть. У любого табурета всегда есть: ножки (чтобы они опирались о пол) и сиденье (на нем мы сидим).

Стул. А почему стул нельзя назвать табуретом?  Почему у него другое название и это другой предмет? Потому что у стула есть еще одна деталь – как она называется спинка! А для чего она нужна? А у кого и у чего еще бывает спинка? (у человека, у собачки, у дивана) И какой бы ни был стул – деревянный, пластмассовый, с жестким или с мягким сиденьем – он всегда имеет ножки, сиденье и спинку. И этим он отличается от всех других предметов мебели.

Кресло. Чем отличается кресло от табурета и стула? Рассматриваем картинку, игрушку или реальный предмет дома. О! Оказывается, у  него дополнительно к сиденью, спинке и ножкам есть еще одна деталь —  она называется «подлокотники»! Интересное название — на что похоже? «Под-локотники = под локти!» И любое кресло из любого материала, любого цвета и размера, всегда их имеет! (называем эту деталь, надавливаем не нее – твердые они или мягкие? Из какого материала?) Это существенные, главные признаки кресла. Кресла могут  быть разные – плетеные, пластмассовые, кожаные, компьютерные, но у них всегда есть эти главные признаки!

Легче всего с ребенком эти признаки выяснить, строя квартиру для игрушек. И пусть один из персонажей всё время путается и неправильно всё называет, а Вы с малышом будете его исправлять. И заодно вместе  с детьми  обсудите главные отличия предметов друг от друга и научитесь отделять главные признаки от второстепенных. И объясните нашему «Незнайке», чем предметы мебели друг от друга отличаются и чем похожи друг на друга.

Типичные ошибки в презентациях по развитию речи для детей 3- 4 лет

Ошибка 1 в презентациях по развитию речи для детей 3-4 лет: неэффективный способ составления презентации

Мы уже видим, какую большую умственную задачу выполняет малыш в 2 -3 года, когда ему нужно в гостях, в магазине, у бабушки просто точно правильно назвать новый незнакомый предмет. Ведь чтобы его назвать, нужно проанализировать, что это? И выделить главные признаки, отсеяв все второстепенные.

Учат ли этому презентации, в которых в быстром темпе демонстрируются кадры и называются предметы мебели? Нет. Малыш должен механически запомнить названия картинок. Никакой умственной задачи перед ним не ставится! Соответственно, никакого вклада в умственное развитие и развитие речи такие презентации и видеопрезентации не привносят. Это просто пустая трата времени. А сколько таких презентаций в сети! И ведь что обидно – что можно было бы сделать их по-другому! Как?

Как правильно: эффективный способ составления презентации

Лучше всего для детей 3- 4 лет показать на одном слайде разные стулья – с разными сиденьями, из разных материалов (деревянный, металлический, плетеный, с мягким сиденьем, игрушечный, стулья из иллюстраций к сказкам, например, к «Трем медведям»).

Остановиться на этом слайде с ребенком, рассмотреть разные стулья:

  • Обсудить, чем они отличаются?
  • А чем похожи эти предметы друг на друга.
  • Обсудили и пошли по квартире искать, есть ли у нас стулья?
  • Вспоминаем, а есть ли стулья у бабушки – какие?
  • Когда будем в гостях — обязательно рассмотрим их и назовем все детали, постучим по сиденью и по спинке (что мягкое? а что твердое?)
  • Ищем разные стулья в гостях и в домашнем фотоархиве, в каталоге ИКЕА и в ближайшем магазине (по пути обращаем на них внимание, рассматриваем их части, называем материалы, из которых сделаны).
  • Рисуем или конструируем свои стулья для трех медведей.  Очень интересны дизайнерские стулья – их тоже можно рассмотреть.

На следующем слайде – разные кресла: соломенное, пластиковое садовое, плетеное из ротанга, мягкое, деревянное для сада, кожаное, компьютерное, для самых маленьких деток. И снова останавливаемся на слайде с ребенком, сравниваем все кресла. Что же такое кресло?  Ребенок сам делает вывод – чем похожи друг на друга все кресла. Он открывает для себя мир, а не повторяет как попугай слова за диктором.

Лучше всего это сделать в игре – нужно купить кресло для Винни-Пуха в его новый домик. Перед ребенком ставится задача —  помочь Винни-Пуху и  выбрать из всех кресел то, что ему будет удобно. Мы идем  в игре в «мебельный магазин» и рассматриваем все кресла, которые «продаются в магазине».  Винни-Пух  толстый и ему нужно большое широкое кресло. Наш герой — игрушка неповоротливый, неловкий, поэтому выбираем устойчивое кресло на толстых ножках («ножка», «кресло», «спинка», «подлокотники», «широкое – узкое», «твердое -мягкое», «большое – маленькое», «крепкое — хрупкое» – всё это проговариваем вместе с ребенком в обсуждении).

Выбираем кресло для игрушки в соответствии с его назначением. Винни-Пух будет  на кресле отдыхать, беседовать с друзьями, играть, читать – поэтому кресло для работы нам не подойдет, нам нужно кресло для отдыха. Догадываемся по картинкам, для чего предназначено то или иное кресло и когда и где его можно использовать.

Так,  рассматривая в игрушечном «магазине» кресла для Винни-Пуха,  в игре мы обсуждаем с малышом.  чем они все похожи и чем отличаются и выделяем основные признаки данного предмета.

Можно, конечно, же «купить» кресла в нашем игрушечном магазине (на слайде презентации) и для других персонажей, которые любит Ваш малыш. Изменяйте эту игровую ситуацию с учетом интересов именно Вашего малыша, и всё обязательно получится!

Ошибка 2  в презентациях по развитию речи для детей 3-4  лет

 Очень часто малышам в этом возрасте дают в презентациях для запоминания очень сложные явления, например: «прямая – кривая – ломаная линия». Или: «прямой угол – тупой угол – острый угол».

Малыш просто запоминает картинки презентации и повторяет их отлично, это ведь очень легко для него – просто запомнить и повторить! И не требуется подумать самому!

А если этому же ребенку после презентации на земле нарисовать линию чуть другой конфигурации, то уже не может назвать, что это за линия.  Также мне часто встречаются дети, которые  в презентации заучили все названия планет. Но если им дать другие фото с изображением планет  Солнечно системы – то они не могут их назвать (кроме Земли). О чем это говорит? Ребенок просто запомнил конкретные картинки презентации – это называется в педагогике «выученная беспомощность».

Пока малыш сам не научится сравнивать самые простые предметы и рассказывать сам о том, чем они похожи и чем отличаются, они никогда в жизни не сможет объяснить сам, чем отличается ломаная линия от кривой или прямой угол от тупого или Юпитер от Меркурия.  

Что для нас важнее? Чтобы малыш сам думал, имел свое мнение, умел отличать главное от второстепенного  или чтобы он запоминал и повторял чужие мысли? Для меня – первое. А Вам выбирать самим!

Нужны ли такие презентации по всем предметам вокруг нас?

Конечно, нет! Достаточно показать малышу сам алгоритм выявления главных признаков в игре, он его быстро поймет и сам начнет Вас спрашивать про новые предметы. И будет еще и исправлять Ваши ошибки!

Сколько слайдов презентации для обсуждения и игр можно показать ребенку за один раз?

За один раз можно показать ребенку от 1 до 3-4 таких картинок – слайдов (в зависимости от интереса ребенка и его усидчивости). Заканчивать надо, когда ребенок просит: «Давай еще», то есть на пике интереса.  Занятие длится не более 10-15 минут включая обследование предметов в комнате, двигательные упражнения и все задания.

Что еще может помочь малышу научиться точно называть предметы?

Всегда сами точно называйте малышам все предметы вокруг  вас и помогайте и правильно их называть,  обращайте на это внимание.

Например:  ребенок в 3 года в состоянии отличать и правильно называть «шорты – рейтузы – брюки – джинсы»; «берет – кепка – панамка – кепка – ушанка – шлем»; «туфли – сандалии- ботинки – сапоги», «чашка – стакан – бокал»).

Если малыш  неправильно назвал предмет, то  не игнорируйте ошибку, а рассмотрите вместе с малышом предмет, сравните его с подобными предметами и обсудите сходство и отличие, назовите сами правильно («Посмотри внимательно – разве это шорты? Шорты какие? – жестом показываем на предмет – короткие. А тут вот какие дли-и-инные штанины. Что это? Да, брюки»).

Если эта статья была полезной для Вас – буду благодарна за комментарий и вопросы. Давайте обсудим. А Вы используете презентации для развития речи детей? Какие?  А также буду рада, если  Вы поиграв с детьми по материалам этой статьи, поделитесь, что у Вас получилось.

Если Вы автор блога и сделали презентацию по этой статье для своих детей и своих читателей – расскажите, что у Вас получилось, дайте ссылку на свою страничку. Я буду рада, если после этой статьи на разных сайтах Интернета «детской» тематики появятся презентации, которые  учат не запоминать чужое мнение, а размышлять, думать, выражать свое мнение, быть активным творческим человеком!

Презентации и задания для речевых занятий и игр с детьми  по статьям сайта Вы найдете здесь:

Полный набор презентаций дан в рубрике  «Презентации для дошкольников». 

Любую презентацию сайта «Родная тропинка» для развития речи детей можно скачать бесплатно не только на сайте, но и нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (в разделе группы «Документы» под  видеозаписями).

Желаю всем творческих успехов!

Продолжение о возрастах 4-5 лет и 5-7 лет — в следующей статье.

Еще о развитии речи детей Вы найдете полезную информацию в статьях сайта:

— Веселые игры со словами и стихами для детей дошкольного возраста

— Речевые игры со словами для детей дошкольного возраста. 

— Как развивать речь ребенка в семье: 10 основных правил. 

— Лучшие книги для развития речи дошкольников.

— Увлекательные  современные настольные игры для развития речи детей Татьяны Барчан

— Развитие речи детей: цель и задачи.

 

 

 

 

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

2 комментария
Мария
18.11.2014 в 12:12

Ася, спасибо большое за Ваши грамотные статьи и такое простое и понятное объяснение. Читаю Вас внимательно)

Надя
18.11.2014 в 13:11

Спасибо! Очень заинтересовалась.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail