Что делать, если ребенок в год не говорит? Когда дети начинают говорить? Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие первые слова? Почему ребенок плохо говорит? Какие игры с малышом пробудят спящую в нем способность к активной речи? Я постараюсь ответить в этой статье на эти вопросы.
Если в год ребенок не говорит: что важно знать
Классические нормы нервно- психического развития в раннем детстве
Согласно принятой ранее в нашей стране показателям нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанным Н.М. Щеловановым, ребенок:
- К 10 месяцам – в перекличке с мамой радуется и, подражая, повторяет за ней разные звуки и слоги. Например, «ди-ди», «та-та-та», «да-да», «ти-ти-ти».
- К 11 месяцам – произносит первые слова типа «ав-ав», «мама», «баба».
- К 12 месяцам ребенок начинает говорить несколько простых слов – «мама», «тетя», «Катя», «Маня», «папа», «бух», «деда», «биби», «бай-бай», «ия» (Ира), «де» (где) и т.п. (в пределах 10 слов). У каждого ребенка этот набор слов индивидуален. Кто-то говорит «баба», но не говорит «мама». Кто-то прекрасно называет всех родственников, но не говорит «где», «бух», «тик-так» и другие слова. Т.е. перечень слов, которые говорит ребенок в год, может быть любым, но количество их примерно 10-12.
В год каждое слово ребенка имеет много значений. Так, например, «кисой» он может назвать не только кошку игрушечную или живую, но и пушистый воротник маминой шубы, цыпленка, вату, мамины мягкие волосы, пушистый плед и т.д. Это тоже нормально для речевого развития малыша, ведь каждое слово проходит ряд стадий:
- от стадии первого называния («киса» – это всё пушистое на ощупь)
- до выделения основных признаков предмета (тогда уже «кисой» будут называться только кошки, причем любые – и черные, и белые, и большие, и маленькие, и живые, и игрушечные, и на картинке, и в мультике)
- и заканчивая развитием логического мышления («киса» — так называют кошек – это животные, причем домашние животные. Такое обобщение происходит гораздо позже в конце дошкольного возраста).
Показатели нервно-психического развития ребенка, приведенные выше, существуют уже не одно десятилетие. Однако в последнее время всё больше и больше детишек «не успевают» заговорить и сказать первые лепетные слова в положенные по норме 12 месяцев. И даже стоит вопрос об изменении возрастных норм в сторону их «американизации», считая нормальным отсутствие речи даже у 2,5 летнего ребенка. А вот в три года отсутствие речи уже рассматривается как тревожный знак.
С чем связано, что ребенок в год (два года) не говорит? Стоит ли волноваться? Что нужно знать каждой маме
Первое. Существуют очень большие индивидуальные отличия в речевом развитии малышей.
В год не говорит… Нашему скоро два, а слов по пальцам можно пересчитать, благо фразы начал говорить. Правда кроме нас его никто не понимает.
Татьяна! Ваше волнение понятно! Но если ребенок во всем остальным показателям развивается согласно возрасту (об этих показателях я тоже буду писать на сайте), то волнения обычно напрасны.Достаточно создать «питательную речевую среду» — о чем я и говорю в этой статье — и результаты будут ( но не сразу, а через некоторое время!!!)
Но если все-таки есть опасения. то лучше проконсультироваться у специалистов:
1.Во многих городах есть бесплатные социально-психологические консультации, в которых педагоги и психологи помогут не только определить, как развивается малыш, но и предложить занятия по коррекции, если они необходимы (тоже бесплатные!).
2.В некоторых детских садах есть центры игровой поддержки и службы ранней помощи. В них работают педагоги, психологи, логопеды, которые следят за развитием малышей 1-3 лет и проводят 2-3 раза в неделю индивидуальные и подгрупповые развивающие занятия. Услуги этих центров тоже бесплатны.
Где в конкретном городе находятся такие консультативные центры — надо узнавать в управлении образования.
А пока — радуйтесь первым словам и фразам! Это ведь только начало!И лучше сосредоточиться на создании речевой среды, на речевых развивающих играх, чем на мыслях, что что-то с малышом не так. Вера мамы в малыша, подкрепленная ее действиями — это то, что приводит к успеху! Желаю радости общения с малышом — любого общения!
Спасибо за замечательные игры )) А я волновалась, что моя немного говорит в год и 9. Хотя слов у нее порядочно, причем — не самых банальных — луна, парк, деньги, хватит, ну вот, встань и пр =)
Будем развиваться )) Да и понимает все =)
А напишите, пожалуйста, как ОТучить от слов.Детка один раз услышала слово на букву Б, когда знакомый пролил себе на ногу кипяток…
Теперь доча его периодически применяет. Причем, к месту — когда ей что-то очень не нравится. Она начинает громко и отчетливо ругаться.. Это ЖЕСТЬ.
Кристина! Малыши всегда очень быстро запоминают и схватывают то, что связано с яркими эмоциями, как в данном примере. И очень часто повторяют слова и жесты взрослых — подражают им. Причем детям младшего возраста совершенно все равно, чему подражать — повторить ли слово «кошка» или другое слово или жест. Главное для малышей, что это слово было очень эмоциональным. Поэтому произошедшая ситуация достаточно предсказуема и закономерна со стороны ребенка.
Спасибо, что этой ситуацией подсказали еще одну тему для обсуждения на сайте. А пока отвечу кратко, так как не знаю возраста этого ребенка, но предполагаю, что это возраст близкий Вашей дочурке (около 2 лет).
Первое — нельзя ругать ребенка, наказывать его за это или пугать, что язык отсохнет или еще что-то с ним будет. Нельзя говорить, что он плохой, потому что говорит такие слова и т.д. Действие такой ругани или запугиваний будет обратное. Ведь запретный плод сладок вдвойне. Поэтому путь здесь должен быть «наоборот» — надо отвлечь внимание ребенка от данного слова и от увиденной им ситуации, а не напоминать об этом. А поэтому —
Второе — нельзя эмоционировать в ответ на это слово, ведь ребенок прекрасно «считывает» эмоциональное состояние взрослого. А значит в такой ситуации лучше всего совершенно спокойно и ровным голосом сказать малышу: «Я очень расстраиваюсь, когда ты говоришь это слово. Мне грустно от этого, ведь в нашей семье ни мама, ни (называем членов семьи) так не говорят. Давай придумаем, какие смешные слова будем говорить, когда что-то не нравится» И придумать эти слова (взамен «плохого» слова) самим — слова смешные, в рифму, как в детском фольклоре. Таким придумываем нового «ругательного слова» мы отвлечем малыша и переключим его внимание. Вот несколько возможнных фольклорных строчек, которыми можно заменить «ругательства» — «Лынзы-двизы, тринзы-ланзы, пяту-лату, пыхтум-быхтууууум!!!» или «эна деу рики-факи, торба-орба онба смаки, смаки бакас!» (это не я придумала, это детский фольклор)» А если ВЫ еще и придумаете смешные жесты в сопровождение этих слов, то ребенка так займет это занятие, что он тут же забудет о предыдущей ситуации. Тут по принципу «клин клином вышибают». И сами поругайтесь этими смешными придуманными словами. Это полностью переключит внимание малыша, ведь они так любят шутки и юмор!
Могу успокоить, что почти все дети «приносят» подобные слова со двора, из садика, из гостей. Но потом (если в семье таких слов не употребляют), их забывают, к большому счастью.
Третье — а вот если в семье такие слова употребляют и это норма жизни такой семьи, то тут надо не с ребенком работать, а со взрослыми. Пока стиль взаимоотношений и культуры семьи не изменится, не изменится и ребенок. Почему папе или маме можно, а мне нельзя? Поэтому если уж нельзя — то всем в семье.
Еще раз — спасибо за вопрос. Всегда рада новым темам для обсуждения и новым вопросам 🙂
Спасибо за развернутый ответ ) ругать никогда не ругали, просто никак на это не реагировали. Попробуем заменить чем-то )) а то как-то неудобно. Как зайдется своими ругательствами в магазине… хоть стой, хоть падай ))
Так это Ваша дочка ругается? Я по Вашему комментарию поняла, что это дитё Ваших знакомых.
Тогда ( с учетом ее возраста) может быть достаточно даже фразы о том, что Вам это очень неприятно и Вы просите так больше не говорить. Объясните, что так говорить некрасиво и что мама так никогда не говорит. Дети это отлично понимают, только им надо комментировать то, что они видят вокруг себя, и ставить границы. А если еще и в игру переведете и замену сделаете на другие интересные забавные слова, то забудет быстро.
А вот игнорировать такие слова не стоит. «Что такое хорошо, и что такое плохо» дети усваивают только с помощью взрослых. Иначе стихийно без нас усвоят такое, насмотревшись вокруг!!! Поэтому всё, что видят (и хорошие примеры, и не очень, и такие примеры, которые лучше бы чтобы не видел, но уже увидел) нужно пояснять ребенку и направлять его, как вести себя в жизни.
Не всегда это обсуждение уместно делать сразу же (в метро, во дворе или в гостях). Чаще удобнее сказать: «Мы это обсудим дома» и дома обсудить без вмешательства чужих людей.
Здравствуйте. Моему сыну 1,5, не говорит даже мама. В год говорил АА (мяу, также и гав). При этом я с ним занимаюсь с рождения по ШСГ (показывали картинки на стенах, классическая музыка, детские песенки, диски для детей с народными песнями и петушками и пр.). Сейчас также занимаемся по шсг от года до 2-х, уже все тетради знаем практически наизусть, все картинки легко показывает. Ребенок очень развитой, очень любит «читать» книги, сам приносит, берет за палец и показывает, что надо читать и рассказывать. Увлекается всем «водным» — фонтаны, моря, водопады, морские и речные животные — мы уже всю литературу скупили по этому вопросу, включая взрослые энциклопедии о китах, несколько раз ездили в дельфинарий, аквариумы. Складывает пирамидки, рисует кисточкой и мелками. Не любит играть в игрушки, только если я буду играть с ним, но будет только смотреть. Что делать, почему не говорит, уже начали волноваться. Старший (ему. 16) в этом возрасте много слов говорил, хотя с ним специально ничем не занимались. Спасибо
Ирина! Давайте я Вам отвечу на Вашу почту, хорошо? А шсг — это школа семи гномов что-ли?
А развитие ребенка немножко по другим критериям определяется :). Чтобы что-то сказать, мне нужно очень многое узнать о ребенке — когда появилось гуление, лепет, как развивался лепет, занимались ли с ним перекличками, что умеет делать сам (в плане держит ли ложку и т.д.), как развиты действия с предметами и движения.Некоторые показатели можно посмотреть здесь — http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-detej-rannego-vozrasta-osnovny-e-pokazateli/
Могу по своему опыту сказать, что чаще всего задержка в появлении речи связана не с медицинскими проблемами, а с неправильными стратегиями общения в семье с малышом. Тогда речь ему просто в жизни не нужна, и он спокойно обходится жестами.
Здравствуйте, Ася!
Моей дочке сейчас почти год. Она ничего не говорит, даже «мама». Хотя у нее активный лепет. Я перекличками с ней занималась с раннего возраста, и пестушки/речевые песенки в течение дня многократно рассказываю (распечатала с Вашего сайта и развесила на стены по всей квартире), и много с ней разговариваю, озвучиваю все, что делаю, называю все предметы, пою ей песни, прошу ее озвучивать просьбу «дай», как Вы писали в статье (но пока она не пытается даже губами звук повторить). Она очень любит книжки, сама «просит» с ней «читать». Знает многие картинки, показывает пальчиком. По просьбе дает предметы быта или игрушку (выбирает правильно, если перед ней много разных лежит).
Ася, скажите, стоит ли беспокоиться, что дочка даже слово «мама» не говорит в год? Не хотелось бы упустить драгоценное время, а потом обнаружить, что я что-то делала не так, неправильно занималась с ребенком.
Очень нравится Ваш сайт. Такой кладезь информации о детях и для занятий с ребенком. И такая теплая атмосфера. Спасибо за Ваш труд! Жду с нетерпением курс по развитию речи малышей, который планируется этой осенью.
Добрый день!
С сентября нет ответа — наверное некогда нашему любимому автору любимого сайта)). Но вдруг появится оно, время — тогда я присоединяюсь к вопросу Елены от 12 сентября 14г. — моему сыну скоро год и почти аналогичная ситуация: активный лепет, слоги подолгу повторяет, а из слов иногда «дедя» (деда) и мама, но просто вслух говорит, не обращаясь ко мне или дедушке. Пассивный словарь же наполняется, т.к. на картинке показывает кису и др., приносит игрушку из нескольких, даже пытается сказать что-то на просьбу (как Вы писали в кажется другой статье) скажи «Дай …» — типа ДАА говорит, но иногда.
Также озвучиваю ребенку, что делаю, куда идем, КАКИе предметы, песни и колыбельные с рождения и много, слушаем разную музыку (классику, дет.песни, даже церковные песнопения), книжки в этом возрасте стали чаще читать — в день несколько раз листаем картонные, я называю животных, предметы,которые показывает сын. а вот переклички нам долго не удавались — с самого начала я пыталась и только месяцев в 9 ребенок начал повторять, откликаться.
К слову — невролог с 1,5 МЕС. пытается ставить нам мед.диагноз (якобы была гидроцефалия, ВПЧ, но я не стала в 3 мес. поить диакарбом иже с ним, на что неврологиня сказала не жаловаться, если ребенок поздно заговорит или пойдет — ребенок ходит только у неподвижной опоры, и стоит, не держась ни за что, до 1 минуты, зато реактивно ползает с 7 мес, а переворачиваться в 3,5 научился сам, заползает на всякие интересные препятствия))).
Ася, прочитав Вашу статью, очень надеюсь, что смогу удесятерить;)речевую среду дома и что у нас нет мед.показаний поздно заговорить.
В любом случае спасибо Вам, Ася — Ваши подробные методики, статьи, опыт очень помогают, в том числе морально.
Елена и Маруся! Ой, и действительно не ответила вовремя :(. Где-то пропустила этот комментарий. Приношу свои извинения. Иногда так бывает что в один день нахлынет на сайт куча спамеров — и пока чищу комментарии, могу что-то пропустить. Если я вдруг не ответила на Ваш комментарий — просто пишите мне на почту сайта или во Вконтакте в личных соообщениях — я всегда отвечаю.
Как учить ребенка говорить:
1. Ребенок активно лепечет, понимание речи в норме — значит, всё хорошо. Нужно просто ему помочь — немножко подтолкнуть. http://rodnaya-tropinka.ru/wppage/33-sposoba-razvitiya-rechi-detej-esli-vy-zanyaty/ — вот здесь есть бесплатный чек-лист о том, что можно и нужно делать дома для создания развивающей речевой среды.
Посмотрите, по всем остальным показателям развитие соответствует возрасту? — http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-detej-rannego-vozrasta-osnovny-e-pokazateli/
2. Пока у малыша мало слов, то комментируем очень кратко, без лишних слов: «Это каша. Кушай кашу. Каша вкусная». Или: «Попрыгаем — вот -так, вот -так!». Задаем вопрос ребенку и тут же сами на него отвечаем. Например, задали вопрос: «что это?» Ребенок кивнул головой или сказал что-то непонятное. Отвечаем сами себе, как будто малыш ответил правильно: «Да, это киса. Киса пушистая».
Ориентир — детские народные песенки и потешки для самых маленьких. В них никогда нет лишних слов и при этом очень много звукоподражаний. Они повторяются ежедневно, и когда малыш их запомнит, то начинает договаривать в них слоги, а потом и слова.
3. В играх используем как можно больше звукоподражаний и самых простых слов: тук-тук (строим дом, стучимся в дверь ит.д.). идем по лесенке топ-топ-топ-топ, дождик пошел или водичка капает из крана кап-кап-кап-кап. Они повторяются ежедневно.
Если самой сложно всё это придумать и подобрать -то у меня есть курс — практикум как раз о том, как учить малыша говорить — «Учусь говорить: от 10 месяцев до 3 лет» ,в который в том числе входит и картотека речевых игр и подобных игровых ситуаций общения с малышами, а также учебные видео и практикум. — http://rodnaya-tropinka.ru/wppage/uchus-govorit/ . Сейчас группа курса набрана и в ней уже 50 человек. Больше я физически взять сейчас не могу -т.к. знаю каждую маму и малыша на курсе. Но буду набирать и следующие группы курса. Следите за рассылкой сайта.
Про невролога — очень часто врачи перестраховываются. Поэтому что касается всех лекарств — то лучше проконсультироваться у нескольких специалистов и найти того, кому Вы будете доверять. Т.к. и врачи, и педагоги и все другие люди разных профессий бывают разные — и как профессионалы, и по человеческим качествам. ПОэтому надо просто искать «своего». Одно могу — сказать — мы решаем проблему с речью на курсе без таблеток за счет правильно организации речевого общения с детками в семье. И если у ребенка нет серьезных нарушений медицинских, то всегда ее решаем сразу же, и речь начинает развиваться очень быстро. Если же есть проблемы медицинские — то мы работаем вместе со специалистами (т.е. врач + логопед + мама в семье). Но без создания развивающей речевой среды в семье успех приходит намного позже. Мама здесь очень многое определяет.
Здравствуйте!Моему сыну 3,4 года!С речью полная беда!Знает все звуки,только «р» хромает,отлично повторяет слоги за мной,но собрать все это в кучу никак не получается!Занимаемся по два раза в день по 10 минут,учим слова,пестушки повторяем,стараюсь показывать вещь о которой разговор,чтоб было интересно!Были у специалистов,пока ставят задержку речи,во всем остальном говорят все в норме,но у нас с детства проблемы с нервами и до сих пор не до конца это решено!Ползать начал в неполных пять месяцев,ходить в десять!первое слово появилось после года!Подскажите на что делать упор и какие методики лучше использовать чтобы мы двинулись вперед!Речь есть,но скудная и многое до сих пор в упрощенной форме(БИ-БИ,АВ-АВ,и т.д.)Спасибо!
Дина! Вам обязательно надо попасть в логопедический садик. А для этого прямо сейчас идти: а) в городскую бесплатную детскую поликлинику к логопеду, б) позвонить в отдел образования Вашего района и спросить, как пройти психолого -медико-педагогическую комиссию в логопедический садик. Слова «комиссия» не бойтесь- у ребенком просто побеседуют, чтобы определить какая ему нужна помощь. Самой Вам не справиться в данной ситуации, а время идет. Если с сентября малыш пойдет в логопедический садик — то многое можно исправить. Ждать тут нельзя. Причем приходящий на дом логопед — для Вас не вариант. Он не заменит логопедического садика — т.к. в садике всё от обеда и одевания на прогулку до занятий выстроено для развития речи ребенка.
Если Вы живете в таком районе, где нет ни логопеда. ни логопедического садика — то напишите мне в почту сайта valasina@rodnaya-tropinka.ru. Я Вам дам контакты дефектолога — логопеда, которая в скайпе Вас проконсультирует, что уже сейчас можно сделать и научит делать нужные упражнения с ребенком. Ей нужно будет получить от Вас видеозапись речи ребенка (сделать ее можно и на мобильный телефон, но так, чтобы малыш не видел что его снимают). Это на время ожидания садика или на тот случай если рядом специалистов вообще нет.
Проблемы эти решаемые, если их решать :). И делать это со специалистами вместе, выполняя все их задания дома с малышом. И тогда всё будет хорошо!
Вы прямо напугали!Я правильно понимаю,что это ОНР?((дело в том,что я сама логопед,но неопытная,да и после окончания сын появился,практики толком не было!
В нашем городе логопедических садов нет,но есть комбинированные сады с логопедической группой,такая вещь пойдет?и еще,наш логопед нам должна направление дать на эту комиссию с целью направления в такую группу или эта комиссия будет созвана с целью вообще постановки диагноза???
Да, комбинированный садик с логопедической группой подойдет. А комиссия — на ней дают в него направление и уточняют в чем нужна помощь ребенку. Она не созывается специально ради конкретного малыша — она просто всё время есть и всё время работает и состоит из специалистов высокого уровня, которые знают свое дело. Но нужно получить на нее направление. Вам его точно дадут — т.к. тут даже вопросов нет, что ребенку нужна логопедическая группа.
Логопедическая группа — великое благо для малыша — т.к. детей мало в группе, с детьми занимаются и воспитатели (причем специально подготовленные и грамотные), и логопед, и психолог, и логоритмика, и часто еще проводится и массаж. в том числе и логопедический массаж, и лечебная физкультура. И все это бесплатно. И даже в ходе обычного рисования, еды, одевания с детьми, прогулки и других бытовых процессов педагоги проводят игры и упражнения для развития иречи. В обычных садиках так речью не занимаются, что понятно — там другие задачи. Поэтому группы такой не бойтесь, наоборот, в нее надо попасть ! Но чтобы попасть ( а туда всегда очередь) надо взять направление на комиссию уже сейчас! И ее пройти. И тогда с сентября Вы будете в надежных руках тех профессионалов, которые помогут малышу.
Успехов Вам.
Здравствуйте! Нам скоро 1 год и 4 мес., говорит только папа, мама не говорит, иногда что-то похожее произносит, но не четко, и просто слоги разные: пти, си, агн и тому подобное. А все на что не показывает говорит «ти», любая вещь. Сначала мы думали это значит Тимур, когда себя видел так говорил, а потом на все вещи и животных, и части тела, всё одно. Что делать? Ребенок очень активный, на одном месте минуты не сидит, стараюсь как могу его завлекать, книжки читаем, животных показываю, как они говорят постоянно говорю, потешки использую, но он за мной не повторяет..
Марина! Ответила Вам в личные сообщения Вконтакте. Но для всех читателей сайте еще здесь уточню один момент. Про слоги — слова. Это нормальный этап в развитии речи ребенка в год. На этом этапе малыш может одним слогом называть разные предметы. Например, слогом «ки» называть не только киску, но и пушистый воротник, подушку, мягкую игрушку — сову и всё другое мягкое и пушистое. Причем как малыш выделяет этот признак — очень часто бывает трудно угадать. Словом «ути» могут называться не только утки или вода, но в целом всё блестящее, даже монетка (т.к. малыш выделил признак — «блестит» т.к. видел уток на озере, когда вода блестела на солнышке).
Советы по развитию речи годовалых детей Вы найдете в рубрике — http://rodnaya-tropinka.ru/category/razvitie-rechi-rebenka-1-2-let/. А также в нашим мини-сайте группы Вконтакте в разделе «бесплатные материалы- развитие ребенка от рождения до года — нам уже годик» здесь https://vk.com/razvitie_rebenka_ot_rozhdeniya?w=page-43225421_47393376. Как правильно общаться с малышом в этом возрасте — в бесплатном чек-листе для родителей «33 эффективных способа развития речи детей» http://rodnaya-tropinka.ru/wppage/33-sposoba-razvitiya-rechi-detej-esli-vy-zanyaty/
Желаю успехов!
Добрый день!
Спасибо за полезную информацию! Давно искала статью, где все самое нужное и актуальное будет в одном месте и без «воды».
Моему сыну около года. Речью у нас пока и не пахнет. Очень редко он может сказать что-то односложное «ма-Ма», «да-да», но явно это происходит неосознанно. На имя не всегда откликается, но почти всегда понимает названия игрушек «мячик», «машинка» и другие. Подползает к ним, но не приносит. волнуюсь из-за того, что он молчит 🙁
Больше года назад я написала Асе Владимировне вопрос выше о том, что мой ребенок в год не говорит, хотя я с ней занимаюсь. Сейчас моей дочке 2 года и 3 месяца. Где бы мы ни появились, на дочку все обращают внимание, потому что у нее грамотная развернутая вежливая речь, без слов паразитов, она умеет обьяснить что она хочет, зачем и почему. Говорит она без остановки, речь льется потоком, произношение четкое, понимают ее даже незнакомые люди на улице. Все люди спрашиваю меня: «сколько же ей лет, что она так хорошо разговаривает?».
Когда мой ребенок начал говорить (1 год 7 мес), она за 1 месяц перешла от простых слов к предложениям из 5-6 слов. И тогда я поняла, что до этого у нее был период накопления информации, а потом она это начала выливать на нас лавиной.
Дорогие мамы, обязательно занимайтесь с ребенком речью, даже, если он еще не говорит или еще очень мал, чтобы говорить. Ребенок все впитывает и потом обязательно это вам «выдаст».
Елена! Спасибо за комментарий! Он так важен для тех мам ,у которых ребенок долго молчит и дает поддержку и направление к активному действию :). Елена проходила на Родной тропинке курс «Учусь говорить» и все рекомендации сайта использовала со своей малышкой. Но успех к ней пришел не сразу. Было и отчаяние на начальном этапе (ведь всем так хочется получить результат сразу!), но Елена продолжала выполнять все рекомендации. и через год получила вот такой результат без таблеток и врачей. И главное не факт, что малышка говорит, а то КАК она говорит — ярко ,выразительно, красиво!!! Чего всем и желаю!!!
Нам год и семь месяцев. Сынуля понимать все понимает, а вот говорить не стараемся. В основном два слога да и та ну и его тарабарский, озвучивает животных звуками и чисто говорит мама. А когда спрашиваешь «кто это?» или «Что Это?» его радостный ответ «Тааааа!!!». И в ролевые игры стали с ним играть, и стихи ему читаешь и книги рассматриваешь с ним, сказки рассказываешь. Вот уже не знаю начинать паниковать или нет, или я что то не так делаю.
Здравствуйте! Нам 1.5, ребёнок не хочет говорить. Ближе к годику проговаривала слоги «ка ка» «ва ва» «мама» «папа», а потом перестала. Отдельные просьбы понимает, но не много. В основном ЭЭЭкает и пальчиком показывает. При этом очень капризная, чуть что сразу начинает плакать, драться, падать. Может ли это как то связанно? Я переживаю очень, может это с неврологией связанно?
Может быть много причин, в том числе и какое-то из заболеваний (ЗРР, алалия, афазия и др.). В этом часто разобраться довольно сложно, проходили сами все эти метания и сомнения и только тут https://logopedistskype.com/logopedi-defektologi/logoped/rechevye_narusheniya/1-pochemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-prichiny-otsutstviya-i-zaderzhki-rechi-u-detej/ нашли максимально понятную и четкую информацию, благодаря которой можно понять, к какому диагнозу больше всего подходят симптомы.