26.08.2012
Автор: Ася Валасина
Почему ребенок не говорит? Как ему помочь? Часть 2.

В первой статье «Ребенок не говорит. Что делать?»  был дан только один ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит?» и названа одна причина. Но таких причин может быть много.  Поняв по откликам, что эта проблема волнует многих мам, я решила продолжить цикл статей и рассказать о других причинах того, что ребенок не разговаривает. И конечно, о других способах выхода из ситуации.

Причина 2. Влияние особенностей речи мамы.

Почему ребенок не говорит?

Давайте вспомним, как мы сейчас говорим  (увы, и я тоже на этом себя ловлю) – а говорим мы быстро, часто путаясь и запинаясь, торопясь, не выделяя отдельных слов, не повторяя их специально ребенку. А иногда и говорим с ребенком с такими интонациями и в таком же темпе, как мы привыкли разговаривать со взрослыми – не задумываясь, «по привычке». Наша речь в таком случае – это поток, который для ребенка представляет просто грандиозную лавину воды, из которой не видно ни одной молекулы – слова или слога. Ребенок просто не в состоянии выделить из такого бурного потока отдельные слова и слоги для их повторения и усвоения.А если слова всё время сопровождаются фоном мелькающих картинок телевизора или компьютера, то малыш просто не может в них вслушаться – всё его внимание уделено  мельканию картинок.

Эта ситуация аналогична такой воображаемой истории. Представьте, что мы с Вами оказались бы в стране туземцев, где все говорят на неизвестном нам языке. И мы хотели бы его освоить, просто слушая поток их быстрой непонятной речи. Получилось бы у нас это? Нет. Или потребовало бы очень много времени – годы!!! А вот если бы эти туземцы нам показывали предметы, много раз их называя, повторяя эти слова, пели бы про них понятные песенки буквально из 5-7 слов, то уж эти слова мы бы точно запомнили быстро!И начали бы говорить.

А теперь давайте вспомним, как говорили в старину наши предки. Они слово «молвили» — не торопясь, с чувством, с толком, с расстановкой. А сколько песенок они пели малышу! А ведь эти песенки  очень необычны – в них-то как раз и  зарыт «клад» народной мудрости и ключ к тому, что речь у ребенка тогда появлялась сами развивалась полноценно. Ведь эти песенки:1)ритмичны, 2) в них часто повторяются одни и те же слоги или простые слова типа «три-та-та», «ай-люли-люли», «тяни-тяни», « тушки-тутушки-на столе преснушки», «тяги-тяги-потягушеньки» и т.д. 3) Заметьте – эти повторяющиеся слоги очень простые для произнесения, они доступны ребенку для повторения!!! 4) Эти слоги или слова в народных песенках стоят всегда в  начале или конце фразы. А это очень необычное положение, т.к. именно начало и конец фразы мы выделяем из речи в первую очередь.  5) Любая народная песенка предусматривает игру с малышом во время ее проговаривания. А это значит, что слово соединяется с действием и быстрее запоминается!!!

Для меня в свое время это было настоящее открытие: в народных песенках всё построено так, что речь ребенка просто не может не развиваться при их многократном пропевании малышу. Ведь даже у абсолютно слепых детей нормально развивается речь, если мама постоянно поет ребенку с рождения эти песенки, играет с ним, четко проговаривает звуки и слова! А что уж говорить об обычных малышах!!!

Например, вчитаемся в текст песенки:

«Катя-Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой».

Сколько раз здесь произносится слово «Катя»? Три раза, да еще дополнительно есть слово «Катенька». Вы уже заметили, что имя здесь выбрано тоже неслучайно – слово «Катя» не содержит трудных звуков и доступно любому малышу. Для сравнения – как бы это звучало со сложным именем – «Клара-Клара-маленька, Кларочка удаленька» !!!ООО! Одни сплошные трудные звуки – л, р, ч.

Кроме того, с этой песенкой малыш легко может поиграть, ведя куколку по полу и помогая маме или бабушке ее говорить (договаривая за ними отдельные слова и слоги).

Вот она и стала нам видна – вторая причина и второй ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит?». Речь современной мамы в общении с ребенком не учитывает особенностей малыша и его потребностей в раннем возрасте, и поэтому ребенку требуется больше времени, чтобы ее освоить.

Мне вспомнился рассказ моей подруги о своем сыне. Ее сын, которому было 2 года, не говорил. При этом он любил слушать аудиозаписи, конструировать, много играл с игрушками и по всем другим показателям ничуть не отставал от сверстников. Когда  мама и бабушка пошли в поликлинику с вопросом «Почему ребенок не говорит?» врач попросил маму рассказать о ребенке и его занятиях дома. Мама подробно всё рассказала, привела примеры. После ее рассказа врач засмеялся и сказал: «Понятно, почему Ваш ребенок не говорит. И заговорить он просто не может!!!» «Как так?»- искренне удивилась мама. «Так ведь Вы как сорока болтаете — трещите, даже я в Вашей речи слова с трудом различаю и смысл еле улавливаю. А как же бедняжка Ваш сын мучается!». Подруга говорит, что только тут  ее осенило – «Боже мой! Это ведь ясно как день, что к детям надо обращаться четко, понятно, в играх часто повторять одни и те же слова, их проговаривать в медленном темпе, прислушиваться к ним». Эта ситуация разрешилась тогда самым простым образом – сначала мама изменила тактику общения с сыном,  а потом ребенок пошел в детский сад, где с ним начали заниматься речью. Первое время у него были большие трудности, но затем он заговорил.

Что делать?

Теперь, когда причина ясна и способ выхода из ситуации стал понятен — для развития речи ребенка нужна речь спокойная, ритмичная, с играми, с повторениями слов, слогов, звуков. Именно такая речь помогает ребенку заговорить.

Как это сделать?

Можно ли просто ставить малышу аудиодиски с записями народных песенок? Можно. И прослушивание аудиозаписей с песенками и сказками будет развивать малыша и будет ему очень ему полезно. Но без мамы тут не обойтись!!! Малыш будет радоваться, когда услышит в аудиозаписи именну ту песенку, которую поет ему мама!Маму и бабушку других членов семьи не заменит никто и ничто! Аудиозаписи – это только дополнение!

Именно мама успокаивает малыша, многократно ритмично проговаривая:

«У волка – болИ (ударение на заглавной букве),

У медведя – болИ.

У зайца – болИ.

У пчелки – болИ.

У ежика – болИ.

У белочки –болИ (продоолжаем дальше по желанию малыша, называя разных животных)

А у Дашеньки – не болИ!!!!!» — и гладит место ушиба.

И отвлекли малыша от боли, и утешили, и построили маленькую ступеньку к появлению речи!

Именно мама варит кашу и приговаривает ритмично:

«Ту-ту-ту (ударение на последнем слоге)

Ту-ту-ту,

Варю кашу

Круту! (Ударением выделяем последний слог)

Подливаю молочка!

Накормлю казачка!»

А когда бабушка испечет пироги, она проговорит весело внукам, сидящим за столом:

«ТпрУшки, тпрУшки,

На столе ватрушки,

На столе ватрушки,

Нашему Андрюшке.

Тпрушки, тпрушки,

Пекла баба ватрушки.

Всем по ватрушке,

А две – Ванюшке!»

А кто как ни мама, одевая ребенка скажет: «Та-та-та, Та-та-та, Вот какая красота!!!»

А вечером перед сном споет:

«Баю-баюшки-баю(выделяя юююююю – пропевая протяжно),

Баю заюшкумоюююююю.

Ай, баю-баю-баюююююю,

 Не ложися на краюююю,

Как придет к тебе волчоооок!

 Ох, ухватит за бочоооок!»

Утром же именно мама погладит малыша, улыбнется ему:

«Потягууууууууунюшки,

Порастуууууууунюшки,

Поперек толстуууууууунюшки (погладить ребенка по животику, плечикам).

А в ручки – хватуууууууунюшки,(гладим ручки от плеч к ладошкам)

А в ножки – ходуууууунюшки, (гладим ножки),

А в роток – говороооооооок!

А в головку – разумооооооок! (гладим по головке)»

А потом предложит зарядку – ходьбу вперевалку (можно под эти слова делать и упражнения от плоскостопия – ходьбу на внешней и внутренней стороне стопы):

«Гуси-гуси-у пруда.

Га-га-гаааааа,

Га-га-гаааааа.

Вы откуда и кудаааа?

Га-га-гаааааа,

Га-га-гааааааа!» (подталкиваем-побуждаем ребенка отвечать «Га-га-гааааааа», не может – пусть просто шевелит губами – подговаривает и машет крыльями)

А потом предложит веселые  прыжки:

«Прыг-скок

Прыг-скок!

Обвалился

Пото – лок!» (повторяем несколько раз всё время пока прыгаем)

А может быть, и папа поиграет с малышом  вечером (посадить малыша на колени) и ритмично, резво, весело скажет:

«По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам (качаем на коленях, будто малыш едет по кочкам)

В ямку – (ребенок договаривает «бух»),

Провалился – пе…  (ребенок договаривает  второй слог «тух»)

(колени раздвинуть и, придерживая малыша за ручки, «уронить» с колен на пол)

А может быть по дороге на прогулке в подъезде Вы сыграете в молчанку:

Чок-чок-чок.

Зубки на крючок.

Кто слово скажет-

Тому в лоб щелчок! (молчим до условленного места – дистанция должна быть очень короткой!!!!)»

Хорошо, если в запасе у мамы много таких песенок, которые она поет малышу. Особенно хороши для 2-летних детей песенки – игры с движениями. Их надо повторять многократно. Тогда малыш начнет их запоминать, подговаривать, подпевать. В дальнейшем запас песенок нужно пополнять. Отлично, если диск со знакомыми ребенку народными песенками Вы будете брать с собой в машину – в дороге малыш их послушает с большим удовольствием. Особенно любят малыши такие аудиозаписи, сделанные самой мамой, но для многих это технически  сложно осуществить.

Я сделала более подробную статью с подбором игр-песенок для развития речи детей, полезным для домашних занятий с 2-летним не говорящим ребенком.

Маме на заметку. А Вы согласны?:

Сейчас очень распространено мнение, что народные песенки – это воспитание детей  прошлого века. В веке 21 надо совсем по-другому заниматься с малышом. Раннее ( т.е. опережающее возрастную норму)  развитие стало уже почти лозунгом. Знаю мам, которые, начитавшись этих статей, начинают ставить ребенку 2 лет аудиозаписи энциклопедий Брокгауза и Эфрона, учебников по химии (!!!!), сложных классических произведений Гончарова, Блока, Дюма, Булгакова, Достоевского, Шекспира  и т.д. для стимулирования развития ребенка. А также читают вслух эти произведения вместо детской классики. И даже рассматривают  с малышами 1-2 лет не детские картинки – «это мама», «это киса», а живописные шедевры.

Думается, что решать тут каждой семье – как быть и какой путь выбрать.

Я считаю, что такое прослушивание преждевременно и приведет только к переутомлению и информационному перенасыщению ребенка, которому и так не просто в нашем информационно перегруженном мире. Новшества всегда были и будут. Но всегда стоит оценивать их разумно.

В прошлом веке было гораздо меньше детей с речевыми и неврологическими проблемами и проблемами. Это Вам скажет любой специалист. И дело тут не только в экологии. А еще и в том, что раньше не было принято специально подгонять развитие малыша, а было принято внимательно наблюдать за его потребностями и удовлетворять их. Кроме того, я еще не видела ни одного ребенка, который бы после таких ранних «аудиознакомств» с химией, физикой или историей сильно опережал бы сверстников в умственном развитии и в изучении данных предметов в школе или испытывал к ним особый интерес. Может быть, мне просто не повезло? Или результат сказывается уже позже?

Всему своё время, — гласит пословица. Я считаю, что она права! Зачем бежать впереди и терять по пути то, что вернуть уже будет невозможно! А Достоевский, Блок, Дюма еще будут в жизни ребенка тогда, когда он уже будет в состоянии их понять.

А Вы как считаете?

О других причинах, отвечающих на вопрос «Почему ребенок не разговаривает?» – в следующих статьях рубрики «Развитие речи ребенка от 1 года до 2 лет» 

Какие речевые игры нужно проводить с ребенком, Вы можете прочитать в статье «Игры-потешки для самых маленьких: учимся говорить»,  и в статье  «Ребенок в год не говорит: как учить ребенка говорить?». Много речевых игр, обучающих детей пониманию речи и говорению Вы найдете в статье » Игры для детей 1 года» 

Как заниматься с малышом, Вы узнаете из  статьи «Развитие ребенка в год» : развивающие игры, упражнения, игрушки. Развитие мышления, речи, движений малыша.

Как сделать развивающую книжку из фотографий, бумаги, картона, ткани Вы узнаете из статьи «Детская книжка своими руками» 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

4 комментария
Оксана
11.10.2013 в 21:59

Спасибо за такую статью.Я поняла,наконец то,почему мой ребенок в два года почти не говорит.Я разговариваю быстро и «по привычке»,так же,как и с взрослыми.Теперь буду вводить новую привычку себе)))

Александра
31.10.2013 в 00:02

Спасибо за статью, мне очень понравилась подборка песенок. Дочурке скоро два, но говорит она мало, правда, в последнее время все больше новых слов появляется. Я не тараторю, говорю правильно, мы много читаем и рассказываем сказки, рассматриваем картинки. Лепим, рисуем и пальчиками, и кисточками, и карандашами и пр. Но, видимо, чего-то не хватает. Возможно, как раз таких ритмичных песен.

admin
31.10.2013 в 10:32

Александра! Да, современным малышам очень не хватает ритмичных песенок и потешек, в который в сильной (ударной) позиции много раз повторяется один и тот же слог. Раньше эти песенки были частью быта и в них непроизвольно, «по пути» малыш упражнялся в умении выделять слоги и звуки из речи взрослых и повторять их. Причем это происходило естественным путем подражания.
Есть еще одна статья с потешками о том, как их использовать в развитии речи самых маленьких детишек — http://rodnaya-tropinka.ru/igri-poteshki-dlya-samih-malenkih/
Желаю Вам успехов!

Александра
31.10.2013 в 15:16

Спасибо!

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail