01.09.2012
Автор: Ася Валасина
Ребенок в год не говорит: как учить ребенка говорить?

Что делать, если ребенок в год не говорит? Когда дети начинают говорить? Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие первые слова? Почему ребенок плохо говорит? Какие игры с малышом пробудят спящую в нем способность к активной речи? Я постараюсь ответить в этой статье на эти вопросы.

Если в год ребенок не говорит: что важно знать

Классические нормы нервно- психического развития в раннем детстве

Согласно принятой ранее в нашей стране показателям нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанным Н.М. Щеловановым, ребенок:

  • К 10 месяцам – в перекличке с мамой радуется  и, подражая, повторяет за ней разные звуки и слоги. Например, «ди-ди», «та-та-та», «да-да», «ти-ти-ти».
  • К 11 месяцам – произносит первые слова типа «ав-ав», «мама», «баба».
  • К 12 месяцам ребенок начинает говорить несколько простых слов – «мама», «тетя», «Катя», «Маня», «папа», «бух», «деда», «биби», «бай-бай», «ия» (Ира), «де» (где) и т.п. (в пределах 10 слов). У каждого ребенка этот набор слов индивидуален. Кто-то говорит «баба», но не говорит «мама». Кто-то прекрасно называет всех родственников, но не говорит «где», «бух», «тик-так» и другие слова. Т.е. перечень слов, которые говорит ребенок в год,  может быть любым, но количество их примерно 10-12.

В год каждое слово ребенка имеет много значений. Так, например, «кисой» он может назвать не только кошку игрушечную или живую, но и пушистый воротник маминой шубы, цыпленка,  вату, мамины мягкие волосы, пушистый плед и т.д. Это тоже нормально для речевого развития малыша, ведь каждое слово проходит ряд стадий:

  •   от стадии первого называния («киса» – это всё пушистое на ощупь)
  • до выделения основных признаков предмета  (тогда уже «кисой» будут называться только кошки, причем любые – и черные, и белые, и большие, и маленькие, и живые, и игрушечные, и на картинке, и в мультике)
  •  и заканчивая развитием логического мышления («киса» — так называют кошек – это животные, причем домашние животные. Такое обобщение  происходит гораздо позже в конце дошкольного возраста).

Показатели нервно-психического развития ребенка, приведенные выше, существуют уже не одно десятилетие. Однако в последнее время всё больше и больше детишек «не успевают» заговорить и сказать первые лепетные слова в положенные по норме 12 месяцев. И даже стоит вопрос об изменении возрастных норм в сторону их «американизации», считая нормальным отсутствие речи даже у 2,5 летнего ребенка. А вот в три года отсутствие речи уже рассматривается как тревожный знак.

С чем связано, что ребенок в год (два года) не говорит? Стоит ли волноваться? Что нужно знать каждой маме

Первое. Существуют очень большие индивидуальные отличия в речевом развитии малышей.

И многие заговорившие позже дети не только догоняют, но и обгоняют потом своих сверстников. Многое зависит от условий, в которых растет малыш. И эти условия организуют для него взрослые. И именно эти условия либо стимулируют, либо тормозят появление речи у ребенка – об этом подробнее можно прочитать  в cтатье «Ребенок не говорит. Что делать?» А значит, в большинстве случаев можно изменить условия, и проблема разрешится.  Ведь в подавляющем большинстве случаев проблема никак не связана с нарушением здоровья ребенка (за мою практику- я работаю с обычными детьми —  я видела только одного не говорящего ребенка с серьезной медицинской причиной отсутствия речи из всех молчащих деток). И не надо пичкать малыша лекарствами в годик, чтобы он побыстрее заговорил!

Второе. Я связываю позднее появление речи у современных детей с тем, что во многих семьях исчезла культура пестования младенца, т.е. речевых игр с ним, которые веками проводили с малышами наши бабушки и прабабушки. Очень часто в семье просто не разговаривают с малышом, считая, что «вот когда он заговорит — тогда и я с ним буду разговаривать», а это в корне не верное! Кроме того,  в семьях нет народных игр — ритмичных, музыкальных, сочетающих речь и движение, а пестушки и потешки считаются теперь устаревшими. Но ведь именно эти народные речевые игры были построены так, что не заговорить в них практически невозможно (см. подробнее об этом — «Почему ребенок не говорит. Часть 2» ). Описание этих простых, но очень эффективных речевых игр я продолжу сегодня.

Третье. Что важно сделать, если Ваш малыш — молчун? Внимательно понаблюдайте за малышом:

  1. Понимает ли он обращенную к нему речь?
  2. С интересом Вас слушает?
  3. Узнает ли названия знакомых предметов (спросите малыша: «где киса / ляля / часики тик-так и  т.д.» и посмотрите, выберет ли он их из других предметов)?
  4. Узнает ли он знакомых взрослых: «Где баба? Где деда? Где Вова?».
  5. Выполняет ли он Ваши простейшие словесные поручения, например, принеси ботиночки, дай, возьми, сядь и т.д. (в возрасте от года до полутора)?

Если он всё это прекрасно выполняет, значит у него просто запас пассивной речи (т.е. понимаемой) пока превышает развитие активной речи (т.е. произносимой), и возникнет момент, когда ребенок «вдруг» заговорит. Но насколько рано или поздно это случится, будет зависеть исключительно от взрослых, которые либо не обращают внимание на отсутствие речи, либо просто не знают как помочь малышу (и поэтому не могут помочь), либо помогают ребенку и стимулируют появление у него первых слов.

Четвертое. Нужно знать, что абсолютно бесполезно стимулировать  появление речи, принуждая малыша заговорить: «скажи мама, скажи – часы, скажи – вилка» и т.д. Минус этого метода в том, что хотя ребенок может быть и начнет повторять это слово, но вот беда – он не будет его использовать в жизни. Ведь для ребенка слово всегда связано с предметом («ляля». «тик-так», «гага», «ав-ав», «тяпа» — тапочки и т.д.) или действием («бух», «дай», «на», «иди-иди», «куку» и т.д.) А простое повторение звуков этой связи не даёт. А вот народные речевые пестушки и песенки как раз и настроены на связь слов с действием и потому легко воспринимаются детьми, и в них он легко начинает повторять сочетания звуков и слова.

Пятое. В последнее время в печати появились  статьи о том, что появление речи связано исключительно с развитием мозга, и потому заниматься  с малышом речевыми играми бесполезно. 

Что на это  можно возразить:

1) Веками у абсолютно всех народов мира складывалась культура пестования младенцев с речевыми попевками, приговорками, песенками, играми. Взрослые интуитивно находили те способы, которые развивают ребенка, подстраиваясь под его потребности. И тогда таких проблем с речью, которые наблюдаются у многих современных детей, просто не было!!! А сейчас, когда речевых игр не стало,  проблемы с речью есть, и количество проблем только увеличивается! И это при том, что сейчас в магазинах — обилие развивающих игрушек, книжек, картинок для малышей, которых раньше просто не было!!!

2) Все специалисты категорически не согласны с отрицанием росли общения с мамой в развитии речи детей. Это утверждение также опровергнуто множеством научных экспериментов. Речь, действительно, очень тесно связана с функционированием головного мозга. Но развивается она только в общении.

Вспомним печальные истории детей-маугли, которые так и не заговорили, т.к. воспитывались животными. А ведь если придерживаться теории о созревании мозга, то мозг у них по природе должен был созреть и они должны были заговорить.

Также известно, как часто встречаются задержки в развитии речи у малышей из домов ребенка, которые не имели полноценного общения со взрослым.

Приведу пример очень жестокого эксперимента, проведенного за рубежом с детьми много лет назад.  Была тогда такая точка зрения, что существует некий «метаязык», который является основой всех других  языков. И если с ребенком «насильно не разговаривать, принуждая заговорить на родном языке», то он начнет говорить на этом «метаязыке». Для проверки этой точки зрения детей разных национальностей, не имевших родителей, собрали в одном доме. Все обязанности по их обслуживанию, уходу, питанию выполняли глухонемые. С говорящими взрослыми они не общались. Что же получилось? Все эти дети вообще не заговорили ни на каком языке и отставали очень сильно в развитии от сверстников. А ведь если бы всё дело было только в созревании мозга, они должны были  заговорить!

Все эти научные данные убедительно доказывают, что главное в развитии речи – создать «питательную среду», в которой она появится и будет хорошо развиваться. Почему же тогда всё популярнее становится мнение о бесполезности занятий с малышом речью до 1 года и о том, что надо просто ждать нужного срока, и всё решится само собой? И вместе с этим мнением уходит из нашей жизни полезный опыт наших предков по развитию речи малышей  (а наши предки не гнались за быстрым результатом, прислушивались к потребностям младенца и его природным особенностям). И приходит новый опыт по воспитанию «суперребенка 21 века», имеющего массу проблем со здоровьем  уже в дошкольном возрасте?

Дело в том, что развитие речи – это процесс каждодневный и не имеющий быстрого результата.  Результат здесь всегда отсрочен во времени и иногда даже не на недели, а на месяцы. А иногда  результат приходит тогда, когда его не ждешь. В этом процессе нет громких эффектных лозунгов «чудоребенка», «опережения развития», «развития гениальности с пеленок». Здесь речь идет о воспитании счастливого ребенка, полноценно и разносторонне развивающегося по природе, по возрасту, а не с опережением возраста. Поэтому проще побудить отказаться от подобных занятий, найдя этому причину, и стимулировать их купить «новые зарубежные самые действенные методики развития талантов с рождения». И некоторые СМИ активно продвигают сейчас эту точку зрения, давая рекламные статьи, рассчитывая на неграмотность родителей и отсутствие у них знаний о природных законах развития маленьких детей.

Еще одна причина того, что речевые народные игры редко встречаются в современных семьях (а вот развивающие центры и игрушки разных производителей есть в каждой семье и используются очень активно!!!), в том, что область эта не приносит дохода. Ведь для речевых игр не нужны дорогостоящие развивающие игрушки (которые можно продать и заработать). Речевые игры не относятся к разряду рекламируемых игр под девизом «Пока Вы занимаетесь своими делами, Ваш малыш успешно развивается» т.к. они требуют общения малыша с мамой. Но жизнь расставляет всё на свои места. Невнимание же к речи  на первых годах жизни ребенка чревато последствиями виде речевых нарушений: трудностей в правильном звукопроизношении, недостаточной развитости артикуляционного аппарата,  сложности в освоении письменной речи в школе, речевых проблем во взрослом возрасте (невнятная речь, картавость, трудности с выступлениями на публике) и т.д.

Нужно ли отказываться от современных развивающих методик и игрушек? Ни в коем случае! Они очень нужны детям, особенно маленьким!!! И на своем сайте я хочу рассказывать и о развивающих игрушках для малышей – как их выбрать, какие типы игрушек лучше подходят для конкретного возраста. Ведь, действительно, развитие мелкой моторики вносит огромный вклад в умственное и речевое развитие ребенка. Но всё хорошо в меру.

Игрушки не должны заслонить то общение с мамой и другими близкими людьми, которое веками вело к благополучию малыша и его нормальному речевому развитию. Игрушка призвана обогатить содержание общения мамы с малышом, но не заменить его!!!

Психологи называют речь зеркалом развития ребенка, т.к. именно в речи отражается его благополучие или неблагополучие. И сейчас в 21 веке это «зеркало» показывает нам всё более ухудшающуюся ситуацию.

Создание развивающей речевой среды дома

Что же  делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост —  создать «питательную» развивающую речевую среду.  Что это за речевая среда?

  1. Дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов. Причем нужны именно аудиозаписи, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!
  2. Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!! Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребенка, меняете интонацию, где-то делаете паузу.  Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Не важно, что Вы забудете или пропустите какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».
  3. Рассматривайте с ребенком картинки. Картинки должны быть четкие реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребенок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.
  4. Разговаривая с малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант. Например: « Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.
  5. Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем –  появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш  всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений.
  6. Играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок. Я хочу предложить несколько народных речевых игр с малышом, стимулирующих его к повторению слогов и слов. Они не потребуют от Вас никаких материальных вложений и очень просты, но они потребуют времени и любви к своему малышу, желания прислушаться к его интересам и особенностям. Они принесут Вам и Вашему малышу радость,  игру со словом, творческий толчок для придумывания своих игр, и, конечно же, первые слоги и слова ребенка.

Маме на заметку

  • Играть в эти игры лучше всего начинать в конце первого года жизни ребенка.  Но начать никогда не поздно! Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет.
  • Выбирайте из перечня те игры, которые нравятся именно Вашему ребенку и Вам. Так, одному малышу больше понравится прятать игрушки и их искать:
    «где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух».
  • Запишите в блокнот все слоги, которые уже говорит малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.). Используйте в играх те звукосочетания, которые уже есть в речи у Вашего малыша Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач, ав, дай и т.д.. Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже появившимся в его «репертуаре» звуками и словами.
  • Одна игра или одна попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, т.е. не 20 раз подряд! А, например, регулярно за завтраком 2-3 раза, а если нравится малышу — то и 4-5 раз.  Или во время игр с малышом 1-3 раза. Каждый день без перерыва.
  • Игру надо прекращать тогда, когда ребенку она еще не надоела, очень нравится, и он хочет продолжать. Иначе наступит пресыщение игрой.
  • Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!

Речевые игры для годовалых детей

Речевая игра 1. «Каша»

Ритмично приговаривайте, проводя Вашим пальчиком по кругу по ладошке малыша:

«Ту-ту-тууууу,
Ту-ту-туууууу.
Не вари кашу кру – туууууу!
Вари  мяаааагонькую!
Вари слаааааденькую!»

  • Можно водить пальчиком малыша по кругу по своей ладошке. Эта песенка побуждает ребенка подговаривать слог «ту» в ритм песенке. Но подговаривание слога «ту» произойдет не сразу, а только после многократного повторения песенки, когда она станет узнаваемой малышом.
  • Песенку удобно петь во время завтрака, помешивая кашу. Можно «варить куклам кашу», и мешать игрушечной ложкой в игрушечной кастрюле (если у Вас ребенку уже 2 года, ему это тоже будет интересно). Во время пения песенки хорошо будет, если малыш может видеть лицо мамы и вытянутые в трубочку ее губы «туууу-туууу-туууу».

Речевая игра 2. «Большие ноги – маленькие ножки»

Делаем вместе с ребенком большие шаги и говорим или подпеваем низким голосом, медленно

«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». А теперь семеним и говорим тонким высоким голосом и быстро: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».

Игра побуждает ребенка повторять простые слоги и слова.

Советы по проведению игры:

  • Когда эту игру проводят с малышами до года, то можно положить ребенка на спинку и «шагать» его ножками по дивану то медленно и тяжело, то быстро и легко.
  • Ребенка постарше (2 лет) можно попросить догадаться, какие ноги шагают. Вы говорите слова песенки, а он показывает (т.е. шагает тяжело или легко).
  • Можно сделать показ с игрушками: «Как ходит мишка? Топ-топ-топ (басом и медленно) Как зайка? Топ-топ-топ-топ-топ! (высоким голосом и быстро)». Дайте ребенку самому поиграть с этими игрушками. Поиграйте в следующий раз с другими игрушками. Кукла топает весело – топ-топ-топ. А волк топает сердито – топ-топ-топ. Уходи, волк! Иди-иди (показываем рукой и побуждаем ребенка повторить движение и слово – иди, иди!)
  • Аналогично можете провести игру – «как прыгает лягушка, зайка, кузнечик»  (Только слова будут «прыг-прыг-прыг» или «скок-скок»). «Как поет мишка?  Ля-ля-ля (басом). А как поет белочка? Ля-ля-ля(тонким голоском). А это кто сейчас поет: ля-ля-ля. Мишка? А это кто? Белочка? Вот умница – догадалась!». Варианты игр будут зависеть от  интересов ребенка, его любимых игрушек.
  • Эту игру можно проводить не только дома, но и на улице. Нужно возвращаться домой с прогулки? По дороге до подъезда предложите малышу «показать, как ходят большие ноги топ-топ-топ? А как маленькие? А как бегут большие ноги? А как маленькие? А как прыгают большие ноги? А как маленькие? Как хлопают большие руки – хлоп-хлоп-хлоп? А как маленькие?»

Игра 3. Семья

Загибайте пальчики ребенка на каждую строчку, начиная с большого пальца:

Этот пальчик – деееедушка (тянем  ееее).
Этот пальчик – баааабушка,
Этот пальчик – пааааапа,
Этот пальчик-  мааааама,
А вот это наша Катенька (называем имя ребенка и загибаем мизинчик)
Есть другой вариант окончания песенки : «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»

Советы по проведению игры:

  • Поиграв с одной ладошкой, начинаем играть с другой. Читаем песенку и загибаем пальчики. А потом спрашиваем: «Это кто? Деда – деда – дееедушка! А это кто? Баба – баба — баааабушка!» и т.д. Если малыш просто слушает – пусть просто слушает. Если пытается тянуть гласные или слоги – порадуйтесь, погладьте по головке, обнимите: «Какой умница! Да. Это баба-баба-баааабушка!»
  • Если ребенок сам играет со своими пальчиками после данной игры, то поощряйте всячески,  «подсказывайте» слоги и слова.

О других речевых развивающих играх с не говорящими или плохо говорящими детьми 1-2 лет  Вы можете прочитать в рубрике «Развитие речи ребенка от 1 года до 2 лет». Там мы  продолжим разговор о том,  что делать, если ребенок в год не говорит и как учить ребенка говорить — смотрите статью «Игры для детей 1 года». 

Интересную и полезную информацию о  развитии ребенка от 1 года до 2 лет  Вы найдете в статьях:

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

20 комментариев
tatyana
03.09.2012 в 06:56

В год не говорит… Нашему скоро два, а слов по пальцам можно пересчитать, благо фразы начал говорить. Правда кроме нас его никто не понимает.

admin
03.09.2012 в 09:33

Татьяна! Ваше волнение понятно! Но если ребенок во всем остальным показателям развивается согласно возрасту (об этих показателях я тоже буду писать на сайте), то волнения обычно напрасны.Достаточно создать «питательную речевую среду» — о чем я и говорю в этой статье — и результаты будут ( но не сразу, а через некоторое время!!!)
Но если все-таки есть опасения. то лучше проконсультироваться у специалистов:
1.Во многих городах есть бесплатные социально-психологические консультации, в которых педагоги и психологи помогут не только определить, как развивается малыш, но и предложить занятия по коррекции, если они необходимы (тоже бесплатные!).
2.В некоторых детских садах есть центры игровой поддержки и службы ранней помощи. В них работают педагоги, психологи, логопеды, которые следят за развитием малышей 1-3 лет и проводят 2-3 раза в неделю индивидуальные и подгрупповые развивающие занятия. Услуги этих центров тоже бесплатны.
Где в конкретном городе находятся такие консультативные центры — надо узнавать в управлении образования.
А пока — радуйтесь первым словам и фразам! Это ведь только начало!И лучше сосредоточиться на создании речевой среды, на речевых развивающих играх, чем на мыслях, что что-то с малышом не так. Вера мамы в малыша, подкрепленная ее действиями — это то, что приводит к успеху! Желаю радости общения с малышом — любого общения!

Кристина Дидыч
12.01.2013 в 03:04

Спасибо за замечательные игры )) А я волновалась, что моя немного говорит в год и 9. Хотя слов у нее порядочно, причем — не самых банальных — луна, парк, деньги, хватит, ну вот, встань и пр =)
Будем развиваться )) Да и понимает все =)
А напишите, пожалуйста, как ОТучить от слов.Детка один раз услышала слово на букву Б, когда знакомый пролил себе на ногу кипяток…
Теперь доча его периодически применяет. Причем, к месту — когда ей что-то очень не нравится. Она начинает громко и отчетливо ругаться.. Это ЖЕСТЬ.

admin
12.01.2013 в 23:01

Кристина! Малыши всегда очень быстро запоминают и схватывают то, что связано с яркими эмоциями, как в данном примере. И очень часто повторяют слова и жесты взрослых — подражают им. Причем детям младшего возраста совершенно все равно, чему подражать — повторить ли слово «кошка» или другое слово или жест. Главное для малышей, что это слово было очень эмоциональным. Поэтому произошедшая ситуация достаточно предсказуема и закономерна со стороны ребенка.
Спасибо, что этой ситуацией подсказали еще одну тему для обсуждения на сайте. А пока отвечу кратко, так как не знаю возраста этого ребенка, но предполагаю, что это возраст близкий Вашей дочурке (около 2 лет).
Первое — нельзя ругать ребенка, наказывать его за это или пугать, что язык отсохнет или еще что-то с ним будет. Нельзя говорить, что он плохой, потому что говорит такие слова и т.д. Действие такой ругани или запугиваний будет обратное. Ведь запретный плод сладок вдвойне. Поэтому путь здесь должен быть «наоборот» — надо отвлечь внимание ребенка от данного слова и от увиденной им ситуации, а не напоминать об этом. А поэтому —
Второе — нельзя эмоционировать в ответ на это слово, ведь ребенок прекрасно «считывает» эмоциональное состояние взрослого. А значит в такой ситуации лучше всего совершенно спокойно и ровным голосом сказать малышу: «Я очень расстраиваюсь, когда ты говоришь это слово. Мне грустно от этого, ведь в нашей семье ни мама, ни (называем членов семьи) так не говорят. Давай придумаем, какие смешные слова будем говорить, когда что-то не нравится» И придумать эти слова (взамен «плохого» слова) самим — слова смешные, в рифму, как в детском фольклоре. Таким придумываем нового «ругательного слова» мы отвлечем малыша и переключим его внимание. Вот несколько возможнных фольклорных строчек, которыми можно заменить «ругательства» — «Лынзы-двизы, тринзы-ланзы, пяту-лату, пыхтум-быхтууууум!!!» или «эна деу рики-факи, торба-орба онба смаки, смаки бакас!» (это не я придумала, это детский фольклор)» А если ВЫ еще и придумаете смешные жесты в сопровождение этих слов, то ребенка так займет это занятие, что он тут же забудет о предыдущей ситуации. Тут по принципу «клин клином вышибают». И сами поругайтесь этими смешными придуманными словами. Это полностью переключит внимание малыша, ведь они так любят шутки и юмор!
Могу успокоить, что почти все дети «приносят» подобные слова со двора, из садика, из гостей. Но потом (если в семье таких слов не употребляют), их забывают, к большому счастью.
Третье — а вот если в семье такие слова употребляют и это норма жизни такой семьи, то тут надо не с ребенком работать, а со взрослыми. Пока стиль взаимоотношений и культуры семьи не изменится, не изменится и ребенок. Почему папе или маме можно, а мне нельзя? Поэтому если уж нельзя — то всем в семье.
Еще раз — спасибо за вопрос. Всегда рада новым темам для обсуждения и новым вопросам 🙂

Кристина Дидыч
13.01.2013 в 01:46

Спасибо за развернутый ответ ) ругать никогда не ругали, просто никак на это не реагировали. Попробуем заменить чем-то )) а то как-то неудобно. Как зайдется своими ругательствами в магазине… хоть стой, хоть падай ))

admin
13.01.2013 в 20:17

Так это Ваша дочка ругается? Я по Вашему комментарию поняла, что это дитё Ваших знакомых.
Тогда ( с учетом ее возраста) может быть достаточно даже фразы о том, что Вам это очень неприятно и Вы просите так больше не говорить. Объясните, что так говорить некрасиво и что мама так никогда не говорит. Дети это отлично понимают, только им надо комментировать то, что они видят вокруг себя, и ставить границы. А если еще и в игру переведете и замену сделаете на другие интересные забавные слова, то забудет быстро.
А вот игнорировать такие слова не стоит. «Что такое хорошо, и что такое плохо» дети усваивают только с помощью взрослых. Иначе стихийно без нас усвоят такое, насмотревшись вокруг!!! Поэтому всё, что видят (и хорошие примеры, и не очень, и такие примеры, которые лучше бы чтобы не видел, но уже увидел) нужно пояснять ребенку и направлять его, как вести себя в жизни.
Не всегда это обсуждение уместно делать сразу же (в метро, во дворе или в гостях). Чаще удобнее сказать: «Мы это обсудим дома» и дома обсудить без вмешательства чужих людей.

Ирина
14.01.2014 в 14:33

Здравствуйте. Моему сыну 1,5, не говорит даже мама. В год говорил АА (мяу, также и гав). При этом я с ним занимаюсь с рождения по ШСГ (показывали картинки на стенах, классическая музыка, детские песенки, диски для детей с народными песнями и петушками и пр.). Сейчас также занимаемся по шсг от года до 2-х, уже все тетради знаем практически наизусть, все картинки легко показывает. Ребенок очень развитой, очень любит «читать» книги, сам приносит, берет за палец и показывает, что надо читать и рассказывать. Увлекается всем «водным» — фонтаны, моря, водопады, морские и речные животные — мы уже всю литературу скупили по этому вопросу, включая взрослые энциклопедии о китах, несколько раз ездили в дельфинарий, аквариумы. Складывает пирамидки, рисует кисточкой и мелками. Не любит играть в игрушки, только если я буду играть с ним, но будет только смотреть. Что делать, почему не говорит, уже начали волноваться. Старший (ему. 16) в этом возрасте много слов говорил, хотя с ним специально ничем не занимались. Спасибо

admin
17.01.2014 в 13:46

Ирина! Давайте я Вам отвечу на Вашу почту, хорошо? А шсг — это школа семи гномов что-ли?
А развитие ребенка немножко по другим критериям определяется :). Чтобы что-то сказать, мне нужно очень многое узнать о ребенке — когда появилось гуление, лепет, как развивался лепет, занимались ли с ним перекличками, что умеет делать сам (в плане держит ли ложку и т.д.), как развиты действия с предметами и движения.Некоторые показатели можно посмотреть здесь — http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-detej-rannego-vozrasta-osnovny-e-pokazateli/
Могу по своему опыту сказать, что чаще всего задержка в появлении речи связана не с медицинскими проблемами, а с неправильными стратегиями общения в семье с малышом. Тогда речь ему просто в жизни не нужна, и он спокойно обходится жестами.

Елена
12.09.2014 в 00:51

Здравствуйте, Ася!
Моей дочке сейчас почти год. Она ничего не говорит, даже «мама». Хотя у нее активный лепет. Я перекличками с ней занималась с раннего возраста, и пестушки/речевые песенки в течение дня многократно рассказываю (распечатала с Вашего сайта и развесила на стены по всей квартире), и много с ней разговариваю, озвучиваю все, что делаю, называю все предметы, пою ей песни, прошу ее озвучивать просьбу «дай», как Вы писали в статье (но пока она не пытается даже губами звук повторить). Она очень любит книжки, сама «просит» с ней «читать». Знает многие картинки, показывает пальчиком. По просьбе дает предметы быта или игрушку (выбирает правильно, если перед ней много разных лежит).
Ася, скажите, стоит ли беспокоиться, что дочка даже слово «мама» не говорит в год? Не хотелось бы упустить драгоценное время, а потом обнаружить, что я что-то делала не так, неправильно занималась с ребенком.
Очень нравится Ваш сайт. Такой кладезь информации о детях и для занятий с ребенком. И такая теплая атмосфера. Спасибо за Ваш труд! Жду с нетерпением курс по развитию речи малышей, который планируется этой осенью.

Маруся Иванова
22.01.2015 в 12:33

Добрый день!
С сентября нет ответа — наверное некогда нашему любимому автору любимого сайта)). Но вдруг появится оно, время — тогда я присоединяюсь к вопросу Елены от 12 сентября 14г. — моему сыну скоро год и почти аналогичная ситуация: активный лепет, слоги подолгу повторяет, а из слов иногда «дедя» (деда) и мама, но просто вслух говорит, не обращаясь ко мне или дедушке. Пассивный словарь же наполняется, т.к. на картинке показывает кису и др., приносит игрушку из нескольких, даже пытается сказать что-то на просьбу (как Вы писали в кажется другой статье) скажи «Дай …» — типа ДАА говорит, но иногда.
Также озвучиваю ребенку, что делаю, куда идем, КАКИе предметы, песни и колыбельные с рождения и много, слушаем разную музыку (классику, дет.песни, даже церковные песнопения), книжки в этом возрасте стали чаще читать — в день несколько раз листаем картонные, я называю животных, предметы,которые показывает сын. а вот переклички нам долго не удавались — с самого начала я пыталась и только месяцев в 9 ребенок начал повторять, откликаться.
К слову — невролог с 1,5 МЕС. пытается ставить нам мед.диагноз (якобы была гидроцефалия, ВПЧ, но я не стала в 3 мес. поить диакарбом иже с ним, на что неврологиня сказала не жаловаться, если ребенок поздно заговорит или пойдет — ребенок ходит только у неподвижной опоры, и стоит, не держась ни за что, до 1 минуты, зато реактивно ползает с 7 мес, а переворачиваться в 3,5 научился сам, заползает на всякие интересные препятствия))).
Ася, прочитав Вашу статью, очень надеюсь, что смогу удесятерить;)речевую среду дома и что у нас нет мед.показаний поздно заговорить.
В любом случае спасибо Вам, Ася — Ваши подробные методики, статьи, опыт очень помогают, в том числе морально.

admin
22.01.2015 в 13:43

Елена и Маруся! Ой, и действительно не ответила вовремя :(. Где-то пропустила этот комментарий. Приношу свои извинения. Иногда так бывает что в один день нахлынет на сайт куча спамеров — и пока чищу комментарии, могу что-то пропустить. Если я вдруг не ответила на Ваш комментарий — просто пишите мне на почту сайта или во Вконтакте в личных соообщениях — я всегда отвечаю.

Как учить ребенка говорить:

1. Ребенок активно лепечет, понимание речи в норме — значит, всё хорошо. Нужно просто ему помочь — немножко подтолкнуть. http://rodnaya-tropinka.ru/wppage/33-sposoba-razvitiya-rechi-detej-esli-vy-zanyaty/ — вот здесь есть бесплатный чек-лист о том, что можно и нужно делать дома для создания развивающей речевой среды.
Посмотрите, по всем остальным показателям развитие соответствует возрасту? — http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-detej-rannego-vozrasta-osnovny-e-pokazateli/
2. Пока у малыша мало слов, то комментируем очень кратко, без лишних слов: «Это каша. Кушай кашу. Каша вкусная». Или: «Попрыгаем — вот -так, вот -так!». Задаем вопрос ребенку и тут же сами на него отвечаем. Например, задали вопрос: «что это?» Ребенок кивнул головой или сказал что-то непонятное. Отвечаем сами себе, как будто малыш ответил правильно: «Да, это киса. Киса пушистая».
Ориентир — детские народные песенки и потешки для самых маленьких. В них никогда нет лишних слов и при этом очень много звукоподражаний. Они повторяются ежедневно, и когда малыш их запомнит, то начинает договаривать в них слоги, а потом и слова.

3. В играх используем как можно больше звукоподражаний и самых простых слов: тук-тук (строим дом, стучимся в дверь ит.д.). идем по лесенке топ-топ-топ-топ, дождик пошел или водичка капает из крана кап-кап-кап-кап. Они повторяются ежедневно.

Если самой сложно всё это придумать и подобрать -то у меня есть курс — практикум как раз о том, как учить малыша говорить — «Учусь говорить: от 10 месяцев до 3 лет» ,в который в том числе входит и картотека речевых игр и подобных игровых ситуаций общения с малышами, а также учебные видео и практикум. — http://rodnaya-tropinka.ru/wppage/uchus-govorit/ . Сейчас группа курса набрана и в ней уже 50 человек. Больше я физически взять сейчас не могу -т.к. знаю каждую маму и малыша на курсе. Но буду набирать и следующие группы курса. Следите за рассылкой сайта.

Про невролога — очень часто врачи перестраховываются. Поэтому что касается всех лекарств — то лучше проконсультироваться у нескольких специалистов и найти того, кому Вы будете доверять. Т.к. и врачи, и педагоги и все другие люди разных профессий бывают разные — и как профессионалы, и по человеческим качествам. ПОэтому надо просто искать «своего». Одно могу — сказать — мы решаем проблему с речью на курсе без таблеток за счет правильно организации речевого общения с детками в семье. И если у ребенка нет серьезных нарушений медицинских, то всегда ее решаем сразу же, и речь начинает развиваться очень быстро. Если же есть проблемы медицинские — то мы работаем вместе со специалистами (т.е. врач + логопед + мама в семье). Но без создания развивающей речевой среды в семье успех приходит намного позже. Мама здесь очень многое определяет.

Дина Кузнецова
21.02.2015 в 10:41

Здравствуйте!Моему сыну 3,4 года!С речью полная беда!Знает все звуки,только «р» хромает,отлично повторяет слоги за мной,но собрать все это в кучу никак не получается!Занимаемся по два раза в день по 10 минут,учим слова,пестушки повторяем,стараюсь показывать вещь о которой разговор,чтоб было интересно!Были у специалистов,пока ставят задержку речи,во всем остальном говорят все в норме,но у нас с детства проблемы с нервами и до сих пор не до конца это решено!Ползать начал в неполных пять месяцев,ходить в десять!первое слово появилось после года!Подскажите на что делать упор и какие методики лучше использовать чтобы мы двинулись вперед!Речь есть,но скудная и многое до сих пор в упрощенной форме(БИ-БИ,АВ-АВ,и т.д.)Спасибо!

admin
21.02.2015 в 20:24

Дина! Вам обязательно надо попасть в логопедический садик. А для этого прямо сейчас идти: а) в городскую бесплатную детскую поликлинику к логопеду, б) позвонить в отдел образования Вашего района и спросить, как пройти психолого -медико-педагогическую комиссию в логопедический садик. Слова «комиссия» не бойтесь- у ребенком просто побеседуют, чтобы определить какая ему нужна помощь. Самой Вам не справиться в данной ситуации, а время идет. Если с сентября малыш пойдет в логопедический садик — то многое можно исправить. Ждать тут нельзя. Причем приходящий на дом логопед — для Вас не вариант. Он не заменит логопедического садика — т.к. в садике всё от обеда и одевания на прогулку до занятий выстроено для развития речи ребенка.
Если Вы живете в таком районе, где нет ни логопеда. ни логопедического садика — то напишите мне в почту сайта valasina@rodnaya-tropinka.ru. Я Вам дам контакты дефектолога — логопеда, которая в скайпе Вас проконсультирует, что уже сейчас можно сделать и научит делать нужные упражнения с ребенком. Ей нужно будет получить от Вас видеозапись речи ребенка (сделать ее можно и на мобильный телефон, но так, чтобы малыш не видел что его снимают). Это на время ожидания садика или на тот случай если рядом специалистов вообще нет.
Проблемы эти решаемые, если их решать :). И делать это со специалистами вместе, выполняя все их задания дома с малышом. И тогда всё будет хорошо!

Кузнецова Дина
21.02.2015 в 21:11

Вы прямо напугали!Я правильно понимаю,что это ОНР?((дело в том,что я сама логопед,но неопытная,да и после окончания сын появился,практики толком не было!
В нашем городе логопедических садов нет,но есть комбинированные сады с логопедической группой,такая вещь пойдет?и еще,наш логопед нам должна направление дать на эту комиссию с целью направления в такую группу или эта комиссия будет созвана с целью вообще постановки диагноза???

admin
21.02.2015 в 21:39

Да, комбинированный садик с логопедической группой подойдет. А комиссия — на ней дают в него направление и уточняют в чем нужна помощь ребенку. Она не созывается специально ради конкретного малыша — она просто всё время есть и всё время работает и состоит из специалистов высокого уровня, которые знают свое дело. Но нужно получить на нее направление. Вам его точно дадут — т.к. тут даже вопросов нет, что ребенку нужна логопедическая группа.

Логопедическая группа — великое благо для малыша — т.к. детей мало в группе, с детьми занимаются и воспитатели (причем специально подготовленные и грамотные), и логопед, и психолог, и логоритмика, и часто еще проводится и массаж. в том числе и логопедический массаж, и лечебная физкультура. И все это бесплатно. И даже в ходе обычного рисования, еды, одевания с детьми, прогулки и других бытовых процессов педагоги проводят игры и упражнения для развития иречи. В обычных садиках так речью не занимаются, что понятно — там другие задачи. Поэтому группы такой не бойтесь, наоборот, в нее надо попасть ! Но чтобы попасть ( а туда всегда очередь) надо взять направление на комиссию уже сейчас! И ее пройти. И тогда с сентября Вы будете в надежных руках тех профессионалов, которые помогут малышу.
Успехов Вам.

Мария
13.05.2015 в 11:03

Здравствуйте! Нам скоро 1 год и 4 мес., говорит только папа, мама не говорит, иногда что-то похожее произносит, но не четко, и просто слоги разные: пти, си, агн и тому подобное. А все на что не показывает говорит «ти», любая вещь. Сначала мы думали это значит Тимур, когда себя видел так говорил, а потом на все вещи и животных, и части тела, всё одно. Что делать? Ребенок очень активный, на одном месте минуты не сидит, стараюсь как могу его завлекать, книжки читаем, животных показываю, как они говорят постоянно говорю, потешки использую, но он за мной не повторяет..

admin
13.05.2015 в 13:52

Марина! Ответила Вам в личные сообщения Вконтакте. Но для всех читателей сайте еще здесь уточню один момент. Про слоги — слова. Это нормальный этап в развитии речи ребенка в год. На этом этапе малыш может одним слогом называть разные предметы. Например, слогом «ки» называть не только киску, но и пушистый воротник, подушку, мягкую игрушку — сову и всё другое мягкое и пушистое. Причем как малыш выделяет этот признак — очень часто бывает трудно угадать. Словом «ути» могут называться не только утки или вода, но в целом всё блестящее, даже монетка (т.к. малыш выделил признак — «блестит» т.к. видел уток на озере, когда вода блестела на солнышке).
Советы по развитию речи годовалых детей Вы найдете в рубрике — http://rodnaya-tropinka.ru/category/razvitie-rechi-rebenka-1-2-let/. А также в нашим мини-сайте группы Вконтакте в разделе «бесплатные материалы- развитие ребенка от рождения до года — нам уже годик» здесь https://vk.com/razvitie_rebenka_ot_rozhdeniya?w=page-43225421_47393376. Как правильно общаться с малышом в этом возрасте — в бесплатном чек-листе для родителей «33 эффективных способа развития речи детей» http://rodnaya-tropinka.ru/wppage/33-sposoba-razvitiya-rechi-detej-esli-vy-zanyaty/
Желаю успехов!

Мария
25.12.2015 в 22:45

Добрый день!
Спасибо за полезную информацию! Давно искала статью, где все самое нужное и актуальное будет в одном месте и без «воды».
Моему сыну около года. Речью у нас пока и не пахнет. Очень редко он может сказать что-то односложное «ма-Ма», «да-да», но явно это происходит неосознанно. На имя не всегда откликается, но почти всегда понимает названия игрушек «мячик», «машинка» и другие. Подползает к ним, но не приносит. волнуюсь из-за того, что он молчит 🙁

Елена
01.01.2016 в 18:17

Больше года назад я написала Асе Владимировне вопрос выше о том, что мой ребенок в год не говорит, хотя я с ней занимаюсь. Сейчас моей дочке 2 года и 3 месяца. Где бы мы ни появились, на дочку все обращают внимание, потому что у нее грамотная развернутая вежливая речь, без слов паразитов, она умеет обьяснить что она хочет, зачем и почему. Говорит она без остановки, речь льется потоком, произношение четкое, понимают ее даже незнакомые люди на улице. Все люди спрашиваю меня: «сколько же ей лет, что она так хорошо разговаривает?».
Когда мой ребенок начал говорить (1 год 7 мес), она за 1 месяц перешла от простых слов к предложениям из 5-6 слов. И тогда я поняла, что до этого у нее был период накопления информации, а потом она это начала выливать на нас лавиной.
Дорогие мамы, обязательно занимайтесь с ребенком речью, даже, если он еще не говорит или еще очень мал, чтобы говорить. Ребенок все впитывает и потом обязательно это вам «выдаст».

admin
03.01.2016 в 23:13

Елена! Спасибо за комментарий! Он так важен для тех мам ,у которых ребенок долго молчит и дает поддержку и направление к активному действию :). Елена проходила на Родной тропинке курс «Учусь говорить» и все рекомендации сайта использовала со своей малышкой. Но успех к ней пришел не сразу. Было и отчаяние на начальном этапе (ведь всем так хочется получить результат сразу!), но Елена продолжала выполнять все рекомендации. и через год получила вот такой результат без таблеток и врачей. И главное не факт, что малышка говорит, а то КАК она говорит — ярко ,выразительно, красиво!!! Чего всем и желаю!!!

Оставить комментарий

Сообщение

Ваше имя

E-mail