Каталог статей
CATALOG
Рекомендую!

Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка

Правша или левша: как узнать, в каком возрасте определяется ведущая рука ребенка, показательны ли тесты для определения ведущей руки, как их проводить и как оценивать результаты.

Правша или левша

Как узнать, правша или левша?

Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно  перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок  не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей  повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты , капризы и нежелание  заниматься. неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклонящимся поведением) очень много переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием  на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

Тесты для определения ведущей руки ребенка

Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей,  можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий:

  • завинтить крышку на бутылке, 
  • разрезать бумагу ножницами, 
  • нанизать бусины, 
  • почистить обувь щеткой,
  •  стереть ластиком крестики, 
  • намотать нитку на катушку, 
  • перелить воду из одного сосуда в другой, 
  • разложить карточки, 
  • отвинтить гайку рукой и ключом, 
  • проколоть дырочки дыроколом, 
  • продеть нитку в иголку, 
  • почистить одежду от пыли, 
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки, 
  • достать бусинку ложкой из стакана, 
  • позвонить колокольчиком, 
  • закрыть и открыть молнию на сумке, 
  • взять стакан и выпить несколько глотков воды). 

Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

  • полить цветы, 
  • почистить зубы, 
  • перемешать песок лопаткой, 
  • толкнуть палкой шарик, 
  • достать книги с полки, 
  • вынуть пробку из ванной, 
  • положить фишки в коробку и другие.

Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.

Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:

  • Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
  • Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
  • Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
  • Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
  • Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.

Тест 1. Рисование.

Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».

Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем,  какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.

Тест 2. Открывание спичечного коробка.

Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите : «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.

Тест 3. Построй домик из палочек.

Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.

Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.

Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).

Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.

Б) Раскладывание карточек лото.

Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук)  в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.

Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.

Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.

Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.

Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.

Тест 8. Развязывание узелков.

А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.

Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.

Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.

Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.

Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.

Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».

Анализ результатов тестов на определение ведущей руки ребенка.

Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если  в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим  плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В третьем столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.

Если в семье были левши, ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только правши, то в четвертый столбец.

Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.

Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.

Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей». В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой. То есть есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».

Есть и дети – амбидекстры, т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т.е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е. ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).

Дополнительные тесты для уточнения результатов и определения ведущей руки у ребенка дошкольного возраста.

тест для определения ведущей руки

Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.

Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу.

Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.

Тест для оценки скорости движений ведущей руки.

Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.

Тест «Переплетение пальцев рук»

Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.

Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.

У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая  находится под левым преплечьем.

Тест «Апплодирование»

Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно апплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при апплодировании более активная левая рука.

Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой?

Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.

Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.

Всем родителям детей – левшей и всем педагогам очень советую познакомиться с книгами Марьяны Михайловны Безруких о детях-левшах:

М.М. Безруких — это физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии РАО.

  • Безруких М.М., Безруких М.В. Леворукий ребенок. Тетрадь для занятий с детьми.
  • Безруких М.М. Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких. – М.. 2001.
  • Безруких М.М., Князева М.Г. Если Ваш ребенок  левша.
  • Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины. Диагностика, комплексная помощь.
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука и рабочие тетради.
Предлагаю всем педагогам и родителям прослушать видео —  очень содержательную и интересную беседу с профессором, доктором медицинских наук Ириной Галиной о детях — левшах. Из нее Вы узнаете:
  • Почему ребенок рождается левшой?
  • Существует ли ген леворукости и когда он проявляется?
  • Что такой скрытая леворукость?
  • Кто такие дети — левши?

Если эта статья была интересна и полезна Вам, буду благодарна за комментарий. А есть ли у Вас знакомые — левши — и как им живется в мире правшей? Кто Ваш ребенок — правша или левша?

Интересную и полезную информацию о развитии детей дошкольного возраста Вы найдете в статьях:

Развитие мелкой моторики - мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие» — своими руками.

Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка,  упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори.

Игры в песочнице: развиваемся, играя.

Дары Фребеля: первый в мире развивающие и обучающие  игры для детей дошкольного возраста.

Как определить индивидуальные особенности развития ребенка?

 

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

Комментарии (18) на “Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка”

  • Светлана

    Моему сыну 9 лет, левша «по наследству» — папа левша, правда переученный в свое время писать правой рукой. Проблемы у нас с речью, с письмом. Психологи говорят, ну что теперь делать если он такой, занимайтесь с ним. Я не против, только наверно это должны делать профессионалы, например в школах, а то не понятно зачем вообще там в штате логопеды и психологи.В общем в первую очередь нужно педагогов готовить к тому, что есть леворукие люди, а то у них какое-то непонятное отношение к таким детям.

    Ответить
    • admin

      Светлана! Да, в нашем обществе не очень принято «понимать» левшей.А уж говорить об учете их особенностей вообще не приходится. И все проблемы ложатся часто на плечи родителей. Хотя в мире существуют даже ножницы для детей -левшей и другие инструменты. а для взрослых делают даже станки для леворуких, чтобы у них не было ограничений при выборе профессии. И методика работы с детьми-левшами хорошо разработана.
      А вот по поводу «что делать, если ребенок такой» — он замечательный любой :) . Ведь каждый человек и ребенок талантлив в чем-то — кто-то лучше всех прыгает, кто-то плавает, кто-то рисует, кто- то поет. И главное — развивать эти способности у ребенка. Ведь всегда что-то получается лучше, а что-то хуже. Я знаю детей с очень плохой речью, но прекрасных художников и музыкантов (включая победу в серьезных конкурсах). И всегда их поддерживаю и ценю такими какие есть, но при этом помогаю развить то, что пока не очень развито.
      Очень советую Вам почитать книги о детях — левшах. Они дают ключ и к пониманию ребенка, и к помощи ему, и к построению отношений со школой в том числе.И если нет помощи от специалистов, то книга остается как и в прежние времена нашим лучшим другом и советчиком :) .
      Желаю Вам успехов!

      Ответить
  • Анастасия

    Левшество — это очень интересный вопрос. по своей работе (школьный логопед) часто сталкиваюсь с подобными детьми. действительно, на логопунктах всегда бывает много левшей. однако много лет наблюдала за девочкой-левшой, которая в первом классе писала лучше всех, чище, аккуратнее, так и сохранив красивый почерк в средней школе. а когда своему знакомому-левше (25 лет) подарила разные канцелярские штучки для левшей (линейка, ножницы, ручка-карандаши), он сказал — как не удобно!!!! но всегда лучше проконсультироваться со специалистом (логопедом, психологом, нейропсихологом, педагогом). и конечно читать специальную литературу, её сейчас очень много.

    Ответить
    • admin

      Анастасия! Согласна с тем, что всегда хорошо, когда есть возможность проконсультироваться и получить грамотный совет от специалиста. И почитать литературу о детях — левшах. Я тоже знаю много уже взрослых людей — левшей, которым повезло и которых не учили писать правой, а они сразу же с первых лет жизни писали, рисовали, вырезали только левой рукой. И делали и делают это замечательно! Думается, что главное тут — не ломать ребенка на свой лад!

      Ответить
  • Виктория

    У меня и дочь, и племяница (дочь сестры) — левши.
    И это странно: все в семьях по обеим сторонам (то есть по всем трем сторонам) правши. Ни одного левши в двух поколениях.

    Ответить
    • admin

      Виктория! Есть семьи с «наследственной леворукостью» — когда леворукость есть у родителей, братьев, сестер, дедушек и т.д. И есть другие причины возникновения леворукости — не наследственные. Например, есть даже такая редкая причина того, что ребенок активнее действует левой рукой как неоднократные травмы правой руки у малыша и сформировавшаяся за это время привычка активно действовать здоровой левой рукой. Эти дети как раз правши по природе своей, но по приобретенной привычке действуют как левши, и им лучше учиться писать правой рукой. Поэтому каждый случай здесь — индивидуален.

      Ответить
  • Наталия

    Очень интересная статья, спасибо за материал.
    У меня брат родной левша (ему сейчас 25л.), он художник-резчик по дереву по образованию. Получается, что карандаш он держит в левой руке, а топор в правой.
    Все остальные в семье праворукие, а раз появился левша, значит кого-то из родителей-дедов переучивали в детстве писать правой? Ведь просто так левша не мог появиться.
    Моему сыну сейчас 1,5 года, интересно прям какая рука у него будет ведущая.
    Для меня было открытием, что ведущая рука определяется не по тому, какой рукой взял предмет, а какой рукой активнее действует.

    Ответить
  • Наталья Станиславовна

    Статья очень содержательная, интересная, впрочем, как всё у Вас на сайте! Спасибо большое! Всегда нахожу много полезной информации, хотя вообще то сама тоже во многом разбираюсь (педагог дошкольник),а уж мамочкам . бабушкам, у Вас на сайте просто можно почти всему научиться! Очень много полезной информации.Удачи Вам, успехов!

    Ответить
  • Наталия (Quantum_satis)

    С большим интересом прочитала статью! Нашему сыну 3 года, рисует он ТОЛЬКО левой рукой, ест и той, и той… Заметили это давно, мы — родители — относимся к этому абсолютно спокойно, но вот наши бабушки…….. Помимо скандалов, перекладываний, разговоров о том, что левша — синоним слова «инвалид» и прочего, меня убеждают, что это МОЯ ошибка, что я ВОВРЕМЯ не заметила, не исправила, не научила… Требуют, чтобы я поговорила с воспитательницей, пусть его и в садике переучивают! Я же придерживаюсь ПРОТИВОПОЛОЖНОГО мнения, но ко мне не прислушиваются. Спасает только то, что живём мы в разных городах, поэтому в основном всё сводится к лекциям и нотациям по телефону.
    У нас в роду есть амбидекстры, возможно, наш сын тоже не 100% левша, потому как режет ножницами он правой рукой. Извините, что написала личный комментарий, очень болезненная для меня тема! Спасибо, успехов Вам и Вашему сайту!

    Ответить
    • admin

      Наталия! В комментариях можно и даже нужно писать и на личные темы, поэтому извинения здесь излишни :) . Для того и нужны комментарии, чтобы можно было поделиться, спросить, посоветоваться с другими читателями и с автором.
      Вы правы в том, что переучивать ребенка не надо и очень вредно. А бабушкам надо подготовить книгу — «Замечательные левши», куда внести все имени и биографии знаменитых левшей, которых не переучивали. Тогда они увидят, что правши и левши просто разные! И обязательно дать им почитать книгу м.М. Безруких «Леворукий ребенок в школе и дома» — в ней очень подробно и красочно показаны на конкретных примерах, к чему приводит переучивание. И даны конкретные советы для родителей леворуких детишек.
      Про ножницы. Главное не в какой руке держит ножницы, а какой рукой активнее ребенок двигает когда вырезает. Если ножницы ребенок держит правой рукой, но при этом он практически не делает движений ножницами, а активно продвигает под ними бумагу левой рукой, то это признак ведущей левой руки, а не правой. Как и везде — дело в нюансах. о которых рассказано в тексте статьи.
      Спасибо за Ваш комментарий!

      Ответить
  • Ольга

    Доброго времени суток! С большим интересом прочитала статью. Нашей дочке 2 года 4 месяца — с большим интересом наблюдаю за ее действиями. Сама я левша, но до сих пор помню ( мне почти 45 ) как меня переучивали в детском саду. Долго не могла терпеть, если у меня за спиной кто-то стоит — казалось, что сейчас обязательно будут ругать перед всеми детьми, с силой вырывая ложку (карандаш,ручку) и вкладывая ее в правую руку. Воспоминания не самые приятные. Но все равно, многое я делаю только левой рукой — так мне удобнее. Я не профессионал, но мое мнение, что нужно развивать обе руки, ведь таким образом мы развиваем оба полушария мозга. Все должно происходить предельно корректно, возможно в игровой форме. Большое спасибо за информацию.

    Ответить
  • Анастасия

    Здравствуйте!
    Статья заинтересовала, т.к. сын у меня левша (как оказалось графический). До сих пор я понятия не имела, что есть графические левши или только бытовые левши.
    Решила еще раз проверить «рукость» сына, т.к. осенью он пойдет в 1-й класс. А я честно сказать, никакие тесты не проводила до. Он просто рисовал, а затем и писал левой рукой, а мы его не трогали. На остальное я, честно сказать, не обращала внимания. Ну разве на то, что ест он правой.
    Все бытовые тесты выявляют ведущую правую руку, и только графические левую. И еще на точность задания он выполняет также левой. Никакой травмы правой руки и вообще травмы у нас не было. В роду левшей нет (во всяком случае известных мне).
    Я боюсь неверного определения ведущей графической руки ребенка. Хоть мне вроде и подтвердили его графическую леворукость на тестировании его общего развития (графический задания), но как бы мимоходом. И при этом речи не шло о том, что это относится только к графике.
    Я все же не поняла из статьи, в чем причины такого явления? Мне на тестировании психолог объяснял особенность работы мозга левшей. Этим мне объяснили его возможную так сказать заторможенность реакции (грубо говоря, конечно). Но получается, что в быту-то он все делает правой. И я запуталась. Не понимаю теперь ни природы, ни взаимосвязи полушарий у «смешанных» людей.

    Ответить
  • admin

    Анастасия! 1. Про леворукость — не волнуйтесь. Во-первых, все люди разные, даже праворукие отличаются друг от друга. И про «заторможенность» — это не совсем точно сказано. У меня много коллег — преподавателей, которые леворуки, и при этом очень мобильны, а также многие талантливые люди были леворукими. Можете почитать — сейчас об этом есть много литературы. 2. Если ребенок графический левша, то он учится писать в школе левой рукой, а всё остальное в жизни будет делать как ему удобнее. Когда малыш начнет писать — можно попробовать давать ему писать разными руками, Вы увидите, какой рукой получается лучше и легче. Переучивать левшей не нужно. 3. ОЧень советую почитать книги для родителей М. М. Безруких — она как раз физиолог и биолог и в них очень подробно разбирает конкретные примеры левшей Это один из ведущих специалистов в нашей стране по леворуким детям и в целом по развитию детей. 4. Может быть не столь важно понимать здесь физиологические глубины явления, сколь просто обратить внимание на эту особенность. Но если есть желание заняться физиологией — то литература в книжных магазинах есть. Но она сложная для прочтения. Желаю Вам и сыну успехов и счастливых первых дней обучения в школе. Первоклашка — это всегда очень волнующе! Со скорым 1 сентября Вас и пусть всё будет хорошо :)

    Ответить
  • Ирина

    Проблема для меня очень актуальна, сама работаю в детском саду и детей никогда не переучиваю, потому что дома почти все левши: сверковь, муж, старший сын-100% левши ,если свекровь и мужа переучивали, то старший сын учился писать левой.Правда потратили много нервов, когда учились писать-не видно буквы и написанные буквы мажутся.Покупали ножницы для левшей, но не пошло.Средний сын на 50 процентов левша(графический) и только младший в меня- правша.

    Ответить
  • юлия

    Сын левша, в связи со сменой местажительства пошли в новый сад в старшую группу, в садике воспитатель пыталась переучить на правую руку, что привело к энурезу. Хотя с воспитателем сразу обговорили что ребенок левша и его не трогать и не переучивать. Благо выяснили быстро, воспитатель мне высказала, что как его учить вырезать левой рукой она не знает. Ушли из сада и все наладилось, в начальной школе на тетради была наградная картинка как у самого «аккуратного письма» , сейчас в 9 классе, олимпиадник. Правда рисование нам так и не далось, но черчение отлично. Второй ребенок правша, а третья -дочка, скоро 3 года, скорее всего будет левшой, хотя бабушки-дедушки категорически против.

    Ответить
    • admin

      Юлия! Спасибо за то, что Вы рассказали Вашу историю -она будет важна для многих читателей этой статьи с маленькими детьми — левшами.

      Ответить
  • Вероника

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста. Ребенку 2 года. Предпочтение отдает левой руке. Но может поесть и правой. В семье левшей нет. Воздержаться пока с упражнениями с ножницами, проведение линий (например, в тетрадях KUMON)? Или давать делать левой рукой.

    Ответить
    • admin

      Вероника! В 2 года лучше заняться с малышом лепкой, рисованием, мозаикой, а не тетрадями — кумон, которые сейчас слишком активно продвигаются и обещают «горы золотые». А уже тем более проведение линий в тетрадях — это не для раннего возраста, в данном возрасте совсем другое важно в развитии детишек. Не спешите — сначала создайте базу, фундамент для развития ребенка, а потом, уже позже и линии будете рисовать. Всему своё время. Статья по лепке с детьми 2 лет с подробными рекомендациями и техникой лепки, последовательностью игровых заданий уже есть на Родной тропинке в рубрике по развитию ребенка 1-2 лет — можете заниматься. Статья по рисованию уже готовится.
      А про ножницы и аппликацию с детьми 2 лет — то это рано. Вырезать ножницами ребенок будет примерно после 3, 5 лет (это средний возраст, когда малыш сможет нарезать более- менее ровные полосы ,квадраты, позже — круги и овалы и другие формы). И к этому возрасту обычно малыш уже хорошо владеет лепкой и рисованием, которые более легки для него и очень хорошо развивают ручку.

      Ответить

Оставить комментарий

(обязательно)

Секреты развития речи
banner50igr
Рубрики
Обучающие игры
200x300_parent
Реклама на блоге
Бесплатные материалы
Как подготовить ребенка к школе
Курс для родителей
sekrety_igra
Наши курсы

baner_kurs_270

Лучшие статьи сайта
eto-interesno-melkaia-motorika
Колыбельные
Учимся играя!
Мир вокруг нас.
Мы Вконтакте
Мы в Одноклассниках
Все наши курсы здесь
kursy_rodnoi_tropinki
Игры и игрушки
igry-i-igrushki
Способы оплаты курсов