28.06.2013
Автор: Ася Валасина
Дары Фребеля

Дары Фребеля: первые в мире развивающие и обучающие игрушки для детей. Первый детский сад. Система развития ребенка Ф. Фребеля. Игры с дарами Фридриха Фребеля.

Дары Фребеля.

Дары Фребеля: первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Дары Ф.Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. Что это за система? Кто ее создатель? Как играть с дарами Фребеля? Ответы на эти вопросы Вы найдете в статье.

Чтобы понять идеи человека, созданную им систему, надо  хорошо знать его биографию и его жизнь, ту почву, в которой эти идеи возникли и выросли. Поэтому немного поведаю об этом человеке. И очень прошу всех вас – дорогие читатели «Родной тропинки» —  внимательно прочитать историю жизни Ф. Фребеля, потому что нам всем есть чему у него поучиться!  А идея детского сада и обучающих игр с детьми дошкольного возраста пришла к нему отнюдь не в молодости. Итак, с чего же всё началось?

Биография Ф. Фребеля

«Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба «. Фридрих Фребель,  1806 г.

Фридрих Фребель.

Фридрих  Фребель родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев!

Бедный малыш! В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы? Ведь сам Фридрих в детстве рос сам по себе, никто им не занимался. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад».

 Затем Фридриха  забрал к себе дядя, и он стал  ходить в школу. Он очень любил это время своей жизни и одновременно не очень любил школу за сухость и оторванность от жизни. И чаще убегал на природу, где «природа была мне школой, деревья, цветы – учителями».

Небольшое отступление: Очень интересный факт:впоследствии созданную Фребелем систему обучения детей  критиковали за то же самое, за что он сам критиковал школы того времени – за оторванность от реальной жизни. В чем причина? Человек, который в детстве вырос на природе, а в юности убегал из школы на природу и считал природу своим учителем, создал оторванную от природы систему обучения детей? Очень мало верится в это! Что-то произошло в его жизни? На него кто-то повлиял? Нет! Когда  позже в зрелом возрасте Фребель создавал детский сад, он писал, что детский сад  должен быть местом общения детей с природой. Значит, его взгляды остались неизменными. Может быть, дело в том, что его идею по-другому воплотили в жизнь и интерпретировали? Или он сам не смог найти средство воплощения своей новой для того времени и передовой идеи? Ведь он был первопроходцем. Очень хочется узнать истину, но на этот вопрос я пока не могу дать однозначного ответа, хотя хорошо знакома с нашей отечественной литературой по этому вопросу. Скорее всего, ответ можно найти в подлинных книгах Фребеля, но, к сожалению, я немецким языком я не владею. А на русский язык переведено лишь немногое из его наследия. Но противоречие это очень явно вижу! А значит, не всё так однозначно в его системе! Если у Вас есть ответ на этот вопрос – большая просьба написать его в комментарии после статьи.

Когда Фридрих вернулся к отцу, он работал учеником лесничего и занимался самообразованием. Затем поступил учиться в Йенский университет, но денег хватило лишь на два года обучения, и он вернулся к отцу. Кем он только не работал – лесничим, библиотекарем, секретарем. Но Фребель чувствовал, что это не  его дело жизни.

И вот – счастливый, очень счастливый поворот в его судьбе.  Фридрих Фребель получает наследство после смерти дяди и становится обеспеченным человеком. Он может искать дело по душе, увлекается архитектурой. И чуть позже меняет архитектуру на педагогику. Знакомится с Песталоцци, встречается с ним. Это предопределило созданную им в дальнейшем систему воспитания и обучения детей.

Еще один факт из биографии.  Ф. Фребель снова поступает в университет, наконец есть деньги на учебу, но… уходит из него в армию в 1813 году, говоря: «Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклоняюсь от этой обязанности» — шаг, говорящий о многом в характере этого человека.

В 1816 году открывается школа Фребеля – «Универсальный германский воспитательный институт», в которой обучаются мальчики.

За 40 лет педагогической деятельности Фребель написал несколько трудов – «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею, выступал с лекциями о детских садах.

Еще одна черта этого человека, связанная уже  с «черной полосой» в его жизни. По стечению обстоятельств и идеологическим причинам детские сады, придуманные и созданные Фребелем, были вскоре запрещены! И все они были закрыты! Это случилось при жизни Фребеля! Какой это был бы удар для многих – дело всей жизни закрыто! Для многих, но не для Фребеля!!! Ф. Фребель принял это мужественно и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром!». Да, многому можно нам научиться у этого человека!

Ф. Фребель умер в г. Мариентале. Его надгробие выполнено в виде трех фигур – куба, цилиндра и шара. Это выражение его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым  в мире дидактическим игрушкам для дошкольников.

Мы теперь немного проникли в жизнь и характер этого человека, а значит, нам легче будет понять и его систему – первую в мире методически выстроенную и специально созданную  систему обучения маленьких детей в детском саду.

Кто создал первый в мире детский сад? Каким был первый детский сад Ф. Фребеля?

Игры Фребеля

В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.

Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда  «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемле­мую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждают­ся в умелом уходе».

Эта фраза Фребеля была цитирована впоследствии в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона 1902 года при объяснении происхождения слова «детский сад»: «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Фребель придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода».

  • Еще одна моя ремарка: И вот тут у меня как у человека любознательного и вдумчивого  возникает еще одно противоречие с тем, что я  знаю из педагогических словарей и учебников. В наших словарях и учебниках говорится, что ознакомление с окружающим миром в детском саду Фребеля было оторвано от жизни и представлено только дарами (цитирую: «системой даров заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром», «жизнь ребенка ограничивается дидактическим материалом»). А как же указанные в источниках того времени «играть и знакомиться с жизнью растений»? Это разве не ознакомление с окружающим миром? Значит, мы знаем отнюдь не всё о первых детских садах???!!! Возможно, кто-то скажет: «Какая разница!» А разница очень большая – ведь важно знать первоисточник и те нюансы, которые были заложены самим автором в свою систему, а не пересказы его идей или чужие интерпретации!

Кстати, в каждом детском саду Ф. Фребеля у каждого ребеночка была своя небольшая грядка, за которой он ухаживал. А также был общий цветник.

Я с удовольствием делюсь с Вами фотографией макета первого в мире детского сада Ф. Фребеля. Этот макет сделан старшими дошкольниками вместе с воспитателем (детский сад 2523 г. Москвы). Дети вместе с воспитателем  изучали, каким был первый детский сад, какие были помещения и изобразили их в масштабе в этом макете. Использованы кусочки бумаги. А для изображения деревьев в макете использовались засушенные растения.

Первый детский сад Фребеля

Этот макет первого детского сада был представлен на первой московской биеннале творческих проектов молодых педагогов, посвященной 150-летию первого детского сада в России (а он работал по системе Фребеля).

Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор. Не верите? Посмотрите это видео о современном детском садике и играх Ф. Фребеля в нем.

Узнали многое из того, что и Вы делаете в занятиях со своими детьми, считая это современными занятиями? А занятиям таким уже 150 лет!!! Давайте поговорим подробнее о системе Ф. Фребеля.

Система Фребеля.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали.

Система Ф. Фребеля.

Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! (О! Как этого не хватает современным деткам, сидящим за компьютером, с которыми мы, взрослые разговариваем часто в спешке или даже бурча себе под нос!) Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком (они прилагались к игре).

Какие же игры входили в систему Ф. Фребеля?

Игры Фребеля.

Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.

Ф. Фребель писал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (книга «Воспитание человека»)

В его учебном заведении изготавливались существующие и сегодня развивающие игры и игрушки и рассылались по адресам с инструкциями.

Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Давайте рассмотрим, что это за игры. Они называются «дарами». Даров шесть.

Дары Фребеля и игры с ними.

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Игры Фребеля.

Первый дар Фребеля.

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик – нет мячика»).

Игры с дарами Ф.Фребеля.

Я попробовала поиграть с мячиками Фребеля. И очень удивилась своим впечатлениям! Раньше я, конечно, видела эти мячики и хорошо знала эти упражнения по учебникам истории зарубежной дошкольной педагогики, но никогда не держала их в руках. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!

Первое впечатление – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.

Игры с дарами Фребеля.

Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фребеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. Причем играть с мячиками с малышом можно уже на первом году жизни. На рисунке Вы видите перечень движений с мячом и песенку, которую поют при игре с этим даром.

Дары Фребеля.
Игры с дарами Фребеля.
Игры с дарами Фребеля.

Второй дар Фребеля.

Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр  одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.
Дары Фребеля. Второй дар.

Другие дары Фребеля.

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей.  Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.

Игры Ф. Фребеля.

Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке.

А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии. Один из вариантов  упражнения с формой красоты Вы видите на рисунках  ниже.

Система Ф. Фребеля.
Система Фребеля.
Система Фребеля.
Такой конструктор – «дар Фребеля» позволяет и сейчас научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятие длины, ширины.

Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной.  И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб  — символом покоя, «единства в многообразии» ( он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара – он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются прежде всего как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Интересные факты о дарах и играх Ф.Фребеля:

  • Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
  • Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.

Система Фребеля.

Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре. Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них  жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц  в России называли «фребеличками». Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста. И даже до сих пор выпускается для игр с детьми в детских садах полный набор материалов для игр с дарами Фребеля, который Вы увидели на фото в этой статье и в видео выше.

Если эта статья была интересна для Вас и Вы нашли в ней то новое, что является хорошо забытым старым, то я буду благодарна за комментарии к статье. Расскажите о Ваших впечатлениях, что Вас больше всего заинтересовало, что еще хочется узнать об истории дошкольной педагогики в России и за рубежом?

До новых встреч на «Родной тропинке»! И я уже готовлю для Вас приятный сюрприз, ведь Ф. Фребель придумал еще один просто гениальный конструктор для детей, который можно легко сделать своими руками. О нем я уже рассказала в статье «Конструктор для детей за 1 минуту своими руками» 

Интересную и полезную информацию по истории дошкольной педагогики Вы также найдете  в статьях цикла «Детский сад 100 лет назад»:

Овощи: беседы с маленькими детьми Л.К. Шлегер.

Развитие стиля речи у детей. Е.И. Тихеева.

О развитии детей дошкольного возраста Вы также можете почитать:

Развитие мелкой моторики: мифы и правда, упражнения и массаж.

Игры с песком — развивающие игры в песочнице.

Учимся ориентироваться в пространстве.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

25 комментариев
Рузалия
28.06.2013 в 10:10

Да мне самой стало интересно поиграть! Задания замечательные. продуманные до мелочей, красивые. У Никитина что-то похожее, но ведь проще. Дело в том, что Фребель был в Европе, а Никитин в СССР? Спасибо!

Татьяна
28.06.2013 в 15:32

«Очень хочется узнать истину, но на этот вопрос я пока не могу дать однозначного ответа, хотя хорошо знакома с нашей отечественной литературой по этому вопросу. Скорее всего, ответ можно найти в подлинных книгах Фребеля, но, к сожалению, я немецким языком я не владею»

Добрый день!
А я владею немецким языком. Если нужно, могу помочь в переводе. )

Мария
28.06.2013 в 23:15

Интересная статья! Я никогда раньше не слышала про такое пособие, а вот интересно, эти дары можно приобрести?

asya2012
29.06.2013 в 00:08

Мария! Дары стоят очень дорого сейчас — отнюдь не «дары» получаются. Комплект примерно 17 тысяч на группу детей. Можно посмотреть в поисковике — найдете этот комплект даров на сайтах производителей.
Но ведь совсем на обязательно покупать. Мячики можно связать. Куб, шар, цилиндр тоже есть во многих строительных наборах (да, это не «исторические копии», но тоже вполне подходят для игр с детьми). Круги и полукруги для выкладывания узоров можно соорудить из современных матеиралов (как вариант взять половинки сушек и целые сушки, например, как в конструкторе Кайе «из ничего») :). А уж про полоски бумаги и другое рукоделии и говорить нечего — всё это у нас всегда есть под рукой.

admin
29.06.2013 в 00:11

Татьяна! Спасибо! :). Ваше предложение очень ценно! Попробую поговорить с теми, кто ездит в Германию. Может быть, из музея Фребеля удастся привезти исторические материалы. Было бы интересно для нас всех с ними познакомиться.

admin
29.06.2013 в 01:35

Уточнила по комплектам. Например, на сайте интернет-магазина Филиппок комплект даров Фребеля стоит 14400. Комплект состоит из 14 ящиков. Например, в один из ящиков входит набор»Плоскостные фигуры» ( с кругами и полукругами для выкладывания узоров) квадраты, треугольники (равнобедренные, равносторонние, прямо и тупоугольные), круги и полукруги. Фигуры разного цвета: красные, оранжевые, зеленые, голубые, фиолетовые, черные и белые. В другом — разноцветные мячики на веревочке и т.д. Продается только всем комплектом, по отдельности один ящик купить нельзя.
ЛИТЕРАТУРА ПО ИГРАМ С ДАРАМИ ФРЕБЕЛЯ — ПО ВАШИМ ПРОСЬБАМ.
1. Была издана прекрасная книга работ этого автора: Ф. Фребель «Будем жить для своих детей». Издавалась она издательством «Карапуз», тираж всего 5 тысяч экземляров на всю страну.
2. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений . —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.Очень подробный анализ системы Ф. Фребеля.
3. Розин, В. Курс начальной геометрии Ф. Фребеля // Дошкольное воспитание. — 1971. — № 10. — С. 31; № 11. — С. 30.
4. Смирнова, Е. Фридрих Фребель: система дидактических игр // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3. — С. 79.
5. Фребель, Ф. Воспитание человека; Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1986. — С. 188-240
6. Плеханов, А. Основоположник дошкольной педагогики (Ф. Фребель)// Дошкольное воспитание. — 1983. — № 8. — С. 32.

Татьяна
08.10.2014 в 23:39

Очень интересно! Огромное спасибо! Я окончила педагогический университет ( учитель биологии) , но даже на истории педагогики такого не изучали! Спасибо!

янжима намсараева
09.11.2015 в 08:28

очень полезная информация! где можно заказать!

admin
12.11.2015 в 16:09

Для всех, кто спрашивал здесь в комментариях о семинарах по методике Фребеля и дарах Фребеля -есть официальная группа Ассоциации Фребель -педагогов Вконтакте, в которой Вы можете познакомиться с практикующими фребель — педагогами и узнать о семинарах, покупке развивающих наборов Фребеля и других вопросах: https://vk.com/froebel . «Родная тропинка» не продает развивающие игрушки для детей — у меня информационный ресурс :).

Елена
02.09.2016 в 14:28

Добрый день, Ася! У Вас чудесный сайт! Спасибо Вам за очень толковые статьи! Я искала информацию по Фребелю и натолкнулась на Ваш материал. Хочу помочь ответить на Ваш вопрос: «Очень интересный факт: впоследствии созданную Фребелем систему обучения детей критиковали за то же самое, за что он сам критиковал школы того времени – за оторванность от реальной жизни. В чем причина?»

Ответы можно найти в трудах Е.П. Блаватской И Рерихов. По факту с Фребелем произошло то же самое что с Марией Монтессори, Библией, Оригеном, Платоном… Просто «сломанный телефон», человек способен «транслировать только то что понял сам и сумел применить к себе, кроме того, большая часть человечества трактует чужие мысли в объеме выгодном себе. Например метод Марии Монтессори, очень часто, рассматривают как метод работы с мелкой моторикой, забывая, что отталкиваться нужно от духовности, от уровня сознания, как долго на земле и, в частности, в России не говорили о духовности и сознании?
Очевидно, что на каком-то этапе развития общества не выгодно было рассматривать метод Фребеля в полном объеме, взяли часть которая была удобна. Ведь даже с Библией поступили так же.

admin
03.09.2016 в 16:06

Елена! Спасибо Вам за глубокий комментарий и за интерес к истории дошкольной педагогики! Очень интересное мнение с ответом на этот вопрос. Да, это действительно, часто так. Любое явление можно подать однобоко, и тогда мы не можем оценить его глубоко и в его целостности.

Варвара
27.02.2018 в 23:53

Полезная, глубокая статья. Очень пригодится мне для развития ребенка. Мягкие шарики свяжу сама, уже запланировала. Не думала, что с помощью них можно так познавательно играть! Попробую и другие приемы и игры. Очень практичная статья!

Людмила
28.04.2018 в 16:45

Добрый вечер, Ася! Огромное спасибо за предоставленный материал. С Вашего разрешения, и указывая ссылку на Ваш сайт, я бы хотела применить данные сведения на защите своего опыта «Влияние сенсомоторных игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста». Работаю воспитателем в детском саду. Заранее благодарю!

Svetlana
24.10.2018 в 19:04

Спасибо большое Вам за статью! Есть также замечательные методические пособия для работы с дарами фребеля, которые можно скачать по адресу http://www.frebel.site

Ирина
23.03.2019 в 15:56

добрый день ! статья «Дары Фребеля» для педагогической работы с детьми и их родителями очень полезна,наглядна и подробно описана.благодарю за помощь в работе! до свидания,педагог из Рязани

Елена
02.04.2019 в 13:29

Спасибо, очень интересная информация, для себя я почерпнула много нового.

Елена
02.04.2019 в 13:31

С удовольствием почитаю что нибудь ещё.

Екатерина
25.05.2019 в 21:33

Очень понравилась статья, спасибо большое. Реальная помощь в работе с детьми, статья «Дары Фребеля» помогла на даже имеющий дидактический материал посмотреть по новому.

Валентина
02.09.2019 в 16:44

Спасибо за статью. Много интересного и полезного для себя узнала, обязательно посоветую воспитателям почитать статью и посмотреть видео.

Лидия
22.10.2021 в 21:00

Спасибо, всё очень интересно. Многое взяла для работы. Обновить дидактический материал.

Людмила
23.01.2022 в 14:29

Большое спасибо автору за статью! С какой любовью она написана! С системой Фридриха Фрёбеля я знакома давно и тоже заметила, что его идеи позднее во многом были искажены и частично утрачены. Очень часто имеет место поверхностное и механическое применение его дидактического материала без вдохновения главной мыслью автора методики о единстве и взаимосвязи всего существующего. Поэтому и нет тех результатов, на которые можно было бы рассчитывать. Но увлечённые «садовницы» всегда смогут найти у Фридриха Фрёбеля что-то полезное для своих «цветов жизни»! Успехов всем нам в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения!

admin
04.02.2022 в 23:13

Людмила! Спасибо за теплые слова! А вот дело воспитания малышей для меня почему-то не кажется нелегким, ведь оно такое светлое, вдохновенное и очень благодатное! А все трудности в этом деле преодолимы и ведут к познанию нового в себе и в других, к новым ступенькам в развитии, и это тоже замечательно! Получаю большое вдохновение от работы с детьми. Ведь недаром педагогов малышей изначально называли «садовницы» :).

Светлана
01.05.2022 в 19:00

Здравствуйте, спасибо за статью, многое узнала для себя.

Maria
28.06.2022 в 12:39

Здравствуйте! Спасибо большое за эту статью,удивительныйьыл человек!
Играла с сыном с мячиком на веревочке, который сшила сама. Отличные упражнения. А и вообще пл месяцам тут все читала читала и брала Сейчас сын уже закончил первый класс, учится хорошо,смышленый, речь развита хорошо. Вернулась сюда, чтобы вспомнить ма ерипл и сделать такой мячик уже для младшей доченька
Спасибо за Вашу работу!

Евгения
06.05.2023 в 17:45

Эта информация полезна каждому родителю! сколько времени и сил тратится на развитие ребенка, если не знаешь такого простого и естественного пути.Спасибо!

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail