10.04.2013
Автор: Ася Валасина
Игры своими руками: знакомство с геометрическими фигурами

Игры своими руками: как в игре познакомить малыша с геометрическими фигурами

Игры своими руками: играем с геометрическими фигурами

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу   в этой статье не только поделиться своими играми, но и представить Вам  участниц нашей Мастерской развивающих игр для детей «Через игру — к успеху!» — Ольгу Рылову и Ольгу Парамонову и их сайт «Мир тебе рад» — mirteberad.ru. Они научат Вас делать игры своими руками.

Ольга Рылова — мама двух дошколят, а ее мама Ольга Парамонова — их бабушка. Вместе они делают интересные развивающие игрушки для детей.

А сегодня Ольга Вам расскажет о том, как можно сделать развивающую игру из коврика для компьютерной мышки. Конечно, многие спросят: «А если коврика нет,, что тогда делать?». Такую же игру можно сделать еще и из изолона или «пенки» — они продаются в хозяйственных магазинах и магазинах для туристов.

Обычно задают и такой вопрос: «Что делать, если у меня есть только коврик неприятного цвета?» Это всегда это можно исправить! Возьмите двустороннюю цветную бумагу и наклейте ее на Ваши заготовки! Они станут яркими и веселыми, радующими глаз!

Вот что у Вас получится!

Игры своими руками от сайта «Мир тебе рад!»

А вот что можно сделать из таких фигурок.

Вам понравилось? Тогда:

  1. намечаем на коврике наши фигуры,
  2. кладем коврик на деревянную поверхность или толстый слой картона, чтобы не порезать мебель,
  3. канцелярским ножом вырезаем фигурки по контуру.
  4. Если это нужно, то вырезаем и приклеиваем сверху детали из двусторонней цветной бумаги. Вот и готово!

Мы договорились с двумя Ольгами, что я чуть дополню их интересные ролики играми из своей игровой копилки. И я это делаю с большим удовольствием, потому что уже очень давно играю с детьми в подобные игры и хочу поделиться с Вами самыми нашими любимыми!

Игры от сайта «Родная тропинка»: знакомим детей с геометрическими фигурами

Игра 1. Гномики.

Эта игра самая простая — ознакомительная. Она поможет малышам познакомиться с разными формами.

Что нам понадобится для игры?

Коврик — это «домик», в нем разные «квартиры», в которых живут наши гномики. У каждой «квартиры» есть «дверца» — это вкладыш своей формы. Начинаем с трех форм — круг, квадрат, треугольник.

Можно все эти отверстия сделать на одном коврике. А можно вырезать из коврика квадраты 10Х10 сам и в каждом квадрате сделать отверстие своей формы. Тогда в каждой новой игре можно свободно комбинировать нужные нам формы, строя из них дома с разными отверстиями — «дверцами».

Как мы будем играть?

Сначала все окошки в домике закрыты. Начинаем играть. Стучим в ритм стишка кулачками по столу и  приговариваем:

Маленькие гномики

Жили в нашем домике.

Окошки открывали.

Формы называли.

Открываем первое окошечко — круглое и при этом говорим толстым низким голосом старшего гнома: «Доброе утро! Как уже светло! Пора выходить из дома и идти по делам. Где моя дверца? Открываю ее». Открываем дверцу и даем круглую деталь — вкладыш в руки малышу. Начинаем ее рассматривать. Проводим пальчиками ребенка  (указательным и средним) по кругу-дверце-вкладышу и по круглому отверстию в домике, узнаем, что у круга нет уголков. Пробуем покатить нашу круглую дверцу и радуемся тому, что она катится, потому что она круглая как колесико у машины, как солнышко, как тарелка, как блюдце. Попробуем покатить сверху с горки, с желобка (положите на стопку книг лист толстого картона, чтобы получилась «горка») — катится!

Дальше просыпается средний гном, выходит из дома и открывает квадратную дверцу. Считаем уголки — их четыре. Обводим пальчиками фигуру и отверстие в доме, соответствующее ей по форме. Пробуем покатить — не катится! Почему? Ищем с ребенком ответ на вопрос. Уголки мешают. А с горки нашей покатится? Тоже нет! Называем форму — квадрат. Повторяем основные признаки («Чем квадрат отличается от круга?» ). Ищем квадраты у нас дома — часы, книга или альбом, шкатулка, бумажный лист.

После этого просыпается младший гном, выбегает на солнышко, открывает дверцу. А у него какая дверца? Она совсем не похожа на другие дверцы! Пробуем покатить и видим, что эта фигурка тоже не катится, уголочки ей мешают.  И с горки не катится. Что мешает? Снова уголки! Этим она похожа на квадрат. А чем же она отличается? Окззывается, что у нее не четыре, а три уголка. Это треугольник.

Вот все дверцы и открыты! Доброе утро, гномы! Пусть наши гномы сделают дела, сходят за подарком или в магазин, проведают приятелей (наверняка у них найдутся еще многие затеи) и вернутся домой. Да не просто вернутся, а прибегут: «Ой! Дождь пошел! Быстрее домой» Надо спрятать гномиков в их домик и срочно закрыть дверцы, чтобы дождь не попадал в дом. А дождь сильный, льет как из ведра! Пошуршим ладошками друг о друга, постучим ладошками по коленям — будет слышен звук, напоминающий дождь. Вот какой дождь! Надо быстрее помогать гномам!

Читаем снова стишок и ритмично стучим кулачками, но чуть изменяем слова:

Маленькие гномики

Жили в нашем домике.

Окошки закрывали.

Формы называли.

И теперь малыш подбирает по форме окошки  к отверстиям в домике. Но задача его сложнее — он еще и называет форму фигуры — какая это дверца? И учит гнома правильно находить свою дверцу среди других форм. Попробуйте приложить квадратную дверцу к треугольному отверстию. Она не подходит — дождик будет попадать в дом, намочит пол, будет сыро, неуютно.

А гномы наши рассеянные, всё время всё перепутывают  — то квадрат назовут кругом, то вместо треугольника пытаются закрыть дверь квадратом. Дети с удовольствием помогают гномам и исправляют их ошибки.

Варианты игры:

  1. В последующих играх постепенно вводятся другие формы — овал, ромб, прямоугольник. Самое сложное для детей — отличить друг от друга многоугольники.  Поэтому они вводятся последними.
  2. Сюжеты игр могут быть разными. Наши гномы могут выходить утром на зарядку, могут ждать гостей и открывать для них свои дверцы, могут эти дверцы мыть или украшать к Новому году и поэтому открывать и закрывать. Здесь простор для фантазии — Вашей и Вашего малыша.
  3. Еще одно усложнение игры — задача подобрать дверцу к отверстию с закрытыми глазами. Дети не очень любят, когда им завязывают глаза. Поэтому сделайте это в игре: «Наступила ночь — ничего не видно (завязываем глаза платком). Гномы задержались в гостях и поздно пришли домой. Как же закрыть дверцы и ничего не перепутать?» И малыш пробует их закрыть на ощупь. Сначала предложите ребенку контрастные формы — например, овал, прямоугольник, треугольник. Затем более близкие, которые труднее различить — треугольник, квадрат, прямоугольник.
  4. Совсем не обязательно играть только с гномами — можно брать любой персонаж. Но у нас почему-то именно гномы очень прижились в этой игре и всегда любимы детьми.

Игра 2. Кошки — мышки.

Когда малыш научился соотносить форму вкладыша и форму отверстия, можно давать ему  более сложную задачу, о которой Вы услышали в видеоролике Ольги Рыловой — задачу составить форму из нескольких других форм (квадрат — из двух прямоугольников или двух треугольников и т.д.). И сделать это тоже можно в игре.

Теперь наш коврик — это домик мышек. Причем мы можем нарисовать мышек на небольших бумажных карточках и положить листочки с рисунками под дверцы — «поселить мышек в норки». Когда мы достаем мышек из норок — они идут «гулять», «добывать себе крошки и сыр», «в гости». Доставая мышек из норки, называем форму дверцы — круг, квадрат, прямоугольник и т.д.

Мышки открыли дверцы в свои норки и пошли добывать себе корм. Ой! что это?

«Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся.

Собрались мышки, подпольные воровки, думушку думают, совет держат: «Как бы нам, мышкам, сухарь в норку протащить?»

Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит; хвостик вам помнет, шубочки порвет» (К. Д. Ушинский)

Берегитесь, мышки! Убегайте от Васьки — кота! Прибежали мышки к домику — хвать! А дверок-то нет! Хитрый Васька спрятал дверцы от них. Что же делать?! Вот «осколки» от дверей только лежат на земле рядом с домом (это наши другие фигуры). Надо мышкам помогать и дверцы «отремонтировать».

Так малыш начинает пытаться сложить известную ему фигуру из других фигур. А игрушечный кот Васька вдалеке «ходит», да грозится — вот-вот сейчас прибегу, да всех мышек переловлю. Наконец, задача выполнена, все мышки снова в норках, а их дверцы «отремонтированы» и крепко-накрепко закрыты! Прибежал Васька, сунулся в одну норку, в другую, да так никого и не поймал. Так ни с чем и ушел.

Аналогичная игра может быть проведена и с другими персонажами — зайки и волк, белочки и куница, комарики и лягушка.

Надеюсь, что наши игры, сделанные своими руками, принесут в Ваш дом радость и новые открытия, новые идеи!

Развивающие игры Вы также  найдете в статьях сайта:

Развивающий конструктор для детей своими руками за 1 минуту!

Система игр Ф. Фребеля

Развитие мелкой моторики

Развивающие игры в песочнице

Играем с детьми: учимся ориентироваться в пространстве

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

Комментарии
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail