Каталог статей
CATALOG
Рекомендую!

День защитника Отечества: для детей

День защитника Отечества: материалы для занятий с детьми. Рассказы, стихи, видеоэкскурсия в военную часть.

Эта статья поможет Вам интересно рассказать ребенку о защитниках Отечества — как о древних богатырях из былин, так и о современных солдатах.

В статье Вы найдете:

Раздел 1. Из истории. Кто такие богатыри – защитники Русской Земли,

Раздел 2. Кто сейчас нас защищает – что такое армия, как живут, учатся, постигают военную науку, тренируются современные солдаты, что есть в военной части.

Раздел 3. Стихи к празднику 23 февраля о защитниках Отечества.

den-zashchitneyka-otechestva-dlia-detei

День защитника Отечества: материалы для занятий с детьми.

Раздел 1. Из истории. Богатыри – Защитники Отечества.

Защитники  Земли Русской были во все времена. Есть очень известная картина  «Богатыри», написанная известным художником Васнецовым. Если вглядеться в детали этой картины, то очень много можно для себя открыть. Давайте попробуем рассмотреть эту картину вместе с детьми и проникнуть в тайны замысла художника. Ответить себе на вопрос, что он нам хотел сказать нам – потомкам древних русичей — богатырей – в этой картине?

Художник считал свою картину «Богатыри» главной картиной всей жизни. И это говорит очень о многом. Значит, не простая эта картина, что-то в ней скрыто, в ней есть тайна – загадка, которая не видна с первого взгляда, но которую нужно разгадать. И разгадать ее может только очень внимательный, вдумчивый человек.

Картина эта очень тесно  связана с идеей защиты Отечества. Давайте постараемся проникнуть в тайны этой картины вместе с ребенком. А поможет нам в этом замечательный рассказ Лидии  Кудрявцевой «Богатыри Земли Русской», который я адаптировала к дошкольному возрасту.

Прочитайте ребенку отрывок из рассказа:

«Задумал Васнецов изобразить русских богатырей, когда был совсем молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером.

Всё это время он никогда не расставался с картиной. Возил ее с собой с квартиры на квартиру, из города в город. И вот она готова. Назвал ее Васнецов просто и коротко: Богатыри.

Древнее это слово. Богатырь – значит, смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый.

Красивые песни – былины слагали в народе о русских удалых молодцах. Много былин знал наизусть и Васнецов и, работая, любил их чуть слышно напевать, подражая монотонному голосу старинных гусляров – сказителей.

Под славным городом под Киевом,

На тех на степях на Днепровских,

Стояла застава  богатырская…

Давайте рассмотрим эту картину вместе с детьми.

Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли.

Богатыри повернули головы, зорко вглядываются: уж не враг ли  там, вдали?»

Рассмотрите с ребенком фигуры богатырей (я специально даю презентацию, чтобы Вам было удобнее рассматривать). Пусть малыш попробует догадаться, какой у каждого из богатырей характер, чем богатыри похожи друг на друга, а чем не похожи? О чем говорит нам взгляд каждого богатыря, его жест?

Все три богатыря разные, совсем разные по характеру. Как же отгадать их характер – постарайтесь сделать это вместе с ребенком в обсуждении. Это самое главное в восприятии любого художественного полотна – попробовать проникнуть вовнутрь картины.

После того, как малыш выскажет свои предположения, попытается проникнуть в характер каждого богатыря,   расскажите ему  их историю. Вам поможет рассказ Л. Кудрявцевой. Не нужно его зачитывать ребенку.  «Готовая информация для запоминания» не поможет в его развитии. Намного эффективнее попробовать вместе с ребенком самим в картине найти те детали, о которых говорится в рассказе,  и сделать свои выводы – что может нам сказать эта деталь? А уже когда рассмотрите картину и сами откроете ее тайны, можно как итог зачитать отрывки из рассказа.

Главное в этом задании – попробовать разгадать характер каждого богатыря по деталям, которые изображены на картине.

detiam-o-zashchitneykakh-otechestva-bogatyri1

Илья Муромец.

«Первым мы невольно видим  Илью Муромца на черном коне. Знаменитый богатырь в центре картины. Это он победил страшного Соловья – разбойника. А когда в  бою палицей своей размахивал, падали враги кругом замертво!

Да разве одной силой славен Илья? В былинах поется, что выбрал он в жизни из трех дорог не ту, «где богату быть», а самую благородную, но и самую опасную, — где можно «убиту быть». Ведь служил он не за богатство и славу, а защищал землю российскую…

Внимательно и спокойно всматривается Илья Муромец вдаль из-под руки. В темных глазах – смелость, твердость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Каждая деталь на картине своё слово об Илье говорит.

Стремя пустым болтается. О чем может поведать нам эта деталь? Значит, не спешит Илья вдеть в стремя ногу богатырскую. Всё равно врагу не застать его врасплох.

На коне Илья сидит уверенно. О чем это говорит? Что седло ему как дом родной. Всю жизнь свою он в седле провел.

Круглый шлем плотно обхватывает голову, прижимает седые кудри. Мощное тело охраняет щит, не пробиваемый стрелами, да крепкая кольчуга – рубашка из тысячи металлических колец. И щит, и рубашка очень тяжелые, только богатырь сможет ими пользоваться.

У Ильи Муромца острое копье на длинном древке, знаменитая пудовая палица с колючими шипами, меткие стрелы – всё нам говорит о характере этого воина. Таким он и был,  богатырь Илья Муромец – крестьянский сын».

А как мы можем понять, что этот богатырь – крестьянский сын, выросший в деревне? Богато ли украшено его оружие, одежды? Сравните с другими богатырями.

detiam-o-zashchitneykakh-otechestva-bogatyri2

Добрыня Никитич.

«Добрыня Никитич изображен по-другому. Крепкая рука порывисто выхватывает тяжелый меч из ножен. Острый взгляд решительно устремлен во вражескую сторону. Рвется в бой русский витязь.

Добрыня и горяч, и храбр. А по одежде и по вооружению мы видим – он не крестьянский сын, он из богатого и знатного рода».

Постарайтесь с ребенком сравнить одежду и оружие Ильи Муромца и Добрыни Никитича и найти доказательства того, что они  вышли из разных родов.

Подсказка:

На груди у Добрыни – золотая красивая цепь.  Парчовой узорчатой каймой украшена по низу рубаха. Поверх тонкой кольчуги еще крепкая броня надета. Шлем фигурный на голове, с высоким шишаком. И красный щит, и ножны тоже очень нарядно украшены.

detiam-o-zashchitneykakh-otechestva-bogatyri3

Алеша Попович.

«Алеша Попович ни в чем от других богатырей не отстает. И кольчуга на нем надета, и на коне он ловко сидит, и лук наготове держит. И все-таки он не такой, как Илья или Добрыня. Не только потому, что молод и строен. Взгляд у Алеши мечтательный, спокойный, тихий. И поза иная. Голову наклонил, одна рука спокойно свешивается.

А пригладишься  очень внимательно – и заметишь, что прихватил с собой Алеша…. (не подсказывайте ребенку – покажите на картине и спросите: «Что это?») Гусли! Художник, наверное, хотел этим сказать, что любит Алеша песни петь, на гуслях звончатых играть. И мы чувствуем, что душа у Алеши -  тонкая, поэтическая.

Эти качества русского человека тоже  хотел передать художник в своей картине».

А теперь давайте вместе с ребенком сравним коней – у них тоже разный характер! И их характер тоже многие тайны нам откроет!

Сначала сравните коней сами с ребенком, а потом прочитайте отрывок из рассказа.

detiam-o-zashchitneykakh-otechestva-bogatyri4

Кони богатырей – защитников Земли Русской.

«Под стать богатырям и кони.

Конь Алеши будто повторяет характер хозяина. Опустил длинную шею, мирно тянется к траве. Спокойный и неторопливый.

Горяч, нетерпелив как сам Добрыня, его конь — «белеюшко».  Первым опасность почуял. Напрягся, задрожал весь.

Вороной конь Ильи тяжел, могуч.  Стоит, точно в землю врос! Шею изгибает, огненным глазом косит. Гривой потряхивает. К бою готов!»

detiam-o-zashchitneykakh-otechestva-bogatyri6

Наши защитники – богатыри.

«Чтобы подчеркнуть силу и отвагу русских витязей,  художник построил картину особым образом: почти всё ее пространство заняли собой всадники.  Копыта коней упираются в землю у нижнего края полотна. А верх его завершают стальные богатырские шлемы».

О чем говорит такое построение картины? Может ли враг пройти сквозь такой заслон? (выслушайте ответ ребенка) Нет, не может! Врагу не пробиться через эту заставу!

«За могучими плечами богатырей мы видим на картине леса, холмы, небо. Родина! И как же прекрасны и суровы эти необъятные просторы! Как всё величественно и тревожно в природе в минуту опасности!

В бескрайнем холодном небе клубятся белые, тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженой солнцем земле, колышет осенний ковыль, треплет конские гривы. Хищная птица и камень – могильник напоминают о прошлых битвах. А темно – зеленые холмы у горизонта спокойны и величественны».

Какое настроение у природы в день богатырской заставы?

А можем ли мы почувствовать тревогу? – покажите ребенку фрагменты картины, о которых написано ниже:

detiam-o-zashchitneykakh-otechestva-bogatyri5

«Все краски картины тоже усиливают настроение торжественности и боевой тревоги.  Приглядитесь, как  рядом с темно-зелеными, приглушенными серыми тонами горит красный цвет щита Добрыни, копья Ильи Муромца, одежды Алеши, флажка на его шлеме». Горит – недаром здесь такое слово написано!

Почему эта картина – главная картина жизни художника и символ русского искусства?

Порассуждайте вместе с ребенком, почему художник считал для себя эту картину самой главной картиной его жизни? И почему сейчас она считается символом русского искусства? Что особенное есть в этой картине? Что эта картина нам передает? Ради чего сошлись три богатыря  на этой заставе богатырской?

Воспел Васнецов в «Богатырях» свой непобедимый и великий  народ, преданность родине, готовность  защищать ее. Поэтому и считал эту картину для себя самой главной.

Но это еще не всё. Вложил художник в свою картину еще один – очень важный и глубокий смысл.

Сам художник  писал в 1882 году  о картине так: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого».

«Не обижают ли кого» – вдумайтесь в эти слова… Часто ли мы их слышим сейчас? Или чаще слышим – «хорошо, что меня не обижают», «лишь бы меня не тронули», «лишь бы мне хорошо было», «моя хата с краю – ничего не знаю»?

Вот урок жизни этой картины, который заложил в нее художник и  хотел передать всем нам – и заключен он в словах «не обижают ли кого»!

В словах  «не обижают ли кого» звучат и неравнодушие к судьбам современников, и великодушие, и сила мужская – богатырская, и готовность прийти на помощь и защитить людей – соотечественников в любую минуту, и уверенность в своем успехе и в судьбе своей Родины. Это наша суть – суть Человека  и суть Защитника Отечества.

И как хочется, чтобы  и мы, и наши дети, глядя на эту картину, это увидели за внешним сюжетом! И как хочется,  чтобы именно богатыри с великой душой, с высокой нравственностью и огромной физической силой стали для них идеалом. Ведь если нет идеала, то его место занимают разные современные монстры и страшилища, которых полным – полно в каждом магазине игрушек. Но которые не могут дать ребенку ничего для души и для успеха в жизни!

В заключении послушайте  начало  из произведения «Богатырские ворота» Мусоргского (первую минуту музыки) и прочувствуйте с детьми характер этого произведения и всю силу и мощь души и духа богатырей на заставе, всю силу и мощь картины «Богатыри».

Для любителей истории: познавательное детское видео о богатырях из былин.

Очень интересное познавательное видео детского образовательного телеканала «Радость моя» расскажет Вам о том, кто был прототипом каждого из трех богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, что в былинах и сказках — правда, а что — вымысел.

Раздел 2. Современные защитники Отечества.

Спросите у малыша – кто же сейчас охраняет нас и защитит от врагов?

Очень часто у детей весьма далекие представления об армии и солдатах, хотя они часто слышат эти слова от нас, встречают их в рассказах и фильмах.

Приведу пример своего диалога с детишками на занятии:

- Кто нас защищает на земле?

Дети: Пограничники, танкисты, пехотинцы.

- А кто нас защищает в небе?

Дети: ракетчики, летчики.

- Наша страна – морская держава. Кто защищает морские границы нашей страны?

Дети: утки и гуси!

Или: «Хочу в армию – там весело. Солдаты маршируют, песни поют, на барабане играют. Я тоже хочу на барабане играть.  Когда я вырасту, то пойду в армию».

И такое неточное представление детей о наших современных  защитниках и армии связано с тем, что дети видят фильмы только о войне, а вот посмотреть наглядно, что делают солдаты в мирное время у них возможности нет.

И поэтому мы сейчас исправим эту ситуацию и совершим видеоэкскурсию в военную часть к настоящим солдатам.

Детям о защитниках Отечества: познавательное видео для занятий.

Посмотрите вместе с детьми  этот замечательный и очень интересный познавательный видеофильм для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста о современных наших защитниках.

Вместе с Бравым Солдатом дети попадут на экскурсию в военную часть и  узнают:

- кто такие солдаты,

- что такое армия и что в ней делают,

- что такое устав,

- чем занимаются солдаты,

- где они живут,

- как солдаты учатся и познают военное дело,

- что делают солдаты в свободное время и многие другие факты о наших защитниках.

Лучше один  раз увидеть, чем сто раз услышать! Приятного просмотра!

Прочитайте детям стихи о наших защитниках – солдатах, моряках. И о том, что такое ЗАЩИТА не только в  большом, но и в малом – в нашей обыденной жизни.

Раздел 3. Стихи для детей о защитниках Отечества.

Защита. (Андрей Усачев)

Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу летать, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котенку -
Потруднее, чем играть в войну…
Если ты не защитил сестренку,
Как ты защитишь свою страну?

Суворовец  (Владимир Степанов)

Красные погоны,
Новенький мундир.
По Москве шагает
Юный командир.
У него походка
Гордости полна.
День своих защитников
Празднует страна.

Февраль (Самууил Маршак)          

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
Над Кремлевскою стеной -
Самолетов звенья.
Слава армии родной
В день ее рожденья!

Мой папа – военный (Гайда Лагздынь)

Мой папа – военный.
Он в армии служит.
Он с техникой сложной
Армейскою дружит!
Ходил он не раз
В боевые походы.
Не зря говорят:
«Командир – из пехоты»

Мой папа (Татьяна Агибалова)

По секрету старший брат
Мне сказать решил:
«В прошлом папа наш — солдат,
Родине служил,
Просыпался за заре,
Чистил автомат,
Чтобы был на всей земле
Мир для всех ребят.»
Я почти не удивлен,
Я подозревал
И давно считал, что он-
Бывший генерал.
Двадцать третьего, решил,
Ровно в шесть утра,
Прокричу от всей души
Громкое УРА!

23 февраля. (К сожалению, автора не знаю, если подскажете в комментариях – буду благодарна)

Праздник всех солдатов наших -
Вот что значит этот день!
День защитников отважных
Да и просто всех парней!
Ведь любой из них мечтает
Защитить детей, семью,
Покорить хоть что-то в мире
И найти свою судьбу!

Мы славим тех, кто не плакал
Мы славим тех, кто не плакал
От боли своей,
Но слез не скрывал
На могилах друзей,
Тех, кто мужчиной был
Не на словах,
Труса не праздновал,
Сидя в кустах,
Тех лучших
Сынов человечества,
Тех, кто на страже Отечества!

Презентацию для более удобного рассматривания картины с детьми Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями нашего сообщества)

Еще о защитниках Отечества:

Замечательный детский рассказ о Суворове из дореволюционного издания истории для детей, а  также видеофильм о Суворове Вы найдете в статье «Детям о защитниках Отечества. Суворов»

 

Получите БЕСПЛАТНУЮ КНИГУ "50 игр и затей по развитию речи детей:

советы специалиста по развитию речи ребенка от рождения до семи лет"! 

Кликните на ссылку или на обложку книги для бесплатной подписки на книгу

 

kniga-50-igr-i-zatei-po-razvitiiu-rechi

 

 

Комментарии (5) на “День защитника Отечества: для детей”

  • надежда

    Спасибо за Ваш труд.ВСЕ материалы очень хорошие, всегда выручают. Особенно для мальчиков . У меня дочери, а тут внук родился.И что с ним делать -ума не приложу. Тут-то и помогают ваши подборочки

    Ответить
  • Елена

    Здравствуйте, Ася!!! Всё просто восхитительно!!! Такие подборки — клад бесценный!!! Огромное спасибо за Ваш труд и щедрость!!!

    Ответить
  • Татьяна Алексеевна

    Ася, в который раз восхищаюсь вашим талантом и щедростью. Спасибо огромное за проделанную работу! Материалы очень интересные — работа с картиной, видео, стихи, — все так интересно! Здесь и искусство, и история, и современность, и беседа о настоящих ценностях! А самое главное — благодаря вашим статьям, я начала учиться давать своему сыну возможность мыслить самостоятельно, а не предоставлять ему готовые решения. Спасибо, спасибо, спасибо!

    Ответить
  • Антонина

    Ася, спасибо за отличную статью и видео! Это то, что нужно!!! И ещё спасибо за ссылку на статью о Великой Отечественной войне, которую Вы дали в ответ на вопрос читательницы. Моей дочке тоже 4 года, о войне говорим осторожно. Ваши статьи помогут продолжить тему.

    Ответить
  • Антонина

    Ася, спасибо за отличную статью и видео! Это то, что нужно!!! И ещё спасибо за ссылку на статью о Великой Отечественной войне, которую Вы дали в ответ на вопрос читательницы. Моей дочке тоже 4 года, о войне говорим осторожно. Ваши статьи помогут продолжить тему.

    Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/den-zashhitnika-otechestva-dlya-detej/#ixzz41VAlF4dI

    Ответить

Оставить комментарий

Секреты развития речи
banner50igr
Рубрики
Обучающие игры
200x300_parent
Реклама на блоге
Бесплатные материалы
Как подготовить ребенка к школе
Курс для родителей
sekrety_igra
Наши курсы

baner_kurs_270

Лучшие статьи сайта
eto-interesno-melkaia-motorika
Колыбельные
Учимся играя!
Мир вокруг нас.
Мы Вконтакте
Мы в Одноклассниках
Все наши курсы здесь
kursy_rodnoi_tropinki
Игры и игрушки
igry-i-igrushki
Способы оплаты курсов