Каталог статей
CATALOG
Рекомендую!

Детям о русском полководце А.В. Суворове

Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов: рассказы по истории и интересное видео для детей. 

Сегодня – День защитников Отечества. И в этот праздничный день я хочу поздравить всех наших мужчин  и мальчиков — наших будущих защитников — с праздником! И предлагаю в этот день рассказать детям об одном из самых великих и самых знаменитых русских полководцев А. В. Суворове.

Детям о защитниках Отечества. А.В. Суворов

Детям о русском полководце А.В. Суворове: детям о русской истории и защитниках Отечества

Жизнь Суворова – это урок всем нам! Нам есть чему поучиться у него! И об этом Вам расскажет замечательный видеофильм  для детей. Мне бы очень хотелось бы, чтобы все мальчишки посмотрели этот фильм и узнали, какими были наши великие полководцы, наши защитники!

Перед просмотром фильма, спросите ребенка, кто такой полководец? Подскажите, что слово «полководец» получилось из двух слов: «полк»  и «водит». Куда же полководец водит полк? И что такое полк? Да, полководец ведет полк солдат в бой. Каким нужно быть полководцу? (Выслушайте мнение ребенка: чтобы выиграть битву полководец должен быть сильным, смелым, умным, честным, благородным, смекалистым).

Один из самых великих русских полководцев – Александр Васильевич Суворов. Расскажите ребенку о том, что он выиграл со своими солдатами шестьдесят битв!!! И ни одну не проиграл!!!

Спросите ребенка: «Как ты думаешь, каким же был Суворов в детстве, когда он был еще мальчиком?» Выслушайте предположения ребенка (скорее всего, он скажет, что Саша Суворов был очень боевым, сильным и храбрым мальчиком). А после этого расскажите  настоящую историю этого великого человека, в которой всё было как раз наоборот:)! Ведь Александр Суворов родился очень хилым и слабеньким ребенком и постоянно болел. Но он смог преодолеть свою слабость и это была его первая и главная победа в жизни, которая помогла ему одержать все следующие победы. Вот как это было. 

Детям о защитниках Отечества: видеофильм об А.В. Суворове.

Посмотрите вместе с детьми на сайте телеканала «Радость моя» детский познавательный фильм «Полководец А.В. Суворов»

После просмотра фильма о Суворове поделитесь с ребенком впечатлениями. Спросите ребенка, что больше всего удивило его в жизни Суворова, что больше всего понравилось и запомнилось в этом фильме. Поговорите о том, чему мы можем поучиться у Суворова и чем он знаменит. Вспомните интересные моменты из фильма:

  • За что любили солдаты Суворова? Как он их называл? (чудо-богатыри)
  • Что говорил Суворов о победе: чем нужно побеждать противника? (побеждать нужно не числом, а умением), чем нужно поражать врага? (человечностью и благородством) от чего зависит победа?
  • Почему говорят, что первая победа Суворова была победа над собой? Как ему удалось превратиться из слабого болезненного мальчика в сильного полководца? Что он для этого делал?
  • Что из «науки побеждать» Суворова мы можем использовать в нашей  жизни? Был ли у тебя в жизни случай, когда тебе пришлось побеждать себя, свои недостатки?

Один из самых моих любимых рассказов из истории  для детей — это рассказ о Суворове из дореволюционного издания русской истории Н. Головина. Очень простой язык, любовь к Отечеству, уважение к каждому человеку. воспитание у детей благородных чувств — это то настроение и те идеи, которыми пронизаны все рассказы в этой книге.  Вспоминая фильм, прочитайте малышу рассказ о Суворове из этой книги, и Вы не пожалеете о потраченном времени!  Наша история нас многому может научить!

Исторический фильм о Суворове

 Детям о русском полководце А.В. Суворове: рассказ из «Моей первой русской истории в рассказах  для детей» Н. Головина 

Детям об истории России. А.В. Суворов

«Беспокоит меня плохое здоровье Саши», — говорил отец Суворова, — «нельзя ему служить в военной службе. Не по силам!»

А Саша только и мечтал о том, чтобы сделаться солдатом. Только такие книжки и читал, которые рассказывали о славных войнах и победах великих полководцев. Тогда друзья уговорили отца Саши отдать его в военную службу. Саша смеялся и прыгал от радости.

Стал он прилежно учиться военным наукам. Быть хорошим офицером не так легко, как кажется. Суворов целые дни проводил за книжками и военными упражнениями.

Не было солдата исправнее его: он вставал раньше других, сам чистил себе сапоги и платье и стоял на часах во всякую погоду. Жил он вместе с простыми солдатами и ел солдатские щи и кашу; был всегда смел и весел и смешил своих товарищей веселыми шутками и рассказами. Все любили его.

Когда он стал офицером и начал командовать солдатами, всюду на войне он побеждал неприятеля.

«Ребята, — говорил Суворов солдатам, — всегда идите вперёд на врага. Не беспокойтесь о том, сколько перед вами неприятелей. Вы ведь пришли бить их, а не считать. Солдаты свои и чужие так и звали его потом: «Генерал Вперед!»

«Как орёл, высматривает Суворов врага, — говорили о нём солдаты, — и налетает с размаху на неприятелей. Не успеют враги оглянуться, как они уже разбиты».

Отправился Суворов на войну. Два раза без него осаждали русские турецкую крепость Измаил, и не могли взять её. Суворов сказал своим солдатам: «Чудо-богатыри! Крепость Измаил необходимо взять. Так приказала Матушка-Императрица!»

«Веди нас, отец наш!» — отвечали солдаты.

Но раньше Суворов послал сказать туркам: «сдавайтесь!»

Турки отвечали: «Скорее небо упадёт на землю, чем Измаил сдастся!»

Ночью русские солдаты уже потихоньку подходили к крепости. Когда они стали взбираться на стены, турки принялись стрелять из ружей и палить из пушек. Солдаты всё шли вперед. Лезли по лестницам, удерживались за свои штыки, подсаживали друг друга. Часто они срывались, падали, раненые турками, но опять вставали и взбирались на стены. Поутру русские были в крепости.

Весь мир удивлялся искусству и храбрости Суворова и его солдат. «Гордый Измаил у ног Вашего Величества», — написал Суворов Екатерине, и она щедро наградила его.

Французы обижали и били немцев. Тогда русский император Павел, сын Екатерины Великой, тогда уже умершей, пожалел немцев. Он послал Суворова в Италию помочь им.

Стар уже был «светлейший князь Суворов», но сражался лучше молодого и скоро взял у французов 25 крепостей. Солдаты говорили: «Наш Суворов непобедим! И мы непобедимы, когда он с нами!»

Но неблагодарные немцы завидовали Суворову и завели его войско в Швейцарские горы. Тяжело было идти: солдаты карабкались на прямые высокие скалы, покрытые льдом. Каждую минуту можно было сорваться и упасть в пропасть, бурные речки преграждали путь. Но солдаты все шли и шли: где ползли ползком, где держались за штыки, а через речки и пропасти строили самодельные мосты; связывали доски кусками своих одежд. Суворов сам шёл с ними, не отставая ни на минуту: терпел вместе холод и голод. И ещё песни пел старый фельдмаршал. Солдаты подпевали ему.

Раз французы окружили Суворова со всех сторон. А в войске находился в то время юный сын государя, Константин Павлович. Задумался старый фельдмаршал.

«Солдатушки,- воскликнул он, плача, — Спасите сына государя, спасите честь России».

«Отец наш, Александр Васильевич, — сказали солдаты и офицеры. — Всюду пойдём за тобою! Победим или умрём со славой».

И на утро все они дрались, как львы. Отступили французы. Это было беспримерное сражение. Все удивлялись храбрости русских.

Император Павел написал Суворову такие слова: «Александр Васильевич! Один Бог может наградить вас за то, что вы сделали! Нет земных наград, достойных вашей храбрости и искусства».

В этом походе старый фельдмаршал простудился и заболел. Скоро вся Россия с великим горем узнала, что умер её старый богатырь-победитель! Император Павел плакал. Осиротели солдаты, потеряв своего «отца и благодетеля».

Солдаты до сих пор поют песни о его чудесных подвигах и доброте и до сих пор вспоминают и любят его.

И, может быть, ещё много сотен лет пройдут, а имя Суворова будет повторяться народом с любовью и благодарностью».

 

Детям о русском полководце А.В. Суворове: стихи о Суворове

Памятник русскому полководцу А.В. Суворову

 В Петербурге есть памятник Суворову. Он поставлен уже очень давно. Об этом памятнике написано очень сильное стихотворение Всеволода Рождественского  1941 года, когда пример Суворова вдохновлял русский народ на победу в Великой Отечественной войне.  Конечно, это стихотворение для взрослых, но его настроение даже дошкольники очень чувствуют и откликаются на него!

Среди балтийских солнечных просторов,Над широко распахнутой Невой,

Как бог войны, встал бронзовый Суворов

Виденьем русской славы боевой.

 

В его руке стремительная шпага,

Военный плащ клубится за плечом,

Пернатый шлем откинут, и отвага

Зажгла зрачки немеркнущим огнем.

 

Бежит трамвай по Кировскому мосту,

Кричат авто, прохожие спешат,

А он глядит на шпиль победный, острый,

На деловой военный Ленинград.

 

Держа в рядах уставное равненье,

Походный отчеканивая шаг,

С утра на фронт проходит пополненье

Пред гением стремительных атак.

 

И он — генералиссимус победы,

Приветствуя неведомую рать,

Как будто говорит: «Недаром деды

Учили нас науке побеждать».

 

Несокрушима воинская сила

Того, кто предан родине своей.

Она брала твердыни Измаила,

Рубила в клочья прусских усачей…

 

Нам ведом враг, и наглый и лукавый,

Не в первый раз встречаемся мы с ним.

Под знаменем великой русской славы

Родной народ в боях непобедим.

 

Он прям и смел в грозе военных споров,

И равного ему на свете нет.

«Богатыри!» — так говорит Суворов,

Наш прадед в деле славы и побед.

До новых встреч!

Еще о защитниках Отечества Вы можете прочитать в  статье:

Детям о защитниках Отечества: рассказы, стихи, познавательное видео. Русские богатыри и  история былин. Картина Васнецова «Богатыри». Кто сейчас нас защищиает и как живут и осваивают военное дело современные солдаты? Стихи о защитниках Отечества для детей.

И предлагаю продолжить обсуждать эту тему в комментариях. Я знаю, что эта тема особенно актуальна для семей, в которых растут мальчики. И поэтому хочу задать два вопроса и педагогам, и мамам.

Вопрос 1. Мой опыт показывает, что все современные мальчишки обожают роботов до тех пор, пока не познакомятся с богатырями земли Русской, народной культурой и нашей историей, с героями настоящими из нашего прошлого. И тогда их интересы меняются, они начинают играть в настоящих героев и разыгрывать битвы богатырей и великих воинов. А как происходит у Вас? Интересны ли мальчикам рассказы о воинах, героях, богатырях? Предлагаю поделиться в комментариях. Где Вы находите материал, книги, видео для мальчишек по этой теме?

Вопрос 2. Одна из воспитателей детского сада — педагог, которая обучалась у меня на курсе повышения квалификации, рассказала  такой случай их своей практики. Она рассказывала детям 5-6 лет о Великой Отечественной войне и о том, что тогда защищали свою страну и даже погибали  и взрослые, и дети. Мальчишки из ее группы долго что-то обдумывали после этого ее рассказа. А когда прошло уже несколько часов, то они вдруг подошли к ней и спросили: «Почему Вы нам не досказали рассказ до конца? Как их спасли?» Она ответила, что, к сожалению, их спасти не удалось. На что мальчишки парировали: «А где же были роботы-трансформеры? Почему они им не помогли, ведь они защищают мир?» Причем они спрашивали абсолютно искренне и верили до конца, что роботы не могли не помочь добрым людям победить. Вот так! Вот они — наши детки! Верящие в торжество добра даже с помощью роботов! А как Ваши мальчики относятся к этим игрушкам? Есть ли они в Вашей семье или нет? Почему? Как Вы считаете, нужны ли они современным мальчикам?

 Приглашаю к обсуждению. Буду рада всем комментариям :)

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

Комментарии (7) на “Детям о русском полководце А.В. Суворове”

  • Дарья

    Спасибо, очень интересно и мне, как маме мальчика- очень актуально. Мне хочется рассказать сыну о сильных людях, о том как преодолеваются трудности, о подвигах… Пока не форсирую, не углубляюсь:, в 2,5 про защиту отечества (будет вопрос от кого…) и войны как-то рано, мне кажется. Начали читать про богатырей-нравится ;) побеждаем чудоюд которые нападают на игрушки…
    Своей задачей вижу предложить ему какой-то образ, личность из реальной жизни на которую стоило бы равняться…

    Ответить
    • admin

      Да, в 2, 5 года про Отечество еще рано говорить:) А вот про папу или брата, которые защищают нас — как раз. И про сказочных героев — защитников тоже.
      Ведь мы идем таким путем — от малого к большому. Сначала для малыша весь мир — это его семья, ближайшие люди, любимые сказки. Затем уже двор, друзья, детский сад или детский клуб. Затем еще шире — наш район, наш город. И уже тогда наша Родина и весь наш земной шар. И не зная малого, понять большое действительно невозможно.

      Ответить
  • Светлана

    Работаю воспитателем в детском саду. Недавно подбегает Антон (5 лет):
    -Смотрите, какой у меня Человек-паук, мне его подарили на день рождения. Он спасет мир!
    -Как? Разве не Россия спасет мир? — под впечатлением последних событий в мире спрашиваю я.
    -Нет, конечно, Россия! Но и Человек-паук!
    -Антон, как же так, у тебя папа служит в армии, офицер. Разве он не спасет наш мир? Разве он не защищает тебя, твоего брата, маленькую сестренку, маму твою, детей нашей группы, нашу страну?
    На лице Антона остается вопрос.
    -Защищает,- произносит неуверенно.
    -Разве он тебе не рассказывал, как он защищает нашу Родину, что он делает, когда уходит на службу?
    На следующий день он приходит и говорит:
    -Мой папа учит солдат защищать страну, они тренируются, стреляют по мишеням, бегают и занимаются упражнениями.
    Я была в восторге!
    А еще через пару дней к нам приехали настоящие пожарные! На двух настоящих пожарных машинах. Среди них был дедушка одного из наших воспитанников — но это был сюрприз, как для нас, так и для его внука.
    -Это мой дед! Он пожарный! Он защищает нас от беды, от огня!
    Делилась своими впечатлениями сегодня на родительском собрании. На нем присутствовали и папы — инспектор ДПС (он уже был у нас в гостях и рассказывал о своей службе), работник лесничества (предложил рассказать и позвал на экскурсию) — защитник природы и леса. Всегда можно о чем-то узнать и рассказать. Главное — не быть равнодушными к тем, кто с нами рядом!

    Ответить
    • admin

      Светлана! Спасибо, что поделились! Действительно, это главное — не быть равнодушным :) !

      Ответить
  • Татьяна Алексеевна

    Ася, спасибо большое за подборку материалов. Тема очень актуальна. У меня подрастают два сына и мне хочется, чтобы они равнялись на настоящих героев, а не на сомнительных персонажей. Для этого мы много читаем. Не только о богатырях, но и об обычных мальчиках, таких же, как и мои сыночки, и о сказочных персонажах, которые порой поступают правильно, порой не очень, смотрим советские мультфильмы с правильной, с моей точки зрения, моралью. А главное потом все обсуждаем: что верно, что нет, чему стоит поучиться из этой истории. Обсуждаем то, что происходит вокруг: в семье, во дворе, в мире. Надо воспитывать в своих детях порядочность, донести о них понятие о чести, привить им любовь к Родине и гордость за свою страну и великих соотечественников. Ася, спасибо за то, что вы помогаете нам, родителям и педагогам, в этом вопросе! И делаете это так талантливо и бескорыстно.

    Ответить
  • Анна

    Добрый день! Большое спасибо за статью! И комментарии тоже очень интересные. Но вот в процессе чтения у меня все время навязчиво крутятся вопросы. Современный мир такой неоднозначный. Мы стараемся воспитывать наших малышей смелыми, честными, готовыми отдать жизнь за Родину. А потом кто-то на этих патриотических чувствах может просто сыграть себе на руку, лживо и грязно. Война — это в современном мире явление отмывания денег, но настолько лицемерное, что туда ввязывают молодых ребят, рассказывая им о том, что они должны защищать Отечество. Я этот комент написала лишь потому, что никак не могу сама для себя уяснить как же все-таки правильно воспитывать сына, чтобы он мог отличить правду от кривды и не ввязаться в бой, который служит интересам отдельных личностей, а не защите Родины…

    Ответить
    • admin

      Анна! Спасибо за столь глубокий вопрос. Дело в том, что, на мой взгляд, патриотизм как раз и защищает человека от того, чтобы он не стал игрушкой в чужих руках. Т.к. патриотизм — это общечеловеческая ценность, не зависящая от общественного строя или политических партий! Эта ценность существовала в веках и тысячелетиях. И не зря! Это и уважение и почтение к своим родителям, к своему роду,к своим предкам; знание культуры и истории, традиций и обычаев; это чувство ответственности за свою жизнь и желание быть Творцом в жизни, желание созидать, творитЬ, исследовать мир, делать добро. Это и понимание, что жизнь — это не то, куда тебя вынесет, а осознанное созидание своего жизненного пути; это желание и умение заботиться о тех, кто рядом с нами и умение быть неравнодушными к ним. Это и умение и желание творить красоту вокруг себя, в своей жизни. Этот духовный стержень жизни человека, умение мыслить самостоятельно, анализировать, знание себя и своего жизненного пути, желание сделать родную землю более красивой и гармоничной. Всё это делает человека очень сильным духом, твердым по характеру, добрым сердцем и мудрым. Такой человек не поддастся на провокации т.к. он умеет видеть суть! А вот если человек не имеет такого стержня — то им очень легко манипулировать.
      Для самых маленьких детей патриотизм — это и знание выдающихся людей из истории и культуры своей родины, и любовь к маме и папе, бабушке и дедушке, и посадка цветов в своем дворе, и забота о пожилых бабушке и дедушке, и многое другое.
      Приведу пример из жизни — вспомнилось сейчас, пока писала Вам ответ. Мы ходили на концерт. Дорога от метро к залу была вся ледяная, причем даже держаться было не за что! Одни ледяные глыбы и впадины, который обойти невозможно — рядом едут машины. Пожилые люди скользили и падали. Даже вроде и мы — молодые — но и то еле скользили по ней с опасностью травмы. Многие прохожие, скользя по этим ледяным глыбам, ругали страну и правителей, ворчали и бурчали себе под нос. Но… мой муж остановился, мы обошли район, нашли почти совсем рядом большой ящик с песком. Мы достали пакет, набрали в него песка и потратили 20 минут на то, чтобы засыпать эту ледяную дорожку песком. И пошли дальше на концерт. Да, мы тоже могли ругать страну. Но мы решили проблему по -другому, т.к. понимаем, что многое в наших руках. И мы сами творим свою жизнь и хотим заботиться о ближних. И пешеходы вслед за нами спокойно шли по этой дорожке, уже безопасной для них. Вот так мы творим свою жизнь, вроде бы и незаметно, в таких бытовых поступках. И в этом тоже патриотизм и умение мужчин защищать тех, кто рядом с ними! Не всегда нужно «шашкой махать» :) .
      И человек, которые осознает свою ответственность за свою жизнь, жизнь своей родины, своей культуры, очень осознанно делает выбор и манипуляцию всегда почувствует. А для мужчины защитник ведь и защитник семьи, любимой, детей, своего рода, своего дома! И он несет ответственность всегда — и в работе, и в семье. Это сильный человек — сильный своим внутренним миром. Вот так и нужно воспитывать.
      И еще — да какая нам разница, какой мир. Нужно начинать с себя, идти своим путем в жизни, и тогда вокруг Вас будет совсем другой круг общения — добрых, умных, интеллигентных людей. Так у нас сложилось. Так будет и У Вас тоже, если Вы этого захотите! А другие люди — они просто Вас не поймут, но и не надо :) . Так как Вы будете жить своей жизнью и будете счастливы!
      По поводу отдать жизнь на войне — поделюсь. Из истории нашего рода. Два брата во время войны с фашизмом были партизанами (из рода моего дедушки), один из них возглавлял партизанский отряд. Отряд попал в окружение, выйти из которого было невозможно. Но это случилось рядом с их домом — домом моей прапрабабушки. И братья сбежали из леса, где остались их товарищи, к ней в дом и попросили их укрыть. И такая возможность была — был подпол. Она вышла из дома, обняла их и сказала очень строго: «Никогда еще в нашем роду не было предателей и трусов. Возвращайтесь в свой отряд к своим товарищам и защищайте Родину». И быстро ушла в дом. Братья ушли и не вернулись, погибли. О них есть экспозиция с фото в местном музее, да, они герои ( посмертно) и боролись до конца. Но… я только когда стала взрослой, осознала слова моей прапрабабушки. Она ведь знала, что потеряет двух сыновей, когда их отправляла в лес, что она их в последний раз видит, хотя может спасти! Это нам — женщинам, живущим в мирное время — очень трудно понять. И дай Бог чтобы был мир!
      Но в любом случае общечеловеческие ценности и честности, и добра, и милосердия, и ответственности и многие другие — они на то и есть общечеловеческие, что не зависят от эпохи, страны или политических партий! Это основа основ человеческой жизни. Они есть в любой религии, культуре, и это тоже не случайно. Можно ли жить без них? Можно. Но счастлив ли будет человек в душе своей в этом случае — это большой вопрос.

      Ответить

Оставить комментарий

(обязательно)

Секреты развития речи
banner50igr
Рубрики
Обучающие игры
200x300_parent
Реклама на блоге
Бесплатные материалы
Как подготовить ребенка к школе
Курс для родителей
sekrety_igra
Наши курсы

baner_kurs_270

Лучшие статьи сайта
eto-interesno-melkaia-motorika
Колыбельные
Учимся играя!
Мир вокруг нас.
Мы Вконтакте
Мы в Одноклассниках
Все наши курсы здесь
kursy_rodnoi_tropinki
Игры и игрушки
igry-i-igrushki
Способы оплаты курсов