27.09.2013
Автор: Ася Валасина
Узнайте больше о своем ребенке как о человеке!

Узнайте больше о своем ребенке:  как выявить индивидуальные особенности развития малыша, его сильные стороны?

uznaite luchshe svoego rebenka

 

Как выявить индивидуальные особенности развития ребенка и поддержать его?

В этой статье Вы найдете:

  • 5 проявлений — 5 вариантов индивидуального развития  детей дошкольного возраста,
  • диагностическую игру «Как порадовать Буратино?»
  • пример из жизни по применению результатов этой игры.

Игра «Как порадовать Буратино?» Авторы – Е.Э. Шишлова, Р.С. Буре

(Более подробное описание игры Вы можете найти в программе «Дружные ребята» под редакцией Р.С. Буре).

Все дети очень разные! Одни из них чаще проявляют отзывчивость, другие – доброжелательность, третьи – заботливость, четвертые – справедливость, пятые — внимательность. Это те нравственные качества ребенка, на которые можно опереться и которые отличают его от сверстников. И эти индивидуальные особенности личности ребенка очень важно  увидеть в нем и поддержать уже в дошкольном возрасте.

Чем же отличаются все эти проявления по отношению к дошкольнику? У ребенка в дошкольном возрасте ярче всего может быть проявлено одно из 5 качеств:

  • Доброжелательность – умение доставить приятное другим. Эти дети всегда поздравят с праздником, скажут комплимент, улыбнутся, угостят вкусным, предложат игрушку, похвалят Вас за новый красивый наряд и т.д.
  • Отзывчивость – этот ребенок всегда откликнется на просьбу, посочувствует, заметит Ваше настроение, поддержит, он очень эмоционален и чувствителен. Он всегда утешит, пожалеет, отвлечет от грустных мыслей. Но часто этот малыш, остро чувствуя необходимость помочь другому, не делает никаких действий, просто теряется и. сочувствуя и сопереживая, не знает что делать и как конкретно можно помочь.
  • Внимательное отношение – ребенок очень внимателен к эмоциональному состоянию партнера по общению – он замечает все нюансы любого Вашего настроения, готов поддержать Вас в радости и облегчить горе, он тонко чувствует, когда подойти к Вам со своей просьбой, а когда лучше подождать.
  • Заботливость – умение помочь действием: накормить собаку, помочь одеться, помочь маме разложить ложки на столе перед обедом, любит делать уборку в комнате, готовы выполнить просьбу что-то принести и т.д.
  • Справедливость – в конфликтной ситуации ребенок всегда найдет выход, при этом учтет равные права. Он  умеет и отстоять свое мнение, и уступить, часто эти дети пользуются большим авторитетом у сверстников, дети уважают и ценят их мнение.

Исследования показывают, что у каждого дошкольника есть «свой конек» — свое ведущее проявление из пяти перечисленных.

Эту ведущую индивидуальную особенность ребенка можно определить в игре «Как порадовать Буратино».

Как играть?

Вам понадобятся картинки с Буратино, данные ниже. Вы можете их скачать и распечатать на принтере.

Какова логика создания такой серии картинок?

В первой серии картинок — на первых пяти картинках — изображены негативные ситуации – проявление недоброжелательности, невнимательности, равнодушие вместо сочувствия, отсутствие заботы о другом, несправедливость.  То есть в этих сценках Вы увидите, как герои НЕ проявляют перечисленных выше пяти нравственных качеств.

Во второй серии картинок изображены ситуации, связанные с проявлением этих же пяти качеств – доброжелательность, сочувствие, внимание, забота, справедливость.

Ссылку для скачивания примеров картинок Вы найдете в конце статьи.

Ход игры:

Первый шаг. Рассмотрите портрет Буратино с ребенком и спросите: «Какое у него настроение? (Грустное). Что могло огорчить Буратино? Картинки помогут тебе ответить на вопрос». Выложите перед ребенком пять картинок и скажите: «Выбери ту картинку, на которой нарисовано, что расстроило Буратино». Ребенок ставит выбранную картинку рядом с портретом грустного Буратино.

Второй шаг. Далее предложите малышу обрадовать Буратино. Разложите перед ним пять картинок из второй серии: «Отгадай, как порадовать Буратино. Что нужно Буратино, что исправит его настроение?» Ребенок ставит выбранную картинку около портрета веселого Буратино. Буратино может «поблагодарить» ребенка за то, что он его порадовал.

Третий шаг. Анализируем результаты. Запомните выбор картинки ребенком. То, что выбирает малыш – это то, что для данного ребенка наиболее значимо в жизни.

Если в первом задании ребенок выбрал картинку  невнимательности друзей к Буратино, то это может означать, что данному малышу очень важно внимание к нему. И он очень болезненно реагирует на отсутствие внимания  — начинает шалить, проявляет упрямство или обижается, расстраивается или делает то, что раздражает Вас и привлечет гарантированно Ваше внимание к нему. В этом случае очень важно дать ребенку понять, что даже если Вы заняты и занимаетесь своими делами, то он также любим Вами и Вы в случае необходимости всегда его внимательно выслушаете.

Обратите внимание на то, чем Ваш малыш готов порадовать Буратино – позаботиться или посочувствовать и т.д. Именно к этому проявлению, скорее всего, он склонен и в жизни. И это его сильная черта, его индивидуальная особенность. Эту черту нужно всячески поощрять и развивать. Именно эта черта может стать основой, которая поможет ребенку научиться ладить с людьми.

Как использовать результаты? Пример из практики:

Приведу пример из жизни. Этот пример всегда вызывает  бурю эмоций и обсуждений, многие не верят в него, некоторые ужасаются. Но это правда! Правда из жизни!

Однажды я работала с группой детей, готовящихся к школе. У нас в центре было две группы детишек, вторую группу малышей вел другой педагог. В ее группу привели нового мальчика. Назову его Мишей. Миша был домашним мальчиком, в садик не ходил, и ему предстояло пройти период адаптации. В первый же день Миша повел себя очень необычно –  с первых минут стал кидаться игрушками и ломать их, щипать и пинать других детей, гоготать громко так, что слышно было только его, рвать книжки на полках. Его невозможно было оставить ни на минуту – он расшатывал стол так, чтобы с него упала вся посуда или успевал схватить и бросить на пол чужую вещь. Вся жизнь этой группы детей стала вдруг подчиненной Мише, только и было слышно: «Миша, ты опять… Миша, сколько раз тебе говорила….».  Ситуация накалялась с каждым днем. Дело дошло до того, что через несколько дней Миша бросил на пол свои очки (он был близорук), растоптал их ногами и громко крикнул педагогу: «Вы ответите моим родителям за сломанные очки! Я Вас ненавижу! Вы ужасная!». Педагог, схватив мальчонку за руку, потащила его в гневе … к директору центра и сказала: «Либо он, либо я!». Директор выбрал педагога, а не ребенка. И поэтому  мальчика срочно … отправили в мою группу :).

Не могу сказать, если честно, что я была очень рада этой новости, услышав такие «страсти». Но я недоумевала – неужели бывают такие дети? Что-то явно здесь было не так. А далее история начала второй круг, но уже с иным результатом.

Миша пришел к нам, и начал крушить и ломать игрушки, чавкать и пинать стол, выкрикивать слова. Но я ничего не сказала ему – я замерла, ждала и … наблюдала. Мне важно было понять причины его поведения. Если это  демонстративное поведение Миши, и я не буду реагировать на его выходки, то поведение мальчика обязательно должно измениться!  Главное – не эмоционировать самой и понимать, что так ребенок ведет себя, когда ему нужна помощь взрослого. Ожидание длилось всего несколько минут, после которых настал «звездный час Миши», который, к счастью, я заметила. Одному из детей понадобилась помощь, и Миша, увидев, что нужна помощь, быстро принес нужный предмет. Даже без просьбы! Сам догадался!  Вот тут-то Миша получил статус героя – я обратила внимание всех детей на поступок Миши и рассказала, «какой замечательный мальчик к нам пришел. Сначала он, конечно, растерялся, но потом  освоился и даже помочь успел, хотя он всего лишь несколько минут в группе». Дети посмотрели на Мишу уважительно. Что было потом? Потом Миша помогал – помогал во всем и везде – приносил карточки или мячики, помогал убирать раздаточный материал, помогал детям шнуровать ботинки и завязывать шарфы. И когда помогал, он просто светился счастьем!

 Но «проверку боем» он тоже устроил, но не мне :), а другому сотруднику. Он ей сказал то же самое, что и первому педагогу: «Вы ужасная. Я Вас ненавижу и больше к Вам никогда не приду!». Но педагог отреагировала на эту реплику совсем по-другому! Она усадила детей в круг, на уровне «глаза в глаза» и искренне сказала Мише, что ей очень жаль, что такой наш помощник, такой умница уйдет из группы. Но если он так решил – значит решил. Ведь он мужчина, и отвечает за своё решение. И тут у Миши задрожали губы и он дрожащим голосом произнес, уже от души и искренне: «Мне у Вас очень нравится. Я пошутил. Можно, я и дальше буду приходить?». Маска ушла, появился на свет истинный Миша – добрый, умный, заботливый мальчик. На этом закончилась история «плохого Миши».

Зачем я ее рассказала? Потому что здесь очень ярко видна особенность ребенка, которую можно было либо поддержать, либо задавить, объявив малыша «хулиганом». По тесту о Буратино у этого ребенка самая яркая положительная черта – догадайтесь, какая из пяти? Вот эта черта и была подчеркнута мной у ребенка, чтобы он стал чувствовать себя умелым, «хорошим», очень нужным и значимым. Ранее ребенок просто привлекал своими негативными действиями внимание взрослых. Когда он понял, что негативными действиями он этого внимания у нас не получит, но зато с лихвой получит его проявляя помощь и заботливость, поведение его изменилось и преобразилось.

Как еще можно использовать эти картинки?

По данным картинкам можно сочинять рассказы  с детьми, придумывать начало или конец рассказа («Придумай, что было до этого». «Придумай, что случилось дальше»).

Что делать, если ребенок не проявляет ни одной из черт?

Если же у ребенка нет ни одного из пяти  проявлений, то это означает, что ребенок не может реализовать свою потребность в признании и в общении социально-приемлемыми способами и получает это внимание другим способом —  через драки, тычки, крики, грубость, обман и т.д. Такие дети тоже встречаются. И здесь надо выявить внутреннюю причину этих внешних проявлений. Каждый малыш ждет в этом плане помощи от нас – от взрослых. Такое поведение ребенка – это сигнал о помощи, которая малышу очень нужна, но которую он еще не получил, сигнал о том, что что-то очень не так идет в его жизни. И если Вы не знаете, как помочь малышу и в чем корень его проблем, то  здесь поможет детский психолог.

Скачать картинки для игры можно здесь: http://yadi.sk/d/DMICWZCf9xEXP

Первая серия картинок отмечена цифрами 1, 1-1, 1-2 и так далее. Вторая — цифрой 2: 2-1, 2-2 и др.

Еще о развитии ребенка Вы можете прочитать:

Социальное развитие: как научить ребенка быть гибким и ориентироваться в новых неожиданных жизненных ситуациях? Что такое детская дружба?

Коммуникативные игры: 30 интересных игр для развития общения

Вредные советы-шутки  для родителей 🙂 «Как воспитать безвольного, робкого, безынициативного малыша?

Когда, зачем и как определять у ребенка ведущую руку: правши и левши.

Секреты развития мелкой моторики : все ли упражнения развивают и как их проводить с детьми?

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

10 комментариев
polina
27.09.2013 в 00:40

А с другим расширением карточек нет? «rar» у меня, к сожалению, не открывается :-(…

admin
27.09.2013 в 01:20

Полина! Нет, только в архиве rar. Сейчас протестировала — самам скачала карточки в браузере Google Chrome — у меня всё скачалось и открылось.

Дорогие читатели сайта! Если будут проблемы со скачиванием карточек — пишите, тогда я попробую найти другой способ выложить их для Вас. Или, возможно, Вы сами его подскажете :).

Наталья
27.09.2013 в 01:32

Ася, а на какой возраст рассчитан данный материал?

На маках rar не открывается. Если возможно, не переархивируйте в zip. Это бесплатный архировщик

admin
27.09.2013 в 01:39

Наталья! Спасибо за помощь и разъяснения :). Сейчас изменю на zip. По возрасту — материал рассчитан на возраст примерно с 4 лет, то есть на дошкольников. На ранний возраст ( до 3 лет) не рассчитан.

Оксана
27.09.2013 в 18:27

Спасибо большое. Скачалось и разархивировалось все хорошо, только у меня проблема в соотношении картинок и нравственных качеств.

Оксана
27.09.2013 в 21:08

Ребенок выбрал картинки 1-4 и 2-5. Подскажите как интерпретировать.

admin
28.09.2013 в 22:12

Оксана! Спасибо за вопросы.
1. Попросите ребенка в игре выбрать только одну картинку — так и скажите «Выбери одну картинку и положи около Буратино — порадуй его» ( наче все выберет — дети всегда хотят побольше картинок взять :).
Поскольку с Буратино Вы уже провели игру — проведите ее с игрушкой. Сначала покажите что игрушка «нос повесила» — грустит. И предложите ее обрадовать. Потом — что она улыбается, хлопает в ладошки, танцует. Что куклу (мишку и т.п.) развеселило? Если берет много картинок, можно сказать: «Здесь только одна отгадка. Попробуй отгадать, где эта картинка».
2. По соотнесению качеств и картинок.Давайте вместе посмотрим — здесь можно по логике жизни выстроить пары. Приведу примеры.
а) Доброжелательность. Мальвина дразнит Буратино. Что это за проявление? Недоброжелательность к другому человеку, правда? Давайте найдем во второй серии пару этой картинке — вариант с Мальвиной — видите, она угощает Пьеро и Буратино яблоками и улыбается.Это доброжелательность.
б) Вторая пара картинок. Мальвина и Пьеро не обращают внимания на Буратино, видя только книжку перед собой и не видя Буратино — что это? Невнимание к другому человеку.А во второй серии они обращаются к Буратино и предлагают вместе почитать книжку. Это внимание к другому — они его заметили, обратили на него внимание и пригласили к себе.
в) Буратино мокнет под дождем, а Пьеро с зонтиком убегает от него, оставляя его мерзнуть под дождем. Это равнодушие, отсутствие заботы. Противоположная картинка — Буратино вымок под дождем, а Пьеро это заметил, привел домой, уложил в постель и поит с ложечки лекарством. Это заботливость.
Любую картинку малыш может интерпретировать по-своему. Поэтому нужно обязательно с ним побеседовать о том, что же здесь происходит, что было до этого, что случилось после этого.
Желаю Вам успехов! И открытия самых лучших душевных качеств своего малыша 🙂

admin
29.09.2013 в 01:24

Дорогие друзья! Мне пришло письмо читательницы, которая очень расстраивается из-за того, что скачав архив по ссылке, она … не может увидеть картинки в нем.
Я еще раз протестировала — все картинки остались на своем месте. Возможно, здесь проблема в ее компьютере? Кто-то может подсказать причину подобных трудностей?
Пожалуйста, очень прошу, всех вас — напишите здесь, если Вы не смогли скачать и открыть файл с картинками. Если у многих из Вас есть трудности — то буду искать, в каком другом формате удобнее выкладывать картинки. Буду благодарна за идеи — подсказки :).

Елена
11.10.2013 в 10:42

Гугл-хром пишет, что некорректная ссылка либо автор удалил материал.

admin
11.10.2013 в 11:40

Елена! Спасибо, что написали о Вашей проблеме. Еще раз проверила — картинки есть по этой ссылке в целости и сохранности. Еще раз даю здесь ссылку для скачивания- http://yadi.sk/d/YWNJoC-l9x9Kx Сейчас попробовала скачать сама — архив скачался, открылся, все картинки в нем в целости и сохранности. Возможно, нужно попробовать в другом браузере?

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail