15.11.2012
Автор: Ася Валасина
Стихи о ветре. Учимся, играя!

Стихи о ветре, а также загадки, пальчиковая гимнастика, веселая зарядка и развивающие задания для детей. Учимся, играя! 

Стихи о ветре для детей.

Сегодня мы заканчиваем наши игры-беседы о ветре с малышами. Наши дети уже много знают о воздухе и ветре —  были  и опыты, и сказки, и игры, и  и логические задачки. А сегодня – стихи и загадки, и тоже о нем – осеннем ветре.

И только сегодня я  вдруг задумалась – а почему именно о ветре мы говорили в последнее время! И поняла, что это очень просто объясняется! Золотая осень прошла, зима еще не наступила, за окном – серость, ветер и дождь. Неуютно и нерадостно. А ведь, оказывается, ветер тоже может быть интересным! Давайте вместе с детьми вспомним детство и поиграем с ветром! И может быть, улыбнемся миру, и поймем, что ветер, даже холодный – это тоже замечательно!

Стихи о ветре для детей.

Кладовая ветра. Тимофей Белозеров

Спросите у малыша, что хранится в кладовой (на даче, в деревне, в квартире). Зачем люди делают кладовые? Интересно, а что же хранится в кладовой у ветра? Что он может туда положить, и зачем ему это нужно? И где может быть кладовая ветра? Пусть малыш порассуждает и пофантазирует вместе с Вами.

Поэт Тимофей Белозеров заглянул в одну такую кладовую ветра и нашел там… догадайтесь что? Вот что!

Чего ни натаскано в старый овраг!

Хранится в овраге ночной полумрак,

Тугие серёжки — подарок берёзы,

Цветы иван-чая, кукушкины слезы,

Зелёные, жёлтые бусы дождя,

Перо куропатки на шляпе груздя.

Сюда, как на дно сундука, спозаранок

Накиданы ветром холстины тумана,

В ручье, на голубеньком ситце волны,

Мерцает старинная Брошка Луны…

Что же увидел поэт в кладовой у ветра? А что  бы  Ваш малыш хотел ветру подарить и положить в его кладовую? И зачем это нужно ветру?  Эти вопросы побуждают малыша высказывать свое мнение, а не чужое (ведь здесь нет однозначного ответа!) Односложно «да» или «нет» на вопросы тоже не ответишь, необходимо говорить развернутыми красивыми фразами, а это очень полезно и для развития творческого воображения, и для развития речи детей!

Предложите малышу  нарисовать сказочную кладовую ветра, придумать, где она находится, как ее можно изобразить и что в ней будет храниться. 

Веселая гимнастика «Непоседа – ветер»

А теперь давайте отдохнем! И сделаем веселую зарядку! Эту гимнастику можно проводить даже с самыми маленькими детишками, побуждая их повторять простейшие слова: «ква-ква-ква», «муууу».

Непоседа-ветер

Знает всё на свете (машем руками над головой).

Знает, как поёт лягушка: «Ква-ква-ква» (предложите малышу сесть на корточки и изобразить лягушку, попрыгать как она)
Знает, как шумит ракушка:  «Шу-шу-шу (ладони складываем «лодочкой» и прикладываем то к левому уху, то к правому)
Знает,как кричит ворона:  «Кар-кар-кар». (ребенок поднимает руки вверх и машет ими как крыльями)
Знает, как мычит корова: «Му-му-му» (ребенок показывает рога коровы и мычит муууу)

Как ветер помогает мельнице работать

Спросите ребенка,а есть ли «работа» у ветра? Как он людям, зверям, птицам помогает? (об этом мы уже говорили с малышом – см. статью «Откуда берется ветер?») Да, оказывается, у ветра есть очень важная работа – помогать крутиться мельницам, разносить семена растений, мести улицы, доносить запахи и звуки, помогать летать парашюту и воздушному змею и много других важных работ. 

Ветер, ветер, ветрище…
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути! Я. Аким

Покажите на картинке ребенку мельницу. Мельницы встречаются во многих сказках и мультфильмах («Круть и Верть», «Разные колеса», «Кот в сапогах» и др.), но не всегда дети знают, зачем они нужны. Объясните, что на мельницах мелют зерно. И из зерна получается мука. Из муки пекут хлеб, пирожки, булочки.

Погляди — в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.

veter-i-melnitsa

Пальчиковая гимнастика «Ветер и мельница» 

Сделайте с малышом пальчиковую гимнастику «Ветер и мельница»

Начинаем произносить слова четко, в ритме, и постепенно ускорять ритм. Делаем вращающие движения руками перед грудью: «Мельница, мельница мелет муку, мелет, мелет, мелет, мелет (ускоряем темп). Ветра нет, остановилась мельница. Снова ветер подул, закрутилась мельцица, заработала (делаем движения руками в ритм слов : » мелет, мелет, мелет, мелет»). Ветер сильнее подул. Очень быстро крутим руками под быстрое произнесение слов.

Намололи мы муки (пальчики сжать в кулачки, стучим кулачком одной руки о кулачок другой руки)
Вот — огромные мешки! (руки в стороны – вот какие мешки огромные!)

Из муки, из муки

Напекли мы пирожки! (ладошки раскрыты, хлопаем одной ладошкой о другую – «печем пирожки»)

От колоска до хлеба

Если ребенок отказывается от хлеба или недолюбливает его, прочитайте ему за обедом эти строчки:

Вырос в поле колосок,
Из земли вбирая сок.

Сжатый бережно рукой,

Стал на мельнице мукой.

Из муки той хлебопек

Хлеба мягкого испек.

Столько вложено в нем сил,

А ты разок лишь откусил.

Мельник

Спросите малыша, кто работает на мельнице? Мельник! Что он делает? Мелет зерно. Спойте старинную русскую колыбельную про мельника.

Баю-баюшки-баю,
Живет мельник на краю.
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка крашеная.
Ложка гнется,
Рот смеется,
Душа радуется.

 Красивая колыбельная, правда? И в пении колыбельных незаметно воспитание ребенка шло  — вот дружная семья, много детей,  и потому и рот смеется, и душа радуется! 

Что делает ветер? Где спит ветер?

veter

Мы уже знаем, что у ветра как и у людей есть очень важная работа. А что же  он делает, когда отдыхает от своей работы? Где спит? Что любит? Вот одно детское стихотворение о ветре и его любимых занятиях.

Ветер с юга дул на север,
Подметал с дороги пыль,
Колыхал на поле клевер
И расчёсывал ковыль.
Перелистывал травинки,
Всё отметил, всё учёл,
Всех козявок на тропинке,
Всех кузнечиков и пчёл.
Растрепал кусты и сходу
За жужжание и гул
Взял и овода на воду
С камыша сердито сдул.
По реке прошёл волнами,
Поплавком, шутя, качнул,
Влез на лодку между нами
Повозился и уснул. (М. Придворов)

Второе стихотворение о ветре расскажет нам, как увидеть ветер и услышать его (Ветер скрипит оконной рамой, толкает форточку, шелестит бумажками, играет с вертушкой) :

Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Спал он тихо,
Спал спокойно,
Не вертелся, не мешал,
Сел потом на подоконник,
Чуть бумагой пошуршал,
Покрутил в углу вертушкой
И улегся за подушкой.
Всё я видел. Только ветер
Меня, видно, не приметил (Г. Лагздынь).

Предложите малышу посмотреть в окно, прислушаться и попробовать угадать, есть ли сегодня на улице ветер.

Как нарисовать ветер? Речевое упражнение

Можно ли нарисовать ветер? Мы уже пробовали передать линией разного настроение ветра в детской сказке – см. «Добрые сказки. Пять сказок о ветре». А какого же цвета ветер? Предложите малышу спросить у ветра, какого он цвета.

Повторяем вместе с малышом первые две строчки:

-Скажи-ка нам, ветер,

Какого ты цвета?

Удивитесь, что ветер не отвечает. Почему? Попробуйте спросить потише – шепотом – еле слышно. Потом громче – еще громче –  еще громче — очень громко. Если ребенок сразу же после тихого звука закричит очень громко, то остановите его так: «Ой, испугался ветерок! «Кто это там так страшно кричит?!» — и спрятался». Давай его тихонько позовем – пусть он привыкнет к твоему голосу. А теперь чуть громче и т.д. с увеличением громкости. Такое упражнение учит ребенка регулировать силу голоса от тихой к громкой и наоборот.  В конце упражнения скажите: «Вот и услышал ветер наш вопрос и ответил нам» и прочитайте стихотворение голосом ветра.

-Скажи-ка нам, ветер,
Какого ты цвета?
— Я цвета заката,
Я – цвета рассвета,
Я – снежного цвета,
Я – цвета огня…
Такой я, каким
Ты увидишь меня. (В. Лунин)

 Почему ветер может быть разного цвета? (вспомните, что ветер – это  перемещение воздуха, а воздух прозрачный и цвета не имеет). Когда ветер снежного цвета? ( Зимой, во время вьюги и метели). Когда ветер цвета рассвета? (Утром). А цвета заката? (Вечером). Когда ветер цвета огня? (Например, когда ветерок играет с пламенем костра или с пламенем свечи). Расскажите ребенку, что ветер может быть очень опасным во время пожара, потому что он быстро разносит огонь по лесу. Поэтому во время пожара стараются засыпать огонь, чтобы ветер его не разносил дальше.

Какой бывает ветер? Ветры, бури, ураганы

 Ветер зимой - вьюги, метели.

Спросите ребенка, какое время года наступит после осени? Какой праздник нас ждет зимой? Знает ли он, с кем дружат зимние ветры? Нет? Зимние ветры – это главные помощники нашего любимого … Деда Мороза! Не верите? Тогда послушайте стихотворение!

Белый дед проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
-Где вы, вьюги и метели?
Что ж не будите меня?
Непорядок на дворе:
Грязь и лужи в декабре!

И от дедушки в испуге
На поля умчались вьюги,
И метели улетели —
Застонали, засвистели,

Хлопотали до утра —
Всё убрали со двора,
Все царапины земли
Белым снегом замели!

Рано утром вышел дед,
В шубу новую одет.
Захотел проверить сам
По лугам и по лесам:
Все ли ждут в наряде новом
И его встречать готовы?

— Да,- ответили метели,
Даже зайцы побелели!
Ни былинки на полях
Ни листочка на ветвях.

Только ёлочка одна
Да пушистая сосна
Подчиняться не хотят
И зелёные стоят! (Нина Артюхова)

Кто же помощники Деда Мороза? Как называют зимние ветры? (Вьюги, метели) Что они делают, как помогают зиме? Можно инсценировать это стихотворение с ребенком или группой детей, дав в руки малышам свой прозрачный шарф или платок, которым они будут кружить и закрывать землю снегом. Можно дать каждому в руки серебристый новогодний дождик. Вы читаете стихотворение, а дети изображают вьюги и метели. У них это замечательно получается! Они и завывают, и кружатся, и танцуют, и мурлыкают, и получают огромнейшее удовольствие от такой роли Помощника Самого Деда Мороза!!!

Ну а если захочется призвать настоящих помощников Деда Мороза – ветры, бури и ураганы, то тогда нам помогут слова С. Маршака

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!

Очень полезно выучить это стихотворение с ребенком и читать его наизусть во время прогулки, помогая зиме поскорее к нам  прийти и призывая зимние ветры! Текст стихотворения замечателен тем, что в нем встречаются практически все названия ветра – буря, ветер, ураган, вихрь, вьюга, буран.

Игра «Ветер бывает разный»

В эту игру лучше всего играть с группой детей. Мы будем все вместе изображать ветер. При игре в группе детей даже застенчивые дети забывают про свою застенчивость и раскрепощаются. Но можно играть и взрослому и с одним малышом вместе.

 Сначала ветерок чуть-чуть дует (трем одной ладошкой о другую и слушаем этот звук), но вот он усилился (трем сильнее), затрещали деревья (хлопаем по коленям), началась буря (изображаем звуком, вытягивая губы вперед трубочкой, задача – тянуть звук как можно дольше, можно менять высоту звука, громкость по сигналу), поднялся ураган!!! (присоединяем к звуку движения рук – как будто качаются деревья). Ветер стал стихать (снова «шуршим» — трем ладошки друг о друга). Ветер стих (сидим, не шелохнувшись и слушаем ТИШИНУ).

Стихотворение – логическая загадка для детей о ветре.

Предложите ребенку послушать стихотворение о ветре и догадаться, сильный ветер был ночью или слабый.

Ветер дул всю ночь,
Шумели
Ели,
Морщилась вода.
Сосны
Старые
Скрипели,
Ивы
Гнулись
У пруда.
Выло.
Дуло,
Завывало,
А когда пришел
Рассвет,
Ветра
Будто не бывало,
Будто не было<
И нет (С. Козлов)

В ветреную погоду  напомните ребенку это стихотворение, послушайте, как завывает ветер, посмотрите как гнутся деревья. Спросите малыша, как называется такая погода (ветреная). А как называется погода, когда идет дождь (дождливая). А когда светит солнце? (солнечная).

Ветрено,
Ветрено,
Вся земля
Проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый,
Берёзовый,
Жёлтый лист и розовый,
Красный
Разноцветный,
Старый лист газетный…
Солнечно,
Ведренно…
<Ветрено,
<Ветрено! (И. Токмакова)

 

Загадки о ветре для детей

zagadka-o-vetre

Загадайте малышу одну из загадок о ветре. Не подсказывайте ответ. Лучше помогать наводящими вопросами (Кто и что умеет летать?  О чем еще говорится в загадке?)

Для малышей  3-4 лет подходят загадки с однозначным ответом в стихах. Для детей 5-6 лет – загадки-метафоры, в которых ветер сравнивается с человеком ( «рукавами махнул – деревья нагнул»)

 

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?

Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет.
Неизвестно где живет.
Налетит — деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.

Летает часто он кругом,
Деревьев много поломал,
Но никто, нигде и никогда
Его не видел, не держал.

Не зверь, а воет.

Крыльев нет, везде летает

Рукавами махнул — деревья нагнул.

А в конце наших игр с ветром я хочу подарить всем читателям «Родной тропинки» колыбельную. Не простую – а… ветровую! Почему «ветровую»? Потому что автор этой колыбельной – Ветер !

Колыбельная ветровая. С.М. Городецкий

Баю-баю, вею-вею
Над головкою твоею.
Баю-баю, налетаю,
Колыбель твою качаю,
Баю-баю, баю-бай.
Поскорее
Засыпай.<
У меня на чистом поле
Алы цветики не спят.
У меня на синем небе
Звёзды ясные блестят.
Ждут, когда к ним прилечу я,
«Спите тихо» им скажу.
Улетать-то не хочу я,
В эти оченьки гляжу
Баю-баю, вею-вею
Над головкою твоею.
Баю-баю, налетаю,
Колыбель твою качаю.
Баю-баю, баю-бай.
Поскорее
Засыпай!

Надеюсь, Вам понравилось наше знакомство с ветром – и игры, и логические задачки, и сказки, и опыты, и стихи! Пишите, о чем бы Вы еще хотели узнать на «Родной тропинке»!  Всегда рада Вашим комментариям, вопросам и пожеланиям!

Еще о ветре и воздухе Вы можете почитать:

Задачи на логику для детей по теме «Ветер»

Тема “Ветер” в подвижных играх для детей: учимся и познаем, играя! Познавательные и развивающие игры, игры для развития умений сотрудничества со сверстниками, игры на внимание для детей от 3 лет и старше.

Что такое воздух? Занимательные опыты для детей.

До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

7 комментариев
Ольга
01.04.2013 в 09:18

Замечательная подборка про ветер — уже на Facebook отметила это! У меня про ветер есть небольшая презентация, и то, создана не мною. А у Вас, Ася, огромная подборка со всем необходимым — и опыты, и игры, и знания. Здорово!!! Спасибо большое за Ваш сайт!!!

admin
01.04.2013 в 19:34

Ольга! Спасибо за комментарий! Рада, что сайт оказался полезным и интересным для Вас :)!

надежда
29.11.2013 в 11:10

Замечательно! Огромное спасибо за Ваш труд.Это превосходное тематическое занятие! Обязательно проведу его со своей внучкой.

Татьяна
18.07.2014 в 15:50

Очень признательны за всегда интересную и полезную информацию!

Татьяна
12.07.2015 в 16:38

Спасибо огромное за такой содержательный материал. Работаю в детском саду. Взяла для работы с детьми всю информацию.

Елена
20.09.2018 в 18:00

Огромное спасибо за Ваш труд. Материал очень содержательный, полезный. Очень помогает в работе с детьми.

Елена
20.09.2018 в 18:01

Огромное спасибо за Ваш титанический труд.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail