09.11.2012
Автор: Ася Валасина
Задачи на логику для детей по теме «Ветер».

Задачи на логику для детей по теме «Ветер»: развитие мышления, речи, внимания дошкольников.

Задачи на логику для детей по теме "Ветер"

Задачи на логику для детей дошкольного возраста по теме «Ветер»

Какие логические задачи о ветре задавали детям в 19 веке, Вы уже знаете из предыдущей статьи «Откуда берется ветер?». А сегодня я хочу поделиться своей коллекцией современных развивающих логических задачек о ветре для дошкольников. Задавать их детям нужно тогда, когда у них уже есть знания о ветре, полученные из собственного опыта (см. «Откуда берется ветер?»). И конечно же, не нужно задавать  малышу все задачки на логику сразу же подряд. Лучше всего их задать:

  • во время подходящей ситуации — на прогулке или дома,
  • или во время беседы по дороге в магазин, в парк,
  • или даже за завтраком, когда за окном ветреная погода,
  • или когда Вы выбираете, какую одежду лучше одеть на прогулку и Вам нужно узнать это, посмотрев в окно.

Задача на логику 1

Автор задачи – О.А. Анищенко, кандидат педагогических наук, преподаватель Могилевского государственного университета.

Мальчик оделся, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: «Какой сильный ветер! Одевайся потеплее». Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно было закрыто? (Варианты ответов ребенка: За окном она увидела, что сильно раскачиваются деревья. Она заметила, что по улице несется пыль, бумажки, листья. Она увидела, что у мужчины сорвало ветром и унесло шляпу и др.)

Прочитайте ребенку стихотворение о том, что делает ветер. Спросите, как можно услышать ветер? А как его можно увидеть? А можно ли его потрогать?

По дворам гуляет ветер:
Тронет всё, что только встретит!
Звякнет тем
И скрипнет этим,
Зашуршит,
Сорвёт,
Завертит!..
Чуть назойлив,
Любопытен –
Он охотник до «открытий»!
Если кто открыл окошко,
Да ещё и дверь немножко –
Тут же:
Скри-и-ип!..
Шшшур-шур!..
Звяк-звяк!..
— Ветер, ты?..
— У-гууууу,
Сквоззз-няк! (Т. Лило)

Задача на логику 2

Мальчик проснулся утром и увидел в окне ясное голубое небо и солнышко. Он подбежал к окну и воскликнул: «Ой, какой сильный ветер был ночью!». Откуда он узнал, что ночью был ветер, ведь ночью он крепко спал? (он увидел поломанные ветки деревьев, что разбросало мусор, что листья унесло и т.д.)

Задача на логику 3 (для детей 6-7 лет)

Что перепутал художник?

 Задания типа «Что перепутал художник» —  сложные для детей, если у них нет личного опыта наблюдения за ветром. Поэтому перед тем, как задать эту задачку, понаблюдайте с ребенком на улице за ветром. Обсудите во время прогулки, как мы можем узнать, откуда дует ветер? (Можно показать дым, идущий из трубы завода в городе или из трубы дома в деревне. Можно показать развевающиеся на ветру флаги и сделать вертушку или флюгер. Можно также показать, как летят листья по ветру, а не против ветра )

В чем ошибся художник. Задачи на логику для детей.

Задав логическую задачу – картинку,  выслушайте внимательно все предположения ребенка и похвалите за них. Ребенок старался понять закономерность, и его надо в этом поддержать! А затем подскажите немножко малышу, направив его рассуждения, если он сам  не догадался. Спросите, можно ли на картинке определить, откуда дует ветер? Как? («По дыму теплохода»,  — обычно быстро говорят дети, имеющие опыт наблюдения за ветром во время прогулок). А еще что-то на картинке нам показывает, откуда дует ветер? («Флажок!» И вот тут становится понятно, что дым и флажок показывают разные направления ветра. Вот она – ошибка!)

Задача на логику 4 (для детей 6-7 лет)

Найди ошибку на картинке

Понаблюдайте с ребенком во время прогулки за тем, как идет дождь (или снег, если это зимой) в ветреную и в безветренную погоду. Если ветра нет, то дождь прямой. Если же есть ветер, то дождь косой. Об этом бесполезно рассказывать ребенку словами, он должен это увидеть сам и познать в своем личном опыте. Если такой опыт у ребенка есть, то он легко решит и задачку.

В чем ошибся художник. Задачи на логику для старших дошкольников

Найдите ошибку на этой картинке (дождь идет в разные стороны, а такого не бывает.  Ведь ветер дует в одну сторону, а не в две разные стороны)

Задача на логику 5

Посмотри на картинки и догадайся, есть ли ветер? Как ты догадался? Очень важно, чтобы ребенок смог доказать свое мнение. Можно немножко смутить его, не согласившись и приведя свой противоположный аргумент. Это поможет ребенку научиться корректно и убедительно доказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением других людей, приводить аргументы.

Например, скажите: «А почему ты решил, что на второй картинке ветра нет, ведь девочка с зонтиком?» (Мы-то взрослые знаем, что наличие зонтика — признак не ветра, а дождя. Но отнюдь не все дети это понимают, и многие соглашаются: «А, да, я ошибся, ветер там есть».) Тогда еще раз внимательно посмотрите на картинку с ребенком и обсудите, по каким признакам мы узнаем, есть ли ветер?

Задачи на логику для детей по теме "Ветер"

 Прочитайте стихотворение-загадку, в котором называются признаки ветреной погоды.

Гнет к земле деревья,
Тучи нагоняет,
Пыль с дороги темной
Нам в лицо бросает.
И в реке, и в море
Волны поднимает.
Кто о нем загадку,
Дети, отгадает? (Ветер)

Задачи на логику для детей дошкольного возраста.

Задача на логику 6. Что это означает? Когда так говорят?

Поговорки и пословицы о ветре 

 Отгадай, когда так говорят? О чем мы так можем сказать?

Разгадывание смысла фразегологизмов — это самая настоящая очень интересная и очень серьезная задача на логику для детей. Ведь надо уяснить закономерность и применить ее в жизни. Вот почему я отнесла этот вид заданий для детей к задачам на логику.

  • Ищи ветер в поле.

Можно ли найти в поле ветер? (нет, нельзя). Значит, когда так говорят  — «ищи ветра в поле» (когда это невозможно найти)

  •  Ветер в голове.

Бывает ли ветер в голове на самом деле? Когда же так говорят о человеке, что у него «ветер в голове» ( так говорят о человеке легкомысленном,  переменчивом, который часто меняет свои решения, недалеком уме) «Как будто ветер у него из головы все мысли уносит, и он их забывает и уже другое делает, что раньше не хотел. А потом ветер еще что-то новое ему в голову как будто принесет, и он снова всё бросит и снова всё забудет, что раньше решил», — так поясняют дети-дошкольники :). Может, не очень точно, но зато как понятно. почему именно ветер и именно в голове!

  • Без ветра волн не бывает. Без ветра трава не колышется (на всё есть причина. ведь просто так ничего не бывает.) Очень важно, чтобы ребенок понял, что это выражение применимо и к человеку. Например, если  малыш сегодня  жалуется, что его друзья  не берут его в игру, то очень может быть, что сам он вчера и позавчера их не брал в свою игру. Если такие ситуации происходят, то напомните малышу эту пословицу. А заодно он усвоит урок жизни — любой поступок имеет последствия! И надо  выбирать, как поступить в ситуации! 
  • Слово держать – не по ветру бежать.

Легко ли бежать по ветру? А против ветра? Попробуйте на прогулке при ветреной погоде пробежаться по ветру и против ветра. Почему так говорят – «слово держать – не по ветру бежать?» (слово держать трудно, а по ветру бежать легко).

  • Ветер и без крыльев летает.
  • Одинокое дерево ветер легче валит ( о дружбе ). Вспомните с ребенком известные ему сказки и мультики, в которых друзья друг другу помогли, и беды не произошло.

О ветре и воздухе еще много интересных игр, опытов, заданий для детей вы найдете в статьях:

Что такое воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей.

Подвижные игры для детей по теме «Ветер» Познавательные и развивающие игры, игры для развития умений сотрудничества со сверстниками, игры на внимание для детей от 3 лет и старше.
» Стихи о ветре. Учимся, играя!» — стихи, загадки, развивающие задания в картинках для детей, пальчиковая гимнастика и веселая зарядка.
«Откуда берется ветер?» — занимательные опыты и познавательные рассказы для детей.
Добрые сказки. Пять сказок о ветре для детей от трех лет  и мультфильм.
До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас!»

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

Комментарии
Оставить комментарий

Сообщение

Ваше имя

E-mail