Скороговорки на звук Л: 50 скороговорок для развития речи детей и задания и игры к ним.
Скороговорки на звук Л
В этой статье собраны скороговорки для автоматизации правильного произношения звука Л в словах и фразах, а также игры и задания к ним.
Скороговорки специально отобраны для развития речи детей дошкольного возраста. Во всех скороговорках со звуком Л отсутствует трудный для произношения детей звук р, что позволяет акцентировать внимание ребенка именно на звуке л и ль и их правильной артикуляции в ходе выполнения заданий и языковых игр.
Как правильно применять скороговорки на звук Л в развитии речи детей дошкольного возраста
Первое правило. Главное правило применения скороговорки в развитии речи детей: в тексте скороговорки, которую мы предлагаем ребенку, должны быть те звуки, которые малыш уже умеет произносить правильно. В этом случае мы закрепляем правильное произношение звука л и развиваем дикцию ребенка.
Если же мы включим в скороговорку те звуки, которые ребенок произносит неправильно, то мы не развиваем речь ребенка, а наоборот, закрепляем в его речи неправильное произношение звуков! Поэтому так важен правильный отбор скороговорок индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей его речевого развития
Второе правило. Взрослый внимательно наблюдает за произнесением ребенком звука Л в скороговорках и поправляет малыша в случае необходимости.
Когда ребенок произносит скороговорку, то он может ошибаться и начать снова неправильно произносить звук Л. В этом случае нужно ему напомнить правильное произношение, сказать скороговорку более медленно и четко, по слогам. А далее постепенно убыстрять ее темп.
Третье правило. Если в скороговорке встречаются старинные слова и выражения, то мы уточняем их значение в беседе с ребенком. Например, в скороговорке «Вол попал в логово волка» нужно побеседовать с ребенком о том:
— кто такой вол?
— страшен ли ему волк и его логово?
— с какой интонацией лучше прочитать эту скороговорку?
Четвертое правило. Скороговорки — это языковая игра, а игра — это всегда весело и интересно. Именно так мы и занимаемся со скороговорками со звуком Л! Вам поможет список заданий и игр, данный ниже.
Варианты заданий и игр со скороговорками на звук Л для детей
— Игра «От черепахи до ракеты» ,»Радио»- описание игр см. в статье «Автоматизация звука Р: игры и задания для детей»
— Найти в скороговорке слова со звуком Л и со звуком Ль.
— Найти в скороговорке слова, в которых звук Л (или звук Ль) стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.
— Придумай свое смешное предложение с данным словом (небылицу — путаницу).
— Какое слово заблудилось?(Взрослый заменяет слово из скороговорки другим неподходящим по смыслу словом, дети отгадывают, какое слово заблудилось и какое слово нужно поставить в скороговорку).
— Взять из скороговорки два слова со звуком Л и соединить их в одно предложение.
— Сказать скороговорку весело, грустно, изумленно, восхищенно, устало и с другими интонациями. Можно поиграть в «Скажи, как я» — ребенок повторяет интонацию, паузы ведущего — взрослого в произнесении скороговорки.
— Отгадать, с какой интонацией произнес скороговорку партнер по игре.
— Сказать скороговорку вслух правильно сначала медленно (так бы ее произнесла черепаха Тортилла), потом в среднем темпе (так бы ее сказал бы Артемон), затем быстро -быстро (так говорит скороговорки Торопыжка).
— Поймать мяч от ведущего и в ответ ему повторить скороговорку и перебросить мяч дальше либо ведущему, либо следующему ребенку.
Перечень скороговорок со звуком Л для развития речи детей
Маланья — болтунья языком болтала — болтала, болтала — болтала, да не выболтала!
Мели, Емеля! Твоя неделя.
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Иван молоко болтал — болтал, болтал-болтал, да не выболтал.
Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.
Вале велики бальные туфли.
Для маленькой Аленки Галя гладила пеленки.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Мал, да удал
Мыла Мила мылом пол,
Половину не домыла,
Мила мыло уронила!
И вторую половину
Мила вымыла без мыла! (Автор — М. Майданник)
Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
Что за колокольня без колоколов?
У елки иголки колки.
Далеко до калитке маленькой улитке.
Коля любит мультики, а Любаша — лютики.
Около кола — колокола.
Камбала болтала без умолку о белых балканах.
Пилит толстый ствол пила, раскалилась добела.
Колпак на колпаке, под колпаком — колпак.
Палку толкал лапкой Полкан.
Ходят волки возле ёлки.
Какова Маланья, таковы у нее и оладьи!
В Луку Клим луком кинул.
На мели мы налима ловили.
Коля под тополем пил топленое молоко.
У Вали — лейка, у Коли — линейка.
Галдела галка на елке.
Волк-то на воле. да и воет доволе.
Вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили!
Лом ломает толстый лед, лом ломать не устает.
Вкусна халва, халве хвала!
Над лугом летели белые лебеди.
У клуба на клумбе клубок.
Всякое дело делай умело.
Наш Полкан попал в капкан.
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела!
В уголок Аленка села. У Алёнки много дела.
Юленька, Юленька, Юла!
Юля юркая была.
Усидеть на месте Юля
Ни минуты не могла.
Юля маленькой была, и вертелась как юла.
От топота копыт пыль по полю летит.
На плато полно палаток, платок в палатке, на платке заплатки.
Сел сокол на голый ствол.
Вол попал в логово волка.
Голубь, гусь и галка —
Вот и вся считалка (Автор — Г. Сапгир)
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат. (Автор — М. Бородицкая)
Петя был мал и траву мял.
Увидела мать- не велела мять.
Няня на ночь Милу мыла,
Мила мыло не любила.
Но не ныла Мила,
Мила — молодчина.
У быка бела губа была тупа.
Клади в угол уголь.
Еще задания и игры по формированию правильного произношения детей дошкольного возраста Вы найдете в статьях сайта:
— Как научить ребенка говорить звук Р: артикуляционная гимнастика.
— Автоматизация звуков Р и Рь: игры, задания, стихи для детей
— Автоматизация правильного произношения свистящих звуков у детей: идеи для игр, стихи, задания.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"