17.08.2012
Автор: Ася Валасина
Как научить ребенка говорить Р? Артикуляционная гимнастика для звука Р.

«Как научить ребенка говорить Р? Даст ли эффект проведение дома артикуляционной гимнастики для звука Р? Что делать, если ребенок никак не может научиться  говорить этот звук, хотя другие звуки давно уже произносит правильно?», — эти вопросы волнуют многих мам и бабушек. Хорошо, если рядом есть логопед. А если логопеда нет, то что же – так и оставаться человеку картавым на всю жизнь??? Выход из ситуации есть! Помочь ребенку научиться выговаривать звук Р могут  родители. Главное – использовать правильные и эффективные способы помощи ребенку.

Многие мамы и бабушки, а также педагоги, не имеющие специального логопедического образования, успешно помогли своим детям научиться выговаривать Р, используя методику обучения, разработанную в отечественной методике развития речи. Эта методика многократно использовалась и мной, и  теми моими знакомыми и друзьями, которым я рассказывала о ней. И всегда давала хороший результат.

Вот как я это делаю.

Как научить ребенка говорить Р. Артикуляционная гимнастика.

Перед началом занятий — мамам на заметку:

  • Иногда мамы спрашивают: «Как научить ребенка  говорить букву Р? Как научить выговаривать все буквы?» Сразу же хочу  уточнить. Буквы мы пишем, а звук говорим. А это  значит, что мы учим ребенка произносить звук, а не букву. Поэтому сразу же лучше взрослым давать задания малышу грамотно: «Произнеси звук…», но «Напиши букву…».  Это поможет малышу научиться отличать понятия «звук» и «буква», что ему очень пригодится в первом классе.
  • Буква Р обозначает в русском языке два звука – Р (рак, роза) и РЬ (репа, река). Ребенок может правильно произносить слова со звуком р (рак), но неправильно произносить звук рь («лека» или «йека» вместо «река»). А может быть и такое, что ребенок не может произнести ни р, ни рь. Поэтому перед началом наших занятий обязательно понаблюдайте за ребенком и выявите, какой звук у него не получается.Звук Р  — один из самых сложных. Нам вместе с ребенком нужно пройти несколько этапов от его появления в речи до употребления в словах и предложениях. Этапы пропускать нельзя, т.к. каждый из них необходим для эффективного освоения звука. Артикуляционная гимнастика для звука Р подготовит ребенка к постановке звука. И если ее игнорировать, то трудно добиться успеха . Если пропустить последний этап, то  правильное произношение звука Р будет неустойчивым – ребенок будет то картавить, то говорить правильно. А наша задача – сделать так, чтобы  ребенок автоматически, не задумываясь, всегда правильно произносил звук Р в речи.
  • Главное – занятия с дошкольником по звуку Р ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ  ЕМУ ИНТЕРЕСНЫ!!! А поэтому мы будем играть с ним!  Для ребенка – это увлекательная игра, а для нас – обучающее занятие.
  • Очень важно заниматься с малышом ежедневно, т.к. для появления и автоматизации звука нужно постоянное повторение.

Как научить ребенка говорить Р? Первый этап. Артикуляционная гимнастика для звука Р.

Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки речевого аппарата к произнесению звука Р.  Артикуляционная гимнастика поможет придать языку гибкость, подвижность, научит правильной подаче струи воздуха и заложит основы для дальнейшего правильного произнесения звука Р.

Первый этап состоит из 3 игр-занятий. Максимальная длительность каждого занятия 10 минут.

Первая игра-занятие по звуку Р.

1. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное – на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное присасывание и отрыв языка от твердого нёба). Можно устроить соревнование – кто громче цокает или  чей конь быстрее скачет (пробуем освоить быстрый темп цоканья).

2. «Индюк».  На конях мы прискакали на птичий двор. Какие домашние птицы там живут? (Выслушайте предположения ребенка). На нашем птичьем дворе живут  курицы, утки, гуси а еще – индюки!!! Которые говорят вот так!!!  (даём образец выполнения артикуляционного упражнения – быстрое выбрасывание языка между зубами и губами наружу – получается звук похожий на «бл-бл-бл»). А ты так сможешь? (Ребенок пробует подражать индюку).

Если ребенку трудно выполнить упражнение, то предложите ему приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе – вверх – вниз (погладить верхнюю губу). Нужно стараться не отрывать язык от губы. Также следите, чтобы язык «облизывал» верхнюю губу, а не делал движения из стороны в сторону. Сначала выполняются медленные движения, потом темп постепенно убыстряется и добавляется голос, пока не послышится разговор индюка – блблбл.

3. «Прыжки». Для проведения этого упражнения руки ребенка должны быть чистыми. Вам понадобится зеркало. Какой сердитый  индюк!!! Лучше зайдем в дом! А в доме живёт. Догадался кто? (заинтриговать ребенка, выслушать его предположения). В нём живёт Весёлый Язычок! И его домик называется – рот!  Он очень любит… прыгать!!! И прыгает он до потолка!  Посмотри  в зеркало и открой ротик. Найди, где в доме Язычка пол, а где потолок (ребенок находит нёбо-потолок). А на потолке есть бугорки внутри рта за зубами. Попробуй пальчиком их найти (ребенок пальчиком находит альвеолы за зубами, термин «альвеолы» ребенку не говорится). Многим детям нравится, когда альвеолы-бугорки называют «диванчики на потолке», и они смеются тому, как необычно устроен дом Язычка – даже мебель у него не на полу, а на потолке!!! А теперь Веселый Язычок начинает прыгать от пола до «диванчиков на потолке» т.е. щелкать по альвеолам. Обратите внимание – язык должен быть именно на бугорках – «диванчиках», а не за зубами.

4. Дыхательное упражнение «Буря». Пока мы путешествовали, поднялась очень сильная буря. Поставь язычок вверх на бугорки – диванчики (т.е. на альвеолы) и сильно подуй как ветер. Вот так. Взрослый показывает упражнение —  резко дует на ватку или лепесток цветка или тонкую бумажку (заранее их приготовьте), губы в улыбке!!!  (получается дрожание языка и  глухой звук похожий на ТРРРР). Образец звука даёт взрослый, ребенку пока достаточно просто дуть на ватку и пробовать. При этом чем сильнее выдыхаемая струя, тем дальше улетит ватка или другой предмет. Попробуйте устроить соревнование на дальность полёта – это весело и всегда нравится детям!!! Главное в этом упражнении – попробовать добиться дрожания кончика языка у альвеол. Если у ребенка получается шипение – значит язык «убегает» с бугорков, надо его вернуть на место.

Советы по первому занятию:

  • Если упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р легко получаются у ребенка, можно переходить к следующей игре-занятию.
  • Если нет – то нужно повторять их раз в день  в течение нескольких дней (можно выделить одно и то же время, например, 5-10 минут перед ужином). Особое внимание уделяйте сложным для ребенка упражнениям.
  •  Хвалите ребенка за усердие и за каждую даже очень маленькую победу.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми, а сравнивайте с ним же вчерашним (говорите, что конкретно у него сегодня получается лучше, быстрее и т.д.)
  • Однообразное повторение упражнений надоедает ребенку, поэтому меняйте сюжет. Например, можно придумать историю о индюке, который подружился с Веселым язычком. Или историю о лепестке цветочка, путешествующем к разным персонажам занятия.

Вторая игра-занятие по звуку Р.

В начале второго занятия мы повторяем упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р первого занятия в течение 4-5 минут ( в виде сказочной истории с новым сюжетом, чтобы это было интересно ребенку) и добавляем к ним новые упражнения (5-7 минут).

 Новые артикуляционные упражнения для постановки звука р:

1.Упражнение «Кучер». Быстро скачет наша лошадка. Как её остановить? Ты знаешь, кто такой кучер? Как он останавливает лошадь? Он говорит «тпр». Попробуешь остановить лошадку? При произношении губного р губы вибрируют, звук получается глухим.

2.Упражнение «Блинчик». Кучер проголодался. Давай его угостим блинчиком.

Маме на заметку: Произношение звука Р требует, чтобы передний край языка был широким. Но многие детям это трудно сделать, их язык всегда узкий. Для того, чтобы помочь ребенку научиться делать язык широким и служит это упражнение.

Взрослый показывает перед зеркалом, как широкий язычок лежит на нижней губе. «Сделай язычок блинчиком, пусть он лежит на тарелке».

Если всё равно ребенку трудно выполнить упражнение, то тогда взрослый предлагает положить язык на нижнюю губу и  пошлёпать язычок губами, чтобы он стал ровным. При этом получается звук «пя-пя-пя», и язык ребенка без всяких усилий становится широким. Во время всего упражнения язык спокойно лежит на нижней губе. Вот какой блинчик, теперь он готов. Давай его положим на тарелку. Ребенок кладет  широкий язык на нижнюю губу.

Мамам на заметку: иногда это упражнение называют «накажи язычок», но лично мне такое название не нравится, и я его никогда не использую – зачем же наказывать язычок, который так старается и так трудится. Лучше угостить его вкусным блинчиком J!

3.Упражнение «Любопытный язычок». Устал язычок и решил в свой домик – рот – спрятаться. Покажи еще раз, какой язычок стал широкий. И теперь широкий язычок медленно подними вверх и отодвинь за зубы в глубь рта (широкий язык поставить за зубы на альвеолы – «бугорки»). Отдохнул язычок в домике и снова  решил выглянуть из домика. Ребенок снова плавно выводит широкий язык на верхнюю губу. Мимо собака бежала, испугался язычок и спрятался снова в дом (медленно убираем широкий язык за зубы). Убежала собака, язычок вышел из домика – плавно выводим широкий язык на верхнюю губу.

При выполнении этого упражнения губы должны быть в улыбке. Просто попросите ребенка улыбаться Вам и веселому язычку!

4. Упражнение «Барабанщик». Любит наш язычок играть в прятки, а еще он любит барабанить. Предложите ребенку побарабанить кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком д (д-д-д…). При этом губы в улыбке, а широкий передний край языка находится за верхними зубами. Нижняя челюсть неподвижна.

Давай проверим, громко ли барабанит наш язычок. Поднесите полоску бумаги ко рту ребенка – при правильном выполнении упражнения она будет колебаться при каждом ударе языка.

5.Упражнение «Сорока». Прилетела сорока, села на забор и затрещала «тррррррр». (Язык у альвеол. Язычок широкий как блинчик. Звук произносится сначала шепотом с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка. Потом громче).

Если уже на втором занятии у ребенка получился звук похожий на Р (р проторный) – это здорово! Если нет – не расстраивайтесь,  это произойдет уже совсем скоро! Не забывайте хвалить ребенка. Но мой опыт показывает, что просто слов: «Молодец! Постарался!» недостаточно пятилетнему ребенку. Чтобы вызвать у него желание заниматься нужно каждый раз называть его конкретные достижения: «Уже язычок широкий получился. Скоро язычок научится и вверх подниматься»

Третья игра-занятие с ребенком по звуку Р.

Именно на этом занятии происходит постановка звука Р у детей.

 Упражнения для постановки звука Р:

1.Повторяем упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р, которые первоначально вызывали сложность у ребенка. И конечно же придумываем с ними новый сказочный сюжет. К придумыванию сюжета про новые приключения язычка можно подключать детей – они это очень любят! После уже знакомых упражнений выполняем следующие упражнения:

2.Барабанщик (описание упражнения см. выше). Упражнение делать обязательно с проверкой, которая показывает ребенку, правильно ли у него получается. Как мы помним, при правильном выполнении этого артикуляционного упражнения для звука Р полоска бумаги, поднесенная ко рту ребенка, колеблется (при каждом ударе языка).

3. О! Вот оно – долгожданное упражнение, которое помогает выполнить постановку звука Р  у детей. Теперь, когда язычок ребенка стал более подвижным, оно нам поможет! Я его называю «Заведи мотор». Такое название очень любят мальчики. Можете придумать своё название артикуляционного упражнения. Для звука Р характерна вибрация языка, и чтобы ее получить мы будем использовать плоскую ручку чайной ложки или указательный пальчик ребенка. Поэтому руки у ребенка должны быть чисто вымыты!

Попросите малыша поднять широкий язык за верхние зубы на бугорки (он уже это умеет делать). При этом ребенок «заводит мотор машины» — многократно проговаривает звук д – ддддддддддд. В это время нужно подложить прямой правый указательный палец ребенка под кончик языка и начать производить частые колебательные движения справа налево от одного угла рта к другому (если ребенок левша – то левый). От  этого будет слышаться рокочущий звук дддррррррр. Мотор завелся, машина поехала и рычит дрррррррр!

Маме на заметку:

  • Прежде чем проводить это упражнение для постановки звука р с ребенком попробуйте его сделать сами перед зеркалом, чтобы понять механизм получения звука р.
  • Когда рука ребенка привыкнет (и пальчик не будет убегать, и язычок не будет с него соскальзывать) ребенок сможет сам вызывать колебания языка и заводить моторчик – дррррр. Это упражнение очень нравится детям!
  • Когда малыш освоится, можете попросить его  порычать как тигр – ррррр (предварительно заведя моторчик пальчиком) и устроить соревнование – как долго рычит тигр ,чей тигр рычит громче, радостнее, удивленнее, печальнее и т.д
  • Это упражнение желательно повторять два раза в день по несколько минут перед зеркалом, потом и без него. При этом нужно постепенно увеличивать продолжительность вибрации. Сначала дайте ребенку насладиться радостью победы – у него наконец получился звук Р!!! Пусть он продемонстрирует это папе и другим людям, кто его поддержит и вдохновит!
  • Но после этого нужно очень осторожно и постепенно приучать малыша отвыкать от помощи пальчика при произнесении звука Р:
  1. Сначала ребенок произносил дрррр с помощью пальца.
  2.  Затем он начинает помогать пальчиком, а после его убирает, продолжая рычать уже без механической помощи.
  3.  На следующем этапе надобность в пальчике почти отпадает: достаточно поднести пальчик, и уже получается звук р.
  4.   В конце концов чтобы ребенок выговорил звук р уже не требуется помощи пальчика.

Видео для родителей о постановке звука Р у ребенка или взрослого.

Автор видео — Ирина Денисова.

Как сделать так, чтобы повторения упражнения не надоели ребенку и были ему в радость? Для этого нужны игры со звуком Р. О них – в следующей статье.

А сейчас хочу предупредить частую ошибку. Бывает, что родители, желая помочь ребенку, находят в книгах комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки и начинают их смешивать в одном занятии с малышом («для разностороннего развития речевого аппарата и более быстрого эффекта»). Этого делать нельзя! Каждая группа звуков требует определенных конкретных движений и определенного положения органов артикуляционного аппарата! Артикуляционная гимнастика для звука Р включает упражнения, направленные на выработку движений, необходимых именно для звуков Р и РЬ.

О последующих этапах работы над звуком Р Вы можете прочитать в статьях:

Игры со звуком Р.

Автоматизация звука Р: песенки, чистоговорки, видео для детей, игры, игровые упражнения, скороговорки, стихи.

Еще о развитии речи детей Вы можете найти интересную и полезную информацию в статьях рубрик:

Как научить ребенка правильно произносить звук С и другие свистящие звуки

Игры и упражнения для автоматизации звуков С и СЬ в речи детей, скороговорки, чистоговорки — шутки, песенки для речевых  занятий.

Развитие речи ребенка 3-4 лет.

Мир вокруг нас: развивающие задания. речевые игры, задания в картинках, стихи и рассказы для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

21 комментарий
Александр
27.08.2012 в 08:18

Спасибо! Очень к стати. Сынок вот растет, 3 года, а с буквой Р пока не лады. Попробуем » внедрить» Ваш опыт.

asya2012
27.08.2012 в 10:45

Александр! Если ребенок не говорит Р три года — это норма развития, и занятия пока не нужны. А если при этом малыш все другие звуки правильно говорит, и только Р не может — то это даже превышение нормы!!!
Обычно дети в 3 года не только Р, но и с, з, ц, ш, ж, ч, щ не выговаривают. И только к пяти годам эти звуки появляются в речи.
Поэтому игры со звуком Р рассчитаны на детишек постарше в возрасте 4,5-5,5 лет.
А для Вашего малыша отлично подойдут игры из рубрики «Развитие речи ребенка 3 лет». Играйте и получайте удовольствие!

Мария
01.09.2012 в 20:14

Спасибо за полезную статью. Будем учиться говорить «Р». По возрасту уже пора, но сын вообще поздновато заговорил и в 5 лет выговаривает не все звуки.

Ирина
14.09.2012 в 08:49

Ася! Спасибо за интересный материал. Но мы с дочкой сейчас работаем над звуком Щ. До Р нам пока идти и идти… Нет ли у Вас подобного материала по отработке звука Щ? Я была бы Вам очень признательна за него.

admin
14.09.2012 в 19:03

Ирина! Материал, конечно, есть :). И не только по звуку Щ, но и по другим звукам. Буду понемногу его выкладывать на сайте. Есть желание в статьях по звукам сразу же давать и картинки для речевых игр с малышом, чтобы было удобнее с ним заниматься. Пока рук и времени не хватает всё сразу реализовать.
Срока сейчас назвать не могу, но материал такой будет. Заглядывайте в гости на сайт!

Ирина
15.09.2012 в 13:45

Ася! Большое спасибо! Буду терпеливо ожидать… Успехов Вам!

admin
24.09.2012 в 05:35

Ирина! Если ребенку еще 3-4 года, то вполне можно и дома заниматься, делать артикуляционные упражнения, проводить речевые игры. Но если уже пять лет, а многие звуки малышка не произносит или произносит неправильно, то надо не терять время и идти к логопеду! Ведь очень часто ребенок не только звуки произносит неправильно, но у него есть проблемы и с лексикой, и с грамматикой, и со связной речью, которые мама может не замечать.
А домашние игры и занятия с ребенком всегда идут только в плюс в развитии малыша. Мои наблюдения показывают, что те дети, с которыми дома постоянно проводились речевые игры, быстрее учатся правильно произносить звуки на занятиях с логопедом, у них хороший словарный запас, они правильно согласуют слова в предложениях. Если же с ребенком не занимались, не читали, не беседовали с ним, то процесс обучения речи идет трудно.
Желаю Вам успехов!

ИРИНА
31.08.2013 в 18:42

ОТЛИЧНЫЙ САЙТ!УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ!СПАСИБО!

мила
11.11.2013 в 14:39

большое спасибо, очень интересная информация. как раз для нашего возраста, будем пробовать

smart_s
15.11.2013 в 12:24

А мы научились рычать благодаря планшету! Скачали приложение «Говорим Р, Рь правильно».
Удивило то, что ребенок внимательно сам! смотрел видео гимнастики и путался повторить, куда ставить язык. Теперь мы букву р говорим правильно. :))

smart_s
15.11.2013 в 12:26

пЫтался конечно!

Светлана
25.11.2013 в 06:30

Ирина, спасибо за уроки. Пока учусь сама, потому что в детстве никто этим не озаботился. А потом уж дочь. Другие звуки у логопеда ставили, а с Р не успели — сейчас времени нет к нему ходить, готовимся к школе.

admin
25.11.2013 в 09:59

Светлана! Спасибо за комментарий. Но есть одно уточнение —
Если Вы хотите сказать «Спасибо» Ирине — автору видео, то Вам нужно это написать на ее канале youtube. Видео вставлено именно оттуда :).
А если хотите сказать спасибо автору сайта «Родная тропинка» — автору статьи про артикуляционную гимнастику для звука Р и этой статьи — то у меня другое имя — Ася Валасина :).
До новых встреч на «Родной тропинке»!

Владимир Шебзухов
07.12.2013 в 18:04

Разговорились
Владимир Шебзухов

У Полинки пятилетней
Братик есть с недавних пор.
Подойдёт лишь к колыбельки,
С ним заводит разговор.

Как-то разболталась слишком,
Хоть никто не ожидал,
Улыбаясь ей, братишка,
Первый голосок подал.

Удивились папа с мамой –
«Вот, те раз!Не нам тот глас!
С ним общались мы немало,
Думали, не слышит нас!»

Но секрет раскрыт сестрёнкой,
(От чего был молчалив):
«Взрослые вы, дядя с тётей,
Я же – детский коллектив!»

эльмира
13.12.2013 в 10:05

Здравствуйте! а что делать, ели ребенок научился выговаривать звук р-р-р отдельно, а в словах и предложениях не может его использовать, тек и разговаривает йыба

admin
14.12.2013 в 18:54

Эльмира! Это совершенно нормальное явление. Сначала в речи ребенка появляется звук изолированный. Затем этот звук начинает использоваться в слогах и в словах, затем — во фразах и в обычной повседневной жизни. Для того, чтобы любой звук автоматизировать в речи, нужны чистоговорки, потешки, стишки, игры со словами, в которых встречается данный звук. При произнесении этих слогов, слов, фраз малыш сосредотачивается на данном звуке, учится правильно его говорить в речи.
Очень советую книгу А.Максакова «Правильно ли говорит Ваш ребенок» — она есть в Интернет-библиотеах в свободном доступе и книгу этого же автора «Развитие правильной речи ребенка в семье» — также можете найти в сети. Для упражнений со звуком Р есть замечательный альбом Т.А. Ткаченко «Правильно произносим звуки Р и Л» для детей от 4 до 8 лет.
Начинать нужно со слогов и чистоговорок, в которых малыш уже сможет правильно произнести данный звук: тры-тры- тры — это (осетры), Тро-тро- тро — в гододе метро, дра-дра-дра — взяли три ведра. ра-ра-ра — в дворе.. (гора), ры-ры-ры — едем мы с …(горы) и т.д. Чистоговорка — это как бы «разбег», который позволяет подготовиться к произнесению звука в речи (как разбег перед прыжком у спортсмена). Дальше задания усложняются.
Об автоматизации звука Р в речи детей можно найти материал здесь — http://rodnaya-tropinka.ru/avtomatizatsiya-zvuka-r/
Я знаю очень многих мам и бабушек, которые сами смогли помочь малышу освоить данный звук. Желаю Вам успехов!

Эмилия
29.03.2015 в 23:04

Спасибо вам огромное , я обезательно это попрбую , ведь сестре уже 5 лет , а она не выговаривает , а мама то занята и я решила воспользоваться этой возможностью!!!

Галина
18.06.2015 в 16:28

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, а подойдут ли эти упражнения, если ребенок (почти 5 лет) говорит Р как РХ, то есть такой грассирующий, больше в Х уходит?

admin
19.06.2015 в 12:11

Галина! Артикуляционные упражнения и упражнения на различение звуков р и л подойдут любому ребенку и в любом случае. Они готовят ребенка к правильному произношению звука Р и Рь, развивают подвижность органов артикуляционного аппарата и фонематический слух ребенка.
В третьей части цикла о звуке Р (продолжении этой статьи) есть видео о том, как можно помочь ребенку и вызвать правильный звук Р. Если у ребенка нарушен только звук Р — то этого обычно достаточно. И получив нашу небольшую помощь и научившись говорить звук Р сначала изолированно, потом в слогах, потом в словах и предложениях, он справляется сам. А вот если у ребенка нарушены все группы звуков — и сонорные, и шипящие, и свистящие (кроме р), то тут обязательно нужна помощь логопеда. И начнет специалист помогать ребенку не со звука Р, а с более легких для произношения звуков.
Желаю успехов!

Наталья
30.07.2015 в 19:12

здравствуйте очень полезная информация мне очень помогает заниматься с ребенком он не выговаривает звуки р и с СПАСИБО!

Наталья
30.07.2015 в 19:14

ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЕ ЗАНЯТИЯ сПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ПОМОЩЬ У МЕНЯ РЕБЕНОК НЕ ВЫГОВАРИВАЕТ Р С

Оставить комментарий

Сообщение

Ваше имя

E-mail