Новые идеи – репортаж с биеннале творческих проектов молодых педагогов Москвы. Психологическая игра для детей и их родителей «Семья». Игры по ОБЖ в детском саду.
Новые идеи в воспитании и обучении детей.
Я начала рассказывать об интересных увиденных мной на биеннале идеях несколько дней назад в статье «Творческие идеи с первой московской биеннале». Сегодня продолжу рассказ и покажу еще три интересные идеи, которые я увидела на выставке и которые можно использовать в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Психологическая игра для дошкольников и их родителей «Семья».
Этой игре нас научила молодая девушка – психолог, работающая на выставочной площадке под руководством Елены Павловны Арнаутовой.
Материал для игры. Для игры Вам понадобится подсолнух. В центре подсолнуха – круглое отверстие. Вокруг него – большие желтые лепестки. На лепестках разложены картинки с надписями: детский сад, школа, спортивный организации, волонтерские организации, кружки по интересам, музеи и театры, библиотека, родственники, работа, друзья, соседи, религиозные организации, вуз, органы социальной опеки и другие (можно дополнять список). Нужны еще пружинящие ремни с застежками для пристегивания к лепесткам. Один конец ремня пришит к лепестку подсолнуха, другой (с застежкой) висит свободный и при необходимости пристегивается к другой стороне подсолнуха. И еще понадобятся куклы, изображающие семью.
Как играть. В руки играющему (ребенку или взрослому) дается игрушечная семья. А далее он рассматривает картинки на лепестках подсолнуха. И натягивает/либо не натягивает ремешки, ведущие от картинок подсолнуха:
- Если в семье этот социальный институт играет важную роль, то ремешок, пришитый рядом с картинкой, натягивается и прицепляется замочком к противоположной стороне подсолнуха.
- Если этот социальный институт есть в жизни Вашей семьи, но играет не очень большую роль, то ремешок тоже можно пристегнуть, но поближе, не натягивая. Ремешок пристегнут, он есть, но он висит свободно и провисает.
- Если этот социальный институт вообще не играет никакой роли в жизни Вашей семьи, то Вы вообще не пристегиваете ремешок. Он просто висит.
Когда все картинки рассмотрены и ремешки пристегнуты, пробуем положить на образовавшуюся паутинку нашу семью. Если у семьи многочисленные и крепкие связи с окружающим социальным миром, то наша игрушечная семья спокойно лежит на получившейся сетке из ремешков. Если семья живет слишком замкнуто, то у нее только 1-3 ремешка пристегнуты, и наша игрушечная семья падает, лежит неустойчиво. И точно также будет в жизни.
Такая игра имеет не только диагностический, но и коррекционный смысл:
- Если связей с обществом у семьи мало, то при любом разрушении имеющейся связи (уехали родственники, исчезли из жизни друзья, уволили с работы) она чувствует себя неустойчиво и может не выстоять. Если же связей много, то даже если что-то случилось, то поддержат родные, коллеги, друзья по интересам или соседи. Если связей мало – то можно посмотреть, какие еще ресурсы не используются нами? Может быть, стоит пойти в библиотеку или записаться в кружок в отделе социальной помощи? Или наладить дружбу с соседями? Или начать помогать детдомовским детям в волонтерских организациях? Чем активнее живет семья, тем она более устойчива в этой жизни.
- Если связей слишком много и наша игрушечная семья просто не лежит, а на горе возвышается над подсолнухом – это тоже переизбыток. Чаще всего в таких семьях не хватает просто домашнего уюта, душевных разговоров друг с другом, а вся жизнь семьи уходит вовне. Тогда надо посмотреть, от каких связей стоит отказаться или их ограничить, чтобы они не были в ущерб семьи.
Мне очень понравилось как наглядно, просто и доступно в этой игре показана семья в ее взаимосвязи с окружающим социальным миром. О многих моментах задумалась и взяла себе на заметку.
ОБЖ в детском саду. Игры в песочнице
Еще один интересный проект был представлен студентами педагогического колледжа №6. Этот проект делается вместе с ГИБДД и посвящен играм по ОБЖ в детском саду (для тех, кто не знает что это такое: ОБЖ – это основы безопасности жизнедеятельности). Студенты разрабатывают целый цикл таких игр в песочнице.
Пример игры №1. Пожар в доме.
- Вот в нашей песочнице стол, шкаф, комната и фигурки – дети. Дети находятся в комнате. А вот появился огонь – ставится две фигурки огня. Куда детям бежать? Где спрятаться от огня? «В шкафу, под столом», — отвечают дошкольники. Но ведь там прятаться нельзя! Почему? Тебя пожарные не смогут найти! А вот огонь как раз найдет!
- А где самое безопасное место в квартире при пожаре? В ванной, где есть вода.
- Что нужно сделать при пожаре? Куда позвонить, по какому номеру телефона? Что надо сообщить? (свой адрес) А ты знаешь свой адрес, который нужно сообщить пожарным? Далее в игре пожарные приезжают и спасают детей. Вот такой сюжет дети с воспитателем разыгрывают в песочнице.
Пример игры №2. Пожар на улице.
- В песочнице ставятся дома, фигурки деревьев, автомобили и обозначения площадок для пожарной машины. Что это за обозначения? Дети узнают о том, что означают эти линии, нарисованные возле их дома во дворе (это площадка для подъезда пожарной машины) и почему данный участок дороги всегда должен быть свободным. Далее в игре ставим наши фигурки – это дети играют во дворе. Во дворе есть и взрослые – ставятся соответствующие фигурки.
- И тут вдруг – огонь (ставится изображения огня у одного дома). Что делать? Детям — бежать к взрослым. И обязательно вызвать пожарных.
- Вызываем пожарных (проговаривая номер телефона пожарных и свой адрес). Приезжает пожарная машина. Ой, куда же ей встать? Ее площадка занята другими машинами во дворе дома!!!! Да еще и на этой площадке играют дети! Что делать пожарным? И в результате пожарные не могут достать до нужного им места в доме, где начался пожар. И не могут его потушить.
- Что же делать? Отвозим машины с площадки, освобождая площадку для пожарной машины. Дети убегают к родителям. А пожарная машина подъезжает к дому и тушит пожар. Все спасены!
Таких сюжетов студентами педколледжа под руководством их педагогов придумано уже более шестидесяти.
Голосование.
Очень понравилась мне идея по тому, как организовать голосование. В холле на стене висели таблички с вопросами. А под каждой табличкой на столике стояли два ведерка. Одно красное – для ответа «нет». Другое – зеленое – для ответа «да». Мы брали фишки и бросали в нужное ведерко.
Вот что получилось у нас (фото сделано в самом начале биеннале).
Наверное, Вы думаете, что я рассказала уже всё? Это не так! Самая главная площадка, на которой я провела максимум времени – была совсем другая. Нас оттуда просто вытащить не могли, так мы увлеклись! И я сама не ожидала, что так увлекусь! О ней я расскажу в ближайшие дни.
К сожалению, в своем репортаже о выставке, я не всегда могу назвать имена и фамилии авторов идей, так как в маршрутном листе — программе выставки они почему-то не были указаны. А очень жаль! Если Вы можете помочь указать точного автора идеи, то буду благодарна, если напишите об этом в комментарии.
Заглядывайте на «Родную тропинку»! До новых встреч!
Еще о развитии ребенка в дошкольном возрасте Вы можете почитать:
Учимся ориентироваться в пространстве
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
Потрясающие игры — просто, а самой не придумать! И на свою семью можно посмотреть со стороны, и в песочнице есть чем заняться — материала много не требуется, идеи замечательные!
Интересные идеи! Особенно с песочницей классная задумка!
И мне игры в песочнице очень понравились! И просто и полезно, и игра! Спасибо огромное!