20.01.2013
Автор: Ася Валасина
Как развивать ребенка в 4 месяца: игры, упражнения, потешки

Как развивать ребенка в 4 месяца? Какие игры и упражнения ему нужны? Что главное в развитии малыша? Об этом мы начали говорить в первой части «Ребенок в 4 месяца», а сегодня научимся простым и очень полезным для малыша играм, упражнениям и маминой гимнастике с потешками для четырехмесячного ребенка.

Как развивать ребенка в 4 месяца: игры, упражнения, мамина гимнастика с потешками.

Развиваем предпосылки речи

Игра в переклички

Это  очень важная для своевременного развития ребенка игра, играть в которую мы начинаем с ним даже раньше возраста 4 месяцев.  Игра заключается в том, что мама говорит вслед за малышом те звуки, которые он уже произносит, побуждая его прислушиваться к ним и повторять.

Если игра состоит только из речевого общения, то она длится 3 минуты. Если же в нее включается показ разных предметов и игрушек, то тогда игра может длится до 6 минут.

Перед началом игры в перекличку уберите всё лишнее, что может отвлекать внимание малыша.

1.Начните разговаривать с ребенком, называя его по имени, поглаживайте при этом малыша. Малыш начинает вслушиваться в Вашу речь, и это очень важно! Тяните – интонационно выделяйте в своей речи гласные звуки, чтобы ребенок стал слышать их — выделять их из речевого потока. Например: «Потягуууууушеньки, мой Ванююююююююшенька!». Используйте стишки, песенки потешки, называйте части тела малыша, действия. Такое общение длится примерно 1,5 минуты (конечно, это лишь примерный ориентир, главное – ориентироваться не на часы, а на ребенка).

2. Затем покажите игрушку, дайте ее ребенку в руки или поиграйте на музыкальной игрушке.  Показ игрушки сопровождайте речью – называйте игрушку, ее части, действия. Повторяйте слова. например: «Вот какая лошадка! Иго-го! Иго-го – говорит лошадка. Поскакала, поскакала, цок-цок-цоооооок. Прыг-скок. Ноооооо! Вот у лошадки голооооовка, а вот хвоооостик. Какой длииинный, красииивый хвоооостик!» и т.д. Говорите, выделяя интонацию: восклицательную, вопросительную, чтобы малыш учился слышать ее в речи.

Делайте паузы между фразами во время своего разговора с малышом, чтобы малыш смог отреагировать ответным звуком. Используйте при демонстрации игрушки потешки и коротенькие стишки.

3. Уберите игрушку из поля зрения ребенка и снова начните общение с ним без игрушки. Попробуйте говорить одну фразу с разной интонацией. Малыш начнет к ней прислушиваться и выделять в потоке речи разные интонации. Говорите то громко, то тихо. Это развивает слуховое сосредоточение у ребенка, он будет вслушиваться в Вашу речь, которая звучит по-разному.  Можно произносить беззвучно гласные а, о, у), чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции звуков (то есть только губы «говорят», а звука нет). При этом утрированно произносите звуки, тяните их, добиваясь того, чтобы малыш обратил внимание на Ваши губы. У многих детей при этом возникают подражательные движения губами, что способствует развитию артикуляционного аппарата и облегчает в последующем появление у ребенка речи.

В переклички включаются звуки, которые уже есть у ребенка. Однако понемногу вводите в них и те звуки и слоги, которые малыш еще не освоил, расширяйте «репертуар» перекличек.

О чем говорить с малышом в перекличках? О чем угодно!  О том, что малыш делает или будет делать, о близких взрослых, об игрушках – о том, что его окружает и что составляет его жизнь. Классический «репертуар» таких «разговоров» Вы найдете в любом сборнике потешек для малышей. Некоторые потешки и стишки Вы найдете далее в этой статье.

Такие переклички повторяются ежедневно и создают прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка. Они дают основу для разнообразного развивающего взаимодействия малыша с мамой, создают базу для развития речи и интеллекта в будущем, ребенок  в перекличках ощущает чувство эмоциональной близости и защищенности, радость от общения и обмена репликами.

В перекличках малыш уже не просто пассивно воспринимает мамины слова и действия, но активен – он отвечает маме улыбкой, жестом, тянет ручки, гулит. Это тоже очень важно для развития малыша!

Раньше, когда малыш на пятом месяце жизни гулил, взрослые старались поддержать его первые попытки произнесения звуков и напевали ему протяжно:

Поёёёёт – поёёёёт солоооооовушек!

Поёёёёт – поёёёёт молооооооденький!

Молооооооденький, хорооооошенький!

Хорооооооошенький – пригооооооженький!

 

Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!

Пооооет-пооооет голубооооочек!

Аааааай-да малееееееесенький!

Аааааай-да радеееееесенький!

Аааааагуууууль, ааааагууууууль,

Аааагулеееесеньки!

 

Эти пестушки можно использовать и в перекличках с современными детьми. Они  проверены и отточены веками воспитания малышей.

Потешки

Используя потешки в уходе за ребенком или в  играх с 4-месячным малышом, растягивайте гласные звуки при произнесении текста потешки (овееееечка, молокаааааааа, короооова, мууууууу и т.д.), сопровождайте слова действиями (хлопок в ладоши, кивок головой, покажите рожки на голове у коровы и т.д.).

Используйте разные интонации – говорите в соответствии с содержанием стишка или потешки то вопросительно, то с удивлением, то радостно, то восхищенно. Меняйте громкость голоса (тихо – громко) и высоту голоса (низко как мишка, высоко как птичка). Это поможет ребенку научиться вслушиваться в речь, выделять в ней интонации и отдельные слоги и звуки и создаст базу для освоения речи.

Делайте паузы между строчками потешки, давая возможность малышу отреагировать звуками на Вашу речь.

Наблюдайте за реакцией малыша – какие слоги, звуки или жесты ему понравились, какие вызвали его смех? Повторяйте их много раз.

Играть с потешками нужно 2 и более раз в день ежедневно. Сопровождайте потешками уход за малышом – одевание, купание, еду, пробуждение, укладывание спать.

Учусь себя слушать

Создайте тишину во время гуления ребенка, чтобы он научился себя слышать, узнавать свой голос. Можете записать его гуление на диктофон (когда малыш весел и активно гулил) и потом дать прослушать эту аудиозапись. Малыш, прислушиваясь к своим звуками в аудиозаписи начинает их повторять. Поговорите с малышом с разными интонациями, похвалите его.

Примечание: Ребенок не научится себя слышать и прислушиваться к речи взрослых, если в доме постоянно работает телевизор или радио  и создается шумовой фон, утомляющий малыша.

 

Играем с предметами. Учимся захватывать и удерживать в руке игрушку или предмет

Колечки (Автор – Л.Н. Павлова. канд. пед. наук)

Возьмите кольца разного цвета диаметром 10-12 см и прикрепите к ним бубенчики или колокольчики. В дальнейших играх нужно менять игрушки – давать колечко другого цвета,  шаркунки, погремушки и другие звучащие предметы.

Часть 1. Покажите малышу звенящее колечко. Вложите его в ручку малыша между большим пальчиком и другими четырьмя пальцами, обхватите своей рукой, чтобы ребенок удержал колечко.

Встряхните колечко и скажите звукоподражание: «динь-динь-динь». Сделайте паузу. Отпустите руку, давая возможность малышу самому поиграть с игрушкой. Затем дайте колечко другого цвета.

Часть 2. После этого привяжите эту же игрушку на ленточку на высоте 10-15 см над грудью малыша справа или слева от него. Подведите колечко к ладошке малыша, чтобы оно коснулось пальчиков. Так мы побуждаем ребенка схватить игрушку и потянуть к себе.

Часть 3. Повторите это упражнение, положив малыша себе на живот.

На! Возьми!

Возьмите погремушку или яркую деревянную ложку за самый кончик. Покажите ее малышу, привлеките внимание к предмету. Дальше скажите:«На! Возьми» и поднесите предмет к ребенку поближе (на расстояние его вытянутой руки), давая возможность малышу схватить игрушку за ручку и удержать в руке.

Разные игрушки

Положите малыша на животик. Разложите перед ним предметы (2-3). Например, два кольца разного цвета и один кубик (или любой другой предмет, отличающийся по форме от первых двух). Малыш начнет активно обследовать предметы и при этом научится приспосабливать движения руки к форме захватываемого предмета.

Давайте в этом упражнении каждый раз новые предметы. Можно дать два объемных предмета, а один плоский. Чередуйте фигуры разной формы (брусок, куб, шар, цилиндр, конус и т.д.). Можно взять эти фигурки из детского конструктора.

Погремушки (колокольчики)

Вариант 1. Повесьте погремушки (колокольчики) над кроваткой малыша на атласных лентах разного цвета. Высота висящих игрушек над  грудью ребенка –10-15 см. Рассчитывается высота так – игрушки должны быть на уровне полусогнутых или поднятых вверх рук малыша. Начните раскачивать погремушки, коснитесь ими рук малыша. Так мы побуждаем ребенка к захватыванию игрушки и развиваем зрительно-моторную координацию. Малыш может не только схватить погремушку, но и покачать ее влево-вправо. После игры уберите погремушки.

Вариант 2. Поперек кроватки привяжите шнур и повесьте на него колокольчики (бубенчики). Привяжите к колокольчикам яркие цветные атласные ленточки. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените им. Упражнением мы побуждаем малыша захватывать ленты и вызывать нежный перезвон колокольчиков.

Прочитайте малышу стихотворение о колокольчиках:

Дили- дили-дили-дили —
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили —
Колокольчики будили.
Всех жуков, пауков
И веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день!

Гирлянда (Автор – Л.Н. Павлова)

Сделайте гирлянду из шариков и кубиков.  В гирлянде чередуются детали разного цвета и формы.  Для этого детали (шары и кубики с отверстиями) размером в 3-4 см нанижите на ленту длиной 150 см.

Положите малыша на животик. Его туловище наполовину должно оказаться в кольце, очерченном гирляндой. Перед малышом – полукруг гирлянды. Дайте возможность рассмотреть гирлянду. Если малыш не заинтересовался, то передвиньте шарик к нему поближе. Если малыш не тянет ручки, то можно взять его ручку и медленно притянуть ей предмет. Называйте фигурки: «Шаааааарик! Кууууубик!», выделяя гласные звуки «а» и «у» (эти звуки малыш уже произносит в гулении). Через 2-3 минуты поверните малыша на спинку и дайте возможность ему отдохнуть.

Дальше помогите ребенку повернуться со спины на живот и снова покажите игрушку в течение 2-3 минут.

Такие же упражнения можно проводить с гирляндой из разноцветных колокольчиков, с мелкими игрушками. 

Развиваем зрительное сосредоточение на предмете, умение прослеживать траекторию его движения

Где игрушка?

К 4 месяцам малыш, с которым делали упражнения по развитию умения следить за двигающимся предметом, может не только плавно переводить взгляд, но и проследить глазами невидимую траекторию движения предмета.

Возьмите яркую игрушку и привлеките к ней внимание малыша (покажите ребенку, извлеките звук). Когда ребенок зафиксирует взгляд на игрушке, начинайте ее передвигать и далее уберите за УЗКИЙ экран шириной 7 см. Далее игрушка продолжает свой «маршрут» за экраном (ребенок ее не видит) и появляется с другой стороны экрана. Покажите такое «путешествие игрушки» 3-4 раза, и ребенок будет ждать появления игрушки в том месте, где она появлялась до этого. 

Гляделки: прослеживание взглядом

Положите малыша на спинку. Покажите ему яркую звучащую игрушку (она должна быть удобной для захвата). Когда  малыш сосредоточит взгляд на игрушке, начните передвигать ее по кругу. Диаметр круга постепенно увеличивайте. После этого дайте игрушку в ручки малышу, чтобы он ее смог схватить и обследовать.

В этом возрасте малыш уже способен легко прослеживать взглядом сложные траектории движения игрушки – поэтому Вы можете усложнить задание, передвигая игрушку по вертикали, по горизонтали, восьмеркой или по другой траектории.

Также понаблюдайте, может ли малыш прослеживать взглядом за Вашим лицом. Начните говорить с ним (малыш лежит на животе, Ваше лицо на уровне его лица), а затем переместитесь сначала влево-вправо, затем вверх – вниз. При этом разговаривайте с ребенком, называйте его по имени, читайте потешки. Важно чтобы ребенок устойчиво прослеживал взглядом за Вашим лицом в разных направлениях.

Развитие слухового сосредоточения

Откуда звук?

В этом упражнении малыш учится поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, сосредотачивать на нем свой взгляд. Возьмите звучащий предмет – шуршалку, шаркунок, погремушку, детский музыкальный инструмент (какие игрушки нужны малышу и как их использовать для создания развивающей среды Вы уже читали в первой части этой статьи) и начните им звучать. Малыш повернет голову в сторону звука. Затем обойдите вокруг манежа или кроватки, звуча игрушкой – малыш следит глазами за передвигающимся источником звука.

После этого постучите игрушкой о бортики кроватки в разных местах – ребенок будет поворачивать голову в сторону источника звука.

Звучите игрушкой с разных сторон, делайте паузы, разговаривайте с малышом, побуждайте его поворачивать голову в разные стороны.

Всегда делайте такие упражнения, вызывая повороты в разные стороны – влево и вправо! 

Мамина гимнастика с потешками

Играем с ручками и ножками

В 4 месяца малыш уже умеет управлять своими ручками, знакомится с ними, пробует брать предмет обеими руками, одной рукой.

Малыш лежит на спине. Произносите слова потешки, делая движения:

-Ручки, ручки, не скучайте! (потрясти ручками, взяв их за локотки)

Где Вы были? Отвечайте! (Сводите и разводите ладошки перед лицом ребенка, руки ребенка держим за локотки)

Посидели дома? (Хлопаем по щечкам ладошками)

И пошли к знакомым! (Хлопаем ладошками ребенка по своим щекам)

Вы можете придумать и свои движения на слова потешки.

Можно заменить слова потешки на слово «Ножки, ножки, не скучайте!…». В этом случае мы берем малыша так, чтобы его ступни прикасались друг к другу – «здоровались». Можно надеть на ножку малыша  бубенчик или браслетик.

Можно в этом упражнении использовать и другие пестушки и потешки:

-Тук-тук-тук (стучим кулачками друг о друга) – громко, четко

-Да-даааа-даааа! (раскрываем ладошки и хлопаем в ладошки) — удивленно

-Можно к вам? – вопросительно (снова ударяем кулачками)

-Вам сюда! – радостно, гладим ручками щечки. 

Играем с браслетом (Автор – И. В. Мальцева)

Наденьте на ручку малыша цветной яркий браслетик на липучке или на мягкой резинке.

-Ручка, ручка, где была? (возьмите ручку ребенка и поднимите к его лицу, чтобы он увидел браслетик)

-Спрятаться от нас могла? (перемещаем ручку с браслетиком перед глазами малыша, он за ней следит взглядом)

Мы тебя сейчас найдем (сделайте паузу и дайте возможность малышу потянуться к браслетику, ухватиться за него своей второй ручкой)

И играть скорей пойдем.

Обязательно меняйте ручку в таких упражнениях. Поиграв с одной ручкой, поиграйте с другой!

Топотушки

Положите малыша на живот и захватите ножки. Поочередно сгибайте и разгибайте их (пятка то прижимается к ягодицам, то ножка выпрямляется). В этом упражнении укрепляются мышцы, улучшается координация движений, ребенок учится двигать ножками попеременно.

Топ, топ, топотуууушки… (ритмично, весело)
Удивляются игруууууушки, (удивленно)
На окошко прыгнул кот  —  (удивленно)
Оля по полу идет! (радостно, восхищенно)
Ходит не ладошками, (ритмично, весело)
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивленааааа, (удивленно)
Что не падает онаааааа! 

Присаживание

Возьмите малыша за две ручки  и начинайте его поднимать – присаживать. Малыш прогнет спинку. Сначала присаживайте за две ручки, а потом за одну. Упражнение развивает мышцы живота.

Внимание: сажать ребенка нельзя, можно только делать присаживание как упражнение!

Чики, чики, кииииички,
Берёзовые лыыыыычки!
Летели две птиииииички,
Собой невелииииички.
Как они летееееели,
Все люди глядеееееели.
Как они садиииииились,
Все люди дивиииииились.

Мне очень нравятся слова народных потешек, которые не только сопровождали присаживание малыша, но и одновременно …. воспитывали его. Да-да! Именно воспитывали, закладывая основы человеческих взаимоотношений. Например, вот такие «поклончики». Берем малыша за ручки и тянем его на себя до положения «сидя», затем снова опускаем в положение лежа на спине. И каждое движение сопровождаем одной строчкой текста:

Бабушке – поклооооон!

Дедушке – поклоооон!

Папе – поклооооон!

Маме – поклооооон!

Братику – поклоооон!

Сестрице – поклоооон!

А тебе, детонька –

Рост большоооооой! (имеется в виду не то, что малыш будет высокого роста, а то, чтобы он быстро рос и хорошо  развивался)

 

Эту потешку и многие другие подобные потешки Вы найдете в великолепном сборнике, выпущенном кафедрой истории педагогики Санкт-петербургской академии последипломного образования «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей» в 2008 году. Жаль только одного – что сборник этот доступен, увы, только специалистам и в обычных книжных магазинах не  продается.

А вот еще одна потешка для присаживания ребенка из этого сборника, которая пропевается как песенка:

Тооооню тяяяну – рыыыыбу лоооовлю,

К коооошель клаааду, дооооомой нееееесу.

Щучки – в кучки, плотички – в полииички,

Один ершок! Да и тот в горшооок!

 

Прыжки

Возьмите ребенка под мышки лицом к себе. Приподнимайте и опускайте его так, чтобы ноги малыша касались стола. При этом читайте ритмично слова потешки.

Упражнение развивает упор ног, укрепляет мышцы стопы, вызывает радость у ребенка. Его можно использовать только с детьми, которые отлично держат голову в вертикальном положении туловища. Обычно все дети к 4 месяцам держат голову очень уверенно.

Подпрыгивать можно не только на столе, но и на большом мяче или на … папе!

Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Сел кузнечик на листок!
Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Лягушонок под мосток!
Скачет козлик по дорожке –
Прыг-Скок! Топ-Топ!
Дети хлопают в ладошки –
Прыг-Скок! Хлоп-Хлоп!
Зайчик солнечный на стенке,

Прыг-Скок! Прыг-Скок!

Я на папиной коленке –
Прыг-Скок! Прыг-Скок! (Владимир Данько)

 

Но, лошадка, прыг — скок!

На пригорок, на мосток.

Мы поскачем по лесам

И опять вернёмся к вам!!!

 

Неваляшка: Готовимся к поворотам со спины на бок и на живот

Малыш лежит на спине на пеленке. Покажите ему неваляшку (на расстоянии 50 см). Затем переместите игрушку вбок и раскачайте ее, чтобы она зазвучала. Подтяните край пеленки, на которой лежит малыш. Таким образом, мы подталкиваем – стимулируем малыша к повороту. Но при этом малыш поворачивается сам. При таком повороте все ощущения тела такие же как при самостоятельном повороте, и это помогает деткам перейти к самостоятельному действию.

При повороте на бочок освободите ручку малыша. Это нужно, так как после поворота на бочок малыш освоит поворот на живот. А при повороте на живот высвобождение ручки необходимо.

Когда ребенок примет устойчивое положение тела, придвиньте к нему неваляшку. Поддерживайте в это время малыша за спинку. Ребенок играет с игрушкой – раскачивает, слушает как она звучит.

Влееееево-впраааааво,

влееееево-впрааааааво

Весело качаааааается.

Влееееево-впрааааааво,

влееееево-впраааааааво

На пол не роняется. (Г. Верд)

 

Учимся переворачиваться

Малышу в 4-месячном возрасте пора научиться переворачиваться. Это готовит к ползанию, укрепляет мышцы туловища.

Положите малыша на спину. Покажите ему сбоку яркую игрушку, чтобы у ребенка возникло желание ее взять. Ласково говорите с ним: «Давай, Ирочка,  повернемся на бочок». При этом поддержите свой правой рукой выпрямленные ножки малыша. А левой рукой держите согнутую в локте ручку малыша и очень осторожно подтяните в сторону, побуждая повернуться на бочок (тянуть или толкать ребенка не нужно, мы только побуждаем его повернуться самому). Потом делаем упражнение в другую сторону.

Делая упражнение, приговариваем:

«Толкааааааачки – рогаааачки, перевёоооортышки! Толкаааачки-рогааааачки-перевёоооортышки!»

Брыкание

Педиатры советуют уже с 4 месяцев начать проводить с малышом упражнения, которые будут готовить его к овладению стоянием и ходьбой. Подложите свои руки под ступни ребенка и слегка подтолкните. Малыш попытается выпрямить ножки и начнет «брыкаться». Брыкание доставляет ребенку удовольствие и он смеется. Благодаря такому маленькому и короткому упражнению, ребенок учится координированно по очереди сгибать и разгибать ноги, что поможет ему в дальнейшем, когда он будет учиться ходить. К 5 месяцам можно делать движения, напоминающие езду на велосипеде. К 5 месяцам малыш научается и одновременным движениям ногами (эти движения он делает, например, когда пытается сбросить с себя одеяло).

Кач-кач

Это упражнение развивает равновесие в положении лежа на животе, а также опорную функцию правой и левой руки (ладошки малыша раскрыты)

Скатайте валик  из полотенца и положите на него ребенка животиком вниз. Покачивайте малыша из стороны в сторону, напевая песенку или читая стишок.

Ай качи-качи- качииииии!
Глянь, баранки, калачииииии.
Глянь, баранки, калачииииии,
С пылу, с жару из печиииии.
В пылу с жару из печиииииии,
Все румяны, горячиииии.
Налетели тут грачииииии,
Подхватили калачииииии.
Нам осталися баааа-рааааа-нооооо-чкиииииии!

Велосипед (4-5 месяцев)

Упражнение укрепляет мышцы ног, готовит к ползанию и ходьбе.

Положите малыша на спинку на твердую поверхность. Начните с ним разговаривать. Затем возьмите за стопы и согните ножки в коленном суставке. И «едьте на велосипеде», приговаривая слова потешки:

Поехали, поехали,
С орехами, с орехами.
Поехали, поехали,
За грибами, за орехами,
Приехали, приехали
С грибами и с орехами.

Повторите упражнение 3-4 раза. 

Знакомимся с окружающим миром

Вот моя семья!

Возьмите малыша на руки, подносите его к членам семьи, называйте их, рукой малыша дотрагивайтесь до них. Прочитайте стишок о семье, показывая ручкой малыша до называемого человека. Пусть они поговорят с малышом.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама, это  я.
Это — бабушка моя!
Это — папа, это — дед.
И у нас разлада нет!

Кто это?

Упражнение развивает ориентировочную реакцию ребенка на голос мамы и ее лицо. Разговаривая с малышом, внесите изменения в свою внешность – например, наденьте шляпу или повяжите косынку, заколите волосы и т.д. Малыш насторожится. Но  узнав Ваш голос, улыбается.

Можете поиграть в «прятки». Во время разговора спрячьте свое лицо платком и потяните ручку ребенка к платочку. Малыш стянет платочек и увидит маму.

Две бутылочки

Предложите малышу две бутылочки. Сможет ли он по цвету бутылочки с разной жидкостью сделать выбор (прозрачная бутылочка с водой или непрозрачная белая молочная смесь)

Путешествие по квартире

Ребенка следует чаще носить на руках по квартире и разговаривать при этом с ним, называть предметы и действия. Это не только позволяет знакомить с окружающим миром и развивать предпосылки речи, но и играет важную роль в формировании объемного зрения. Ведь в таком путешествии малыш видит один и тот же предмет с разных сторон, с разных точек обзора.

Показ игрушки

Положите малыша на живот. На расстоянии 50 см от него поставьте яркую игрушку. Начните демонстрировать игрушку. Называйте ее части, цвет, размер, действия, покажите, как с ней играть, как она звучит. Используйте короткие стишки об игрушке, потешки. Затем дайте малышу возможность поиграть с игрушкой, дотянуться до нее.

Бутылочка

При кормлении из бутылочки держите бутылочку так, чтобы ребенок мог потянуться к ней руками и «взять» — удержать ее. Поддержите бутылочку и помогите малышу ее держать.

В статье Вы познакомились с тем, как развивать ребенка в 4 месяца с помощью игр и упражнений. Еще о развитии ребенка в 4 месяца интересную информацию Вы найдете в статьях:

Стихи для новорожденных и самых маленьких: народные и современные стихи для купания, переодевания, кормления, пробуждения, укладывания спать, игр с ребенком.

Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную для малышей и как ее петь?

Пестушки: проверенный веками метод развития младенцев.

Ребенку 4 месяца: основные линии развития малыша, создание развивающей среды.

О дальнейшем развитии малыша Вы можете почитать:

Ребенку 5 месяцев: игры, упражнения с малышом, что умеет малыш.

Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры, упражнения. гимнастика.

До новых встреч в рубрике «Развития малыша от рождения до года»!

О  дальнейшем развитии ребенка Вы сможете прочитать в статье «Что умеет ребенок в 5 месяцев». Показатели развития малыша. Игрушки для ребенка в 5 месяцев. Развивающие игры и упражнения.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

22 комментария
Евгения
12.02.2013 в 14:38

Благодарю за статью, много нового узнала. Раньше у меня было мнение что ребенок до 3-4 месяцев сам развивается, а мое дело в этом возрасте кормить, гулять да лечить если приболел. Моя свекровь была со мной не согласна и у нас шли вечные споры. Теперь хоть понятно что она имела ввиду.

Ангелина
14.02.2013 в 16:42

Да не так важно это, ребенок в этом возрасте сам развивается и учится естественным образом. Да и есть боле епростые методы, например если включить телвизор, то он на него смотрит и на звуки реагирует. И вообще если детей и надо чему то учить, так это чтению. У нас во дворе одна мамочка начала учить своего сына буквам с 6 месяцев. Говорит, что реально научить читать с 1.5 лет. Вот когда мы дорастем до 6 месяцев так и мы начнем учиться по новым методикам.

admin
14.02.2013 в 21:53

Ангелина! Спасибо, что высказали свое мнение 🙂 Но вот насчет развития малыша научные наблюдения и исследования развития младенцев дают противоположную картину.
ПЕРВОЕ. Ребенок не развивается от просмотра телевизора, даже если в 4 месяца Вы ставите ему «развивающие видео» (как написано в аннотации к нему)! 🙁 Он просто смотрит на мелькание картинок, что в дальнейшем приводит к негативным последствиям — эти данные описаны здесь в статье http://rodnaya-tropinka.ru/mozhno-li-detyam-smotret-televizor/.
И вот конкретные факты. В 2006 году в Комиссию по федеральной торговле США была подана жалоба на видеопродукцию для малышей «Беби Энштейн». Была проведена экспертиза этой продукции, которая показала, что дети НЕ ОБУЧАЮТСЯ И НЕ РАЗВИВАЮТСЯ ПРИ ПРОСМОТРЕ. Это заставило компанию прекратить рекламу «беби энштейн», утверждающую что эти ролики развивают . Кроме того, руководство Диснея было вынуждено вернуть деньги всем родителям, которые покупали ролики для детишек. И это было сделано! Видели ли Вы чтобы у нас в России об этом писали? Нет! Это умалчивается. Наоборот, активно рекламируются эти ролики!
Еще один факт. Американская академия педиатрии рекомендует полностью прекратить просмотр ТВ и DVD детям до 2 лет. Это просто факты, о которых не пишут в СМИ и в Интернете. И я хотела бы, чтобы мы все — взрослые — знали эти факты.
ВТОРОЕ. К сожалению, очень распространено мнение, что малыш развивается сам и без нашей помощи. А если уж его учить, то учить цифрам и буквам. Такой подход к развитию ребенка приводит к тому, что многие из этих малышей оказываются на приеме у логопеда, невролога и детского психолога. И приходится корректировать последствия . А некоторых детей еще и начинают лечить таблетками, причем вовсе не безобидными. Кто-то из них позже начинает говорить, кто-то не держит голову, т.к. все время лежал на спине, кто-то гиперактивен, кто-то тревожен и плохо спит. Я выставляла ролик вконтакте в нашей группе — интервью с ведующим неврологом, кандидатом медицинских наук — http://vk.com/videos-43225421?z=video-43225421_163692878%2Fclub43225421.
Этого не было, когда использовалось отточенное веками воспитание малышей в потешках, пестушках, речевых играх — перекличках. Ведь раньше бабушки — нянюшки постоянно были с младенцем, пели ему, играли, разговаривали с ним. К сожалению, результаты того, что малыш не получил нужного ему, сказываются не сразу — через довольно длительное время. Поэтому сначала кажется, что всё и так хорошо. И ребенок сам себе разовьется. И очень удобно отдать его «на откуп» видео и телевизору.
ТРЕТЬЕ. Именно в первые месяцы жизни закладывается отношение малыша к маме, чувство эмоциональной близости. И заменяя его техническим суррогатом видеороликов, нужно понимать, что мы заменяем… себя. Иначе потом к 5-7 годам приходится возмущаться тем, что характер малыша «не вышел», не слушается, нервный, капризный, гиперактивный, не может состредоточиться. Это закладываем мы сами!
Я здесь написала вещи, о которых никто не говорит ни в сети, ни в СМИ. Реклама утверждает обратное. Я здесь рассказала о результатах исследований, которые знают специалисты и которые полностью совпадают с результатами моих собственных наблюдений за детишками в течение 20 лет и моими исследованиями( я специалист по развитию детей, кандидат наук в этой области)
Желаю всем мамочкам успехов и радостного общения с малышом!

Иринья
14.02.2013 в 22:51

Здравствуйте!
Ангелина, прочитав Вашу реплику, я оказалась совершенно обескураженной… Сначала подумала, что это такой своеобразный вызов на дискуссию. А потом поняла, что Вы можете вполне серьёзно думать, что телевизор может развить Вашего ребёнка. Это очень печально для Вашего дитяти. Дети развиваются исключительно в общении в семье. Если Вы видите в нём человека, если Вам интересно его развитие, его мысли, его чувства, то ребёнок будет развиваться. А если Вы включаете ему телевизор, то через несколько лет Вы поймёте, что контакт безвозвратно потерян, и ребёнок этот не Ваш, и будете жаловаться на неуправляемость. И будете удивляться, что он с Вами не делится ничем и т.д.и т.п.
И нужно ли малышу знание букв в таком нежном возрасте? Практика показывает, что если ребёнок созрел, то он научится читать в СВОЁ время. А если он не готов, то нельзя проявлять насилие над детской психикой. Зачем ему уметь читать, если он ещё мыслить не научился? Телевизор этому не учит. Пусть научится читать тогда, когда у него созреет интерес к чтению. Пусть получает от книги удовольствие, а не удовлетворяет мамино тщеславие. Но созреет он только в том случае, если вы будете для него собеседником, другом, настоящей, любящей Мамой (а не биологической). Не смотрите на других, не сравнивайте. Смотрите только на своего ребёнка, будьте чуткими к его потребностям.

С уважением, Ирина Ф., педагог с 33-летним стажем, мама, научившая сына читать за три вечера в 3,5 года.

admin
15.02.2013 в 11:02

Ирина! Спасибо за интересный комментарий! Да, за три дня читать — это интересный опыт! Поделитесь? Мне требуется больше времени на это 🙂 И совершенно верно, что главное для малыша — это интересное общение с мамой, которое нельзя заменить общением с «ящиком-телевизором или компьютером». А если заменить, то увы, потом результаты будут соответствующие.

Еще один важный момент, который мы закладываем в первый год жизни малыша — это умение ребенка быть активным, активно достигать поставленной цели. И появляется это умение только тогда, когда малыш активно действует во играх с мамой, в играх с предметами. В просмотре телевизора малыш пассивен. А потом через несколько лет мы удивляемся, почему ребенку ничего не интересно, он сдается при первой трудности и ничего ему не нужно. А ведь воспитание телевизором — путь именно к такому пассивному ребенку, привыкшему потреблять готовое, но не творить и создавать!
Мы, сажая яблоню, всегда готовим почву, удобряем, поливаем. В засуху помогаем ей выжить и продолжать развиваться. От вредителей предохраняем. Думаем о том, чтобы были заложены плодовые веточки и правильно заложены — так, чтобы яблоки потом были. Потому что знаем что без нашей помощи деревце вырастет хилым и не будет давать хорошего урожая или даст нам урожай не такой, как бы нам хотелось бы. И на одну природу мы не уповаем, т.к. понимаем, что природа не только помогает этой яблоньке, но и мешает тоже: сильный ветер, болезни, заморозки, насекомые-вредители, засуха — это ведь тоже природа! Но почему же мы считаем, что ребенку не надо помогать развиваться, на надо направлять его развитие, не надо закладывать будущие плоды, что природа всё сделает за нас?

Про чтение хочу сделать отдельную статью. где можно будет обсудить разные вопросы. Но действительно чтение — это мыслительный процесс в первую очередь. А не простое запоминание карточек. Младенцы могут только запомнить слова как картинки но не «читать». Напишите эти слова другим фломастером или карандашом на другой бумаге и чуть другим шрифтом с наклоном — и они просто не узнают это слово! :). А если Вы еще припишите к этому слову суффикс или приставку, то вообще век не узнают и не прочитают! Т.е. дети не читают, а просто запоминают карточки! И у многих взрослых здесь наступает разочарование :(. Хотя на знакомой карточке малыш его «читал», т.е. просто запомнил внешний облик.

Еще про «развивающее видео для детей старше 3 месяцев». Про то, почему малышей так привлекает телевизор и видеофильмы, какие требования к видео и развивающим программам должны быть соблюдены, что действительно нужно малышу для развития, все ли развивающие программы действительно развивают и я писала в статье «Дети и телевизор» http://rodnaya-tropinka.ru/deti-i-televizor/ . Приглашаю почитать!

Иринья
15.02.2013 в 13:50

Здравствуйте! С удовольствием расскажу, как удалось научить сына читать в 3,5 года за 3 вечера
Конечно, у нас сложился целый комплекс условий для такого развития.
Мы с мужем оба читающие. И в 90-е писывали море газет и журналов. Наступил 1990 год. У нас не работал телевизор. Вернее, он работал, но показывал всё черно-зелёным и мы включали его только вечером, чтобы послушать новости. Сын в садик не ходил, потому что часто болел. До обеда он был со мной, а после обеда я уходила на работу и отводила его к бабушке, у которой он смотрел передачу «Детский час». Представляете? До сих пор помним название, потому что это была ЕДИНСТВЕННАЯ передача, которую он смотрел. По вечерам я занималась хозяйством (стиралки-автомата не было, с газом были проблемы, с продуктами тоже, с одеждой – обвязывала всю семью), а с сыном вечерами играл муж. И вот муж уехал на 3-месячные курсы, и сын вечером пристал ко мне, что ему нужно играть. Один вечер, второй… Я поняла, что ему надо придумать игру, в которую он будет играть самостоятельно. А буквы он знал хорошо. Даже не помню, в каком возрасте он их выучил. Это произошло незаметно для нас, в игре. Были деревянные кубики с рисунками и буквами. Но буквы запомнить несложно детям.
Сам процесс чтения у нас прошёл таким образом. Он играл в железную дорогу, и я предложила составить из кубиков название станций. Наверное, первая станция была «ПАПА» или «Мама», или «Ура» (Ура – это название реки, где живёт свекровь). Главное – это тянуть гласный звук до тех пор, пока в голове не будет готов следующий согласный. Это выглядело так: «МааааааааааааааМ!» При этом мы пальчиком «тянули» этот гласный к следующему согласному. «УуууууууууууР!рррррррра». Так играли мы три вечера.
На следующий день, выйдя из дома, он выдал на улице: «АаааааааП!ТееееееК!ааааа».
Где-то потом я прочитала, что подобным образом учил читать детей Лев Толстой. Так, что, это, видимо, генетическая народная память во мне сработала .
Сразу оговорюсь, что книги читать мы его не заставляли. И у него не было потребности (хотя это меня беспокоило, но заставлять я не хотела). А рассматривать книги он любил, особенно любимым был энциклопедический атлас для детей «Мир вокруг нас». С планетами, полезными ископаемыми и т.д. Там он всё знал, потому что расспрашивал нас, и мы ему подробно рассказывали. Ему же книги мы продолжали читать вслух. Одна из любимых, например, – О Рыбаке и рыбке.
И вот, на 5-летие подарили сыну «Волшебника Изумрудного города» с крупным шрифтом и очень хорошими иллюстрациями». Он сразу сел читать. Прочитал её в тот же день, перевернул последнюю страницу и начал читать снова. То есть, он созрел, ему стало интересно! Счастью моему не было предела. И с тех пор читал уже запоем.
Вспоминали недавно о том, какие у него были игрушки. В младшем школьном возрасте были трансформеры и роботы. В младенчестве был плюшевый медведь, резиновый Хоттабыч, резиновый Вася (со спущенными штанишками) и пластмассовый медвежонок. Остальное не запомнилось, какие-то пластиковые молоточки, пирамидки. Игрушек было немного. Книг – море.
Прошу прощения за многословие. Может, мой опыт кому-то пригодится.
И ещё говорю всем родителям: общайтесь с детьми, читайте сами. И давайте им возможность «созревать», уединяться и играть самим в тишине!

admin
15.02.2013 в 17:06

Иринья! Спасибо за столь подробный и интересный рассказ! Да, такой способ обучения ( в котором ребенок выделяет — тянет звуки и сливает их в слог и слово) как раз очень естественен для русского языка в отличие от запоминания «целых слов» на карточках. Именно поэтому все традиционные русские азбуки были основаны на нем.
Думается, что англоязычные авторы придумали «метод целых слов», потому что в этом языке слово пишется одним способом, а читается совсем другим. Например, в слове мама букв 6, а звуков только 4. И именно поэтому детям при изучении английского дают просто перечни слов для заучивания наизусть их написания. У нас же в русском языке всё намного более понятно для ребенка.
Приглашаю и других мам и педагогов поделиться своим мнением по поводу развития младенцев и того, чему же их надо учить и что развивать.

Таисия
16.02.2013 в 21:35

Прочитала и засомневалась. А нам почему-то врач в детской поликлинике ни разу не говорила, что надо заниматься. Только массаж назначала и процедуры. Как я поняла её, все процессы сами развиваются у ребенка. Да и массаж всегда в поликлинике без потешек делают и вообще без лишних слов, а ведь там работают профессионалы.
Кроме того, сейчас полным — полно разных развивающих игрушек, которые развивают малыша. А потешки — это уже история.

Ирина
17.02.2013 в 01:49

Таисия,здравствуйте.
А Вы знаете, сколько времени положено педиатру на приём Вашего ребёнка? Он только-только успевает вас осмотреть и сделать записи в бесчисленных документах. До бесед ли ему, до советов ли? Конечно, в природе всё развивается само собой. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок рос, как трава, то можете ничего не делать.Скажите, пожалуйста, каким образом игрушки могут развить что-либо? Ребёнок развивается, если с ним ИГРАЕТ мама (даже в эти же игрушки).
Про «историю» Вы серьёзно? А музеи, книги, фильмы — это не история? Куклы, колыбельные? Вот вырастет Ваш малыш и на все Ваши советы скажет:»Мама, ты устарела со своими понятиями, ты уже в истории».
Я вижу на этом сайте бесценную информацию для родителей, заинтересованных в наилучшем развитии своих детей. Каждый, конечно, возьмёт для себя столько сколько сможет. Таисия, я Вам очень советую взять побольше.

admin
18.02.2013 в 11:38

Таисия! Медицинский массаж в поликлинике и мамина игра — гимнастика с потешками и пестушками — это совсем разные массажи с разными задачами. Поэтому и проводятся они по-разному.
И тут соглашусь с Ириной — у врача или медсестры просто нет времени, чтобы объяснять что-то, показывать игры и упражнения или учить. Когда-то в поликлиниках были курсы для мам, а приходящая домой медсестра объясняла подробно все нюансы ухода за малышом и его развития (по крайней мере, об этом вспоминает моя мама и все мои родственники, имеющие взрослых детей). Теперь в большинстве районов это «уже история». Но если Вы почитаете любое руководство для медсестер, то найдете те самые упражнения, о которых рассказывается в статье, и которые рассматриваются как базовые упражнения для развития малыша, как профилактика многих проблем.

Елена
23.03.2013 в 01:24

Гимнастика и массаж, да еще в сопровождении пестушек, доставляют малышу коллосальное удовольствие! Но важно ассоциировать последнее с Мамой! Потому детский физиотерапевт работает практически молчаливо, и даже поворачивает головку улыбающегося малыша в сторону мамы.

admin
23.03.2013 в 17:45

Елена! Спасибо за такое важное дополнение и уточнение. Вроде бы мелкая деталь — врач поворачивает головку малыша к маме во время гимнастики и работает молчаливо, но важная! И обоснованная! Мама- главное! Оказывается, это тоже не просто так!
Да.. а телевизор-то как раз поворачивает головку малыша от мамы и с мамой ну никак не ассоциируется :)))

Елена
23.03.2013 в 23:46

Абсолютно с Вами согласна.
Отдельно благодарю за создание сайта! Мне очень помогают размещенные материалы в гармоничном развитии своего малыша!

Александра
01.04.2013 в 13:09

Ася, здравствуйте! Рада, что оказалась на Вашем сайте! Получаю сейчас дошкольное образование, след.год дипломный. Имею небольшой опыт работы в этой сфере, но зато мне уже хватило этого времени понять, как сейчас родители мыслят по вопросу развития своих детей…я с каждым днем прихожу в ужас…

Я хотела бы выразить свое мнение, полностью совпадающее с Вашим, по поводу современного веяния обучения по карточкам.
Как много сейчас сайтов, которые ведут мамочки, не имеющего педагогического образования и минимальных должных знаний по вопросам развития детей, что и когда следует делать, а что еще рано.
И что самое печальное, учат других таких же, как они мам, как здорово, интересно и играючи можно учить малыша читать по кубикам и карточкам, не осознавая, что ребенок запоминает слова совершенно неосознанно. Зато, вот, посмотрите на мой опыт, у меня все получилось, получится и у вас!!!

Самое обидное, что наша отечественная школа тем самым забывается и не берется в расчет. Что самое интересное, к нам сейчас приезжают иностранцы и перенимают наш советский опыт, подтвержденный многочисленными исследованиями, а у нас все как всегда, с оглядкой на Запад, отвергают то, что уже десятилетиями накоплено и разъяснено!

Эта мысль меня тоже натолкнула на создание сайта, чем я сейчас и занимаюсь. Хотя техническая сторона этого вопроса меня и приостанавливает…В любом случае, я считаю, что надо хоть как то постараться родителей направить на верный путь развития и воспитания детей…

Рада, что есть единомышленники:-) Надеюсь на сотрудничество!:-)

admin
01.04.2013 в 19:33

Александра! Спасибо за Ваш комментарий:) и за то, что выразили свое мнение. Думается, что тут «каждый выбирает для себя» — как поется в песне. Но для того чтобы выбрать, нужно знать разные подходы и их результаты — ведь у каждого подхода есть и сильные, и слабые стороны. Но в любом случае путь выбирает каждый сам. А вот то, что необходимо и важно рассказывать о нашем отечественном опыте и исследованиях — это точно. К сожалению, в Интернете об этом не прочитаешь, и у многих складывается мнение, что ничего вообще нет. А ведь у нас есть такие разработки, до которых далеко зарубежной педагогике.
А про сайт — я училась этому на абсолютно бесплатном курсе по созданию сайта Start-Up. И очень довольна тем, что получилось :). Желаю Вам успехов 🙂

Анна
01.06.2013 в 17:42

Здраствуйте скажите а почему нет информации после 4 месяцев?

admin
01.06.2013 в 20:22

Анна! Спасибо за вопрос! Пока нет статьи о малышах постарше четырех месяцев, так как всю эту весну я была занята подготовкой и проведением Интернет-Мастерской развивающих игр для родителей и педагогов, которая прошла у нас в апреле 2013 года, и в ней училось более 2 тысяч человек из 9 стран мира. Поэтому блог не обновлялся в это время и новых статей не было — моих сил и времени на новые статьи просто не хватало. Всё время занимали вебинары.
Но сейчас сайт войдет в обычный режим. И уже в ближайшую неделю планирую опубликовать статью о пятимесячных малышах, а дальше будут статьи и про деток постарше:).

Анна
03.06.2013 в 05:33

Спасибо буду ждать, нам уже пять мы занимаемся но первые четыре очень ваш сайт помогал)))

юлия
04.08.2014 в 11:00

На самом деле гимнастика массаж и всякие игры с ребенком нужны не для того чтобы его развивать в смысле обучать, а развивать в смысле дать понять что его любят и гордятся его успехами. У нас вот еще такая любимая игра. Я говорю: Дай поцелую пальчик(пяточку,коленочку и т.п) и целую,потом прошу дать другую. Конечно ребнок не дает сам но я все равно целую. Сама была в шоке когда малыш в 4 месяца на мою просьбу протянул мне пальчик. Еще он при этом смеется.Ребенка нельзя любить слишком много. Ему надо каждый день говорить об этом прикосновениями словами поцелуями. Потешки очень помогают в общении с ребенком.

admin
04.08.2014 в 12:09

Юлия! Полностью согласна! Спасибо за комментарий! Сейчас слишком много говорят об обучении уже с пеленок, о гениях с пеленок. Я прихожу в ужас от таких лозунгов. Мне иногда даже приходят письма такого содержания: «Мой малыш не может долго смотреть на демонстрацию обучающих картинок. Я в шоке — как же он будет учиться в школе!». А ребенку этому и полгода еще нет! Кто сказал, что он обязан смотреть на эти картинки??? Главное что нужно малышу и любому человеку — доброта и любовь. Это самая главная «развивающая среда», в которой расцветают все способности.

Ольга
22.09.2014 в 12:13

Здравствуйте, спасибо Вам, Ася, огромадное за Ваш сайт. Растем по нему. Нам как раз 4 месяца.Встаем с утра, буквально открываем сайт, как шпаргалку и по нему весь день живем! Кстати, я заказала «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей» на сайте etnokniga.ru. Жду, когда придет! Очень хочется попасть на Мастерскую 2015. Еще раз спасибо за Ваш неоценимый вклад в развитие наших детей!

admin
23.09.2014 в 13:22

Ольга! Я рада за Вас и рада, что сайт приносит в Вашу семью радость и счастье. Это моя главная задача! Я тоже «этнокнигой» пользуюсь часто, когда мне нужно найти и купить что-то редкое по развитию детей и народным традициям. Мастерская 2015 обязательно будет, сейчас думаю над более удобным ее форматом проведения и срокам.
До новых встреч на «Родной тропинке»!

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail