Каталог статей
CATALOG
Рекомендую!

Шестимесячный ребенок

Шестимесячный ребенок: особенности развития, что умеет ребенок в 6 месяцев, игры и упражнения, игрушки.

Шестимесячный ребенок.

Каждый месяц первого года жизни – это особый этап развития, в котором ребенок делает новый шаг. А шесть месяцев – это еще и переход на  новый этап жизни – начинается второе полугодие первого года жизни младенца. В этом возрасте малышу уже недостаточно только ласки и внимания взрослого. Для его развития очень важным становится «деловое» общение с мамой в ситуациях игры с игрушками и предметами. Это новый уровень общения и социального развития малыша, в котором появляются новые качества и умения ребенка, развивается его интеллект. Если малыш остается на уровне предыдущем (только эмоционального общения и ласки, улыбок, прикосновений), то это неблагоприятно влияет на особенности и социального развития, и развития сенсомоторного интеллекта ребенка. Тогда ребенок начинает отставать в развитии.

В статье Вы найдете базовые, основные упражнения для шестимесячных детей, которые помогут предупредить многие возможные отклонения в развитии малыша и позволят сформировать у него те умения, которые развиваются именно в данный период жизни ребенка. Именно эти упражнения десятилетиями делали с малышами их мамы и бабушки, им обучали родителей в маминых школах при детских поликлиниках. А сейчас о них мало кто знает. Сейчас стало модным среди некоторых родителей считать эти упражнения излишними («и так заговорит, да и ползать научится без упражнений» ) и основное внимание направлять на «изучение букв и цифр» уже с пеленок, развивая «гениальность».  И при этом подходе, набирающем всё большую популярность,  катастрофически растет количество детей, отстающих от нормального развития и детей с неврозами и эмоциональными проблемами, с серьезными речевыми проблемами! А нормы развития детей стали перестраиваются под эти модные тенденции. Так, сейчас чуть ли не гениальными считаются дети, говорящие 12 слов в год и свободно владеющие к этому сроку ходьбой. Хотя раньше это была норма, а если ребенок этого не достигал к году — то это считалось уже отставанием в развитии. Стоит над этим задуматься!

Если же не гнаться за «гениальностью»  (которая, кстати, к школьному возрасту оказывается вовсе не гениальностью и не оправдывает вложенных усилий родителей), а давать ребенку плодотворную почву для гармоничного своевременного развития, то можно вырастить прекрасного, здорового, счастливого, активного, самостоятельного, любознательного малыша и избежать многих проблем с его здоровьем физическим и психическим. Чего Вам всем желаю и чем могу помогаю Вам этой статьей :) ! Ведь все упражнения, подходы, которые даны в ней основаны на многолетних исследованиях развития детей отечественными врачами, психологами и педагогами, а их эффективность доказана десятилетиями практики  развития малышей.

Что умеет ребенок к началу периода — к 6 месяцам — мы уже с Вами знаем. Об этом мы говорили в статье  «Что умеет ребенок в 5 месяцев: игры и упражнения».

Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения.

1. Шестимесячный ребенок: развитие предпосылок речи.

1.1.      Развитие подражания речи близкого взрослого.

Шестимесячный ребенок интересуется  звуками человеческого голоса, наблюдает внимательно за губами и мимикой лица говорящей мамы. Он очень любит повторять разные звуки в своем лепете, имитирует звуки, услышанные от взрослых, в играх – перекличках.  Постепенно усиливается сходство произносимых малышом звуков со звуками родной речи. Чаще начинают встречаться в лепете ребенка звуки и, у, о.

В возрасте шести месяцев малыш уже четко слышит произносимый им слог и повторяет его многократно.

Это нужно знать каждой маме: У глухих детей гуление ( протягивание гласных звуков) и гуканье появляются в то же время, что и у слышащих детей. А вот лепет (лепетом называется повторение не отдельных звуков, а слогов  ба-ба-ба, ма-ма-ма, тя-тя-тя и т.п.) не возникает из-за отсутствия слуха. Поэтому очень важно следить за развитием своего ребенка и запомнить, вовремя ли у него появился лепет! И вовремя сообщить об этом наблюдающему Вашего малыша врачу. Иногда глухие дети не получают своевременную помощь, т.к. мамы не знают, что активное гуление в первые месяцы жизни не означает  хороший слух младенца!

Как развивать у ребенка в 6 месяцев подражание речи?

Развить у шестимесячного малыша умение подражать речи взрослого невозможно без близкого эмоционального контакта. Чужим взрослым людям или диктору из так называемого «развивающего видео по развитию речи для младенцев» ребенок подражать не будет! И не может! Ему нужен именно мамин голос! Поэтому очень не советую тратить время на такие псевдоразвивающие видео, после которых у многих малышей речь отстает в своем развитии, а заняться действительно полезными упражнениями, развивающими речь, умение подражать звукам родного языка и предупреждающими нарушения речи.

Лепет – это своеобразная речевая зарядка для ребенка, которая укрепляет речевой аппарат и содействует его правильному развитию. Обязательно используйте в общении с шестимесячным ребенком много потешек! Потешки имеют уникальное значение в развитии речи шестимесячных малышей, т.к. в них часто повторяются слова и слоги из детского лепета – тили-тили, ту-ту-ту, гу-гу-гу и другие. Причем повторяются эти слоги в сильной позиции, в которой ребенку проще и легче их услышать и выделить из речевого потока. Это тоже будет способствовать развитию лепета у малыша.

Разговаривая с шестимесячным малышом тяните медленно протяжно гласные звуки: «Вот и соооооолнышко мое проснуууулось. Проснууууулось да потянуууууулось! Вот какие потягууууушечки!», говорите не спеша, делая паузы между своими фразами. Называя разные игрушки и предметы, тоже тяните гласные звуки, помогая ребенку научиться вслушиваться  в Вашу речь: «Вот какой колокооооооольчик! Колокооооольчик звениииит: дииинь-диииинь-диииинь»

Упражнение «Перекличка».

Это базовое упражнение для шестимесячных детей – веселая игра со слогами и звуками родного языка с помощью мамы. Без  перекличек практически невозможно сформировать у ребенка подражание звукам.

Перекличка – это своеобразный диалог мамы с ребенком, в котором мама повторяет за малышом звуки и слоги его лепета, а затем делает паузу для ответа ребенка. После этого мама говорит ребенку другие слоги, а малыш повторяет за ней.

Умение подражать слогам мамы достигается не сразу. Сначала малыш просто смотрит внимательно на рот говорящего взрослого и ничего не повторяет. Это нормально, ведь он еще не может понять, что за новую игру предлагает мама. Малыш может в ответ маме начать двигать губами беззвучно, делать разные движения ртом. Это тоже нормально. Начните протягивать гласные, утрируя их артикуляцию – ааа, ооо, ууу, делайте паузы, говорите с разной силой голоса, с разной высотой голоса и с разной интонацией. Обязательно делайте паузы, чтобы наблюдающий за Вами малыш смог Вам ответить если не звуком или слогом, то хотя бы движением рта.

Правила проведения перекличек для развития подражания речи у шестимесячного ребенка:

  1. Ведя перекличку, Вы должны стоять так, чтобы Ваше лицо находилось в поле зрения ребенка, и ничего не мешало ему наблюдать за Вами (проследите, чтобы в глаза ребенка не бил яркий луч солнца или свет от лампочки).
  2. Во время переклички не должно быть посторонних отвлекающих звуков – звука телевизора или радио. Малыш должен слышать только ваш голос и должен быть сосредоточен на Вашем лице.
  3. Сначала играем в игре в перекличку только с теми звуками, которые ребенок уже произносит. Например, малыш  лежит и тянет ба-ба-ба (или ааа). Похвалите и повторите за ним этот слог: «Умница! Скажи еще раз ба-ба-ба! Ба-ба-ба!».  Сделайте паузу для ответа. Если малыш не реагирует, еще раз скажите ему с разными интонациями ба-ба-ба.  Предлагайте для повторения те звукосочетания, которые ребенок уже говорит (ва-ва-ва, бу-бу-бу, ба-ба-ба и другие). И только к 7 месяцам Вы сможете вводить в упражнения – переклички новые для ребенка сочетания звуков – тятятя, дидиди, татата и т.п.

Наилучшее время для развития умения подражать речи взрослых у шестимесячных детей — время бодрствования после сна, примерно через полчаса после пробуждения.

1.2.      Развитие понимания речи близкого взрослого у шестимесячного ребенка.

В 6 месяцев ребенок начинает понимать речь близкого взрослого. Он вслушивается в слова, проявляет внимание к тому, что говорит мама. Для развития этого умения мы будем регулярно проводить с малышом игру «Где…».

Игра «Где…?»

Для развития понимания речи проводите с шестимесячным малышом упражнения, побуждая его поворачивать голову и отыскивать взглядом называемый предмет – «Где часики тик-так? Где собачка ав-ав? Где киска мяу-мяу?»

Очень важно: предметы для этой игры ВСЕГДА должны находиться в одном и том же определенном месте в комнате.

Когда малыш начнет легко ориентироваться в словах и предметах, проведите игру с новыми предметами в комнате ребенка и словами, их обозначающими. Спросите: «Где мама? Где папа? Где баба? Где деда?», знакомьте с другими словами.

Игра «Где огонек?».

Когда в комнате зажигается свет (люстры или настольной лампы), ребенок всегда поворачивает голову в сторону источника света. Этот момент можно использовать для игры. Спросите: «Аленушка! Где огонеееек? Воооот огонек!». Можно повторно погасить и зажечь лампу, задавая вопрос» «Где огонееек?» И радостно восклицая «Воооот огонек»        при появлении света.

С 6 месяцев можно начать учить малыша показывать по Вашей просьбе простые движения в играх – «ладушки», «до свидания», «какой большой»! И предлагать их повторить.

2. Развитие движений у шестимесячного ребенка.

2.1.      Побуждаем к ползанию: как учить ребенка ползать?

Игрушки для развития ползания.

Ползание – это важнейший вид движений для шестимесячных малышей.

С шестимесячным ребенком очень важно проводить игры и упражнения, побуждающие его ползать. Для стимулирования ползания привлекают ребенка показом игрушки, называют ее, подзывают ребенка по имени, стимулируют подползти к игрушке. Как только малыш дополз до игрушки, дают ему возможность поиграть с ней. 

Можно поиграть в прятки, то пряча игрушку, то показывая ее и побуждая подползти к ней. С шестимесячными детьми уже можно поиграть и в «догоню-догоню», чтобы малыш,  смеясь,  полз от вас, а вы его «догоняли». Причем темп ползания в «догонялках» должен расти – Вы догоняете всё быстрее и быстрее, а малыш меняет скорость ползания.

Некоторые родители говорят, что их ребенок вообще не ползал, но пошел, как и положено, в год. По зарубежным данным, такая ситуация встречается сейчас в 15 % современных семей (Д. Хопкин – журнал «Итоги», 1998) Да, так бывает, если малышу просто не дают возможности ползать по разным причинам (нет пространства в комнате в связи с плохим жилищными условиями семьи; страх родителей,  что ушибется, поранится; ограничение движений ребенка для собственного удобства – так жить безопаснее и не будет излишних проблем). Но отсутствие ползания —  это неблагоприятный вариант развития для ребенка.

Ползание важно не само по себе, а как необходимый этап в развитии шестимесячного ребенка. Ползание развивает и укрепляет мышцы ног, рук, спины,  брюшного пресса, шеи, помогает сформировать правильную осанку, укрепляет вестибулярный аппарат, активизирует обмен веществ и позволяет ребенку хорошо расти и развиваться.   Ползание существенно влияет на поведение ребенка – он становится более самостоятельным и подвижным, более активным, что важно для познавательного развития малыша.

Поэтому приготовьтесь заранее и обеспечьте шестимесячному ребенку безопасное пространство, в котором он сможет ползать с удовольствием, а Вы будете за него спокойны.

Игры с шестимесячным ребенком для стимулирования ползания .

Игра «Догоню».

Говорите ребенку «догоню» и имитируйте погоню, побуждая его быстро ползти от Вас. Догнав ребенка, возьмите его на руки, обнимите, поиграйте в веселую игру. И вновь повторите игру в догонялки с ползанием. Меняйте темп движений.

Игра «Развлечение» (Автор – Ю.А. Разенкова «Игры с детьми младенческого возраста»).

  • Расставьте на полу предметы, чтобы малыш мог ползать вокруг них, подползать под них, заползать на них (стол, стул, подушка, валик).
  • Положите подушечку и покажите, как на нее можно заползать, покажите, как можно проползать под столом,  как можно ползти вокруг стула.
  • Положите под стул игрушку так, чтобы малыш ее увидел, и ему захотелось подползти под стул и достать игрушку.
  • Раскладывайте в пространстве для ползания яркие игрушки крупного размера (примерно 25 см), которые будут стимулировать малыша ползти к ним и исследовать их. 

Этими несложными упражнениями Вы будете развивать умение малыша легко и свободно ползать в разных направлениях и в разном темпе.

Игра «Каталка».

Возьмите яркую игрушку на колесиках (каталку размером 20-25 см) и поставьте ее на расстоянии 1 метр от малыша. Толкните каталку ближе к ребенку, чтобы он мог  к ней подползти и достать игрушку. Когда малыш достанет игрушку, дайте ему немного поиграть с ней, и снова откатите игрушку на полметра, стимулируя малыша подползти к ней.

 

2.2.      Когда малыш сидит?

В 6 месяцев малыш может сидеть, держа спинку и сохраняя равновесие. Но сам садиться он еще не умеет, в этом ему помогают взрослые. При сидении многие шестимесячные дети поддерживают себя, опираясь руками о пол. Только к 8 месяцам ребенок сможет сидеть самостоятельно без поддержки в течение 10 минут и играть в это время с игрушками. Не следует усаживать ребенка в подушки раньше времени, это вредит позвоночнику!

Есть мнение среди исследователей — педиатров, что дети, которых начали раньше времени усаживать в дальнейшем предпочитают сидеть, а не двигаться, меньше своих сверстников занимаются с игрушками.  К этому мнению стоит прислушаться. Шесть месяцев – время не для удобного для взрослых сидения малыша, а для неудобного для взрослых его активного ползания и самостоятельного освоения пространства.

Очень важно: желательно, чтобы малыш сначала научился ползать, а только потом научился садиться, так как ползание готовит организм ребенка к сидению и ходьбе.

 Более подробно о том, как малыш учится сидеть, а также гимнастика для развития умения присаживаться и чувства равновесия — в статье «Как научить ребенка сидеть».

2.3.      Скоро будем ходить! Подготовительные упражнения, готовящие к ходьбе, с шестимесячными детьми.

С шести  месяцев можно и нужно делать с малышом специальные упражнения, развивающие его ножки и готовящие ребенка к стоянию и ходьбе. Эти упражнения развивают не только мышцы, но и  чувство равновесия. Все упражнения делаются в сопровождении ритмичных песенок, пестушек, потешек, стихов. Можете выбирать любые потешки, которые Вам нравятся и доставляют удовольствие Вашему ребенку.

Примерный перечень упражнений для шестимесячных детей:

  1. Велосипед (это упражнение можно делать и  раньше 6 месяцев). Малыш лежит на спинке. Вы держите его ножки и делаете ими движения «велосипед», напевая детскую песенку или читая стишок.
  2. Наши ножки. Положите ребенка на живот, согните его ножки в коленях. Затем выпрямите их, разводите в сторону и соединяйте ножки вместе.
  3. Сгибание и разгибание ножек. Малыш лежит на спине. Сгибайте и разгибайте его ножки с легким нажимом коленками на живот (4-6 раз)
  4. Ходьба скользящими шагами. Малыш лежит на спине, а взрослый обхватывает его голени и делает его ножками скользящие движения напоминающие ходьбу на лыжах. При движении нога ребенка скользит по поверхности стола, то сгибаясь то разгибаясь.
  5. Поднятие ног. Малыш лежит на спине. Обхватите колени и голени поднимите его прямые ножки вверх, затем опустите. Повторите 4-6 раз.
  6. Перекрест ручек. Развиваем мышцы туловища, шеи, рук. Разводите и сводите ручки ребенка в стороны, перекрещивая их на груди.
  7. Боксер. Дайте малышу в руки два кольца (можно делать упражнение и без колец). Поочередно сгибайте и разгибайте руки ребенка, имитируя движения боксера.
  8. Круговые движения руками. Дайте в ручки малышу кольца и делайте медленные круговые движения руками 2-6 раз.
  9. Подпрыгивание. Возьмите ребенка под мышки и делайте с ним «подпрыгивающие» движения над столом. Ножки малыша при каждом «подпрыгивании» должны касаться поверхности стола. Можно чередовать подпрыгивание с покачиванием малыша из стороны в сторону.
  10. Присаживание (но не сидение!!!). Ребенок лежит на спине. Возьмите его за кисти и запястья. Отведите прямые ручки ребенка в стороны и слегка потяните их к себе. Этим Вы стимулируете ребенка «присесть». Затем вернитесь в исходное положение  — ребенок лежит на спине. Повторите присаживание 2-3 раза.
  11.  Выгибание. Ребенок находится в положении лежа на животе ногами к маме. Возьмите его за ручки (можно дать в руки кольца, и взяться за кольца) и медленно поднимите ручки ребенка вверх, потяните их чуть назад (похоже на «ласточку»). Спинка ребенка выгибается. 

2.4 Развитие движений руки у шестимесячного ребенка.

Погремушки для шестимесячного ребенка.

Шестимесячный ребенок может манипулировать игрушкой, не глядя на нее, а смотря в это время на какой-то другой предмет.

У ребенка 6 месяцев совершенствуются действия  с предметами Нужно побуждать его рассматривать игрушки, размахивать ими, стучать, вкладывать и вынимать детали игрушек, прислушиваться к издаваемому игрушкой звуку, катать, постукивать, притягивать, отбрасывать, постукивать и делать другие действия с игрушками. Именно в практической деятельности с игрушками и обследовании предметов развивается не только моторика, но и интеллект малыша.

В шесть месяцев уже можно учить ребенка подражать самым простым действиям взрослого (покатить мячик, достать кубик из коробки, перевернуть ведерко с игрушками, положить в ящичек платочек, потянуть за веревочку и т.д.).  Для этого:

  • Сделайте действие с игрушкой сами, когда ребенок за Вами наблюдает.
  • Потом повторите движение вместе с малышом («рука в руке»).
  •  Снова сделайте движение сами (покажите его ребенку), и скажите малышу: «А теперь Анечка будет мячик катать кач-кач-кач-кач!».

Всегда называйте в играх с предметами их название,  действие, признаки предмета (большой, пушистый, красный, красивый и др.). Это помогает развивать предпосылки речи у ребенка, в дальнейшем поможет ему очень быстро и хорошо заговорить.

Упражнение «Игрушка на ленточке»

Возьмите любую звучащую яркую игрушку. Можете сшить ее сами, вложив внутрь бубенчик, или взять готовую. Обвяжите ее прочно яркой атласной ленточкой. На другой конец ленточки привяжите пластмассовое колечко (можно купить такое колечко в отделе «Все для шитья» или в «Галантерее»). Расстояние от колечка до игрушки примерно 1 метр.

Положите колечко на расстоянии вытянутой ручки ребенка. Покажите, действовать колечком. Малыш подползает к колечку, тянет за него, начинает им двигать в разных направлениях. При этом раздается звук игрушки. Не нужно вмешиваться – пусть малыш сам догадается, откуда доносится звук и как его получить. Если у него это не получается, то покажите еще раз, откуда берется звук, вложите в ручку малыша колечко и потяните за колечко («рука в руке»).

Для этой игры каждый раз надо привязывать ленточку к новой игрушке – гремящей, шуршащей, звенящей и т.д. Можно привязать ленточку к колокольчику и показать, как по-разному можно дергать за ленточку, чтобы колокольчик зазвонил (вперед-назад, вправо – влево, по кругу, вверх – вниз).

Для шестимесячных детей и детей чуть старше есть  замечательная серия материнских игр с мячиком, подвешенным на веревочке (автор — Ф. Фребель). Эти игры с мячиком для малышей в картинках и схемах Вы сможете найти в статье «Дары Ф. Фребеля».

Шестимесячный ребенок может сам заниматься с игрушкой примерно 1- 2 минуты и более (до 5 минут).

Игра с бочонками

(бочата – это русская народная игрушка с вкладышами). Разработка игры  Л.Н. Павловой, канд. психологических наук, автора многих замечательных книг по развитию детей раннего возраста.

  • Возьмите бочонок с крышкой и платочек. Положите платочек в бочонок и закройте бочонок.
  • Поставьте перед малышом закрытый бочонок, из которого торчит конец цветного платочка. Малыш начинает подтягивать за уголок платочка. И вытаскивает платок, рассматривает его.
  • Снова положите платочек в бочонок и закройте бочонок так, чтобы уголок платочка был снаружи бочонка. Поставьте игрушку перед ребенком. Если малыш не догадался, как достать платочек, то покажите ему действия еще раз.
  • В бочонок можно складывать разные предметы. Но они должны быть безопасны для малыша (должны быть большого размера). Небольшие предметы всегда обвязываются цветной лентой. Конец цветной ленты находится наружи. Мелкие предметы нельзя использовать в игре с шестимесячным ребенком, т.к. это небезопасно! 
В этом видео Вы найдете очень хороший материал о развитии движений во втором полугодии жизни ребенка (от шести месяцев и старше).

3. Развитие самостоятельности и опрятности в шесть месяцев.

В 6 месяцев ребенок может есть с ложки.

В 6-7 месяцев можно начать приучать ребенка пить из чашки, придерживая ее руками. Посадите ребенка на колени, поднесите к его губам чашку и предложите попить. Малыш уже может выпить порцию (в чашке должно быть небольшое количество жидкости или жидкой пищи) 

С 6 месяцев можно начать попытки попробовать решить проблему приучения ребенка к горшку. Зачем так «рано»?

Первое. В этом возрасте малыша легче приучить, чем в более позднем возрасте. Хотя полный контроль над естественными отправлениями формируется у ребенка в 2,5 – 3 года.  Поэтому Вам решать, когда начинать. Но надо понимать, что чем позже – тем сложнее, тем больше у протеста у малыша, который не может понять, откуда взялся этот горшок и как научиться управлять своим телом? И никакие «звучащие» горшки не помогают!

Второе. Зачем в этом возрасте? Конечно, есть памперсы. Но Вы пробовали их сами? Нет? Тогда попробуйте — походите летом в самых лучших и дорогих «дышащих» памперсах для взрослых, или поспите в них ночью в теплом помещении, и Вы поймете самочувствие ребенка в них. Вы скажете  — а Вы, автор статьи, что – пробовали? К сожалению, да, пришлось испытать, когда была в больнице. И больше  ни за что не поверю, что они «дышащие». А врач в больнице сказала такие слова: «Я хотела бы, чтобы каждая мама прежде чем надевать на малыша памперс, надела бы его на себя и походила в них недельку. Тогда бы она всё поняла». По собственным ощущениям — это ужас! Как в них находятся бедные детишки, которые еще не умеют говорить и потому даже ни о чем даже попросить нас не могут!

Привожу мнение известного специалиста, который не зарабатывает на рекламе и потому пишет свое истинное мнение  – С. Теплюк (книга «Ребенок от рождения до года» — 2013 год издания):

«Слыша  в рекламе проникновенные слова о дышащих памперсах, трудно представить себе, как кожа малыша может дышать через слой влаги и геля. Разрекламированные суперсухие памперсы с помощью абсорбента действительно впитывают влагу, заодно вытягивая жидкость и из кожи ребенка. Приходится упорно лечить его увлажняющими средствами, заботливо рекомендуемыми той же рекламой. Но в ней мы не услышим предостережения: памперсы могут привести к перегреву детородных органов… а как более близкое последствие – потеря ощущения эффективности мочеиспускания. Нелепо предлагать вернуться назад, к стирке белья и пеленок, но стараться сохранить здоровье собственного ребенка – в интересах каждого. Стоит лишь не увлекаться памперсами, а ограничить их на время сна, прогулки, «выхода в свет».

Наши бабушки начинали приучать малышей к горшку с 2,5-3 месяцев. Для этого они держали малюток над горшком, вырабатывая условный рефлекс. А с 6 месяцев, когда ребенок мог уже недолго сидеть – начинали приучать к опрятности и высаживали на горшок очень ненадолго. Считается достаточным предупредить «конфузы», высаживая на горшок в следующее время:

  • перед сном и после сна (если встал сухим),
  • перед прогулкой и после прогулки,
  • через 15 минут после кормления,
  • если ребенок проявляет признаки беспокойства ( затормаживание движений, мышечное напряжение, малыш возится, беспокоится) – эти признаки индивидуальны у каждого ребенка. 

Секреты успеха:

  • Горшок должен быть теплым и сухим, приятным для малыша.
  • Малыша надо хвалить за результат, если всё получилось!
  • Всегда будьте рядом с ребенком, но не держите его на горшке долго.
  • Не надо заставлять ребенка идти на горшок, если он уже  всё сделал в памперсы или в штанишки.

В любом случае приучение к опрятности происходит не сразу, надо запастись большим терпением и знать, что результаты будут волнообразным – то всё хорошо, то снова возвращаемся к тому, с чего начали. 

4. Какие игрушки нужны ребенку в 6-9 месяцев?

Игрушки для шестимесячного ребенка.

Используемые для шестимесячного ребенка игрушки должны быть разной фактуры и из разного материала (для развития тактильной чувствительности), а также всех цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). 

Предпочтительные материалы – ткань, пластмасса, дерево, резина.

Малышу с шести месяцев и старше нужны игрушки, которые могут изменять свой внешний вид – с подвижными элементами, веревочками для подтягивания деталей, с крутящимися деталями. Он порадуется и игрушке – забаве, такой как, клюющие курочки или богородские резные деревянные мишки или зайчонку на качелях.

Подберите игрушки так, чтобы у малыша были одинаковые наименования игрушек, но разные по цвету или по размеру (Например, большой мяч и маленький мяч, красная большая машинка и зеленая большая машинка)

С шести месяцев очень нужны ребенку сюжетные игрушки – зайчик, мишка, кукла, петрушка, киска и другие.

Любая игрушка должна давать возможность шестимесячному малышу ее обследовать и находить в ней что-то забавное, интересное, захватывающее, пробуждать его активные действия с ней.

Примерный перечень игрушек для шестимесячного ребенка:

  1. Твердые игрушки из пластмассы, дерева разного цвета и формы.
  2. Текстильные игрушки, изображающие людей или животных и сшитые из махровой ткани или  бязи (плотной цветной хлопчатобумажной ткани с разными узорами). Лоскутные мячики и кубики с разной фактурой поверхности. Если Вы делаете текстильные игрушки сами, то вкладывайте в них разные звуковые наполнители (киндер-сюприз с гречкой, с горохом – шумелки, цветочную упаковку – шуршалки, бубенчик – звенелка)
  3. Погремушки с ручками самых разнообразных форм для тренировки ручек в захвате предметов разной формы и перекладывания их из руки в руку (ручка погремушки как колечко, столбик, гантелька, петелько, капелька – см. фото в статье «Ребенку 5 месяцев»).
  4. Безопасное детское зеркальце в прочной рамке для рассматривания  отражения.
  5. Деревянная детская посуда – миска, чашка, ложка.
  6. Игрушки для вынимания, вкладывания, рассматривания деталей, с подвижными деталями.
  7. Катающиеся игрушки (цветные цилиндры как самый простой вариант) для стимулирования ползания: мячики, машинка, тележка на колесиках, любые сюжетные игрушки – каталки на колесиках.
  8. Гирлянды игрушек, которые малыш может обследовать (игрушки с дырочкой посередине, нанизанные на прочный толстый шнур)
  9. Ведерко (или тележка) с яркими игрушками внутри. Шестимесячный ребенок уже умеет перевернуть ведерко, высыпать все игрушки из него и поиграть с ними. Хорошо, если это будет ведерко с разными объемными геометрическими фигурами – куб, шар, цилиндр, конус разной величины и цвета.
  10. Музыкальные или звучащие игрушки – бубен, погремушки, игрушки — пищалки, матрешки (стучат в собранном виде), шуршалки.
  11. Бытовые предметы тоже могут стать игрушками для шестимесячного ребенка.  Такими предметами для игры могут стать мисочки, кастрюльки с крышками (в них можно положить игрушки, колечки, мячики), дуршлаг, коробочки с крышками. 

5. Музыкальные упражнения с шестимесячным ребенком.

Пойте ребенку музыкальные мелодии разного характера – веселые, грустные, спокойные и бодрые. Давайте ему послушать звучание музыкальных инструментов, музыку в записи. Делайте вместе с малышом движения в соответствии с характером музыки.

Учите искать источник звука. Для этого играйте на музыкальном инструменте в разных местах комнаты, побуждая малыша повернуться к источнику звука.

Обязательно ставьте для прослушивания музыку классическую и народную. Например, можно поиграть в лошадки  (Р. Шуман «Смелый наездник»), потанцевать под аудиозаписи русских народных мелодий.

Можно давать серьезную классическую музыку для прослушивания – это и музыка И.С. Баха, и В.А. Моцарта и А. Вивальди и других известных композиторов. Слушайте музыку вместе с ребенком, пока сохраняется внимание малыша к ней. Первые музыкальные впечатления оставляют в ребенке след на всю жизнь!

Что умеет шестимесячный малыш к окончанию месяца, т.е. к семи месяцам? Наши результаты. 

К окончанию месяца ребенок:

  • подолгу лепечет,
  • хорошо ползает – много,  быстро и в разных направлениях, стремится ползком достичь нужной игрушки и взять ее в руки, может сам проползти 1-2 метра с остановками или без остановки, ползает энергично, быстро, меняя направление,
  • интересуется игрушками и предметами, активно действует с ними,
  • в действиях с игрушками и предметами приспосабливает руку к их разной форме,
  • может выполнить два взаимосвязанных действия с игрушками (подтянуть предмет с помощью привязанной к нему ленты),
  • может обследовать предметы как лежа на спине или лежа на животе, так и на руках у взрослого в вертикальном положении,
  • может взять в свои ручки игрушку из любого положения тела, при  захвате игрушки учитывает ее размер и форму,
  • держит в руке ложку,
  • может удержать в своих руках два кубика,
  • манипулирует активно с колокольчиком на ленточке или подвешенным мячиком на шнуре,
  • следит за предметом и его перемещением в положении сидя,
  • может сам заниматься с игрушками от 1 до 5 минут, обследуя их и производя с ними разные действия,
  • пьет из чашки.
  • понимает просьбы и вопросы близких взрослых с подкреплением жестом: «Где?», ищет маму и папу в ответ на вопрос «Где мама? Где папа?».

Из статьи Вы узнали об особенностях развития шестимесячного ребенка и его воспитания.  О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из статьи «Ребенку 7 месяцев: игры и упражнения».

Еще о домашних играх и занятиях с шестимесячным ребенком Вы можете почитать статьи:

Стихи для самых маленьких: стихи для купания, одевания, кормления, укладывания спать и пробуждения. 

Как делать массаж рук и пальчиков детям до года. Развитие мелкой моторики.

Пестушки для купания и умывания, гимнастики и массажа, русские традиции воспитания детей до года.

Детская развивающая книжка для самых маленьких своими руками.

Развитие самостоятельности у детей до года: российские и американские нормативы развития.

Тайны колыбельных песен для малышей: как их выбирать и как петь, влияние колыбельной на развитие ребенка.

О нормах и показателях развития ребенка от рождения до трех лет Вы можете узнать из статьи «Развитие детей в раннем возрасте: основные показатели»

До новых встреч на «Родной тропинке». А какие упражнения и игры Вы считаете самыми важными в развитии ребенка шести месяцев? Приглашаю поделиться своим мнением в комментариях к статье.

 

Получите бесплатную книгу "50 игр и затей по развитию речи детей:

советы специалиста по развитию речи ребенка от рождения до семи лет"!

Получить книгу бесплатно можно на странице нашего сайта  50 игр и затей

kniga-50-igr-i-zatei-po-razvitiiu-rechi

 

 

Комментарии (20) на “Шестимесячный ребенок”

  • Алена

    Здорово наконец то дождались этой статьи, а то я уже и не знала что нам дальше делать. Спасибо Ася!
    Насчет горшка большое спасибо, я знала про вред но не знала как нам уменьшить время в памперсах, теперь понятно что и как делать.

    Ответить
    • admin

      :) . Алена! Спасибо за комментарий! Как интересно — в сети куча материала по первому году жизни, а мамы и пишут и пишут мне письма на почту и Вконтакте, подгоняя меня — «а когда будет статья про 7 месяцев?», «А нам уже 8 месяцев — ждем и о нас статью!» И ждут именно статьи «Родной тропинки», хотя вокруг полным-полно сайтов детской тематики. Интересно узнать мне как автору, что же такого очень важного и нужного Вы находите именно в статьях «Родной тропинки»? Если кто-то поделится хотя бы кратко в комментариях или в письме — то буду очень благодарна :) .

      Ответить
      • Алена

        Для меня важно то, что в статьях дается не просто набор каких то упражений, а расписывается структура занятий и, что очень важно (!), объясняются причины и логика таких рекомендаций. Когда у меня что то не получается а я знаю почему надо делать иненно так, то я могу что то изменить и добится чтобы получилось. Т.е. я хозяйка положения я свободна в выборе. Именно это я очень ценю в ваших статьях.

        Ответить
  • Анна

    Ася ну когда следующая статья ну очень ждем нам уже восьмой пошел))))

    Ответить
    • admin

      Анечка! Я о всех вас помню, но сейчас мы в отпуске вдали от Интернета. Интернет есть только в одной точке отеля,где остановились, вот сейчас сижу в ней и печатаю буквально на коленках :) рядом с другими такими же «интернетчиками» :) . Как вернусь, продолжу обязательно публикации. Спасибо Вам за интерес к сайту, за доверие :)

      Ответить
    • admin

      Аня! Наконец сделала продолжение — про развитие ребенка в 7 месяцев здесь — http://rodnaya-tropinka.ru/rebenku-7-mesyatsev-igry-i-uprazhneniya/
      В статье не только о 7 месяцах конкретно, но и много другого интересного:
      Что такое эмоциональная привязанность? Хорошо это или плохо?
      Как слушать аудиосказки и с какого возраста, чтобы они развивали речь малыша?
      Что такое «деловое общение» с самыми маленькими?
      Как провести игры-занятия с ребенком? Что умеет малыш?
      Растите дальше! И пусть малыш радует!

      Ответить
  • Юлия

    Дорогая Ася! Присоединяюсь к многочисленным благодарностям за Ваши бесценные статьи о развитии ребенка. У меня тоже есть ответ на Ваш вопрос, почему мы так любим Ваши статьи:)
    Во-первых, я Вам доверяю как специалисту, как практику. После первого же вебинара об играх с детьми, на который я как-то случайно-неслучайно попала, Вы мне очень понравились. Да, источников много, но часто там повторяются неподкрепленные исследованиями или практикой «бабушкины советы». У Вас же наоборот, как Вы сами пишете: «никакой воды», все только самое нужное и проверенное. Спасибо Вам! (Особенно тронули истории про то, как Вы играли с мальчиком в ж/д и с девочками в магазин пирожков!)
    Во-вторых, мне очень близок народный дух воспитания деток, которым пропитаны Ваши статьи (народные игрушки, пестушки и т.п., отношение к ребенку не как к предмету родительского тщеславия). В одном из Ваших комментариев прочитала, как тепло Вы отзываетесь о своем детстве — с его сказками, домашними праздниками. Даже позавидовала, у меня такого не было… И своей доченьке я решила попытаться дать эту радость.
    И про памперсы хотелось высказаться. Мы тоже сразу использовали их только на ночь и на прогулки, чтобы не будить ребенка и гулять вдоволь. А потом я заметила, какое счастье доча испытывает, когда я снимаю утром памперс. Радостно визжит и стучит ножками:) Но и то, я многие попробовала и подобрала такой, чтоб особо не мерзла попа, и не прела.
    А про горшок мне мама рассказала!:) Меня она, по совету моей бабули, месяцев в 6 начала приучать и к году я уже более-менее самостоятельно просилась.
    Так что, Ася, я вижу в Вас единомышленника и учителя, потому и посещаю Ваш сайт каждый день:) Чтобы не забыть ничего полезного для дочи.
    Успехов Вам!!!

    Ответить
    • admin

      Юлия! Спасибо большое за Ваш отзыв! После таких отзывов хочется творить и делиться с читателями и дальше:). И огромное спасибо, что написали свои впечатления о сайте:). «Родная тропинка» хоть и совсем молодой сайт, но явно уже выполняют ту миссию, ради которой она была задумана, и это меня очень радует!
      Всегда буду рада услышать от Вас и от других читателей, что еще интересно, о чем еще очень важно для Вас услышать на вебинарах, почитать в статьях.

      Ответить
  • Алина

    Здравствуйте!!! Во-первых, спасибо огромное за ваш сайт… но к сожалению поздно нашла его. Ребенку уже 6 месяцев. Развитием конечно занималась, но как могла. Стихи, переклички, естественно зарядка, песенки, сказки вобщем все что могла… но вот сейчас заметили одну особенность (сравниваем с ребенком младше всего на 1 неделю) ребенок не концентрирует внимание на предметах, вернее концентрирует, но совсем не надолго. Вот например если греметь погремушкой и показывать ей ее и двигать максимум внимания она сможет ужелить это 2 минуты… потом все мы находим другой объект и т.д. Кроме того сейчас она научилась ползать и «поймать» ее внимание заинтересовать теми же карточками или другими предметами очень тяжело мы топаем туда куда нам надо и все. Если предмет интересовавший ее, исчезает из поля зрения она тут же переключается на что-то другое. Сравнивая с другим ребенком смотрим что другая девочка может достаточно долго рассматривать предмет концентрировать свое внимаение на нем особенно если его «показывают». Боюсь что это несовсем хорошо, ведь внимание и концентрация очень важна в жизни учебе и т.п… с другой стороны это совсем маленький ребенок и ему положено быть «шилом -круть -верть» Посоветуйте что делать как быть!!!
    Спасибо заранее.

    Ответить
    • admin

      Алина! У Вас замечательная малышка :) . И всё, что она делает — это обычная возрастная норма. И прежде чем отвечу подробно и конкретно по поводу Ваших сомнений напомню общее правило для всех. Никогда нельзя сравнивать ребенка (и себя тоже, кстати) с другими людьми! Сравнивать можно только с самим собой в недалеком прошлом — что малыш уже научился за эту неделю, как идет динамика и есть ли она. Это главное правило. Все мы разные и никогда нельзя подгонять всех под одну гребенку. Причем ни в первые месяцы жизни, ни в последующие годы, ни во взрослые годы. Сравниваем малыша только с ним же самим в прошлом месяце. И ни на кого вокруг не смотрим! Никогда шустрик не станет мямликом и наоборот. И это отлично! И у каждого из нас свои плюсы и минусы, идеальных людей нет. И самое страшное — это переделывать природу ребенка «под других» или под навязанные стандарты. Теперь по вопросам.
      Во-первых, погремушку любой шестимесячный ребенок 2 минуты подряд не будет рассматривать — ему надоест однообразный звук. Если дать в руки малышу новую погремушку, которая не только звучит, но еще и динамична и ею можно по-разному двигать — это да, может заинтересовать надолго, т.к. малыш активен. А вот слушать маму, гремяющую погремушкой — занятие для 6 — месячного ребенка не сильно интересное. И понятно, что малышка находит более интересные объекты для познания мира. И это хорошо!
      Лучше развивать слуховое сосредоточение, разговаривая с ней, в пении колыбельных, в потешках с повторением слогов лепета — это уже больше соответствует возрасту второй половины года жизни младенца.
      И то, что она стремится к новым объектам — это замечательно! И Ваша задача — предоставить ей для ее свободного экспериментирования массу разных предметов, которые она будет трогать, кусать, толкать, гладить, бросать, брать в руки и крутить и производить с ними сама самые разнообразные действия.
      Во-вторых, про внимание. У всех самых маленьких деток внимание непроизвольное (т.е. что привлекло внимание — туда и пошли они), и это возрастная норма. Детки своим вниманием еще не могут управлять. Поэтому, занимаясь с ними, и приходится разные сюрпризные моменты устраивать — показывать игрушки и прятать их (прибежала собачка, рассмотрели ее и — вдруг спряталась. И новая игрушка прибежала), делать с игрушками разнообразные действия. Произвольное внимание и концентрация появляется гораздо позже — ближе к школьному возрасту. Поэтому всё у девочки хорошо :) . Пусть активно исследует мир!
      В-третьих, про карточки. Увы, сколько мне приходилось читать и слушать обид мам на ребенка — на то, что он «не делает что ему положено делать по карточкам», «не занимается» («как все дети у моих подруг» или «как сказано в книжках»). И даже опасений пришлось выслушать немало — «караул, после трех уже будет поздно, я так старалась, а он .. не хотел заниматься, и мы всё упустили, скоро три!!!».
      После трех совсем не поздно!!! И современные исследования мозга это доказывают и показывают наглядно на аппаратах. Всё успеется! И без карточек малыш растет и развивается замечательно. Идут у Вас карточки — хорошо. Не идут — никакой паники не должно быть! Здесь на весах две чаши и приоритет: что для чего служит. Карточки (или любая другая методика) для малыша, или малыш для карточек и каких-то внешних поставленных мамой целей. Целью всегда должен быть счастливый малыш (здесь и сейчас) и счастливая мама! А не план занятий.
      То, что ребенок долго концентрируется на том, что ему показывают и этого ждет — не есть хорошо. Малыш развивается не в показах, а в активных самостоятельных действиях, его собственных действиях — ручек, ножек, рта, всего тела.В любом «занятии» главный результат и критерий — не что делал взрослый, а что делал ребенок САМ! И какова была в процентах друг к другу активность взрослого и малыша. У взрослого активность должна быть в три раза меньше чем у ребенка (как минимум)! Иначе получается ложь — мама думает, что развивает ребенка, но на самом деле развивает сама себя, а не ребенка. Развитие может быть только в активной деятельности человека, а не в пассивном восприятии слов другого человека.
      Вы не поздно заглянули на сайт — а как раз вовремя :) . У Вас впереди много открытий :) . Приходите к нам в марте на Мастерскую игр — и еще много полезного узнаете. А главное поймете что такое развитие и в чем ребенку нужна наша помощь. И расставите приоритеты. Потому что любая методика — это лишь музыкальный инструмент, на котором надо сыграть мелодию развития малыша, а не самоцель, под которую нужно подогнать малыша. И нужно научиться быть «музыкантом», который умеет играть эту мелодию принося ей радость и себе, и малышу.

      Ответить
      • Алина

        Ох!! Спасибо Вам огромное преогромное!!! Я всячески стараюсь конечно избегать таких сравнений и мужа ругаю когда он пытается найти что-то не то.. но вот не удержалась… хотя неопытную маму сбить с пути достаточно просто((( Спасибо Вам!!! За сайт!! За такой отклик на проблему и помощь нерадивой мамочке!!!

        Ответить
        • admin

          Алина! Ну почему «нерадивой» :) . «Нерадивые» по сайтам не ходят в поисках ответов на свои вопросы о развитии ребенка и у специалистов советов не спрашивают. У нас на сайте как раз «передовой отряд родителей» :) — тех, кому интересно развитие их малышей :) . Успехов! Главное — будьте счастливы!

          Ответить
  • Валентина

    Здравствуйте!Спасибо за ваш интересный и познавательный сайт!С самого рождения мы с вами,слежу за развитием по месяцам и стараюсь следовать вашим советам.От тех потешек,что я выучила на вашем сайте дочка без ума,обязательно улыбается или смеется,когда я начинаю стишками говорить.
    Вопроса у меня два,никак не получаются у нас диалоги,месяцев с трех пытаюсь,в самом начале,когда первые гуления были,пару недель диалог держался,но потом как отрезало. Она начинает «болтать»,я сразу к ней,повторяю или новые говорю-так она либо совсем замолкает,отворачивается,либо вообще не реагируя на меня продолжает «болтовню»,ну и нам 6 мес на след неделе,никаких слогов пока нет,но за это я не волнуюсь)все дети разные)
    а еще по ползанию-раскачивается на четвереньках уже около 3х недель,ногами передвигает,а вот руки как вкопанные на месте,как бы ее научить ручки тоже переставлять?
    Извините,что много написала-все о наболевшем))

    Ответить
    • admin

      Валентина! Очень хорошо, что Вы развёрнуто описали.
      1. Про переклички со звуками. Здесь есть нюансы:
      а) Тут не надо бросаться к малышу и что-то от него ждать или требовать. Раньше так бабушки играли с младенцами не имея никаких педагогических премудростей — просто по жизненной интуиции. Ребеночек начнет тянуть кххх уааааа, а бабушка говорит: «Да, умница Ирочка, ааааааа, вот как ты петь умеешь аааа. А ну-ка повтори аааа». Пауза — для ответа малыша. Это просто обычное общение, а не упражнение по графику.
      б) обязательно надо делать паузы после своего повторения звуков — чтобы младенец смог отреагировать (улыбкой, потянуться ротиком, что-то похожее потянуть или своё),
      в) не сразу малыш поймет, что возможна такая игра со своим ротиком и с мамой и что можно разные звуки произносить — нужно время. Если в естественных условиях (купание, переодевание, просто игра разговаривать так как делали наши прабабушки с повторением звуков — то малыш начинает повторять их — подражать Вам незаметно для себя
      г) очень важно — в этот момент ничего не должно отвлекать от Вашего лица (посторонние звуки от телевизора или аудиозапись, шумы в комнате, стук молотка у соседей и т.д.) так как всегда ребенок реагирует на самый яркий раздражитель, а нужно чтобы был сосредоточен на Вашем лице.
      2. Про ползание. Обычно стимулируют ползание тем, что ставят на некотором расстоянии от ребенка новую яркую игрушку так, чтобы подтянувшись на руках он до нее достать не смог, чтобы надо было вперед подползти. Можно поставить руку под стопы ребенка, чтобы он оттолкнулся. Делается это так — упражнение гимнастики для деток 6-10 месяцев (ползание).
      Ребенок лежит на животе ногами к Вам, лицом к игрушке. Стопы малыша «смотрят друг на друга», ножки согнуты. Возьмите обе стопы ребенка одной своей рукой, чтобы Ваш указательный палец лёг между стопами малыша. Дальше сгибаем — разгибаем ножки (движения такие, как будто лягушечка плавает — наверное, видели?). Дальше придерживаем ножки в согнутом положении и даем ребенку возможность оттолкнуться и продвинуться вперед к игрушке. Ну а дальше так продвигаемся. Даем поиграть с игрушкой, до которой дополз малыш. В этом упражнении гимнастики для самых маленьких работают мышцы спины, позвоночника, ног, рук, плечевого пояса. Как научится хорошо ползать — нужно просто предоставлять для этого условия.

      Ответить
      • Майя

        Ася, вот сейчас у нас та же история, что выше описана! Щавтра дочке 6 месяцев, она уже около месяца хорошо стоит на четвереньках и ножки выпрямляет тоже («мостик» такой- прямые ручки и прямые ножки), и ногами идет ( коленками), а руки на месте. Качается-качается, а руки не двигает. При этом она перемещается все же и довольно быстро, но не на четвереньках. Она ложится грудью вперед, переставляет обе руки вперед и снова встает на четвереньки — неутомимо, так и добирается до игрушек. Пытаемся учить переставлять руки, опору на одну руку делать, подставляя свою руку под грудь ей или подушечку пробовала — так она просто ложится, говорит «мама, ползи меня»))))). И начала из положения на четвереньках садиться, на одно бедрышко так присядет, на одну руку опирается, второй может или игрушки брать играть или грызть или сложит ее на бедро — сидит такая смотрит улыбается, умора… Но не вредно ли так — еще не пошла на четвереньках, а уже практически уселась. Из положения лежа не садится, но очень хочет))

        Ответить
        • admin

          Майя! Если малышку Вы сами специально не усаживаете и не насаждаете ей каких-либо движений, то не вредно. Ребенок сам себе активными движениями вреда точно не нанесет. Если мышцы устают — он изменяет позу. Про развитие движений — очень всем советую заниматься с детками и массажем, и физкультурой. Как говорят специалисты — педиатры, массаж и физкультура для малыша — «не икра на бутерброде», «а хлеб насущный». Считаю самой лучшей книгой по этому вопросу:
          1. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких (попробуйте найти ее в Интернете, в продаже ее уже нет, такие книжки быстро раскупаются)
          2. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития Первый год жизни (книга для специалистов, язык сложноватый. Но в ней хорошее приложение — комлексы упражнений для деток по месяцам) — тоже в продаже уже нет, быстро исчезла с прилавков. Постарайтесь раздобыть в Интернете.
          Это книги специалистов — профессионалов самого высокого уровня, которые посвящены именно развитию движений у малышей раннего возраста.

          Ответить
          • Майя

            Книги нашла, буду читать! Благодарю!

  • Ирина

    Здравствуйте!Спасибо большое -замечательный сайт и восокопрофессиональные статьи!К сожалению моей дочке уже семь месяцев,а она только вчера первый раз перевернулась!О том чтобы сажать даже не мечтаю!Неужели уже можно научить ползать(не подползать)?И в какие сроки?С учетом того,что она весит 11кг и очень любит поесть…особенно ночью!

    Ответить
    • admin

      Ирина! Для этого — чтобы подтолкнуть малыша к ползанию, развить мышцы, необходимые для него — и существуют специальные упражнения для малышей. Об этом по идее надо целую статью писать отдельную — в комментарии кратно не написать. Но — есть вариант — попробуйте найти книги в Интернете:
      - Л.Г. Голубева «Гимнастика и массаж в раннем возрасте» (Издательство Мозаика-Синтез, 2012)
      - Е.Ф. Архипова «Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни (тоже издательство Мозаика — Синтез).
      Они написаны для специалистов — но язык достаточно понятный, разобраться можно. И в них очень подробно описана техника выполнения с малышом базовых упражнений для развития движений.
      Желаю Вам, чтобы всё было хорошо :) !. А так и будет, если помогать малышке :) . Мира и лада в семье, и пусть малышка Вас радует своими успехами :)

      Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/kak-delat-massazh-malyshu/#ixzz3TCs5PBA9

      Ответить
      • Ирина

        Спасибо, огромное!!!

        Ответить

Оставить комментарий

Секреты развития речи
banner50igr
Обучающие игры
200x300_parent
Реклама на блоге
Бесплатные материалы
Как подготовить ребенка к школе
Курс для родителей
sekrety_igra
Рубрики
Подписка на новости блога

Введите Ваш e-mail:

Наши курсы

baner_kurs_270

Лучшие статьи сайта
eto-interesno-melkaia-motorika
Колыбельные
Учимся играя!
Мир вокруг нас.
Мы Вконтакте
Мы в Одноклассниках
Все наши курсы здесь
kursy_rodnoi_tropinki
Игры и игрушки
igry-i-igrushki
Способы оплаты курсов