Развитие стиля речи у детей. Что такое стиль? Зачем он нужен? В каком случае он проявляется у человека? Как воспитать стиль речи у малыша? Каких ошибок нужно избегать? Статья Е.И. Тихеевой «О стиле» (1923 год)
Сейчас, в наши дни, когда дети плохо говорят, часто мы ставим перед собой задачу до школы – помочь ребенку правильно произносить все звуки родной речи, овладеть ее лексикой и грамматикой и научиться говорить связно, понятно, логично и по возможности выразительно. И даже почти и не ставим задачу развития и воспитания индивидуального стиля речи ребенка. А такая задача, оказывается, ставилась основоположником методики развития речи в России Елизаветой Ивановной Тихеевой сто лет назад. И эта задача очень важна. Ведь речь — это зеркало внутреннего мира ребенка, его восприятия жизни, его индивидуальности. И она должна быть индивидуальной!
Много работая с детьми, я вижу как у одного малыша исключительно богатый глагольный словарь – «вбежал вихрем», «выскочил как пуля», «помчался», «поплелся», «полетел как самолет»- его речь быстрая, энергичная. А вот словарь прилагательных у этого ребенка очень беден. Чаще всего такая особенность речи наблюдается у мальчиков. У другого малыша глагольный словарь бедный, но зато какие прилагательные! Девчушка, возвращаясь с детсадовской прогулки, говорит мне: « У меня щечки от мороза раскраснелись как румяные яблочки!». Какое сравнение! Какой яркий образ – поэтический! Кто из этих двух малышей более развит в плане речи? Вопрос без ответа! Они просто разные! И как хорошо, когда есть эта разница. А такая разница в речи может быть лишь тогда, когда ребенок освоил родную речь достаточно хорошо и свободно в ней себя чувствует и ею владеет. Иначе речь его однообразна и «как у всех». И уже не до индивидуальности!
Давайте сегодня поговорим о стиле речи. Работая с книгами начала 20 века для педагогов в процессе подготовки к своему курсу по игровым коммуникативным ситуациям, я случайно наткнулась на эту статью – статью Е.И. Тихеевой «О стиле». И она стала для меня откровением, хотя еще 15 лет назад я на данную статью не обратила особого внимания – тогда я еще «не дозрела» до ее понимания. Сегодня, когда во всем мы ищем «стильность», мы забываем, что «стильность» и стиль зависит не от моды, не от того, что нам пишут журналы, не от того « с чем сочетается красный цвет, а с чем он не сочетается» и не от того, что «так говорить красиво, а так плохо и не принято». А от того, насколько богат наш внутренний мир и насколько мы научились выражать свое внутреннее человеческое богатство во внешнем мире – в своей речи, одежде, в создаваемых нами вещах, в обстановке, в своем образе жизни. Стиль Пушкина, Лермонтова, Есенина в литературе, стиль Репина, Айвазовского, Врубеля в живописи – их не перепутать друг с другом, так как они индивидуальны! И наша «стильность» зависит прежде всего оттого, насколько мы духовно богаты и индивидуальны и насколько мы научились творить свою жизнь и обстановку, которая нас окружает. И задача воспитания своего индивидуального стиля в начале 20 века ставилась уже по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста! Ведь очень важно, чтобы ребенок вырос Человеком, а не частью толпы без своих интересов, взглядов, вкуса к жизни и индивидуальности!
В этой статье выражены очень важные мысли о том, что слово и речь нужны нам не для того чтобы просто болтать, то есть не для того чтобы говорить первое, что придет на ум или что попало. А для того чтобы развивать себя, слушать себя и выражать себя в мире – выражать то, что является нашей мыслью, плодом своего собственного размышления… Я всегда хотела послушать, как говорили люди раньше – хотя бы полвека назад, как они рассказывали, беседовали друг с другом. И вот в апреле мне попалась в Интернете аудиозапись речи К. И. Чуковского – он рассказывает слушателям о своей биографии. Послушайте эту запись! Какой разительный контраст с современной речью! Как много мы потеряли и продолжаем терять! Какой слог! Речь К.И. Чуковского медленная, размеренная, каждое слово выверено и точно передает эмоции, чувства, мысли! Такого уже не встретишь почти в наши дни. Слушая эту запись, как будто пьешь воду из чистейшего родника, а не из-под крана!
И еще одна очень важная мысль из статьи – слово малыша с первых дней его жизни должно отражать непосредственные впечатления ребенка, ЕГО опыт, ЕГО мысли! А не опыт и мысли взрослых, которые надо запомнить и повторить! Это должны быть выводы малыша! Его рассуждения, вопросы к взрослому, сравнения, гипотезы! Увы, как часто встречаются сейчас так называемые «развивающие видео», в которых малышу надо просто запомнить и повторить названия планет, вещей, цифр, букв, животных, стран на родном языке или на иностранном. А где здесь умение передавать в своем слове свои впечатления и эмоции? Где сравнение и размышление ребенка? Что может сказать и почувствовать ребенок, повторяя за диктором слово «пляж», «замок из песка» или «солнцезащитные очки», если он этого пляжа в глаза не видел??? И не знает, какие пляжи бывают, не лежал на песочке, не пересыпал его из руки в руку и не купался в море и никогда не надевал эти самые очки!!! Назвал, повторил за взрослым слова, всё хорошо запомнив — как собачка повторяет за человеком на дрессировке и… всё. Разве это развитие речи? Нет, это воспитание «пустой болтовни», о которой тоже речь идет в этой статье. И которая названа выдающимися людьми 19 века самым разрушительным фактором для развития индивидуальности человека и воспитания его индивидуального стиля.
Желаю приятного прочтения и интересных мыслей и идей, осознаний и размышлений! И нового осознания того, что понимается под «развитием речи детей» и для чего всё это нужно и нам, и ребенку.
Статья из цикла «Детский сад 100 лет назад». Из истории отечественной дошкольной педагогики и методики развития речи. Книга Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути к ее развитию» — статья цитируется по изданию 1923 года.
О стиле речи и его воспитании у детей.
«Совершенства и недостатки речи, ее индивидуальные особенности проявляются в том, что мы называем стилем. Содействовать развитию речи ребенка значит содействовать выработке его стиля. «Le style c est I home», сказал Бюффон.
Та же мысль выражена и в следующем изречении Паскаля:
«Истинное красноречие смеется над красноречием. Стиль естественный и прекрасный приводит нас в восхищение и удивление: мы полагали встретить писателя, а находим человека».
А потому все меры, клонящиеся к развитию стиля ребенка, должны опираться на главнейшую и основную заботу – сделать из него человека. Наш язык находится в непосредственной зависимости от богатства нашего внутреннего содержания.
«Стиль покоится на глубоких основах наших познаний, на сущности вещей, поскольку нам дано постигать ее в видимых и осязаемых образах»,сказал Гёте.
Первая и основная забота воспитателя и учителя, задумывающегося над вопросом о развитии речи детей, — содействовать количественному и качественному росту их внутреннего содержания, накоплению в них представлений, образов и знаний; и только опираясь на это незыблемое основание, можно не развивать, а содействовать самодовлеющему, естественному развитию речи и стиля, создавая благоприятные для этого условия и обстановку.
То, что мы называем стилем, есть часть духовного облика самого человека. Это нечто рождается с человеком, растет незаметно и параллельно с его общим духовным ростом. Мы замечаем это нечто, когда оно уже налицо, и не можем уловить времени его окончательного «формирования». Да у человека глубокого и богатого содержанием этого времени и не бывает. Духовный рост его, а стало быть и рост его стиля совершается в течение всей его жизни. Изучать стиль невозможно. Стиль вытекает из самодовлеющего напряжения всех духовных сил и способностей человека. Великие стилисты не изучали стиля, а сила, красота, оригинальность их стиля вытекала из их духовной глубины, их их внутреннего содержания и знания дела.
Но слух и язык даны всем людям, а в силу этого и способность речи присуща каждому человеку независимо от его духовной ценности и содержательности. Жизнь поверхностная, пустая и исковерканная, школа непродуманная и извращенная создают, к сожалению, очень распространенный тип людей: внутренний мир их, духовный багаж мизерны и незначительны, но, благодаря ли тому, что язык их хорошо подвешен, благодаря ли заботам о чисто внешнем развитии их речи без соответствующих забот о их внутренней ценности, — эти люди обладают способностью болтать легко и свободно. Это – противный тип пустых поверхностных болтунов, трескучая болтовня которых, лишенная всякой ценности и содержания, так нестерпима для каждого человека, хоть сколько-нибудь глубокого и дорожащего своим временем. Ушинский с присущим ему пониманием вопросов воспитания и критическим отношением к явлениям жизни говорит по поводу этих «изболтавшихся личностей»:
« У нас не сознается та истина, что действительно хорошая речь вовсе не то, что гладкая болтовня, и что болтовню, не имеющую действительного содержания, нет надобности развивать в детях, а напротив надо подавлять, если она уже развилась под влиянием каких-нибудь жизненных условий».
Важные по своей глубине и значению строки посвятил этому же вопросу и Песталоцци:
«Невозможно определить, насколько порча языка – болтовня, проникла во все мировые явления нашего времени, насколько она господствует во всей своей губительной силе, куда бы мы ни обратили взор. Замечательно, что в наши дни более, чем когда-либо, эта порча, проявляющаяся чуть ли не с колыбели, поддерживаемая школою, укрепляемая жизнью, выражается среди нас, можно сказать, повсюду одинаково, начиная с кафедр и до трактиров и пивных. Она является центром, вокруг которого группируются все другие источники порчи человеческой. …
Пока человек остается достойным великого дара человеческого рода – речи, пока он пользуется им как могущественным средством для выражения и сохранения своих человеческих преимуществ, с чистым желанием облагораживать и очеловечивать себя посредством него, до тех пор этот дарованный ему дар остается его святыней. Но раз он стал недостойным его, раз он больше не сохраняет его как могущественное средство для проявления своих преимуществ как человека, и пользуется им без чистого желания посредством него себя очеловечивать, дар этот становится для него лишь материальным орудием для проявления своих животных чувств и постепенно приводит его к потере человечности».
Педагог, руководящий развитием речи детей, должен неизменно памятовать сам и внушать своим воспитанникам, что есть речь и речь. Развивать нужно только такую речь, которая не является синонимом болтовни, которая ценна и значительна не одним гладким внешним построением, но прежде всего глубиною содержания.
Болтовня, как типичная представительница речи бессодержательной и ненужной, за которой кроется бездонная пустота, спокон веков заклеймлена народной мудростью. Она является тем огромным злом человечества, которое заставило Карлейля и многих других великих людей петь гимны молчанию.
«Молчание, молчаливость!» — восклицает Карлейль – в честь их следовало бы воздвигать алтари, если бы наше время алтари еще воздвигало. В молчании формулируются и заключаются все великие дела, которым суждено вступить в жизнь, чтобы этой жизнью управлять. Среди твоих повседневных дел, сомнений, продержи свой рот закрытым в течение только одного дня, и с какой ясностью предстанут перед тобой твои обязанности, дела и намерения, от какого только сора и хлама не очистится твоя душа в тиши уединения! Народная мудрость гласит: речь есть серебро, а молчание золото, — а я говорю: речь – дитя времени, а молчание – вечности».
«Праздная болтовня – родоначальница пустоты, половинчатости, она создает наиболее благоприятную атмосферу для того, чтобы сорные травы приобретали господство над благородными семенами человеческой жизни, их подавляли и глушили. Это одно из наиболее вопиющих зол нашего времени, с которым следует бороться всеми мерами. Мудрейшее из мудрых старое речение: «береги свой язык, потому что из него проистекает источник жизни». Человек есть в сущности воплощенное слово. Слово, которое он произносит, есть сам человек. Для чего дан нам язык: для того ли, чтобы произносить правду о том, что мы видим, и этим служить братству людей, или для того, чтобы изощряться и опошляться с бессодержательной болтовне, смущающей души и, словно стенами мрака, препятствующей единению людей? Ты, владеющий речью, этим совершеннейшим даром, подумай об этом. Говори, я умоляю тебя об этом, только тогда, когда твоя мысль созрела в молчании, при уверенности, что слово, которое ты произносишь, не будет пустым, ничего не значащим звуком…»
«В молчании твоя сила. Глупец! Ты думаешь, что если некому записать твою болтовню, она безвредна и не вечна? Ничто не погибает, ничто не может умереть. Праздное слово, тобой произнесенное, подобно зерну, посеянному во времени и которое преумножится в вечности»
«Мой юный друг, которого я люблю и знаю, хотя никогда не видал, учись быть чем-нибудь и что-нибудь делать вместо того, чтобы болтать о том, что делали и будут делать другие. За словом, хотя бы даже чего-либо и стоящим, скрывается несравненно более ценное молчание. Молчание глубоко, как вечность; слово мелко, как время. Это тебе кажется странным? Горе тому времени, горе тем людям, для которых эта вековечная истина стала чуждой…»
Роль и значение, в этом смысле, слова ,с одной стороны, и молчания, с другой, должен продумать каждый, кто взялся за трудно и ответственное дело воспитания юношества. Не всякое слово ценно. Наиболее ценно, конечно, то слово, в котором глубина и значительность содержания гармонируют с изяществом, силой и литературностью изложения. Но если этой гармонии уже суждено быть нарушенной, пусть это нарушение всегда совершается в пользу содержания. А потому, прежде всего и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, в том числе и путем слова, содействовать формированию в детях прочного и богатого внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению значительных по ценности мыслей и представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык не имеет цены и неразлучен с пошлостью. При наличности – он развивается естественно и легко из духовной глубины человека. Забота школы, воспитателя заключается лишь в том ,чтобы не препятствовать, а способствовать этому развитию.
Гораздо легче научиться излагать свои мысли, чем эти мысли приобретать и усваивать. Мысль ясная, продуманная, духовно слившаяся с человеком, найдет легко свое словесное выражение, если человек пройдет через соответствующую школу речи. Особых способностей для этого не требуется.
«Чем истинно мудрее человек, тем проще язык, на котором он излагает свои мысли», сказал Лев Толстой.
И это несомненно так».
Так писала Е.И. Тихеева о развитии у ребенка стиля речи в 1923 году. А как современно звучат ее мысли сейчас!
Согласны ли Вы с этими мыслями? Были ли они привычными для Вас или Вы открыли что-то новое? С чем Вы не согласны, ведь прошло 100 лет, и жизнь человека изменилась? Приглашаю поделиться в комментариях после статьи.
Еще об истории дошкольной педагогики и методики развития речи Вы можете прочитать:
Дары Фребеля – первая в мире система обучающих игр для детей дошкольного возраста.
Беседы Л.К. Шлегер об окружающем мире. Овощи. Детский сад 100 лет назад – 1913 год.
Беседа в детском саду: по материалам книги Е. А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении»
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
Добрый день! И вновь выражаю Вам слова благодарности! Прочитав эту статью, я стала переживать, что ведь я сама, будучи мамой пусть ещё не разговаривающего 8мимесячного ребёнка, не владею в полной мере собственной речью так, как это описано здесь. Точнее, теперь не понимаю, а действительно ли гармоничной речью я пользуюсь, разговаривая с ребёнком? Ведь на данном этапе все-равно приходится учить ребёнка названиям предметов и их характеристикам, возникает вопрос — а не «болтовня» ли это?
Да и высказывание Л.Н. Толстого, к сожалению, не могу к себе применить. И ещё один вопрос:а как же учить ребёнка названию предметов,которые он в живую может никогда и не увидит(к примеру, море, пляж, медуза, северное сияние или, вот например сейчас у меня нет наглядных примеров героев стишков — зайчика, мишки и т.п. Их обязательно нужно приобрести? Спасибо!