Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов: рассказы по истории и интересное видео для детей.
Сегодня – День защитников Отечества. И в этот праздничный день я хочу поздравить всех наших мужчин и мальчиков — наших будущих защитников — с праздником! И предлагаю в этот день рассказать детям об одном из самых великих и самых знаменитых русских полководцев А. В. Суворове.
Детям о русском полководце А.В. Суворове: детям о русской истории и защитниках Отечества
Жизнь Суворова – это урок всем нам! Нам есть чему поучиться у него! И об этом Вам расскажет замечательный видеофильм для детей. Мне бы очень хотелось бы, чтобы все мальчишки посмотрели этот фильм и узнали, какими были наши великие полководцы, наши защитники!
Перед просмотром фильма, спросите ребенка, кто такой полководец? Подскажите, что слово «полководец» получилось из двух слов: «полк» и «водит». Куда же полководец водит полк? И что такое полк? Да, полководец ведет полк солдат в бой. Каким нужно быть полководцу? (Выслушайте мнение ребенка: чтобы выиграть битву полководец должен быть сильным, смелым, умным, честным, благородным, смекалистым).
Один из самых великих русских полководцев – Александр Васильевич Суворов. Расскажите ребенку о том, что он выиграл со своими солдатами шестьдесят битв!!! И ни одну не проиграл!!!
Спросите ребенка: «Как ты думаешь, каким же был Суворов в детстве, когда он был еще мальчиком?» Выслушайте предположения ребенка (скорее всего, он скажет, что Саша Суворов был очень боевым, сильным и храбрым мальчиком). А после этого расскажите настоящую историю этого великого человека, в которой всё было как раз наоборот:)! Ведь Александр Суворов родился очень хилым и слабеньким ребенком и постоянно болел. Но он смог преодолеть свою слабость и это была его первая и главная победа в жизни, которая помогла ему одержать все следующие победы. Вот как это было.
Аудиокнига для детей: Рассказы о Суворове. Сергей Алексеев
Видеофильм об А.В. Суворове для старших дошкольников и младших школьников
После просмотра фильма о Суворове поделитесь с ребенком впечатлениями. Спросите ребенка, что больше всего удивило его в жизни Суворова, что больше всего понравилось и запомнилось в этом фильме. Поговорите о том, чему мы можем поучиться у Суворова и чем он знаменит. Вспомните интересные моменты из фильма:
- За что любили солдаты Суворова? Как он их называл? (чудо-богатыри)
- Что говорил Суворов о победе: чем нужно побеждать противника? (побеждать нужно не числом, а умением), чем нужно поражать врага? (человечностью и благородством) от чего зависит победа?
- Почему говорят, что первая победа Суворова была победа над собой? Как ему удалось превратиться из слабого болезненного мальчика в сильного полководца? Что он для этого делал?
- Что из «науки побеждать» Суворова мы можем использовать в нашей жизни? Был ли у тебя в жизни случай, когда тебе пришлось побеждать себя, свои недостатки?
Один из самых моих любимых рассказов из истории для детей — это рассказ о Суворове из дореволюционного издания русской истории Н. Головина. Очень простой язык, любовь к Отечеству, уважение к каждому человеку. воспитание у детей благородных чувств — это то настроение и те идеи, которыми пронизаны все рассказы в этой книге. Вспоминая фильм, прочитайте малышу рассказ о Суворове из этой книги, и Вы не пожалеете о потраченном времени! Наша история нас многому может научить!
Исторический фильм о Суворове
Фильм о А. В. Суворове из цикла «Жизнь замечательных людей»
Не всем известные подробности из жизни А.В. Суворова. Это познавательный фильм для взрослых.
Детям о русском полководце А.В. Суворове: рассказ из «Моей первой русской истории в рассказах для детей» Н. Головина
«Беспокоит меня плохое здоровье Саши», — говорил отец Суворова, — «нельзя ему служить в военной службе. Не по силам!»
А Саша только и мечтал о том, чтобы сделаться солдатом. Только такие книжки и читал, которые рассказывали о славных войнах и победах великих полководцев. Тогда друзья уговорили отца Саши отдать его в военную службу. Саша смеялся и прыгал от радости.
Стал он прилежно учиться военным наукам. Быть хорошим офицером не так легко, как кажется. Суворов целые дни проводил за книжками и военными упражнениями.
Не было солдата исправнее его: он вставал раньше других, сам чистил себе сапоги и платье и стоял на часах во всякую погоду. Жил он вместе с простыми солдатами и ел солдатские щи и кашу; был всегда смел и весел и смешил своих товарищей веселыми шутками и рассказами. Все любили его.
Когда он стал офицером и начал командовать солдатами, всюду на войне он побеждал неприятеля.
«Ребята, — говорил Суворов солдатам, — всегда идите вперёд на врага. Не беспокойтесь о том, сколько перед вами неприятелей. Вы ведь пришли бить их, а не считать. Солдаты свои и чужие так и звали его потом: «Генерал Вперед!»
«Как орёл, высматривает Суворов врага, — говорили о нём солдаты, — и налетает с размаху на неприятелей. Не успеют враги оглянуться, как они уже разбиты».
Отправился Суворов на войну. Два раза без него осаждали русские турецкую крепость Измаил, и не могли взять её. Суворов сказал своим солдатам: «Чудо-богатыри! Крепость Измаил необходимо взять. Так приказала Матушка-Императрица!»
«Веди нас, отец наш!» — отвечали солдаты.
Но раньше Суворов послал сказать туркам: «сдавайтесь!»
Турки отвечали: «Скорее небо упадёт на землю, чем Измаил сдастся!»
Ночью русские солдаты уже потихоньку подходили к крепости. Когда они стали взбираться на стены, турки принялись стрелять из ружей и палить из пушек. Солдаты всё шли вперед. Лезли по лестницам, удерживались за свои штыки, подсаживали друг друга. Часто они срывались, падали, раненые турками, но опять вставали и взбирались на стены. Поутру русские были в крепости.
Весь мир удивлялся искусству и храбрости Суворова и его солдат. «Гордый Измаил у ног Вашего Величества», — написал Суворов Екатерине, и она щедро наградила его.
Французы обижали и били немцев. Тогда русский император Павел, сын Екатерины Великой, тогда уже умершей, пожалел немцев. Он послал Суворова в Италию помочь им.
Стар уже был «светлейший князь Суворов», но сражался лучше молодого и скоро взял у французов 25 крепостей. Солдаты говорили: «Наш Суворов непобедим! И мы непобедимы, когда он с нами!»
Но неблагодарные немцы завидовали Суворову и завели его войско в Швейцарские горы. Тяжело было идти: солдаты карабкались на прямые высокие скалы, покрытые льдом. Каждую минуту можно было сорваться и упасть в пропасть, бурные речки преграждали путь. Но солдаты все шли и шли: где ползли ползком, где держались за штыки, а через речки и пропасти строили самодельные мосты; связывали доски кусками своих одежд. Суворов сам шёл с ними, не отставая ни на минуту: терпел вместе холод и голод. И ещё песни пел старый фельдмаршал. Солдаты подпевали ему.
Раз французы окружили Суворова со всех сторон. А в войске находился в то время юный сын государя, Константин Павлович. Задумался старый фельдмаршал.
«Солдатушки,- воскликнул он, плача, — Спасите сына государя, спасите честь России».
«Отец наш, Александр Васильевич, — сказали солдаты и офицеры. — Всюду пойдём за тобою! Победим или умрём со славой».
И на утро все они дрались, как львы. Отступили французы. Это было беспримерное сражение. Все удивлялись храбрости русских.
Император Павел написал Суворову такие слова: «Александр Васильевич! Один Бог может наградить вас за то, что вы сделали! Нет земных наград, достойных вашей храбрости и искусства».
В этом походе старый фельдмаршал простудился и заболел. Скоро вся Россия с великим горем узнала, что умер её старый богатырь-победитель! Император Павел плакал. Осиротели солдаты, потеряв своего «отца и благодетеля».
Солдаты до сих пор поют песни о его чудесных подвигах и доброте и до сих пор вспоминают и любят его.
И, может быть, ещё много сотен лет пройдут, а имя Суворова будет повторяться народом с любовью и благодарностью».
Стихи о Суворове
В Петербурге есть памятник Суворову. Он поставлен уже очень давно. Об этом памятнике написано очень сильное стихотворение Всеволода Рождественского 1941 года, когда пример Суворова вдохновлял русский народ на победу в Великой Отечественной войне. Конечно, это стихотворение для взрослых, но его настроение даже дошкольники очень чувствуют и откликаются на него!
Среди балтийских солнечных просторов,
Над широко распахнутой Невой,
Как бог войны, встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой.В его руке стремительная шпага,
Военный плащ клубится за плечом,
Пернатый шлем откинут, и отвага
Зажгла зрачки немеркнущим огнем.Бежит трамвай по Кировскому мосту,
Кричат авто, прохожие спешат,
А он глядит на шпиль победный, острый,
На деловой военный Ленинград.Держа в рядах уставное равненье,
Походный отчеканивая шаг,
С утра на фронт проходит пополненье
Пред гением стремительных атак.И он — генералиссимус победы,
Приветствуя неведомую рать,
Как будто говорит: «Недаром деды
Учили нас науке побеждать».Несокрушима воинская сила
Того, кто предан родине своей.
Она брала твердыни Измаила,
Рубила в клочья прусских усачей…Нам ведом враг, и наглый и лукавый,
Не в первый раз встречаемся мы с ним.
Под знаменем великой русской славы
Родной народ в боях непобедим.Он прям и смел в грозе военных споров,
И равного ему на свете нет.
«Богатыри!» — так говорит Суворов,
Наш прадед в деле славы и побед.
До новых встреч!
Еще о защитниках Отечества Вы можете прочитать в статье:
Детям о защитниках Отечества: рассказы, стихи, познавательное видео. Русские богатыри и история былин. Картина Васнецова «Богатыри». Кто сейчас нас защищиает и как живут и осваивают военное дело современные солдаты? Стихи о защитниках Отечества для детей.
И предлагаю продолжить обсуждать эту тему в комментариях. Я знаю, что эта тема особенно актуальна для семей, в которых растут мальчики. И поэтому хочу задать два вопроса и педагогам, и мамам.
Вопрос 1. Мой опыт показывает, что все современные мальчишки обожают роботов до тех пор, пока не познакомятся с богатырями земли Русской, народной культурой и нашей историей, с героями настоящими из нашего прошлого. И тогда их интересы меняются, они начинают играть в настоящих героев и разыгрывать битвы богатырей и великих воинов. А как происходит у Вас? Интересны ли мальчикам рассказы о воинах, героях, богатырях? Предлагаю поделиться в комментариях. Где Вы находите материал, книги, видео для мальчишек по этой теме?
Вопрос 2. Одна из воспитателей детского сада — педагог, которая обучалась у меня на курсе повышения квалификации, рассказала такой случай их своей практики. Она рассказывала детям 5-6 лет о Великой Отечественной войне и о том, что тогда защищали свою страну и даже погибали и взрослые, и дети. Мальчишки из ее группы долго что-то обдумывали после этого ее рассказа. А когда прошло уже несколько часов, то они вдруг подошли к ней и спросили: «Почему Вы нам не досказали рассказ до конца? Как их спасли?» Она ответила, что, к сожалению, их спасти не удалось. На что мальчишки парировали: «А где же были роботы-трансформеры? Почему они им не помогли, ведь они защищают мир?» Причем они спрашивали абсолютно искренне и верили до конца, что роботы не могли не помочь добрым людям победить. Вот так! Вот они — наши детки! Верящие в торжество добра даже с помощью роботов! А как Ваши мальчики относятся к этим игрушкам? Есть ли они в Вашей семье или нет? Почему? Как Вы считаете, нужны ли они современным мальчикам?
Приглашаю к обсуждению. Буду рада всем комментариям 🙂
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
Спасибо, очень интересно и мне, как маме мальчика- очень актуально. Мне хочется рассказать сыну о сильных людях, о том как преодолеваются трудности, о подвигах… Пока не форсирую, не углубляюсь:, в 2,5 про защиту отечества (будет вопрос от кого…) и войны как-то рано, мне кажется. Начали читать про богатырей-нравится 😉 побеждаем чудоюд которые нападают на игрушки…
Своей задачей вижу предложить ему какой-то образ, личность из реальной жизни на которую стоило бы равняться…
Да, в 2, 5 года про Отечество еще рано говорить:) А вот про папу или брата, которые защищают нас — как раз. И про сказочных героев — защитников тоже.
Ведь мы идем таким путем — от малого к большому. Сначала для малыша весь мир — это его семья, ближайшие люди, любимые сказки. Затем уже двор, друзья, детский сад или детский клуб. Затем еще шире — наш район, наш город. И уже тогда наша Родина и весь наш земной шар. И не зная малого, понять большое действительно невозможно.
Работаю воспитателем в детском саду. Недавно подбегает Антон (5 лет):
-Смотрите, какой у меня Человек-паук, мне его подарили на день рождения. Он спасет мир!
-Как? Разве не Россия спасет мир? — под впечатлением последних событий в мире спрашиваю я.
-Нет, конечно, Россия! Но и Человек-паук!
-Антон, как же так, у тебя папа служит в армии, офицер. Разве он не спасет наш мир? Разве он не защищает тебя, твоего брата, маленькую сестренку, маму твою, детей нашей группы, нашу страну?
На лице Антона остается вопрос.
-Защищает,- произносит неуверенно.
-Разве он тебе не рассказывал, как он защищает нашу Родину, что он делает, когда уходит на службу?
На следующий день он приходит и говорит:
-Мой папа учит солдат защищать страну, они тренируются, стреляют по мишеням, бегают и занимаются упражнениями.
Я была в восторге!
А еще через пару дней к нам приехали настоящие пожарные! На двух настоящих пожарных машинах. Среди них был дедушка одного из наших воспитанников — но это был сюрприз, как для нас, так и для его внука.
-Это мой дед! Он пожарный! Он защищает нас от беды, от огня!
Делилась своими впечатлениями сегодня на родительском собрании. На нем присутствовали и папы — инспектор ДПС (он уже был у нас в гостях и рассказывал о своей службе), работник лесничества (предложил рассказать и позвал на экскурсию) — защитник природы и леса. Всегда можно о чем-то узнать и рассказать. Главное — не быть равнодушными к тем, кто с нами рядом!
Светлана! Спасибо, что поделились! Действительно, это главное — не быть равнодушным :)!
Ася, спасибо большое за подборку материалов. Тема очень актуальна. У меня подрастают два сына и мне хочется, чтобы они равнялись на настоящих героев, а не на сомнительных персонажей. Для этого мы много читаем. Не только о богатырях, но и об обычных мальчиках, таких же, как и мои сыночки, и о сказочных персонажах, которые порой поступают правильно, порой не очень, смотрим советские мультфильмы с правильной, с моей точки зрения, моралью. А главное потом все обсуждаем: что верно, что нет, чему стоит поучиться из этой истории. Обсуждаем то, что происходит вокруг: в семье, во дворе, в мире. Надо воспитывать в своих детях порядочность, донести о них понятие о чести, привить им любовь к Родине и гордость за свою страну и великих соотечественников. Ася, спасибо за то, что вы помогаете нам, родителям и педагогам, в этом вопросе! И делаете это так талантливо и бескорыстно.
Добрый день! Большое спасибо за статью! И комментарии тоже очень интересные. Но вот в процессе чтения у меня все время навязчиво крутятся вопросы. Современный мир такой неоднозначный. Мы стараемся воспитывать наших малышей смелыми, честными, готовыми отдать жизнь за Родину. А потом кто-то на этих патриотических чувствах может просто сыграть себе на руку, лживо и грязно. Война — это в современном мире явление отмывания денег, но настолько лицемерное, что туда ввязывают молодых ребят, рассказывая им о том, что они должны защищать Отечество. Я этот комент написала лишь потому, что никак не могу сама для себя уяснить как же все-таки правильно воспитывать сына, чтобы он мог отличить правду от кривды и не ввязаться в бой, который служит интересам отдельных личностей, а не защите Родины…
Анна! Спасибо за столь глубокий вопрос. Дело в том, что, на мой взгляд, патриотизм как раз и защищает человека от того, чтобы он не стал игрушкой в чужих руках. Т.к. патриотизм — это общечеловеческая ценность, не зависящая от общественного строя или политических партий! Эта ценность существовала в веках и тысячелетиях. И не зря! Это и уважение и почтение к своим родителям, к своему роду,к своим предкам; знание культуры и истории, традиций и обычаев; это чувство ответственности за свою жизнь и желание быть Творцом в жизни, желание созидать, творитЬ, исследовать мир, делать добро. Это и понимание, что жизнь — это не то, куда тебя вынесет, а осознанное созидание своего жизненного пути; это желание и умение заботиться о тех, кто рядом с нами и умение быть неравнодушными к ним. Это и умение и желание творить красоту вокруг себя, в своей жизни. Этот духовный стержень жизни человека, умение мыслить самостоятельно, анализировать, знание себя и своего жизненного пути, желание сделать родную землю более красивой и гармоничной. Всё это делает человека очень сильным духом, твердым по характеру, добрым сердцем и мудрым. Такой человек не поддастся на провокации т.к. он умеет видеть суть! А вот если человек не имеет такого стержня — то им очень легко манипулировать.
Для самых маленьких детей патриотизм — это и знание выдающихся людей из истории и культуры своей родины, и любовь к маме и папе, бабушке и дедушке, и посадка цветов в своем дворе, и забота о пожилых бабушке и дедушке, и многое другое.
Приведу пример из жизни — вспомнилось сейчас, пока писала Вам ответ. Мы ходили на концерт. Дорога от метро к залу была вся ледяная, причем даже держаться было не за что! Одни ледяные глыбы и впадины, который обойти невозможно — рядом едут машины. Пожилые люди скользили и падали. Даже вроде и мы — молодые — но и то еле скользили по ней с опасностью травмы. Многие прохожие, скользя по этим ледяным глыбам, ругали страну и правителей, ворчали и бурчали себе под нос. Но… мой муж остановился, мы обошли район, нашли почти совсем рядом большой ящик с песком. Мы достали пакет, набрали в него песка и потратили 20 минут на то, чтобы засыпать эту ледяную дорожку песком. И пошли дальше на концерт. Да, мы тоже могли ругать страну. Но мы решили проблему по -другому, т.к. понимаем, что многое в наших руках. И мы сами творим свою жизнь и хотим заботиться о ближних. И пешеходы вслед за нами спокойно шли по этой дорожке, уже безопасной для них. Вот так мы творим свою жизнь, вроде бы и незаметно, в таких бытовых поступках. И в этом тоже патриотизм и умение мужчин защищать тех, кто рядом с ними! Не всегда нужно «шашкой махать» :).
И человек, которые осознает свою ответственность за свою жизнь, жизнь своей родины, своей культуры, очень осознанно делает выбор и манипуляцию всегда почувствует. А для мужчины защитник ведь и защитник семьи, любимой, детей, своего рода, своего дома! И он несет ответственность всегда — и в работе, и в семье. Это сильный человек — сильный своим внутренним миром. Вот так и нужно воспитывать.
И еще — да какая нам разница, какой мир. Нужно начинать с себя, идти своим путем в жизни, и тогда вокруг Вас будет совсем другой круг общения — добрых, умных, интеллигентных людей. Так у нас сложилось. Так будет и У Вас тоже, если Вы этого захотите! А другие люди — они просто Вас не поймут, но и не надо :). Так как Вы будете жить своей жизнью и будете счастливы!
По поводу отдать жизнь на войне — поделюсь. Из истории нашего рода. Два брата во время войны с фашизмом были партизанами (из рода моего дедушки), один из них возглавлял партизанский отряд. Отряд попал в окружение, выйти из которого было невозможно. Но это случилось рядом с их домом — домом моей прапрабабушки. И братья сбежали из леса, где остались их товарищи, к ней в дом и попросили их укрыть. И такая возможность была — был подпол. Она вышла из дома, обняла их и сказала очень строго: «Никогда еще в нашем роду не было предателей и трусов. Возвращайтесь в свой отряд к своим товарищам и защищайте Родину». И быстро ушла в дом. Братья ушли и не вернулись, погибли. О них есть экспозиция с фото в местном музее, да, они герои ( посмертно) и боролись до конца. Но… я только когда стала взрослой, осознала слова моей прапрабабушки. Она ведь знала, что потеряет двух сыновей, когда их отправляла в лес, что она их в последний раз видит, хотя может спасти! Это нам — женщинам, живущим в мирное время — очень трудно понять. И дай Бог чтобы был мир!
Но в любом случае общечеловеческие ценности и честности, и добра, и милосердия, и ответственности и многие другие — они на то и есть общечеловеческие, что не зависят от эпохи, страны или политических партий! Это основа основ человеческой жизни. Они есть в любой религии, культуре, и это тоже не случайно. Можно ли жить без них? Можно. Но счастлив ли будет человек в душе своей в этом случае — это большой вопрос.