21.07.2017
Автор: Ася Валасина
Первая встреча с книгой. Чтение для самых-самых маленьких

Первая встреча с книгой: чтение для самых — самых маленьких.  Как читать книги малышам, возрастные и индивидуальные особенности восприятия детьми текста и иллюстраций в книгах. Секреты интересного чтения.

chtenie-dlya-samih-malenkih

Первая встреча с книгой

Дорогие друзья! Сегодня я хочу продолжить цикл статей о воспитании талантливого читателя. И поговорить с вами о том, как знакомить малыша 1-2 лет с книгой. Именно в раннем возрасте у ребенка зарождается интерес к детской книге, к звукам, к речи, к родному слову, к познанию мира. И я хочу Вам рассказать о том,  как дети этого возраста воспринимают книгу и иллюстрации в ней, в чем проявляются индивидуальные особенности восприятия литературы в возрасте 1-2 лет и как их можно учитывать при чтении.

Эту статью я построила как ответы на вопросы своих читателей, участниц моих курсов по развитию речи детей. Многие из них приходят на курс и говорят, что их дети влюблены в книги с рождения, обожают слушать сказки и рассказы. Такие детки почти сразу же включаются и в речевые игры, инсценирование сказок. Другие мамы и бабушки очень хотят приобщить малыша к чтению с первых лет жизни, но жалуются, что ребенка не увлечь слушанием сказки, и он даже закрывает ладошкой им рот при попытке чтения стихов или рассказывания.

— В чем дело? Неправильно читаем или причина в особенностях ребенка? И что делать?
— Как лучше начать знакомство малыша с книгой?
— Нормально ли, что ребенок порвал книгу? Или то, что малыш относится к иллюстрации в книге как к живой игрушке, например, накормил мишку из книги настоящей кашей и этим испортил дорогую книгу. Это неаккуратность как черта характера или возрастная особенность?
— Почему дети предпочитают не те книжки, которые нам кажутся очень привлекательными?
— Какие иллюстрации должны быть в книжке для малышей?
— Как заинтересовать ребенка книгами и как обыгрывать их сюжеты с малышами?

Ответы на эти вопросы и я дам в этой статье.

Раздел 1. Первое знакомство ребенка с книгой. Как оно происходит?

Что нам нужно знать о восприятии книги ребенком?

Интерес к книге появляется у ребенка ближе к 1 году.

Сначала  (в возрасте 6-7 месяцев) книга интересна для любого малыша не как источник знаний, а как предмет, который можно обследовать  в буквальном смысле со всех сторон, в  том числе и порвать или засунуть в рот :). Это первая реакция знакомства большинства детей с книгой, которой не стоит бояться. Любовь  к книге  и понимание того, чем книга отличается от других предметов, появляется у ребенка не сразу.

Примерно к 8-9 месяцам дети начинают любить «раскладные» книжки — игрушки. Это книжка, состоящая из отдельных страничек на шнурках. Ее можно раскладывать по отдельным страничкам и снова собирать вместе. Это действие намного легче для малыша,  чем перелистывание страничек, даже из плотного картона. Такие книжки с первыми словами на плотном картоне сейчас выпускаются для самых маленьких детей Подробнее о первых книжках для малышей 1-2 года — раскладных, книжках — подушках, книжках для игр с водой — и о том, как их выбирать,  я рассказывала в статье «Книги для самых маленьких».

В возрасте 1-2 года ребенок воспринимает чтение книги не отдельно от окружения, а целостно как определенный тип ситуации. Например, дети могут требовать читать им книжку только на диване или только в кресле, в любимом уголке. Бабушку они могут постоянно просить читать одну книжку, а вот маму будут просить читать в другом месте и другую книжку, и это будет повторяться много раз.

Такая слитность мира литературы и мира реальной жизни проявляется и в том, как малыши цитируют фразы из книг. Они не выделяют отдельное слово, а цитируют всю фразу целиком и полностью, даже если какая-то часть из нее не соответствует реальной жизни. Например, когда видят яйцо, говорят «би-би, не лабил» (бил- бил, не разбил), вспоминая сказку о Курочке Рябе.

Малыши раннего возраста очень любят повторения и могут просить взрослых читать им одну и ту же сказку много раз, важно удовлетворять эту просьбу ребенка. Когда он «насытится» любимой сказкой  — он сам потянется к новой книжке.  Нужно знать, что повторения сказки или стихотворения, очень нужны ребенку, ведь при первом чтении сказки обычно дети в ней внешне не участвуют. Иногда  даже кажется, что им она не интересна. На самом же деле, они просто еще не готовы выразить вовне свои впечатления! Они проживают новую сказку или новый стих внутри себя. В результате повторения малыши уже узнают отдельные фразы из сказки, начинают сочувствовать героям (аааа, ой-ой, ух и т.д.), активно лепетать или говорить слоги и слова из сказки. Очень интересный эксперимент с малышами, выявляющий особенности восприятия детьми сказки, услышанной ими много раз, был проведен психологами по сказке «Дюймовочка», читайте о нем здесь. 

После 1 года дети очень по-разному воспринимают чтение книг и уже ярко видны их индивидуальные особенности. По мнению М. Б. Елисеевой по особенностям восприятия книг  уже в этом возрасте малышей можно разделить на две группы:

  1. дети- аудиалы,
  2. дети — визуалы.

Далее я дам характеристику этих групп деток согласно исследованиям М. Б. Елисеевой. Для выявления этих особенностей Марина Борисовна анализировала и дневниковые записи наблюдений за детьми в семье, а также проводила опросы родителей.

Как воспринимают книги дети — аудиалы в 1 год и до года:

— Дети — аудиалы легко слушают на слух без картинок стихи даже в возрасте 6 месяцев и ранее. Причем они могут слушать в исполнении взрослых даже отрывки из поэм А.С. Пушкина! Дети замолкают, улыбаются, что-то лепечут, явно чувствуют ритмичность текста.

— Дети предпочитают чтобы им читали стихи наизусть, а не показывали картинки. Они категорически не любят, когда взрослые читают текст по книге с картинками,  в этих случаях малыши могут вырывать из рук книжку, закрывать ее, выражать свой протест.

— При чтении им стихов, потешек наизусть, малыши вглядываются в лицо мамы или другого взрослого, который читает им стихи или рассказывает сказку.

Дети не стремятся рассматривать иллюстрации.  Они почти не замечают  их в книжках. Но хорошо знают их тексты, любят слушать много раз знакомые сказки и стихи. Даже в возрасте «интереса к книге как к предмету», они не рассматривают картинки в ней, а пробуют ее «на зуб» 🙂 или любят складывать и раскладывать части книги.

— Если взрослый пытается читать такому малышу книжку с картинками, он закрывает ему рот ладошкой, вырывают книгу, берут ее в руки и начинают ее раскладывать и складывать, манипулировать с ней как с предметом. Поэтому этим детям лучше давать в руки очень прочные книжки — например, книжки — раскладушки из отдельных листов, книжки для купания и игр с водой, книжки из очень плотного картона.

— Позже, когда ребенок подрастает, он задает много вопросов по тексту книжки. Иногда взрослые просто не знают, как прочитать малышу книжку, потому что он постоянно прерывает чтение книги и задает вопросы: »  А где…? Почему он туда пошел?», отвлекается от сюжета и начинает обсуждать его вне книги. И чтение книги дальше становится невозможным.

Только постепенно эти дети учатся воспринимать текст и иллюстрации в их целостности.

Как воспринимают книги дети — визуалы в 1 год и до года:

— Еще до года малыши любят чтобы чтение или рассказывание сопровождалось показом ярких иллюстраций в книжке или показом сценок  из книжки с помощью игрушек. Текст же они воспринимают просто как красивый ритмичный фон для визуального ряда картинок. Картинки или игрушки для них самое главное в общении со взрослым по поводу литературы.

Дети — визуалы в 1 год любят сами, без взрослых, рассматривать книжки. Они листают странички, сами себе что-то бормочут, активно лепечут, стучат по рисункам, говорят отдельные слова, не требуют участия в этом процессе взрослого. Если хотят, чтобы им почитал взрослый, то настойчиво об этом просят (жестом, звуком) или говоря: «Титать!» (читать) или «Низетька» (книжечка),  тыкают пальчиком в картинку и понимают, что взрослый должен прочитать текст рядом с этой картинкой.

— Дети — визуалы любят игры — потешки с пальчиками, с жестами, логоритмические игры, игры с текстом и движением, хороводы, т.к. движения пальчиков и жесты — это визуальная опора для них.

Бывает ли «смешанный» тип восприятия книги малышом?

Конечно же, есть дети, которые любят оба варианта — они любят и слушать сказки и стихи без наглядного сопровождения, и любят книжки с картинками. Но встречаются и малыши с явным преобладанием типа восприятия книги.

kak-chitat-malisham

Раздел 2. Какие картинки должны быть в книге для детей 1- 2 лет?

Как воспринимают дети раннего возраста иллюстрации в книге?

По какому принципу мы покупаем книжки для малышей? Конечно же, мы выбираем их как  бы выбирали книгу для себя — хотим, чтобы картинки в книжке были самыми яркими, с множеством красивых деталей! Но в этом и заключается наша главная ошибка.

Ведь дети 1-2 лет воспринимают книжки совсем иначе! И очень часто самыми любимыми становятся книжки… с очень простым оформлением или даже черно-белые, с простейшими иллюстрациями без лишних деталей. Почему? Давайте разберемся с особенностями восприятия книжной иллюстрации детьми 1-2 лет.

Качественная детская книга для самых — самых маленьких — это книга, содержание и оформление которой соответствуют не нашим потребностям, а потребностям ребенка, основным задачам его развития на данном возрастном этапе, его интересам. Именно такие книги становятся любимыми для малыша.

 

Особенности восприятия иллюстрации в книжке малышами 1 -2 лет

Первое. Дети 1-2 лет по-другому видят картинки в книжке. Детям раннего возраста  проще распознать в книжной иллюстрации контур, линию, чем цветовое пятно. Поэтому книжки с черно-белыми картинками  или с очень простыми картинками могут стать любимыми! Именно такие простые картинки часто используют педагоги на занятиях по развитию речи детей, а также логопеды в индивидуальной работе с ребенком.

Пример из жизни.  Интересно рассказала об этом Надежда, мама маленького Антошки, читательница «Родной тропинки» и участница моего курса — путеводителя по развитию ребенка в раннем детстве «Учусь говорить». 

Надежда заметила, что несмотря на обилие ярких цветных современных изданий  ее полуторагодовалый сынишка явно предпочитает им издание старое, почти не цветное. С нашей, взрослой точки зрения, книжку неприметную. Это книга… 1938 года из семейного архива! С простейшими иллюстрациями.

А из всех изданий «Курочки Рябы» маленькому Антошке очень нравится издание совсем скромное по рисунку, без лишних деталей, но с яркими образами. Это книга 1956 года выпуска. Надежда пишет: «Не знаю почему, но из всех изданий «Курочки Рябы» мой маленький сын Антоша выбрал именно ее. Мы ее бесконечно перечитываем. Хочу поделиться этой любимой книжкой моего сына».

Я выложила любимую книжку маленького Антона в этой статье, Вы можете скачать ее, рассмотреть иллюстрации. Эти иллюстрации удивительно точно учитывают психологические особенности малыша, упрощают для него восприятие сказки. В статье я дала комментарии к иллюстрациям и рассказала, как можно побеседовать с малышом по этой книжке.

Второе. Дети от года до 2 лет не сразу узнают изображения на картинках в книге.

Восприятие ребенком 1-2 лет иллюстрации  в книге (а также любой картинки или фотографии) проходит три стадии развития:

— на первой стадии ребенок не узнает предмет на картинке, хотя понимает его название в обычной жизни,

— на второй стадии ребенок связывает и отождествляет предмет и его изображение, для него картинка это то же, что реальный предмет. Узнавание картинки возникает у многих детей только после 1 года 2 месяцев. На этой стадии ребенок может накормить мишку из книжки настоящей кашей, начать ловить бабочку с картинки или пытаться съесть конфетку, изображенную в книге. Малыш будет вырывать из книжки лист, на котором нарисовано как лиса съела колобка, закрашивать лисе рот или полностью закрашивать лису чтобы помочь любимому герою! Для них книжка — это реальная жизнь!

На этой стадии — т.е. в возрасте 1-2 лет- малышу очень важно иметь специальные обучающие книжки на разные темы — рассматривать в них и узнавать яблоко, грушу, сливу (книжка на тему «фрукты»), узнавать и называть или понимать на слух слова из группы «мебель» (фотокнижка с фотографиями мебели, которая есть у малыша дома), находить, где его любимая кукла ест, где она спит, на какой картинке кукла пляшет, а на какой гуляет? (самодельная книжка про игрушки ребенка). Как сделать такие книжки на разные темы просто и быстро — читайте в статье «Детская книжка своими руками».

— на третьей стадии малыш узнает предмет на картинке, но понимает его отличие, различает реальный предмет и его изображение. Этой стадии малыш достигает на третьем году жизни или  ближе к трем годам.

Именно на второй — третьей стадии ребенок начинает активно «впитывать» новые слова из книг, книжные слова появляются в его лексиконе сначала как «понимаемые» (пассивный словарь), а потом уже и в активной речи. Конечно же, сначала эти слова типично «детские». Например, малыши могут называть книжку «дай Таня пачет» (имея ввиду стихи А. Барто) или «зили- били» (сказка). Дети чаще всего запоминают повторяющиеся слова из книжки и названия героев сказки.

Давайте улыбнемся вместе: из дневника (Цитирую из книги: М. Б. Елисеева. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. Библиотека логопеда — М.: Сфера, 2009).

Бабушка рассказала внучке (2 года 1 месяц) сказку о козле, который воду носил, печку топил, кашу варил. Через несколько дней малышка, гуляя с бабушкой, увидела соседа, который нес в ведре воду из колодца. Она радостно воскликнула: «Козел воду несёт!» :).

На  третьей стадии ребенок может и сам «читать» книжку или по-своему ее «пересказывать». Часто это звучит как отдельные звуки,  жесты или тарабарский язык, в котором узнаваемы некоторые фразы из книги. Это совершенно нормальное явление.

Дети этого возраста активно договаривают фразы за взрослым. Если Вы начнете читать известное им стихотворение или сказку и делать паузы в конце фраз, то ребенок их договаривает до конца. Это очень полезно для развития речи малышей — давайте возможность ребенку досказать последний слог или слово в рифму.

Очень важно чтобы иллюстрации в книге были понятны ребенку, чтобы в них не было лишних отвлекающих деталей и чтобы процесс узнавания предмета был доступным ребенку и легким для него.

Что мешает полноценному восприятию иллюстраций ребенком 1- 2 лет:

Множество второстепенных деталей. В этом случае ребенок с трудом выделяет главное в изображении, всё его внимание сосредоточено вне главного содержания картинки, ему  трудно ответить на вопросы по картинке, понять причинно — следственные связи, он просто перечисляет детали.

Сложные ракурсы изображения и сложные перспективы,

— Деформации предметов (для малышей важно чтобы и звери, и люди изображались на картинке целиком без «обрезанных» частей тела),

Передача объема темным пятном.

Схематичная передача образа предмета в рисунке (например, шарж). Детям важно чтобы были изображены все главные существенные признаки предмета «как в жизни».

Раздел 3. Как читать самым маленьким детям

О том, как лучше знакомить малышей с книгами, я рассказывала в статьях «Какие сказки читать детям» и «Рассказы для самых маленьких».

Сейчас я хочу выделить самые основные моменты, которые помогают малышам полюбить книги, а взрослым — с удовольствием знакомить малышей 1-2 лет с литературой.

Первое. Маленьким детям легче воспринимать не чтение по книжке, а рассказывание наизусть сказки, рассказа, стихотворения.

Издавна сказки не читали, а «сказывали», это заложено даже и в самом названии жанра » сказка — сказывать». Сказывать можно близко к тексту или наизусть, глядя на малыша и его реакцию.  Вы можете «подглядывать» в книжку, если забыли текст или рассказать сказку своими словами близко к тексту.

Второе. Чтение детям всегда предусматривает их активность во время восприятия произведения, с которым Вы знакомите ребенка.

Малыши 1-2 лет не могут просто долго сидеть и слушать истории, им нужно действовать. Как это обеспечить: приведу в пример варианты заданий для обыгрывания сказки или рассказа по ходу их чтения.

Коллекция идей для обыгрывания с ребенком сказки, рассказа, потешки:

Попросить малыша повторить за вами и показать какое-либо действие: как тянули репку «тянут — потянут, тянут — потянут», как бабка била яйцо (била-била, би-ла-би-ла, ох, не разбила!), как бежит  к теремку мышка и пищит пи-пи-пи, спеть вместе песенку козы, позвать внучку, утешить деда и бабу «Не плачь!».

Сказку или рассказ показывать с помощью театра картинок или театра игрушек. Вы передвигаете фигурки и по ходу действия с ними рассказываете текст. Дети очень любят такие «живые фигурки». Многие дети только так могут слушать сказки на первых порах, поэтому используйте этот прием почаще.  При повторении сказки Вы можете привлечь ребенка к тому, чтобы он выбрал нужные для сказки фигурки, расставил их на столе: «Где баба? А где дед? Где репка. Поставь репку около домика. Вот так! Молодец! Посадил дед репку…» Картинки  для показа сказки можно нарисовать самой, распечатать из «Яндекс. картинок» или использовать настольный театр.

Попросите ребенка по ходу чтения отобрать только нужные картинки с героями сказки. Например, при разыгрывании сказки «Репка» с помощью живых картинок Вы можете положить вместо собачки ежа. Ребенок ищет, какая картинка лишняя и кого нет, зовет вместе с вами собачку: «Иди, иди к нам, Жучка! Иди! Мы тебя ждем!» (зовущий жест, после приглашения прибегает собачка, а ежик уходит в лес в свою сказку, мы убираем его фигурку).

Провести упражнения для развития интонационной выразительности речи. Например, попросить малыша сказать фразу хитро, как лисичка; ласково, как мама — коза; громко как дедушка, тихо как внучка. Спросить, «Кто в теремочке живет» голосом мышки, лягушки, зайки, волка, медведя. Если ребенок не говорит, то постучаться (повторяем слово «Тук-тук, тук-тук» как медведь (грубым низким голосом), как мышка, как волк, как лисичка, как зайчик.

Придумать свою сказку по аналогии с известной ребенку сказку — экспромтом, по ситуации из обычной жизни, в которой оказался малыш. Мы много придумываем на курсе «Учусь говорить» и одна наша семья участников курса поделилась своим интересным опытом.Расскажу о нем подробнее.

Пример из жизни 1: Однажды так получилось, что полотенце зацепилось за батарею. Мама попыталась его снять, но у нее ничего не получилось, и она рассказала ребенку сказку «Репка» на новый лад — сказку про… полотенце! «Висело полотенце на батарее. Оно было большое, пушистое, длинное! Пришла мама, стала его тянуть. Тяяяя-нееет, потяяя-нееет! ох, ох! Не вытянула полотенце. Пришел тут Никита. Стал полотенце тянуть. Никита за маму, мама за полотенце. Тянут — потянут! Нет, не вытянули полотенце. Позвали они папу: «Папа, иди к нам! Иди полотенце тянуть». Папа пришел. Папа за Никиту, Никита за маму, мама за полотенце. Тянут — потянут, не вытянули полотенце!» И так приходили все члены семьи и тянули полотенце. В конце концов, конечно же его сняли с батареи к полному восторгу ребенка. Эту инсценировку — экспромт пришлось повторять потом много раз, так она полюбилась малышу. Ведь он увидел новые возможности — оказывается, сказка-то не только про репку, но и про другие события из жизни!

Пример из жизни 2: поиграйте  с ребенком в свой теремок, построив его из стульев и покрывал.  Это будет игра — импровизация по аналогии со сказкой о теремке. Пусть малыш поселится в ваш необычный самодельный теремок. Спросите его, кто в тереме живет в таком диалоге :»Тук- тук (стук в дверь) — Кто там? Кто в тереме живет?» Возможно, Ваш малыш ответит: «Это я, Саша», а возможно скажет «Это я, медведь!» и зарычит, это не важно. Скажите от имени игрушки, кто Вы и попроситесь в теремок («А я мышка — норушка, пи-пи-пи. Пусти меня в теремок») Малыш может как впустить Вас, так и не впустить. Подойдите так  к теремку 2 -3 раза в разных ролях. Многим детям очень нравится такая игра. Они любят и сами сидеть в теремке и чтобы Вы были в теремке, а они к Вам приходили в разных ролях и с разными игрушками.

Пример из жизни 3: Если ребенок спрятался в шкаф (а маленькие детки очень любят это делать), то превратите его в.. репку! Начните сказку так: «Сидит репка- большая — большая! Вкусная, сладкая! Стала мама репку тянуть — тянет — потянет, тянет — потянет и.. вытянула репку! Вот какая моя репка сладкая, любимая!» (обнимите малыша). Если ребенку понравится такая «репка», то повторите ее и с малышом, и с собой в роли репки или с разными игрушками.

— Если в потешке или сказке есть незнакомые ребенку слова, то можно предварительно познакомить малыша с ними. Например, показать на картинке калачи, рассмотреть картинку с петушком (найти, где у петушка сапоги со шпорами, где гребешок, где бородка, где хвостик, какой он), рассмотреть картинку с котом (Как у котика усы удивительной красы).

Любое стихотворение или потешку можно инсценировать с ребенком.

Пример 1. Колыбельная «Вот и люди спят».  Можно заранее приготовить картинки — травушку, горочку, деревья с веточками, люлечку. Вместо картинок можно использовать и условные знаки: зеленый мягкий платок — это травушка, коробка — это горочка. И  используем картинки героев колыбельной: птички, лисички, уточки, зайки, детки.  Мы читаем колыбельную и показываем, где кто спит,  расставляя фигурки по местам:

Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки — на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят-поспят, всему миру спать велят.

На другой день при повторении колыбельной мы можем попросить ребенка уложить всех спать — кто где спит? (разложить картинки). А затем, когда Вы будете читать эту колыбельную перед сном ребенка, он будет договаривать за вами фразы «Зайцы спят на…? («травушке» — заканчивает фразу малыш), Утки — на…? (муравушке)»

Пример 2. Потешка «Оладушки». Также мы можем инсценировать с ребенком потешку про бабушку и оладушки, показывая все движения бабушки, изображая как она пекла, поливала маслом, раздавала детям оладушки: «Ладушки — ладушки, пекла бабка оладушки. Маслом поливала, детушкам давала».

Пример 3. Стихотворение А. Бродского. Знакомя малыша со стихотворением  А. Бродского «Солнечные зайчики» мы играем с ним. Сначала показываем ребенку солнечные зайчики дома с помощью зеркала, играем с ними, ловим их. А потом знакомим малыша со стихотворением. Далее, играя с солнечными зайчиками дома и на улице, повторяем уже известные ребенку строчки из стиха, например «Прыг — прыг, по углам, были тут — и нет их там!».

«Скачут побегайчики —
Солнечные зайчики.
Мы зовём их — не идут.
Были тут — и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были тут — и нет их там.
Где же зайчики? Ушли!
Вы нигде их не нашли?»

Пример 4. Стихи З. Александровой.  Стихи многих детских поэтов очень хорошо подходят для игр детей. Например, можно одевать куклу, играть с ней и читать стихи З. Александровой, О. Высотской. Завязывая кукле шарф, читаем:

Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький (З. Александрова).

 

Пример 5. Много вариантов игр с потешкой «Кастрюля — хитруля» — как для самых маленьких, так и для детей 3- 4 лет, придуманных мамами —  участницами моего курса «Учусь говорить»- Вы найдете в статье «Речевые игры для самых маленьких». Здесь и обучающие речевые игры — диалоги, и простейшие игры со слогами, и игры, уточняющие представления малышей об окружающем мире. Это примеры того, как разнообразно можно обыграть всего лишь одно стихотворение, ввести его в жизнь ребенка так, чтобы оно стало любимым и использовалось им с удовольствием в самых разных игровых ситуациях. У некоторых малышей эта потешка после игр с ней стала настоящим хитом! В кастрюлю они играют с мамой везде, даже в очереди  в поликлинике!

А как же ее обыгрывает автор — Нина Пикулева? Что было задумано? Обычно потешка публикуется в книжках для детей как обычный текст. И многие мамы и бабушки начинают просто читать этот текст, ребенок не слушает или слушает невнимательно и переключается к другим более интересным для него занятиям.  Но автором всегда задумано всё иначе — стихотворение или потешка как игра ребенка, причем игра со звукоподражаниями! Ниже привожу авторский вариант — что задумывала поэтесса, кстати, моя любимая современная поэтесса, пишущая стихи для самых — самых маленьких.  Ниже цитирую, как она проводит игру с этой потешкой про кастрюлю по своей книге с малышами второго года жизни и их мамами, совершенно случайно нашла эту цитату в интернете.  Автор пишет:

«Перед чтением мы сделали из ладошки «кастрюльку», в которой под прибаутку будем водить пальчиком, как ложкой, по кругу))) Очень полезное для всех малышей занятие, оно связано с развитием его речи.
В том месте прибаутки, где говорится «платочком накрыла» — и мы накрывали «кастрюльку» ладошкой другой руки, а после вместе с мамами произносили «пых-пых», имитируя кипящую кашу, улыбаясь и вовлекая в игру малышей :).
Ну да, разумеется, специфика малышового возраста требует непременно действия при чтении, весёлого преувеличения, обыгрывания каждой ситуации. Театр одного актёра, и это правильно! А как развивать внимание? Как привлечь внимание к странице, не оживив её? Да, каждая страничка оживала — и потому никто из малышей не встал и не пошёл «по своим делам». А присутствовал в игре вместе со всеми, смотрел широко раскрытыми глазёнками и ждал, что будет дальше»

Вот пример того, что подразумевается под игрой с потешками! А мы читаем в книжках «голый текст» и думаем, что ребенку он будет интересен сам по себе. Нет, нужно действовать, обыгрывать, играть и раскрываться, оживить мир вокруг ребенка ,оживить для него книгу! И это так интересно!!!!

В потешке мы можем заменить имя героя на имя ребенка. Например, сказать «Водичка — водичка, умой Лене личико…», или «Чики-чики- чикалочки, едет Дима на палочке». Малыши очень любят, когда стихи читают про них и про ту ситуацию, в которой они сейчас находятся в реальной жизни.

Конечно же, мы рассматриваем с ребенком иллюстрации в книге. И обыгрываем их.  Ищем, где у котика усы, где хвост, где лапки, где глазки. Называем действия — что делает котик? (играет на гармошке, шевелит хвостиком, танцует, мяукает). Называет, какие у него усы (длииииинные, красивые), хвост (длинный, пушистый). Можно погладить котика на иллюстрации, дать ему пирожок — угостить, поблагодарить за его песенку. Ведь для ребенка 1-2 лет иллюстрация в книге живая! Можно погладить и успокоить деда и бабу в сказке «Курочка Ряба». Можно пытаться прогнать лису с картинки: «Кыш! Уходи, лиса! Кыш!».

За один раз не нужно называть и рассматривать сразу все элементы картинки. Лучше сначала рассмотреть самые яркие для ребенка детали, знакомые. А затем начать искать что-то новое для него в картинке. Тогда малыш начнет понимать, что даже в известных ему предметах скрыто много интересных ресурсов! И не будет «скачков» с одной странички на другую и простого бездумного перелистывания книжки. Малыш научится всматриваться вглубь, в детали, находить взаимосвязи явлений, интересные моменты на картинках.

Пример рассматривания иллюстрации в книге с детьми 2 лет. Приведу пример рассматривания картинки «Котик» в серии мини-занятий с ребенком (автор методических рекомендаций — В. А. Силивон, художник — иллюстратор Е. Лось):

rassmatrivaem-kartinki-s-malishami

В первый раз, рассматривая картинку к потешке «Котик»,  мы ищем с ребенком и называем части тела (усы, лапки, хвостик и т.д), гладим котика, показываем как он играет на гармошке.Читаем потешку про кота.

Во второй раз мы рассматриваем на этой же иллюстрации, что ротик у котика открыт. Значит, что он делает? Да, поет. А хвостик у котика смотрит вверх,  значит, он танцует! Вот это открытие, а в первый раз мы даже и не заметили этого! А лапка у котика поднята — значит, он еще и лапкой пританцовывает. Включаем веселую музыку и танцуем как котик под веселую песенку. Читаем потешку.

В третий раз мы рассматриваем и называем настроение котика: «Какой котик — веселый или грустный?» Веселый! Он танцует. И дальше ищем на картинке с ребенком, кто еще танцует. То есть рассматриваем фон картинки — танцуют цветы, танцуют ягодки, травка и даже буквы! Вспоминаем потешку, читаем ее выразительно. Малыши могут уже и договаривать отдельные слова.

Часто дети сами обращаются к взрослому с просьбой рассказать им про картинку. Малыши — визуалы уже в этом возрасте готовы рассматривать картинки часами.

Пример из жизни. Я знаю одну такую малышку, которой не было еще и 2 лет. Она подходила ко всем взрослым, приносила книжку и спрашивала про каждый элемент рисунка «Это тё? А ето тё?» (это что? а это что?), это могло продолжаться очень долго. Причем она спрашивала даже про известные картинки, а если взрослый ей отвечал: «Ты ведь знаешь, кто это. Скажи», то малышка отвечала «Зая» и тут же спрашивала про другой элемент «А это тё?».

Рассматривая иллюстрации в книге, можно поиграть с ребенком в игру «Кто больше увидит на картинке?». Вы по очереди с ребенком (или дети по очереди) называют, что они увидели на картинке. Малыш, если он еще не говорит, может показывать пальчиком, а Вы назовете предмет: Да, это колыбелька, люлечка. Для таких занятий с ребенком очень хорошо подходят иллюстрации Ю. Васнецова. В них много деталей, они яркие, красочные и нарисованы в понятном для ребенка ракурсе.

rassmatrivaem-illustracii-s-malishami

Иллюстрации в книге обогащают и уточняют представления малыша о мире. На одном только развороте про сороку — ворону можно:

— показать ребенку окошко и ставни; обсудить, для чего нужны были ставни;

— рассмотреть, как украшены были окошки и попробовать самому украсить окошки на шаблоне домика, который заранее приготовила мама или педагог;

— увидеть печку, огонь в ней,  хворост,обсудить, что кладут в печку чтобы появился огонь и зачем сорока положила около печки хворост,

— рассмотреть сороку — ворону — хозяюшку, рассмотреть ее одежду,обсудить, зачем сорока надела фартук и что это за предмет одежды, для чего еще он используется,

— показать жестами, как сорока варит кашу, мешает ее ложкой и как ее раскладывает,

— догадаться, кто первым пришел на обед  к вороне есть кашу :). И какие угощения к каше сорока — ворона приготовила для гостей (сушеные грибы и ягоды), кто из животных ест эту еду? С чем мы едим кашу? А сорока с чем кашу подаст? Кого из лесных обитателей можно угостить едой, которую приготовила сорока (каша, сушеные грибы, сушеные ягодки)? А кого нельзя?

Конечно же, это задания про сороку не на один раз. За один раз мы рассматриваем только одно новое! Это правило.  Ведь нам очень важно, чтобы ребенок знал, что в одном предмете и в одной картинке может быть много интересных возможностей, что любой предмет и любую картинку всегда можно увидеть с новой стороны! Можно придумать и заметить необычное, что не каждый в нем заметит!  Это воспитание человека — Творца, а не человека- потребителя, которое начинается с первых лет жизни малыша.

Третье. Очень важна выразительность Вашей речи, паузы, красивые интонации.

Только это условие может полностью изменить отношение ребенка к книге и заинтересовать малыша миром литературы. Многие мамы, обучившись на курсе «Учусь говорить» красивой выразительной речи, отмечают и пишут в письмах, что стали по-другому читать ребенку книжки — с выражением, от души, с разной интонацией, очень артистично. И неожиданно для них после этого их ребенок, которые не любил слушать чтение книг и даже закрывал им ладошкой рот во время чтения, полюбил книги и готов их слушать часами! Такие чудеса творить выразительная, яркая речь — на нее откликаются все детки.

Интересный факт из жизни: на одном из вебинаров курса «Учусь говорить» в этом году я приводила пример неправильного и правильного в плане выразительности речи чтения потешек детям 1-2 лет. И давала образец, как их читать — читала вслух в эфире стихи и потешки так, как читаю их малышам — с вопросами, паузами, яркими интонациями.  Совершенно случайно так получилось, что у пяти мам  из группы курса в это время детки проснулись и находились в той же комнате, что и ноутбук, и они услышали мою речь. К удивлению мам, дети сначала стали вслушиваться в мою речь и  вдруг стали мне отвечать! Стали повторять за мной слова и слоги! Каждая из них отметила это у своего малыша и написала мне письмо, поделившись своим открытием. Я этого тоже никак не ожидала, т.к. считается, что аудиозаписи не могут никак влиять на речевую активность малышей.  И говорила я на вебинаре не детям, а взрослым, просто приведя пример выразительной речи взрослого.  Также наши читатели и участницы курсов отмечают, что когда они начинают выразительно читать стихи и потешки своему ребенку и чужим детям (во дворе, в очереди в поликлинике), вокруг них образуется круг детей, которые к ним тянутся и с удовольствием слушают. Хотя обычно к слушанию интереса не испытывали.

Выразительная речь — это «магнит», к которому тянется любой малыш. И очень полезно развивать и нам это качество у себя — оно всегда пригодится не только в общении с ребенком, но и в повседневной нашей жизни.

Четвертое. Чтобы воспитать малыша как талантливого, вдумчивого, творческого читателя важно ежедневное чтение.

Это может быть традиция семьи — определенное время, когда Вы всегда читаете детям книги, например, перед сном или в другое удобное Вам время в одном и том же месте. Иногда малышам — непоседам помогает сосредоточиться именно определенное место — например, кресло и торшер рядом  с ним. Необычный свет торшера и необычная обстановка приводит к тому, что малыш затихает и начинает Вас слушать.

Длительность чтения или рассказа, инсценировки для ребенка раннего детства очень небольшая — до 10 минут. Если ребенок слушает внимательно, то до 15 минут. Обычно это максимум времени, в течение которого малыш будет активен и не устанет. После этого ребенок уже отвлекается, вертится, забывает сюжет. Можно на третьем году жизни читать.

Если Вы читаете ребенку третьего года жизни сказку с продолжением (например, «Ухти — Тухти»), то останавливайтесь на самом интересном месте. А прежде чем начать чтение в следующий раз, вспомните вместе с ребенком, на чем Вы остановились и продолжайте чтение дальше.

Обычно одно произведение читается малышу несколько раз или много раз, но не подряд. А через день, или через два -три дня. Дети раннего возраста очень любят повторения. При повторении можно читать не всю сказку, а только ее фрагмент (например, вспомнить песенку героя вместе с ребенком).  Или разыграть спектакль по сказке. Но очень часто дети требуют дословного повторения всей сказки.

 Пятое.Чтобы привлечь внимание малыша к книге,

спросите его: «Хочешь я тебе расскажу про… о том, как он…» . Обычно дети либо отвечают «да», либо молчат, никто не возражает. Тут же начинайте рассказывать.  Можно давать детям выбор: «Тебе рассказать о том, как…. или о том, как…» и рассказывать то, что выбрал малыш. Можно показать ребенку игрушку, о которой Вы расскажете и про которую прочитаете стихотворение.

Шестое. Есть малыши, которые постоянно прерывают рассказывание своими репликами.

Что делать? Как им читать книги?

Ответ на этот вопрос дала уже почти век назад М.Х. Свентицкая — замечательный педагог начала 20 века, рассказчик. Она занималась с детьми рассказыванием, разработала для педагогов методическое пособие «Рассказывание» (1916 год), составляла списки художественной литературы для детского чтения на основе своего опыта работы с детьми.

Вот что она пишет (мои примечания я даю в скобках):

При рассказывании маленький слушатель почти всегда прерывает рассказ различными вставками «от себя», какими-нибудь вопросами и отклонениями в сторону. И вот в этих случаях нужно особое уменье справляться с этими помехами, в целях сохранения целостности рассказа.

Некоторые приемы этого мне удалось выработать:

— беглое повторение вставки с быстрым переходом к рассказу (Мое примечание: то есть взрослый быстро повторяет высказывание ребенка и продолжает рассказ — как это происходит в жизни, Вы увидите в примере автора ниже),

— исчерпывающий, но короткий ответ на вопрос, с таким же переходом к рассказу,

— пауза и т.д. —

стараясь удовлетворить малыша, но не дав ему возможность направить мысли в сторону от рассказа.

Один из моих рассказов мальчику двух с половиной лет с такими вставками и вопросами слушателя мной записан вместе с моими «поправками». Позволяю себе привести его здесь.

( Мое примечание: здесь мы видим пример рассказа ребенку без наглядной опоры, что сложнее для ребенка, чем рассказывание по игрушкам, картинкам, книжкам. Почему важно научить ребенка понимать рассказы без наглядной опоры, примеры текстов  здесь в статье «Рассказы для самых маленьких»)

Вбегает на  террасу Саша  и говорит: «Расскажи!». Лезет на колени, уютно усаживается.
— Хочешь я тебе расскажу про курочку?
— Расскажи.
— У курочки вывелись цыплятки…
— У нашей курочки?
— Нет, не у нашей…
— У чужой?
— Да. У чужой курочки вывелись цыплятки — маленькие, желтенькие и беленькие…
— А черненькие?
— Желтенькие, беленькие, а один черненький. Вот вышла курочка на двор гулять, и все цыплятки идут за ней…
— Я видел! Видел! Цыплятки шли и курочка… Маня побежала, они испугались, побежали… А Маня скоро придет?
Я некоторое время молчу, чтобы мысли о Мане кончились.
— Я Мане мячик подарю…
Потом продолжаю:
— Шли они, шли, курочка и цыплятки, гуляли по двору. Вдруг увидала их кошка… (внимание ребенка сосредотачивается).
— Наша кошка? Серая?
— …увидала их наша серая кошка, подбежала и хотела схватить цыпленка. Но курочка бросилась на кошку.
— Она клюнула?
— … Клюнула курочка кошку. Кошка испугалась и убежала… (доволен, смеется).
— Куда убежала?
— Убежала кошка в дом (Двигает ручонками и смеется. Вдруг видит на дворе нашу серую кошку, быстро слезает с колен и бежит за ней с криком: «Кис -кис — кис!»).
Рассказывание кончено. А на другой день Саша бежит ко мне и говорит: «Расскажи про черненького цыпленка — кошка поймать хотела» (Я в рассказе не говорила, что кошка хотела схватить именно черненького цыпленка, но Саша, задав вопрос: «А черненькие?» и получив в ответ, что был один черненький цыпленок, очевидно, видел его в воображении и запечатлел в памяти этот образ больше, чем другие.)
Я повторяю Саше рассказ, причем, предупреждая вопросы, уж сама говорю, что курица была «не наша», а «чужая» и что кошка хотела схватить «черненького».
Рассказ повторяется много раз, и Саша уже не прерывает меня, а слушает рассказ спокойно и внимательно. А потом и сам рассказывает «про черненького» отцу, матери, Мане»

Вот и все основные секреты интересного чтения детям. Знаете свой секрет и готовы поделиться? Буду рада вашим комментариям!

До новых встреч на «Родной тропинке». В следующей статье этого цикла — перечень любимых книг современных малышей (по данным конкурса «Любимые книги: выбирают дети») и традиционный круг детского чтения для детей 1- 2 лет.

А в заключение я предлагаю вам с детьми (2-3 лет) посмотреть озвученный диафильм по доброй старой сказке «Ухти — Тухти», которая входит в традиционный круг детского чтения для малышей. Приятного путешествия в сказку!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

1 комментарий
Злата
15.02.2018 в 20:31

К 1989 году книга выдержала более 25 переизданий и была переведена на многие языки мира, включая японский и греческий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail