17.09.2015
Автор: Ася Валасина
Речевые игры для малышей

Речевые игры для малышей: 12 занимательных речевых игр и забав для детей от 10 месяцев до трех лет.

Речевые игры для малышей

Дорогие друзья! В этой статье Вы получите уникальные речевые игры для Ваших детей. Почему уникальные? Потому что больше Вы нигде не сможете найти таких речевых игр для малышей, ведь придуманы они… нет, не мной, а мамами — участницами моих курсов  по развитию речи малышей — придуманы  ими  для своих малышей летом 2015 года.

Все эти игры – это речевые игры  для малышей… с обычной кастрюлей.

Все игры абсолютно разные, так как условие выполнения задания было такое, что участницы курса  не видели работ друг друга. И многие из них сегодня в этой статье совершат открытия, узнав, что сочинили их однокурсницы :).

Немного об истории и «происхождении» речевых игр для малышей из этой статьи

На нашем курсе – путеводителе по развитию малышей «Учусь говорить: развитие речи и мышления ребенка от 10 месяцев до 3 лет» есть творческий зачет для мам — участниц курса. Он включает несколько практических вопросов по правильному речевому общению с маленьким ребенком, а также творческое задание.

 Для каждой группы курса – задание своё. На курс приходят самые обычные мамы, многие из них жалуются на отсутствие идей по играм с детьми и на то, что они «совсем не творческие люди». И эти «совсем нетворческие люди»  на курсе знакомятся с секретами речевых игр с детьми, с их грамотным использованием в развитии ребенка. И начинают не только с удовольствием играть в речевые игры с малышами, но и  сочинять свои игры!

 Задание было такое – придумать, как можно использовать стихотворение очень любимой мной детской поэтессы  Нины Пикулевой для развития речи малышей.  Причем надо было придумать игры для разных этапов развития речи ребенка и показать их возможные варианты.

Итак – встречайте – развивающие речевые игры с кастрюлей по мотивам стихотворения Нины Пикулевой «Кастрюля – хитруля».

Текст стихотворения Нины Пикулевой, который мы использовали в наших речевых играх с малышами:

Кастрюля — хитрюля
Нам кашки сварила.
Нам кашки сварила,
Платочком накрыла.
Платочком накрыла
И ждёт нас, пождёт…
И ждёт, кто же первым
Придёт?

Речевые игры для малышей: описание игр и их вариантов

Речевая игра с малышами 1. За завтраком

Два важных момента для организации речевой игры:

Первое — Используем стихотворение, немного изменив текст – называя в тексте  имена детей (Примечание: это очень важно, чтобы маленький ребенок мог услышать свое имя в речи взрослого, выделить имя из потока речи).

Второе — Для самых маленьких также важно, чтобы в нашей речи звучали те слоги и слова, которые дети уже могут повторить за взрослым. Поэтому в речевые игры  мы вводим дополнение или продолжение  – звукоподражательные лепетные слова, доступные для произнесения ребенку раннего возраста. Например: кушаем – ам, закрыли кастрюлю — чик, кипит кастрюля — шшшшш, открыли — чик, ложкой стучим — тук.

Вот примеры, как это можно сделать.

Идея продолжения стихотворения Нины Пикулевой от Елены, мамы двух двойняшек Лизы и Наты: во время кормления малышей. Вот как можно приговаривать перед завтраком:

Кастрюля-хитрюля
Нам каши сварила.
Нам каши сварила,
Крышкой накрыла.
Крышкой накрыла
И ждет нас — пождет.
И ждет,
Кто же кушать придет?
Лиза придет — ням ням
И Ната придет — ням ням
Ложки берем.
Кушать начнем!

А для малышей постарше – можно менять текст, подставляя в него названия блюд, которые на самом деле будем есть за завтраком или за обедом, ужином: вместо «нам каши сварила» на обед говорим про кастрюлю иначе: «нам супчик/борщик/жаркое сварила» или «щи /рагу/картошку сварила» (идеи для варьирования текста от Анастасии, мамы маленькой Киры). Можно и так проговаривать – комментировать: «Нам каши сварила и крышкой накрыла» (если у Вас кастрюля закрыта не платочком, а крышкой). Для малыша важно соответствие ситуации и ее комментирования взрослым.

Елена – мама маленького Левы – меняет в зависимости от ситуации текст так: «Нам гречу сварила/ картошку сварила/ тефтели сварила /компот нам сварила/ нам борщик сварила» и так далее. «Платочком накрыла? Нет, крышкой накрыла! Полотенцем накрыла, чтобы не остыло и ждет –пождет, кто же первым придет. Папа первым придет? Нет! Мама первой придет? Нет! Баба первой придет? Нет! Деда первым придет? Нет! Лёва пришел! Молодец, Лёва!»

Когда детки подрастут, их также можно будет уже их спрашивать за завтраком: какая каша (из риса – рисовая, из пшена – как называется такая каша? Да, пшенная. А из чего делают гречневую кашу? Из гречки, гречихи). Каша на молоке называется – как? Догадайся! Да, это  молочная каша. Тогда продолжение потешки будет уже другим:

Кастрюля-хитрюля
Нам каши сварила.
Нам каши сварила,
Крышкой накрыла.
Крышкой накрыла
И ждет нас — пождет.
И ждет,
Кто же кушать придет?
Мы кушать пришли,
Кашу нашли. (Открываем крышку кастрюли и показываем кашу детям – какая у нас каша?)
А какая каша — пшенная? Рисовая?…Из чего ее сварила нам кастрюля?
Сколько ложек положить Лизе? А сколько Наташе? Лизе – две ложки каши. Нате – две ложки каши.

Также когда детки подрастут, можно также им называть, с чем у нас каша в нашей кастрюле: например —

Каша с хлебом, молочком,
Каша с маслом, с крендельком.
Молча будем кушать
Птичек будем слушать.

В таких фразах малыш осваивает  согласование слов в предложении ( например, фраза « каша с чем» — это дательный падеж)

Участницы курса придумали и другие варианты своих песенок про кашу для завтрака с малышами:

Вариант Ольги, мамы маленькой Сонечки: можно петь ребенку на простой мотив так —

Ай кастрюля!
Ай хитруля!
Соне кашу варила! (называем имя ребенка).
Вот как! Вот как!
( мешаем ложкой кашу в игрушечной кастрюльке)
Вот как  кашу варила!
Или  можно петь так:
Ой ля ля ой ля ля
Ах, кастрюля ты моя!
Кашку нам сварила
И платочком накрыла

А Татьяна, мама маленького Левушки, предлагает такой диалог –речевую игру за завтраком:

Кастрюля-хитрюля
Крупы положила,
Молочком залила
Подсластила-подсолила.
Что же нам она сварила?

Очень важно: после вопроса должна быть пауза для ответа ребенка. Ему нужно  услышать в песенке названия продуктов («крупы положила», «молочком залила» и на основе этого сообразить, что может получиться из молока и крупы – Суп? Каша? Компот? Пюре? Рагу?). Ребенок догадался: «Кашу!»
-Кашу!
-Кашу нам сварила
Платочком накрыла.
Крупа мааааленькая
Каша желтенькая,
Что за кашу нам сварила? (смотрим в кастрюлю)
-Манную!
— Манной каши наварила
И в тарелку положила
И ждет-пождет
Кто же первым придет.

Можно подобным образом сочинить и вариант с овсяной кашей:
-Хлопья положила — хлопья крупные,  Хлопья жесткие.
Были бледными, А в каше стали светлыми.

Может быть подобный вариант и с пюре, и  с супом, овощным рагу.

Елена, мама маленького Никиты, придумала для малыша такие строчки —

Кастрюля-кастрюля
Нам кашу сварила.
Нам кашу сварила,
На стол всё накрыла.
На стол всё накрыла
И объявила:
«Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Кушать кашу вам пора!

А  также предлагает в текст потешки  перед завтраком вставлять имя ребенка – вот как органично это у нее получается (можно подставить любое имя ребенка):

Кастрюля-кастрюля
Никитке кашку сварила.
Кашку сварила,
В тарелку положила.
И ждет, пождет,
Когда Никиточка придет!

Можно в речевой игре заменить слова в потешке и по-другому – например, так, как сделала это Вероника:

… Ждет – пождет, кто секрет ее найдет.
А секрет-то слаааденький!
А секрет-то вкуууусненький!.
И мы отгадываем «секрет кастрюли», определяя, что сварила кастрюля по..запаху!

Елена, мама маленькой Леры, во время обеда читает такие строчки и предлагает интересную речевую  мини-беседу во время подготовки к обеду. И сочинила свои строчки  вступления к беседе:

Кастрюля-хитрюля нам супчик сварила.
Наваристый, вкусный, густой и горячий.
И ты догадался (догадалась), что это значит?
А значит, что всех мы зовем на обед!
И что будем есть — уже не секрет.
А после этого беседуем  с ребенком о супе так: А что я в кастрюле приготовила? Да, суп. Лера, попробуй, какой он на вкус? Соленый или пресный? Острый или нет? А что можно в суп добавить? Сметанку! А какая она? Жидкая? Нет? Какая? Густая, жирная? А ещё она холодная! А как ты думаешь, если холодную сметану в суп добавить, то суп тоже станет холодным?Если ребенку трудно отвечать на вопросы, то подсказываем начало фраз, а малыш продолжает фразу за нами после паузы.

Галина предлагает еще одну идею по активизации речи детей перед завтраком или ужином – предложить ребенку позвать всех взрослых на завтрак или на обед:

Давай позовем всех кашу кушать.
Иди,  мама, кашу кушать
Иди, папа, кашу кушать
Иди, София, кашу кушать.

Ребенок зовет: «Иди, мама/ иди, папа/ иди, бабушка/ иди, дедушка».

Кто кашу ест, тот быстро растет,
Вырастет сильным и здоровым.

Давай расставим тарелки для всех, чтоб кашу кушать.
Это тарелка для мамы.
Это тарелка для папы.
Это тарелка для Софии.
Вот так! Приятного аппетита.

 

Идея 2. Речевые и познавательные игры для малышей с кастрюлей. Игры – беседы. Игры на внимание.

Автор всех этих идей – Анна, мама маленькой Мирославы.

Звукоподражания и лепетные слова для самых маленьких в речевой игре

Если ребенок еще только учится говорить или у него проблемы с речью, то можно в речевой игре заменить слово «кастрюля», сложное для произнесения ребенком (Примечание: сочетание звуков «стр» – невозможно произнести малышу)  на слово «мама – мамуля», «бабушка – бабуля» и использовать получившийся отредактированный текст во время еды. Например, за семейным завтраком сказать так:

Бабушка – бабуля
Нам каши сварила,
Нам каши сварила,
Платочком накрыла.

Если ребенок только говорит первые слоги и слова, то можно ввести продолжение  с простейшим для произнесения звукоподражательным словом «ам».  И разыгрывая сценку кормления игрушечных зверюшек кашей, приговаривать вместе с ребенком (ребенок говорит только доступные для его произнесения слова):

Сначала читаем слова стихотворения, а затем продолжаем так:

Я игрушкам каши дам:
Киска –.. ? (пауза чтобы ребенок сказал слово) Ам! (говорит ребенок). И ляля – ам!
Мишка – Ам! И зайка – Ам!
И собачка тоже – Ам!

( в данный текст вписываются очень многие слова, в том числе и имя ребенка: «Даша – ам! И мама – Ам!»

Вот как хорошо поели! Вкусная каша! Спасибо бабушке!

Кормим зверюшек кашей

Когда ребенок подрастет и начнет говорить простейшие предложения из двух слов, можно усложнить диалог в речевой игре: «Ваня, посмотри-ка! А игрушки-то уже в очередь выстроились, голодные, ждут, когда же ты их покормишь. Кто у нас первый стоит? Белочка? Позови белочку кушать: « Иди-иди, белка! на каши, на!» (ребенок зовет и жестом приглашает белочку поесть). А за ней кто? Зайка! Давай позовем зайку кушать.  Иди-иди, зайка! Кушай кашу, зайка, кушай! На! А кто последний у нас остался? Ляля! Давай и лялю покормим! На, ляля, на!»

Обратите внимание: ребенок в данном диалоге участвует очень активно – он договаривает слова в фразе, отвечает на вопросы взрослого, угадывает, зовет, благодарит. Он решает речевую коммуникативную задачу (позвать игрушку и угостить ее кашей)  с помощью тех слов, которые уже может произнести, так как они содержат очень простые звуки – на, иди, ляля, зайка, киса, пока, ам и т.д. И получает результат, к которому стремился.

Когда ребенок уже говорит, можно использовать «гастрономический»  познавательный потенциал речевой игры с кастрюлей. И провести такие речевые игры для малышей, которые не только развивают речь и учат ребенка строить диалог, но и закрепляют и уточняют его представления об окружающем мире. Например, как в игре ниже.

Игровой диалог с преднамеренной ошибкой. Знакомство с окружающим миром

— Кастрюля-хитрюля, ты что нам сварила?

Кастрюля отвечает, например, «плов»

— Плооооов? А что ты для плова в себя положила?

Кастрюля отвечает «халву, морковку и лук».

 С удивлением спрашиваем ребенка «Хаааааалву? Леночка, а разве халву кладут в плов? А что кладут?» Помогаем ребенку вспомнить ингредиенты плова. Приговариваем «Ах, кастрюля-хитрюля, обмануть нас хотела! Но не получилось!»

Чтобы игра работала, это должны быть хорошо знакомые ребенку блюда, при приготовлении которых он присутствовал и нужно, чтобы мама правильно комментировала процесс  (чему мы учимся на курсе «Учусь говорить»).

Прием преднамеренной ошибки в речевой игре

Возможны еще варианты, когда кастрюля отвечает «пирог» или «блины», удивляемся, спрашиваем ребенка: «Лена! Разве блины варят?» Ребенок отвечает: « Нет!». «А как их готовят?» Разбираемся в ходе игры, что можно сварить, что пожарить, с чем можно сделать и то и другое (курица, например), а что только испечь (торт, пирог).

Вариант речевой игры для маленьких: игра на внимание

Для детишек помладше можно поиграть с этим же сюжетом  в съедобное-несъедобное: вдруг кастрюля ответит «Тапочки!» или «Книжку!». Заметит ли ошибку ребенок? Разбираемся, что можно приготовить, а что нельзя.

Что касается «реквизита» для таких речевых игр — бесед, то можно использовать и игрушечную кастрюльку из детского набора,  и настоящую. Анна предлагает завести в доме веселую болтливую кастрюлю на кухне – наклеить глазки и рот и поставить на плите, вели бы беседы во время приготовления пищи.

Речевая игра с малышами 3. Речевая игра – диалог со зверюшками по типу «Теремка»

Автор идеи – Елена, мама маленькой Юленьки.

Заменяем последнюю строчку стихотворения. Вместо «Кто же первым придет?» говорим «Ждет –пождет, кто же в гости придет» и разыгрываем на основе стихотворения диалог с игрушками – нашими гостями.

На столик для игр ставим настоящую кастрюлю, накрываем ее платочком. Кладем рядом тарелку и ложку. И прячем рядом игрушки, например, кошку, собаку и т.д.

Читаем стихотворение и перемешиваем нашу воображаемую «кашу» в кастрюле ложкой. Раздается стук.

— Тук-тук.

— Кто-то стучит. Давай узнаем, кто там?

Взрослый с ребенком спрашивают вместе : «Кто там?»

— Мяяяу.

— Кто же там? Кто это?

 — Кошка!

— Мяу – мяу, есть хочу.

— Давай покормим кошку.

Ребенок кормит кошку (игровое действие, т.е. каша у нас воображаемая, а вот ложка настоящая).

— Мяу! Спасибо! Вкусная каша! До свидания!

— До свидания, кошка (если ребенок еще не может сказать это слово, то заменяем на жест и слово «пока» — «пока, киса, пока!»).

Повторяем сценку со второй игрушкой. Варим с малышом кашу (изображаем, как ее мешаем ложкой в нашей кастрюле) и приходит вторая игрушка.  Угощаем ее и прощаемся с ней. На этом игру-диалог заканчиваем.

Если ребенку было интересно, то он обязательно попросит Вас еще раз поиграть с ним в этот сюжет, принеся игрушки, ложку и кастрюлю. Тогда повторите речевую игру — диалог, но уже с новым гостем.

Речевая игра с малышами 4. Показ сценки. Игра  в кафе.

Автор идеи — Татьяна, мама маленького  Глеба.

Речевая игра для самых маленьких. Татьяна превратила потешку в песенку. После каждой строчки  напевается простое для подражания ребенком слово – звукоподражательное слово буль- буль.  Даже если малыш только начинает говорить, он уже сможет подпевать Вам это слово. И предлагает показать ребенку сценку с использованием строчек  из стиха: берем кастрюльку, кладем в нее крупу, мешаем ложкой, накрываем полотенцем или платочком и зовем на завтрак наши игрушки – зверушки. Ложкой перекладываем крупу из кастрюли в их мисочки и кормим всех гостей нашей кашей.

Ребенка можно привлечь к процессу перекладывания крупы в кастрюлю большой ложкой или маленьким стаканчиком, перемешиванию воды и крупы (развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации).

Речевая игра для  детей постарше. Когда ребенок подрастет и начнет более свободно говорить, то можно превратить эту сценку в речевую игру в кафе.

Подготовка к игре: Нужно придумать наше домашнее кафе с  названием, нарисовать с ребенком меню (или вырезать и наклеить картинки из рекламных буклетов с изображением продуктов).

Ребенок будет повар, а мама – помощником повара. Повар готовит кашу и созывает всех на обед. Читает стихотворение Нины Пикулевой, угощает кашей, расспрашивает всех, понравилось ли им, придут ли гости еще раз в кафе, просит оставить отзыв об угощении – своей каше (надо «похвалить кашу» — то есть подобрать образные выразительные слова: какая каша? Рассыпчатая, мягкая, сладкая, вкусная, пушистая, ароматная, душистая. По завершении – убираем стол и моем посуду (игровые действия).

Почему введено было Татьяной в игру в кафе мытье и уборка? Потому что Глеб очень любит в них участвовать. И в этом тоже индивидуальный подход к ребенку – введены те действия, которые значимы для конкретного малыша и которые он предпочитает. Это очень важно для взаимодействия с любым малышом!

Речевая игра с малышами 5. Учимся строить предложения.

Автор идеи – Нина, мама маленького Андрея.

Первый вариант для речевой игры. Диалог с вопросом «Кому»: осваиваем дательный падеж

Посадим  в кружок куклу, зверей. Берем кастрюльку, мешаем ложкой и приговариваем стихотворение и спрашиваем кастрюлю:

Кастрюля — кастрюля, ты кому кашу сварила?
Андрюше сварила? — Андрюше сварила
Маме сварила? – да,маме  сварила
Кошке сварила? –да, кошке сварила
Вот какая молодец!

Ребенок может отвечать за кастрюлю. При высоком уровне речевого развития может придумывать, кому кастрюля варила кашу и задавать вопросы: «А белке сварила?», Дети ближе к трем годам очень любят в этой игре задавать «неправильные» вопросы: «А столу сварила?» Не ругайте их! Наоборот, радуйтесь! Это первые проявления их творчества в речевом диалоге!

Кастрюля-кастрюля, ты кашу накрыла крышкой? Нет???
Ну накрой скорее – попросить малыша помочь.
И ждет нас — пождет, кто же первым придет.
Спросить у малыша, кто первый кашку будет кушать? Мишка? На, мишка,  кашу.
Ляля? На, ляля,  кашу.
Потом предлагаем малышу самому «поварить» кашу и при этом комментируем его действия и повторяем текст стихотворения.

Второй вариант речевой игры. Игра в загадки – отгадки.

Для игры понадобится платочек, игрушечная или настоящая кастрюлька  и разные предметы или муляжи (овощи, фрукты, предметы).

Например: Берем  кастрюльку, кладем туда картошку, накрываем платочком и приговариваем.
Кастрюля-хитрюля, что ты нам сварила? Мама платочком накрыла и ждет, что же к нам придет?
Что это? (заглядываем в кастрюлю, чуть приподнимая край платочка – нужно догадаться, что в кастрюле). Да это же картошку нам волшебная кастрюля сварила.

Кастрюля-хитрюля, что ты нам сварила? Мама платочком накрыла и ждет, что же к нам придет? Ох, кастрюля что нам сварила? (приоткрываем крышку) Грибы сварила, вот здорово!

Можно слова переделать, если ребенок будет прятать в кастрюлю предметы. Тогда текст будет звучать так: «Кастрюля-хитрюля, что ты нам сварила? Сыночек (дочка) платочком накрыл и ждет, что же к нам придет?» И так с поиграть с разными фруктами и овощами.

Можно использовать в этой речевой игре с малышом задание «отгадай на ощупь» — что кладет мама в кастрюлю? (морковь, картофель, капуста, лук – используем натуральные фрукты и овощи)

Третий вариант речевой игры. Знакомим ребенка со словами –названиями блюд.

Можно играть  с малышами в речевую игру с накрыванием кастрюли платочком, только перечислять в ней не предметы, овощи, фрукты, а  название блюд: «Кастрюля-хитрюля, что ты нам сварила? Андрей платочком накрыл и ждет, что же к нам придет?
Борщ – а из чего борщ варится? Давай положим овощи, которые мама в борщ кладет: воду, помидоры, картошку, капусту, перец, масло, лук.
Плов – а что нам нужно для плова? Мясо, рис, морковка, лук, масло.

Так мы знакомим детей с окружающим миром и простыми трудовыми процессами (приготовлением пищи в данном случае).

Речевая игра с малышами 6. Гимнастика. Подбираем рифмы.

Первый вариант игры. Автор идеи – Елена, мама маленького Йонатана.

Превращаем стихотворение в веселую гимнастику с жестами: например так —

Кастрюля-хитрюля! (Можно погрозить пальчиком)
Нам каши сварила! (Гладим по животику)
Платочком накрыла! (Ручки на головку)
И ждет, кто же первым придет? (Ручки в бока)

А еще Елена сочинила новый  — свой вариант стиха. В нем малыш договаривает конец фразы в рифму. После игры – гимнастики сочиняем новый стих вместе с малышом так:

В нашем доме есть кастрюля,
Всем известная …. ? (пауза чтобы малыш ответил в рифму)Малыш ищет подходящие по рифме слова: хитрюля, грязнуля, чистюля…далее по смыслу развиваем стих..)
Вот вчера что сотворила,
Полно (каши, супа, борща)… (пауза для ответа ребенка) наварила!
Наварила,

Стоит-ждет — ..? (пождет)
Кто же в гости к ней … ? (пауза для ответа ребенка) Ребенок договаривает: Придет!

Можно развить тему каши в диалоге с малышом: какие каши он любит, умеет ли их готовить, как мама готовит кашу, какая самая большая кастрюля и самая маленькая кастрюля есть в доме? И в конце можно предложить сварить вместе настоящую кашу!

Второй вариант игры. А Ирина Н. придумала для своего малыша другой вариант гимнастики по этому стихотворению:
Кастрюля-хитрюля (разводить руки в стороны, покачиваться)
Нам каши сварила. (топать)
Нам каши сварила, (топать)
Платочком накрыла. (накрыть голову рукой)
Платочком накрыла (присесть и спрятаться, как будто под платочком)
И ждет нас — пождет. (радостно, выглядывать из-за ладошек)
И ждет,
Кто же первым придет? (удивленно)
Я! (радостно подпрыгивать вверх!)

Последняя строчка может меняться (могут первыми приходить мама, папа …)

Речевая игра с малышами 7.  Почему кастрюля – хитрюля? Сочиняем историю, развиваем словотворчество

Это идея Анастасии, мамы маленькой Ариночки.  Эта речевая затея подходит для детей второго полугодия третьего года жизни, которые уже хорошо говорят.

Можно рассказать ребенку стихотворение и спросить: «А как ты думаешь, почему кастрюля-хитрюля?». Ребенок: «Потому что она хитрая». Мама: «А в чем хитрость? Где кастрюля схитрила?». Пусть ребенок подумает и предложит свою версию, почему кастрюля хитрая.

Спросить какая еще может быть кастрюля. Например, если она с утра проснулась сердитой, то она какая? Ребенок: «Сердитая». Мама: «А кто ее рассердил?». Предложить ребенку придумать, почему кастрюля рассердилась. Мама: «Вот хитрую кастрюлю называют кастрюля-хитрюля, а сердитую как назовут?». Пусть ребенок предложит свой вариант имени такой кастрюли (развиваем словотворчество).

Речевая игра с малышами 8. Пальчиковая гимнастика по стихотворению.

 Стихотворение можно использовать для пальчиковой гимнастики с малышами. Например, делать такие движения:

Первый вариант игры с пальчиками для малышей.

Кастрюля-хитрюля
Нам кашу варила.
(Одна ладошка согнута в виде чашечки, пальчиком другой руки делать круговые движения —  как-будто мешаем).

Нам кашу сварила,
Платочком накрыла.
Раз-два, раз-два. (Накрыть «кастрюльку» ладонью, переворачивая ладонью вниз/вверх под счет)
Платочком накрыла
И Ваню зовет.
Иди-Иди.        (подзывающее движение)
Ванюша идет,
Свою ложку несет
Воооот такую!  (развести руки ребенка широко-широко)

Автор этой пальчиковой гимнастики – мама —  участница курса Алена М.

Второй вариант пальчиковой игры для малышей

А Елена С. Придумала другой вариант движений под слова стихотворения:

— первая и вторая строчки — кистью правой руки совершаем вращательные движения по часовой стрелке, а левой рукой будто держим кастрюлю,

— третья строчка — кистью левой руки совершаем вращательные движения,

— четвертая и пятая строчки — обеими руками будто накрываем кастрюлю (два раза),

 — шестая строчка – принимаем позу «Что призадумалась, девица красная» – правая рука на локте подпирает щеку,

— седьмая строчка — меняем руки

— восьмая строчка — показываем на правой руке указательный .палец, а левую отводим в сторону, будто спрашивая.

Речевая игра с малышами 9. Словарная и грамматическая.

Придумала этот вариант игры Алена М. для своего ребенка.

Вариант 1. Обогащаем и активизируем словарь ребенка (рекомендуемый возраст для игры — третий год жизни ребенка)

Кастрюля варила,
Кастрюля бурлила,
Кастрюля нам вкусную кашу сварила.

Делаем паузу перед словом «кашу». Спрашиваем: «Какую кашу?» Ребенок подбирает слова глядя на кашу или по памяти: Манную, пшенную, горячую, сладкую, белую, мягкую, жидкую, пушистую и т.д.

 Вариант 2. Осваиваем порядковые числительные  в удивительно простой и увлекательной речевой игре на удачу (рекомендуемый возраст для речевой игры — третий год жизни)

Можно использовать стихотворение как считалочку для установления очередности. При этом в конце нужно менять только одну строку:
Кто же первым придет?
Кто вторым-то придет?
кто же третьим придет?
Заодно узнаем порядковые числительные: первый, второй, третий, четвертый, пятый! Так можно считать игрушки.

Удивительная идея Алены – честно признаюсь, я сама до такого бы не додумалась бы. Просто, интересно для ребенка, много вариантов использования. Можно использовать и как развлечение на детском празднике, и в ходе обычной жизни перед едой.

Как использовать эту идею для речевой игры с малышом:


Можно устроить речевую игру по мотивам этого стихотворения перед обедом. Например, сложить в кастрюльку маленькие предметы, по одному от каждого члена семьи (мамина вещь, папина вещь, Ванина вещь, бабушкина ведь и т.п.). Все ждут в коридоре.
Ребенок в кухне читает стишок, и не глядя достает из-под платочка один предмет. Это определяет очередность усаживания за стол. В последней строчке – вопрос.
«Кто же первым придет?»- ребенок достал папины часы, значит заходит папа. «Кто вторым-то придет?»- достал игрушку старшего брата! и т.д.

Речевая игра с малышами 10. Угадай на ощупь, на вкус, по запаху

Игра придумана Ириной Н. для своего малыша.

Знакомим малыша с предметами (овощами, фруктами). Вам заранее до игры нужно будет приготовить для малыша несколько натуральный овощей и фруктов (хорошенько вымойте их). И эти же овощи и фрукты в нарезанном на кусочки виде.

Как играть в эту речевую игру:

Кастрюля-хитрюля.
Нам каши сварила.
Из чего? (задумчиво)
(радостно) Из морковки сочной! Где морковка?
Малыш среди 2-3 объектов ищет морковку, находит ее и подает маме. Даем ему попробовать кусочек морковки на вкус, на запах.

Кастрюля-хитрюля.
Нам каши сварила.
Из чего? (с хитринкой)
(удивленно) Из петрушки душистой? Где петрушка? Ах, как пахнет!
(Малыш находит среди подготовленных к игре предметов и подает петрушку,  и мама нюхает и дает понюхать малышу)

Из чего же еще? (смотреть удивленно на малыша, пусть подскажет)
Из чего ты хочешь кашку (супчик..), из грибочка или яблочка? (ласково)
Из грибов или яблок? (серьезно) Например, ребенок хочет добавить в кастрюльку яблоки.

Давай сварим компот из яблок.

Кастрюля – хитрюля.

Нам компот сварила.

Из чего? Из яблок! Где у нас яблоко? Найди яблоко (ребенок находит среди предметов яблоко) Вот яблоко! Оно большое или маленькое? Зеленое как огурчик или желтое как цыпленок?

Речевая игра с малышами 10. Какие бывают кастрюли.

Идея речевой игры – Анастасия Ш.

Рассмотрите разные кастрюли – большие и маленькие, настоящие и игрушечные. Какие они?

Используйте разные характеристики кастрюль при чтении стихотворения. Например, если нарисовать на игрушечной кастрюле хитрые подмигивающие глаза и улыбающийся ротик – то это кастрюля – хитрюля. Может быть кастрюля – малышка (самая маленькая кастрюлька в Вашем доме). И когда Вы играете с ней, то меняете слова так: «Кастрюля – малышка нам кашку сварила…». Может быть добрая кастрюля – как ее назвать? Кастрюля – добрюля! Малыш может сам выбирать, какая кастрюля будет ему варить кашку и называть ее характеристики.

Читая стихотворение во время игры, можно заменить и блюдо —  кашу можно заменить на супчик, компотик, гречку, омлетик. («Большая кастрюля омлетик сварила», «Малышка – кастрюля пюре нам сварила»  и так далее по конкретной ситуации, в которой сейчас находится малыш).

Ну и конечно же накрываем кастрюльку во время «варки» платочком.

Речевая игра с малышами 11. Названия детенышей животных

С помощью этого стихотворения можно познакомить ребенка  с названиями  детенышей животных, активизировать эти слова в речи.  Тогда окончание стихотворения будет звучать так: «И ждёт, кто же первым придёт?  Лошадка с жеребенком или корова с … ? (малыш договаривает: с теленком). Кошка с котенком или курица с… ? (малыш договаривает: с цыпленком). Ежиха с ежонком или белка с… ? С кем? (малыш говорит: с бельчонком). Индюшка с индюшонком или уточка с .. ? С кем? Малыш говорит ответ: «С утенком».

Лучше всего сделать эту игру —  инсценировку с помощью картинок зверюшек и их детенышей, которые приходят за кашей. Если малыш правильно отгадал, то мы открываем и показываем ему соответствующую картинку (прибежал цыпленок, идет утенок)

Речевая игра с малышами 12. Игра для развития слухового внимания.

Еще одна идея для окончания игры – это изменить последние слова стихотворения на какое-либо задание. Кто из детей первым его выполнит – тот первый подходит и пробует «кашу». Например: «И ждет –пождет, кто же первым придет? А первым придет тот, кто кубик принесет».

Варианты заданий в игре:

— кубик принесет,

— кружок уберет (убрать круг из выложенных на столе фигур),

— красное найдет (быстро найти в комнате красный предмет, подбежать к нему и дотронуться до него),

— длинное найдет (короткое, теплое, холодное, блестящее, прозрачное и так далее).

Я  не смогла назвать в этой статье идеи всех мам курса, так как объем статьи ограничен, и у многих участниц курса были похожие идеи. В этой статье я обобщила идеи творческого зачета  летней группы своего курса «Учусь говорить».

Сохраняйте себе эти идеи, распечатывайте и играйте с малышом в веселый речевые… кастрюльные игры! Поддержите их авторов в комментариях к статье! 🙂

Примечание: Часть речевых  игр из статьи будет интересна не только малышам, но и детям постарше- четырех и даже пяти –шести  лет!

А если Вы захотите сами научиться придумывать речевые игры и узнать их секреты (в статье я о них не говорила)- то приходите к нам на  дистанционный курс «Учусь говорить: развитие речи и мышления ребенка от 10 месяцев до 3 лет. Путеводитель по развитию ребенка в раннем детстве» и на дистанционный курс «Развитие языковых и коммуникативных способностей детей от рождения до семи лет». Мы будем рады встрече с Вами в нашем дружном творческом кругу единомышленников!

Речевые игры с малышами  увлекают и детей, и взрослых и становятся не только средством речевого развития ребенка и ознакомления его с  окружающим миром, но и средством развития взаимопонимания с малышом.

Желаю Вам интересных речевых игр с малышами!

Еще речевые игры с детьми разного возраста Вы найдете в статьях на «Родной тропинке:

— Составь предложение: речевая игра с кубиками. 

— Как развивать речь ребенка в семье

— Речевые игры со словами для детей

— Настольные современные игры для развития речи детей

— Современные он-лайн игры для развития речи детей (можно поиграть прямо на «Родной тропинке»). 

— Увлекательные речевые игры со словами и стихами для детей. 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

3 комментария
Светлана
22.09.2015 в 15:58

Замечательные игры! Они так нужны маленьким ребяткам.

Ольга
20.10.2015 в 23:16

Спасибо, всем мамам, действительно замечательные игры и очень не скучные. Удачно выбрана игра именно с кастрюлей и угощения кукол, так как первое во что начинаешь играть с ребёнком это именно устраиваешь чаепитие для кукол.А теперь очень много новых идей!

Вероника
11.05.2016 в 16:42

Большое спасибо за идеи. У Вас на сайте на очень хорошем уровне подана информация. Я в свое время ребенка разговорила после одной из ваших статей.

Оставить комментарий

Сообщение

Ваше имя

E-mail