Каталог статей
CATALOG
Рекомендую!

Сочиняем сказку с детьми! Осенние сказки

Вы пробовали с детьми сочинять сказки? Сегодня я хочу поделиться своими секретами сочинения сказок с малышами. Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребенка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребенка знания, готовит к успешному школьному обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует  у ребенка чувство своей успешности.

Малышам об осени. Сочиняем осенние сказки с детьми.

Сочинение сказок вместе с мамой – это тот вид творчества, который был очень распространен в семьях интеллигенции в девятнадцатом веке. Тогда даже выпускались домашние журналы и газеты. Сейчас этот вид речевого творчества почти забыт. Попробуем возродить и посмотреть, что из этого получится?

Наверняка, все взрослые, гуляя осенью с малышом, отвечали на его бесконечные «почему» — почему листья падают и кружатся, почему туман, почему листья осинки дрожат, почему улетают птицы и еще сотни разных почему. Конечно же, Вы проводили с ним осенние игры. Наверняка Ваш малыш уже может назвать признаки осени и знает, чем осень отличается от других времен года. А сегодня на базе имеющегося у Вашего малыша знаний и опыта  мы сочиним с ним его первую авторскую сказку о природе – осеннюю сказку. Он в ней будет настоящим писателем и художником!

А эта осенняя песенка об осени в картинках поможет Вам с малышом окунуться в осеннее сказочное настроение!

Сочиняем сказку  с детьми. Сказка о приключениях осеннего листочка.

Секрет 1: как научить строить сюжетную линию сказки.

Я хочу предложить сочинить вместе с детьми сказку о приключениях осеннего листочка.  Почему именно эта тема? Во-первых, приключения всегда нравятся детям. Во-вторых, сочиняя эту сказку, малыш вспомнит признаки осени, научится использовать имеющиеся у него знания об осени в новой творческой ситуации. А это значит, что будет учиться быть не потребителем, а творцом!

Если предварительно не обговорить сюжет сказки с ребенком, то он будет забывать слова, запинаться, путаться, и сказки не получится. Поэтому нужно обязательно обсудить еще до сочинения, о чем будет Ваша сказка.

Спросите ребенка:

  • «Наш герой – листочек – это будет листочек с какого дерева – молодого или старого? Клена или рябины? Дерева из леса или дерева на берегу реки? Или дерева в нашем дворе? У него будет имя? »
  • «С чего начнется наша сказка?»
  • «Что случится с листочком в сказке? Может быть, он отправится в путешествие с перелетными птицами? Или встретит на своем пути серебристую паутинку и начнет беседовать с паучком? А может быть, он опустится на веточку и поплывет по реке, а по пути будет знакомиться с рябиной, березкой и другими деревьями, которых он раньше не видел. А может быть, листочек опустится на пенек и увидит, как разные насекомые прячутся перед зимой в щели пенька, и с ними подружится. Или его занесет ветром в беличье дупло и он подружится с белочкой?»
  • «Чем всё закончится?»

Такое простое планирование сказки поможет ребенку выстроить сюжет. И тогда процесс сочинения-рассказывания сказки будет легким и приятным для малыша! Можно даже зарисовать придуманный сюжет схематичными картинками, если он получился достаточно длинным.

Придумайте название сказки, из которого будет понятно, о чем в ней говорится. Можно показать обложки детских книжек и прочитать их названия для примера, вспомнить как называются любимые сказки и мультики ребенка.

Секрет 2: как научить ребенка рассказывать свою сказку?

После творческого планирования — придумывания сюжета сказки начните рассказывать сказку вместе с малышом.

Если ребенок еще маленький (3-4 года), то начинайте фразу, а малыш ее закончит. Это будет выглядеть примерно так: «Жил да был… кто? (ребенок – «листочек»). И жил он на… (ребенок заканчивает). Наступила…. Подул сильный ветер. Однажды ветер…Листочек испугался… Он спросил… Рябина ответила..И полетел он….» и т.д.

Задавая начала фраз, Вы помогаете ребенку построить связи между предложениями и частями текста. Такое сотворчество очень полезно для ребенка, потому что в нем малыш накапливает своеобразный «словарь» связок и сказочных слов (жили-были, вдруг, однажды, спросил, сказал, ответил, удивился, начался, и стали они и т.д.). Часто сочиняя сказки с мамой и «впитывая» в себя этот опыт, через некоторое время произойдет перелом: Вы вдруг заметите, что малыш начал  активно использовать  сказочные слова и связки в своей речи, в своих сочинениях без Вашей помощи, он легко строит текст и не запинается между предложениями, у него плавная богатая выразительная речь!  Это именно тот результат, к которому мы и стремимся!

Если ребенку 5-6 лет, то Ваша помощь будет зависеть от уровня речевого развития малыша и его индивидуальных особенностей. Одним детям помощь не требуется, другим нужно давать начала фраз как и в 3-4 года, третьим достаточно вопроса-подсказки: «А дальше что случилось? Кого он встретил? Что сказал?»

Секрет 3. Всем советую использовать!

Прием диктовки сказки взрослому.

Очень советую записать получившуюся сказку под диктовку ребенка. Такой прием «диктовки» ребенком взрослому развивает речь так, как ее не разовьет никакой другой прием. И дело тут в том, что малыш ставится в ситуацию, когда ему приходится диктовать, а значит, продумывать свою речь и каждое свое слово! Этим  приемом мы готовим переход от устной речи к письменной!  Когда ребенок диктует, он строит такие предложения, которые в другой ситуации он еще не в состоянии построить! То есть диктовка текста — это как бы «планка» роста для малыша!

Если малыш много раз повторяет одно и то же слово, то можно его подправить: «Послушай, как у нас получилось. Листочек сказал: «Здравствуй», Рябина сказала: «Здравствуй». Листочек сказал: «А ты кто такая». А рябинка  сказала: «Я рябинка. А ты кто? У нас с тобой всё время повторяется одно и то же слово «сказал». Давай попробуем его заменить.  Как по-другому можно сказать? (вместе с малышом подберите слова – прошептала, произнесла, воскликнула, ответила, спросила, удивилась)». С помощью приема диктовки ребенком своей сказки Вы не только обогатите словарь малыша и разовьете связную речь, но и внесете весомый вклад в успешную подготовку ребенка к школьному обучению.

Секрет 4. Как сделать книжку-самоделку с детской сказкой?

Я всегда оформляю детские сказки в самодельные книжки. Складываю лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц. Первая  страница– обложка. Ее рисует ребенок. На обложке мы подписываем название нашей сказки. Обязательно выбираем такое название, чтобы из него было понятно, о чем говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: ее начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвертая страница). Я под диктовку пишу текст внизу страницы. А ребенок рисует рисунки.

Ребенок быстро забывает свои действия, тем более свои слова. Речь – это вообще явление, которое невозможно ни пощупать, ни погладить  ни как-то ощутить. Такие книжки показывают ребенку наглядный результат его речи, его усилий и вызывают большой интерес у всех малышей. Ведь этот результат красивый, его можно показать другу, папе, бабушке, погладить, потрогать!

 Честно скажу, что я не видела ни одного маленького ребенка, который бы отказался сочинять сказку и издавать по ней свою собственную книжку, в которой он будет и  художником, и писателем. Причем даже самые подвижные и гиперактивные дошкольники готовы заниматься этим увлекательным делом часами!

Секрет 5. Примерные темы осенних сказок для малышей.

Если Вам понравилось сочинять сказки о природе, то вот примерные темы осенних историй, которые нам с детьми полюбились . Может быть, и Вам они придутся по душе и вдохновят на творчество: «Приключения осеннего дождика», «О чем прошептала рябина», «Почему дуб осенью зеленый?», «Как белочка готовилась к зиме», «Приятный сон осеннего дерева», «О чем говорят деревья в лесу осенью?», «Что вчера мне рассказал осенний ветер?»

О том, как сочинять с детьми сказки и рассказы по сюжетным картинками Вы можете узнать из статьи «Лучшие книги для развития речи дошкольников. Как научить ребенка сочинять рассказы и сказки по сюжетным картинкам»

Занятия с детьми по рассказыванию с примерами упражнений, речевых игр и заданий Вы найдете в статье «Развитие речи детей 4-7 лет: занятия по сюжетным картинкам»

Если Вы решите поставить по Вашей сказке спектакль, то в статье «Домашний театр» в видеоролике (3-я часть) найдете очень простые способы, как можно изобразить «из ничего» лес, времена года, улицу и т.д.

О народных осенних традициях, о проводах перелетных птиц, о том, чем отличаются клин, стая и вереница птиц  Вы можете узнать в статье «Об осени. Перелетные птицы и не только». А коллекцию осенних стихов для детей в картинках Вы найдете в статье «Золотая осень. Стихи для детей в картинках». Осенние русские традиции, детские игры, забавы, поделки, опыты, интересные осенние затеи Вы найдете в статьях сайта «20 идей для интересных осенних игр с малышом» и  «Осенний народный календарь».

Приглашаю вас к диалогу:

Первый раз попробовали сочинить сказку с ребенком, получили море приятных неожиданных впечатлений и хотите ими поделиться?  Напишите об этом в комментариях. Ваш опыт и совет поможет всем нам — родителям и педагогам!

У Вашего малыша получилась интересная сказка? Пришлите ее на «Родную тропинку», и мы ее с радостью опубликуем с указанием Ваших фамилии, имени и имени малыша.

Вы уже давно сочиняете сказки с ребенком? Напишите об этом в комментариях. На какие темы Вы любите сочинять сказки? Ваши идеи вдохновят другие семьи последовать за Вашим примером!

Всем счастливого сказкотворчества!

 

Получите БЕСПЛАТНУЮ КНИГУ "50 игр и затей по развитию речи детей:

советы специалиста по развитию речи ребенка от рождения до семи лет"! 

Кликните на ссылку или на обложку книги для бесплатной подписки на книгу

 

kniga-50-igr-i-zatei-po-razvitiiu-rechi

 

 

Комментарии (5) на “Сочиняем сказку с детьми! Осенние сказки”

  • Юлия

    У ребенка в садике задание придумать книжку самоделку со сказкой. Очень помогла ваша статья, надеюсь у нас все получиться сделать

    Ответить
  • admin

    Дополняю о Вашим просьбам. А вот сказочные слова, которые помогут нам сочинять сказку.
    Как можно начать: Жил- был… Вышел однажды (кто и куда) … Встретился (кто с кем — например, с волком медведь) и говорит… В некотором царстве, в некотором государстве жили-были _ и были у них _… В одном городе (лесу, парке) жил (стоял, лежал, висел, летал) (название предмета или героя). На море-океане, на острове Буяне стоял…
    А как можно закончить сказку? «Вам — сказку, а мне бубликов связку!», «Сказка вся, больше сказывать нельзя!»
    Какие сказочные слова подойдут для любой сказки? («близко ли — далёко ли, низко ли — высоко ли», «ни вздумать ни взгадать, только в сказке сказать, «долго ли коротко ли летел/шел/бежал», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»)

    Ответить
  • Оксана

    Огромное спасибо за идею!!! обязательно применю ее в своей работе. Работаю в дошкольном учреждении.

    Ответить
    • admin

      Оксана! Успехов в воплощении. Дети — даже очень гиперактивные, и те, которым ничего не интересно — очень любят сочинять сказки именно для своей книжки «как настоящий писатель». Уверена, что и Вы, и малыши получите удовольствие от такого творчества!

      Ответить
  • Светлана

    Ася, здравствуйте! Натолкнулась на вашу статью «Сочиняем сказку с детьми» и поразилась, как совпали наши мысли! Мы с ребятами подготовительной логопедической группы создали книгу «Путешествие Кленового листочка», в которую вошли 15 сказочных историй с иллюстрациями детей. И действовали именно так, как описано в вашей статье. Работа была кропотливой, но это того стоило. Результат превзошел наши ожидания. Все работы были сканированы и собраны в настоящую типографскую книгу.

    Ответить

Оставить комментарий

Секреты развития речи
banner50igr
Обучающие игры
200x300_parent
Реклама на блоге
Бесплатные материалы
Как подготовить ребенка к школе
Курс для родителей
sekrety_igra
Рубрики
Подписка на новости блога

Введите Ваш e-mail:

Наши курсы

baner_kurs_270

Лучшие статьи сайта
eto-interesno-melkaia-motorika
Колыбельные
Учимся играя!
Мир вокруг нас.
Мы Вконтакте
Мы в Одноклассниках
Все наши курсы здесь
kursy_rodnoi_tropinki
Игры и игрушки
igry-i-igrushki
Способы оплаты курсов