16.03.2016
Автор: Ася Валасина
Ребенок не ползает: комплекс упражнений для освоения ребенком ползания

Ребенок не ползает: комплекс гимнастики для освоения ребенком ползания.

rebenok-ne-polzaet

Ребенок не ползает: комплекс упражнений для освоения ребенком ползания

Ребенок не ползает, хотя по возрастным ориентировочным нормам развития, это умение уже должно быть освоено? В чем причина? Как помочь ребенку овладеть этим очень полезным видом движения? Какую гимнастику нужно проводить?

В первых статьях цикла о развитии ползании у малышей первого года жизни мы с вами уже узнали:

— что такое «правильное ползание», чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда и как появляется и развивается ползание у малышей,

— какие условия способствуют развитию ползания, а какие — препятствуют и почему малыши иногда не ползают, а сразу встают на ножки,

— как проводить с малышом игры и гимнастику для развития ползания,

как стимулировать первые попытки ребенка ползти к игрушке.

Читайте об этом в статьях «Когда ребенок начинает ползать и что такое ползание», «Как научить ребенка ползать: игры и упражнения». 

В этой же статье — третьей статье цикла о ползании малышей-  мы с вами поговорим об особых случаях. Что это за случаи? Это ситуации,  когда даже в условиях, когда у ребенка есть все возможности для ползания дома, когда взрослый правильно использует игрушки  в стимулировании ползания, проводит систематически гимнастику (то есть делается всё, о чем говорится в предыдущих двух статьях), но ребенок никак не может научиться ползать на четвереньках.

Это те случаи, когда ребенку требуется дополнительная помощь нас — взрослых —  в физическом развитии. Очень поможет малышу  специальный коррекционный комплекс упражнений, который учит малыша вставать на четвереньки и ползти на четвереньках. Эти упражнения, разумеется, будут полезны и здоровым детям. Но для детей с задержкой в физическом развитии – они как «хлеб насущный».

Одно занятие с коррекционными упражнениями длится примерно 7 минут, максимум 10 минут. В это время взрослый разговаривает с ребенком, называет его по имени ласково, называет движения  и части тела, комментирует происходящее.

Коррекционный комплекс гимнастики поможет ребенку научиться вставать на четвереньки, удерживать равновесие, ползти на четвереньках, координируя движения разноименных руки и ноги.  

Упражнения коррекционного комплекса  для тренировки вставания на четвереньки

Упражнение 1. Встаем на четвереньки.   Ребенок лежит на животе. Под живот можно подложить валик, скрученный из байкового одеяла. Поддерживая левой рукой малыша под животом, взрослый сначала сгибает одну ножку ребенка, затем сгибает другую ножку. И помогает ему встать на четвереньки.

Упражнение 2. Мишка косолапый. Ребенок лежит на животе и опирается на вытянутые руки.  Взрослый поддерживает ребенка под живот одной рукой, а другой рукой он помогает ему перенести центр тяжести на одну руку и одноименную с ней ногу  и согнуть ногу с противоположной стороны. Затем взрослый помогает малышу перенести центр тяжести на согнутую ногу и одноименную руку и согнуть другую ногу.

Упражнение 3. Кач-кач   Ребенок стоит на четвереньках, под живот подложен валик из одеяла. Кисти раскрыты, руки прямые (помогите малышу занять правильную позу). Взрослый осторожно покачивает малыша вперед – назад.  

Упражнение 4. Неваляшка Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик. Взрослый покачивает малыша в разные направления: вперед, назад, вправо, влево и добивается устойчивого его равновесия.

Упражнение 5. Наблюдаем за игрушкой Малыш стоит на четвереньках без опоры на валик. Перед глазами ребенка размещается яркая игрушка на ниточке. Взрослый за ниточку перемещает игрушку вверх, вниз, вправо, влево, побуждая ребенка поворачивать голову в разные стороны. При этом взрослый поддерживает малыша за живот, помогая ему сохранить правильную позу на четвереньках.

Упражнение 6. Возьми погремушку. Ребенок стоит на четвереньках. Если ребенку нужна опора, то используется валик как и в первых упражнениях  этого комплекса. Если малыш устойчиво стоит на четвереньках без опоры – то валик не используется. Взрослый кладет погремушку с удобной для захвата ручкой перед малышом и побуждает его дотянуться до погремушки и взять ее, стимулируя перенос центра тяжести на одну сторону (ведь для этого надо оторвать от опоры руку!) Затем взрослый перемещает погремушку вправо или влево или отодвигает от малыша и вновь предлагает ее достать.

Упражнение 7. Тренируем ножки и чувство равновесия Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый помогает ему удерживать правильную позу. Взрослый берет одну ножку малыша и отводит ее в сторону, вперед, назад. Затем то же движение повторяется другой ногой малыша.

Если Ваш малыш уже овладел позой «на четвереньках», то можно проводить с ним коррекционный комплекс для тренировки ползания на четвереньках.

Упражнения коррекционного комплекса для развития ползания на четвереньках

  Упражнение 1. Сгибание ног Ребенок стоит на четвереньках, опираясь животом о валик из одеяла. Взрослый поочередно сгибает его ноги. После нескольких движений упражнение усложняется. Взрослый сгибает поочередно ножки ребенка, перенося центр тяжести ноги на валик (ставя ножку коленом на валик).

Упражнение 2. Достань игрушку. Развиваем равновесие Ребенок стоит на четвереньках. Сначала для упражнения используется валик. Затем упражнение проводится без валика (когда малыш будет готов). Взрослый предлагает малышу взять игрушку, держа игрушку в своей руке. Другой своей рукой он одновременно сгибает одноименную ногу ребенка. Например, если малыш потянулся к игрушке левой рукой (а соответственно, он оторвал от опоры левую руку и протянул ее вперед), то взрослый сгибает его левую ножку, ставя ее на валик. Центр тяжести в этот момент переносится на другие конечности – правую руку и правую ногу малыша.

Упражнение 3. Учим сохранять равновесие Ребенок стоит на четвереньках. Повторяем упражнение 2, но по-другому. Когда малыш тянется к игрушке левой рукой, то мы сгибаем его правую ножку. И наоборот.

Упражнение 4. Ползание с поддержкой Возьмите широкое полотенце и подведите его под животик ребенка. Ребенок стоит на четвереньках. Взрослый показывает игрушку ребенку, и малыш начинает к ней ползти. Взрослый поддерживает ребенка полотенцем в позе на четвереньках.

Когда малыш освоит эти движения, Вы можете начинать проводить игры  и упражнения для развития ползания с игрушками, о которых мы говорили в статье «Как научить ребенка ползать» (ссылку см. в начале статьи).

Желаю Вам успехов!

Еще упражнения для развития движений у малыша Вы найдете в статьях сайта:

Как научить ребенка сидеть: система игр и упражнений, советы специалистов. 

Пестушки: русские традиции развития малыша

Ребенку 7 месяцев: игры и упражнения

Ребенку 8 месяцев: особенности развития, игры  и упражнения

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

1 комментарий
Марина
02.06.2017 в 16:47

Здравствуйте! Спасибо вам, очень хорошие статьи! Не знаю как быть, помогите, пожалуйста. У меня дочке 6,5 мес сейчас. Она ползает по-пластунски с 4,5 мес, очень быстро и активно, проводит почти все время на полу, я каждый день с месяца занимаюсь с ней на фитболе, каждый день делаю массаж и гимнастику, но она никак не хочет ползать на коленях и вообще на них стоять, сама становится иногда и тут же плюхается на живот, все эти упражнения делать не получается, потому что как только я начинаю ей сгибать ножки, ставить на колени и пытаюсь раскачивать, она начинает рыдать и выпрямляет с силой ноги, вообще не дает их сгибать. Были у всех врачей в 6 мес, со здоровьем все хорошо! Как быть? Как все таки научить ползать на коленях?

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail