Каталог статей
CATALOG
Рекомендую!

Народный осенний календарь. Часть 3. Ноябрь.

Народный осенний календарь игр и затей с детьми. Часть 3.  Ноябрь. Народные праздники и традиции ноября вместе с детьми.

narodnyi-kalendar-noiabr

Народный осенний календарь игр и затей с детьми. Часть 3.  Ноябрь.

Календарь на предыдущие месяцы Вы найдете здесь:

«Народный календарь игр и забав с детьми. Сентябрь»,

- «Народный календарь игр и забав с детьми. Октябрь». 

О месяце ноябре: русские  традиции

Ноябрь назывался в русском народе «хмурень». Спросите ребенка, на какое слово похоже слово «хмурень»? (хмурый)  Почему у ноября «хмурый характер»? Говорили раньше  и  так: «Ноябрь – сентябрю внук, октябрю – сын, а зиме – родной батюшка».

В ноябре люди прощались с Солнцем и Землей до будущей весны, ведь земля на долгие месяцы уйдет под снег.

Называли ноябрь «груденъ» — от слова «груда», везде – груды промерзшей земли. А еще – «листогноем» (листья преют) и «полузимником» (осень и зима встречаются).

  • Ноябрь – ворота зимы.
  • Ноябрь – сумерки года.
  • В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
  • В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

4 ноября. Казанская зимняя (осенняя).

Это день переходный от осени к зиме. Начинается предзимье. С утра может идти дождь, а к вечеру – снег. В этот день заканчивали строительство, расплачивались с мастерами – плотниками, каменщиками, штукатурами.

В этот день люди примечали погоду. Давайте и мы с детьми зарисуем ее значками в календаре природы, а потом пронаблюдаем – совпадут ли приметы (придумайте с ребенком вместе, как Вы зарисуете погоду: например, много вертикальных линий – это дождь, снежинки – снег, солнышко – солнечный день, синий кружок – холодно, красный -  тепло и т.д.)

  • Что Казанская покажет, то зима и скажет.
  • Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
  • В День Казанской Богоматери всегда идет дождь.
  • Дождь пойдет, так все луночки зальет, снег пойдет – все дороги заметет.
  • До Казанской не зима, после Казанской – не осень.

10 ноября. Ненила- Льняница, Параскева Пятница.

Это женский день народного календаря, «бабий праздник».

Параскева – покровительница женской рукодельной работы, прежде всего связанной с пряжей. В этот день мяли и трепали лен, первые пряди льна несли освещать в церковь, часть оставляли у икон. Устраивали «льняные смотрины» – выставляли напоказ на улицу вытрепанный лен.

В Костромской губернии был обряд – варили кашу из пшена нового урожая, заправляли ее свежесбитым льняным маслом и в ходе трапезы благодарили Бога за новое пшено и свежее льняное масло.

Познакомьте малыша с тем, как люди выращивают и обрабатывают лён, покажите льняные изделия, которые есть у Вас дома (например, салфетка, скартерть, полотенце, одежда). Вам поможет рассказ в картинках с заданиями для детей «Как рубашка в поле выросла».

Покажите ребенку разную пряжу, которая есть у Вас дома или в ближайшем магазине: шерстяную, хлопчатобумажную, льняную, синтетическую, разную по фактуре и толщине нитей. Найдите среди его вещей вязаную одежду и сшитую одежду, рассмотрите, чем они отличаются.

Старшему дошкольнику можно показать,  как набирать петли на спицах, или как вязать цепочку  петелек из толстых ярких ниток крючком. Покажите разные нитки для вязания крючком – лен, хлопок, синтетические, шерсть, сравните их на ощупь (толщина, фактура).

narodnyi-kalendar-noiabr-podelki

Вязание крючком очень полезно для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики детей. Для дошкольника достаточно научиться вязать крючком цепочки из воздушных петель и выкладывать из них разные изображения и узоры на картоне или ткани -  контур солнышка, цыпленка, цветочка, кораблика или любой другой, который Вы захотите выложить из пряжи. Таким способом можно выполнить небольшие открытки в подарок или панно. Вы рисуете силуэт, а малыш вяжет цепочку петелек, и вместе Вы приклеиваете связанные крючком разноцветные цепочки к силуэту (клей ПВА наносится на контур, и к нему прикладывается цепочка, если остались лишние концы цепочки, то  укладываются дальше по контуру рядом с первым слоем или в спираль или волну в зависимости от сюжета).

Если Вы никогда не вязали, то Вам поможет это видео. Первую петлю всегда делает взрослый, а дальше цепочку вяжет ребенок.

11 ноября – Анастасия – овчарница.

Стригут овец и получают шерсть.

Загадайте загадки об овцах:

- По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Почему в загадке овцы называются шубой и кафтаном?)

- Не прядет, не ткет, а людей одевает (овца, баран).

Видео для детей о том, как стригут овец и получают у них шерсть:

Перед просмотром видео спросите малышей:

- Кто такой парикмахер? Что он делает? Где работает? А есть ли парикмахеры для животных? Зачем они нужны?

Из видео Вы узнаете:

Бывает ли  парикмахерская для овец?

Как их стригут мастера?

Сколько шерсти получается с одной овцы?

Как относятся овцы к новой прическе?

Что и как делают из овечьей шерсти?

http://youtu.be/xmwCaVHsX2I

 

12 ноября. Зиновий — синичник

Не пропустите этот замечательный день народного календаря – синичкин праздник.

Это птичий праздник, и мы обязательно отпразднуем его вместе с детьми. Сделаем кормушки (сказку про кормушки и как их сделать и как стать Добрым Повелителем Птиц Вы найдете в статье «Как сделать кормушку для птиц»), сварим птичий пудинг (см. статью «20 идей для осенних игр с детьми»), расскажем сказку о перелетных птицах »Как воробьишко Африку искал», а также посмотрим видео «Синичнкин календарь» или прочитаем эту замечательную сказку!

Аудиовариант познавательной и очень доброй и увлекательной сказки В. Бианки про синичку Вы найдете в виде ниже:

Синичкин календарь. В. Бианки. Часть 1.

Синичкин календарь. В. Бианки. Часть 1.

Полная версия Синичкиного календаря по месяцам в аудиоварианте есть здесь.

14 ноября – Кузьма и Демьян — Рукомесленники.

Кузьма и Демьян – покровители ремесла: у мужчин – кузнечного, у женщин – всех.

Это день прощания с осенью и встречи зимы. Это день завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерен нового урожая, поэтому Кузьму и Демьяна называли также кашниками.

Расскажите в этот день малышам о разных злаках, о том, откуда берется та каша, которую они каждый день едят, как она выросла на поле, как люди получают хлеб. Интересно рассказать пшенице и труде хлеборобов Вам поможет статья «Детям о хлебе: как выращивают хлеб».

Я нашла в сети очень качественное видео о Кузьминках и народных традициях этих дней с участием фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Рассказывает заведующий лабораторией народного музыкального творчества  Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова  профессор А.М. Мехнецов.

. Это видео для тех, кому небезразлична наша история и наши традиции, мудрость наших предков.

http://youtu.be/weQEKYZJB0w

 В эти дни продолжался свадебный период, и к Кузьме и Демьяну обращались с просьбой: «Кузьма – Демьян, скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую, вековечную».

Этот день интересен и тем, что он связан с известным всем нам выражением «подкузьмить». К Кузьме- Демьяну были приурочены торги, которые не всегда проходили честно. Поэтому и возникло это  выражение об обмане – «подкузьмить». А еще говорят до сих пор и так «подъегорить» (обмануть) – но это связано уже с декабрьским календарем.

В этот день проходил «куриный праздник», проводились обряды, связанные с сохранностью кур: в курятниках кропили стены и насесты святой водой, утепляли стены в курятнике, вешали там «куриного бога» в виде камня  с отверстием или горлышко глиняного сосуда.

Готовили на Кузьминки специальное кушанье – куриную лапшу и пирог – курник с начинкой из куриного мяса и яйцами. Это была еда, которая готовилась для жениха и невесты и подавалась на свадебном пиру.

На три дня Кузьминок девушки снимали помещение и устраивали ссыпчину, в нем принимали в гости парней. Каждой девушке надо было принести для ссыпчины что-то из дома в сыром виде.Девушки собирали продукты и все вместе готовили пиршество. Обязательным блюдом на пиршестве была каша.

Давайте и мы сделаем свою домашнюю ссыпчину. Приготовьте и Вы вместе с детьми что-то вкусное, расскажите, как варится суп или каша (увы, многие современные дети, с которыми я занималась,  представления не имеют о том, из чего делается каша или суп. Исправьте это – расскажите им о своем труде по приготовлению вкусной еды, прокомментируйте свои действия – что это, что Вы делаете, в какой последовательности и почему и вместе приготовьте любимое блюдо)

19 ноября – Павел – ледостав.

Если на Ледостав снегопад, то зима будет снежная и хорошая для озимых.

Если лед на реке становится грудами – то и хлеба будут груды, а если лед гладкий – так и хлеба будет гладко.

Встретились  в этот день два друга – звон – мороз да бела вьюга.

Загадайте в этот день ребенку загадки про лед, сделайте вместе с ним лед из воды с помощью формочек, попробуйте опустить кусочек льда в воду –он поплывет! А потом разморозьте  лед обратно в воду. Этот простой опыт поможет малышу отгадать загадки о льде на основе своего жизненного опыта, а не просто запоминая отгадку. Обсудите, откуда берется зимой лед на реке или на озере:

- Текло, текло и легло под стекло (почему так говорится о льде в этой загадке?)

- Я вода и по воде же и плаваю. Кто я? (лед) – т.к. лед плавает в воде, хотя сам сделан из воды.

21 ноября – Михайлов день.

В эти дни был уже снег, так и говорили «Михайло приехал на белом коне».  Но в эти дни он часто таял – наступали оттепели, которые так и назывались – «Михайловские оттепели».

- С Михайла зима не стоит, не мерзнет.

Михайлов день – сытный веселый праздник. Когда я знакомлюсь с нашей историей и традициями, я всегда восхищаюсь умением русского народа не только трудиться, но и отдыхать! Даже про труд наши прабабушки пели в колыбельных младенцу о том, что он вырастет и пойдет «на работку на таку, на весёлую страду!» (и никакого намека на то, что работа-то очень трудная!,  один оптимизм! — «веселая страда»). А уже сделать праздник из того, что просто встречается по ходу жизни,  они всегда умели – это  тоже очень и очень важно – просто для того, чтобы жить счастливо.

И вот как было – рассчитались с работниками, вырастили еду, рады этому. Хлеба много, полевые работы закончены – хорошо! Надо отметить праздником, доставить радость себе и близким!

narodnyi-kalendar-noiabr2

«Вот и Михайлов праздник – по деревням пиры, в избах везде – гости».

Как встречали и потчевали гостей:

- Ну, хозяйка, сажай! – говорит хозяин, рассаживая гостей за столом и наблюдая при этом степень родства и требования почета.

- Присядьте, присядьте, гости дорогие! – отвечает хозяйка и ставит на стол чашку со студнем, давая каждому гостю пирог и ложку. – Милости просим! Рады приветствовать, чем Бог послал».

-  С праздником, будьте здоровы! – говорит первый гость.

- Просим приступить, — говорит хозяин дома. По его слову в торжественном молчании приступали к первому блюду – студню. Далее подавалась каша, за кашей- свинина или говядина, лапша и чай с баранками и пирогами.

Поиграйте  в этот день с ребенком в прием гостей,  разыграйте диалоги между хозяйкой (хозяином, если у Вас сын) и гостями. И пусть еда будет современная – это не важно! Нам важно сохранить тот лад в семье, которые веками был в русских семьях, то уважение к гостю, к хозяину и хозяйке, которое прививалось малышам с пеленок.

22 ноября. Матрёна зимняя.

С зимней Матрены снова зима. Облачная снежная погода в этот день предсказывает ненастный май, иней – урожай овса, дождь – урожай пшеницы (Смоленская область).

Иней на деревьях в этот день – к морозам, туман – к оттепелям.

Загадайте ребенку загадку про метель и вьюгу:

- Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица (ветер, метель, вьюга). Почему так сказано про метель в этой загадке? Придумайте свою  загадку о ветре:

- Летает да не (орел, ворон и т.д.). Гуляет на улице, да не… ( кот, собака) – подставляем слова в загадку те, которые придумает малыш исходя из своего собственного жизнненого опыта. Загадываем эту загадку родственникам и друзьям, записываем в альбомчик с первыми сочинениями малыша.

27 ноября – Филиппов день (Филипповки).

с него начинался Рождественский пост. Завершался свадебный период.

В этот день заканчивалась «кудельница» (подготовка льна для прядения).  И начиналась первая неделя прядения. Девушки садились за прялки, а юноши приходили к ним для общения. Очень хорошо прядение показано во многих сказках, например,  в сказке А. С. Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».

Говорили так: «Не напрядешь зимою, нечего ткать будет летом», «Не ленись прясть, хорошо оденешься», «У ленивой пряхи и для себя нет рубахи», «Соха кормит, а веретено одевает» (объясните ребенку, что такое соха и веретено (веретено встречается во многих сказках), спросите, как веретено может одевать человека?

Покажите как пряли раньше в этом видео: малыш увидит реальный пример прядения бабушками. Иначе получается что о прялке и веретене он из сказок знает, а вот как реально выглядели эти предметы, как ими пользовались даже не представляет! Давайте это исправим и покажем прялочку и бабушек, которые до сих пор прядут!

Загадайте детям загадку о веретене – загадки мы всегда загадываем только тогда, когда у малыша уже есть жизненный личный опыт для ее отгадывания (то есть он видел веретено и как оно работает):

- Чем больше я верчусь, тем больше я толстею (веретено).

Продолжение народного календаря игр и забав с детьми Вы найдете в статье «Зимний народный календарь. Декабрь».

Интересно рассказать детям об осени Вам помогут статьи сайта:

- Золотая осень :  стих об осени для детей в заданиях, картинках и видео

- Как звери к зиме готовятся. Часть 1: речевые логические задачи, рассказы, сказки, стихи в картинках, опыты, пальчиковый театр и инсценировки-диалоги для детей

- Как звери к зиме готовятся. Часть 2:  рассказы в картинках, речевые упражнения, пальчиковый театр.

- Пословицы про осень: пословицы про раннюю осень, золотую осень, позднюю осень, про осенние месяцы.

- Логические задачи для детей об осени

- Сочиняем сказки с детьми: осенние сказки

 

Получите БЕСПЛАТНУЮ КНИГУ "50 игр и затей по развитию речи детей:

советы специалиста по развитию речи ребенка от рождения до семи лет"! 

Кликните на ссылку или на обложку книги для бесплатной подписки на книгу

 

kniga-50-igr-i-zatei-po-razvitiiu-rechi

 

 

Комментарии (8) на “Народный осенний календарь. Часть 3. Ноябрь.”

  • Ola

    Ася здравствуйте! Благодарю вас за ваш труд, все очень интересно. Единственное пожелание — упоминать память какого святого в этот день отмечается, кратко рассказывать о нем, а то какие-то абстрактные имена получаются и язычеством оттдает. Все-таки народные традиции и вообще течение жизни были плотно связаны с церковным календарем.

    Еще раз благодарю вас за труд.

    Ответить
    • admin

      Ольга! Спасибо за пожелание! Но вот я столь трепетно отношусь к Вере и к Богу и к Душе Человека, что боюсь что-то сказать не так. Для меня это слишком сокровенно и душевно, не для всех. Поэтому в календаре даю именно то, что характерно для народных традиций.
      А уж каждая семья сможет сама решить, когда и как познакомить маленького человека со столь сокровенными знаниями как история Святых. Т.к. меня часто коробит от тех «историй», которые я встречаю в сети, «адаптированных под маленьких детей». а реально с выхолощенной сутью этой истории. Вот этого очень хочу избежать.

      Ответить
  • Ola

    Я вас очень понимаю, но иногда хочется чего-то избежать и в итоге мы впадаем в другую крайность. Тут наверное нужна какая-то середина. Может лучше посоветоваться с вашим духовником по этому вопросу, дать ему прочитать статью? Тем более что сейчас очень популярно неоязычество, которое любит опираться на народные традиции и выхолащивать из них любую привязку к христианству.

    Ответить
    • admin

      Ольга! Именно поэтому дабы избежать крайностей я и делаю статьи по этнографии народного календаря. Ведь этнографию как науку оспорить трудно. И в основе того народного календаря, который я даю на сайте — научные статьи из сборников, в частности Санкт-Петербургского университета, серии трудов Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая Российской Академии Наук. Это современные серьезные научные издания НИИ, а не публицистика или не домыслы и не искаженные пересказы в газетах.
      Может быть, когда-то я дозрею до другого уровня и сделаю и рассказы о жизни известных святых для малышей — пока я к этому не готова. Ведь, кроме того, чтобы написать текст, надо учесть психологию малыша — что и как на него повлияет, что он впитает в два года, о чем рассказать в три-четыре года, и он это поймет, а о чем в шесть. А о чем-то лучше рассказать только уже только в подростковом возрасте, т.к. раньше не поймет сути. А тут уже можно будет обсудить.
      Пока я не готова делать такие рекомендации для тысяч читателей моего сайта, т.к. сама только изучаю православную педагогику и ученица в этом плане. А тем, кто интересуется именно православной педагогикой, всегда советую почитать труды для педагогов Ольги Михайловны Потаповской. Их можно найти и в Интернете. Это ведущий специалист в России по православной педагогике. Ольга Михайловна — научный сотрудник лаборатории семейного воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, преподаватель кафедры педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Она это делает профессионально и очень тонко в плане духовного развития ребенка.В плане авторских прав я не имею права публиковать ее работы на сайте — это было бы нарушением. Могу только отослать к автору.
      Спасибо Вам за интерес к вопросам духовного развития наших малышей! Мне всегда радостно, когда в нашей сумбурной жизни на сайт приходят люди, которым небезразлична душа — и своя, и ребенка! Мира и лада Вашей семье!

      Ответить
  • Анна

    Ася! Спасибо Вам огромное за бесценный труд, очень полезные занимательные материалы.Только вот не могу найти народный календарь про сентябрь, октябрь. Не могли бы подсказать где их поискать?

    Ответить
  • Анна

    Спасибо ооооогромное, я так рада!

    Ответить
  • Надежда

    Ася, СПАСИБО огромное за ваш ТРУД. Для меня это бесценный материал, такой разноплановый, глубокий. ООООООчень пригодится нам для работы в музее «Русская изба» и проекте по духовно-нравственному воспитанию

    Ответить

Оставить комментарий

Секреты развития речи
banner50igr
Рубрики
Обучающие игры
200x300_parent
Реклама на блоге
Бесплатные материалы
Как подготовить ребенка к школе
Курс для родителей
sekrety_igra
Наши курсы

baner_kurs_270

Лучшие статьи сайта
eto-interesno-melkaia-motorika
Колыбельные
Учимся играя!
Мир вокруг нас.
Мы Вконтакте
Мы в Одноклассниках
Все наши курсы здесь
kursy_rodnoi_tropinki
Игры и игрушки
igry-i-igrushki
Способы оплаты курсов