Задачи на логику для детей по теме «Ветер»: развитие мышления, речи, внимания дошкольников.
Задачи на логику для детей дошкольного возраста по теме «Ветер»
Какие логические задачи о ветре задавали детям в 19 веке, Вы уже знаете из предыдущей статьи «Откуда берется ветер?». А сегодня я хочу поделиться своей коллекцией современных развивающих логических задачек о ветре для дошкольников. Задавать их детям нужно тогда, когда у них уже есть знания о ветре, полученные из собственного опыта (см. «Откуда берется ветер?»). И конечно же, не нужно задавать малышу все задачки на логику сразу же подряд. Лучше всего их задать:
- во время подходящей ситуации — на прогулке или дома,
- или во время беседы по дороге в магазин, в парк,
- или даже за завтраком, когда за окном ветреная погода,
- или когда Вы выбираете, какую одежду лучше одеть на прогулку и Вам нужно узнать это, посмотрев в окно.
Задача на логику 1
Автор задачи – О.А. Анищенко, кандидат педагогических наук, преподаватель Могилевского государственного университета.
Мальчик оделся, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: «Какой сильный ветер! Одевайся потеплее». Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно было закрыто? (Варианты ответов ребенка: За окном она увидела, что сильно раскачиваются деревья. Она заметила, что по улице несется пыль, бумажки, листья. Она увидела, что у мужчины сорвало ветром и унесло шляпу и др.)
Прочитайте ребенку стихотворение о том, что делает ветер. Спросите, как можно услышать ветер? А как его можно увидеть? А можно ли его потрогать?
По дворам гуляет ветер:
Тронет всё, что только встретит!
Звякнет тем
И скрипнет этим,
Зашуршит,
Сорвёт,
Завертит!..
Чуть назойлив,
Любопытен –
Он охотник до «открытий»!
Если кто открыл окошко,
Да ещё и дверь немножко –
Тут же:
Скри-и-ип!..
Шшшур-шур!..
Звяк-звяк!..
— Ветер, ты?..
— У-гууууу,
Сквоззз-няк! (Т. Лило)
Задача на логику 2
Мальчик проснулся утром и увидел в окне ясное голубое небо и солнышко. Он подбежал к окну и воскликнул: «Ой, какой сильный ветер был ночью!». Откуда он узнал, что ночью был ветер, ведь ночью он крепко спал? (он увидел поломанные ветки деревьев, что разбросало мусор, что листья унесло и т.д.)
Задача на логику 3 (для детей 6-7 лет)
Что перепутал художник?
Задания типа «Что перепутал художник» — сложные для детей, если у них нет личного опыта наблюдения за ветром. Поэтому перед тем, как задать эту задачку, понаблюдайте с ребенком на улице за ветром. Обсудите во время прогулки, как мы можем узнать, откуда дует ветер? (Можно показать дым, идущий из трубы завода в городе или из трубы дома в деревне. Можно показать развевающиеся на ветру флаги и сделать вертушку или флюгер. Можно также показать, как летят листья по ветру, а не против ветра )
Задав логическую задачу – картинку, выслушайте внимательно все предположения ребенка и похвалите за них. Ребенок старался понять закономерность, и его надо в этом поддержать! А затем подскажите немножко малышу, направив его рассуждения, если он сам не догадался. Спросите, можно ли на картинке определить, откуда дует ветер? Как? («По дыму теплохода», — обычно быстро говорят дети, имеющие опыт наблюдения за ветром во время прогулок). А еще что-то на картинке нам показывает, откуда дует ветер? («Флажок!» И вот тут становится понятно, что дым и флажок показывают разные направления ветра. Вот она – ошибка!)
Задача на логику 4 (для детей 6-7 лет)
Найди ошибку на картинке
Понаблюдайте с ребенком во время прогулки за тем, как идет дождь (или снег, если это зимой) в ветреную и в безветренную погоду. Если ветра нет, то дождь прямой. Если же есть ветер, то дождь косой. Об этом бесполезно рассказывать ребенку словами, он должен это увидеть сам и познать в своем личном опыте. Если такой опыт у ребенка есть, то он легко решит и задачку.
Найдите ошибку на этой картинке (дождь идет в разные стороны, а такого не бывает. Ведь ветер дует в одну сторону, а не в две разные стороны)
Задача на логику 5
Посмотри на картинки и догадайся, есть ли ветер? Как ты догадался? Очень важно, чтобы ребенок смог доказать свое мнение. Можно немножко смутить его, не согласившись и приведя свой противоположный аргумент. Это поможет ребенку научиться корректно и убедительно доказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением других людей, приводить аргументы.
Например, скажите: «А почему ты решил, что на второй картинке ветра нет, ведь девочка с зонтиком?» (Мы-то взрослые знаем, что наличие зонтика — признак не ветра, а дождя. Но отнюдь не все дети это понимают, и многие соглашаются: «А, да, я ошибся, ветер там есть».) Тогда еще раз внимательно посмотрите на картинку с ребенком и обсудите, по каким признакам мы узнаем, есть ли ветер?
Прочитайте стихотворение-загадку, в котором называются признаки ветреной погоды.
Гнет к земле деревья,
Тучи нагоняет,
Пыль с дороги темной
Нам в лицо бросает.
И в реке, и в море
Волны поднимает.
Кто о нем загадку,
Дети, отгадает? (Ветер)
Задача на логику 6. Что это означает? Когда так говорят?
Поговорки и пословицы о ветре
Отгадай, когда так говорят? О чем мы так можем сказать?
Разгадывание смысла фразегологизмов — это самая настоящая очень интересная и очень серьезная задача на логику для детей. Ведь надо уяснить закономерность и применить ее в жизни. Вот почему я отнесла этот вид заданий для детей к задачам на логику.
- Ищи ветер в поле.
Можно ли найти в поле ветер? (нет, нельзя). Значит, когда так говорят — «ищи ветра в поле» (когда это невозможно найти)
- Ветер в голове.
Бывает ли ветер в голове на самом деле? Когда же так говорят о человеке, что у него «ветер в голове» ( так говорят о человеке легкомысленном, переменчивом, который часто меняет свои решения, недалеком уме) «Как будто ветер у него из головы все мысли уносит, и он их забывает и уже другое делает, что раньше не хотел. А потом ветер еще что-то новое ему в голову как будто принесет, и он снова всё бросит и снова всё забудет, что раньше решил», — так поясняют дети-дошкольники :). Может, не очень точно, но зато как понятно. почему именно ветер и именно в голове!
- Без ветра волн не бывает. Без ветра трава не колышется (на всё есть причина. ведь просто так ничего не бывает.) Очень важно, чтобы ребенок понял, что это выражение применимо и к человеку. Например, если малыш сегодня жалуется, что его друзья не берут его в игру, то очень может быть, что сам он вчера и позавчера их не брал в свою игру. Если такие ситуации происходят, то напомните малышу эту пословицу. А заодно он усвоит урок жизни — любой поступок имеет последствия! И надо выбирать, как поступить в ситуации!
- Слово держать – не по ветру бежать.
Легко ли бежать по ветру? А против ветра? Попробуйте на прогулке при ветреной погоде пробежаться по ветру и против ветра. Почему так говорят – «слово держать – не по ветру бежать?» (слово держать трудно, а по ветру бежать легко).
- Ветер и без крыльев летает.
- Одинокое дерево ветер легче валит ( о дружбе ). Вспомните с ребенком известные ему сказки и мультики, в которых друзья друг другу помогли, и беды не произошло.
О ветре и воздухе еще много интересных игр, опытов, заданий для детей вы найдете в статьях:
Что такое воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"