Знать примерные нормы развития новорожденного по месяцам важно каждой маме. Этот «календарь развития» не только покажет, правильно ли развивается малыш, но и поможет понять, на что в первую очередь надо обратить внимание в каждый месяц его жизни.
Здравствуйте, дорогие читатели «Родной тропинки». В этой статье я даю очень краткий схематичный календарь основных достижений в развитии малыша на первом году жизни. Подробнее об играх и упражнениях с ребенком, об основных направлениях его развития, о гимнастике, о помощи малышу в овладении ползанием, ходьбой, речью Вы найдете практическую информацию по месяцам и интересные советы специалистов в рубрике «Развитие ребенка от рождения до года».
Календарь развития новорожденного по месяцам.
Первый месяц жизни.
10-15 дней
- Следит глазами за медленно движущейся игрушкой (игрушка движется горизонтально).
20 дней
- Может зафиксировать свой взгляд на подвешенной игрушке или на лице мамы, которая с ним в этот момент разговаривает.
1 месяц.
- Появляется первая улыбка.
- Малыш уже может плавно следить взглядом за движущейся игрушкой. Следит за игрушкой, которая двигается вертикально.
- Он реагирует на звук колокольчика.
- Поднимает головку на несколько секунд, лежа на животе.
- Переводит взгляд с одного объекта на другой.
2 месяца
- Ребенок длительно улыбается, когда с ним разговаривают.
- Он следит за разговаривающей и медленно передвигающейся вокруг кроватки мамой. Малыш прислушивается к ее голосу, пению, звукам.
- Он поворачивает головку на звук музыкальной игрушки или вслед за движением предмета.
3 месяца
- Малыш отвечает на обращенные к нему реплики улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
- Наталкиваясь на низко висящую игрушку, ребенок пробует ее захватить и ощупать.
4 месяца
- Младенец по звуку может определить расположение предмета.
- Он находит маму, слыша ее голос (отыскивает источник звука).
- Во время бодрствования ребенок много радуется. Радуется он и тогда, когда узнает маму: улыбается, издает громкие звуки, делает движения ручками и ножками. Радостное состояние становится более длительным и выразительным.
- Малыш целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее и удерживает, манипулирует ей. Ощупывает низко висящую игрушку двумя руками. Ищет выпавшую из руки игрушку.
- Малыш придерживает руками грудь матери или бутылочку.
- Ребенок поворачивается на бок.
- Малыш начинает гулить.
5 месяцев
- Малыш узнает близких людей и по-разному на них реагирует.
- Он хорошо различает интонацию обращенной к нему речи (радостный тон голоса или мама журит его или мама строго разговаривает спрашивает и т.д.)
- Ребенок певуче гулит – певуче тянет длительно гласные звуки. Гуление происходит часто и подолгу, когда ребенок в хорошем самочувствии.
- Малыш поворачивается со спины на живот.
- Если его держать под мышки в вертикальном положении, то он упирается ногами в твердую поверхность.
- Ребенок берет игрушку из рук взрослого из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у мамы). Он пытается дотянуться до удаленного предмета.
- Малыш реагирует на новую обстановку и незнакомые условия: может перестать улыбаться, увидев чужого взрослого или даже заплакать.
- Малыш длительно лежит на животе, опираясь ладошками.
6 месяцев
- Малыш произносит слоги (ба, ма, па и т.п.)
- Он любит заниматься с предметами разного звучания, цвета, формы, фактуры (мягкие, шершавые, твердые, шероховатые и т.д.).
- Ребенок поворачивается с живота на спинку.
- Малыш начинает по звучанию узнавать свое имя.
- Ребенок уже может не просто взять игрушку из рук взрослого, но и поднять ее, лежа на спине, на животе, на боку, держать и рассматривать ее, перекладывать из одной руки в другую, бросать.
7 месяцев
- Ребенок подолгу лепечет.
- Самостоятельно, активно и подолгу ползает.
- Сначала по показу мамы, а потом только по ее словесной просьбе выполняет действия: стучит погремушкой, катает мяч, вынимает из коробки предметы и вкладывает обратно, перекладывает игрушку из одной ручки в другую.
8 месяцев
- Ребенок громко говорит различные слоги в перекличке со взрослым.
- По просьбе мамы малыш выполняет заученное движение («ладушки» и т.д.).
- Ползает много, быстро и в разных направлениях.
9 месяцев
- Малыш повторяет разные слоги и звуки, подражая маме. Подражает не только звукам, но и интонации взрослого. «Репертуар» слогов постоянно растет.
- Когда мама спрашивает: « Где…» он отыскивает названный предмет. Может найти предметы, находящиеся в разных местах комнаты.
- Ребенок может по просьбе мамы выполнить простые движения – «дай ручку», «до свидания – пока — пока» (помахать ладошкой) и т.п.
- Ребенок переступает вдоль бортика кроватки или вдоль другой опоры, придерживаясь ручками, пытается перелезть через валик.
- Каждую игрушку использует по-разному в зависимости от ее свойств: нажать на клавиши или покатать, вынуть и вложить обратно и т.д.
10 месяцев
- Малыш произносит много разных слогов самостоятельно и в перекличках с мамой, подражая ей.
- Он уже знает по имени самых близких людей, например, братика.
- Если его попросить дать игрушку («дай лялю»), то он ее подает.
- Ребенок начинает играть со взрослым в простые игры – «догоню-догоню», «прятки» (прячется за своими ладошками или надевает на себя прозрачный платочек, когда мама ищет его и спрашивает «Где же Катенька?»).
- Малыш берет игрушку из любого положения (и сбоку, и над головой), дотягивается до нее, обследует ее, пробуя и на зуб.
- С удовольствием играет с развивающими игрушками, направленными на развитие мелкой моторики – снимает и надевает детали, открывает и закрывает, перебирает крупные бусы на толстой леске, расстегивает кнопки и т.д.
11 месяцев
- Малыш произносит первое детское слово – «мама», «ав-ав», «дай» или другое.
- Он может по просьбе взрослого выполнить знакомое ему действие, например, покачать куклу, покатать мячик.
- Ребенок учится ходить, придерживаясь за предметы и переходя от одного предмета к другому. Ходит при поддержке за обе руки, приседает на корточки, взбирается на невысокие предметы, свободно встает и опускается.
12 месяцев
- Малыш понимает несколько имен близких людей ( «Где Ваня?»),
- знает названия нескольких предметов («дай кису, часы тик-так, собачку ав-ав»,
- знает названия нескольких действий (иди, сядь, встань, дай ручку, сделай ладушки, до свидания, покачай, покорми, потанцуй и т.п.
- Ребенок очень легко подражает слогам и простым словам, произносимым мамой. Он начинает говорить первые слова (в пределах 10 слов).
- Малыш играет с кубиками и может сделать башенку, поставив кубик на кубик. Катает шарик. Любит мять бумагу, гладить, вкладывать т.е. действовать с предметами.
- Ходит самостоятельно без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях, не присаживаясь.
Нужно помнить, что календарь развития новорожденного по месяцам у разных детишек отличается. И поэтому отставание или опережение на неделю этих показателей не является критичным. А вот если прошло более 15 дней, а умение не появилось, то необходимо более внимательно понаблюдать за малышом. И обязательно играть с ним в игры, направленные на развитие данных умений.
Много полезной и интересной информации о развитии ребенка в первый год жизни Вы можете найти в рубрике «Развитие малыша от рождения до года». В этой рубрике Вы найдете подробное описание развития ребенка в каждый месяц первого года жизни, развивающие игры и упражнения с малышом, мамин массаж с потешками и много другое. По теме развития ребенка Вы можете почитать :
Развитие ребенка в раннем возрасте: основные показатели развития ребенка от рождения до трех лет. Эти показатели обязательно нужно знать каждой маме, чтобы вовремя заметить возможные проблемы в развитии малыша и помочь ему.
Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для умывания, переодевания, кормления, пробуждения, игры, укладывания спать.
Тексты колыбельных песен. Колыбельные и здоровье мамы и малыша.
Пестушки: русские традиции пестования младенцев.
Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную и как ее петь?
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"