Рассказы для самых маленьких: как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких, на что обратить внимание при чтении, как научить понимать книжки без картинок. Тексты рассказов для чтения детям 1-2 лет.
Рассказы для самых маленьких: что и как читать детям 1-2 лет
Выбор детских книжек в магазинах сейчас огромный! И книжки – игрушки, и книжки – вырубки в форме разных зверей, машин, матрешек, игрушек, текстильные книжки для развития мелкой моторики, книжки – шнуровки, плавающие не промокающие книжки для купания, говорящие книжки, музыкальные книжки, огромные толстые сборники стихов и сказок для самых маленьких. И это замечательно, что с самых первых лет жизни у малыша есть возможность познакомиться с красивыми и интересными детскими книгами во всём их многообразии.
Но мы сегодня поговорим о других книжках – традиционных книжках с рассказами для малышей. Они менее популярны, чем книжки со сказками или стихами, Но они очень нужны маленьким детям! Именно в рассказах ребенок ближе знакомится с окружающим миром, с жизнью людей.
Как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких?
Первое.Для чтения самым маленьким больше подходят не толстые сборники сказок или рассказов, а тонкие книжки с картинками.Одна книжка – это один рассказ в картинках, или несколько коротких рассказов.
Второе. Картинки в книге для детей 1-2 лет должны быть реалистичными. То есть на иллюстрациях в книге не должно быть синих коров или зайцев с короткими ушами и длинными хвостами. Из картинки малыш должен получить точное представление об окружающем мире, юмор дети такого возраста еще не понимают! Иллюстрации нужны, чтобы уточнить представления о мире, а не запутать малыша. Естественно, что реалистичность не ислючает декоративные детали – вспомним, например, иллюстрации к сказкам известного художника Ю. Васнецова.
Очень важен ракурс, в котором изображен герой рассказа – все герои рассказа должны быть легко узнаваемы ребенком на картинках.
Третье. На раннем этапе понимания литературы рисунок представляет для ребенка саму окружающую жизнь, которую нельзя заменить словом. Поэтому нужно, чтобы по картинкам ребенок мог проследить шаг за шагом то, о чем ему рассказывают (вспомним рассказ «Цыпленок» К.И. Чуковского).
Для самых маленьких деток книжка с картинками – живая! Они кормят нарисованную лошадку, гладят кошечку, разговаривают с картинками и даже могут ждать, «когда же птичка улетит» с картинки.
Четвертое. Очень важно, чтобы первые книжки малыша были красивыми. Именно в раннем возрасте у детей развивается понимание красивого. Им нравится красивая одежда, красиво украшенная комната, красивые цветы или красивые картинки. И они явно отдают предпочтение красивым предметам и книгам.
Как читать рассказы самым маленьким: 4 простых правила
Первое. Рассказы можно и нужно не только читать по книжке, но и рассказывать! И это очень важно! В чем польза рассказывания? В том, что в случае рассказывания Ваше слово – это «живое слово»!
Когда Вы рассказываете малышу простую историю, сказку или рассказ, Вы смотрите ему в глаза, можете при необходимости сделать паузу, замедлить темп речи, ввести новую интонацию, Вы видите реакцию малыша на рассказ и можете учесть ее. Кроме того, ребенок видит Ваше лицо, эмоции, процесс Вашей речи.
Поэтому лучше предварительно познакомиться с рассказом, а потом уже читать его малышу. Если же Вы будете «привязаны» к тексту и уткнетесь в него при чтении, то малыш начнет быстро отвлекаться и потеряет интерес.
Чтение рассказа – это наш диалог с ребенком по поводу книги, но не монолог уткнувшегося в текст взрослого.
Замечательно, когда Вы знаете любимые рассказы наизусть и рассказываете их просто от души в подходящий момент – без книжки.
У меня есть система карточек с короткими рассказами и стихами – они всегда с собой. И в нужный момент всегда можно ими воспользоваться, если надо что-то вспомнить.
Второе. Если Вы принесли домой новую книжку, не нужно сразу же начинать ее читать. Сначала дайте книгу малышу в руки – пусть он познакомится с ней, обследует ее, пролистает странички, рассмотрит картинки и поиграет с ними – покормит лошадку, поделится с Вами впечатлениями (это могут быть просто восклицания, указательные жесты, интонации, если малыш еще не говорит).
После первого знакомства с книгой рассмотрите с малышом картинки, расскажите ребенку, что нарисовано на них. При этом лучше цитировать слова из текста рассказа, которые позже малыш услышит при его чтении. Например: «У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки.
Один папа без санок» (по рассказу Я. Тайц).
Обратите внимание на интересные или необычные детали в иллюстрациях (одежда героев, предметы в их руках, что находится вокруг них), рассмотрите их и назовите.
После первого знакомства с книгой, можно читать рассказ малышу. Если же начать читать новую книжку сразу, то дети не будут слушать – они тянутся к книжке, хотят взять ее в руки, хотят перелистывать странички, погладить обложку, начинают отвлекаться.
Третье. В возрасте с 1 года 6 месяцев до 2 лет очень важно научить малыша воспринимать рассказ без наглядной опоры (т.е. без картинки или инсценировки по содержанию рассказа). Иначе у малыша может выработаться не очень полезная привычка. Это привычка ждать показа игрушек и произносить слова только при этом условии. Если не приучить малыша прислушиваться к речи до 2 лет, то в дальнейшем ребенок с трудом вступает в диалог, постоянно требует картинок, не отвечает на вопросы, не воспринимает аудиозаписи или чтение книг без картинок, трудно воспринимает речь на слух без наглядной опоры. Примеры рассказов для чтения детям без наглядной опоры Вы найдете ниже.
Какие рассказы могут понять дети без картинок?
- До 2 лет малыши понимают рассказ взрослых о тех событиях, которые происходят в данный момент времени или очень хорошо им знакомы.
- После 2 лет малыши начинают понимать без показа картинок рассказы взрослых о тех событиях, которые им знакомы по прошлому опыту.
- А с 2 лет 6 месяцев дети начинают понимать без показа картинок и рассказы взрослых о тех событиях, которых не было в их жизни, но они знакомы с аналогичными явлениями или с отдельными элементами сюжета рассказа. Также с 2 лет 6 месяцев ребенок может передать содержание знакомой сказки или рассказа по вопросам (то есть может ответить на вопросы взрослого по содержанию рассказа).
Четвертое. Что делать сначала – смотреть мультик по рассказу или читать текст рассказа? Сначала знакомим малыша с книгой – рассматриваем иллюстрации, читаем рассказ. Это база. И уже позже можно посмотреть и мультик по знакомой книжке с рассказами. В мультике чаще всего малыш не воспринимает текста, т.к. увлечен мелькающими картинками.
Рассказы для малышей 1-2 лет
Очень важно, чтобы в тексте рассказов для малышей были яркие, выразительные образные слова. Как нам не хватает их в современной речи! Давайте обратимся к нашему наследию. Вот какие рассказы для самых маленьких написал Константин Дмитриевич Ушинский. Их можно не только читать по книжке, но и рассказывать, когда мы знакомим детей с животными. Рассказы даны в сокращении – представлены фрагменты, подходящие именно для детей 1- 2 лет.
Рассказы для маленьких К.Д. Ушинского
Мышки. К.Д. Ушинский
Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки маленькие, зубки, серенькие шубки, ушки наверху торчат, хвостища по земле волочатся.
Васька. К.Д. Ушинский
Котик-коток — серенький лобок. Ласков Вася да хитер: лапки бархатные, коготки острые. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет.
Петушок с семьей. К.Д. Ушинский
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная борода. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Хлопотные хозяюшки! Собирайтесь с цыплятками, я вам зернышки принес!»
Козел. К.Д. Ушинский
Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идет блеет, коз и козляток зовет.
Хавронья. К.Д. Ушинский
Рыло у хавроньюшки не нарядное: в землю носом упирается; рот до ушей, а уши словно тряпки болтаются; на каждой ноге по четыре копыта, а ходит — спотыкается. Хвост у хавроньюшки винтом, хребет горбом, на хребте щетина торчит. Ест она за троих, толстеет за пятерых.
Гуси. К.Д. Ушинский
Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Тяги-тяги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»
А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Гига! Не хотим домой идти! Нам и здесь хорошо!»
Корова. К.Д. Ушинский
Некрасива корова, да молочко дает. Лоб у ней широк, уши в стороны, во рту зубов недочет, зато рожища большая. Она травушку рвет, жвачку жует, пойло пьет, мычит и ревет, хозяйку зовет.
Орел. К.Д. Ушинский
Орел сизокрылый, всем птицам царь. Вьет он гнезда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далеко. Нос у орла серпом, когти крючком, крылья длинные; в облаках орел летает, добычу сверху высматривает.
Дятел. К.Д. Ушинский
Тук-тук-тук! В глухом лесу, на сосне, черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, мурашей да козявок из-за коры выпугивает.
Лиса Патрикеевна. К.Д. Ушинский
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно; роет норы глубокие, много входов в них и выходов; любит курочек, утяток, не кролика.
Следующие два рассказа это рассказы 20 века. Они написаны очень доступным языком, и понятны малышам даже без картинок.
Рассказы для маленьких Я. Тайц
Рассказ Я. Тайц «Гуси»
У бабушки в колхозе были гуси. Они шипели. Они щипались. Они переговаривались: «Га-га!» «Га-га!» «Ага!» «Га-га!»
«Ага!»
Надя их боялась. Она кричала:
—Бабушка, гуси! Бабушка сказала:
—А ты возьми палку.
Надя взяла палку, да как замахнётся на гусей.
— Уходите отсюда!
Гуси повернулись и пошли прочь.
Надя спросила:
-Что, испугались?
И гуси ответили:
«Ага!»
Рассказ Я. Тайц «Поезд»
Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки.
Один папа без санок.
Он взял Галины санки,прицепил к Толиным, Толины — к Мишиным, Мишины — к Машиным. Получился поезд.
Миша кричит:
— Ту-ту!
Он машинист.
Маша кричит:
— Ваши билеты!
Она кондуктор.
А папа тянет за верёвочку и приговаривает:
— Чух-чух… Чух-чух…
Значит, он паровоз.
В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет очень важно начать приучать ребенка слушать рассказы без наглядной опоры – то есть без показа картинок по содержанию рассказа, без инсценировки или показа игрушки. Я сделала подборку таких рассказов для малышей, понятных им из самого содержания. В подборке рассказы сгруппированы по возрастам: от 1 года 9 месяцев до 2 лет, от 2 лет до 2 лет 6 месяцев, от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 11 месяцев.
Рассказы для детей 1-2 лет без показа
Мы учим малышей слушать и понимать речь без наглядной опоры (то есть без картинки, сценки, показа предметов)
Рассказы без показа для детей от 1 года 9 месяцев до 2 лет
Света и собачка (Автор – К.Л. Печора)
Света пошла гулять, надела шапочку, пальтишко и пошла ножками – топ-топ. А там собачка лает: «Ав-ав!». Не бойся, Света, собачка не кусается!
Кто пошел гулять? Кого она встретила?
Кормление кошки. Автор – К.Л. Печора
Кошка пришла домой, мяукает: «Мяу- мяу». Кушать хочет. Мама налила кошке молочка и говорит: «На, кошечка, пей молоко!». И кошка выпила молоко.
— Про кого я тебе рассказала?
— Что делала кошечка?
— Что мама ей дала?
Рассказы для детей от 2 лет до 2 лет 6 месяцев без показа
Танечка будет спать. Автор – К.Л. Печора
Девочка Танечка устала. Целый день играла. Мама сказала: Пойдем баиньки. На кроватку тебя положу. Песенку спою». Не хочет Таня спать Ай-яй-яй! Все ребятки уже спят. Таня легла на кроватку. Глазки закрыла, а мама ей песенку спела: «Баю-баю-баю. Танечку качаю». Тише, ребятки. Танечка спит.
Можно повторить рассказ два раза. Вопросы к ребенку для проверки понимания речи:
— Про кого я рассказала?
— Что мама Танечке спела?
— Танечка не хочет спать? Ай-ай-ай.
— Куда мама положила Таню?
— Танечка заснула?
Шарик. Автор рассказа – Л.С. Славина
Жил-был мальчик Петя. Была у него собачка Шарик. Один раз позвал Петя Шарика: «Шарик, Шарик, иди сюда, я тебе мясо принес». А Шарика нет. Стал Петя его искать. Нет нигде Шарика: и в саду нет, и в комнате нет. А Шарик спрятался под кровать, и никто его там не видел.
Кровать куклы. Автор рассказа – Л.С. Славина
Жила-была девочка Галя, у нее была кукла Катя. Галя играла с куклой и спать ее укладывала в кроватку. Вдруг кроватка сломалась. Негде кукле Кате спать. Взяла девочка Галя молоточек и гвозди и сама починила кроватку. Есть теперь у куклы кроватка.
Таня и братик. Автор рассказа – Л.С. Славина
Жила-была девочка Таня. У нее был маленький братик, маленький мальчик. Дала мама деткам кушать, а сама ушла. Таня поела и стала играть, а маленький братик сам кушать не может, стал он плакать. Тогда Таня взяла ложку и накормила братика, а потом они вместе начали играть.
Кораблик. Автор рассказа – Л.С. Славина
Жила-была девочка Наташа. Купил папа ей в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку. Вдруг кораблик перевернулся, и зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.
Помощники. Автор рассказа – Н. Калинина
Саша с Алешей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.
Кубик на кубик. Автор рассказа — Я. Тайц
Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:
— Дай башню!
— Не дам!
— Дай хоть кубик!
— Один кубичек возьми!
Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!
Речка. Автор рассказа — Я. Тайц
Наша Маша каши не любит, кричит: «Не хочу! Не хочу!» Мама ложку взяла, по каше провела, получилась дорожка. Мама молочник взяла, молока налила, получилась речка.
— Давай, Маша, речку пить, берегом закусывать.
всю речку выпила, все берега съела, одна тарелка осталась.
Прекрасная статья,очень полная и интересная!!! Вы собрали в ней так много замечательного классического литературного материала, подробно и доходчиво объяснили методику чтения рассказа, без сопровождения картинок!!! Она будет полезна, как родителям, так и воспитателям работающим с детьми раннего возраста!!!Большое спасибо за такой полезный кладезь!!!
У меня дочь 2,3 года очень любит книжки. Сначала просто картинки рассматривала — пыталась называть интересующие детали, потом научилась листать — захватывал этот процесс, а сейчас мы по-немножку читаем. Дочь обожает стихи и иногда их сама рассказывает, причем вспоминает такие, которые я повторяла сама, когда ей было чуть ли не полгода! Когда я рассказывала ей стихи где-нибудь на прогулке, то каждую строчку обыгрывала (мимика, жесты и пр.), и не требовала от нее подобного и вот сейчас Аля мне выдает все эти стихи вместе с этими же действиями))). В этом же грудничковом возрасте у нас были маленькие книжечки Марины Дружининой из этой серии: http://www.labirint.ru/books/190750/ про зверей, формы и цифры до 5, к которым Алечка до сих пор относится нежно. Ребенок сейчас считает до пяти уверенно, но может и до десяти, но с ошибками. Хотя я не думаю, что она это делает осознанно сейчас.
Я стараюсь находить и приобретать книги только советского или дореволюционного периодов, с хорошими иллюстрациями и красивым старым книжным шрифтом, но иногда приобретаю новые интересные современные издания. В частности дочь с года полюбила Эмму Мошковскую «Кислые стихи»: http://www.labirint.ru/books/88800/, «Пуговичный городок»: http://read.ru/id/1184873/, сборник стихов «Вежливый слон»:http://read.ru/id/1316803/, и с удовольствием занимается по вот этому альбому для развития речи: http://read.ru/id/385202/, хотя мы уже из него выросли и пересмотрели его до дыр, скоро перейдем на такой: http://read.ru/id/385203/.
Еще дочь обожает придумывать сказки по картинкам — такие задания есть в альбоме по развитию речи (мы, кстати, такие сказки потом и на улице обыгрываем и в спортзале) — но, хочу поделиться очень хорошей книгой для таких заданий: http://read.ru/id/2621734/. Книга большого формата, с хорошо прорисованными деталями, которых множество на 6-ти разворотах. И здесь такое поле для фантазий, что хватит не на один год, мне кажется. Такие книги есть на каждый сезон, но мы ограничились одной.
А вот с прозой у нас пока тяжеловато. Плохо воспринимает без опоры на картинку или действие. Попробую воспользоваться Вашим, Ася, советом и начать с небольших рассказов. А вообще, насколько это плохо? И как переключить ребенка на чтение сказок не поэм?
Спасибо за внимание!
Алена! Стихи, потешки и любая ритмически организованная речь всегда воспринимается и запоминается малышами лучше, чем речь обычная. Рассказы — это речь обычная (проза), но насыщенная образными яркими выражениями, которые тоже нужно слышать ребенку. Это та «питательная основа» для его речи, которую мы называем развивающей речевой средой. Поэтому лучше знакомить малыша с разными жанрами — заклички, потешки, стихи, сказки, рассказы, колыбельные и т.д.
Лучше всего начать с маленьких рассказов в картинках — на страничке один рассказ и одна картинка. Например, рассказы Чарушина. За один раз не нужно читать много рассказов — малыш устанет. Лучше прочитать один рассказик, рассмотреть картинку, задать вопросы — обратить внимание на «красивые слова» — еще раз их повторить, ими полюбоваться (как о петушке сказано? какой он? и повторить отрывок из рассказа), поиграть с героем (игрушкой).
Рассказы без наглядной опоры тоже нужны, ведь в жизни малыш часто слышит речь без наглядной опоры, и нужно учиться понимать речь на слух, вслушиваться в произносимый текст. Поэтому как освоитесь с рассказами — картинками, можно будет попробовать и рассказы без наглядного сопровождения. Не обязательно брать только готовые тексты писателей. Любая мама в состоянии придумать небольшой рассказик для своего малыша. Дети постарше очень любят рассказы взрослых из серии «Как я была маленькой».
Желаю Вам успехов!
И огромное спасибо за то, что так подробно рассказали о своих любимых книжках. Уверена, что Ваш рассказ поможет многим читателям «Родной тропинки»
Спасибо Вам за разъяснение и советы! Действительно, как же мне это в голову раньше не приходило?
Ася, извините, очень хочется услышать Ваше мнение о кубиках Зайцева. Стоит ли по ним заниматься или у ребенка будут все-таки в школе проблемы?
Здорово!!! А мой малыш не любит когда я ему книжки читаю. Начинает кричать и бить мне по губам. А книжки рвет все. Прямо не знаю как быть и как к книжкам приучать.
Ася, подскажите пожалуйста , а планируется ли подборка детских познавательных , скажем так- документальных, книжек : про природу, животных, птиц, историю, географию и. Т. Д. Ведь , как вы верно отметили , что перекоса не должно быть и ребёнок должен в первую очередь осознавать , что он в реальном мире живёт. Сечам достаточно много таких книг , в том числе энциклопедий и серий » почемучек» для маленьких , но языком порой наптсано сложным и системы не всегда наглядная . Может и нам сделать такую подборку, а мамочки в комментариях так же поделятся своими развивающими увлекательными познавательными книжками. Спасибо.
Екатерина! Книжки издавать я не планирую — а вот статьи на сайте подобные продолжать делать на разные темы из серии «Мир вокруг нас»http://rodnaya-tropinka.ru/category/mir-vokrug-nas/ буду продолжать делать. Фактически каждая такая статья и есть книжка по окружающему миру, только бесплатная. И которую я могу написать действительно так, как это дети примут с радостью и большим интересом.
Согласна с тем, что приходится эти материалы разрабатывать заново т.к. энциклопедии дают чаще всего только информацию для запоминания, не для обсуждения или использования ее ребенком. Поэтому создание таких материалов по окружающему миру — процесс не быстрый. Если кто-то из читателей хочет поделиться своим опытом — буду рада!
Возможно попробовать сделать такой конкурс познавательного направления или неделю в группе вконтакте — выбрать тему и ее всем вместе разработать — идея отличная!
Ася, прекрасная статья!
Спасибо большое за огромный труд и Ваши рекомендации.
Жаль, что я только сейчас ее увидела. Почему-то раньше ее не видела
Елена! О приучении малыша к слушанию книг, о том, почему некоторые дети не любят, когда им читаю книги и даже закрывают маме рот ладошкой. И главное — о том, что с этим всем делать — очень подробно я рассказала в статье: http://rodnaya-tropinka.ru/chtenie-dlya-samyh-samyh-malenkih/