Использование игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи детей дошкольного возраста. Игровые коммуникативные ситуации в обучении речи в детском саду. Коммуникативный подход к развитию речи детей. Компоненты коммуникативной ситуации. Виды коммуникативных игровых ситуаций.
Использование игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи детей дошкольного возраста
На современном этапе в педагогической науке и практике активно идут поиски путей совершенствования обучения речи детей дошкольного возраста.
Общепризнанно, что ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям должен быть коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь как частный случай речевого общения и приближает ситуацию обучения речи к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка в обучении и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход также позволяет избавиться от ситуации «говорения ради говорения», которая часто встречается в практике работы детских садов и ведет к снижению интереса детей к обучению родной речи.
Опросы детей показывают, что речевые упражнения, игры, занятия с детьми чаще всего, к сожалению, не являются любимыми у детей дошкольного возраста. Современные дошкольники предпочитают речевому общению другие виды деятельности – компьютерные игры, конструирование, изобразительную деятельность, настольные игры (паззлы, многочисленные развивающие игры и игрушки, которые очень быстро и легко собирают по образцу). По нашим данным бесед с современными дошкольниками, 88,5% детей равнодушно относятся к речевым играм, упражнениям, речевым занятиям в детском саду. Дети объясняют свое отношение так: «Я делать что-то люблю — лепить, рисовать, а на развитии речи надо долго сидеть и слушать воспитательницу. Я этого не люблю. А если ее не слушаешь, то наказывают» или «Картинки старые и неинтересные. Красивые картинки нам только показывают, а в руки не дают» или «Там скучно, а я люблю, когда весело и интересно». Можно по-разному относиться к высказываниям детей, но не учитывать такую ситуацию нельзя! Ведь эти высказывания дают нам возможность увидеть ситуацию обучения речи глазами детей, проникнуть в их мысли, желания, потребности, которые мы не всегда учитываем в обучении речи.
Основоположница отечественной методики развития речи Е.И. Тихеева в начале 20 века писала: «Что такое родной язык? Это — наше мышление, воплощающееся в словах, это – нечто, на чем сходятся все интересы, это путь к самостоятельной творческой работе, это духовная обстановка, в которой мы живем, это наше духовное содержание». И спрашивала своих читателей: «Почему же дети в школе не любят уроки родного языка?» Этот вопрос задавали многие педагоги прошлого и настоящего времени, пытаясь найти пути повышения интереса детей к обучению речи, развития у них стремления к овладению речевыми умениями, внимания к звучащему родному слову. В работах исследователей детской речи предлагались разные пути решения проблемы (А. Г. Арушанова, Л. В. Ворошнина, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Г.М. Лямина, Е.А. Флерина, В. И. Яшина и другие)
Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении речи детей дошкольного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Любая игровая коммуникативная ситуация включает в себя несколько компонентов:
• Место речевого общения (официальность или неофициальность обстановки, привычность или новизна места общения, реальное это или сказочное место общения, особенности социальной среды — где происходит общение: во дворе, в деревне, в гостях, дома, в волшебном лесу или в школе т.д.),
• Адресат речи (человек или сказочный герой), его возраст, характер, возможности и особенности, осведомленность или неосведомленность адресата в теме разговора.
• Цель коммуникации (речевая задача, которую надо решить – проинформировать, утешить, успокоить, порадовать, помочь, предупредить об опасности, отвлечь и т.д.)
• Предмет коммуникации (тема).
• Система речевых средств (этот компонент зависит от всех предыдущих компонентов ситуации и определяется ими).
Если коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, интересна ему, принимается им, то это ведет к значительному повышению уровня не только речевой активности детей в обучении и их интереса к овладению новыми речевыми умениями, но и к улучшению качества речевых высказываний дошкольников и повышению эффективности обучения речи.
Для сравнения приведу пример высказываний одного и того же ребенка в один и тот же день. Первый монолог был получен в ответ на просьбу «Придумай рассказ по этой картинке. Скажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось». Второй монолог был создан ребенком в игровой ситуации «Придумай рассказ для сказочного букваря», в которой были подробно описаны для ребенка все компоненты игровой коммуникативной ситуации:
- «Давай представим, что мы с тобой оказались в сказочной стране. В ней случилась беда. Злой колдун Буквоед украл все буквари и оставил в них только картинки. Первоклассники пришли в школу, хотят научиться читать и писать, а у них в букварях нет ни одного рассказа или сказки. Как же они будут учиться? Они очень расстроились! Может быть, ты сможешь сочинить рассказ по этой картинке из сказочного букваря? Придумай, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось. Придумай такой рассказ, чтобы всем первоклассникам было интересно его читать».
Тексты ребенка приведены без редакции. Были использованы картинки В. Сутеева из цикла «Времена года».
- Маша и Ваня построили себе елку и сделали Новый год… И пришел Дед Мороз… Подарил им подарки… И всё.
- Однажды они вышли из дома, чтобы пустить кораблики на речке. Самая первая, кто пустил кораблик, была девочка… Девочка… У девочки был кораблик на веревочке, а у мальчика – нет. И мальчикин кораблик стал плыть всё дальше и дальше… а девочкин никуда не уплыл. А у него кораблик – раз! – и уплыл! А они не знают, где кораблик… Девочка… Девочка сказала: «Возьми мой кораблик!», и он взял ее кораблик за веревочку, и он никуда не утонул».
Как мы видим, когда у ребенка появляется смысл речевого действия и уходит ситуация «говорения ради говорения», то происходят качественные изменения и в его речи: резко увеличивается объем текста, усложняется синтаксический строй, появляется интерес к рассказыванию. Дети начинают употреблять эпитеты, сравнения, предложения с прямой речью.
Экспериментальное изучение влияния использования разных видов ситуаций на речь детей показало, что наиболее эффективными в обучении дошкольников являются игровые коммуникативные ситуации, характеризующиеся следующими особенностями:
• Наглядной представленностью результатов речевых действий, причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка.
• Личностно-значимым эмоционально-окрашенным содержанием речи из личного опыта детей.
• Хорошо знакомым адресатом речи, который не был участником описываемых событий, привлекателен для детей и наглядно представлен им (картинка, игрушка, фотография)
• Направленностью речевых действий на решение конкретной жизненной задачи (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее).
Очень часто в практике современных детских садов встречаются случаи, когда одни и те же игровые коммуникативные ситуации используются в обучении речи детей во всех возрастных группах детского сада. Однако это необоснованно, так как:
1) Применение одних и тех же видов игровых ситуаций в обучении задерживает развитие познавательной и социальной мотивации учебно-речевой деятельности детей.
2) Многим детям старшего дошкольного возраста становится просто неинтересна повторяющаяся из раза в раз ситуация появления сказочного героя, получения волшебной посылки или письма и подобные им игровые ситуации. (Очень точно по этому поводу выразилась одна девочка из подготовительной к школе группы, видя как воспитатель стучит рукой куклы по ширме: «Опять эта гостья пришла! Надоела уже!»)
Поэтому важно соблюдать целесообразную последовательность в использовании разных видов игровых коммуникативных ситуаций и применять их с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
На начальных этапах обучения речи наиболее результативны сказочные коммуникативные ситуации, актуализирующие игровую и социальную мотивацию речи детей (помоги сказочному герою, научи героя, игра в путешествие в волшебный лес или сказочный город и другие). В дальнейшем более значимыми должны стать уже жизненные игровые коммуникативные ситуации (игра в писателей-сказочников, составление загадок – сюрпризов для мам, сочинение рассказов в букварь для первоклассников, составление книги небылиц для детей младшей группы, составление письма о родном городе своим сверстникам, живущим в другом городе или в другой стране и другие).
Также очень важно учитывать, что речь ребенка, ориентированная на группу людей (группу сверстников) всегда для него более сложна, чем речь, ориентированная одному человеку (ребенку, взрослому или сказочному герою). Поэтому в первых игровых коммуникативных ситуациях ребенок обращается обычно непосредственно к одному сказочному герою, помогая ему решить проблему.
- Так, например, в пересказе рассказа К.Д. Ушинского «Кот и мыши» ребенок обращается к мышке, пересказывая рассказ и предупреждая этим мышку о том, что рядом находится кот, что нужно убегать и прятаться. Причем ребенок видит наглядный результат своей речи – мышка «узнала» новость о коте Ваське и спряталась, мы ей помогли. Но вот прибежала еще одна мышка. Нужно и ее предупредить об опасности! И следующий ребенок пересказывает текст о коте Васе следующей мышке. При этом все дети группы вовлечены в игровую сказочную коммуникативную ситуацию, эмоционально проживают ее, готовы помочь и рассказать мышкам об их коварном враге, радуются за спасение мышек. Пересказ для них не является просто говорением с неясной целью, а является средством достижения игровой цели – спасти мышек. При этом каждый пересказ направлен одному конкретному адресату – игрушке – мышке.
В дальнейшем в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к публичной речи, т.е. к речи, ориентированной на группу сверстников. Поэтому должен измениться и характер используемых в обучении игровых коммуникативных ситуаций: тот же пересказ может быть адресован группе сверстников и являться либо выступлением в телеперадаче «Спокойной ночи, малыши», либо речью автора в инсценировании сказки в театре или речью сказочника – волшебника или творческой презентацией — защитой своего проекта. В этом случае работа над речевыми умениями также не является самоцелью, а является средством решить жизненную задачу – сделать интересный спектакль или мультфильм; исполнить свою роль выразительно, без запинок; придумать необычную сказку и порадовать этим маму.
Приведу пример жизненной игровой коммуникативной ситуации в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
- Скоро 8 Марта, и очень хочется подарить мамам интересный подарок. Группа детей решает подарить мамам сюрприз – загадки о них. Каждая загадка – описание мамы строится по заданному плану. В загадке – описании нужно описать внешность мамы, ее любимые занятия, профессию, сказать, как она заботится о близких. Чтобы мама узнала себя в загадке, нужно описать ее максимально подробно. Но нельзя в описании повторять то, что сказали сверстники о своих мамах, ведь одинаковых загадок не может быть. Их будет невозможно отгадать. В результате дети очень внимательно слушают речь сверстников, участвуют в обсуждении, стараются подобрать наиболее точные слова, сделать описание своей мамы наиболее развернутым.
Каждая загадка – описание ребенка выписывается на лист цветной бумаги в форме цветка. Все цветки – загадки детей прикрепляются на общее панно «Наш подарок мамам». После праздничного утренника каждая мама читает все загадки-сюрпризы и пытается отгадать, где же ее подарок – цветочек от ее малыша.
Данная ситуация многократно апробировалась в разных группах детского сада и неизменно вызвала интерес у детей и родителей и дальнейшее желание дошкольников к освоению речевых умений, сочинению новых сказок, загадок, рассказов.
Таким образом, наиболее целесообразная последовательность применения игровых коммуникативных ситуаций в обучении дошкольников речи такова: от сказочных игровых ситуаций к жизненным игровым ситуациям; от речи, обращенной к одному персонажу, к речи, ориентированной на группу слушателей.
Применение игровых коммуникативных ситуаций в образовательном процессе детского сада значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
Замечательная и очень интересная статья, но можно подробнее остановиться на примерах?тема очень актуальная в данный момент и очень хочется помочь ребенку в развитии красивой связанной речи!
С уважением, Мария
Мария! Спасибо! Сейчас на так много людей задумывается о красивой речи ребенка, чаще считается, что главное что он говорит, а как говорит — не слишком важно :(. Поэтому это Ваше желание вызывает и радость за Вас и Вашего ребенка, и большое уважение :).
По поводу примеров ситуаций. На сайте они «разбросаны» в разных статьях по развитию речи и рубрики «Мир вокруг нас». И если читать внимательно, то всегда даются разные «изюминки», «находки» и игровые подходы к тому, как сделать это задание интересным. Так, про пересказ «Кот и мыши» — http://rodnaya-tropinka.ru/domashnie-zanyatiya-s-det-mi-3-4-let-razvitie-rechi/. Про наглядный результат речи (это мой авторский прием, разработанный в 1998 году ) — пример лексической игры «Помощники весны» здесь http://rodnaya-tropinka.ru/vremena-goda-vesna/
Для родителей планируется целый дистанционный курс по развитию речи детей (первая часть для детей 3-4 лет, вторая часть — 5-6 лет). Уже есть договоренность по этому поводу. Потому что здесь нельзя ограничиться отдельными приемами, нужна выстроенная система, причем ориентированная именно на домашнее воспитание. Ведь детский сад и семья — это разные подходы и совершенно разные для ребенка «школы жизни». Если Вы есть в рассылке «Мастерской игр», то Вы получите об этом сообщение в рассылке осенью.
А эту статью писала прежде всего для педагогов т.к. когда в группе 25-30 детей, то заинтересовать их всех обучением речи и всех их задействовать, чтобы они были активными — это задача ОЧЕНЬ трудная. И решить ее можно только зная специальные «ключи». И не зря отработке этих «ключей» посвящены целых 36 учебных часов курса, так как во всем нужны нюансы.
Класс! Спасибо! Очень интересно!
Ася, здравствуйте! Очень интересная и полезная статья. Слышала, что у вас есть диссертация по теме игровых коммуникативных ситуаций, никак не могу ее найти. Не подскажите, как это можно сделать? Заранее спасибо!