Играем в настольные игры и развиваем речь: увлекательные современные речевые игры для детей от 6 лет и взрослых. Какую игру выбрать в подарок? Как в нее играть? Чем хороши эти игры? Чему они учат детей и для чего используются?
Дорогие друзья! Сегодня в этой статье я хочу ответить на вопросы читателей и рассказать о том, какие интересные игры выпускаются сейчас для развития речи детей. Эти игры хороши и как подарок, и для семейного досуга в каникулы или в выходные дни, и для занятий с логопедом или учителем, воспитателем. В статье я расскажу только о тех играх, которые считаю очень качественными и полезными для развития детей и в которые я сама играла с многими детьми на работе. О тех играх, в которые мы с удовольствием играем и дома.
Играем в настольные игры и развиваем речь
Игра 1. Тик — так, бум!
Игра выпускается в двух вариантах: большой вариант (более дорогой) и дорожный (менее дорогой и более удобный, если Вы хотите брать игру с собой в поездки, на дачу, на занятия с детьми). У нас дома дорожный вариант, и нам он очень нравится. Эту игру регулярно ношу с собой на выездные занятия с детьми.
Чему учит игра «Тик — так, бум!»?
Вспомните задание, известное всем нам со времен нашей учебы: «Придумай слова, в которых есть буква … или слог…». Как же скучно это делать долго и однообразно. А вот в игре «Тик- так, бум!» дети будут просить выполнять это задание снова и снова! В игре ребенок учится анализировать слова (из каких звуков, букв, слогов они состоят) и подбирать по памяти слова с определенной буквой или буквосочетанием (слогом).
Задача игроков — очень быстро придумать слово, которое содержит заданный набор букв.
Как играть в игру «Тик-так, бум!»
Вытаскивается карточка со слогом. Например, это слог ма. Значит, в этом раунде игры все игроки по очереди будут придумывать слова со слогом «ма»: машина, малина, мама, КАМАЗ, алмаз и т.д.
По кругу в руки от игрока к игроку передается очень симпатичная тикающая игрушка — «бомба», которая в неизвестное для всех время неожиданно «взрывается» (издает необычный звук, нестрашный, но похожий на звук взрыва). Пока бомба находится у тебя в руках, нужно очень быстро придумать слово с заданным сочетанием букв (например, с нашим слогом «ма»). Если зазеваешься и не подберешь слово — бомба «взорвется» у тебя в руках, и ты проиграешь! Бомбочка может «взорваться» в игре как через несколько секунд, так и через несколько кругов. В этом сюрпризном моменте и таится прелесть игры для детей! Они ее очень любят!
Игра очень веселая и быстрая по темпу. Все стараются побыстрее передать бомбу по кругу чтоб не проиграть. А проигрыш тоже не обиден и весел.
В настольном варианте игры задания (карточки) хранятся внутри бомбочки и переносятся вместе с ней.
Полезный секретик для педагогов: чтоб Вам было удобно использовать эту игру на речевых занятиях, Вы можете сделать свои карточки — более легкие — и вложить их в бомбочку (для старших дошкольников это могут быть отдельные звуки (м, мь, о, р и т.д.) или картинки (по первому звуку слова на картинке мы с детьми узнаем, с каким звуком мы будем подбирать слова в этом раунде игры).
Рекомендую игру для всех — всех — всех. Она будет интересна любой семье. В нее легко и приятно играть и на праздниках, и во время переменок, и на занятиях, и просто дома вечерком за чаем.
Игра 2. Кубики историй «Rory`s Story Cubes»
Чему учит игра «Кубики историй»?
«Кубики историй» прекрасно подходят для развития связной речи детей и обучения умению рассказывать (последовательно раскрывать свою мысль и строить сюжет, описывать характер и внешность персонажей и т.д.). Они развивают воображение ребенка и умения творческого рассказывания.
Как играть в игру «Кубики историй»
Есть базовый набор игры (он обязателен), к которому можно в будущем докупить отдельные дополнительные наборы (действия, герои, путешествия, сказочные герои и т.д.). Кубики очень приятные на ощупь. Их также легко брать с собой, например, в дорогу или на улицу чтоб поиграть во дворе. А играть в них можно в любом месте и в любое время.
Самый простой вариант игры: игроки по очереди бросают кубик и сочиняют общую историю. Смотрят, какая грань кубика выпала и сочиняют свой фрагмент так, чтобы изображение на кубике каким-то образом было связано с общим сюжетом. Например, если игроку выпало изображение «глаз», то это может означать очень разное: от «они увидели что-то необычное и смотрели на него, широко раскрыв глаза», до «и тут Вася (герой истории) понял, что к нему в глаз попала соринка». Далее бросаем следующий кубик, получаем новую картинку и продолжаем историю про Васю (или другого героя).
Очень важный нюанс проведения игры:
- Малышам и школьникам с речевыми проблемами Вам нужно будет подсказывать начало фраз, давая образец связи предложений в тексте: «И пошел инопланетянин… куда? И вдруг он увидел… что? Гость сказал… что он сказал? А Марсик ответил… Потом они… Неожиданно…» и т.д.
- На следующем этапе уже можно будет только подсказывать вопросами: И что после этого сделал Петя? Что ему ответил волк? Куда он отправился дальше? и т.д
- Через несколько месяцев сочинений Вы заметите, что Ваши усилия не пропали даром. Ваш малыш усвоил те образцы построения предложений, которые Вы очень ненавязчиво ему давали в этой игре и активно использует их в своем самостоятельном рассказывании. Ваша помощь как «костыли», нужные на первых порах обучения рассказыванию, уже не нужны, ребенок сам сочиняет и умеет точно передать свою мысль. Теперь стоит другая задача — задача творческого развития сюжета.
Выпускаются и другие настольные игры для придумывания историй — это игры не с кубиками, а с картинками. Например, замечательная игра для дошкольников Татьяны Барчан «Расскажи мне, расскажи» (картинки для режиссерских игр и придумывания сказок и рассказов), игра для школьников «В некотором царстве, в некотором государстве» от Hobby World с карточками для сочинения традиционных волшебных сказок. Их тоже интересно и удобно использовать в играх с детьми.
Игра 3. Настоящий детектив
Чему учит игра «Настоящий детектив»?
Игра учит ставить вопросы в логической последовательности, а также описанию картинок. Она учит внимательно всматриваться в картинки, быть внимательным, находить важные детали, сравнивать картинки друг с другом.
Как играть в игру «Настоящий детектив»?
Игра состоит из парных карточек. На каждой из них нарисовано 16 картинок, например, на одной карточке — 16 животных, на другой — 16 девочек. на третьей — 16 морских обитателей.
Вариант 1. Для всех возрастов. Игрок, который загадывает загадку, берет фломастер (я использую фломастер, стираемый водой, из швейных магазинов) и обводит на своей карточке загаданную картинку. Второй игрок имеет такую же карту и должен отгадать, какую картинку загадал первый игрок. Для этого он задает вопросы по картинкам, например:
- Это девочка?
- У нее длинные волосы?
- У этой девочки есть шляпка?
- У нее есть волшебная палочка? и т.д
В конце отгадавший картинку игрок описывает картинку — отгадку в 5-7 предложениях. И после этого ему передается право вести игру и загадывать новую картинку.
Карточки сделаны так, что обычной влажной тряпочкой Вы сможете стереть следы предыдущей игры и снова рисовать на листах, т.е. они многоразового использования и плотные.
Вариант 2. Игрок описывает свою картинку, все другие игроки стараются ее отгадать. Кто отгадал — тот будет загадывать загадку в следующей игре. Если отгадали одновременно двое детей, то они вдвоем и будут загадывать общую загадку.
Вариант 3. Для детей с очень высоким уровнем развития речи и очень творческих. Сочиняем вместе сказку по одной карточке так, чтобы в ней участвовали все 16 персонажей, изображенных на картинках карточки.
Интересная идея: эту игру в дальнейшем, когда ребенок подрастет и станет школьником, будет очень удобно использовать в обучении иностранному языку, задавая вопросы на иностранном языке и описывая картинки на иностранном языке.
Игра 4. Магнитная орфография
Игра выпускается «Русским магнитом» и очень хороша в подарок детям 1 класса. Наконец-то стали выпускать игры, в которых использованы те принципы развития мотивации учебно-речевой деятельности детей, о которых я писала в своей кандидатской диссертации еще в 2000 году! Раньше мне приходилось все это придумывать и делать самой вручную для своих занятий с детьми. Теперь наконец стали появляться готовые игры, в которых заложен принцип игрового обучения языку и самопроверки ребенком своих результатов.
Чему учит игра?
Игра позволяет очень легко и непринужденно, с интересом запомнить некоторые словарные слова из программы русского языка 1 класса средней общеобразовательной школы.
Как играть в игры серии «Магнитная орфография»
Принцип игры простой. Ребенку даны карточки с заданиями. В данном случае игра посвящена орфографии, поэтому на карточках напечатаны словарные слова с пропущенными буквами. Для каждого слова ребенок ищет правильную пропущенную букву и примагничивает карточку на соответствующее поле игры с такой же буквой. Если все сделано правильно, то из маленьких примагниченных кусочков получается большая красивая общая картинка. Если допущена ошибка, то единой картинки не получится, т.к. в игре заложен принцип самопроверки.
Полезная идея: Кстати, Вы можете взять эту идею на вооружение и сделать такую же игру сами своими руками по любой теме школьной программы! И не только школьной, но и дошкольной :). Берем красивую большую картинку, разрезаем ее на кусочки. Вот и готово поле для игры. И придумываем задания. Правильно выполнил задание ребенок — получает кусочек большой картинки. В конце упражнения у ребенка уже есть все кусочки по порядку и он может из них собрать большую картинку. Дети очень любят такие игровые упражнения, которые я в своей практике использую уже 24 года. Только у меня картинки не магнитные, а обычные, наклеенные на картон. И собираем мы пазл из них на столе.
Игра 5. Языколом
Чему учит игра?
Игра «Языколом» развивает дикцию и умение быстрого и четкого чтения сложных слов и фраз, в том числе незнакомых, забавных и необычных. Хороша для тренировки навыков чтения у школьников начальных классов. А также игра развивает мелкую моторику, ведь в ней нужно крутить волчок так чтобы он как можно дольше кружился и не падал на стол. От этого зависит успех в игре.
Как играть в игру «Языколом»
Языколом — это игра для школьников и взрослых, т.е. для тех, кто уже умеет хорошо читать. В состав игры входит много карточек со странными именами, скороговорками, сложными и смешными названиями и зубодробительными смешными фразами, которые нужно быстро, четко, без ошибок прочитать вслух.
Игрок закручивает деревянный волчок (этому тоже нужно учить современных детей, не у всех получается сразу же закрутить волчок так, чтобы он долго крутился на столе). Пока вертится волчок, игрок старается прочитать правильно, без ошибок максимум фраз и слов. Чем больше успеет прочитать — тем больше карточек получит за этот ход игры.
Вот и завершился мой мини-дайджест интересных настольных речевых игр. В каждую из этих игр можно играть не только по правилам, вложенным в коробку с игрой, но и по своим правилам, а также придумывать новые варианты использования материалов из игры. Желаю всем плодотворных и радостных игр с детьми!
Еще об интересных речевых настольных играх Вы узнаете в моих статьях:
- Настольные игры по развитию речи для дошкольников
- Игры для развития речи: игротека настольных речевых игр для дошкольников Татьяны Барчан
Много речевых игр для дошкольников Вы найдете в рубрике «Развитие речи детей».
Какие настольные игры для развития речи любите вы и ваши дети? Узнали ли Вы что-то новое из этой статьи? Захотелось ли поиграть в какие-либо игры из этой статьи? Буду благодарна, если поделитесь своим опытом в комментариях. До новых встреч на «Родной тропинке»!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"