Каждый ребенок – экспериментатор и творец, он не боится трудностей и ошибок, охотно комбинирует, сравнивает, меняет, переставляет, пробует новые варианты, рассуждает и делает свои выводы. Он еще не думает о том, «что скажут об этом окружающие», он радуется жизни и новым открытиям! Он сам открывает этот замечательный мир!
Открывает малыш для себя и мир слов. И здесь происходит становление одной очень важной способности малыша, которую во взрослом или школьном возрасте развить практически невозможно. Эту способность называют «языковое чутье».
Русский язык – язык особенный. Большинство слов в нем образовано от других слов с помощью приставок или суффиксов: кот-котик-котище-котенок, дом-домик-домовой-домострой-надомник-домашний — домохозяйка и т.д. И малыш, познавая мир, создавая новые слова, невольно начинает открывать для себя закономерности построения языка. Но при этом ему нужно решить сложнейшую умственную задачу — не только открыть законы создания новых слов, но и догадаться, как же их применить к каждому конкретному случаю.
Попробуем поиграть со словами.
Речевая игра 1. С детьми 5-6 лет. Покажите малышу картинки с музыкальными инструментами (их можно найти в интернете), рассмотрите, какие они бывают – духовые (когда в них надо дуть, и получаются звуки), клавишные (когда нажимают на клавиши), струнные (когда играют на струнах). На гитаре играет кто? (гитарист). На флейте – ? (флейтист). На пианино – ? (пианист). На баяне? (баянист). На арфе?(арфист) На виолончели (виолочелист). А на скрипке играет – кто?…И вот тут – подвох! Скрипач!!! (а почему не «скрипник» или «скрипист»?). На барабане барабанит кто? барабанщик (а ведь его тоже можно было бы назвать «барабанист» ???). Так у ребенка начинает пробуждаться «языковое чутье» – он пробует разные варианты, выбирая какой из них лучше подходит к этому случаю. И это языковое чутье необходимо ребенку в его дальнейшей жизни для освоения не только родного, но и иностранного языка.
Речевая игра 2. С детьми 3-5 лет. Поговорите с ребенком о известных ему птицах и зверях. Уточка кря-кря – что делает? Крякает. А воробушек чик-чирик – что делает? Чирикает. Продолжайте дальше, пусть малыш пробует создавать новые слова.
Лягушка ква-ква – что делает? (квакает).
Петушок кукареку – ?… кукарекает.
Курочка кудах-тах-тах – что делает? Кудахтает.
Собака гав-гав – ?…гавкает.
Котенок мяу-мяу – ?…мяукает.
А лев р-р-р -…?- Рычит (ребенок может сказать по аналогии «рыкает». Тогда надо сказать: «Какое интересное слово ты придумал! Такое слово могло бы быть! Но люди называют по-другому – «рычит», «лев рычит»)
А корова му-му – что делает? Здесь опять проблема: хочется сказать «мукает», но ведь чувствуется, что это не то. Малыш начинает искать варианты. А! «Корова мычит!!!!» Да. Лев рычит, а корова мычит.
А соловей что делает? Так и хочется сказать «соловьит», правда? И малыш изумленно произносит это слово, но понимает, что такого слова нет. Как же сказать? Помогите ему: «А соловей просто поет песенки».
Такую игру «Кто как кричит» можно проводить уже с малышами 3 лет! Для 3-летних детей даем только слова, в которых надо придумать слово по аналогии. А вот детям 4 лет и 5 лет уже даем случаи-исключения, в которых приходится самостоятельно искать выход.
Словотворчество малыша в дошкольном возрасте (а пик словотворчества приходится на 4-5-лет) – это база для полноценного интеллектуального развития ребенка. Так давайте же прислушаемся к нашим детям.
Детская речь – это зеркало мира души ребенка. Попробуем посмотреть в это зеркало. И может быть, вспомним себя в детстве и начнем лучше понимать наших малышей.
Приглашаю всех взрослых принять участие в конкурсе «Смешинки на Родной тропинке». Присылайте самые интересные речевые высказывания Ваших малышей, их рассуждения, вопросы, придуманные ими слова!
Самые активные участники конкурса, приславшие коллекцию речевых высказываний — “смешинок”, услышанных от своего малыша, получают уникальные призы. Первый приз — Приз Деда Мороза будет вручен в новогодние праздники!
А лучшие “смешинки” Вы увидите на нашем сайте!
Пишите: valasina@rodnaya-tropinka.ru
А первые смешинки Вы уже увидели в этой статье.
Не забудьте указать имя малыша и его возраст!!! Если Вы хотите, чтобы были указаны другие данные: фамилия малыша, город, Ваши фамилия и имя, то напишите и их. Если Вы хотите, чтобы рядом с высказываниями малыша было его фото. то присылайте фотографию!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
Жаль, что мы пока не говорим. Ждем своих смешинок.
Татьяна! Будут еще смешинки! А пока готовлю материалы по играм с не говорящими малышами 1-2 лет, способствующим появлению речи. Если уже у моей двоюродной сестры слепой ребенок(!!!) прекрасно заговорил после таких игр, так уж обычный малыш точно заговорит в свое время!