«АСИНЫ ВЕЧЕРКИ»: ВЫПУСК 3. Тема: » ОХ, УЖ ЭТИ ГЕНЫ! КАКОЙ ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВЛИЯЕТ НА УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА В ОБУЧЕНИИ – гены или выбор хорошего педагога для своего ребенка?»
Сегодня тема нашей еженедельной пятничной вечерки – гены и их влияние на успехи ребенка в обучении и умственном развитии. И ответить на этот вопрос нам поможет интересная наука — нейрофизиология. Это наука, которую многие считают «лишней» для обычных людей, но это совсем не так. И в этом мы скоро убедимся.
ВОПРОСЫ «НА ЗАСЫПКУ». Сначала предлагаю всем ответить на такие два вопроса(не подглядывайте в текст дальше):
- Как Вы думаете, какой фактор будет важнее в обучении детей и в достижении ими хороших результатов, раскрытии способностей детей – гены (наследственность) или профессиональные качества педагога (учителя, воспитателя, руководителя кружка) и его личностные качества?
- А что больше повлияет на успехи ребенка в обучении его чтению, когда он только учится читать?
Ответили? Теперь можно читать дальше 😉 .
📚 Есть очень исследования нейрофизиологов, который дают нам всем четкий обоснованные ответы на эти вопросы. Результаты исследований опубликованы в известном и очень серьезном научном журнале Science (Наука). Поделюсь этими данными с вами, так как считаю, что об этом важно знать каждому родителю и педагогу.
📚 В исследовании приняли участие 800 пар детей – близнецов. Из них:
— 300 детей– это были детки – однояйцевые близнецы,
— 500 детей – разнояйцевые близнецы.
📚 Успехи близнецов изучались на примере овладения ими чтением. Все дети только начинали учиться читать.
📚 Ученые изучали результаты обучения близнецов за год, причем близнецы учились в разных классах у разных учителей, то есть один ребенок из пары учился у одного учителя, а второй малыш – у другого.
ЧТО УЗНАЛИ УЧЕНЫЕ? Какие выводы были сделаны в результате этого масштабного ислледования:
📝 УСПЕХИ РЕБЕНКА В ЧТЕНИИ зависят в первую очередь от учителя. Если один из близнецов лучше и быстрее научился читать, чем другой, то это всегда значило, что у него был лучший преподаватель.
📝 Гены определяют успешность ребенка и влияют на нее в 50% случаев. Остальные 50% приходятся на то, в каких условиях живет малыш, а также на фактор качества его обучения. При этом профессионализм учителя и личные качества педагога играют определяющую роль в успехе детей.
📝 Успехи ребенка зависят еще и от класса, в котором он учится. В сильном классе он лучше развивается, чем в слабом. А сильный класс, естественно, будет у какого учителя? У сильного учителя!
📝 Генетика по-разному проявляется в разных условиях в зависимости от того, хороший или плохой педагог работает с ребенком.
ОЧЕНЬ ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ:
влияние генетики (отрицательных наследственных факторов, объективно имеющихся у ребенка):
— ОСЛАБЕВАЕТ при хорошем учителе
— и, наоборот, УСИЛИВАЕТСЯ при плохом учителе!
При плохом учителе дети не могут раскрыть свой потенциал. Зато с хорошим учителем ребенок раскрывается на максимум, на что он был способен.
📝 У каждого ребенка – свой максимум достижений. Но у ребенка нет «планки», до которой он дойдет с хорошим учителем и выше которой он «прыгнуть» не может в связи с ограничениями «по генам». Его возможности роста и развития НЕИСЧЕРПАЕМЫ!
📝 Любой хороший учитель ставит цель раскрыть и свой потенциал, и потенциал своих учеников вне зависимости от их генов!
📉 Главный вывод — напутствие ученых: ОЧЕНЬ ВАЖЕН ВЫБОР ПЕДАГОГА ДЛЯ РЕБЕНКА. Именно в его руках оказывается очень многое в судьбе ребенка! И нельзя поддаваться на такие реплики — обоснования сложностей ребенка, звучащие из уст воспитателя, как «Это всё гены (наследственность) виноваты!». Так считать удобнее, так проще работать и жить педагогу, перекладывая свою ответственность на «гены», с которых и спросить-то нечего 😒. Намного сложнее педагогу взять ответственность за развитие ребенка в свои руки, постоянно совершенствоваться, находить подход к каждому ребенку, развиваться и расти вместе с ребенком и его родители.
Я рада, что здесь, в нашей группе, рядом со мной не только родители малышей, но и коллеги, которые как и я стараются работать с интересом и любовью к детям, постоянно совершенствуются в своем мастерстве, взращивают в каждом ребенке уверенность в себе и постепенно раскрывают в каждом малыше его хорошие черты и способности.
Я от души желаю всем встретить в жизни прекрасных педагогов — педагогов от Бога — для ваших любимых малышей! И для себя тоже, ведь мы- взрослые — тоже учимся!
👫 ОБСУЖДАЕМ В КОММЕНТАРИЯХ: СЯДЕМ РЯДКОМ — ПОГОВОРИМ ЛАДКОМ. Написав этот пост, я задумалась: а какие замечательные педагоги были в моей жизни? Кто раскрыл мои способности и благодаря кому я могу сейчас помогать многим детям и мамам?
Давайте это сегодня обсудим в нашей вечерке: поделимся друг с другом в комментариях своими воспоминаниями — какие люди внесли и вносят в нас часть своей души, кого мы чаще всего вспоминаем с благодарностью? Что самое главное они дают нам и нашим детям? Начну я в посте о своих замечательных педагогах и жду от вас продолжения в комментариях к нему.
🌹 Прежде всего хочу рассказать об учительнице музыки в музыкальной школе- обожаемой мной Ларисой Ивановной Петровой. Именно она раскрыла во мне творческий потенциал, научила не бояться выступлений на публике, научила вести концерты, читать выразительно стихи, и конечно, же получать удовольствие от музыки, дружить с ней всю жизнь, творить, не бояться самовыражаться в творчестве, быть раскрепощенной и артистичной. Благодаря ей музыка со мной всю мою жизнь.
🌹 Я также всегда помню и буду помнить моего первого, увлеченного своей профессией преподавателя — энтузиаста дошкольной педагогики и методики развития речи детей – Елену Михайловну Корельскую. Именно благодаря ей сейчас я могу четко, в системе, глубоко, но при этом непринужденно, легко, с изюминкой, с шуткой, с интригой, вдохновенно излагать вам на вебинарах сложный научный материал. Излагать так, чтобы он запоминался легко и сразу же использовался в жизни.
Я до сих пор помню, как Елена Михайловна приходила ко мне на лекции и семинары в качестве моего наставника. Я работала тогда первый год ассистентом кафедры дошкольной педагогики. Она записывала все «ляпы» из моей речи, и после лекций говорила мне «Ася Владимировна! Вы снова 50 раз за 1 час 20 минут сказали слова «я» и «вы». Это стена между Вами и Вашими слушателями, которую Вы строите своими руками! Вы вместе с ними на лекции. Вы со слушателями единое целое в это время. Поэтому лучше говорить не «я расскажу, а потом вы то-то сделаете», а «мы вместе с вами разберемся, узнаем, откроем». 😉 Вы заметили, что теперь я всегда так общаюсь с вами, друзья? На вебинарах, в рассылке? Это след, который оставила в моей душе Елена Михайловна – уважение к своим читателям и слушателям, умение быть с ними «на одной волне» . Эти умения теперь всегда со мной.
Благодаря Елене Михайловне педагогика стала для меня «живой», «пропитанной ребенком, его интересами, его миром», а не сухими текстами учебников. Я никогда не стала бы таким педагогом как сейчас, если бы не этот замечательный человек.
🌹 Я бесконечно благодарна моему научному руководителю моей диссертационной работы – Валентине Ивановне Яшиной – профессионалу с большой буквы, автору учебника, по которому учится вся страна и замечательному человеку. Именно здесь, на родной кафедре МПГУ я приобрела научную подготовку, стала кандидатом наук, преподавателем вуза. Валентина Ивановна научила меня скурпулезному подходу к исследованию, вдумчивости и глубине, она раскрыла мне, какими замечательными людьми были те профессионалы, которые закладывали основы дошкольной педагогики как науки, здесь я заново открыла для себя нашу историю педагогики, она стала для меня не фактами, а людьми, их жизнью, их открытиями. Я стала любить читать архивы и нашла в них так много того, что очень актуально сейчас, в 21 веке! Мне повезло учиться у очень известных преподавателей — профи в области дошкольной педагогики — у В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой, В.И. Ядэшко, Р.С. Буре, Н. Н. Поддъякова и многих других.
А в вашей жизни и жизни ваших детей встретились или есть сейчас замечательные педагоги? Давайте во время вечерки за вечерним чаем обсудим, какой педагог нужен детям — малышам и их родителям. Какие черты педагога для вас самые главные?
До новых встреч на наших вечерках! Напоминаю, что вечерки проходят каждую пятницу вечером в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы».
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"