09.08.2013
Автор: Ася Валасина
Воспитание малышей по-австралийски

Как воспитывают детей в Австралии? Что главное  в развитии дошкольника для австралийских педагогов и родителей? Полезная информация и практические советы по воспитанию детей от рождения до школы, которые мы можем применить в жизни.

doshkolnoe vospitanie v avstralii

Совершенно случайно в августе я стала  снова «студенткой», да еще и в далекой Австралии:). Мой муж – сделал сюрприз, записав меня учиться на дистанционный курс Австралийского открытого университета по теме «Early Childhood Education» — раннее обучение. Курс этот идет на английском языке и совершенно бесплатен, состоит из серии учебных видео и тестов по их содержанию. До сих пор не могу привыкнуть к тому, что находясь дома в России благодаря Интернету можно учиться даже в такой недоступной и далекой для нас стране. И это здорово! В группе я одна из России, по крайней мере, никто больше не представился, что он из России. Остальные участницы из США, Австралии, Испании. Правда, есть одна мама из Украины. Общение в группе курса идет только на английском языке.

В этой статье я хочу поделиться с Вами тем, что узнала о воспитании малышей по-австралийски:). Поделиться своими мыслями по этому поводу, идеями, сомнениями и впечатлениями. Многое « у них» по-другому. Но очень многое  ценно не только для австралийских мам и педагогов, но и для нас с вами —  родителей и педагогов из России и других стран. Я могу ссылаться только на этот прослушанный мной дистанционный курс и опираюсь на его содержание в данной статье. Источник информации в статье — только данный курс, возможно, в чем-то он неточен. Если Вы компетентны в данной теме и можете внести дополнения и уточнения в комментариях — буду благодарна.

       Направления развития ребенка в дошкольном детстве: Австралия и Россия

В Австралийском дошкольном воспитании различают четыре направления:

  • Когнитивное развитие (интеллектуальное, познавательное)
  • Физическое развитие (почему-то сюда относится и сенсорное развитие, которое в отечественной педагогике всегда относилось к познавательному развитию. Сенсорное развитие – развитие органов чувств, представления о цвете, форме, размере, фактуре, свойствах и качествах предметов и т.д.)
  • Социальное и эмоциональное развитие.
  • Языковое развитие – развитие коммуникации.

По этим направлениям строятся программы воспитания и обучения детей в  автсралийском детском саду и семейном детском саду.

Почему-то  в этих линиях вообще не выделено эстетическое, художественное развитие ребенка – изобразительная деятельность, музыка, музейная педагогика, художественный труд и т.д. Получается, что художественное развитие малышей  — это очень слабое место для австралийской педагогики, которое даже не выделяется в отдельную область и не рассматривается как важное. Похоже, что возможность развиваться в эстетическом плане есть у детей только в семье или в платных кружках, но не в детском саду.

В российских детских садах (для сравнения) во всех программах выделено 4 направления, и любой самый обычный садик это детям дает:

  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Познавательно-речевое развитие (в Австралии это отдельные направления).
  • Физическое развитие.
  • Социально – эмоциональное развитие.

Нормативы развития ребенка в дошкольном детстве

Есть очень большая разница и в нормативах развития малышей в Австралии и в России. Не буду здесь полностью описывать наши и австралийские нормативы (т.е. показатели того, что ребенок развивается по возрасту, не отстает от сверстников). Подробно о российских и американских нормативах развития малышей писала в статьях «Как воспитать ребенка: развитие самостоятельности»  и «Календарь развития на первом году жизни»

В чем разница наших норм развития ребенка с австралийскими нормами и рекомендациями? Честно сказать, эта разница привела меня просто в шок!

  1. Австралийские педагоги рекомендуют сначала насильно учить ребенка сидеть, обкладывая его подушками, т.к. сам он держать тело в этом положении еще не может. А затем уже пускать его ползать. Согласно же исследованиям наших врачей, такой подход приводит абсолютно точной и уверенной дорогой  к проблемам с позвоночником. Мышцы, связки, весь организм ребенка не готов еще сидеть и насильно его не надо заставлять – так написано в любой отечественной медицинской или педагогической книге. Почему австралийцы всё делают наоборот – я не знаю. Обоснования этому я не нашла. Обоснование было одно: сначала лежит – потом сидит в подушках – потом ползет – потом ходит – далее бегает. От незнания ли это? Или никто не думает о последствиях для здоровья? Или взгляды в этой далекой стране другие? Ответа на вопрос я так и не нашла.
  2. Считается нормальным, что ребенок не говорит до 3 лет!!! При наших нормативах 10 слов к году. Почему так отстают австралийские малыши от наших деток? Я сравнила рекомендации для родителей. Австралийские педагоги советуют с малышами на первом году жизни общаться жестами, объясняя это тем, что дети еще не умеют говорить. У нас же в русской культуре многие века родители с первых дней говорили с детьми, пестовали их, тянули  в своей речи гласные, пропевая их и развивая этим умение ребенка слышать звуки речи и подражать им, делали переклички, обучая малыша повторять за взрослым звуки и слоги. Об этом я писала в статьях

Австралийский опыт доказывает, что если ничего не делать, то действительно, речь к году у ребенка не появится. К чему мы сейчас и приходим в России в связи с потерей нашей традиционной культуры воспитания и обучения маленьких детей.

В этом плане у австралийских детей, конечно, есть плюс – им никто не назначает лекарств (отнюдь не безвредных), если у ребенка в 2 года нет речи. Но есть и существенный минус. В раннем детстве речь очень тесно связана с умственным развитием ребенка! И,  не имея речи, ребенок теряет в своем развитии то, что ему очень необходимо именно сейчас, в эти годы!

3.Нормы, связанные с развитием самостоятельности  ребенка, тоже очень отличаются от наших, отечественных. Например, австралийские педагоги считают, что  при нормальном развитии ребенок в 12-18 месяцев учится держать ложку в руках, но пользуется ей еще плохо и часто переходит к еде руками вместо ложки. По нашим же российским нормам (а норма – это не требование к ребенку, а скорее требование к нам научить ребенка, помочь ему) ребенок:  удерживает ложку в руке уже в шесть месяцев! В 12-15 месяцев ест самостоятельно  сначала густую, затем и жидкую пищу ложкой! А в 18 месяцев ест ложкой сам, ничего не теряя при этом!

То же касается и пользования чашкой. По отечественным нормам малыш в 15-18 месяцев пьет из чашки сам, ничего не проливая. По американским нормам к двум годам ребенок и ест ложкой самостоятельно, и пьет из чашки без проблем. А вот в Австралии ребенок только в 18-24 месяца обучается сам пить из чашки и… ездить на детском велосипеде!

4.В плане развития речи также наши малыши значительно опережают австралийских сверстников. В наших нормах ребенок в 12-18 месяцев говорит облегченными словами (биби, кис-кис и т.д.). В 1 год 7 месяцев – 1 год 8 месяцев появляются двусложные предложения (дай кису). В 1 год 10 месяцев – 2 года появляются трехсложные предложения. В 2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев говорит предложениями из 3 слов, задает вопросы «Где?», «Куда?», «Зачем?», «Откуда». А к 3 годам уже спрашивает «Когда?» и «Почему?».

Австралийские же родители и педагоги считают нормальным, если ребенок до 3 почти не говорит и использует жесты, в 1 год 6 месяцев – 2 года задает вопрос одним словом и использует однословные предложения («парк» — вместо «давай пойдем в парк»). И только после 3 лет говорит трехсложными предложениями в виде «давай пойдем в парк».

Согласитесь, что наш российский малыш, спрашивающий в три года «Почему», будет сильно отличаться в своем развитии от среднестатистического малыша из Австралии, переходящего от жестов в речи и начавшего использовать  простые предложения из трех слов в этом же возрасте!

Хотя уже сейчас всё большее количество детей отстают от отечественных норм, которые были  у нас приняты десятилетиями, и переходят на «международные нормы молчунов».

Развитие игры

Игра в австралийской дошкольной педагогике, также как и в отечественной педагогике, рассматривается как очень важный вид деятельности, в котором ребенок познает жизнь и себя в жизни, пробует себя в разных ролях и в разных моделях поведения, учится взаимодействовать с людьми.

Линии развития игры у ребенка выделяются  те же, что и приняты в отечественной дошкольной педагогике. Вот последовательность развития игры:

  • ребенок играет один
  • ребенок играет рядом со сверстниками, но с ними не взаимодействует
  • ребенок играет вместе со сверстниками, учится взаимодействовать
  • учится играть в игры с правилами и управлять своим поведением.

Австралийские педагоги считают, что в игру детей нужно не вмешиваться, а наблюдать за ней и поддерживать  ее при необходимости (дать новую игрушку, задать вопрос о повороте сюжета, подсказать идею).

Еще один важный совет мамам  от австралийских педагогов (те, кто был на моем вебинаре в Мастерской игр, знает как его реализовать)  — цитирую: «Нужно поддерживать игру детей, но не контролировать ее и не играть за детей!». Игра «за ребенка», когда  мама слишком инициативна, всё уже сама придумала, когда «креативит» только мама или другой взрослый, а ребенок приучен «ко всему готовому», которое уже подано «на блюдечке с золотой каемочкой» — одна из типичных ошибок, ограничивающая  развития малыша и не дающая ему возможность развить инициативность, о чем мы поговорим чуть далее.

Меня очень удивило, что австралийские педагоги считают нормальным, если малыш играет в агрессивные игры – убивает, стреляет и т.д., передавая в игре те сюжеты, которые случайно увидел в новостях или в фильмах-боевиках, которые дома смотрят взрослые из его семьи. В Австралии считается, что не нужно ограничивать ребенка в таких играх, так как таким образом он пытается «выплеснуть» в игре то, что увидел, что его взволновало и познать ту жизнь, которая его окружает. В нашей же отечественной педагогике считается недопустимым, чтобы малыш смотрел такие телепередачи. И считается, что любую негативную роль должен в игре выполнять взрослый или кукла, но не ребенок. Ведь ребенок, играя, вживается в роль, эмоциональное переживает ее! И постоянная игра в убийства, «стрелялки» и тому подобное губительна для психики ребенка, ведь в игре он простраивает  жизнь.

У австралийцев позиция другая – цитирую: «Они должны понять общество, в котором живут». Мне лично эта позиция непонятна. Ведь можно познавать позитивные черты общества, а не играть в негатив, которого и так слишком много вокруг. А Вы как считаете? Приглашаю поделиться в комментариях после статьи.

Социально-эмоциональное развитие

В Австралии в раннем обучении и воспитании детей (т.е. воспитании и обучении детей от рождения до 5 лет, до возраста, когда они идут в школу) принята «концепция трех B»: belonging, being, becoming.

Постараюсь перевести ее  на русский язык. Здесь для нас очень много интересного и полезного!

  1. Принадлежность – базовое чувство человека как социального существа (belonging). Ребенку важно ощущать свою принадлежность к семье, городу, определенной культуре, к группе людей, в которой можно самореализоваться и чувствовать себя как дома.
  2. Бытие, существование здесь и сейчас (being).  Ребенку в дошкольные годы очень важно никуда не спешить и иметь возможность жить здесь и сейчас, жить так, как хочется, по своим интересам, иметь возможность заниматься тем, что нравится в данный момент.
  3. Развитие, становление (becoming).  Все дети хотят вырасти, поскорее стать взрослыми, самостоятельными, умелыми.

Вот те «три кита», на которых строится австралийская дошкольная педагогика и практика воспитания малышей.

Рассмотрим подробнее социальное развитие малышей по возрастам.

В основе подхода к воспитанию малышей в Австралии – теория известного психолога Эриксона. Согласно этой теории существует три стадии, которые проходит ребенок в своем развитии от рождения до школы.

Первая стадия – возраст от рождения до года – формируется доверие или недоверие к миру.

Вторая стадия – возраст от года до трех лет – формируется автономия (самостоятельность) или стыд и сомнение.

Третья стадия – возраст от трех лет до школы – формируется инициатива или вина.

От того, насколько благополучно ребенок пройдет эти стадии своего развития, будут зависеть особенности его поведения и характер в будущем. Благополучный вариант прохождения данных стадий даст малышу в жизни:

  • Высокую самооценку.
  • Отсутствие страха перед новым, неизвестным, перед экспериментированием.
  • Ребенок не будет в жизни бояться ошибок и будет учиться на них.
  • Теплые взаимоотношения с людьми и умение ладить с ними.
  • Уверенность в себе.

На первом году жизни формируется доверие или недоверие к миру. Это время привязанности к маме. Поэтому даже когда Вы находитесь в другой комнате, разговаривайте с ребенком, говорите, что Вы делаете, напоминайте, что сейчас к нему подойдете. Он успокоится, так как услышит Ваш знакомый голос где-то рядом и займется исследованием мира вокруг.

Для формирования доверия к миру очень важно, чтобы мама понимала сигналы малыша – что говорит его плач? Его кряхтение? Малыш должен быть уверен в том, что если ему плохо и он подаст сигнал, то ему помогут! Поэтому его сигналы в первые месяцы жизни  игнорировать никак нельзя, малыш еще не умеет манипулировать другими людьми и плачет, так как просит помощи.

С 1 года до 3 лет формируется самостоятельность (при благоприятном развитии). Или стыд и сомнение при неблагоприятном развитии. И это зависит от того, как взрослые реагируют на поведение ребенка.

В этом возрасте малыш очень подвижен, он везде лезет и совершает кучу ошибок. Если его стыдить за его эксперименты и ошибки, то сформируем в нем постоянные сомнения в себе. Нужно не стыдить за ошибки, а разъяснять и показывать малышу: «Мячик кидать здесь нельзя, а вот здесь можно! Если сделаешь то-то, то получится вот такой результат».

От прохождения этого этапа зависит, будет ли дальше ребенок идти в жизни за своими целями или будет вечно сомневаться в себе.

С  3 до 7 лет формируется инициативность. А при неблагоприятном варианте – вина. Главное в этом возрасте – поддерживать все проявления инициативы ребенка, его идеи, предложения. А не подтрунивать над ними или отмахиваться от них. В этом возрасте нельзя давать отрицательные отзывы на ошибки ребенка, а надо разъяснять, в чем ошибка, какие есть варианты и к чему они приводят, учить видеть плюсы и минусы, учить видеть свои будущие задачи – нужно еще научиться тому-то, и тогда получится еще красивее, быстрее, точнее и т.п. (Примечание – как реагировать на ошибки без негатива мы будем говорить на вебинаре по секретам поведения этой осенью – следите за новостями сайта в рассылке).

Вот так наша взрослая типичная реакция на действия и идеи малыша влияет на его будущую жизнь!

Очень интересные факты я узнала и о стрессе.

Малыши и стресс.

Оказывается, по результатам исследований, у детей утром очень высокий уровень гормонов стресса. Этот уровень утром намного выше, чем днем или вечером (К сожалению, не говорилось, кто и где получил эти данные). И когда мы утром начинаем спешить, то для ребенка такая наша спешка — это мощный стресс. Ведь именно утром ему особенно нужен спокойный размеренный темп жизни. Если же мы подгоняем малышей (одевайся быстрее, чтобы за минуту собрался, уже опоздали в садик и т.п.), то наши действия приводят в дальнейшем в течение дня к плачу, подавленности, агрессии или другим симптомам неблагополучия.

Поэтому автралийский педагоги рекомендуют утром не торопить ребенка, не напрягать его, а наоборот, расслаблять! Впрочем, это полезно не только детям, но и всем взрослым!

Какие в Австралии детские сады?

В стране есть разные формы дошкольного образования:

  1. Группы, в которые дети приходят только на занятия (примерно до 4 занятий в неделю) – аналог наших детских центров.
  2. Семейный детский сад (family day care). Это детский сад на дому у сертифицированного педагога в домашней обстановке.
  3. Группы полного дня для работающих родителей (long day care setting). Работают 5 дней в неделю по образовательным программам дошкольного обучения и воспитания, могут работать иногда и в выходные дни.
  4. Детский сад (sessional kindergartens).Обычно в детский сад отдают ребенка с 4 лет, но можно отдать и в три года. В течение дня проводится несколько занятий с детьми. Работают квалифицированные педагоги по дошкольным программам. Есть ланч и игры во второй половине дня до прихода родителей.

Самым интересным для меня  в данной теме  были рекомендации для родителей, как выбрать детский сад для ребенка.

Как выбрать детский сад для ребенка: рекомендации австралийских специалистов

Австралийские консультанты по проблемам детства советуют выбирать детский сад так (цитирую):

  • Зайдите в детский сад сами. Чувствуете ли Вы там себя комфортно? Если нет, то Ваш малыш тоже не будет там чувствовать себя комфортно, и на надо его отдавать в эту группу или в этот садик!
  • Поговорите с воспитателем и спросите его, что он считает самым важным для детей в данном возрасте? Так Вы узнаете воспитателя лучше и сможете составить свое мнение о нем. И решить, подходит ли он Вам и Вашему ребенку.
  • Понаблюдайте за детьми из группы, познакомьтесь с программой, по которой работает данная группа, в которую пойдет Ваш малыш. Достигаются ли результаты программы? Она действительно работает или существует лишь формально?
  • Придите в садик в Вашу группу тогда, когда там будет много детей, и посмотрите на взаимодействие педагога с детьми и детей друг с другом. Есть ли уважение, сочувствие, соучастие? Дети радостные или выглядят «будто учатся». Если второй вариант, то это плохо. Поглощены они интересным делом или просто слоняются и бродят без дела?
  • Познакомьтесь с помещением детского сада – какая создана развивающая среда в группе и на участке? Легко ли детям добираться до участка на прогулку (Мое примечание — видимо, в Австралии бывают такие проблемы, у нас я не встречала, чтобы детям было трудно дойти до участка на прогулку)

Читая эти рекомендации, я подумала: «Как здорово! Такая  возможность выбора, возможность познакомиться друг с другом, облегчить процесс адаптации. Ведь если мама уверена, что отдает малыша в хорошие руки, то, как правило, адаптация у ребенка проходит намного легче». И еще подумалось, что очень хорошо, что в жизни всё реализовано, а не на словах ( ведь у нас в России тоже есть такие рекомендации, но в жизни они не претворяются) Так я думала, пока не прочитала комментарии австралийских и американских мам под общим девизом «Где это видано, где это слыхано, чтобы родителей в садик пускали?». Оказалось, что проблема в Австралии та же, что и у нас. Формально родитель имеет право познакомиться с детским садом заранее, реально почти нигде это не реализуется т.к. мам просто не подпускают к группе.

Интересно было обсуждение этого вопроса мамами в дискуссии. Цитирую несколько высказываний: «Если педагоги не понимают, зачем маме приходить в садик заранее и знакомиться с ним, то они не понимают самого принципа сотрудничества «дети+педагог+родитель». Зачем тогда такой садик? Учреждение должно быть закрыто!».  Или «Если они не слушают Ваши потребности при приходе ребенка в детский сад, то не будут в состоянии Вас понять и по другим вопросам». Другое высказывание: «Мой ребенок только через два месяца понял, что я действительно вечером его буду забирать из садика всегда! Большинство педагогов не понимают, что ребенку на первой неделе адаптации тяжело расстаться с мамой». Эти высказывания показывают, что существующие в нашей отечественной педагогике рекомендации по сотрудничеству с мамами в период адаптации очень актуальны. У нас в России есть даже специальные адаптационные группы (правда, не везде), в которые мама ходит вместе с малышом за год до поступления в садик, знакомится с ним. В Австралии, похоже, ничего подобного нет.

Какие еще даются рекомендации по облегчению адаптации детей?

  1. Поговорить с малышом  о детском садике заранее. Заинтересовать его тем, что именно ему будет интересно (для этого Вы заранее и знакомились с педагогом, группой, участком, помещениями). Например, если ребенок любит играть с машинками, то расскажите ему о том, что в группе его ждут много новых грузовиков, с которыми можно играть. А на участке – деревянная машина, в которую можно залезать и играть в ней. А еще на улице есть интересные спортивные снаряды  — можно прогуляться с ребенком до участка детского сада и показать, какие именно.
  2. В первый день мама обязательно должна быть в группе с малышом (как мы видели выше, в практике эта рекомендация не выполняется). Задача присутствия мамы в группе – чтобы малыш увидел, что мама доверяет воспитателю, уважает его. Малыш  в первые дни занимается с двумя взрослыми, видя доверие между ними. «Ловушкой» для мамы считается отдать ребенка и в первый же день убежать по своим делам. Почему «ловушкой»? Потому что дальше  и маму, и ее малыша будут ждать проблемы адаптации и слез!
  3. В последующем, когда Вы оставите малыша одного в садике, нужно не утешать ребенка при расставании, а попрощаться с ним быстро.  Нельзя ждать, пока он успокоится. Этого не произойдет, лучше уйти быстро, не травмируя ребенка. А далее педагог переключит его внимание на что-то интересное за окном, на новую игрушку, утешит, и уже через 5-10 минут ребенок успокоится и забудет горечь расставания.
  4. Дайте ребенку с собой «утешителя» — любимую игрушку или любимое одеяло для сна. (По поводу одеяла – в российских детских садах это невозможно в гигиенических целях. А вот игрушку всегда можно дать!) 

Вот такое «путешествие в Австралию» и в австралийский подход к воспитанию детей  у нас получилось! Хочу предупредить, что возможно, изложенная информация неполная т.к. источником для нее послужило общение всего лишь с двумя специалистаами – консультантами по проблемам детства из Австралии. Но в любом случае – это информация «из первых рук» т.е. достаточно достоверная.

Очень жду Ваших вопросов, мнений, комментариев. Что показалось интересным или неожиданным? С чем согласны и с чем не согласны? Каковы впечатления? Интересно ли Вам услышать продолжение этой темы? Приглашаю обсудить после статьи :)!

До новых встреч на «Родной тропинке»!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

12 комментариев
Наталья
09.08.2013 в 14:54

Ася! Спасибо огромное за статью. Кстати, я там тоже зарегистрирована )) Но ничего не писала на доске.
Про нормы очень интересно. Хотя, честно говоря, мы по речи тоже отстаем. Дочка (полтора года) сказку про волка и козлят пересказывает, между игрушками диалоги строит, но на своем тарабарском. А нормальных слов (даже сокращенных) еще мало. Да и при общении со взрослыми двухсложных предложений пока нет. Хотя, честно говоря, я не очень переживаю. Знаю, что и я и муж заговорили поздно. Мы с ней разговариваем много, я ее спрашиваю — отвечает, поэтому, думаю, в свое время заговорит как надо ))
Еще мне вспомнилось, я недавно читала, что в России самый длинный декретный отпуск. И это писалось в негативном ключе. Конечно, «хорошо там, где нас нет», но мне кажется, что по сравнению с Европой «семейные дела» в России обстоят гораздо лучше.

admin
09.08.2013 в 15:07

Наталья! Здорово, что Вы тоже там есть — а то как-то не по себе среди американцев и австралийцев без своих родных соотечественников:). Мне тоже так «кажется» — это я про то, что у нас теплее, вдумчивее — продуманнее. По крайней мере, на этих курсах слушателям даются лишь общие знания о ребенке, а вот как конкретно решить проблему. что конкретно сказать, какие разработаны методики — ничего не говорится, увы. В этом плане у нас всё более разработано, и дети явно более развиты. Ведь кроме общих слов надо знать еще и алгоритм действий!
Про дочку. Да, есть такой вариант, когда все заговорили поздно в семье, и ребенок начинает говорить позже. Полтора года — это не три! И время есть! Главное — стимулировать малышку отвечать словом, а не показывать жестом, делая вид, что ее не понимают, и тогда всё появится само по себе :),
Что меня еще поразило в курсах — что говорится не «мама», а «заботящийся взрослый» про человека, который находится рядом с ребенком. У нас все-таки это мама в первую очередь и даже в голову не придет что-то еще! Для себя задала самой себе вопрос по этому поводу — наверное, там рано выходят на работу, раз за ребенком присматривает «заботящийся взрослый».

Мария
09.08.2013 в 20:52

Ася! Спасибо Вам огромное за такой интересный материал. Прочитала все с большим удовольствием. Сама тоже интересовалась , а как в других странах, но вот про Австралию никогда не читала.
Я считаю, что наше образование более продуманное и адаптировано именно для детей, хотя, то что творится в последнее время с образованием, наталкивает на мысль, что мы стремимся подстроиться именно под иностранцев( это касается и речи, норм поведения, навыков гигиены и многое другое) это печально.
Очень удивила тема касающаяся речи. Для меня самой эта тема была очень долго болезненной , потому как ребенок заговорил только в 2 года , но я била во все колокола , мы занимались с логопедом, а там люди и не заморачиваются вовсе. И стало очень интересно , а где и когда де ям прививают художественно — эстетическое развитие? Это ложится на плечи только родителей?

asya
09.08.2013 в 22:22

Мария! Я думаю, что наша «перестройка» под международный стандарт — это просто выгодно, т.к. не надо оплачивать труд музыкальных руководителей, руководителей художественных студий для малышей, музейных педагогов и т.д. И в этом причина «реорганизаций» — средства экономят и направляют их куда-то в другое направление.
Пока про художественно-эстетическое развитие на этом австралийском курсе вообще молчат, будто оно и вовсе в детских садах не существует. Как я поняла, видимо, действительно, на плечи родителей его перенесли, и государство такие занятия с малышами там не финансирует. Но могу ошибаться,т.к. в Австралии не была и только слушаю учебный материал дистанционного курса от их педагогов — консультантов по вопросам детства.
Да… про речь печалюсь тоже. Слишком часто бывает, что ситуация запущена. А когда начинают «бить в колокола», то драгоценное время упущено. Но есть и вариант, когда в 2 сам заговорит. Я тут всегда руководствуюсь пословицей «Береженого Бог бережет», т.е. надо заниматься с малышом.

Анна
10.08.2013 в 17:05

Сказать, что я в шоке — ничего не сказать=))) Мне кажется, какой бы развита не была Автралия, все-таки наша страна в этом плане развитее, все ж не зря у нас был такой человек, как Выготский, которого до сих пор во всем мире почитают. Общаться жестами первый год? По-моему, это очень сильное обеднение жизни ребенка…Туту я ЗА нашу российскую систему, так же как и в вопросе про игры: мне кажется, маленькому человечку совершенно ни к чему, во-первых, смотреть боевики (родители должны контролировать свои просмотры), а уж тем более, разыгрывать их потом! Ну как это «готовит к жизни?» — что любой конфликт решается расстрелом? До 7 лет как раз происходит социально-эмоцианальное становление ребенка, а там ему такое прививается…
Я вот еще вспомнила, что мне подружка из США рассказывала, что у них ребенок в памперсе в 2,3 и даже 5 лет — это норма! Что около 2,5 лет НЕКОТОРЫЕ родители только ДУМАЮТ НАЧАТЬ отучать от памперса. А мы с 3-х месяцев высаживаем=))
Про стадии понравилось, только не поняла, как это: «На первом году жизни формируется доверие или недоверие к миру. Это время привязанности к маме. Поэтому даже когда Вы находитесь в другой комнате, разговаривайте с ребенком, говорите, что Вы делаете, напоминайте, что сейчас к нему подойдете. Он успокоится, так как услышит Ваш знакомый голос где-то рядом и займется исследованием мира вокруг.» — согласуется с рекомендацией общаться жестами=))очень понравилась информация про стыд и вину, надо учесть, я даже не задумывалась=)) И про стресс!
Ася, мне очень понравилась статья и я так рада за Вас, что у
Вас есть возможность поучиться! Спасибо, что делитесь! Очень буду ждать вебинара про секреты воспитания! В отличие от многих вебинаров, в ваших чувствуется научный подход и глубокая осведомленность в вопросе! Спасибо еще раз!

Ольга.К.
10.08.2013 в 18:21

Здравствуйте, Ася!Очень обрадовалась,что нашла ваш сайт. Очень интересные и ,главное, современные подходы в воспитании и образовании дошкольников я нашла у вас. Спасибо большое. Я работаю в ДОУ воспитателем. Что нас ждет с новыми стандартами в дошкольном образовании, боимся и подумать.Слово «занятие» убрали, придумали аналог — «Непосредственная образовательная деятельность». А если ребенка не занимать, то о каком развитии может идти речь.Говорят, что художественно-эстетический блок хотят вынести за пределы основного и сделать его дополнительным.Но не все родители смогут иметь возможность оплачивать дополнительные занятия, а в итоге будет страдать ребенок,недополучивший духовного, эстетического, творческого, культурного начала.А для развития речи — это главные аспекты, на мой взгляд.М чем раньше ребенок начнет жить в мире прекрасного, тем раньше начнется его общее и речевое развитие.
Что касается развития детей нашей страны и Австралии, то в нашей стране более прогрессивное развитие детей , немного
» ускоренное» , чем у зарубежных дошколят. но посмотрим на Стандарты , которые скоро начнут работать в дошкольном образовании.

Ольга.К.
10.08.2013 в 18:31

Доброго всем дня! Думаю, что советы и рекомендации специалистов Австралии по адаптации ребенка в детском саду приемлемы и для наших российских детских садов.

admin
10.08.2013 в 21:44

Ольга! Слышала, что новые стандарты, о которых мы услышим в сентябре 2013 года, как раз восстанавливают занятия в детском саду. И речь пойдет лишь о том, чтобы изменить форму проведения обучения ,но не снять обучение по всем принятым у нас четырем линиям развития ребенка. Скоро увидим. Как появятся новости — обязательно проинформирую всех на сайте. Желаю Вам успехов в нашей замечательной профессии 🙂

admin
10.08.2013 в 21:52

Анна! Спасибо за комментарий! Про Ваш вопрос о голосе мамы из другой комнаты отвечу как я поняла. В данном случае голос мамы рассматривается австралийскими педагогами не как средство развития речи ребенка, а как средство просто показать ему, что мама рядом, и можно не волноваться. Поэтому у них нет рекомендаций маме тянуть гласные звуки, говорить медленно и с разными интонациями для того ,чтобы малыш учился вслушиваться в звуки родной речи. Просто голос мамы как звук, знакомый еще до рождения — и всё. Вот что имеется здесь ввиду.

polina
13.08.2013 в 00:21

Здравствуйте, Ася и другие, принимающие участие в дискуссии. А меня ничуть не удивило, что там не называли родителей «мама» или «папа», после просмотра докфильма «Падение Запада. Фильм Г.Царевой». Слабонервным, беременным, кормящим не советую смотреть эту уж слишком жестокую правду западной жизни. Я сама живу на Западе, но слава Господу Богу!, там, где еще ох как ценится СЕМЬЯ, там, где по утрам и вечерам звенит (хоть и не мой православный) католический церковный звон. Считаю, что во всем, в т.ч. и воспитании детей, надо брать самое лучшее с одной (западной; например, не подгонять всех деток под один стандарт) и др.стороны (восточно-православной, если так можно выразиться…).

Лена
13.08.2013 в 06:36

Ася, здравствуйте!
И я в шоке, правда, по-другому поводу 🙂
Просто я живу в Австралии, мои дети ходят в местный садик, и я очень интересуюсь темой детской психологии, развития, много общаюсь с местными воспитателями по этому поводу.
Так вот в описанной Вами картинке я увидела мало из того, чтобы реально происходило или было стандартом здесь.
Разговаривают с ребенком с рождения, с 3 мес все водят на бесплатные занятия в библиотеке, где поют песенки, читают книжки, общаются с детьми.
И дети начинают говорить, как и во всем мире, по-разному, кто раньше, кто позже 🙂 Есть тут разве что особенность, что часто у детей 2-3 языка одновременно с рождения, и из-за этого кто-то может начать говорить позже.
Художественно-эстетическое воспитание здесь просто невероятное, опять же с рождения. Craft присутствует практически всегда и везде, куда бы вы не пошли. А какие невероятные вещи, сделанные своими руками, приносят мои малыши из садика!
При выборе садика без проблем вас пускают туда, общаетесь с воспитателями, директором, можно провести там и больше одного дня при желании. Я при выборе посетила множество вариантов, и везде меня были рады видеть и дать как можно более полную информацию. Адаптацию потом воспитатели проводят и помогают родителям провести на очень хорошем уровне. Есть orientation days за пару месяцев до начала посещения, дают книжку с фотографиями, где рассказывается, что и как будет происходить с ребенком в садике (очень, кстати, полезная штука для адаптации) и тп. В результате из 40 детей (2 группы) я видела лишь 1 плачушего ребенка при расставании.
🙂

admin
13.08.2013 в 21:46

Лена! Огромное спасибо за Ваш рассказ! Когда я писала статью, я надеялась, что откликнется кто-то из Австралии. Но одновременно я знала, что в нашей Мастерской игр пока не заявлялось участниц из Австралии. И тут появились Вы :). Это просто чудо!
Думаю, что в каждой стране есть как положительные примеры детских садов, так и отрицательные. Возможно, те «консультанты по вопросам детства», которые ведут данный курс, имеют один опыт и одни взгляды, которые и внедряют в слушателей, а в других детских садиках или районах Австралии этот опыт совсем другой.
Лена! У меня есть к Вам просьба. Было бы интересно для всех, если бы поделились своим опытом посещения Вашим малышом австралийского детского садика — рассказали бы про детский сад как мама, может быть, показали бы несколько фото садика, поделок и т.п. А я бы как раз к этому времени дослушала вторую половину курса и написала о том, что узнала. И тогда бы мы могли в продолжение дискуссии сделать еще одну статью и рассказать читателям об австралийском садике с разных точек зрения. И наверное, тогда бы мы увидели бы истину :). И смогли бы воспринять ценный опыт друг у друга. Ведь даже в том, что я здесь опубликовала, я вижу не только минусы, но очень много интересного и полезного — по адаптации, по социальному развитию ребенка. Если Вам это интересно — пишите valasina@mail.ru.
В любом случае большое спасибо за комментарий. Вы знаете, сейчас в России часто говорят, что можно убрать из детских садов то многое, чего нет «у них за рубежом» — специальной кухни для приготовления свежей еды для малышей, музыкального зала и музыкального руководителя и т.д. Может быть, это тоже ложь. И как хорошо, что благодаря читателям сайта из разных уголков Земли можно узнать истину 🙂

Оставить комментарий

Сообщение

Ваше имя

E-mail