11.10.2017
Автор: Мария Геллерт
Ребенок не хочет есть: что делать

Эту статью я пригласила написать Марию Геллерт, читательницу «Родной тропинки», с которой мы познакомились на моем курсе «Учусь говорить» — практикуме- путеводителе по развитию ребенка в раннем детстве. В форумах курса мы обсуждаем не только темы развития речи и мышления ребенка, но и многие другие вопросы, связанные с развитием малыша в раннем детстве. Одна из таких проблем – отсутствие аппетита у ребенка. Мария уже несколько лет консультировала мам нашего курса по вопросам питания детей, поэтому я попросила ее сделать статью для всех читателей сайта.

Мария столкнулась с проблемой отказа от еды у своей дочки, стала искать пути выхода из ситуации, решила эту проблему, в дальнейшем закончила курсы консультантов по детскому питанию и сейчас активно помогает другим мамам и деткам справиться с аналогичными ситуациями и проблемами. Передаю слово Марии.

Ребенок не хочет есть: медицинские и психологические причины отказа ребенка от еды, способы помощи ребенку- малоежке, советы родителям, полезные ссылки.

Мой ребёнок не хочет есть: что нужно знать родителям о детях — малоежках

«Мой ребенок не хочет есть». Так называется книга испанского педиатра Карлоса Гонсалеса, которую рекомендую к обязательному прочтению всех родителей деток — малоежек. Она читается на одном дыхании. Когда её читала я, то проревела практически «всю книгу», потому, что у меня самой был опыт абсолютно полного отказа от еды у дочки. Теперь моей работой стало помогать мамам и папам в подобных ситуациях.
В этой книге по большей части рассказано про то, что нет никакого смысла давить на ребёнка в ситуации отказа от еды. Почему? Давайте разберемся с причинами сниженного аппетита у детей.

Почему ребенок не хочет есть?

Во-первых, отсутствие аппетита у ребёнка может быть чисто субъективным мнением родителей. К примеру, если Ваш годовалый малыш в течении дня с удовольствием (!) съедает 100 гр. каши, пару сухариков, кусочек банана и несколько ложек творога, скорее всего у Вас просто завышенные требования к аппетиту детей. И даже если у Вас самих или в Вашем ближайшем окружении есть дети, которые в таком же возрасте уплетали всё за обе щеки без остановки – необходимо помнить, что все мы разные, и конкретно этот ребёнок имеет полное право не иметь такого аппетита.

Во-вторых, сниженный или отсутствующий аппетит может быть симптомом какого-то скрытого заболевания. Сама я, не являясь медиком, на данный момент времени могу доподлинно сказать только о пяти самых распространённых медицинских причинах нарушения аппетита у детей. Естественно, их может быть намного больше, поэтому рекомендую изначально найти очень хороших педиатра и гастроэнтеролога.

В-третьих, отказ ребенка — малоежки от еды или сниженный аппетит может быть проявлением проблем психологического  характера. Об этом поговорим ниже в статье.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: 

Желательно найти «своего» врача, который будет уважительно относится к грудному вскармливанию и Вашей проблеме. Он НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не должен давать рекомендаций типа «срочно отлучить от груди», «кормить насильно», «уговорить», «не давать есть для усиления голода», «не обращать внимания, всё пройдет само, у вас здоровый ребёнок» и т.д. Найдите, врача, который действительно будет искать медицинскую причину.

Рассмотрим подробнее эти причины и что нам делать в каждом конкретном случае.

Медицинские причины нарушения аппетита у маленьких детей

Можно выделить пять основных и самых распространенных медицинских причин нарушения аппетита у детей.

Причина 1. Пищевые аллергии и непереносимости

Пищевые аллергии и непереносимости могут не проявляться внешне, проходить достаточно скрытно, но наносить урон детскому организму и приводить к тому, что ребенок не хочет есть. К ним можно отнести непереносимость глютена и казеина. Они не видны внешне, но данные проблемы приводят к разрушению стенки кишечника, эти причины влияют и на аппетит, и на поведение ребёнка (у ребенка наблюдаются плаксивость, раздражительность и т.п.). У детей с аутизмом подобная причина наблюдается очень часто.

При этом даже самые безобидные аллергии, проявляющееся лёгкой сыпью у некоторых деток могут вызвать практически полное отсутствие желания есть (напоминаю, так реагирует организм ребенка). Поэтому консультация у аллерголога в случае проблем с отказом ребенка от еды также может быть необходимой.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ:

анализ на присутствие глиадина (частица глютена) может дать ложноотрицательный ответ, то есть непереносимость есть, а глиадин обнаружен в нормальных количествах. С возрастом процент ложноотрицательных показаний уменьшается. Поэтому самыми достоверными будут анализы, сданные не ранее шестого года жизни ребёнка. Но и в более раннем возрасте при наличии хорошего специалиста имеет смысл пройти это обследование. 

Причина 2. Сниженный иммунитет

Все мы знаем, что когда ребенок болеет, он практически не ест. У часто болеющих деток снижение аппетита может присутствовать и во время ремиссий. Да и проблемы с иммунитетом также как и с аллергиями (по сути аллергии являются снижением «пищевого иммунитета») могут быть скрытого характера – без температуры, насморка и кашля.

Причина 3. Анемия

В случае анемии также может наблюдаться факт скрытости процесса, т.е. уровень гемоглобина может быть в норме, а анемия есть. Поэтому врачи рекомендуют сдать анализ на железо (ферритин).

Причина 4. Проблемы остеопатического характера

Это проблемы связанные с различными зажимами – мышечными, костными, нервными, сосудистыми или их сочетанием. Как пример — нестабильность шейного отдела позвоночника может привести к плохому кровоснабжению мозга (зажаты сосуды) и/или плохой регуляции им внутренних органов, в том числе кишечника (зажаты нервные волокна). И то, и другое приводит к снижению аппетита.

Поэтому если у Вас в городе есть остеопат – очень желательно обратится к такому специалисту, особенно в случаях стремительных или осложнённых родов, падений ребенка в раннем возрасте, признаках нарушений подобного характера, информацию о которых можно найти в специальной литературе или на медицинских сайтах в интернете.

Причина 5. Болезни желчного пузыря

В случаях осложнённых беременностей (а возможно, и при нормальном их течении) бывают ситуации, когда желчный пузырь ребёнка не смог сформироваться вовремя или сформировался неправильно, что приводит к нарушению пищеварения, а следовательно и к нарушению аппетита. Поэтому желательно сделать УЗИ желчного пузыря.
УЗИ обязательно делается натощак – в течении 12 часов ребенок не должен ни есть, ни пить ( в том числе грудное молоко), связано это с тем, что при попадании в этот промежуток времени хоть пары мл жидкости желчный пузырь может сократится и на экране его будет просто не видно. Нельзя даже чистить зубки! Для родителей маленьких деток, это обследование очень тяжело дается психологически (да и для самих детей тоже). Но в случае наличия постоянной проблемы отказа ребенка от еды – это необходимо сделать. Начав лекарственную терапию мы сможем вовремя помочь ребенку — наладится не только аппетит, но и усвоение пищи, что очень важно. Так что наберитесь терпения.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ:
Во всех этих ситуациях снижение аппетита является защитным механизмом организма, т.к. в ниже приведенных ситуациях излишняя еда, либо может попросту не перевариться и пройти «транзитом», нанеся при этом вред организму своим разложением при достаточно высокой внутренней температуре тела. Либо нанести вред своей аллергической реакцией (в случае аллергий и целиакии).

Кроме того у детей с такими нарушениями позднее чем у их сверстников проявляется пищевой интерес (о нём см. ниже), что может включить следующую неблагоприятную цепочку:

  • при введении прикорма в 6 месяцев ребёнок ест плохо –
  • начинаем уговаривать –
  • ест еще хуже –
  • начинаем более сильное психологическое давление –
  • практически перестал есть –
  • начинаем кормить насильно. При этом родителям кажется, что они действуют из самых благих побуждений.

Вполне могут быть ситуации, когда сочетается несколько проблем одновременно. Они могут как проистекать друг из друга (например нестабильность ШОП может привести к анемии или загиб желчного пузыря приведет к нарушениям иммунитета), так и не зависеть друг от друга. Поэтому желательно подтвердить или исключить все варианты.

Нарушение пищевого интереса как причина отказа ребенка от еды

Отказы ребенка от еды могут быть следствием нарушения пищевого интереса или других нейропсихологических проблем.
Для начала почему обязательно с приставкой «нейро». Дело в том, что процесс пищеварения происходит не только в ЖКТ, но и связан с функционированием мозга ребенка. То есть всю работу пищеварения регулирует головной мозг и гормональная система (кстати, тоже регулируемая мозгом). Когда мы едим с аппетитом, весь организм настроен на то, чтобы переварить еду – он выделяет слюну, желудочные и поджелудочные соки, желчь, начинается сокращение желудка и кишечника, к ним приливает кровь и т.д. Вспомните собачку Павлова: звенит звоночек, она знает, что сейчас принесут еду и у неё выделяется слюна и желудочный сок. Примерно тоже самое происходит и с человеком.

Еда должна приносить удовольствие, мы должны её предвосхищать и есть только в состоянии присутствия аппетита. Как было сказано выше – еда без аппетита не просто пройдет «транзитом», не принеся пользу, но и начнет разрушать организм.
Так, что же такого может происходить в мозге ребенка, что организм отказывается есть? Самая распространённая причина этого – отсутствие пищевого интереса. Пищевой интерес – это интерес конкретно к еде, а не к чему бы то ни было, при котором проявляются все вышеописанные физиологические процессы. Пищевой интерес может отсутствовать по разным причинам.

Причины нарушения пищевого интереса у ребенка и что делать в этих случаях

Причина 1. Ребенок ест всегда отдельно от взрослых

Самая распространенная причина — это когда все члены семьи принимают пищу в отсутствие ребёнка, например когда он спит или гуляет с бабушкой. Самого малыша кормят отдельно ото всех, чаще всего даже на отдельном стульчике.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО:

В норме (с точки зрения эволюции) все детёныши, и человеческие в том числе, должны видеть что едят их родители или другие близкие взрослые. Это нужно для того, чтобы обезопасить ребёнка от поедания опасных и вредных продуктов.

Что происходит когда ребёнка кормят отдельно? Он не видит процесса питания его семьи, а следовательно, не может проявится пищевой интерес. Обычный исследовательский — может, а пищевой – нет.

В таких ситуациях дети начинают есть первый прикорм вроде бы с удовольствием, но только из-за наличия обычного любопытства. Эта еда плохо переваривается (нет интереса пищевого), а следовательно, достаточно быстро организм начинает отказываться принимать в себя то, что на нём плохо отражается. И ребенок не хочет есть.

ЧТО ДЕЛАТЬ: ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
Изначально, ещё с 4-5 месяцев (если прикорм начинается с 6-ти) брать ребёнка с собой за стол, когда Вы сами едите, желательно с папами, бабушками и дедушками, дядями и тетями и, конечно же, со старшими детьми. Так принято в традициях всех культур, пожалуй, кроме современной индустриальной.
Если ребёнок сейчас старше и уже есть проблемы – начинайте сейчас, никогда не поздно.
При этом ешьте ту еду, которую должен есть ребенок. Например, на утро можно сделать себе кашу, на обед — овощную запеканку с отварной курицей, а на ужин сварить суп-пюре. Пользу от этого получат все. Хотя отказаться от майонеза, пельменей и копчёной колбасы будет нелегко многим. Но помните, что Вы это делаете не только для себя, но и для ребенка. Ешьте с удовольствием! Ходите с ребенком в гости и кафе, готовьте вместе.

Причина 2. Слишком большие для ребенка — малоежки порции еды

Хорошим вариантом решения проблемы будет значительное сокращение порций. Так как для маленьких детей процесс питания является трудом, здесь достаточно удобно провести аналогию а процессом работы у взрослых.

НЕБОЛЬШОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПРЕДСТАВИМ
Представьте, с какой неохотой Вы приступаете к работе, когда знаете, что выполнять её придётся на протяжении нескольких часов, а то и целого дня без перерыва? А если она не оплачивается (для детей – это мультфильмы, обещания погулять и т.д.)? Тогда мы будем отлынивать от такой деятельности всеми возможными способами, даже сама деятельность нам потенциально может принести хоть какое-то удовольствие.
А теперь представим другую ситуацию: нам интересна сфера нашей работы и позаниматься ей мы должны буквально 20-30 минут. Совсем недолго, и желания и сил приступить к ней в такой ситуации возрастает в разы! А далее в процессе, мы можем и не захотеть останавливаться.

ЭТО ВАЖНО:

при сокращении порций нет необходимости манипулировать ребёнком, включать ему мультфильмы, устраивать спектакли и т.д. И при этом сам малыш вполне может попросить добавки (хотя в тяжелых ситуациях это может произойти не сразу).

Причина 3: насильственное кормление ребенка, который не хочет есть

Чего делать точно нельзя в общении с ребенком — малоежкой – так это кормить насильно и оказывать психологическое давление.

К психологическому давлению относятся: уговоры; обещания что-то сделать взамен на то, что малыш поест; угрозы; пристыжения; сравнения своего малыша с детками с хорошим аппетитом и т.д.

Всё это является насилием над собственным ребёнком.  И может привести к утрате базового доверия к родителям и к миру в целом. Кроме того, это не только не улучшит пищеварения, но и может полностью его прекратить под воздействием гормонов стресса.

«Как только между матерью и ребенком разгорается борьба за право управлять процессом кормления, можно сразу сказать, что победа будет на стороне малыша :). Если родители оказывают на него слишком сильное эмоциональное давление и заставляют, к примеру, часами сидеть над тарелкой или в качестве наказания за отказ от еды отправляют ребенка к себе в комнату, то это грозит разрывом эмоциональных связей и отношений привязанности. Возможно, он даже начнет есть, потому что потеря привязанности — это еще больший стресс, чем принудительное кормление. Однако подобная ситуация окажет значительную нагрузку на эмоциональные связи между матерью и ребенком». (Карл Бриш. Из книги: Теория привязанности и воспитание счастливых людей).

Связано ли грудное вскармливание с потерей ребенком аппетита?

Думаю, среди читающих эту статью, обязательно будут мамы (или папы, или специалисты) задающееся вопросом – а не может ли быть отсутствие аппетита спровоцировано грудным вскармливанием? Не может ли ребёнок попросту наедаться маминым молоком?
Нет, не может – это не физиологично и не логично с точки зрения эволюции. Как раз наоборот: «висение на груди» это следствие, а не причина.
Грудное молоко – это самая безопасная и самая легко усваиваемая пища для ребёнка, поэтому при невозможности есть взрослую еду (по любым причинам), малыши компенсируют недостаток поступления питательных веществ через молоко. И отлучив ребёнка от груди – вы «лечите симптом, а не болезнь». Да, есть вероятность, что ребёнок начнёт есть лучше, но это не означает, что он получит от этого больше пользы. Кроме того, есть дети, на которых отлучение от груди оказывается столь травматично, что они не только не начинают есть больше, но и проносят этот негативный опыт через всю жизнь, даже не осознавая того. Это один из вариантов перинатальной травмы привязанности. Поэтому стоит продолжать кормить ребёнка грудью столько сколько он того требует, параллельно решая вопросы «причины».
Вообще рекомендую параллельно решать вопросы здоровья ребенка и наличия психологических проблем, связанных с питанием.

Я попросила Марию рассказать ее историю преодоления отказа ребенка от еды. Это реальная история без прикрас: в ней есть и достижения, и ошибки, и их последствия, и конкретные советы о том, как можно помочь ребенку и справиться с последствиями своих ошибок. У каждой семьи – свой опыт, своя ситуация, но как важно всем у кого есть данная проблема, узнать опыт тех, кто уже прошел через данную проблему и помог своему ребенку. Как важно понимание, что вы не одни такие, что есть те семьи, кто понимает вас и может передать свой опыт. Как важно увидеть ошибки чтобы их не допустить. И я благодарна Марии, что она поделилась своим опытом – опытом прошлого, сделанными ошибками и выводами из них, которые помогут другим семьям решить проблему и, что еще лучше, ее предупредить.

Наша маленькая доченька. История одной семьи с ребенком — малоежкой: пример комплексного решения проблемы отказа от еды

Началась наша история с того, что во время комиссии первого месяца в поликлинике меня стали запугивать «затянувшейся» желтушкой, больницей, капельницами и т.д. и рекомендовали допаивать дочку водой в больших объемах. При этом эти рекомендации были нам даны ещё до того, как были сделаны анализы крови. Наша девочка сразу практически перестала прибавлять в весе. Против практически 2 кг приобретенных в первый месяц жизни она стала прибавлять по 200-300 гр. в месяц. Педиатры говорили, что все нормально (с аргументом, что она в первый месяц хорошо набрала), и мы в это верили.
Это были две наши первые ошибки (допаивание и бездействие). К 6 месяцам дочка весила всего пять с половиной кг. Дальше началось по накатанной.
В шесть месяцев мы начали вводить прикорм. При этом  я совершенно не подумали о том, что ребенок не просыпается в один прекрасный день с желанием поесть что-то кроме маминого молока. Делали все по «классической схеме» — сами ели пока она спала или играла рядом на полу, а её кормили (вернее пытались кормить) отдельно, за её стульчиком, промышленным питанием (баночки и каши детские). И конечно, первые порции она попробовала, а дальше стала неминуемо отказываться от еды.
Что мы только не делали, но при этом не делали ничего правильного! Уговаривали, «кормили» под мультики, пытались развлекать её и пихать ложку в рот пока отвлекается, по совету моей приятельницы я давала ей грудь, а потом быстро отнимала и сразу пихала еду в рот. Именно ПИХАЛА, потому что иначе это никак не назовёшь. С каждым месяцем было всё хуже и хуже, были периоды, когда она совсем не имела месячных прибавок в весе.
Когда дочке было 11 месяцев, в поликлинике меня стали пугать, что если через месяц мы не наберем хотя бы полкило «ребёнка положат в больницу и будут кормить через зонд или внутривенно. Не ест так – кормите насильно!!!» Нервы на пределе, страх за ребёнка, чувство вины, чувство безысходности. И к году мы стали кормить нашу девочку насильно. Когда дома был муж – он её держал, а я «кормила». Когда мы с ней были вдвоём – я одной своей рукой держала ей голову, а второй ПИХАЛА в ребенка еду. ПРОСТИ МЕНЯ, ДОЧЕНЬКА! Мы обе рыдали каждый день по нескольку раз. В сущности это был период ада. И моя маленькая птичка, уже начавшая говорить самые простые слова, замолчала. Замолчала на целых полгода. Она даже лепетать перестала! Мы стали в её глазах одновременно и родителями, и палачами. Так продолжалось несколько месяцев.
Естественно, люди в наш информационный век начинают искать ответы на свои вопросы в интернете. Вот и я каким-то чудом, через совершенно незнакомых мне людей нашла сайт ПроГВ и курс «Естественный прикорм. Основы и консультирование» (сайт ПроГВ). Начала учится там исключительно для себя. Узнала про книгу Карлоса Гонсалеса «Мой ребёнок не хочет есть». Прочитала её за один вечер на одном дыхании, делая перерывы только чтобы поплакать. Строки из книги настолько изменили моё отношение не только к процессу питания детей, но и к воспитанию, я бы даже сказала к выращиванию детей в принципе. Мне захотелось делиться своими знаниями с другими мамами. Этот курс и эта книга стали поворотными моментами не только для нашей дочки, но и для меня лично.
И вот мы перестали заставлять её есть, мы просто посадили её с собой за стол и показывали, как едим мы. Сразу хочу сказать, что это было не то что не просто – это было ужасно тяжело. Ведь она по-прежнему весила всего 7 кг (это в год то с лишним!), а соответственно мы по-прежнему переживали за её здоровье и периодически срывались в попытках уговорить её что-то скушать. Она по-прежнему панически боялась одного вида ложки (даже пустой) и по-прежнему боялась заходить на кухню. Были периоды, когда она по целой неделе не ела ничего кроме моего молока. Потом пробовала немножко еды и опять ничего не ела несколько дней. Нам обоим приходилось закусывать губу и терпеливо ждать, кода она отойдет от всего что было и захочет поесть чего-то кроме грудного молока.
Прошло примерно месяца полтора после того, как она растаяла и перестала паниковать при виде пищи. Ещё через месяц-два она стала потихонечку кушать сама. Пусть не в тех объёмах, в каких нам бы хотелось, но САМА. Это было очень существенно! А ещё мы услыщали от неё «мама», «папа», «дай» и прочие простые слова, которые она не произносила уже так долго.
Она сутками висела у меня на груди. Слава Богу я не поддалась влиянию окружающих меня людей хотя бы в этом. А ведь единственными кто меня поддерживал сохранить грудное вскармливание – это только муж и сестра.
Потом мы узнали про остеопатию, и что проблемы этой сферы могут быть связаны с нарушением аппетита. И когда дочке было один год и пять месяцев мы пришли на приём к такому специалисту. Результаты были впечатляющими: дочка сразу перестала плакать по ночам (была и такая проблема) и первое, что мы стали слышать от неё по утрам – слова «хотю катю» («хочу кашу»).
И вот аппетит у ребёнка давно налажен, а прибавок в росте и весе все нет и нет, да ещё к двум с половиной годам у неё начал часто болеть живот. Прошли обследование и наконец-то нашли причину всех наших мучений – врождённое недоразвитие желчного пузыря. Из-за этого пища плохо усваивается и как следствие (оно же и как симптом) появляется защитная реакция организма – плохой аппетит или его отсутствие. С такой проблемой хорошо переваривается только грудное молоко (и опять счастье, что мы не прекратили грудное вскармливание на тот момент!). Остальная пища не только не переваривается, но и является питательной средой для патогенных микроорганизмов (с которыми опять-таки борется грудное молоко). А в этой связи и прикорм нужно было начинать вводить не просто по правилам естественного прикорма (применяя все способы по развитию пищевого интереса), но более аккуратно.
Если бы всё вернуть назад – я бы все сделала совершенно по другому. Прислушивайтесь к своим детям и не повторяйте наших ошибок!

Что почитать и куда обратиться за помощью родителям детей — малоежек

  • Начать родителям, ребенок которых не хочет есть и отказывается от еды, лучше всего с книги Карлоса Гонсалеса «Мой ребенок не хочет есть. Как превратить кормление в наслаждение», той самой с которой начинается эта статья. Эта книга очень важная для родителей всех малышей.
  • Советую почитать ответы на вопросы с подобными ситуациями на форуме АКЕВ — akev.info (Ассоциации консультантов по грудному вскармливанию), на некоторые из вопросов на этом форуме отвечаю я, Мария Геллерт. Вы можете задать на этом форуме свои вопросы.
  • Можно обратится лично ко мне, написав на мою почту: maria-chelyaba@mail.ru
  • Для наиболее заинтересованных есть трёхмесячный курс проекта «ПроГВ» progv.ru, который называется «Естественный прикорм. Основы и консультирование».

В статье мы говорили о самых маленьких детях — малоежках и их отказах от еды, о причинах тех случаев, когда ребенок в 1-2 года не хочет есть. Но такая проблема может быть и у детей постарше — в возрасте 3, 4, 5, 6 лет. Что делать в этих случаях? Полезное видео известного доктора Комаровского о детях -малоежках поможет вам разобраться не только в проблеме еды, но и в … самой себе!

Что делать, если ребенок не хочет есть: видео доктора Комаровского о детях — малоежках

Это видео не только медицинское видео врача, но и психологическое. Оно не только про еду и про детей, но и про нас — пап и мам, бабушек и дедушек и нашу жизнь и наше отношение к питанию.

Статья про питание детей не зря публикуется на этом ресурсе, посвященном в первую очередь познавательно — речевому развитию ребенка. Решив проблему взаимоотношений с ребенком, налаживания его питания возможно получить значительный положительный сдвиг в общем развитии ребенка. Мы уже видели из истории маленькой девочки, как стресс, связанный с питанием, может привести к временной задержке в речевом развитии ребенка и исчезновению у малыша лепета и лепетных первых слов. Ведь хороший аппетит полноценное усвоение пищи – это не столько набор килограммов и физическое развитие, это и хорошее питание мозга, и эмоциональный комфорт ребенка в общении с мамой.
Желаю вашим деткам кушать крепкого здоровья, богатого словарного запаса, понятной и грамотной речи, и конечно же, хорошего аппетита! 🙂

Еще о питании детей интересную  и полезную информацию Вы найдете в статьях сайта:

Как научить малыша держать ложку и кушать ложку: это важно знать о развитии ребенка каждой семье.

Воспитание самостоятельного ребенка: вредные советы для родителей :), а также таблица развития навыков самообслуживания у малышей по возрастам.

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

Комментарии
Оставить комментарий

Сообщение

Ваше имя

E-mail