14.12.2012
Автор: Ася Валасина
Птицы зимой: детям про дятла

Птицы зимой. Часть 2. Детям о зимующих птицах. Познавательные рассказы , видео для малышей, речевые и логические задачи о птицах зимой, загадки, стихи, пальчиковая гимнастика, игры.

Птицы зимой

Птицы зимой: детям о дятле

Загадки о дятле. Откуда у дятла красная шапочка?

Отгадай загадку.

Детел

Почему ты решил, что это дятел? А может быть это дровосек? Ведь у дровосека тоже может быть черный жилет и красный берет, да и дровосек в лесу часто бывает и стучит топором? (Здесь использован прием преднамеренной ошибки взрослого, который помогает научить детей доказывать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждающие свое мнение. И поэтому важно обратить внимание малыша на существенные признаки, указанные в загадке – нос как топор, хвост как упор, лечит деревья. При отгадывании любых загадок очень важно учить детей выделять в тексте загадки главные и второстепенные признаки, а не просто запоминать отгадки к ним )

Посмотри на фотографию дятла. Как узнать дятла, если ты встретишь его в лесу или в парке? Да! Мы легко узнаем дятла по красному беретику на головке и по черному  жилету (покажите на картинке эти особенности внешнего вида дятла) Какие у дятла крылья, хвост, лапки, голова? (На голове красная шапочка, есть красные штанишки. На спинке у дятла черный жилетик, а грудка у дятла беленькая).  Самцы дятла носят на голове красную шапочку, а самочки дятла ходят без шапочки. У них голова черная.

Птицы зимой

А ты  знаешь историю о том, откуда у дятла эта красная шапочка? Кто ему ее подарил? Нет? Тогда послушай старинную сказку о дятле в мультфильме «Таежная сказка»

После просмотра поговорите с малышом о сказке.

  1. Как лиса смогла обмануть росомаху?
  2. Как дятел  помог росомахам?
  3. Как он лису обхитрил?
  4. Почему о дятле в мультике говорится – «мал, да удал»?
  5. О каких еще героях сказок можно так сказать – «мал да удал» (вспомните сказки и мультфильмы, которые знакомы Вашему малышу — Жихарка, Мальчик-с-пальчик и др.)
  6. Кто из персонажей сказки понравился? Чем он понравился?
  7. А кто не понравился и почему?

Раскраска для детей. Дятел

Раскрась дятла – наряди его в его одежду. Раскрась и жилетик, и беретик, и штанишки. Чтобы правильно раскрасить дятла, нужно хорошо запомнить, как выглядит эта птичка.

Зимующие птицы. Дятел.

Птицы зимой: лесной доктор

Дятла называют «лесной доктор». Он не только очень красивая птичка, но и очень полезная. Знаешь, почему? Кого он лечит в лесу?

У дятла острый длинный клюв, он им долбит дупла и щели. Вот какой клюв (покажите на фото)!

А  еще у дятла особенный язык. Он очень длинный (язык у него больше головы!!!), гибкий, тонкий, с острым кончиком и очень клейкий. Языком он достает насекомых из-под коры деревьев и этим спасает деревья от гибели. (Покажите ребенку палочку, полоску бумаги или карандаш длиной 13-15 см и скажите, что именно такой длины язык  дятлов и вот как далеко они могут высунуть его, чтобы достать насекомых из-под коры). А у нас с Вами так далеко высунуть язык не получается!

Когда дятел долбит клювом деревья, он упирается на свой хвост. И поэтому хвост у него очень сильный.

Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Я доктор знаменитый, все тайны мне открыты!
Тук-тук, тук-тук. Я – лесу лучший друг.
Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Деревья, не болейте!
Деревья, зеленейте! (В. Кикта)

Рассказы о дятле для детей

Прочитайте малышу рассказы о дятле-докторе леса

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши: — Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает. (К. Д. Ушинский Дятел)

Поиграйте с малышом в игру «Угадай словечко». Перечитайте еще раз этот рассказ, предупредив ребенка  о том, что нужно его получше запомнить – ведь мы будем играть в игру! В игре «Угадай слово» Вы начинаете фразу, а ребенок договаривает-угадывает последнее слово в рифму из текста рассказа. Можете подсказать жестом это слово или подсказать первый слог – пусть малыш попробует  его угадать. Например:

  • Черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком … ? («упирается» – договаривает малыш), носом постукивает – мурашей да козявок…? («выпугивает») и т.д.
  • Кругом ствола пробежит, никого не… ? («проглядит»)
  • Испугались мураши – эти порядки не…? («хороши»)

Рассказ «Дятел» можно инсценировать с группой детей. Один из ребятишек – дятел, второй – автор-писатель, а все остальные дети – мураши да жучки. Ребенок в роли писателя пересказывает текст, а все участники игры изображают действия героев – дятел летает вокруг дерева, садится на него, обходит вокруг дерева. Жучки да мураши прячутся, и из своих укрытий говорят : «Эти нам порядки не хороши» (здесь можно потренироваться говорить эти слова из рассказа с разной интонацией – с упреком, жалостливо, испуганно, возмущенно).

А вот еще один интересный рассказ о дятле для малышей — о том, как мама и папа-дятел учат своих маленьких птенцов искать насекомых. Вот как они это делают!

-Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостом упирайтесь! Видите в пеньке круглую дырку? Эту дырку жучок-короед проел. Слышите, он там в пеньке скрипит, дерево грызёт! У нас, дятлов, язык тонкий, как иголка, острый, как шило. Вы язычок в дырку суньте и тащите жука себе на обед. Вам сытно, а лесу польза. (Е. Чарушин. Дятлы с птенцами)

Спросите ребенка:

  • Как птенец узнает, что в дереве живет вредный жучок-короед?
  • Как этого жучка можно достать из-под коры?
  • Почему от этого лесу будет польза?

Покажите ребенку на картинке птенца дятла. Предложите малышу рассказать этому птенцу, как надо добывать жучков себе на обед. Как говорят мама и папа своим птенцам? (перечитайте еще раз слова из рассказа)

Зимующие птицы.

Чистоговорки о дятле

  • Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. (С. Маршак)
  • Дятел в дуб все тук да тук, Дуб скрипит: Что там за стук? (С. Черный)
  • Дятел дерево долбит, Дятел клювом дуб долбит. 
Попробуйте вместе с малышом сказать читоговорку очень медленно и четко (медленно как ее бы произносила Черепаха Тортилла – можете назвать другие аналогичные персонажи из сказок), потом быстрее (как Мальвина), еще быстрее (как Буратино) и совсем быстро (как Торопыжка). Затем снова говорим медленнее. Так мы научим малыша умению сознательно регулировать темп своей речи и будем развивать у него дикцию.

Удобнее всего отхлопывать или отстукивать ритм, в котором нужно говорить слова чистоговорки. Можно изображать одной рукой клюв дятла (соединить все пальчики вместе в щепотку), а другую руку поставить вертикально (это будет дуб). И стучать «клювом» по «дубу»-ладошке в ритм чистоговорки в заданном темпе.

Скороговорки о дятле

Поиграйте с ребенком в скороговорки. Да-да! В скороговорки нужно именно играть! Попробуйте говорить их не только в разном темпе, но и с разными интонациями и угадывать эту интонацию. Произносить можно радостно, грустно, восхищенно, удивленно, испуганно, раздраженно, устало и еще многими интонациями. А заодно мы будем развивать дикцию малыша, интонационную выразительность его речи и обогащать словарь прилагательными, которые обозначают эмоциональное состояние человека.

Скороговорки о дятле для игры «Угадай интонацию»:

  • Скороговорка 1. Дятел дуб долбил да недодолбил.
  • Скороговорка 2. Дятел и дуб продалбливает.

Давайте поиграем! Пальчиковая гимнастика для детей «Дятел»

Вариант 1. Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки  — это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» — пальчик стучит по ладошке.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

Вариант 2.Предложите малышу положить кисть руки на небольшой мячик ладошкой вниз (мячик должен быть размером с небольшое яблоко или с крупный мандарин). Центр ладошки находится на мячике (яблоке), а пальчики «стоят», касаясь кончиками поверхности стола (положение руки похоже на положение руки пианиста).

Все пальчики – это деревья. Они должны быть неподвижными. А один пальчик – дятел. Этот пальчик стучит по столу в ритм стихотворению. Например, указательный пальчик стучит в ритм по столу, а все остальные стоят. Затем средний пальчик стучит, а все остальные стоят неподвижно и т.д., меняя пальчики. Если у ребенка двигаются все пальчики одновременно, то можно в шутку сказать: «Ой, деревья куда-то побежали! А ты, Машенька, их держи, чтобы всё было в порядке – и деревья на месте остались, и   дятел поработал – постучал клювиком»

Когда ребенок освоится с упражнением, можно его делать без предмета под ладошкой. Для упражнения можно использовать чистоговорки, данные выше. Или небольшие стихи для малышей:

Дятел дерево долбит:
Тук-тук-тук!
Целый день в лесу стоит:
Тук-тук-тук!

 

Дятел, Дятел — Наш приятель
Дуб долбит, Как долотом.
Помоги нам, Дядя дятел,
Для скворцов Построить дом.

 Что едят птицы зимой? Любимое зимнее лакомство

Наверное, ты очень любишь лакомиться сладкими конфетами? А еще какие лакомства ты любишь (пирожные, мороженое, зефир, мармелад? А ты знаешь, какое самое главное лакомство для дятлов и многих других лесных птиц зимой? Для них это угощение такая же радость как для нас с тобой целый пакет конфет! Что же это такое? (Выслушайте предположения малыша и предложите ему узнать ответ на этот вопрос из рассказа «Шишка» Николая Сладкова).

Еловая шишка для обитателей леса все равно что для нас с вами кулек с конфетами. Вот каждый и старается шишку сорвать и до семян добраться. Клесты от такого рвения даже носы набок сворачивают! У клестиных птенцов носы как носы, прямые, как и у всех других птиц. А как начнут сами носами шишки-кульки разворачивать, чешуйки на них отгибать, так и покривеют у них носы, перекрестится надклювье с подклювьем — не носы, а какие-то кривозубцы! Дятел ради вкусных семян даже особый станок-зажим изобрел: заклинивает шишку в щель и долбит. Дятел-долбонос. Белка берет шишку в лапки и «распаковывает» зубами: скусывает чешуйку за чешуйкой и достает семена. Попадается шишка смоленая, так у нее даже губы слипаются! Но шишку все равно не бросит, до семечка вышелушит. Ну а те, кому самим с шишкой не справиться, ждут, когда шишки весной раскроются. Встопорщатся на шишках чешуйки, полетят семена-вертолетики, устилая первые проталины и последние сугробы. На радость чижам, юркам, зябликам и синицам. Налетайте на угощение! Все угощению рады — Шишкиным семенам.

Детям о зимующих птицах

А это— «кузница дятла», в которой он лакомится шишками. Затолкнет дятел шишку в щель или в трещину коры и давай клевать! Дятел – птичка аккуратная, все семена выклюет, не разбросает! А пустую шишку сбросит на землю, и за следующей полетит. За день дятел так может склевать 70 шишек! Если гуляешь в лесу и увидишь, что под деревом лежат чешуйки от шишки или целая куча пустых шишек, то значит, кузница дятла где-то рядом. «Тук-тук-тук» да «тук-тук-тук»- Раздается громкий стук. Дятел шишку шелушит. Съест семян – и будет сыт.   А если в распотрошенных дятлом шишках что-то осталось, что другие птицы подбирают – целая столовая для птиц зимой! Вот что однажды приключилось с дятлом на его «кузнице».

Дятел. Детям о зимующих птицах

Видел дятла:  летел, насадив себе на  клюв большую еловую шишку.  Он  сел  на  березу,  где  у  него была мастерская для шелушения шишек.  Пробежал вверх по стволу с  шишкой на клюве до знакомого места.  Вдруг видит,  что в  развилине,  где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И — горе какое! — нечем сбросить старую: клюв-то занят. Тогда  дятел,  совсем как  человек бы  сделал,  новую шишку зажал между грудью  своей  и  деревом,  освободил клюв  и  клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал. Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой (М.Пришвин).

  • Как бы ты назвал этот рассказ (напомните ребенку, что из названия должно быть понятно, о чем в нем говорится)?
  • Что делает дятел в своей мастерской — кузнице?
  • Какое горе было у дятла? Почему он не смог сразу сбросить старую шишку? Что он придумал?
  • Какой дятел в этом рассказе – похвали его.(Дятел умный, находчивый, смекалистый, деловой, бодрый, догадливый, трудолюбивый, сообразительный, изобретательный, старательный, работящий) Почему автор назвал его умным?  Почему о дятле говорят, что он трудолюбивый и деловой?

Давайте поиграем. Подвижная русская народная игра «Дятел»

Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг дятла и произносят  первые две строчки:

«Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы».
Дятел  в ответ говорит:
«Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму».

С последним словом дятел быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.

Речевая логическая задача

Вариант 1. Полезная ли птица дятел?

Отец с маленьким сыном идут по лесу, прислушиваются и присматриваются к лесной жизни. Вот рябчик прямо из-под ног выпорхнул, даже испугал. Вот птичка запела— заслушаешься. И вдруг… знакомый стук. Дятел! На одном дереве поработал, на другом, на третьем. Сын у отца и спрашивает: «Как же так? Говорят, что дятел — полезная птица, а он вон сколько деревьев испортил». (по Ю. Дмитриеву)

Вариант 2. Почему живая роща стала мертвой?

Пришел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу. — Кыш, вредная птица! – закричал Жалейкин. – Носищем своим все березы попортишь! И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц. Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала – мертвый сухостой да валежник. (по Н. Сладкову)

Какую ошибку допустили эти мальчики, что они не знали? Почему этого мальчика назвали Жалейкиным? Что произойдет с лесом, если в нем исчезнут дятлы?

Сказки о птицах. Дятел

Почему дятла уважают все птицы и звери? И что было бы если бы дятлы исчезли? Об этом говорится в сказке «Дятел-труженик».

Дятел-труженик. Сказки озера Байкал

Слетелись птицы со всей тайги и стали ругать дятла.

Кукушка пуще всех сердится: — Покою от тебя нет, дятел, — стучишь, стучишь!

— Голова болит от твоего стука, — жалуется кедровка.

— Бездельники, у вас готовая еда: мухи, комары, козявки, ягоды, древесные почки, орехи. А мне надо дерево долбить, жуков под корою выискивать. Всех вас спасаю, неблагодарные, — с утра до ночи тружусь!

Засвистели, защебетали, затрещали сердито птицы: — Как! Ты нас спасаешь? — Смотрите, какой хвастун! — Давайте его заклюем!

Птичий гам прервал глухарь — птица в тайге важная, слов на ветер не бросает. Топнул он ногой: — Зря шумите, дятел сказал правду! Он оберегает деревья от жадных жуков-короедов. Без него источили бы они все деревья, опустошили бы тайгу. А как нам жить без тайги?.. Крикуны!

Кукушка, сидя на высокой сосне, первая залилась на всю тайгу: — Ку-ку, дятел, ку-ку, милый!

За ней кедровка: — Хвалю, приятель. Давай — стучи, стучи.

— Тук-тук — хороший звук! — громко крикнул лесной голубь.

Птицы окружили дятла, нарушителя лесной тишины, и запели хором.

Спустилось солнце за темную гору, поднялись птицы в золотое небо, разлетелись по всей тайге, но долго слышалась их радостная песня. Они славили труженика (А. Тороев. Перевод с бурятского — И. Ким).

Вопросы для детей:

  • За что птицы  ругали дятла?
  • Почему в конце сказки они стали его хвалить?
  • Почему дятла называют «тружеником»? Есть ли еще звери или птицы, которых можно назвать «тружениками»? (Вспомните о труженицах — пчелах, муравьях и других известных малышу представителях животного мира)

Какие бывают дятлы? Познавательная сказка для детей

Оказывается, дятлы бывают разные. Предлагаю послушать познавательную сказку о дятле для детей Владимира Зотова.

Загадки о дятле 

 

Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (Дятел)

  • По сосне, как в барабан,
    Застучал в лесу … ( это загадка — обманка. Не баран и не кабан, а дятел!)
  • Кто в берете ярко-красном,
  • В черной курточке атласной?
  • На меня он не глядит,
  • Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Вот и закончилась  наша встреча с дятлом на «Родной тропинке». Надеюсь, что она была интересной и познавательной для Вас и Ваших детей.

Презентация для детей «Дятел и другие зимующие птицы»

Картинки к этой статье в хорошем качестве и разрешении для занятий с детьми Вы можете бесплатно скачать здесь или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы». Смотрите раздел группы «Документы» под видеозаписями сообщества.

В следующих статьях Вы узнаете о других зимующих птицах, познакомитесь с новыми сказками и играми для малышей на эту тему.

Еще по теме «Птицы зимой» Вы можете почитать:

Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей.  Часть 1.

Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для  детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

Клест: детям о природе. Какая птица выводит птенцов зимой? Чем удивительна эта птица? Загадки, стихи, рассказы, сказки про клеста и других лесных обитателей для детей. Мультфильм для малышей.

Как сделать кормушку для птиц? Чем кормить птиц зимой? Познавательные сказки, загадки и логические задачи для детей.

Кто как к зиме готовится. Познавательное видео для детей. 

До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»!
Всегда рада Вашим предложениям и комментариям!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

3 комментария
Людмила
03.02.2017 в 12:40

Очень интересно! Спасибо огромное!

Людмила
05.02.2017 в 12:03

Спасибо огромное за познавательный, объёмный материал. Очень люблю ваш блог за профессионализм, за умение делиться сокровищами!

екатерина осипова
24.02.2017 в 05:14

Очень полезные подборки материала для работы с детьми по темам.Спасибо .

Оставить комментарий

Сообщение

Ваше имя

E-mail