10.10.2012
Автор: Ася Валасина
Ориентация в пространстве: игры для детей 3-4 лет с предлогами за, перед, между

Ориентация в пространстве – важнейшее приобретение дошкольного возраста.  В 3-4 года дети учатся правильно употреблять предлоги в, на, за, под, около, между, за, перед.  Успешнее всего малыши овладевают ориентацией в пространстве в увлекательных играх. Игры для развития  мышления, речи, внимания и для  усвоения предлогов  ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ  из моей игровой копилки – в этой статье!

Ориентация в пространстве. Игры с детьми 3-4 лет.

 

Игры с предлогами за, перед, между – это уже второй шаг нашей помощи ребенку по развитию ориентации в пространстве. Самыми первыми из всех предлогов дети трех лет начинают осваивать слова в, на, под и около. О том, какие игры помогут Вашему малышу к 4 годам не путаться в этих словах, Вы можете узнать в статье  «Занятия с детьми дома. Играем и учим предлоги в, на, под, около».  Поиграв с малышом в эти первые  игры, можно переходить к играм данной статьи.

Ориентация в пространстве: игры для усвоения предлогов
за, перед, между для детей 3-4 лет

Речевая игра для усвоения предлогов за, перед, между «Угадай, что это».

Разложите на столе 15-20 разных предметов или игрушек. Предложите ребенку поиграть в загадки и отгадки. Скажите, что Вы будете загадывать какую-нибудь вещь на столе, а малыш будет ее отгадывать.

Я приведу примерные загадки и диалоги с малышом, а вы придумаете свои (с Вашим набором предметов и игрушек).

  • «Это лежит  за настольной лампой» (за настолькой лампой три игрушки). Ребенок может попробовать отгадать: «Это мышка?». Скажите: «Нет. Моя отгадка за настольной лампой перед книгой. «А! Это очки!», — догадывается ребенок.
  • Дальше предложите малышу загадать Вам загадку и отвернитесь, чтобы не видеть, как он по-новому расставит предметы на столе. Повернитесь к столу и попытайтесь отгадать, помогая малышу наводящими вопросами. Например, ребенок Вам загадывает: « Это там, где краски». Уточните: «Рядом с красками много предметов. Может быть, это перед красками?  Вот здесь?» «Нет», — кричит малыш, — «это не перед, это сзади». «А! Сзади красок. Мммм, там несколько предметов. Что же ты загадал. Аааа! Это между карандашом и ручкой, да?». «Да», — соглашается малыш. «Значит, это машинка!» «Точно, угадала», — радуется Ваш трехлетка, гордый тем, что такую сложную задачку загадал.
  • Повторите игру с разными игрушками и предметами.
  • Игру всегда надо прекращать тогда, когда малыш просит продолжить поиграть. Тогда он  с удовольствием включится в нее и в следующий раз. Если же играть до тех пор, пока ребенок не утомится, то наступит пресыщение игрой, и ребенок откажется в дальнейшем в нее играть.
  • В игру можно играть и на прогулке с ракушками, листиками, камешками, веточками и игрушками ребенка.
  • В этой игре исподволь и незаметно в интересной деятельности Ваш малыш научится ориентироваться в пространстве и правильно обозначать словом расположение предметов.

Ориентация в пространстве. Учим предлоги с детьми 3-4 лет.

Развивающая игра для развития ориентации в пространстве «План комнаты» (разработана Л.А.Венгером)

Несмотря на то, что слово «план» так по-взрослому звучит, поиграть в эту игру очень полезно уже с трехлетним малышом.

Соорудите небольшую комнату для мишки (или любой другой игрушки —  зайчика, куклы и т.д.). Можно использовать готовый кукольный домик и готовую игрушечную мебель или  взять комнату и мебель из картонного набора  для  детского творчества.

Если же готового домика нет, то организовать такую комнатку довольно просто из подручных материалов. Сделайте ее вместе с малышом.

  • Пол обозначаем квадратным или прямоугольным лоскутом ткани (можно использовать старую ткань или клеенку, обои и т.д.
  • На  пол ставим  кукольную мебель (не менее 3 предметов). Можно соорудить мебель из конструктора. Но тогда лучше, чтобы каждый предмет мебели был своего цвета  (например, стул желтый, стол синий, шкаф коричневый, табуретка зеленая, тумбочка белая ).
  • Обозначаем окно и дверь. Можно вертикально поставить лист обоев и вырезать в нем окно и дверь. Можно нарисовать окно и дверь на листочке и поставить на нужное место.

Расскажите малышу, о том, что мишка (зайка или другая игрушка, для которой Вы соорудили комнату) купил новую мебель, и мы помогли ему красиво ее расставить. Назовите вместе, что где находится. Например: «В середине – стол. За столом – стул. Около окна – шкаф. Около двери – тумбочка» (перечень зависит от той «мебели», которую Вы поместили в комнату). Порадуйтесь вместе с мишкой новой комнате и пригласите гостей!

Поиграйте с ребенком  в такой сюжет. К мишке (зайке), приходят гости, играют, рассматривают мебель, приглашают мишку на чай и т.д. Пришел в гости утенок (игрушка) и очень  ему понравилась комната Мишки. Говорит утенок: «Я тоже хочу такую комнату себе сделать, но не умею. Может быть, ты мне поможешь (ребенку)?»

Начните с ребенком помогать утенку расставлять мебель в комнате утенка. Комната утенка будет у нас на листе бумаги из альбома. А вместо мебели мы будем расставлять в этой «комнате» геометрические фигурки, вырезанные из цветного картона. Эти фигурки должны по цвету соответствовать нашей «мебели» в комнате мишки. Например, если у мишки в комнате мы поставили круглый желтый стол, то, значит, у утенка в комнате это будет желтый круг. Если у мишки в комнате стоит коричневый шкаф, то у утенка в комнате это будет коричневый прямоугольник и т.д. Спросите малыша: «Что же  в комнате утенка будет столом? Точно, круг. Вот какой желтый круг. А что будет вместо шкафа?».

Ориентация в пространстве. План.

  • Нарисуйте на листе бумаги черточкой, где находится окно и дверь.
  • Очень важно, чтобы лист, на котором ребенок делает план, располагался абсолютно так же как игрушечная комната мишки (например, дверь справа, окно слева), иначе он запутается!
  • Предложите малышу расставить «мебель» (т.е. геометрические фигурки – заменители мебели) в комнате утенка. Подсказывайте ему, задавая наводящие вопросы и сравнивая  вместе с ним две комнаты: «Что стоит около окошка? Что стоит между окном  и столом?» и т.д.
  • Когда комната утенка будет готова, можно ее украсить дополнительными предметами.

Когда ребенок освоится с этой игрой, можно будет предложить ему противоположную задачу с новой игрушкой – по плану, который Вы выложите на альбомном листе, расставить игрушечную мебель в комнате.

Еще один любимый малышами вариант игры на ориентацию в пространстве – игра в прятки. Вы прячете в кукольной комнате маленький сюрприз и на плане кукольной комнаты показываете, где он спрятан. Малыш находит. Если малыш прекрасно ориентируется в плане кукольной комнаты, можно нарисовать план реальной комнаты и на нем обозначить предмет, где Вы спрятали игрушку. На плане реальной комнаты обозначьте дверь, окно и 3-5 предметов.

С четырехлетним малышом после проведения первых игр с планом, можно усложнить задачу. И в этом усложнении есть несколько очень интересных вариантов.

1.Мы также как и раньше отметим на плане место, где спрятали сюрприз, но… перевернем план кукольной комнаты вверх ногами и введем новое правило, что переворачивать план нельзя! Малышу придется « в уме» перевернуть план комнаты, сориентироваться по окну и дверям, где что находится. Это отличная умственная зарядка для ребенка!

2. Мы скажем, что наш мишка купил новый диван (или пианино, или буфет и т.д.) – красивый и удобный, и его надо поставить в комнату. Дадим малышу прямоугольник, обозначающий этот предмет, и попросим его найти ему место  в комнате. Для этого малышу придется передвигать фигурки на плане и учесть некоторые обстоятельства. Например, диван не поставить у двери, т.к. в комнату будет не зайти. Неудобно поставить диван у окна, т.к. будет дуть. Малыш находит вариант расположения дивана в комнате на плане, а затем можно «установить» диван из конструктора в игрушечной комнате.

3. Начертите реальный план Вашей комнаты простым карандашом в альбоме, спрячьте предмет и отметьте на плане, где спрятан Ваш сюрприз. Дайте план в руки малыша. Ему придется сориентироваться, как повернуть план в руках. Сначала ребенку надо  взять в руки план так, чтобы место плана с дверью совпало с местом двери в комнате. Потом – понять, где он находится сейчас. А затем уже искать предмет.

4. Таким же образом поиграйте с ребенком 4 лет на кухне, в коридоре, на даче. Это поможет ему научиться быстрой ориентации в пространстве.

3. Речевая  игра для развития ориентации в пространстве  «Не ошибись!»

Эта игра учит малышей быть внимательными и различать предлоги за, между, перед.

Вариант 1.  Играет группа детей (можно поиграть всей семьей). Выбирается ведущий (взрослый), который дает команды. Все игроки встают в затылок друг другу «паровозиком». Если игрок ошибается, он переходит в команду ведущего. Задача – как можно дольше остаться в команде игроков.

Примерные команды ведущего (степень сложности команд зависит от возраста детей. Для детей старше 4-5 лет можно давать сложные команды, для малышей 3,5 — 4 лет самые простые):

  • Все, кто стоит перед Леной, похлопайте в ладоши!
  • Тот,  кто стоит между Петей и Игорем – покружитесь!
  • Все, кто стоит за Ксюшей – сядьте. А теперь кто сидит перед Петей – встаньте (при этом должны встать не все дети, а те, кто стоит за Ксюшей перед Петей). Это пример сложной команды.
  • Тот, кто стоит за Таней – покукарекайте
  • Тот, кто стоит между Таней и Ваней — попляшите и т.д.

Если ребенок ошибся, он выходит из игры и встает рядом со взролсым-ведущим, выполняя абсолютно все его команды и путая этим игроков, оставшихся в игре.

Когда ребенок ошибается, обязательно обговариваем ошибку: «А ты разве перед Леной? Ты ведь за Леной!»

Победителям, оставшимся в игре,  аплодируем и гордимся ими от всей души!!! Обязательно надо поблагодарить за игру и тех детей, которые ошиблись – они ведь Вам помогали!

В одной игре с малышами не должно быть много команд  (примерно 5-6 команд). Если никто не ошибся, искренне и восхищенно порадуйтесь и удивитесь! Скажите, что даже не ожидали, что все будут такими внимательными!!! Малышам очень нравится, когда их хвалят (ласковое слово ведь и кошке приятно, правда?)

Вариант 2. Игра с одним ребенком. Предложите малышу поиграть в цирк. Вы с малышом будете дрессировщиками, а игрушки будут артистами в цирке.  Поставьте артистов на «арене» друг за другом и начните «выступление».

Сначала Вы даете команды, а малыш действует той игрушкой, которой дана команда. В данном варианте игры действие производит одна игрушка!  Пример: «Артист, стоящий перед львом! Прыгните в этот горящий обруч!», «Артист, стоящий между жирафом и обезьяной, спойте зрителям песню», « Артист, стоящий за тюленем! Покажите, как Вы пляшете».

Затем обязательно предложите малышу самому придумать задания для артистов. Помогите ему!

4.Игра для развития восприятия и речи ребенка «Кто спрятался?»

Ориентация в пространстве. Игры.

Все дети по-разному учатся правильно употреблять предлоги. У кого-то всё получается быстро, у кого-то есть сложности с конкретным предлогом.

Если есть сложности, то их можно  быстро разрешить с помощью этой игры. В этой игре используйте именно те предлоги, в которых малыш еще путается.

Игра очень простая. Мы берем игрушки или картинки и прячем их так, чтобы была видна только одна часть, например, лапка или хвостик или рога. Малышу нужно догадаться, кто спрятался (по этой видимой части).

Место, где будем прятать, зависит от самых трудных для малыша предлогов. Например, если он путает В и НА, то будем прятать В окошке или НА крыше. Можно аналогичным образом прятать ЗА  забором, ПОД игрушечным или настоящим деревом или ОКОЛО коробки (закрыв платком, чтобы была видна только часть игрушки или картинки).

Ориентация в пространстве. Игры.

5. Игры со стихами

Игры со стихами и интересными заданиями, помогающими  детям 3-7 лет освоить правильное употребление предлогов, Вы найдете в статье «Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей»

А сейчас для читателей «Родной тропинки» — ребус. Конечно же, это ребус с предлогами! 

Ребусы.

Спасибо всем, кто ответил на ребус и даже прислал в ответ свои ребусы :).

Еще о развивающих играх, помогающих ребенку научиться ориентироваться в пространстве и точно употреблять предлоги:

Статья 1. Статья об  играх, которые знакомят детей с планом и картой, учат различать «право» и «лево», «вверх» и «вниз», «впереди» и «сзади»  «Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве» Часть 2.

Статья 2. Игры с предлогами на, под, в, около.

Статья 3.  Предлоги в стихах и развивающих заданиях для детей.

Интересные речевые игры с детьми ждут Вас в статьях:

20 идей развития речи малышей для занятых мам: как развивать речь в повседневном общении, без лишних затрат времени, денег и сил.

Домашние занятия с детьми 3- 4 лет. Развитие речи. Учимся рассказывать и пересказывать. Кошки — мышки.

Домашние птицы: задания в картинках для детей.

Посуда в речевых играх, картинках, стихах, заданиях для детей.

Одежда в картинках, речевых упражнениях и развивающих заданиях для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

3 комментария
Ольга Шаленная
10.10.2012 в 21:05

Очень интересные занятия! Играя с детьми, столько нового узнаешь 🙂 Спасибо!

admin
11.10.2012 в 22:55

Ольга! Рада, что Вам эти игры пришлись по душе :)! Играя с детьми, познаешь и мир, и детей, и себя. Наверное недаром в арии поется: «Что наша жизнь? Игра!»

ирина
17.07.2014 в 16:37

интересный материал, большое спасибо

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail