06.12.2020
Автор: Валасина Ася
Играем в настольные игры и развиваем речь

Играем в настольные игры и развиваем речь: увлекательные современные речевые игры для детей от 6 лет и взрослых. Какую игру выбрать в подарок? Как в нее играть? Чем хороши эти игры? Чему они учат детей и для чего   используются?

Дорогие друзья! Сегодня в этой статье я хочу ответить на вопросы читателей и рассказать о том, какие интересные игры выпускаются сейчас для развития речи детей. Эти игры хороши и как подарок, и для семейного досуга в каникулы или в выходные дни, и для занятий с логопедом или учителем, воспитателем. В статье я расскажу только о тех играх, которые считаю очень качественными и полезными для развития детей и в которые я сама играла с многими детьми на работе. О тех играх, в которые мы с удовольствием играем и дома.

Играем в настольные игры и развиваем речь

Игра 1. Тик — так, бум!

Игра выпускается в двух вариантах: большой вариант (более дорогой) и дорожный (менее дорогой и более удобный, если Вы хотите брать игру с собой в поездки, на дачу, на занятия с детьми). У нас дома дорожный вариант, и нам он очень нравится. Эту игру регулярно ношу с собой на выездные занятия с детьми.

Чему учит игра «Тик — так, бум!»?

Вспомните задание, известное всем нам со времен нашей учебы: «Придумай слова, в которых есть буква  … или слог…».  Как же скучно это делать долго и однообразно. А вот в игре «Тик- так, бум!» дети будут просить выполнять это задание снова и снова! В игре ребенок учится анализировать слова (из каких звуков, букв, слогов они состоят) и подбирать по памяти слова с определенной буквой или буквосочетанием (слогом).

Задача игроков — очень быстро придумать слово, которое содержит заданный набор букв.

Как играть в игру «Тик-так, бум!»

Вытаскивается карточка со слогом. Например, это слог ма. Значит, в этом раунде игры все игроки по очереди будут придумывать слова со слогом «ма»: машина, малина, мама, КАМАЗ, алмаз и т.д.

По кругу в руки от игрока к игроку передается очень симпатичная тикающая игрушка — «бомба», которая в неизвестное для всех  время  неожиданно «взрывается» (издает необычный звук, нестрашный, но похожий на звук взрыва). Пока бомба находится у тебя в руках, нужно очень быстро придумать слово с заданным сочетанием букв (например, с нашим слогом «ма»). Если зазеваешься и не подберешь слово — бомба «взорвется» у тебя в руках, и ты проиграешь! Бомбочка может «взорваться» в игре как через несколько секунд, так и через несколько кругов. В этом сюрпризном моменте и таится прелесть игры для детей! Они ее очень любят!

Игра очень веселая и быстрая по темпу. Все стараются побыстрее передать бомбу по кругу чтоб не проиграть. А проигрыш тоже не обиден и весел.

В настольном варианте игры задания (карточки) хранятся внутри бомбочки и переносятся вместе с ней.

Полезный секретик для педагогов: чтоб Вам было удобно использовать эту игру на речевых занятиях, Вы можете сделать свои карточки — более легкие — и вложить их в бомбочку (для старших дошкольников это могут быть отдельные звуки  (м, мь, о, р  и т.д.) или картинки (по первому звуку слова на картинке мы с детьми узнаем,  с каким звуком мы будем подбирать слова в этом раунде игры).

Рекомендую игру для всех — всех — всех. Она будет интересна любой семье. В нее легко и приятно играть и на праздниках, и во время переменок, и на занятиях, и просто дома вечерком за чаем.

Игра 2. Кубики историй «Rory`s Story Cubes»

Чему учит игра «Кубики историй»?

«Кубики историй» прекрасно подходят для развития связной речи детей и обучения умению рассказывать (последовательно раскрывать свою мысль и строить сюжет, описывать характер и внешность персонажей и т.д.).  Они развивают воображение ребенка и умения творческого рассказывания.

Как играть в игру «Кубики историй»

Есть базовый набор игры (он обязателен), к которому можно  в будущем докупить отдельные дополнительные наборы (действия, герои, путешествия, сказочные герои и т.д.). Кубики очень приятные на ощупь. Их также легко брать  с собой, например, в дорогу или на улицу чтоб поиграть во дворе. А играть в них можно в любом месте и в любое время.

Самый простой вариант игры: игроки по очереди бросают кубик и сочиняют общую историю. Смотрят, какая грань кубика выпала и сочиняют свой фрагмент так, чтобы изображение на кубике каким-то образом было связано с общим сюжетом.  Например, если игроку выпало изображение «глаз», то это может означать очень разное: от «они увидели  что-то необычное и смотрели на него, широко раскрыв глаза», до «и тут Вася (герой истории) понял, что к нему в глаз попала соринка». Далее бросаем следующий кубик, получаем новую картинку и продолжаем историю про Васю (или другого героя).

Очень важный нюанс проведения игры:

  • Малышам  и школьникам с речевыми проблемами Вам нужно  будет подсказывать начало фраз, давая образец связи предложений в тексте: «И пошел инопланетянин… куда? И вдруг он увидел… что? Гость сказал… что он сказал? А Марсик ответил… Потом они… Неожиданно…» и т.д.
  • На следующем этапе уже можно будет только подсказывать вопросами: И что после этого сделал Петя? Что ему ответил волк? Куда он отправился дальше? и т.д
  • Через несколько месяцев сочинений Вы заметите, что Ваши усилия не пропали даром.  Ваш малыш усвоил те образцы построения предложений, которые Вы очень ненавязчиво ему давали в этой игре и активно использует их в своем самостоятельном рассказывании. Ваша  помощь как «костыли», нужные на первых порах обучения рассказыванию, уже не нужны, ребенок сам сочиняет и умеет точно передать свою мысль. Теперь стоит другая задача — задача творческого развития сюжета.

Выпускаются и другие настольные игры для придумывания историй это игры не с кубиками, а с картинками. Например, замечательная игра для дошкольников Татьяны Барчан «Расскажи мне, расскажи» (картинки для режиссерских игр и придумывания сказок и рассказов), игра для школьников «В некотором царстве, в некотором государстве» от Hobby World с карточками для сочинения традиционных волшебных сказок. Их тоже интересно и удобно использовать в играх с детьми.

Игра 3. Настоящий детектив

Чему учит игра «Настоящий детектив»?

Игра учит ставить вопросы в логической последовательности, а также описанию картинок. Она учит внимательно всматриваться в картинки, быть внимательным, находить важные детали, сравнивать картинки друг с другом.

Как играть в игру «Настоящий детектив»?

Игра состоит из парных карточек. На каждой из них нарисовано 16 картинок, например, на одной карточке — 16 животных, на другой — 16 девочек. на третьей — 16 морских обитателей.

Вариант 1.  Для всех возрастов. Игрок, который загадывает загадку, берет фломастер (я использую фломастер, стираемый водой, из швейных магазинов) и обводит на своей карточке загаданную картинку. Второй игрок имеет такую же карту и должен отгадать, какую картинку загадал первый игрок. Для этого он задает вопросы по картинкам, например:

  • Это девочка?
  • У нее длинные волосы?
  • У этой девочки есть шляпка?
  • У нее есть волшебная палочка? и т.д

В конце отгадавший картинку игрок описывает   картинку — отгадку в 5-7 предложениях. И после этого ему передается право вести игру и загадывать новую картинку.

Карточки сделаны так, что обычной влажной тряпочкой Вы сможете стереть следы предыдущей игры и снова рисовать на листах, т.е. они многоразового использования и плотные.

Вариант 2. Игрок описывает свою картинку, все другие игроки стараются ее отгадать. Кто отгадал — тот будет загадывать загадку в следующей игре. Если отгадали одновременно двое детей, то они вдвоем и будут загадывать общую загадку.

Вариант 3. Для детей с очень высоким уровнем развития речи и очень творческих. Сочиняем вместе сказку по одной карточке так, чтобы в ней участвовали все 16 персонажей, изображенных на картинках карточки.

Интересная идея: эту игру в дальнейшем, когда ребенок подрастет и станет школьником, будет очень удобно использовать в обучении иностранному языку, задавая вопросы на иностранном языке и описывая картинки на иностранном языке.

Игра 4. Магнитная орфография

Игра выпускается «Русским магнитом» и очень хороша в подарок детям 1 класса. Наконец-то стали выпускать игры, в которых использованы те принципы развития мотивации учебно-речевой деятельности детей, о которых я писала в своей  кандидатской диссертации еще в 2000 году! Раньше мне приходилось все  это придумывать и делать самой вручную для своих занятий с детьми. Теперь наконец стали появляться готовые игры, в которых заложен принцип игрового обучения языку и самопроверки ребенком своих результатов.

Чему учит игра?

Игра позволяет очень легко и непринужденно, с интересом запомнить некоторые словарные слова из программы русского языка 1 класса средней общеобразовательной школы.

Как играть в игры  серии «Магнитная орфография»

Принцип игры простой. Ребенку даны карточки с заданиями. В данном случае игра посвящена орфографии, поэтому на карточках напечатаны словарные слова с пропущенными буквами. Для каждого слова ребенок ищет правильную пропущенную букву и примагничивает карточку на соответствующее поле игры с такой же буквой. Если все сделано правильно, то из маленьких примагниченных кусочков получается большая красивая общая картинка. Если допущена ошибка, то единой картинки не получится, т.к. в игре заложен принцип самопроверки.

Полезная идея: Кстати, Вы можете взять эту идею на вооружение и сделать такую же игру сами своими руками по любой теме школьной программы! И не только школьной, но и дошкольной :). Берем красивую большую картинку, разрезаем ее на кусочки. Вот и готово поле для игры. И придумываем задания. Правильно выполнил задание ребенок — получает кусочек большой картинки. В конце упражнения у ребенка уже есть все кусочки по порядку и он может из них собрать большую картинку. Дети очень любят такие игровые упражнения, которые я в своей практике использую уже 24 года. Только у меня картинки не магнитные, а обычные, наклеенные на картон. И собираем мы пазл из них на столе.

Игра 5. Языколом

Чему учит игра?

Игра «Языколом» развивает дикцию и умение быстрого и четкого чтения сложных слов и фраз, в том числе незнакомых, забавных и необычных.  Хороша для тренировки навыков чтения у школьников начальных классов. А также игра развивает мелкую моторику, ведь в ней нужно крутить волчок так чтобы он как можно дольше кружился и не падал на стол. От этого зависит успех в игре.

Как играть в игру «Языколом»

Языколом — это игра для школьников и взрослых, т.е. для тех, кто уже умеет хорошо читать. В состав игры входит много карточек со странными именами, скороговорками, сложными и смешными названиями и зубодробительными смешными фразами, которые нужно быстро, четко, без ошибок прочитать вслух.

Игрок закручивает деревянный волчок (этому тоже нужно учить современных детей, не у всех получается сразу же закрутить волчок так, чтобы он долго крутился на столе). Пока вертится волчок, игрок старается прочитать правильно, без ошибок максимум фраз и слов. Чем больше успеет прочитать — тем больше карточек получит за этот ход игры.

Вот и завершился мой мини-дайджест интересных настольных речевых игр. В каждую из этих игр можно играть не только по правилам, вложенным в коробку с игрой, но и по своим правилам, а также придумывать новые варианты использования материалов из игры. Желаю всем плодотворных и радостных игр с детьми!

Еще об интересных речевых настольных играх Вы узнаете в моих статьях:

Много речевых игр для дошкольников Вы найдете в рубрике «Развитие речи детей». 

Какие настольные игры для развития речи любите вы и ваши дети? Узнали ли Вы что-то новое из этой статьи? Захотелось ли поиграть в какие-либо игры из этой статьи?  Буду благодарна, если поделитесь своим опытом в комментариях. До новых встреч на «Родной тропинке»!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

Комментарии
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail