Мастерская игр откроется 27 октября. Но уже сейчас мы приглашаем вас в гости к нашим авторам.
Интересные игры для осенних прогулок ждут Вас в мастер-классе Ольги Астраханцевой. Добро пожаловать в мир чудес осенней природы! Желаем Вам вдохновения и интересных открытий!
Автор: Ольга Астраханцева
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОСЕННИЕ ПРОГУЛКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дорогие друзья! Очень скоро я открою очередную Пятую Бесплатную Творческую Мастерскую развивающих игр с детьми «Через игру — к успеху!». Это главное событие сайта «Родная тропинка». Мастерская проходит в течение всего учебного года и доступна всем желающим.На ней вы встречаетесь с педагогами и психологами — авторами игр для детей, можете получить новые идеи и обменяться опытом, поучаствовать в конкурсах и главное — научиться жить и творить с детьми с вдохновением, радостно, ярко, интересно и разнообразно, созидать, играть, придумывать. Вы многое интересное и новое откроете для себя и сможете рассказать детям! В добрый путь!
Чтобы не пропустить наших интересных мероприятий
подпишитесь на новости Мастерской игр в конце этой статьи
и получайте приглашения на все бесплатные мастер-классы,
творческие недели, конкурсы, встречи, вебинары.
Форма подписки находится внизу этой страницы.
В этом году Мастерскую игр открывает Ольга Астраханцева — педагог — биолог, магистр биологических наук, автор блога «Магия биологии», автор раздела «Детям о комнатных растениях» на сайте «Родная тропинка». А редактор-методист представленных вам материалов как всегда я, Валасина Ася, автор «Родной тропинки», канд. пед. наук, ведущая и организатор Мастерской игр.
В нашей первой игротеке Мастерской игр «Познавательные осенние прогулки»:
наблюдения, опыты и эксперименты детей с осенними листьями, идеи для увлекательных осенних прогулок,
познавательная сказка для детей про осень,
детям о жизни насекомых осенью,
детям о жизни растений осенью,
осенние игры на прогулке, развивающие задания в картинках и играх для дошкольников и младших школьников,
а также творческая биологическая неделя в нашей группе Вконтакте, в которой мы будем делиться друг с другом тем, как мы познакомили детей с природой по материалам этой статьи. А также вы сможете получить ответы автора статьи на ваши вопросы.
Итак, начинаем!
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА С ДЕТЬМИ ВМЕСТЕ С «МАГИЕЙ БИОЛОГИИ»: СЦЕНАРИЙ И ИДЕИ, ИГРЫ И ЗАТЕИ, ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
ОБ АВТОРЕ
Приветствую участников «Мастерской игр» и читателей «Родной тропинки». Я Ольга Астраханцева — биолог, педагог, автор тематического блога «Магия биологии». Блог помогает весело и непринужденно, но при этом весьма глубоко изучать биологию с детьми. Не секрет, что многие родители отказываются от тематических познавательных прогулок в живую природу, поскольку просто еще не знают, как рассказать малышу о ее тайнах. Материалы блога помогают взрослым открыть для себя тайны природы и щедро делиться открытиями со своими детьми. В блоге есть рубрика для маленьких почемучек – пальчиковый биологический театр «БиоТОП», в которой я отвечаю на вопросы детей о природе, отвечаю в форме небольшой сказки — представления с играми и стихами.
Приглашаю Вас на осеннюю прогулку с детьми вместе с героями «БиоТОПа» — мангустом Сурикатом и Мартышкой. Они выходцы из жаркой Африки, где не бывает золотой осени, поэтому все для них в новинку, как и для детишек. А сопровождать их будет сказочный персонаж Кикимора, специалист — знаток природных явлений и леса :).
ДЛЯ КАКОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ ПРЕДНАЗНАЧЕН СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРОГУЛКИ
Наша сказочная обучающая прогулка рассчитана на возраст детей от 4-7 лет. Если вы захотите провести эту прогулку с детьми постарше — от 8 до 10 лет, то пройдите по ссылкам, которые даны ниже как дополнительные материалы. Вы получите более глубокий и сложный материал и задания для школьников. Желаем увлекательного осеннего приключения в мире природы!
КАК ПРОВОДИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ОСЕННИЕ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ
Правило «один день — одна глава — прогулка». Сценарий познавательной прогулки — сказки недаром разделен на части — главы. Одну главу — прогулку лучше читать — обыгрывать в один день. Обсуждать ее, делать эксперименты, рисовать, играть. И только после этого переходить к следующей главе.
Правило «разыгрывания сказки» на прогулке. Для малышей 4-5 лет диалог разыгрывается с фигурками как настольный театр (фигурки для скачивания вы найдете по ссылке ниже). Детям 6-7 лет и старше его можно и разыграть сюжет как сказку — инсценировку в театре картинок или настольном театре, и просто прочитать или рассказывать его, показав картинки из этой статьи.
Вы можете: а) рассказывать сказку прямо на прогулке, б) прочитать сказку заранее, до прогулки, а на прогулке выполнить задания из нее. Выбирайте, что вам больше подходит!
Чтобы заинтересовать ребенка сюжетом прогулки, можно и нужно использовать сюрпризные моменты. Они особенно важны для детей 4-5 лет. Может быть, на прогулке Вы «случайно» найдете на ветке куста письмо от Кикиморы с приглашением в сказочный осенний лес, пойдете в ближайший парк, встретите в нем мангуста Суриката и Мартышку (фигурки, заранее вырезанные вами из бумаги и раскрашенные или сделанные из фетра) и там разыграете сюжет сказки. А может быть, дома ваш ребенок найдет на подоконнике необычные листки с надписями — это и есть наша сказка. А рядом будет читать Кикимора, которая ее сочинила. Вы прочитаете сказку и потом выполните из нее задания. Еще вариант: ваш малыш получит посылку с посланием от героев сказки, в ней он найдет всё, что ему понадобится для выполнения наших заданий и приглашение в сказку.
Придумывайте, фантазируйте, пробуйте разные варианты! Делитесь тем, что у вас получается!
А вот и наши герои познавательной сказки — прогулки.
Птицы слетаются, звери сбегаются, ворота отворяются и сказка начинается!
ПРОГУЛКА — ГЛАВА 1. ПОЧЕМУ ОСЕНЬЮ ОПАДАЮТ ЛИСТЬЯ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ
Однажды встретились в осеннем лесу Мартышка Чита, мангуст Сурикат и Кикимора. Веселая Кикимора давно живет в лесу и всё-всё о нем знает, все тайные лесные ведает, на любые лесные вопросы ответить может, каждый лесной зверек или птица, кустик или насекомое ей давно знакомы. А вот Мартышка Чита и Мангуст с необычным именем Сурикат всегда жили в Африке, приехали в гости в первый раз. Они никогда еще не были в осеннем лесу, не видели листопада! Им всё удивительно. Они о всём хотят узнать!
И решили они к Кикиморе прийти, у нее все лесные тайны узнать, осенние секреты открыть да нам с тобою рассказать. И вот что из этого получилось.
Послушаем их разговор. Посидим вот за этим кустиком тихо-тихо чтобы они нас не испугались! Тсссс – слушаем сказку! (достаем фигурки героев сказки и начинаем ее разыгрывать).
1.1. СЦЕНАРИЙ ПЕРВОЙ ПРОГУЛКИ — ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СКАЗКИ
-Мангуст Сурикат (удивленно прогуливаясь по лесу и шурша листьями): Еще недавно листва была зеленой, а сейчас, будто желтой кистью кто-то красит листья. Странно! Лягу спать – ветка зеленая, проснусь – а эта же ветка уже с желтыми листьями!
-Мартышка Чита (весело): Сурикат! А ты заметил, что некоторые листья не желтеют, а краснеют. Может это у них от стыда?
-Кикимора: Так ведь это осень приходит! Я и забыла, эх, что вы, друзья, никогда осени не видели. Нет, этим деревьям вовсе не стыдно. Они сейчас готовятся к листопаду: их листочки желтеют и краснеют. Всю весну и лето листья трудились– давали дереву питание, дышали, испаряли влагу, а сейчас им нужно покинуть ветки, чтобы дерево могло перезимовать и не замерзло. Листья подхватит ветер, и они упадут на землю. Постепенно, лежа на земле, они превратятся в питательную почву.
-Сурикат: Какая у вас осень интересная! У нас в Африке осень совсем не такая. А как же листья опадают? Летом, даже когда ураган был, они оставались на ветках и не падали! Кикимора, расскажи, ты наверняка всё знаешь!
-Кикимора (важно): Конечно, знаю! Мне еще в детстве моя бабушка — кикимора об этом рассказала. Листья опадают потому, что между веткой и листочком постепенно образуется разделительный слой из неживых клеток.
-Сурикат: Как это, разделительный слой? Его можно увидеть?
-Кикимора: Увидеть разделительный слой можно только под микроскопом. Но мы можем его почувствовать. Чита и Сурикат! Сорвите зеленый и желтый листочек и ответьте мне, какой листочек вам было легче с ветки снять. (попробуйте это же сделать с ребенком прямо сейчас на прогулке: какой листочек было легче снять с ветки?)
- Сурикат: Желтый листочек мне сам в лапы упал, а зеленый я с трудом сорвал.
-Кикимора: Это потому, что желтый лист почти от дерева отделился с помощью разделительного слоя, а зеленый еще составляет с веткой единое целое.
-Мартышка (озабоченно): А деревьям не больно, когда с них опадают листья?
-Кикимора: Вы когда-нибудь коленку расшибали, да так, что потом образовывалась толстая корочка на ранке? (спросите у ребенка, было ли такое с ним. Если он не вспомнит, расскажите подобный случай из своего детства).
-Сурикат: Конечно! Хотите покажу свою коленку?
-Кикимора: Не нужно. Корочка сверху ранки отпадает, потому что под ней ранка уже заросла новой кожей. Вот и у осенних листьев так. Разделительный слой – это как тонкая кора, как будто новый слой кожи находится под корочкой ранки.
-Мартышка: Ой!!! А когда мы срываем зеленый лист, то оставляем ранку открытой?
-Кикимора: Да. Когда ранка одна, то дерево с ней легко справляется. Но когда ранок много – беда. Поэтому рвать зеленые листья просто так нельзя, ведь через ранки могут проникнуть микробы и вредители в дерево, и оно может заболеть.
Вопрос детям: А вы, друзья, не обижаете деревья? Не рвете с них попусту листья и ветки? Сможете объяснить своим друзьям, почему это вредно для дерева?
1.2. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ПО ПЕРВОЙ ОСЕННЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРОГУЛКЕ
Сделайте эксперимент с листьями. Покажите ребенку разделительный слой, пусть ребенок сорвет зеленый и желтый листок.
Рассмотрите края черешка с помощью лупы. Найдите, есть ли отличия на черешке зеленого и желтого листка (У зеленого листка края черешка будут рваными, иногда будет заметны кусочки покровов ветки. Край будет немного влажным. У желтого листка черешок сухой, края гладкие, ровные, поскольку у него уже есть разделительный слой).
Листочки не выбрасывайте. А высушите их между страничек книги, чтобы сделать гербарий.
А завершим мы первую прогулку танцем — отдыхом и интересным творческим заданием.
1.3. ТАНЦУЕМ С ОСЕННИМИ ЛИСТЬЯМИ
Танец с осенними листьями.А завершим первое путешествие мы танцем с осенними листьями.
Листочек Листочку сказал: «Пойдемте со мною на бал! Надев янтари и рубины, Слетим с этой ветки рябины!» И с ветром они в воздух взмыли, Испробовав разные стили: Сперва была румба, Потом была мамба, Потом венский вальс, Полька, танго и самба. О бале свои комментарии Листочки напишут в гербарии. (Ю. Прокофьева)
Прочитайте ребенку стихотворение, возьмите в руки осенние листочки (или если вы занимаетесь дома, то используйте тонкую ткань осенней палитры — платок, шарф, ленты) и потанцуйте под музыку с детьми, импровизируйте.
Полезный совет: На прогулке очень удобно слушать музыку с мобильного телефона и танцевать под нее. Вам помогут детские песни про танец листьев, например, такие какие даны в этих видео.
Записная книжка маленького натуралиста. Очень важным в прогулках юных натуралистов является записная книжка. Она, как машина времени, позволяет возвращаться в день наблюдений. Дневник исследований может стать творческим совместным увлечением семьи, превратиться в арт-бук, самодельную книгу. Так вы создаете семейную прогулочную летопись и традицию фиксировать хорошие события в жизни вашей семьи (или в жизни группы детского сада, детского центра). Пусть ребенок нарисует или раскрасит листочки, а вы сделаете подписи к ним печатными буквами. Можно добавить фотографии и гербарий.
А наш дневничок маленького натуралиста! Ждем, когда вы сделаете свою книжку для наблюдений маленьких натуралистов! Присылайте фотографии ваших книжек!
ПРОГУЛКА — ГЛАВА 2. КАК СУРИКАТ И МАРТЫШКА УЗНАЛИ, ПОЧЕМУ ЛИСТЬЯ НА ОДНОМ ДЕРЕВЕ ОСЕНЬЮ РАСКРАШЕНЫ ПО-РАЗНОМУ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ФЕНОСПЕКТР ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ
2.1. СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ВТОРОЙ ПРОГУЛКИ — ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СКАЗКИ
Днем Мартышка внимательно рассматривала деревья и была очень задумчивой. А к вечеру она вдруг спросила у Кикиморы:
Мартышка: А почему на березе листочки окрашены по-разному. Одни листья уже совсем желтые, другие — только на половину желтые, а третьи – всё еще зеленые?
Кикимора: Это потому, что листочки желтеют неравномерно. Те, что были в тени, быстрее желтеют. Быстро желтеют и те листья, что накопили в себе больше вредных веществ.
Задание ребенку: Есть ли у тебя дома фильтры? Попробуй их найти, попроси тебе помочь маму и папу. Фильтр есть и в стиральной машине, и в вытяжке на кухне, есть фильтры для очистки воды. Разные фильтры можно найти во многих предметах вокруг тебя. А ты знаешь, зачем они нужны? Спроси у мамы! Оказывается, у деревьев тоже есть такие же фильтры как и у тебя дома! Их фильтры – это их листья.
Листья — это фильтры для дерева. Листья как фильтры задерживают вредные для дерева промышленные и автомобильные газы. Когда листья с дерева опадают, они уносят с собой ненужные дереву вещества.
Задание для ребенка: А ты догадался, почему советуют в больших городах убирать опавшую листву? А почему в деревне этого не делают? ( В городе опавшую листву лучше убирать, чтобы меньше попадало вредных веществ в почву).
Мартышка весело захлопала в ладошки: Что я придумала!!! Послушайте! Я хочу составить коллекцию листочков с этой березки, чтобы в ней были все оттенки желтизны и переходы от самого зеленого листка к самому желтому.
Кикимора: Чита! То, что ты придумала, уже есть. Этому в биологии есть название, ох и сложное это название! Попробую произнести. Послушай, как звучит это слово: ФЕ-НО-СПЕКТР ЛИСТЬЕВ. От сокращения словосочетания «фенологический спектр». Фенология – это наука о сезонных изменениях в природе.
Примечание: малышам мы не даем термин «феноспектр», а просто просим ребенка разложить листья в ряд от самого зеленого к самому желтому.
Задание детям на прогулке: на прогулке насобирайте осенние листья и выложите их в как можно более длинный ряд переходов от зеленоватого к желтому. Это длинный ряд показывает нам, как постепенно теряется зеленая окраска листочками осенью.
Сурикат: А я придумал вот что! Если высушить листочки, то можно навсегда сохранить такой феноспектр для березы или для клёна.
Задание детям: Посмотри на картинку: правильно ли Сурикат выложил листья в своем альбоме в один ряд – феноспектр? Покажи Сурикату свой феноспектр.
Мартышка: У меня получился такой замечательный феноспектр — настоящий веер или даже хвост Жар-птицы! Красота!
Сурикат: Я заметил, что жилки на листьях березы остаются зелеными. И желтеют позже мякоти листка.
Вот какой наблюдательный наш Сурикат! А ты знаешь, кого называют наблюдательным? А ты наблюдательный? А твоя мама? А что интересное ты заметил в своем ряде осенних листочков?
Вот такие феноспектры получились у наших Читы и Суриката!
2.2. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВТОРОЙ ПРОГУЛКИ
Составление феноспектра – это отличный способ развития восприятия ребенка. Сериационный ряд помогает ребенку увидеть последовательность перехода листьев от зеленых к желтому (или к красному). Попробуйте вместе с детьми составить феноспектр для различных деревьев. Чем младше возраст ребенка, тем короче будет ряд. Для малышей достаточно 4-5 листьев в ряду. Для детей постарше, этот показатель может возрастать до 10-20.
Можно усложнить задачу в задании с феноспектром листьев для младших школьников. Смешайте феноспектры нескольких видов деревьев и попросите детей разделить их на группы. Делить на группы можно по видовому основанию – листья дуба в одну сторону, а листья березы – в другую. А можно делить на группы по степени желтизны – зеленые, желтые, желтые наполовину, на четвертинку, на треть. А можно выстраивать настоящую систему, учитывая сразу два основания. Для начала смешайте феноспектры двух видов, а затем увеличьте их количество.
ПРОГУЛКА — ГЛАВА 3. ЖЕЛТЫЙ ИЛИ КРАСНЫЙ? ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ В ОСЕННИЕ НАХОДИЛКИ
3.1. СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ОСЕННЕЙ СКАЗКИ — ПРОГУЛКИ И ОСЕННЯЯ НАХОДИЛСЯ ДЛЯ БЕСПЛАТНОГО СКАЧИВАНИЯ
На следующий день Мартышка и Сурикат еле дождались встречи с Кикиморой! Ведь у них уже был такой интересный вопрос к ней! А вот и Кикимора. Интересно, что за вопрос они приготовили. Ты догадался? Давай послушаем их разговор.
Мартышка (Кикиморе): Мне интересно, почему одни деревья с желтыми листьями, а другие с красными? Я всё думала — думала об этом, а ответа так и не придумала :(.
Задание детям: А ты мой маленький слушатель этой истории, можешь ответить на этот вопрос. А твоя мама? (пусть ребенок попробует догадаться, почему так происходит, возможно, ему уже рассказывали об этом в детском садике или на занятиях в детском клубе, послушайте мнение малыша). Давайте послушаем, что ответила Чите Кикимора!
Кикимора: Чита! Цвет листьев зависит от того, какие пигменты (краски) в них содержатся. Например, в зеленых листьях много зеленого пигмента – хлорофилла, а в желтых – много желтого пигмента — ксантофилла, в оранжевых – каротина, а в красных листьях содержится антоциан.
Примечание: Такие пигменты — красители есть не только в листьях, но и во многих продуктах. Например, в моркови есть полезный бета-каротин оранжевого цвета. Поэтому морковный сок можно использовать как краситель, если нам нужно покрасить что-то в оранжевый цвет ( масло, взбитые сливки, глазурь). Если вы делаете вместе с детьми пряники, то покажите им, как можно сделать цветную глазурь с помощью соков разных растений, поэкспериментируйте.
Сурикат: Какие сложные слова!
Кикимора: Слова не обязательно запоминать, давайте лучше поиграем в цветные находилки. Готовы?
Кикимора: Давайте начинать! Вот изображения листьев различных деревьев, которые нужно отыскать вокруг нас в лесу или в парке, чтобы понять какого цвета этот лист осенью — красный или желтый.
Мартышка: Чур, я раскрашиваю желтые листья! Вот у березы желтый лист. Я нашла березу. Могу раскрашивать свой листочек.
Сурикат: А я буду раскрашивать красные! А это чей листок? Я его не узнаю. На каком дереве он растет?
Кикимора: Это не дерево, это лиана.
Мартышка: Вы ничего не путаете? Ведь лианы растут в тропических лесах. Я знаю!
Кикимора: У нас в наших лесах тоже есть своя лиана – это девичий виноград.
А у тебя, дружок, видел на даче или в городе, в парке девичий виноград? Какого он цвета осенью? Посмотри на картинку!
Сурикат: Интересно, какого цвета у девичьего винограда осенние листья? Бежим искать!
3.2. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГОМ О ПРОВЕДЕНИИ ТРЕТЬЕЙ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ
Распечатайте материал для осенних находилок. Чтобы было удобно раскрашивать, используйте папку с зажимом или подложите под лист — находилку доску для лепки, закрепив лист бумаги на ней небольшой прищепкой.
Перед прогулкой постарайтесь оценить маршрут. Если в парке не растут некоторые из растений, то вы можете перечеркнуть их, чтобы маленький ребенок зря не искал. А возможно, вам захочется оставить все растения в нашей находилке и поискать вместе с детьми, или дополнить — дорисовать нашу табличку, внеся в нее другие растения, которые есть рядом с вашим домом.
Это игровое задание развивает наблюдательность и исследовательский азарт.Благодаря находилкам ребенок быстро и легко запоминает форму листьев различных деревьев, их названия.
Ребенок с удивлением может обнаружить, что есть осина с красными листьями, а есть с желтыми. Почему так? Объясните малышу, что пигменты — антоцианы формируются в присутствии ультрафиолета, то есть когда дерево растет на солнечной стороне, а не в тени.
ПРОГУЛКА — ГЛАВА 4. ОСЕНЬ — ВРЕМЯ ПЛОДОВ
СЦЕНАРИЙ ПРОГУЛКИ — СКАЗКИ, ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Однажды с Мартышкой Читой случилась неприятность.
Мартышка: Ко мне прицепился репей! Впился в шерстку.
Кикимора: Чита, подойди ко мне. Я помогу его вынуть. Вот и всё, больше репей тебя не побеспокоит. Чита и Сурикат, посмотрите внимательно на репей. Это очень интересное растение. Видите, крючки? (покажите ребенку настоящий репей на прогулке или репей на картинке). С помощью этих маленьких крючков репей и похожие на него растения прицепляются к шерсти зверей, к перьям птиц, к одежде людей. Растения ведь сами бегать не умеют, поэтому пользуются помощью животных, чтобы «переехать» в другое место. И так расселяются.
Сурикат: А я стихотворение знаю про колючки!
— Хорошо живется нам! – Хвастались колючки. – Мы катаемся весь день На хвосте у Жучки (А. Береснев)
Мартышка (смеется): какое смешное стихотворение! Катаются на хвосте у Жучки! А как еще распространяются растения?
Кикимора: Ягоды распространяют птицы.
Мартышка: Я видела снегирей на ягодах рябины.
Кикимора: А вы знаете, что рябина вовсе не ягода с точки зрения биологии.
Сурикат: А что же?
Кикимора: Яблоко!
Чита и Сурикат (изумленно): Яблоко!!! Вот это открытие!
Вопрос ребенку: А ты, дружок, как думаешь, рябиновые ягоды – это яблоки или нет? Ошибается ли Кикимора? (выслушайте ответ ребенка и его доказательства) Послушаем, что скажет Кикимора.
Мартышка: Не может такого быть! Я не согласна! Яблоко большое, а рябина – маленькая.
Кикимора: У говорят о плодах рябины – «яблочко». Если мы разрежем яблоко с яблони и рябиновое яблочко, то увидим, что внутри они устроены одинаково.Посмотри на картинку – вот что получилось у Кикиморы и Суриката, когда они разрезали яблоко и ягоду рябины пополам.
Мартышка: Правда, они похожи!
Задание для детей: посмотри на фотографию разрезанного яблока и ягоды рябины. Чем похожи яблоко и рябиновая ягода – «яблочко»? А чем они отличаются? На прогулке найди ягоду рябины, принеси домой. Вместе с мамой разрежьте яблоко и ягоду рябины пополам и сравните, как они устроены.
А где же мангуст? Он, кажется, нашел что-то интересное! Давайте подойдем к нему.
Сурикат: Я нашел какие-то пушистые кисточки.
Кикимора: Это же плоды чертополоха. У них есть хохолок, который позволяет семечку лететь по ветру. Если у плодов есть перышки или пушистые хохолки, значит, такие семена распространяет ветер. Эти растения путешествуют с помощью ветра.
Мартышка: Смотрите, пропеллер в воздухе!
Кикимора: Это крылатки клена и ясеня летают.
Крылышко у клена с одной стороны тонкое, а с другой — с уплотнением. Такое строение позволяет ему крутиться в воздухе, как пропеллер.
А у ясеня крылатка с равномерными лопастями, и она крутится, словно винт.
Задание для детей: Отгадайте загадку
Каждый год на нем с охотой Вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет На всего один полет. (Клён)
Сурикат: Давайте запускать крылатки клена и ясеня с высоты лесенки. Пометим их, и будем соревноваться, чья крылатка летает лучше всех.
Попробуйте и вы на осенней прогулке поиграть с крылатками клена и ясеня и устроить небольшое соревнование на дальность полетов.
Мартышка: Ура! Чтобы наши крылышки не перепутались я покрашу свои крылатки в розовый цвет.
Сурикат: А я — в синий.
Для любознательных: Крылатка — это сухой плод. Крылья служат для переноса плода по воздуху с помощью ветра.
Мартышка: Мы теперь знаем, что животные и ветер переносят семена растений, и с их помощью растения расселяются и путешествуют. А кто еще помогает растениям осенью?
Сурикат: Я догадался! Вода тоже распространяет семена!
Кикимора: Конечно! Плоды растений, которые растут по берегам ручьев, держатся на воде, плывут с течением, и оседают на берегу. Другие же плоды просто потонут в воде.
Сурикат: Давайте проверим, какие плоды тонут, а какие плавают.
Кикимора: Мы не успеем сделать это сейчас же. Туча идет. Дождь начинается. Нам пора домой.
Мартышка: Тогда прихватим какие-нибудь плоды с собой, а дома проверим их на плавучесть.
Мартышка и Сурикат успели собрать плод боярышника, пузырь физалиса, стручок фасоли. А тут и дождь пошел. Но друзья не расстроились. Им было чем заняться дома. Будут проводить опыты, делать гербарий из листьев и вести дневник осенних исследований.
Задание — эксперимент для детей: соберите на прогулке плоды самых разных растений и проверьте, какие из них тонут, а какие плавают в воде (шиповник, боярышник, физалис, фасоль). Если плод плывет в воде, то что это означает? Где растет это растение? Как оно путешествует? Найди такие растения.
Чита, Кикимора и Сурикат уже проводят этот опыт. Присоединяйтесь к нам :).
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОГУЛКИ
Осенью многие растения радуют нас своими плодами. Оказывается, мы можем угадать как распространяет растение свои семена, стоит лишь посмотреть на плод:
Если есть крючки и зацепки, то растения распространяются на шерсти и перьях животных, одежде человека.
Яркие сочные ягоды привлекают птиц. Птицы помогают растениям распространяться.
Если у семян есть пушистые хохолки, или крылышки, то это означает, что данное растение переносится ветром.
Некоторые семена переносит вода.
Другие рассыпают свои семена, как из солонки раскачиваясь на стеблях, как у мака.
Поиграйте с детьми на осенней прогулке в «вертолетики», запуская крылатки клена и ясеня с возвышения. Сравнивайте характер и дальность полета.
Поиграйте в игру «Тонет – не тонет» , чтобы посмотреть, поможет ли расселению растений вода. Это явление называют гидрохорией.
ПРОГУЛКА 5. ПРО НАСЕКОМЫХ ОСЕНЬЮ
5. 1. СЦЕНАРИЙ ПРОГУЛКИ
Мартышка: Я заметила, что насекомых осенью здесь в лесу стало гораздо меньше, чем летом. Они тоже как птицы улетают на юг осенью?
Кикимора: В большинстве случаев насекомые осенью погибают, когда приходят заморозки. Но есть и такие, что летят на юг, как перелетные птицы. Так делают некоторые виды стрекоз и бабочки репейницы, белянки.
Мартышка: Перелетные бабочки! Вот здорово! – сказала Мартышка, изображая как летят бабочки.
Сурикат не веселился, а сидел, задумавшись: А как же насекомые появляются весной, если они погибают осенью? – грустно спросил он.
Кикимора: Насекомые зимуют на стадии яиц, личинок или куколок в укрытиях, под землей, паутинных гнездах. Но есть и такие насекомые которые уходят на зимовку во взрослом состоянии. Например, клопы-солдатики.
Сурикат: Ух ты! Клопы-солдатики собрались на стволе дерева на осеннем солнышке погреться. Сколько же их!
Дружок! Попробуй вместе с мамой сосчитать их на нашей картинке.
Мартышка: Целый полк в красно-черных мундирах. Не зря их солдатиками назвали, они собрались в настоящее войско.
Сурикат: А их птицы не склюют? Клопы-солдатики заметны издалека.
Кикимора: У клопов- солдатиков черно-красная предупреждающая окраска. Она служит сигналом для птиц, что клопы невкусные и несъедобные. Собираясь в группы, они усиливают свое предупреждение: «Нас есть нельзя! Мы невкусные и несъедобные!».
Мартышка: Я вспомнила! Божьи коровки тоже красные с черными точками. Значит, они тоже предупреждают птиц, о своей несъедобности?
Кикимора: Верно. Божьи коровки бывают не только красными в черную точку, но и желтыми, и с шахматными пятнами. Эти жучки тоже зимуют во взрослой стадии, собираясь группами в расщелинах скал, в трещинках многоэтажек, между деревянными рамами.
Сурикат: А большие лесные клопы еще и вонючие! Я хотел как-то одного на зубок попробовать, но больше не буду.
Кикимора: Неприятный запах – тоже один из способов защиты от хищников.
Мартышка: Но почему одни насекомые зимуют, а другие - погибают?
Кикимора: Зимующие насекомые научились избавляться от воды в своих телах, и запасать глицерин. Глицерин – это специальное незамерзающее вещество. Без глицерина вода в теле насекомых превращается в лёд. Кристаллики льда их убивают.
Сурикат: Жалко их. Хорошо, что у меня есть шубка и я точно не замерзну зимой! – радостно воскликнул Сурикат.
Мартышка: Смотрите – муравьи! Они доят тлю на листочке березы. А как зимуют муравьи?
Кикимора: Муравьи зимуют на нижних этажах муравейника, глубоко под землей. Они не впадают в спячку, но их активность падает. Вместе с собой в муравейник они забирают яйца тли, а весной высаживают на молодые листья. Тля для ни, что коровы для человека. Сладкие выделения тли превращаются в организме муравья в глицерин (помнишь, что это такое?), и помогает им не замерзнуть зимой.
И тут вдруг Сурикат побежал к цветам и громко воскликнул:
Сурикат: Сколько пчел на этих бархатцах и сентябринках!
Кикимора: Это не пчелы. Это полосатые мухи-журчалки, которые подражают окраске пчел. У мухи два крыла, а у пчелы – четыре. Журчалок особенно много становится под осень.
В этом видео можно показать ребенку муху-журчалку:
Сурикат: А эти журчалки больно кусаются?
Кикимора: Мухи-журчалки не умеют кусаться, у них нет жала. А пчел они копируют, чтобы их не ели враги. Мух-журчалок еще «музыкантиками» называют.
Мартышка: А почему? Они умеют играть на музыкальных инструментах?
Кикимора: Слышите, как муха жужжит?
Сурикат: Она журчит! Вот почему ее так называют – журчалка. Теперь я знаю, как выглядит муха-повторюха!
Мартышка: И вполне музыкально жужжит. Но я лучше не буду ловить этих журчалок. А то вдруг с пчелой или осой спутаю, и крылья неправильно посчитаю. Или схвачу неаккуратно и крылья поломаю.
Кикимора: Правильно. Личинки журчалок наши друзья. Они питаются тлей, спасая наши сады от вредителей.
Сурикат: А журчалки как зимуют?
Кикимора: У журчалок зимует личинка, а сами мухи погибают. Зато у обычных мух зимуют крылатые взрослые, забиваясь в деревянные щели, под кору. Туда же стремятся укрыться бабочки крапивницы, лимонницы, павлиний глаз.
Мартышка: Кто это бегает по луже?
Сурикат: Я знаю! Это водомерка!
Кикимора: Под корой зимует и водомерка-клоп. Чтобы перезимовать, у водомерки рассасывается летательная мускулатура. И он становится бескрылым.
5.2. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЯТОЙ ПРОГУЛКИ
Для наблюдения за осенними насекомыми лучше всего подходит период бабьего лета. И не беда, что он уже прошел! Вы можете в этом году исценировать сказку с помощью настольного театра, а в следующем году в теплое время года понаблюдать за насекомыми, с которыми вы сейчас познакомились.
Температура воздуха для наблюдения жизни насекомых должна быть выше +15, без ветра.
Насекомые, выбираются погреться в солнечных лучах. Обратите внимание на старые пни, на южную сторону стволов деревьев, на осенние цветы, на нагретые солнцем стебли травы – там и будут находится насекомые.
Осенью можно встретить бабочек, стрекоз, кобылок саранчи, клопов, божьих коровок, муравьев, мух, шмелей и ос, тлю.
На глади прудов вам встретятся водомерки, клопы гребляки и жуки-водолюбы.
Сфотографируйте насекомых, составьте свою фотоколлекцию.
Устройте соревнование – кто больше насекомых заметит и сфотографирует. Запишите или зарисуйте, каких насекомых вы встретили, в Ваш дневничок маленького натуралиста.
Этой осенью на базе блога «Магия биологии» и нескольких других дружественных блогов проходит интегрированный осенний марафон, в котором можно поучаствовать и выиграть призы. Для участников я, Ольга Астраханцева, подготовила большое лото с осенними листьями. На осеннем марафоне вы найдете эксперименты, наблюдения, игры, творчество. Буду рада видеть Вас в гостях у меня в блоге "Магия биология".
Заходите в тему обсуждений «Мастерская игр — 2017. Познавательные осенние прогулки» - задавайте вопросы автору прогулок, делитесь впечатлениями, успехами и фотографиями, вашими идеями. А самых активных участников месяца юного натуралиста ждут наши призы!
Если Вы не зарегистрированы Вконтакте, то можете послать свой вопрос через своих друзей. Или на почту сайта "Родная тропинка": valasina@rodnaya-tropinka.ru.
До новых встреч на Мастерской игр ( в этом году она будет идти весь учебный год до мая включительно)!
Хочу стать участником Мастерской игр: подписка на новости
ЭТО ВАЖНО: Чтобы вовремя получить сообщения о
следующих мероприятиях Мастерской игр и принять в них участие
подпишитесь в форме подписки ниже
ВАРИАНТ 1 - РАССЫЛКА "МАСТЕРСКОЙ ИГР" ВКОНТАКТЕ
Ссылки на бесплатные мастер-классы, вебинары, конкурсы и другие события Мастерской игр будут приходить Вам в личные сообщения один раз в неделю
В дни вебинаров Мастерской игр Вы получите напоминание о нашем бесплатном вебинаре в личные сообщения (вебинары проводятся 1-2 раз в месяц).
ВАРИАНТ 2 - РАССЫЛКА "МАСТЕРСКОЙ ИГР" В ТЕЛЕГРАММ
Ссылки на наши события (ссылки для входа на вебинар, для скачивания записей вебинара, ссылки на мастер-классы) будут приходить вам прямо на телефон на страничку бесплатного приложенияи не могут потеряться или не дойти, т.е. Вы точно ничего не пропустите.
ВАРИАНТ 3 - РАССЫЛКА МАСТЕРСКОЙ ИГР ВАМ НА ПОЧТУ (E-MAIL)
Вам приходят на почту приглашения на наши вебинары и мастер-классы. В день проведения вебинара Вам приходит напоминание о нем и ссылка для входа.
Почтовая рассылка не всегда доходит, поэтому рекомендую подстраховаться и применить несколько вариантов получения информации о наших событиях - например, дополнительно к почтовой рассылке подписаться на рассылку вконтакте или в телеграмм.
Бесплатная Творческая Мастерская развивающих игр "Через игру - к успеху"