Ребенку 8 месяцев: особенности развития ребенка в 8 месяцев, развивающие игры и упражнения.
Ребенку 8 месяцев: что важно знать о развитии малыша и что делать
Возраст 8 месяцев – один из определяющих в развитии ребенка. К концу месяца заканчивается целый период развития младенца (от 6 до 8 месяцев).
Из этой статьи Вы узнаете:
- особенности социального развития ребенка,
- особенности познавательно-речевого развития ребенка 8 месяцев,
- особенности физического развития,
- развивающие игры и упражнения для ребенка 8 месяцев,
- что умеет малыш к концу месяца и к концу важного трехмесячного периода его развития.
Особенности социального развития ребенка в возрасте 8 месяцев
Одна из ведущих линий развития ребенка в 8 месяцев – социальное развитие, которое переходит в этот месяц на новый виток.
Первая особенность. Деловое общение. Малышу очень хочется узнать, что за предметы его окружают, что с ними можно делать, как их использует мама. Для него недостаточно просто ласки, он требует делового общения с близким взрослым и с интересными предметами. Малыш начинает подражать взрослым – готов взять в руки чашку и ложку, выполнить движения в потешках.
Вторая особенность – новое в общении со взрослыми. Ребенок в 8 месяцев хорошо чувствует отношение людей к себе. Ребенок уже понимает Ваше эмоциональное отношение к жизненной ситуации, в которой он сейчас находится. Если его ругают – он на это эмоционально реагирует. Никогда не ругайте его, оценивая личность целиком («Какой ты вредина!»), лучше скажите: «Я так не разрешаю делать» или «Ты такой замечательный. Я тебя так люблю. Но сейчас ты меня огорчил». Это относится не только к возрасту 8 месяцев, но и ко всем другим возрастам детей.
Нужно учесть, что в возрасте 8 месяцев малыш не может управлять своим поведением, руководствуясь требованиями взрослых или их запретами. Поэтому гораздо результативнее и проще переключить его на другое дело или другой предмет, чем запрещать.
Он начинает наблюдать и за другими детьми, за старшими сестрами и братьями.
К концу этого месяца развития ребенок начнет ориентироваться на оценку его действий, т.е. он повторяет одобряемое действие и прекращает неодобряемое действие. Он радуется поощрениям и сердится или обижается в ответ на порицание. Поэтому нужно быть особенно внимательным к тому, когда и как мы хвалим малыша и когда его порицаем. В возрасте 8 месяцев для ребенка очень важны совместные действия со взрослым, побуждающие малыша к подражанию взрослому – просьбы «дай», «покажи» и другие.
Третья особенность – эмоциональная привязанность к маме или другому близкому взрослому. Малыш очень нуждается в этом нежном возрасте в эмоционально положительных взаимоотношениях с мамой и в позитивном настрое в целом в семье. Ему нужно, чтобы при пробуждении с ним поговорили, назвали его по имени, прочитали потешку или спели песенку, погладили по головке, а может быть и потанцевали. Вместе с малышом утром можно уже здороваться с игрушками: «Здравствуй, зайка! Здравствуй, ляля!» Очень важно, чтобы при ребенке в семье не ругались и не выясняли отношения, малыш это чувствует.
Четвертая особенность. Малыш в этом возрасте более самостоятельный и многое уже может делать сам. В совместных играх с игрушками с ребенком 8 месяцев разумный взрослый не спешит всё сделать за ребенка, а даёт ему возможность попробовать самому. Если всё получается – нужно предоставить ему полную самостоятельность.
Но — очень важно, чтобы в игре был хороший результат и чтобы малыш уже в этом возрасте получил положительные впечатления от сотрудничества с людьми. Поэтому если у малыша не получается, то взрослый ему помогает.
В 8 месяцев Вы можете уже называть ребенку запреты, то есть говорить ему «нельзя» — в случаях опасных для жизни ребенка. Но запретов не должно быть много. Нам, взрослым, нужно позаботиться о том, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и о том, чтобы мы как можно реже что-то ему запрещали.
Игры для сенсорного развития и развития действий с предметами с ребенком 8 месяцев
Главная для малыша деятельность в 8 месяцев – это деятельность с предметами. Он может соединять и разъединять детальки, вкладывать и выкладывать их обратно и делать много других действий. Причем движения ребенка в 8 месяцев становятся более точными и четкими.
Для развития речи очень важно сопровождать все игры с предметами своей речью – комментировать происходящее, развивая понимание речи: «возьми», «покажи, где», «на», «дай», «собери игрушки».
Начиная с восьмого месяца жизни, в 8 месяцев и далее у ребенка в коре головного мозга начинает полностью функционировать отдел, регистрирующий и хранящий воспоминания. Поэтому он уже действует целенаправленно, воспроизводя свой опыт и добиваясь результата: мнет, просовывает и высовывает, вынимает, открывает и закрывает, нанизывает и снимает со стержня, бросает и поднимает, ударяет в барабан или бубен. Малыш любит много раз повторять одно и то же действие, что закономерно, ведь для него главное – это повторение чувственных впечатлений и желаемого результата.
Это нужно знать:
— С целью развития тактильной чувствительности очень полезно предлагать малышу развивающие игрушки разной фактуры (гладкие, шершавые, пушистые, мягкие, твердые, прохладные, теплые).
— В возрасте 8 месяцев уже пора учить малыша пинцетному захвату (большой и указательный пальчик схватывают предмет как пинцетик, пальчики смыкаются почти по всей длине) и щипковому захвату (смыкаются подушечки большого и указательного пальцев). Для этого давайте ребенку захватывать самые разные ленточки и шнурки, яркие нитки. А потом медленно, играя, вытягивайте их из ручек малыша –он будет стараться их ухватить и удержать пальчиками.
— Также малышу можно предлагать предметы разной величины для вкладывания их в коробку или в ведерко – малыш будет брать крупные предметы горстью, а мелкие – кончиками пальчиков, так как горстью их не возьмешь.
— Очень удобно использовать устойчивые бутылки и банки с узким горлышком – малыш вместе с Вами будет пальчиками вкладывать в них мелкие предметы, а затем пересыпать их в коробку. Всей ладошкой мелкий предмет в узкое горлышко не просунуть. Поэтому это хорошее упражнение для пинцетного и щипкового захвата мелких предметов.
Игра 1. «Коробка с игрушками». Разработана Л.Н. Павловой
Вам понадобится картонная коробка (примерный размер стороны — 40 см), ленточка и несколько мелких игрушек размером от 3 до 7 см.
Как сделать коробку для игры с ребенком:
— Сделайте на противоположных сторонах картонной коробки отверстия (например, слева на стенке коробки и справа на стенке коробки). Размер отверстий – 15 Х15 см.
— Все мелкие игрушки привяжите цепочкой на атласную ленту (зверюшки, колокольчик, шарик, кубик и т.д.) Ленту пропустите через отверстия в коробке и свяжите ее концы.
— У Вас получится гирлянда с игрушками, которая помещается в коробку и может выходить из нее (такую деталь в современных развивающих книжках для малышей часто называют «перетягивалка»).
Как играть с коробкой:
— Покажите малышу способ действия с коробкой: потяните за ленточку так, чтобы из коробки появилась игрушка, потом вторая, третья, четвертая, пятая. Дайте малышу поиграть с ними, потрогать, рассмотреть.
— Дайте малышу самому подействовать с коробкой, подтягивать ленту чтобы достать игрушки из коробки. Если не получается – помогите ему (можно использовать способ «рука в руке» — возьмите ручку ребенка в свою руку и действуйте вместе, потом уберите свою руку)
— Развяжите ленту и положите ее в коробку так, чтобы выглядывал только один конец. Потяните за конец (или пусть малыш сам это сделает). Дайте малышу вытащить все игрушки из коробки. Когда все игрушки будут вытянуты из коробки, покажите пустую коробку ребенку и скажите «Нет ничего! Пусто!»
Варианты игр: меняйте игрушки на ленте. Можно взять предметы одной формы, но из разных материалов (шарики вязаный, сшитый, пластмассовый, деревянный, меховой). Или взять одну форму, но разный цвет (колькольчики разных цветов, вязаные зверюшки разных цветов, кубики разных размеров и цветов). Для деталей ленты можно использовать части погремушек, которые Вы раньше давали малышу.
Игра 2. «Колечки»
Вам понадобится 5 колечек пирамидки (можно использовать одноцветную, но если такой нет- то берите разноцветные колечки). Не давайте в ходе игры стержень пирамидки ребенку — держите его в своих руках!
Как играть: наклоните к малышу стержень с кольцами пиримидки (очень важно чтобы стержень был наклонен к ребенку!) Попросите его снять колечки: «Машенька! Сними колечко!». Когда ребенок снимет все колечки, скажите ему: «Нет колечек. Машенька сняла все колечки!». Потом снова наденьте кольца на стержень. Малыши могут с удовольствием повторять одно и то же действие — снимать колечки. Дайте ему это сделать. Наполняйте стержень кольцами — и пусть он снова их снимает. Повторите несколько раз пока малышу интересно. Заканчивать игру с колечками нужно тогда, когда она еще интересна ребенку.
Так же можно играть с разноцветными бочонками или ведерками – вкладышами, мисочками или тарелочками (ставить их стопкой друг на друга и потом расставлять – разбирать обратно)
Игра 3. Пуговицы
Нашейте на наволочку пуговицы разных размеров, формы, цвета, фактуры (пуговицы должны быть пришиты очень прочно, чтобы обеспечить безопасность ребенка). Рассматривайте их с малышом, обязательно дайте малышу возможность погладить пуговицы (почувствовать разные фактуры), обвести их по контуру пальчиком (круглая пуговица или пуговица с уголками разные по тактильным ощущениям). Называйте цвет, размер пуговки (большая, маленькая), фактуру (гладкая, шероховатая). Да, малыш еще не говорит, но он слышит Вас и запоминает слова, выделяет из потока Вашей речи знакомые слова.
Аналогично можно сделать для рассматривания и обследования с ребенком гирлянды, нанизав на ленту разноцветные кубики из разных материалов и разной фактуры ( в них надо проделать отверстия для нанизывания) или мелкие игрушки разной формы и размера.
Игра 4. «Вышел зайчик погулять» — Ширма
Сделайте простую ширму (накройте платком спинку стула или кроватки). Приготовьте игрушку – например, зайчика. Малыш сидит в кроватке, а Вы спрячьтесь за ширмой с игрушкой. Начните за ширмой читать стишок:
«Раз-два- три – четыре –пять. Вышел зайка погулять». Если у Вас другая игрушка- замените слова стишка: «Вышел мишка погулять» или «Вышла ляля погулять».
После чтения строчек покажите ребенку игрушку – зайчика над ширмой с ее края.
Продолжайте читать: «Что нам делать? Как нам быть? Надо заиньку ловить! Ай». И спрячьте зайчика за ширму. Еще раз повторите стишок, но в этот раз пусть зайка выглядывает, а потом прячется в другом конце ширмы.
Малыш начнет ожидать появления игрушки то на одном конце ширмы, то на другом ее конце.
Игра 5. Высыпаем из пакета (вынимаем из ведра, коробки или другого предмета)
В этой игре мы научим ребенка переворачивать емкости и высыпать из них содержимое.
Возьмите чистый пакет из-под молока и положите в него мелкие игрушки. Подготовьте второй аналогичный пакет для малыша. Все используемые игрушки или предметы должны быть безопасными для ребенка. Возьмите пакет и быстро высыпьте из него игрушки: «Бах! Упали!». Пусть малыш тоже перевернет пакет и высыплет все игрушки: «Бух!Бух! Упали!».
Игра 6. Коробочка ощущений
Для ребенка 8 месяцев очень интересное занятие – перебирать лоскутки ткани разной фактуры и цвета, толщины. Положите в коробку лоскутки размером 10Х10 см разных тканей (вельвет, бархат, хлопок, фетр, трикотаж, шелк, шерсть, искусственный мех, искусственная кожа). Добавьте туда и квадратики других материалов – дерева, пластмассы, резины.
Игра 7. Знакомимся с чашкой. Автор – Ю.А. Разенкова
Посадите малыша на колени. Поставьте на стол небольшую чашку. Покажите ее малышу: «Вот какая чашка!» Поднесите чашку ко рту, делая вид, что Вы из нее пьете и говорите: «Пей, пей» (это слово будет потом понимать ребенок, когда услышит его в Вашей речи – поэтому важно сказать слово именно в этой форме). Почмокайте с удовольствием: «Ах, как вкусно!». Предложите чашку ребенку, сказав: «Пей».
Полезный совет: Чашка, из которой пьет малыш, должна быть легкой и небольшой. Наливаем туда совсем чуть-чуть – буквально 2 чайные ложки жидкости. Маленькая порция не испугает малыша, он не поперхнется и не обольется. Желательно, чтобы первая чашка малыша была с двумя ручками (если Вы найдете такую).
Когда Вы кормите малыша ложкой, то в другую ручку давайте ему ложку или корочку хлеба.
Поиграйте с куклой в комление. Положите на игрушечную тарелочку настоящие кусочки хлеба, банана, вареного овоща. Рядом положите ложку. Посадите за стол куклу и «покормите» ее – покажите малышу, как это сделать. Потом дайте ложку малышу и пусть он «покормит лялю».
Игра 8. «Сними шапку»
Натяните на ребенка шапку так, чтобы она налезла немного на глаза. Попросите его стянуть шапку – «Сними шапочку. Вот умница!»
Игра 9. «Туннель для машинки»
Вам понадобится упаковка из-под чипсов (цилиндр) или любой другой «туннель» — цилиндр, сделанный из подручных материалов. Привяжите игрушечную машинку к тесьме, пропустите тесьму через отверстие в дне цилиндра и свяжите концы (получится кольцо).
Потяните за тесьму, и из туннеля «выедет» машинка. Потяните еще – она спрячется. Покажите малышу, как играть с этой игрушкой. Следите за тем, чтобы он тянул тесьму двумя или тремя пальчиками (покажите, как это делается, а при необходимости держите ручку малыша в своей руке). Радуйтесь, когда машинка появляется: «Вот приехала машинка. Би-би!». А когда она исчезает, говорите: «Нет машинки, нет би-би. Уехала».
Речевое развитие ребенка 8 месяцев. Развитие лепета
Что нужно знать родителям о лепете ребенка
Ребенок в 8 месяцев активно лепечет, в его репертуаре появляются новые звуки и слоги. Он понимает свое имя, может найти предмет («Где…?»). В лепете ребенка 8 месяцев повторяются целые цепочки звуков (ба-ба-ба). Постепенно в лепете начинают комбинироваться разные звуки. Чаще всего в лепете встречаются звуки губные (п, пь, б, бь, м, мь), язычно – средненебные (кь, гь), язычно – задненёбные (г, к), гласные а, е.
Наблюдайте за лепетом ребенка. Самое главное, что нужно запомнить и понимать – то, что лепет ребенка должен усложняться и обогащаться. И не сравнивайте своего малыша с другими, главное для Вас – динамика лепета своего ребенка, а не количество звуков на сегодня в сравнении с соседским малышом.
Лепеча, малыш играет со звуками, он повторяет слоги с разной интонацией, он может лепетать и один, и в присутствии мамы. Очень важно, чтобы мама «поддержала» малыша в его лепете, повторяя за ним его слоги. Возможно, малыш повторит слоги и за Вами. Возникнет перекличка.
Это очень важная игра звуков для своевременного и полноценного развития речи. Чаще всего малыш в таких перекличках повторяет те слоги, которые мама выделит голосом, например, протянет гласную или скажет интонационно выразительно. В перекличках нужно находиться лицом к лицу с ребенком и так, чтобы его ничто от Вас не отвлекало. Если Вы ранее никогда не перекликались с малышом, попробуйте начать с простых гласных, повторив за ребенком. Например, потяните: «Ааа» с какой-либо интонацией (вопросительной, восклицательной). Попросите малыша: «Скажи и ты ааа».
Обычно же в этом возрасте уже можно играть с ребенком в переклички слогами. Не добивайтесь от малыша результата – просто играйте, повторяйте слоги сначала за ним. Потом вводите новые звукосочетания сами и говорите их малышу, «отвечая» ему. И потом настанет момент, когда малыш повторит за Вами.
Ася, здравствуйте! У Вас замечательный сайт, информативный и полезный, спасибо Вам! С большим интересом слежу за Вашими статьями по развитию детей до года. Скажите, пожалуйста, планируете ли Вы написание подобных статей для 10, 11 и 12 месяцев?
С уважением,
Ирина Климова
Ирина! Да, планирую, но после вынужденного перерыва. Нашелся человек в Интернете, который стал продавать мои статьи по первому году жизни как свой авторский платный курс. Узнала я об этом от своих подписчиков и читателей сайта, которые хорошо знают мои статьи. Поэтому сейчас я притормозила публикацию своей рубрики по первому году жизни, ничего не говоря этому автору. Пусть этот человек сам постарается дописать недостающие месяцы или как-то будет по-другому объясняться со своими покупателями ,почему их у него нет. Но я пока на него работать не буду. Понимаю, что от этого страдают в первую очередь обычные читатели — но пока сделать ничего не могу.
Что есть и будет по этому возрасту:
1. В январе стартует новый курс по развитию речи с 10 месяцев до 3 лет — он будет платный.
2. Что у нас есть уже сейчас на сайте по концу первого года жизни (возраст 10-12 месяцев) из бесплатных материалов:
— игры с матрешками http://rodnaya-tropinka.ru/zanyatiya-s-matreshkami-dlya-samy-h-malen-kih/ ,
— целая рубрика в мини-сайте Вконтакте (бесплатные материалы — малыш от рождения до года — и далее по месяцам всё расписано) — https://vk.com/razvitie_rebenka_ot_rozhdeniya?w=page-43225421_47392364?
— игры с потешками для развития речи — http://rodnaya-tropinka.ru/igri-poteshki-dlya-samih-malenkih/
— книжки для самых маленьких — http://rodnaya-tropinka.ru/knigi-dlya-samyh-malenkih/
Успехов!
Ася, здравствуйте! Хочу поблагодарить вас за ваш прекрасный сайт , за тот неоценимый труд , который вы вложили в этот проект ! Я перебрала огромное количество сайтов , когда у меня родилась дочка , и когда нашла ваш сайт была просто счастлива , потому что ничего подобного в сети нет . Вот сейчас нам скоро будет 9 месяцев , а как дальше заниматься с дочей не знаю . Прочитала про вашу проблему , мне очень жаль 🙁 Я живу в Риме и , к сожалению, не могу посещать ваши курсы ,про которые вы пишите в комментариях, может у вам есть книга с занятиями с разбивкой по месяцам ? Если да, то где ее купить или заказать ? Мне бы ее обязательно привезли 🙂
Спасибо вас большое !
Огромное Вам спасибо! Вы большая молодец!!!
Ася! Спасибо Вам за прекрасный сайт. Мне,как не опытной маме он очень помогает. Я очень хочу купить у Вас книгу, в которой будет продолжение развития ребёнка по месяцам. Моей доченьке сейчас восемь месяцев и очень хочется узнать, что важно для малышей в девять, десять месяцев и дальше. Как можно купить Вашу книгу? Может быть на сайте она где-то есть, но мне очень сложно его весь просмотреть.
Оксана! Я сделала не книгу. а курс с путеводителем по развитию ребенка от 10 месяцев до 3 лет прямо по месяцам и периодам как продолжение статей сайта. Он называется «Учусь говорить: развитие мышления и речи детей раннего возраста» — http://rodnaya-tropinka.ru/wppage/uchus-govorit/ Набор новой группы курса будет осенью — в середине сентября. Курс идет с моей полной поддержкой в закрытой группе. Т.е. Вы не только во время курса можете задать по нему вопрос, но и после курса малыш растет и Вы можете задать вопросы, которые появляются. Это курс — практикум, на нем мы выполняем практические задания и всё сразу воплощаем в жизнь :). Приглашаю присоединиться к нам осенью :).
Я присоединюсь! Очень жду, спасибо за приглашение! Нам как раз десять месяцев будет! 🙂
Ася, здравствуйте . Хотела записаться через данную вами ссылку на осень на платный курс с 10 мес , но не получается, пишет что заблокировано. Писала вам в почту , но вы не отвечаете, может уже информация не актуальна? Как с вами связаться?
Екатерина! У нас сейчас в проекте летние каникулы, и я в отпуске. Поэтому не всегда не связи т.к. нахожусь в деревне практически вне доступа Интернета и в почте бываю редко, а помощников у меня нет. Поэтому не смогла Вам вовремя ответить.
Наши курсы начнутся осенью 2015 года. Набор новой группы курса будет в середине сентября. Я обязательно сообщу об этом и на сайте, и в наших группах в соцсетях и в рассылке.
Поэтому Вы всё успеете.
Я заблокировала запись на курс и в предварительный список на время каникул. Поэтому вы и не смогли записаться.
Но — желающих попасть на курс всегда очень много, поэтому как только информация будет на сайте Вам надо будет либо сразу оплатить, либо написать мне на почту valasina@rodnaya-tropinka.ru о том, что точно оплатите чуть позже. Чтобы я оставила Вам место в группе курса. Иначе придется ждать следующего набора группы.
Курс набирается раз в три месяца- т.е. осенью, зимой в январе и весной.
Желаю Вам интересных заключительных летних дней!
Спасибо Ася, буду ждать рассылки. Наверно все вопросы по ходу или в отдельной переписке? У меня пока вопрос по методу проведения курса: это очно, заочно , видео или просто рассылка с информацией? Мы просто проживаем не в Москве и ездить нам с маленьким неудобно совсем, как быть?
Очень жаль, что продолжения в данном формате не будет. Уже четыре месяца живём по Вашему, Ася Владимировна, сайту. Конечно не всё получается, но зато я всегда знала к чему стремиться. Спасибо Вам огромное!!!
Мария! Да, пока не будет! Вся информация дальше в этом формате дана в курсе — путеводителе по развитию ребенка в раннем детстве «Учусь говорить» — http://rodnaya-tropinka.ru/wppage/uchus-govorit/ .
А еще информация по этому возрасту по развитию ребенка на первом году жизни есть в нашем мини-сайте в группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» здесь:
— в подрубрике мини-сайта «Малыш от рождения до года» https://vk.com/razvitie_rebenka_ot_rozhdeniya?w=page-43225421_47392364
— и в подрубрике «занимаемся с малышами» https://vk.com/razvitie_rebenka_ot_rozhdeniya?w=page-43225421_47393499
Большущее спасибо за ссылки. Будем изучать:-)
Ася Владимировна, спасибо, прочитала, пошла делать игрушки)) выписала, что делать на месяц, постараюсь применить, спасибо большое, погрузилась в идеи и вдохновилась!
Здравствуйте. Очень интересная и полезная статья, занимаемся с сыном каждый день по вашей методике под запись) . Спасибо огромное