Петр Ершов: занимательная биография писателя, автора сказки «Конек — Горбунок», краткая и полная.
Петр Ершов: биография писателя для детей и взрослых
Нет такого взрослого или ребенка, который бы не знал сказки «Конек-Горбунок». А многие скажут, что это народная сказка. Они будут правы. Ведь с одной стороны – это сказка народная, а с другой – у нее есть автор – Петр Ершов. Его жизнь была не простой, но полной удивительных переворотов и захватывающих событий. Именно поэтому такой волшебной и получилась его сказка о Коньке – Горбунке.
В этой статье Вы найдете всё, что нужно для того чтобы интересно рассказать о Петре Ершове детям, студентам или взрослым:
- краткую биографию П. Ершова для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,
- полную биографию П. Ершова для старших школьников и взрослых,
- перечень литературы о писателе Петре Ершове,
- список сочинений П. Ершова,
- интересные факты о жизни писателя и портреты писателя,
- портреты Петра Ершова.
Раздел 1. Петр Ершов: краткая биография писателя для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Расскажите ребенку краткую биографию писателя Петра Ершова как сказку, загадочную историю. Достаточно будет поведать ребенку, как появилась сказка «Конек Горбунок» у писателя, каким он был в детстве, какие жизненные уроки мы можем взять из его биографии.
Например, можно рассказать про Ершова так.
Текст биографии Ершова для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Давным – давно, когда не было на свете ни твоей мамы, ни твоей бабушки, ни даже твоей прабабушки и прапрабабушки жила далеко-далеко на севере в Сибири одна семья. Жили они в деревне Безруково рядом с небольшим городком Ишимом.
В 1816 году зимой, 22 февраля в этой семье родился мальчик. Его назвали Петром. Позже Петр стал известным поэтом и написал о себе и своем рождении так:
«Рожденный в недрах непогоды,
В краю туманов и снегов,
Питомец северной природы
И горя тягостных оков,Я был приветствован метелью
И встречен дряхлою зимой,
И над младенческой постелью
Кружился вихорь снеговой…Мой первый взор был – вой бурана,
Мой первый взор был – грустный взор
На льдистый берег океана,
На снежный горб высоких гор…»
Задание для детей: В каком краю родился этот мальчик? (помогите детям вспомнить выразительные слова из стихотворения)Да, в холодном, снежном, в краю с туманами и с метелями, буранами да вьюгами, со снежными вьюгами! В суровом краю!
Мальчик родился очень- очень слабеньким и даже казалось, что он вскоре умрет. Поэтому родители тут же завернули его в пеленки и повезли в церковь крестит, потому что боялись, что он умрет некрещеным. Мальчик постоянно кричал и был очень слаб. Так прошел целый год. Родители молились и что только ни делали, но ничего не помогало, они очень переживали за своего малыша. А малыш никак не выздоравливал.
Когда Петру Ершову исполнился годик, родители его решились от отчаяния исполнить для спасения своего сына обряд, неизвестно откуда пришедший в Сибирь – «продать сына».
Это делалось так. К открытому окошку подходил нищий. Ему протягивали ребенка: «Купи!». «А сколько возьмете?» — спрашивал нищий. «Грош», — отвечали родители. Грош – это такая монетка. И тут же родители «проданного ребенка» клали в постельку обратно. Такой обряд сделали и с маленьким Петей. Считалось почему-то в те давние времена, что тогда нищий заберет себе болезнь с ребенка. И как вспоминали потом его родители, мальчик действительно после этого выздоровел. Потом, когда Петя вырос, он в шутку говорил о себе: «Цена мне грош».
Задание для детей: А что такое грош? Правильно, это монетка, как копейка сейчас — самой- самой низкой цены.
(Примечание для взрослых: в этой семье родителей Петра Ершова родилось 12 детей, и только двое из них выжили – это Петр Ершов и его брат. Его брат умер молодым и род продолжил только Петр Ершов. Именно поэтому родители были готовы идти на всё лишь бы ребенок выжил).
Конечно, не старинный заговор, а любовь родителей и их истинная вера в спасение сына помогла маленькому Пете и выздороветь, и набраться сил и стать здоровым умным сильным талантливым мальчиком, а после этого и знаменитым писателем — сказочником.
Обычно дети в дошкольном детстве, такого же возраста как и ты, живут с родителями на одном месте. Но не таким было детство маленького Пети Ершова. Это было детство — путешествие, в котором он вместе с родителями и братом постоянно переезжал из одного места в другое и многое повидал по дороге странствий. Такая была у его отца работа, что он часто должен был переезжать. По пути он видел и интересные города, и народности севера с их странными обычаями, и красивейшую природу.
Задание для детей: А как ты думаешь, на чем Петя Ершов вместе с родителями путешествовал? (скорее всего ребенок назовет или поезд или самолет, автомобиль, тогда ответьте так: «Это было так давно, что не было тогда у людей ни автомобиля, ни самолета! Тогда все ездили на телеге летом и на санях зимой, а по реке плыли на лодке. Как ты думаешь, удобно ли было людям тогда путешествовать на лодке, телеге, санях? Чем удобно? А чем не удобно?») По пути можно было увидеть много красивого! Но путешествие было сложным, помнишь, по какому краю они путешествовали, какая в нем была погода, поэтому с детства Петр не боялся трудностей!
А долгими зимними вечерами забирался маленький Петр в избу, полную стариков и слушал, как они друг другу сказывают сказки, были да небылицы.
Когда пришло время учиться, любящие своих двух детей мама и папа даже не думали оставаться ли в деревне и решили, что надо всей семьей из деревни ехать в город, где есть гимназия! Чтобы у детей была возможность учиться в настоящей школе! И они едут в Тобольск. Там Петя стал гимназистом.
Петр учился в гимназии старательно. А по выходным дням он занимался в литературном кружке, в котором дети читали русские и зарубежные книги, свои произведения и обсуждали их. Такие кружки и сейчас есть во многих школах, и раньше они были.Вел кружок директор гимназии Иван Павлович Менделеев. Именно его сын в будущем станет выдающимся русским химиком, и его имя будет знать весь мир, потому что он придумает знаменитую «таблицу Менделеева»! Иван Павлович — учитель от Бога и директор гимназии сразу заметил литературные способности у Петра Ершова и взял на себя обязанность помогать ему их развивать, стал его другом и наставником, давал ему для чтения хорошие книги и беседовал с ним по прочитанному. Он очень помог развитию дарования и хорошего вкуса Петра Ершова.
Конечно, как любой ребенок, Петр любил и проказничать. Вот один из примеров проказ того времени. Гимназия в Тобольске находилась в доме, имевшем историческое значение и украшенном различными статуями. Так, на фасаде здания была выточенная из дерева фигура Миневры. Однако гимназисты прозвали ее «Венеркой». А любимой забавой гимназистов, и Петра в том числе, было обстреливать прохожих репой, спрятавшись за эту самую «Венерку».
После успешного окончания гимназии в 16 лет Петр Ершов с родителями приехал в Петербург. Для этого возраста он был очень ребячливым – совсем мальчишка! И очень задумчивым! На всех занятиях в университете Петр писал и писал и со стороны казалось, что он старательно всё записывает за преподавателем. А на самом деле он сочинял стихи!
И вот в один день в 1833 году юный студент Петр Ершов закончил стихотворное сочинение и передал его своему преподавателю университета Петру Александровичу Плетневу, другу А.С. Пушкина .
Вопрос детям: Что же было на следующий день? Догадайся? Что сказал Петру его преподаватель?
А вот что было на самом деле. На следующий день П.А. Плетнев пришел на занятия к своим студентам и стал читать сказку Петра Ершова «Конек — Горбунок» вслух всей аудитории! Вместо лекции! Так она ему понравилась!
Как же удивились студенты, которые слушали сказку вместо обычной лекции! Ведь до этого дня их преподаватель Плетнев читал им только произведения именитых писателей и поэтов — Баратынского, Вяземского, Дельвига, Карамзина, Жуковского! Удивились все и литературным достоинствам сказки! Удивились и тому, что автор ее неизвестен.
Довольный произведенным эффектом, преподаватель назвал имя автора -им оказался сидящий рядом Петр Ершов 19 лет из Тобольска! Так к Петру Ершову пришла слава сказочника в его юные годы.
А вскоре Петр Ершов едет с текстом своей сказки к самому Александру Сергеевичу Пушкину в дом на углу Гороховой и Большой Морской в Петербурге. Никто не знает, о чем они говорили. Известно только, что Пушкин сказал, познакомившись со сказкой Петра Ершова: «Теперь эту отрасль литературы я могу и оставить». Как в свое время Державин благословил Пушкина, так и сейчас Пушкин этими словами благословил Ершова.
После этого сказка Ершова про Конька — горбунка много раз переиздавалась и теперь известна всем-всем — всем детям!
Давай с тобой вспомним, о чем она!» Переслушайте или посмотрите сказку с ребенком.
Сказка «Конек — Горбунок» с оркестром
Литературно — музыкальная композиция с участием оркестра «Гнесинские виртуозы»
Сказка Конек — Горбунок Петра Ершова: аудио для детей
Современные издания «Конька — Горбунка» с классическими детскими иллюстрациями из «Лабиринта»:
кликните по картинке с обложкой книги, чтобы перейти на ее страницу в Лабиринте
1. Иллюстратор — Елисеев А.М.
2. Иллюстратор — Н.М. Кочергин
Раздел 2. Петр Павлович Ершов: полная биография для старших школьников и взрослых
Даты жизни Петра Ершова: 22 февраля 1815 — 18 августа 1869
Детство Петра Ершова
Все мы родом из детства. Каким же было детство Петра Ершова?
В семье Павла Алексеевича и Евфимии Васильевны Ершовых родился очень слабенький младенец. Казалось, что он вот -вот умрет. Опасаясь за жизнь ребёнка, появившегося на свет очень слабым, родители решили крестить его в тот же самый день в градо-Ишимском Богоявленском соборе. Мальчик был очень слаб и кричал, отчаянно закатываясь в крике, а позже у малыша начались еще и нервные припадки.
Отчаявшиеся родители решили провести древний обряд и продать мальчика нищему. Как это было Вы уже читали выше. Обряд помог — припадки прекратились.
В детстве Петр много путешествовал с родителями, потому что его отец по долгу службы часто переезжал из одного города в другой. Именно эти детские яркие впечатления потом вошли как сказочные образы в его сказку «Конек — горбунок».
Что Ершов вынес из детства: предтеча «Конька — Горбунка»
С детства Петр был очень внимателен и наблюдателен. Более того, детский взгляд на мир и открытое миру сердце он сохранил до последних дней своей жизни. Таким людям очень непросто жить, так и случилось с Петром Ершовым.
Первое наблюдение из детства. Конный базар и образ Конька -Горбунка
До 8 лет Петя жил в Петропавловске и Омске. Эти города тогда были совсем не такими, как они представляются нам сейчас. Это были города, в которых на базарах можно было увидеть такой диковинный товар, что даже, пожалуй, в Москве не найдешь. Были там и конные рынки, на которые Петя Ершов мог ходить со своим отцом. Статные скакуны и жеребята всех мастей и окрасов смотрят на мальчика со всех сторон. Но зарубежные гости везли на продажу не только лошадей, были и диковинные животные, например, верблюд. А вот маленький верблюжонок с двумя горбами. Видимо, поэтому сказкой Петра стала сказка о диковинном коне с горбом — Коньке — Горбунке.
Второе наблюдение из детства. Град-столица
Оказавшись в Тобольске, крупном оживленном торговом городе, Петр Ершов впитывает это разнообразие красок столичного города. Град-столица с ее Кремлем, который виден издалека, произвел большое впечатление на Петю, еще, когда семья первый раз въезжала в город. А потом оно усиливалось каждый день. И вылилось позже на страницы сказки.
«Тут коней они впрягали
И в столицу приезжали,
Становились в конный ряд,
Супротив больших палат.В той столице был обычай:
Коль не скажет городничий —
Ничего не покупать,
Ничего не продавать.
Вот обедня наступает;
Городничий выезжает
В туфлях, в шапке меховой,
С сотней стражи городской.
Рядом едет с ним глашатый,
Длинноусый, бородатый;
Он в злату трубу трубит,
Громким голосом кричит:
«Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте…»
Третье наблюдение из детства. Откуда мог появиться Чудо-кит
Однажды семья Ершовых в очередной раз переезжала. И в этот раз им надо было плыть очень далеко по большим рекам Иртыш и Обь на лодках. Отец Ершова должен был по делам часто высаживаться на берег. А пока отец занимался делами, мальчик слушал местных рыбаков и сказителей. Был среди рассказов такой, который поразил воображение Пети. Это была история об огромном ките, выброшенном на берег. Вот тут и зарождается образ огромной чудо-рыбы.
Четвертое наблюдение из детства. Наблюдения за взрослыми: отношения между чиновниками
Отец писателя был чиновным лицом. Чиновники среди знакомых были разные — и плохие, и хорошие. Своего отца писатель относил скорее ко вторым. Отец Петра не использовал свое положение в корыстных целях, хотя возможность такая была. Несколько раз за время службы был повышен и понижен в должности. Работу свою выполнял старательно и ответственно. Но были и другие, не очень честные, не очень старательные, не очень порядочные. Таких тоже Петр Ершов видел. А потом, уже во взрослом относительно возрасте, даст их портреты на страницах своих произведений.
Гимназические годы Петра Ершова
В 1824 году родители отправили Петра и его брата Николая в Тобольск учиться. И в 1827 году братья Петр и Николай Ершовы поступают учиться в гимназию.
Мальчики жили в купеческой семье Пиленковых — родственников матери. Жили они у дяди – Николая Степановича Пиленкова, который проявлял большую заботу о мальчиках. Николай Степанович был человек в городе известный, миллионер-меценат.
Братьям очень повезло! С 1827 года в гимназии, в которой они стали учиться, появился новый директор — Иван Павлович Меделеев — отец будущего химика Дмитрия Менделеева. Иван Павлович создал новую систему обучения в гимназии, которая дала право ее выпускникам поступать в вузы России. Он проповедовал творческий подход к обучению детей, и сам лично организовывал и проводил для учеников- гимназистов «литературные воскресенья». На литературных воскресеньях ученики читали произведения русских и зарубежных авторов, обсуждали их, читали собственные сочинения. Именно Иван Павлович заметил литературные способности юного Петра Ершова и стал целенаправленно из развивать!
Поскольку отец Петра Ершова был в постоянных разъездах и не могу заниматься с сыном, Иван Павлович — директор гимназии — взял на себя труд развития одаренности мальчика. Он приглашал Петю к себе домой, давал ему хорошие книги для чтения, беседовал с ним о прочитанном. В будущем Петр Ершов всегда с благодарностью о нем отзывался и считал его своим первым наставником.
Интересный и очень важный факт: так часто случается в жизни, что добро возвращается к нам добром самым неожиданным образом! И история и биографии знаменитых людей дают в этом плане нам жизненный урок. Вот что было далее. В дальнейшем произошла смена ролей. Иван Павлович Менделеев умирает и оставляет своего 13- летнего сына Дмитрия Менделеева — будущего химика. И Петр Ершов станет опорой этому мальчику, станет его наставником в жизни и верным другом! Именно он напутствует в дальнейшем Дмитрия к поступлению в университет. Вот так человек, поддерживая человека, помогает жизни, развитию, дружбе, созиданию!
Продолжим дальше биографию. В Тобольске братья Ершовы учились достаточно хорошо, старались и стремились получить образование. По окончании училища в Тобольске Петр Ершов был награжден «Новым заветом» — массивной книгой в кожаном переплете с золотым тиснением. На первом листе был сделана дарственная надпись:
«Подарена на открытом испытании Тобольского Уездного Училища ученику 2 –го класса Петру Ершову. За отлично хорошие успехи в науках, благонравие и прилежание. 1826 года 5 дня».
Но не только учеба составляет школьные годы, это еще и отношения со сверстниками и интересными людьми. И юному Петру Ершову в этом плане опять очень везло!
В это время в Тобольске жил знаменитый композитор Александр Александрович Алябьев. Алябьев написал много музыкальных произведений. Вспомним хотя бы известный всем нам романс Алябьева «Соловей» на слова Дельвига. В Тобольске Алябьев создал симфонический оркестр.
Ершов подружился с А. Алябьевым и ходил с ним на все репетиции оркестра. Они были лучшими друзьями. Именно Алябьев познакомил Ершова с творчеством А. С. Пушкина более глубоко, ведь композитор писал музыку на его стихи.
Впоследствии он вспоминал смешную проделку, связанную с их дружбой:
«Алябьев как-то в споре со мной, шутя, сказал, что в музыке я ничего не смыслю. «Ну, брат, я докажу тебе на первой же репетиции, что ты ошибаешься». … Вот и репетиция. Сели мы с Алябьевым поближе к оркестру. Я дал ему слово, что замечу малейший фалып. В то время первой скрипкой был некто И-тков, отличный музыкант; он при каждой ошибке в оркестре такие рожи строил, что хоть вон беги. Я с него глаз не спускаю, а Алябьев ничего не замечает, для него в целом мире одна музыка. Как только у первой скрипки рожа, я и толкну Алябьева. Не вытерпел он, в половине пьесы встал да и поклонился мне… Когда дело объяснилось, мы оба расхохотались».
Так прошли школьные годы. Когда мальчики Петр и Николай Ершовы закончили обучение в гимназии, отец перевёлся в Петербург, где братья поступили в Петербургский университет.
Юность Петра Ершова: студенческие годы
В 1830 году отец будущего поэта добивается перевода в Петербург. Обосновавшись в Петербурге, отец вызывает к себе остальное семейство. Таким образом, Ершовы оказались в столице культурной жизни России того времени.
По прибытии в столицу Пётр Ершов подаёт прошение о зачислении его в студенты историко-филологического факультета Санкт-Петербургского императорского университета. И поступает в него учиться.
Так как Петр жил недалеко от университета, к нему стали часто захаживать товарищи. Молодые люди живо обсуждали новые сказки А.С. Пушкина, вышедшие в печать «Русские сказки» в. И. Даля. Хотя, надо отметить, что Ершовы жили в Петербурге довольно скромно. Братья несколько сторонились своих богатых сокурсников.
Одним из друзей Ершова был Андрей Ярославцев, который впоследствии выпустил первую биографию Петра Ершова. Он тоже увлекался литературой. Вот как он описывал Петра Ершова:
«…Особенно заметен был Петр Ершов: это была сибирская девственная натура, хранящая в себе какие-то драгоценности… Лицо его, бледноватое, без румянца; темные волосы слегка закручивались на широком лбу и на висках; нос небольшой, брови дугой поднимались над его добродушными глазами, из которых глядели мысль и фантазия… Петр Ершов до конца своей жизни избегал людей, рвущихся хоть несколько к наружному блеску или не вполне откровенных, или откровенных в предметах, бывших не по душе ему.» (Ярославцев, однокурсник и товарищ Петра Ершова)
Как Петр Ершов стал писателем
Многие известные писатели и поэты, начиная свой путь, делают некоторые пробы пера. У А. С. Пушкина, например, это лицейские стихи. А вот у Ершова проба пера стала сразу зрелой и самой известной его вещью — его главным произведением, сказкой «Конек — Горбунок». Вот как это произошло.
Первый год жизни в Петербурге был достаточно тяжелым не только для Ершова, но и для всей северной столицы. Пришла холера, людские бунты, нищета. Все это стало сильно резать глаза молодому юноше, прогуливавшемуся по улицам города в то время. Начала одна за одну цепляться мысль о сюжетах сказки, в которой героем будет бедный юноша, но честный и справедливый. Форма сказки пока не ясна Ершову – проза или стихи? Пока у Петра созревали только зачатки сюжета.
Помогло Ершову стать писателем его знакомство с Петром Александровичем Плетневым. Здесь мы находим еще один пример того, как талантливый человек может повлиять на судьбу другого человека!
П. А. Плетнев был одним из преподавателей молодого Ершова в университете, профессором русской словесности (с 1832 г. ректор Санкт-Петербургского университета). Пётр Плетнёв – поэт и критик, друг Александра Сергеевича Пушкина, ближайший его соратник во всех делах с изданием книг. Он помог в деле напечатания более чем 20 книг Пушкина. Именно Плетневу Александр Сергеевич посвятил поэму «Евгений Онегин» и назвал его человеком «души прекрасной, святой исполненной мечты, поэзии живой и ясной, высоких дум и простоты». Сам Пушкин называл его «кормильцем» и «благодетелем». Они дружили семьями. Плетнёв был активнейшим сотрудником пушкинского журнала «Современник» и продолжил издание журнала и после смерти поэта.
Именно Плетнев познакомил юношу Ершова со сказками Пушкина. В это время как раз в свет выходит «Сказка о царе Салтане». А вот и находка для формы задумок молодого Ершова! Да, это будет сказка. Ведь, если и писать что о народе, так в форме сказки, ибо это и есть сам народ.
П.А. Плетнев и А.В. Никитенко были университетскими учителями Ершова, впоследствии ввели его в литературные круги, познакомили с Пушкиным лично. Ершов любил словесность как предмет для изучения, и в его университетском аттестате значилась самая высокая оценка по словесности.
Ершов с головой уходит в работу над сказкой «Конек — Горбунок». Она получается у него достаточно быстро, все сюжетные линии выстраиваются воедино, все герои занимают свои места. Как только сказка была готова, Петр отдает ее своему преподавателю Плетневу, надеясь на его благосклонность. Его надежды оправдались.
Где в первый раз была прочитана сказка «Конек — Горбунок»?
В один из дней, Плетнев, придя в университет, вместо лекции начинает читать сказку Ершова всей многочисленной аудитории студентов. Закончив читать, Плетнев раскрыл имя автора, сидевшего тут же в аудитории. Так к автору впервые приходит слава, а произведение открывается публично.
В дальнейшем Петр Ершов получил и благословение самого А.С. Пушкина. Известно, что Пушкин сказал о литературном даре Ершова так: «Этот Ершов владеет русским стихом, точно своим крепостным мужиком». И отметил, что «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».
Кто автор первых строк сказки? А.С. Пушкин или П. Ершов?
Сказка Петра Ершова «Конек — Горбунок» начинается такими словами:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.
Кто же написал эти слова — Петр Ершов или сам Пушкин? До сих пор этот вопрос активно обсуждается.
«В апогее своей славы Пушкин с живым одобрением встретил известную русскую сказку господина Ершова „Конёк-Горбунок“, теперь забытую. Первые четыре стиха этой сказки <…> принадлежат Пушкину, удостоившему её тщательного пересмотра», так утверждает А. Смирдин в своих воспоминаниях.
Интересный факт: В 1910—1930-е годы эти строчки из сказки были включены в собрания сочинений Пушкина, но позже было решено не печатать их вместе с пушкинскими произведениями по той причине, что эту цитату Смирдина можно истолковать так, что Пушкин только отредактировал стихи.
Есть еще один факт. После смерти Пушкина Ершов заменил в своей сказке одну строку — строку «Не на небе — на земле» на другой текст, который мы и читаем в современных публикациях сказки: «Против неба — на земле». Высказывались сомнения в том, что он поступил бы так, если бы автором этих строк был Пушкин.
Интересный факт из жизни Петра Ершова
В Петербурге Ершов учился игре на флейте у известного музыкального педагога того времени и композитора О.К. Гунке, по совету которого написал в 1836 году либретто большой волшебно-героической оперы «Страшный меч».
Когда приятель спросил его, почему он предпочел именно этот инструмент, он с глубокой серьезностью ответил:
— Так ведь флейту можно уложить в карман, а на прогулках, где-нибудь в отдаленных местах, потешить себя.
Дальнейшая судьба произведений Петра Ершова
Первая часть «Конька-Горбунка» была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» под редакцией О.И. Сенковского. Опубликованная часть закачивалась словами: «Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет…»
5 октября 1834 года в «Северной пчеле» появилось объявление о том, что сказка вышла отдельной книгой. Продается она в магазине Смирдина по 5 рублей за книгу.
К Ершову с этой сказкой приходит успех, он начинает жить жизнью литератора: ходит на литературные встречи, ищет новых знакомств, пробует себя в различных жанрах. Ершов полон планов и надежд!
Но… В мире литературы того времени все было очень непросто. В силу молодости Ершов не смог это разглядеть, да и скрывалось это все тщательно. Политика и литература плотно переплетались.
После издания сказки она надолго попала под запрет публикации и второе ее издание вышло только в 1856 году после царствования Николая — цензура не давала издавать «Конька- Горбунка». Отзывы на сказку тоже были противоречивыми.
Журнал «Северная пчела» был булгаринским. Это означало, что хвалебная речь в журнале о Ершове своей целью имела сделать его «своим» писателем.
Журнал «Молва» зачисляет Ершова в «смирдинские писатели» и публикует негативный отзыв о «Коньке-Горбунке», называя это произведение подделкой. Автор статьи писал: «Конек-Горбунок не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса». Это был удар для писателя. Автором статьи этой, кстати, был известнейший критик В. Белинский.
Порвать со Смирдиным Ершов не мог из-за затруднительного денежного положения, Плетнев же соглашался печатать в «Современнике» его стихи исключительно бесплатно.
И хотя, внешне все казалось удачным, стихи Ершова печатались в журналах, автор начинает понимать, что они не идут ни в какое сравнение с его сказкой.
Издавались и подделки сказки Ершова. Например, если в исходном тексте Ершова говорится:
В глазки с нежностью глядит,
Сладки речи говорит:
«Бесподобная девица,
Согласися быть царица!
Я тебя едва узрел —
Сильной страстью воскипел.
Соколины твои очи
Не дадут мне спать средь ночи
И во время бела дня —
Ох! измучают меня.
Молви ласковое слово!
Все для свадьбы уж готово;
Завтра ж утром, светик мой,
Обвенчаемся с тобой
И начнем жить припевая».
А царевна молодая,
Ничего не говоря,
Отвернулась от царя.
то в переделанных вариантах эти слова во время цензуры были изменены так:
«Миловидно улыбнулась
И к царю тут повернулась.
Говорит царю в ответ:
«Я твоя, тут спору нет…»
Была у Ершова и попытка вернуться к сказительному народному жанру, идея оформилась позже в виде поэмы «Иван-царевич». Но поэма так и не была написана, а рукописи ее Ершов сжег в порыве разочарования. Пробовал он себя позднее и в создании либретто русской оперы. По характеру это была волшебно-героическая опера, имевшая название «Страшный меч». Некоторые ее части оказались даже весьма удачными. Либретто получило одобрение к представлению в свет. Но представлено так и не было. Ершова опередила опера Глинки «Жизнь за царя».
В чем причина дальнейших литературных неудач Петра Ершова?
Почему, написав гениальную сказку в юные годы, Петр Ершов более так и не создал ни одного произведения столь популярного? Ответ на этот вопрос дает Корней Иванович Чуковский в своей книге «От двух до пяти» в главе «Заповеди детских писателей. Учиться у народа — учиться у детей».
Он пишет очень важные для всех нас — живущих в 21 веке- слова, слова — урок жизни:
Спасибо,большое за статью!!!!!!Она очень полезна для всех!!!
В детстве я обожала эту сказку. У нас была пластинка, где сказка была записана актёрами. Слушали с братом её без конца. Каждый раз с замиранием сердца. Детям, когда они были маленькими тоже ставила эту пластинку.
Благодарю, Ася!
Ася, спасибо огромное за такой полный, интересный, познавательный материал. С удовольствием применю его на уроке в школе.
Иванушка -это человек чистый, бескорыстный и с открытым сердцем, каким был и сам Петр Ершов.
Спасибо за чистоту и бескорыстие!
Спасибо большое, очень интересное изложение