Овощи: беседы с маленькими детьми . Из опыта работы первых отечественных детских садов. История дошкольной педагогики в России — Л.К. Шлегер. Сказки об овощах для детей.
Ровно век назад в 1913 году в России вышла книга «Материалы для бесед с маленькими детьми: пособие для детских садов» под редакцией известных педагогов – новаторов того времени Л.К. Шлегер и С. Т. Шацкого. В книгу вошли материалы для бесед с детьми – дошкольниками по темам «Времена года. Овощи. Фрукты», а также рекомендации по изготовлению игрушек вместе с малышами. Книга была составлена сотрудникам общества «Детский труд и отдых», которое было в то время настоящей лабораторией по созданию новых «дошкольных» методик воспитания и обучения малышей — методик, основанных на уважении личности ребенка и на идее его разностороннего развития в детском саду.
Эта книга долгое время была очень популярным пособием по обучению речи детей дошкольного возраста для воспитателей детских садов.
Предлагаю одну из бесед из книги «Материалы для бесед с маленькими детьми». Она не утратила своей актуальности до сих пор. Даже наоборот! В наше время, когда всё больше и больше мы отходим от реального мира в мир виртуальный, и даже малыши познают мир не в жизни, а по картинкам в презентациях и видео, эта беседа напоминает нам простые истины обучения малышей и развития их способностей. Это истины, открытые и обозначенные уже век назад:
- В беседе максимальную активность должны проявлять дети, а не взрослый. Взрослый лишь дирижер, который детскую активность направляет своими вопросами.
- Вопросы взрослого в беседе должны не просто констатировать факты (назови форму, цвет, размер и т.д.), а учить ребенка думать, находить взаимосвязи явлений, размышлять, сравнивать, делать самостоятельные выводы и обосновывать свое мнение, показывать ребенку новые стороны уже известных ему предметов.
- В беседе обязательно должен использоваться наглядный материал – предметы или картинки (или «каталоги» — дореволюционный вариант современных рекламных журналов). Причем очень хорошо, если предметы для беседы (в данном случае овощи) дети сами принесут с огорода.
- Беседа обобщает те впечатления, которые уже получены ребенком в реальной жизни.
- Беседа тесно связана с другими видами деятельности детей – рисованием, лепкой, аппликацией, игрой, слушанием произведений художественной литературы.
- Беседа не должна быть заучиванием фактов, сообщаемых взрослым, а должна быть общим обсуждением и рассуждением детей вместе со взрослым и самостоятельным размышлением и исследованием — открытием ребенка! (Мое примечание – ох, как редко это встречается сейчас в «развивающих методиках» в изобилии имеющихся в сети и в магазинах. И как часто в 21 веке люди стали уходить совсем в другие задачи – в заучивание с ребенком кучи фактов или натаскивании его на запрограммированный круг упражнений. В результате получаем вместо ребенка «ходячую энциклопедию», не имеющую своего мнения, не желающую думать, но зато легко управляемую и с претензией на несуществующую «гениальность»).
Наши предки были мудры. Свою методику обучения маленьких детей они строили не на собственных амбициях, а на результатах внимательного наблюдения за природой малыша и его природным развитием. И нам есть чему у них поучиться!
Давайте перенесемся на 100 лет назад и побываем в детском саду 1913 года на беседе с детьми по теме «Овощи». Конечно, сейчас есть уже другие исследования в дошкольной педагогике и сейчас эту беседу можно было бы провести совсем по-другому — еще более интересно и результативно, но ведь это были первые шаги дошкольной педагогики! И они были в очень правильном направлении! А идеи, заложенные в этой беседе по теме «Овощи» актуальны и сейчас!
Текст беседы приведен в авторском варианте Л.К. Шлегер. Мои примечания выделены курсивом.
Дополнительный материал к беседе — загадки об овощах Вы найдете в статье «Загадки»
Беседа «Овощи» (Л.К. Шлегер, 1913 год)
«Сходите с детьми на рынок, в овощную лавку, если это возможно, или пусть сами принесут разные овощи: морковь, картофель, репу, огурец, горох, бобы, лук, свеклу, редьку.
Хорошо иметь под руками каталоги садовых растений, картины или открытки.
Беседа
Какие вы знаете овощи? У каких овощей мы едим корешки, а у каких вершки? У каких едим луковицу? У каких едим листья? Рассмотрите кочан капусты, у которого сохранились кочерыжка и корни. Покажите кочан цветной капусты.
У каких овощей мы едим семена? (Горох, бобы). В чем лежат зерна гороха, бобов? (В стручке). Что сделается с стручком, когда зерна поспеют? Какого цвета сырой горох? Какого цвета спелый?
У каких овощей мы едим плоды? (Огурцы, арбуз, дыня, тыква). Какие овощи сладкие? Отчего они сладкие?
В каком виде мы едим овощи? (В сыром и вареном)
(Мое примечание – здесь хорошо было бы выяснить, в каких знакомых ребенку блюдах есть овощи – рагу, борщ, щи, шаньги и т.д.)
Растут ли овощи зимой? Откуда же мы берем их зимой? (Мое примечание – это очень важный вопрос! Вопрос проблемный и требует от ребенка найти самостоятельно вариант решения противоречия. Если ребенок ответит «Зимой мы овощи берем из магазина», то нужно спросить: «А откуда овощи взялись зимой в магазине, ведь они зимой не растут?». Пусть малыш выскажет предположение. После его предположения задайте следующий вопрос). Как их сохраняют? (В сухом прохладном подвале). (Мое примечание — в современном варианте в овощехранилище).
Что мы делаем с огурцами, капустой? (Мое примечание – наверное, имеется ввиду, что огурцы мы солим, а капусту квасим). Сушеные овощи показать. (Мое примечание –сейчас можно показать сушеную морковь или лук, которые продаются в магазине).
Как называется место, где растут овощи? (Огород). Был ли кто на огороде? Что нужно делать, чтобы овощи хорошо росли?
Пусть дитя узнают каждый на ощупь, по вкусу (Мое примечание – имеется ввиду игра – «угадай на ощупь» с завязанными глазами и аналогичная игра с завязанными глазами «угадай овощ на вкус»).
Детские работы
- Дети делают овощи,
- Раскрашивают их;
- Вырезают из цветной бумаги и наклеивают,
- Рисуют.
- Вырезают из каталогов.
Благодаря этому они привыкают отыскивать в книге то, что им в данный момент нужно.
- Устраивают огороды,
- Делают инструменты, нужные для огорода: лопаты, лейки, грабли.
- Делают овощную лавку, торговца с лотком (мое примечание – имеется ввиду материал для детской игры)
- Луковицу рисуют,
- Сажают одну в землю, другую в стеклянный стакан, чтобы можно было наблюдать за ростом корешков в воде.
Литература для детей
Дедка и репка (современный вариант названия сказки «Репка»).
Репка (в обработке К.Д. Ушинского)
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может.Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытащить не могут.Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.Кликнула Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Машка мышку. Мышка за Маку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытянули репку.
Мужик и медведь (современный вариант названия сказки «Вершки и корешки» — Вам она знакома по одноименному мультфильму
Мультфильм «Вершки и корешки»
Пятеро в одном стручке Г.Х. Андерсена — современное название «Пятеро из одного стручка».
Пятеро из одного стручка
Как дед Мирон репку сеял.
Ясное утро Флерова.
Воспитателю и заинтересованному родителю: вопрос на засыпку.
1.Можно ли сейчас использовать беседы Л.К. Шлегер? Как? Что в беседе об овощах Вы бы оставили бы прежним, а что бы изменили?
2. Отличается ли и чем структура современной беседы с детьми и беседы с детьми Л.К. Шлегер? Чем? Одинакова ли последовательность вопросов в беседе об овощах Шлегер Л.К. и в беседах в соответствии с современными требованиями?
Советую почитать:
Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми
Цветы и травы в стихах, картинках, рассказах и заданиях для детей.
Полезные практические материалы для игр и занятий с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубриках:
Интересную и полезную информацию по истории дошкольной педагогики Вы также найдете в статьях серии «Детский сад 100 лет назад»:
Дары Фребеля: первые в мире обучающие и развивающие игры для воспитания детей в детском саду.
Воспитание стиля. Е.И. Тихеева.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"