Март: народный календарь весенних забав, примет, пословиц и загадок, игр с детьми.
Народный весенний календарь: март
Как раньше называли март? Играем со словами
Март- зимобор, протальник, ветронос, водотёк, грачевник. Так называли март раньше.
Порассуждайте вместе с ребенком о том, откуда взялись эти названия – от каких слов они получились и какие весенние приметы марта в них отражены.
- Что может означать слово «Зимобор » (это зиму берет, а может быть с зимой борется? ). Значит, в марте зима от нас уходит.
- Что означает название месяца «Протальник» -на какое слово похоже? Да, от слова «проталина». Значит, в марте бывают проталины.
- Как еще можно было бы назвать март. Придумайте с малышом свои названия.
Примеры творческих заданий – игр со словами о марте:
А. Если в марте много воды, то его можно назвать – как? (водонос, водотёк, водный, водомесяц и другие любые слова, которые придумаете вместе). Такое словотворчество учит малыша анализировать слова, вслушиваться в них, развивает языковое чутье и языковые способности ребенка, его мышление.
Б. Если в марте тает лед, то как его можно назвать? Давай придумаем свои названия (можно придумывать смешные юмористические слова — дети придумывают самые разные варианты от «ледотай» или «льдотаин» до «таелёд» или «водолед», главное, что они сочиняют ,играют со словами и делают это с удовольствием!).
В. Если в марте к нам прилетают птицы, то как его можно назвать? (птичий месяц, птицелет, птицеприлет и любые другие варианты).
Г. Если в марте тает снег, то как его можно назвать?
Подобные задания можно предлагать детям старше пяти лет и придумывать вместе с малышами свои названия разных месяцев, в которых бы отражались приметы этого месяца.
Какие приметы месяца называются в загадках?
Март — зимобор
Русские люди говорят так: «В марте и сзади, и спереди зима». Что это означает? (а значит, борется весна с зимой, никак зима не хочет уйти). На эту тему о марте есть замечательное стихотворение Тютчева — «Зима недаром злится» — давайте его вместе послушаем. А с детьми 6 лет и старше можно его выучить наизусть. Это одно из любимых детских классических стихотворений о весне.
Современное название «март» марту дали римляне в честь бога войны Марса. Древнерусское название марта – «сухий» могло означать на то, что осадков в этом месяце немного.
Поговорки о марте
О марте говорили и примечали так:
- Не пугай, зима. Весна придет!
- Весною сверху течет, а снизу морозит.
- Осень прикажет, а весна придет – своё скажет.
- В марте и на корыте поедешь (значит, бездорожье).
- Мартушка закрутит вертушку (значит, ветер еще будет).
- Март не верен: то плачет, то смеется.
- Февраль зиму надувает, а март – ломает.
- Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
- При холодной весне градобойное лето.
- Март не весна, а предвесенье.
- В марте – вода, в апреле- трава.
- В марте день с ночью равняется, меряется.
- Если в марте вода не течет – в апреле трава не растет.
- В начале марта воробьи подбирают себе пары.
Традиции призыва весны в марте
Все народные традиции марта были тесно связаны с призывом весны.
6 марта –Тимофей – весновей. По Тимофею и весна.
9 марта – День обретения главы Иоанна Предтечи, а в народе – Обретение. На Обретение птица гнездо обретает. В этот день во многих районах выпекались из теста птички, угощали ими деток своих и соседских. Дети выходили с птичками на улицу, сажали их на деревья.
12 марта – Прокоп перезимний дорогу рушит.
Именно про человека с древним именем Прокоп и сочинена сложная скороговорка: «И при Прокопе кипит укроп. И без Прокопа кипит укроп».
13 марта – Василий – капельник – с крыш каплет. В этот день всегда бывает оттепель.
Василий – капельник капли дает, капли уж будут – к доброму году! На домах появились сосульки.
Задание для детей: загадайте малышу загадки про сосульки:
Первая загадка.
Ледяная Бахрома
Разукрасила дома.
Почему сосульки сравнивают с бахромой (рассмотрите бахрому дома на предметах интерьера или в магазине – какая бывает бахрома? Чем сосулька на нее похожа?)
Вторая загадка.
Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт
Чем похожи сосулька и гвоздь? (крепкие, холодные, длинные, тонкие). Чем они отличаются? (сосулька тает от солнца, а гвоздь нет). На что еще похожа сосулька ( на палочку, морковку, карандаш и др.)
Третья загадка.
Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз.
Чем похожи морковка и сосулька? А чем они отличаются?
14 марта – Авдотья – весновка или Евдокия – плющиха. Еще называли так: подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол.
Плющиха – от слова «плющит». Что же она плющит? Что весной может расплющится? Конечно, лед и снег. Снег становится приплюснутый, а не пушистый, как был раньше, зимой. Приходят первые оттепели.
По старому календарю Авдотья была 1 марта – т.е. это был первый день весны. Поэтому с этим днем было связано много обычаев.
В этот день замечали, какая погода. И по ней судили о погоде в будущем.
Приметы на этот день:
- Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.
- Авдотья — весновка весну снаряжает.
- С Евдокии – плющихи первые оттепели.
- Евдокея – долгие капели.
- С Евдокеи вихри да метели.
- И на Евдокею мороз случается.
- Какова Евдокея – таково и лето.
- На Евдокею погоже- так и всё лето пригоже.
- Отколе ветер с Евдокеи – оттуда и всё лето.
- Смотри лето по Евдокее: на Евдокею снег с дождем и теплый ветер – к мокрому лету, а мороз и северный ветер — к лету холодному.
- На Евдокею снег – урожай.
- На Евдокею холодно – скот кормить лишние две недели.
- День Евдокеи красный – будет урожай на огурцы и грузди.
В этот день высаживали рассаду. По народному поверью посеянная в этот день рассада в горшочках не пострадает от морозов. Обычно на Авдотью сеяли капусту.
Женщины начинали белить холсты, брались за ткачество и занимались им до посевных работ.
Приносили в этот день из лесу сучьев и топили дом, чтобы весна была теплой. Сбрасывали снег с крыши дома. А вечером примечали – есть ли сосульки на крыше – если есть, то лен вырастет отличный!
Весенние мартовские заклички
На Евдокею зазывали – кликали весну. Говорили так:
Приди, весна,
Весна- красна,
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
Да с великой милостью!
С льном высоким,
С корнем глубоким.
С хлебом обильным!
Что закликалось в этой закличке? Урожай льна ( обсудите с малышом, зачем нужен лед), урожай хлеба и урожай овощей и фруктов (корень глубокий у растений хорошо их питает, они хорошо развиваются и плодоносят).
Весна- красна!
На чем пришла?
На чем приехала?
На сошечке,
На бороночке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
Другой вариант этой же заклички:
Приди, весна,
Весна- красна,
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
Да с великой милостью!
С просом, с гречею,
С калиною – малиною,
С черной смородиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой –муравушкой.
Выучите с малышом одну и закличек и позовите весну на прогулке. Очень часто природа отвечает детям и … вдруг выглядывает солнышко. Малыши очень этому радуются и искренне верят, что это они позвали весну и солнышко.
Идея –подсказка: как учить весеннюю закличку интересно, легко и весело. Чтобы детям было интереснее, создайте игровую ситуацию.
- Нарисуйте в верхней части альбомного листа желтый круг – это солнышко. Белое поле – это снег.
- Нарисуйте на отдельном листе схематично две фигурки – зиму и весну.
- Вырежете. Поставьте их рядом на лист – зима стоит рядом с весной и никак не хочет уйти. Надо нам помочь весне! \
- Каждое повторение заклички – это один лучик от солнышка, который прогоняет зиму прочь (зима «делает» один шажок от весны, она боится этого лучика- ребенок говорит закличку, а мы рисуем лучик к зиме, она отбегает от лучика). Наша задача – прогнать зиму вон. А для этого придется не раз повторить закличку.
- Очень удобен такой прием при заучивании закличек с группой детишек. Тогда каждый ребенок вносит свою лепту в общее дело – в помощь весне и солнышку.
- Сначала взрослый говорит начало фразы, а малыш ее договаривает. Потом малыш уже повторяет отдельные строчки из заклички сам. Если Вы будете ее вспоминать на прогулке – то он запомнит ее достаточно быстро.
15 марта – Федот. На Федота занос – долго травы не будет.
В марте прилетают на родину первые птицы. Первые вестники весны – это грачи, скворцы и жаворонки.
17 марта – Герасим – грачевник. В этот день пекли грачевники (к лепешке из теста прикрепляли головку из теста, а вместо глаз – угольки, в бока втыкали перья). Получались птички – грачи. Прилетают – возвращаются на родину грачи.
- Грач на горе – весна во дворе.
- Грач всю зиму склевал.
- Герасим – грачевник грачей пригнал.
- Увидал грача – весну встречай!
- Если грачи сели на гнезда, то через три недели можно выходить на посев.
Грачи летят к нам с той же скоростью, с какой продвигается к нам фронт весны – 50 км в сутки.
18 марта – Конон – огородник, Конон -градарь. Замачивают семена для высева, меняют гнилые парубни, готовят парники. Начинают копать огороды.
В старинных месяцесловах писали: «Хотя бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород. И ты только почни в этот день, непременно огород будет добр, и овощу будет много».
20 марта – Сороки, день весеннего равноденствия – день, когда день с ночью равняется. А по церковному календарю – это 40 мучеников Севастийских. В народном календаре – Сороки.
На Русь 40 пичуг пробираются. Лепили 40 птичек из теста и раздавали. Делали из теста всей семьей вместе с детьми. Подробнее о весеннем обрядовом печенье Вы узнаете в этом видео, а также научитесь лепить один из видов такого печенья.
Как пекут детки птиц и откуда взялся этот праздник, почему пекут именно жаворонков — очень подробное объяснение Вы найдете в видео одной из воскресных школ
Птичек пекли во всех районах России, но называли их по-разному: жаворонки, грачевники, кулики, чувилки, тетёрки, скворечники, грачи, канареечки. Пекли из постного теста, наряжали и украшали, привязывали к ним ленточки, мазали медом. Птичек привязывали к шестам (чтобы они как будто «летели» на веревочке), сажали на кусты и большие деревья, носили с собой на улицу и закликали:
— Жаворонки –жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну – красну,
Зима надоела.
Весь хлеб поела!
Печеньем угощали и птичек – сами всё не съедали.
Давай деткам печенье – жаворонки, приговаривали:
— Жаворонки прилетели, на головку к деткам сели.
Дети, получив жаворонков, бежали на улицу, играли с ними весь день. А к вечеру съедали. Подбрасывали их вверх и ловили, клали на голову, держали в руках, натыкали на палочки и бегали с ними. Старались поднять птичек повыше, для этого залезали на крыши сараев, заборы, деревья. Иногда сажали жаворонков на стог и сбивали их шапками – имитируя прилет.
Привязывали печенье к шесту на веревочках и раскачивая шест так, чтобы жаворонки летали, приговаривали:
Жаворонок –жаворонок,
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам – телегу!
Как испечь с детьми жаворонков
Рецепт теста для жаворонков. Изначально жаворонки предназначались для приманивания настоящих птиц и для животных, не для еды. И поскольку их выпечка приходилась на Великий пост, то тесто замешивалось постное: на воде из ржаной муки.
Примерный рецепт: 1 кг ржаной муки, 1-2 столовые ложки растительного масла, 2, 5 стакана воды (добавлять постепенно), половина чайной ложки соли.
Муку с солью горкой высыпали в миску. В углубление в центре горки вливали воду (лучше чуть теплую), тщательно перемешивали. Тесто должно быть крутое, приятное на ощупь, мягкое, приятного цвета и запаха и хорошо лепится. Если прилипает к рукам –то добавить растительное масло. Иногда к тесту прибавляют немного пищевой соды для его рыхлости. Вылепить жаворонков и подсушить их в духовке. Глаза можно сделать из изюма.
Из такого же теста пекли и другое печенье – кресты. На поверхность креста наносили узоры вилкой – крестики, в серединки вдавливали изюм или сушеные ягодки малины, черники, смородины (располагали их крестом). Еще кресты украшали точками – их можно нанести спичкой или зубочисткой (символ засеянного поля).
Сейчас в некоторых семьях пекут жаворонков и со сметаной, и с маслом – но традиционное тесто совсем другое, т.к. в пост не пекли из таких продуктов.
Прилет птиц в марте. Игра в рифмы.
Закликали дети и других птиц: попробуйте не читать ребенку текст полностью, а попросить его, чтобы он придумал окончание фразы сам. Это развивает чувство ритма и рифмы и словесное творчество ребенка. Придумайте и свои заклички про других птичек, например, синички — синички, принесите… (рукавички).
— ЖаворОнки – жаворонки, прилетите!
Красну вёсну принесите!
Зиму холодну унесите!
Галки – галки, принесите по … ? (палке)!
Голубочки – голубочки,
Принесите по… (клубочку),
Кукушки – кукушки,
Принесите по мотУшке,
Синицы- синицы,
Принесите по.. (спице),
Чечетки- чечетки,
Принесите по… (щетке),
Утки, утки,
Играйте в .. (дудки)
Говорили еще так: Сколько проталинок, столько и жаворонков.
Послушайте, как поет жаворонок. А если услышите это пение в лесу и увидите жаворонка — покажите его малышу. Жаворонка часто можно увидеть, только мы его не узнаем, так как наряд у этого знаменитого «певца» очень скромный.
Приметы о птицах и их прилете на родину
- Жаворонок прилетает к теплу, а зяблик – к стуже.
- Журавль прилетел – тепло принес.
- Чайка прилетела – скоро лед пройдет.
- Трясогузку – ледоломку журавль на хвосте принес.
- Увидал скворца, знай – весна у крыльца.
- Грач – на проталинку, скворец – на прогалинку.
В марте не только прилетают к нам пернатые певцы, но появляются первые детки у зверей и птиц. Первое гнездо – у мамы – вороны, она в марте сидит на гнезде, у других птиц еще кладки яиц нет. А у зайчихи тоже прибавление в семействе – родились зайчатки – настовички. Почему они так называются? От слова «наст» — они появляются, когда еще есть снег и на снегу – наст. Это очень крепкие зайчатки, которые выносят даже мартовские морозы.
30 марта. Алексей – с гор потоки.
- Алексей – из каждого сугроба кувшин пролей.
- На Алексея снаряжай телегу (сани уже не подойдут).
- На Алексея с гор вода. А рыба трогается со стану с зимовья (рыба больше водится у берегов, особенно там, где бьют ключи талой воды).
В этот день поиграем с детьми в родничок и с корабликами.
Народные игры с детьми в марте
Весенняя подвижная игра «Родничок»
Встаем с одной стороны ручейка друг за другом, обхватывая впереди стоящего двумя руками за пояс. И приговариваем:
Разлился родничок, золотой рожок – Ух!
Разлился ключевой, белый, снеговой – ух!
По мхам, по болотам, по гнилым колодам – ух!
После этого прыгают дружно на другой край ручейка (нужно перепрыгнуть через ручеек). Можно рисовать ручеек на земле (прыгать на асфальте детям нельзя – см. статью).
Играем с корабликами
А еще – пришла пора пускать кораблики в весенних ручейках и лужах. Опускаем кораблик в лужу (кораблик можно сделать из дощечки, бумаги, щепки, картонки, скорлупки грецкого ореха) и приговариваем:
Дуй – дуй, ветерок, с запада на восток!
Кораблик гони до великой реки!
В марте водили хороводы на пригорках и буграх. А еще это месяц традиционных весенних подвижных игр — например, игры в горелки.
Весенняя традиционная игра «Горелки»
Игроки берутся за руки, образуя пары. Пары стоят колонной. Впереди в нескольких шагах от колонны стоит «горельщик». В его руках яркий платок.
Игроки приговаривают или поют:
Гори – гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят,
Колокольчики звенят.
Как только песня заканчивается та пара, что оказалась последней, размыкает руки и разбегаются вдоль ручейка, бегут по одиночке в горельщику, стараясь взять у него платок. Первый, кому это удалось, остается с платком в роли горельщика. Двое других образуют пару и встают впереди колонны.
Продолжение народного календаря на апрель — в следующих статьях цикла «Народный календарь».
Интересная коллекция весенних игр, сказок, логических загадок о весне, занятий с детьми ждет вас в статьях:
— 11 познавательных сказок для детей о весне с заданиями и картинками.
— 37 весенних стихотворений для детей разного возраста, словесное рисование, видео для детей.
— Весна — красна: речевые игры и задания в картинках для детей от 3 лет и старше
— Животные весной: познавательные рассказы, логические задачи о животных весной для детей в картинках и заданиях.
— Времена года: весна. Игры, стихи, познавательные задания о весне для детей, наблюдения на прогулке, логические задачки и эксперименты, речевые упражнения, физкультминутки, картинки, загадки.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
Спасибо огромное! готовый материал для занятий с детками. всегда жду новостей с Родной тропинки и многое использую для занятий со своими детками, особенно со старшей дочкой (4,5 года).
Ася, спасибо Вам большое! Вы умный и ооочень интересный человек!!! Я тоже всегда жду новостей от Родной тропинки. С удовольствием читаем Ваши материалы и по ним занимаемся с дочей.Всего Вам хорошего!
Спасибо за интересный материал! Очень пригодиться в работе.
Огромное спасибо за Ваш труд!!!! Очень понравился нам с детками Ваш календарь!!!! Ждем продолжения 😉
Спасибо огромное,весь материал, ничего больше искать не надо. Для работы просто супер!