Народный осенний календарь игр и затей с детьми. Часть 3. Ноябрь. Народные праздники и традиции ноября вместе с детьми.
Народный осенний календарь игр и затей с детьми. Часть 3. Ноябрь
Календарь на предыдущие месяцы Вы найдете здесь:
- «Народный календарь игр и забав с детьми. Сентябрь»,
- «Народный календарь игр и забав с детьми. Октябрь».
О месяце ноябре: русские традиции
Ноябрь назывался в русском народе «хмурень». Спросите ребенка, на какое слово похоже слово «хмурень»? (хмурый) Почему у ноября «хмурый характер»? Говорили раньше и так: «Ноябрь – сентябрю внук, октябрю – сын, а зиме – родной батюшка».
В ноябре люди прощались с Солнцем и Землей до будущей весны, ведь земля на долгие месяцы уйдет под снег.
Называли ноябрь «груденъ» — от слова «груда», везде – груды промерзшей земли. А еще – «листогноем» (листья преют) и «полузимником» (осень и зима встречаются).
- Ноябрь – ворота зимы.
- Ноябрь – сумерки года.
- В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
- В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.
Даты народного календаря на ноябрь
4 ноября. Казанская зимняя (осенняя)
Это день переходный от осени к зиме. Начинается предзимье. С утра может идти дождь, а к вечеру – снег. В этот день заканчивали строительство, расплачивались с мастерами – плотниками, каменщиками, штукатурами.
В этот день люди примечали погоду. Давайте и мы с детьми зарисуем ее значками в календаре природы, а потом пронаблюдаем – совпадут ли приметы (придумайте с ребенком вместе, как Вы зарисуете погоду: например, много вертикальных линий – это дождь, снежинки – снег, солнышко – солнечный день, синий кружок – холодно, красный — тепло и т.д.)
- Что Казанская покажет, то зима и скажет.
- Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
- В День Казанской Богоматери всегда идет дождь.
- Дождь пойдет, так все луночки зальет, снег пойдет – все дороги заметет.
- До Казанской не зима, после Казанской – не осень.
10 ноября. Ненила- Льняница, Параскева Пятница
Это женский день народного календаря, «бабий праздник».
Параскева – покровительница женской рукодельной работы, прежде всего связанной с пряжей. В этот день мяли и трепали лен, первые пряди льна несли освещать в церковь, часть оставляли у икон. Устраивали «льняные смотрины» – выставляли напоказ на улицу вытрепанный лен.
В Костромской губернии был обряд – варили кашу из пшена нового урожая, заправляли ее свежесбитым льняным маслом и в ходе трапезы благодарили Бога за новое пшено и свежее льняное масло.
Познакомьте малыша с тем, как люди выращивают и обрабатывают лён, покажите льняные изделия, которые есть у Вас дома (например, салфетка, скартерть, полотенце, одежда). Вам поможет рассказ в картинках с заданиями для детей «Как рубашка в поле выросла».
Покажите ребенку разную пряжу, которая есть у Вас дома или в ближайшем магазине: шерстяную, хлопчатобумажную, льняную, синтетическую, разную по фактуре и толщине нитей. Найдите среди его вещей вязаную одежду и сшитую одежду, рассмотрите, чем они отличаются.
Старшему дошкольнику можно показать, как набирать петли на спицах, или как вязать цепочку петелек из толстых ярких ниток крючком. Покажите разные нитки для вязания крючком – лен, хлопок, синтетические, шерсть, сравните их на ощупь (толщина, фактура).
Вязание крючком очень полезно для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики детей. Для дошкольника достаточно научиться вязать крючком цепочки из воздушных петель и выкладывать из них разные изображения и узоры на картоне или ткани — контур солнышка, цыпленка, цветочка, кораблика или любой другой, который Вы захотите выложить из пряжи. Таким способом можно выполнить небольшие открытки в подарок или панно. Вы рисуете силуэт, а малыш вяжет цепочку петелек, и вместе Вы приклеиваете связанные крючком разноцветные цепочки к силуэту (клей ПВА наносится на контур, и к нему прикладывается цепочка, если остались лишние концы цепочки, то укладываются дальше по контуру рядом с первым слоем или в спираль или волну в зависимости от сюжета).
Если Вы никогда не вязали, то Вам поможет это видео. Первую петлю всегда делает взрослый, а дальше цепочку вяжет ребенок.
11 ноября – Анастасия – овчарница
Стригут овец и получают шерсть.
Загадайте загадки об овцах:
— По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Почему в загадке овцы называются шубой и кафтаном?)
— Не прядет, не ткет, а людей одевает (овца, баран).
Видео для детей о том, как стригут овец и получают у них шерсть:
Перед просмотром видео спросите малышей:
- Кто такой парикмахер?
- Что он делает?
- Где работает?
- А есть ли парикмахеры для животных? Зачем они нужны?
Из видео Вы узнаете:
- Бывает ли парикмахерская для овец?
- Как их стригут мастера?
- Сколько шерсти получается с одной овцы?
- Как относятся овцы к новой прическе?
- Что и как делают из овечьей шерсти?
http://youtu.be/xmwCaVHsX2I
12 ноября. Зиновий — синичник
Не пропустите этот замечательный день народного календаря – синичкин праздник.
Это птичий праздник, и мы обязательно отпразднуем его вместе с детьми. Сделаем кормушки (сказку про кормушки и как их сделать и как стать Добрым Повелителем Птиц Вы найдете в статье «Как сделать кормушку для птиц»), сварим птичий пудинг (см. статью «20 идей для осенних игр с детьми»), расскажем сказку о перелетных птицах «Как воробьишко Африку искал», а также посмотрим видео «Синичнкин календарь» или прочитаем эту замечательную сказку!
Аудиовариант познавательной и очень доброй и увлекательной сказки В. Бианки про синичку Вы найдете в виде ниже:
Синичкин календарь. В. Бианки. Часть 1.
Синичкин календарь. В. Бианки. Часть 1.
Полная версия Синичкиного календаря по месяцам в аудиоварианте есть здесь.
14 ноября – Кузьма и Демьян — Рукомесленники
Кузьма и Демьян – покровители ремесла: у мужчин – кузнечного, у женщин – всех.
Это день прощания с осенью и встречи зимы. Это день завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерен нового урожая, поэтому Кузьму и Демьяна называли также кашниками.
Расскажите в этот день малышам о разных злаках, о том, откуда берется та каша, которую они каждый день едят, как она выросла на поле, как люди получают хлеб. Интересно рассказать пшенице и труде хлеборобов Вам поможет статья «Детям о хлебе: как выращивают хлеб».
В эти дни продолжался свадебный период, и к Кузьме и Демьяну обращались с просьбой: «Кузьма – Демьян, скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую, вековечную».
Этот день интересен и тем, что он связан с известным всем нам выражением «подкузьмить». К Кузьме- Демьяну были приурочены торги, которые не всегда проходили честно. Поэтому и возникло это выражение об обмане – «подкузьмить». А еще говорят до сих пор и так «подъегорить» (обмануть) – но это связано уже с декабрьским календарем.
В этот день проходил «куриный праздник», проводились обряды, связанные с сохранностью кур: в курятниках кропили стены и насесты святой водой, утепляли стены в курятнике, вешали там «куриного бога» в виде камня с отверстием или горлышко глиняного сосуда.
Готовили на Кузьминки специальное кушанье – куриную лапшу и пирог – курник с начинкой из куриного мяса и яйцами. Это была еда, которая готовилась для жениха и невесты и подавалась на свадебном пиру.
На три дня Кузьминок девушки снимали помещение и устраивали ссыпчину, в нем принимали в гости парней. Каждой девушке надо было принести для ссыпчины что-то из дома в сыром виде.Девушки собирали продукты и все вместе готовили пиршество. Обязательным блюдом на пиршестве была каша.
Ася здравствуйте! Благодарю вас за ваш труд, все очень интересно. Единственное пожелание — упоминать память какого святого в этот день отмечается, кратко рассказывать о нем, а то какие-то абстрактные имена получаются и язычеством оттдает. Все-таки народные традиции и вообще течение жизни были плотно связаны с церковным календарем.
Еще раз благодарю вас за труд.
Ольга! Спасибо за пожелание! Но вот я столь трепетно отношусь к Вере и к Богу и к Душе Человека, что боюсь что-то сказать не так. Для меня это слишком сокровенно и душевно, не для всех. Поэтому в календаре даю именно то, что характерно для народных традиций.
А уж каждая семья сможет сама решить, когда и как познакомить маленького человека со столь сокровенными знаниями как история Святых. Т.к. меня часто коробит от тех «историй», которые я встречаю в сети, «адаптированных под маленьких детей». а реально с выхолощенной сутью этой истории. Вот этого очень хочу избежать.
Я вас очень понимаю, но иногда хочется чего-то избежать и в итоге мы впадаем в другую крайность. Тут наверное нужна какая-то середина. Может лучше посоветоваться с вашим духовником по этому вопросу, дать ему прочитать статью? Тем более что сейчас очень популярно неоязычество, которое любит опираться на народные традиции и выхолащивать из них любую привязку к христианству.
Ольга! Именно поэтому дабы избежать крайностей я и делаю статьи по этнографии народного календаря. Ведь этнографию как науку оспорить трудно. И в основе того народного календаря, который я даю на сайте — научные статьи из сборников, в частности Санкт-Петербургского университета, серии трудов Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая Российской Академии Наук. Это современные серьезные научные издания НИИ, а не публицистика или не домыслы и не искаженные пересказы в газетах.
Может быть, когда-то я дозрею до другого уровня и сделаю и рассказы о жизни известных святых для малышей — пока я к этому не готова. Ведь, кроме того, чтобы написать текст, надо учесть психологию малыша — что и как на него повлияет, что он впитает в два года, о чем рассказать в три-четыре года, и он это поймет, а о чем в шесть. А о чем-то лучше рассказать только уже только в подростковом возрасте, т.к. раньше не поймет сути. А тут уже можно будет обсудить.
Пока я не готова делать такие рекомендации для тысяч читателей моего сайта, т.к. сама только изучаю православную педагогику и ученица в этом плане. А тем, кто интересуется именно православной педагогикой, всегда советую почитать труды для педагогов Ольги Михайловны Потаповской. Их можно найти и в Интернете. Это ведущий специалист в России по православной педагогике. Ольга Михайловна — научный сотрудник лаборатории семейного воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, преподаватель кафедры педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Она это делает профессионально и очень тонко в плане духовного развития ребенка.В плане авторских прав я не имею права публиковать ее работы на сайте — это было бы нарушением. Могу только отослать к автору.
Спасибо Вам за интерес к вопросам духовного развития наших малышей! Мне всегда радостно, когда в нашей сумбурной жизни на сайт приходят люди, которым небезразлична душа — и своя, и ребенка! Мира и лада Вашей семье!
Ася! Спасибо Вам огромное за бесценный труд, очень полезные занимательные материалы.Только вот не могу найти народный календарь про сентябрь, октябрь. Не могли бы подсказать где их поискать?
Анна! Сейчас выложу и осенний календарь, и другие некоторые осенние статьи на главную страницу сайта. Осень на подходе — осенние статьи будут всегда под рукой, и искать не надо будет.
Все статьи народного календаря в рубрике «Народный календарь» — http://rodnaya-tropinka.ru/category/russkie-traditsii-i-oby-chai-2/narodny-j-kalendar/
— сентябрь http://rodnaya-tropinka.ru/narodny-j-osennij-kalendar-chast-1-sentyabr/
— октябрь http://rodnaya-tropinka.ru/narodny-j-osennij-kalendar-chast-2-oktyabr/
Рубрика еще не до конца написана, но буду дополнять чтобы был завершенный цикл.
Спасибо ооооогромное, я так рада!
Ася, СПАСИБО огромное за ваш ТРУД. Для меня это бесценный материал, такой разноплановый, глубокий. ООООООчень пригодится нам для работы в музее «Русская изба» и проекте по духовно-нравственному воспитанию
Добрый день. Видео о стрижке овец неддоступно, можно ли его обновиьт? Спасибо!