08.10.2014
Автор: Ася Валасина
Народный осенний календарь. Часть 1. Сентябрь

Народный осенний календарь русских традиций, игр и забав с детьми. Часть 1. Сентябрь.

В этой статье Вы найдете не просто осенний народный календарь, а  еще и  осенние игры, поделки, рассказы, поговорки, забавы для детей.

ИНТЕРЕСНАЯ ИДЕЯ: В эти игры можно поиграть не только в указанный день по народному календарю, но и в другой день согласно жизни Вашей семьи или Вашей группы детского сада. Почему бы сейчас на устроить день картофеля или «гусепролет»? А в день, когда Вы будете квасить капусту, вполне можно сделать » Праздник капусты» и поиграть в игру из статьи! Желаю Вам интересных игр и открытий  в приобщении к замечательному миру русских традиций!

Народный осенний календарь. Часть 1 . Сентябрь

Даты народного календаря на сентябрь

5 сентября – Луппа —  брусничник

У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.

Убирают овес и лен. Улетают журавли.
Если журавли летят низко, то зима будет теплой, если высоко – то холодной. Если журавли летят низко, быстро, молчком – скоро  будет ненастная погода.

Поиграем в словесную игру «Кузовок».
Возьмите коробку – это будет наш игровой «кузовок». Бруснику собирают в корзинку или в кузовок. А у нас кузовок будет особенный: «Вот кузовок, кладём туда слова на –ок». По очереди называем слова, которые заканчиваются на –ок (замок, грибок, лепесток, колобок, гребешок, воротничок, утюжок, сапожок, литок). Кто ошибется  или не сможет придумать слово – кладет в кузовок свою вещь. В конце игры свою вещь надо отыграть – выполнить задание: загадать загадку, спеть песенку, сплясать по веселую музыку и т .п.

Грамматическая игра со словами – «Морс». Морс из брусники как называется – догадайся (вспомни, если малыш его уже пил ) — ? (Брусничный! Правильно!). А из черники? (Черничный) А из клюквы? А из малины? А из смородины? Догадайся, какой морс я больше всего люблю? (малыш догадывается: «Клюквенный? Нет? Черничный? Нет? и  так далее). В игре закрепляется умение образовывать прилагательные от существительных и развивается языковое чутье.

7 сентября. Тит и Варфоломей

Святой Тит последний гриб растит.

Раньше говорили так: «Кто пораньше встаёт – тот грибов наберет. А сонливый да ленивый идут после за крапивой». И так – «Не всякий гриб в лукошко кладут». Познакомьте малыша со съедобными и ядовитыми грибами. И прочитайте замечательную осеннюю сказку о грибах.

Храбрый опенок.
Э. Шим

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше!
Под темными елками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах-шляпы богатые: снизу желтого бархата, сверху — коричневого. Загляденье!
Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них желтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!
Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!
И вдруг возле поваленной березы вырос еще один гриб-опенок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта — белобрысые кудерьки в колечки завиваются. Увидали его другие грибы и ну — смеяться: — Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмет, никто тебе не поклонится! Опенок тряхнул кудрями и отвечает:
— Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.
Но только нет — не замечают его грибники. Ходят меж темных елок, собирают дедов боровиков. А в лесу холоднее становится. На березах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студеная роса на мох ложится.
И от этой студеной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали. Опенку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато легкая — взял да и повыше перебрался, на березовые корни. И опять грибников ждет.
А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опенка по-прежнему не глядят.
Еще холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.
И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось.
Опенка тоже дождем заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на березовый пенек. Тут его никакой ливень не затопит. А грибники все равно не замечают Опенка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опенку ни за что, ни про что?
Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнет.
На непокрытую голову Опенка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опенок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в березовое дупло. Сидит под надежной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного грибка не могут найти. Увидели Опенка да так-то обрадовались: — Ах ты, милый! — говорят. — Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог! И низко-низко поклонились Опенку.

Интересно рассказать детям про грибы Вам поможет статья «Грибы в сказках, рассказах, познавательном видео для малышей». 

8 сентября. Наталья —  овсяница

В этот день в одних районах закашивают овес, в других его уже убрали. Дома можно испечь овсяное печенье и сварить овсяную кашу.  В этот день варили овсяный кисель и пекли блины.

Поиграем в этот день в игру «Овёс». Все игроки берутся за руки и поют или ритмично приговаривают на каждый шаг по кругу: «Кто хочет знать, как сеют овёс? Мой батюшка сеял так…» И показывают движения. «А потом отдыхал вот  так» (встать, сложив руки). Вместе приговариваем: «Овёс! Овёс! Чтобы ты рос!»

Следующий куплет – «Кто хочет знать, как жнут овес? Мой  батюшка жинал его вот так! (показ жеста) А потом отдыхал вот так! (показ жеста). Овёс, овёс, чтобы ты рос!»

В следующем куплете проговариваются слова: «Кто хочет знать, как вяжут овёс», затем «Как молотят овёс».

Так в игре проговаривается последовательность выращивания овса (сеять – жать – вязать – молотить) и дети уточняют представления об окружающем мире.

10 сентября – Скирдницы

«Красно поле снопами, а гумно – скирдами». В этот день снопы убирают в скирды, люди спешат убрать хлеб перед сезоном осенних дождей.

В этот день давайте заготовим соломку для поделок или попробуем сделать небольшие поделки вместе с детьми из заранее заготовленной соломы.

Как заготовить соломку?

После уборки хлеба по обочинам полей остаются колоски. Их можно срезать и получить из них соломку. Для соломки можно использовать и травы – мятлик, лисохвост, тимофеевку.

Как сделать соломку:

— У каждого колоска отрезаем верхушку —  метелку  (колосок), снимаем верхний слой с листьями. Нарезаем на стебли нужной длины.

— Готовую соломку держим на солнце 2- 3 дня.

— Запариваем соломку в тазу или большой кастрюле горячей водой (длительность от 5 минут до  1-2 часов).

— Даем воде стечь. Игрушки и поделки делаем только из влажной соломы, в процессе работы ее можно смачивать.

В видео Вы более подробно увидите,  как подготовить соломку к работе и как сплести из нее колокольчик для украшения интерьера:

  Колокольчик из соломы

varianty-podelok-iz-solomy

Очень подробный пошаговый мастер-класс о подготовке соломки к аппликации и изготовлению панно из соломки с малышами и детьми постарше Вы найдете в статье «Панно из соломки с детьми: пошаговая инструкция и мастер-класс». 

13 сентября. Куприян

С Куприяна начинают дергать корнеплоды (кроме репы) и выкапывают картошку.

Поиграйте на прогулке  в подвижную игру «Картошка». А после прогулки сделаем картофельные игрушки.

Мы с удовольствием играли в эту игру еще во время моего детства. Все встаем в круг и бросаем друг другу мяч. Мяч нужно отбивать друг другу. Если игрок не отбил мяч – то он садится на корточки и становится «картошкой». Чтобы выбраться из круга и снова встать на ноги «картошке» надо поймать мяч, который перебрасывают другие игроки. Мяч можно ловить, только из сидячего положения. Если «картошка» поймала мяч, она снова становится игроком.

Картофельные поделки. Рассмотрите с детьми разные по форме картофелины. Часто встречаются картофелины очень причудливой формы, похожие на разные предметы и зверюшек. Их можно использовать для изготовления картофельной игрушки.

В картофельных игрушках как  в конструкторе соединяются друг с другом картофелины разного размера (например, маленькая – это голова, а  большая – это туловище), половинки картошки (для устойчивости поделки). Картофелины соединяются в игрушке с помощью спичек (зубочисток, коротких палочек). Например, в картошку можно воткнуть палочки – ножки, и получится зверек. В поделках обращаем внимание на глазки картофеля. Их можно использовать как глазки игрушки.

14 сентября. Симеон Столпник. Семён – летопроводец (провожает лето).  16 сентября – Василиса. Василиса – со льнами торопися

С этого времени наступает бабье лето.

Если в этот день теплая погода, то и зима будет теплая. Если гуси улетают в этот день, то жди ранней зимы.

В Семенов день справляли Осенины – первую встречу осени.

С этого дня начинались работы в избах при огне. Гасили старый огонь, а утром добывали новый огонь. С этого дня начинали сушить  и мять лен. К Семенову дню старались завершить старые дела и начать новые дела, начинали убирать корнеплоды, заканчивали посев озимых культур.

Мальчиков после  трех лет (вышедших из раннего возраста) постригали и сажали на коня в торжественной обстановке. Прядь волос с их головы состригали с молитвой и ее потом хранили. Крестный отец держал повод коня и обводил ее кругом по двору. Отсюда пошел обычай дарить мальчикам деревянного коня — качалку как  традиционную мальчишескую игрушку.

Раньше знания об окружающем мире передавались детям из народных игр. Давайте и мы расскажем и покажем нашим детям, как много работы нужно сделать людям, чтобы получить льняную ткань. Покажите дома или в магазине льняную салфетку или скатерть. Расскажите о льне – Вам поможет рассказать об этом детям в занимательной форме статья «Как рубашка в поле выросла», и поиграйте в народную игру о выращивании льна «Ленок». В этой игре по ходу пения мы изображаем действия, о которых поется в песне.

Лён мой зеленой
  При горе, при крутой,
  Уж я сеяла, сеяла ленок, (изображаем, как сеют лен)
  Уж я, сеяв, приговаривала,
  Чеботами приколачивала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 
  Лён мой зеленой
  При горе, при крутой,
  Я полола, полола ленок, (изображаем, как мы пололи лен)
  Я, половши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

  Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Уж я дёргала, дергала, лён, (изображаем, как дергают лен и т.д.)
  Уж я, дёргав, приговаривала
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

 Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Уж я стлала, стлала ленок,
  Уж я, стлавши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

 Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Я мочила, мочила ленок,
  Я, мочивши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

 Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Я сушила, сушила ленок,
  Я, сушивши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

  Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Уж я мяла, я мяла ленок,
  Уж я мявши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
    

  Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Я трепала, трепала ленок,
  Я, трепавши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

  Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Я чесала, чесала ленок,
  Я, чесавши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

  Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Уж я пряла, я пряла ленок,
  Уж я, прявши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.

 

17 сентября. Луков день.

Начинают выкапывать лук из гряд.

Загадайте загадки про лук: «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слёзы проливает».

Прочитайте армянскую народную сказку  «Отчего лук горький?» и обсудите ее с детьми.

«В старину сладкий Лук и горький Арбуз жили по-соседству. Тогда лук был таких размеров, как Арбуз сейчас. Арбуз же такой величины, как Лук в наши дни. Поскольку Лук рос большим и сладким, его поливали. Ему не приходилось заботиться о себе. Беззаботный Лук полнел и тяжелел. Одно плохо: скучно было ему.
Однажды за оградой Лук услышал шорох. Он знал, что ему ничего не грозит, но от нечего делать начал прислушиваться. Шорох перерос в частое дыхание. Хотел было Лук посмотреть, кто там объявился, да было ему лень. В конце концов не выдержал, повернулся грузным телом. За оградой, из кочек, обливаясь потом, на свет пробивался хилый Подорожник. Лук был хорошо напоен водою, поэтому сколько не пытался, не смел промолчать.

— Послушай, голопуз, — обратился он к Арбузу, — ты слышишь, Подорожник снова пыхтит.
— Нелегко бедняге, — отозвался тощий Арбуз.
— Какой бедняга? Просто нахал, — возмутился Лук, — не успели его вышвырнуть с грядки, как он уцепился за кочки.
— Нелегко ему, — вздохнул Арбуз.
— Заладил: нелегко, нелегко, — рассердился Лук.

Он пожалел, что заговорил с Арбузом. Отвернулся, замолк. Но сытого всегда донимает скука, и Лук даже снизошёл до беседы:

— Как ты сумел пробиться из твёрдых кочек, Подорожник?
— Я довольствуюсь малым и много тружусь, — еле слышно прошептал Подорожник, поскольку до плеч был ещё в земле.
— Тебя вырезают здесь, а ты прорастаешь там. Вырвут с корнем, а ты пробиваешься рядом. Откуда у тебя столько силы духа, что не погибаешь в бесконечных гонениях?
— Сила духа крепнет от борьбы, — ответил Подорожник чуть громче, освобождая грудь от стиснувших глыб.
— От борьбы, говоришь? А чем ты силён?
— Врагами силён! – ответил Подорожник звонко.

Лук не переносил высоких тонов – сытость больше нуждается в созерцательном покое. Поэтому он поморщился и с усмешкой спросил:

— Скажи, Подорожник, что тяжелее всего на свете: умирать от жажды на солнцепёке, быть раздавленным Копытом, вырванным с корнем, или быть порубленным неумолимым Железом?
— Самое трудное – не обидеть другого.

Лук с удивлением приподнялся и ахнул: Подорожник уже выращивал детей. Испугался Лук: «Вырастут его дети – выпьют всю влагу, которой люди поливают меня. Тогда самому придётся доставать воду из твёрдой, жадной, мрачной глубины. Нет, нет – только не это!» — ужаснулся Лук и закричал:
— Же-ле-зо! Сюда!!!
Напрасно пытался Арбуз остановить его. Лук кричал всё сильнее.
Явилось Железо и начало кромсать бунтаря. Кромсать за то, что живёт… да ещё и на своей земле.
— О Лук! – закричал погибающий. – Праздность и лень породили в тебе зависть и довели тебя до предательства! Если есть на свете справедливость, пусть сделает тебя таким горьким, как моя судьба! Арбуз же за доброту – полным, как мои надежды! И сладким, как сон.

Острым было свирепое Железо. Острым, но слепым. Чувствовало оно, что уничтожило Подорожник, но не видело, что сеет его детей, омытых вместо влаги слезами и соком самого Подорожника.
Рядом вскоре на свет начали пробиваться его дети. В разрыхлённой и влажной земле им было легче, и они росли быстрее. Увидел их Лук – горечь обожгла его и начала сушить. От бессильной ярости сам себя он грыз, уменьшаясь на глазах.

Увидел и Арбуз детей Подорожника – сладость радости разлилась в его душе. А когда внуки пробились на свет, то увидели Лук уже таким, какой он сейчас. И Арбуз увидели другим – какой он в наши дни».

Почему так говорят: «Лук – от семи недуг»? (то есть от разных болезней помогает).

Из луковой шелухи можно сделать аппликацию с помощью клея ПВА. Для этого шелуху  нужно запарить в горячей воде (подержать в ней 15 минут)  и прогладить затем горячим утюгом. Цвет шелухи изменится. Можно шелуху прокипятить.

На основу – картон наносится рисунок. Кусочки шелухи намазываются клеем ПВА и наклеиваются на основу в соответствии с рисунком.  Можно наклеить кусочки на очень тонкую бумагу, дать высохнуть. А потом по изнаночной стороне вырезать нужные силуэты. Детям понадобится помощь взрослых при такой работе.

Подробный мастер-класс об изготовлении поделки  из луковой шелухи с детьми дошкольного возраста Вы найдете в статье «Поделка из луковой  шелухи: мастерим с детьми». 

21 сентября. Рождество Богородицы.

Это вторая встреча осени, встречали в этот день Матушку Осенину с овсяным хлебом и песнями.

Можно отметить с малышами праздник урожая.  В этот день ходим в гости, угощаемся овощами и пирогами. Говорим об овощах и фруктах, вместе делаем простой салат и интересные блюда из даров осени и  украшения для овощных блюд.

К празднику урожая можно вместе с детьми сделать осенние открытки и подарить их гостям и близким, друзьям. Простые техники выполнения осенних открыток Вы найдете в статьях  «Осенние открытки своими руками», «Открытка: кленовый лист».

23 сентября. Петр – Павел – рябинники

Этот день – именины рябины.

С этого дня срывали ягоды рябины – после заморозков она становилась более сладкой. Часть ягод оставляли на дереве для разных птиц.

Если рябины в лесу много – осень дождливая, если мало – сухая.

Когда-то раньше люди украшали рябиной зимние окна: клали ветки между двойными рамами до весны. Люди верили, что рябина защитит их от злых сил.  Можно и сейчас попробовать это сделать на даче.

В честь праздника – рябинника поводите с детьми хоровод «Рябинушка».

Идем по кругу:

«Вот и осень наступила,
Сад стал золотистым.
И рябинушка надела
Красные мониста.

Выполняем танцевальные движения:
А надев убор красивый,
Всех нарядней стала.
С нами яркая рябина
Вместе заплясала.

Свои ветки опустила (наклон вперед – поклон земле),
В пояс поклонилась,
Золотистою листвою
С ветром закружилась (кружение на месте).

Мы с рябиной во долине
Лето провожали
И осенним вечерочком
Дотемна гуляли».

 

Сделайте в этот день с детьми   традиционные русские женские бусы из рябины – нанизывайте ягоды на иголку с ниткой, соедините в бусы. Когда бусы полностью высохнут, то можно покрыть лаком.  Для бус можно использовать и ягоды боярышника, шиповника, кизила.

Прежде чем делать бусы, поговорите с рябинкой и аккуратно возьмите у нее ягодки.

  Из этого короткого видео Вы узнаете много интересного о рябине и о том, как к ней раньше относились люди.

Видео «Рябиновые бусы – древний женский оберег».

В день рябинника также можно сделать с детьми замечательную поделку в технике квиллинг — панно или  открытку «Рябина». Вам поможет мастер-класс на этой странице. 

27 сентября. Воздвиженье

Этот день – третья встреча осени. В этот день с детьми можно отметить день капусты. Раньше говорили так: «На Воздвиженье первая барыня – капуста», ее срубали и завершали уборку урожая.

Срубают капусту и приступают к заготовке квашеной капусты на зиму. Даже название такое было – «капустные вечера». Работу делали сообща, дружно, с песней. Хозяйки пекли пироги с капустой к чаю.

Давайте поиграем в народную игру «Капуста». На середину комнаты или игровой площадки положите разные вещи (это будет наша капуста). Выбираем хозяина огорода, который будет сторожить «капусту» от волков, синиц, бобров, куниц, зайцев и медведей ( то есть будет сторожить  наши положенные в середину вещи от нас — игроков). Все игроки приговаривают или поют:

«Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волки и синицы, бобры и куницы,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый».

После этих слов все игроки стараются забежать в «огород», быстро схватить  «капусту» и убежать. Если хозяину удалось запятнать игрока – он из игры убывает. Кто больше всего унес капусты – тот стал самым ловким и побеждает.

Говорят, что в этот день медведь  в берлогу залегает на зиму.

Поиграйте в игру «Медведь»

В одной стороне комнаты или игровой площадки нарисуйте линию – это дом, в котором мы будем прятаться от медведя. С другой стороны площадки линией обозначьте берлогу медведя. Выбираем, кто будет медведем, и начинаем играть. Изображаем, как будто мы осенью собираем грибы и ягоды в корзину. Медведь изображает, как будто он спит в берлоге. Говорим хором слова:

«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит».

На слово «глядит» медведь просыпается и догоняет игроков. Его задача – запятнать их рукой. Игроки должны успеть убежать от медведя в «дом».

28 сентября. Никита – гусепролёт

С этого дня начинают собирать с грядок репу. Дикие гуси улетают в эти дни на зимовку в дальние страны.

Расскажите ребенку, чем отличаются клин и вереница – см. статью «Осень: русские традиции».

 

Поиграйте на прогулке в  подвижную народную игру  «Гуси».

Выбираем площадку и чертим палочкой на земле линию. Сбоку площадки чертим линию, за которой будет прятаться волк. С одной стороны площадки чертим линию, с которой начнут лететь гуси. С другой стороны площадки – линию, где будет их  «дом», куда им надо перелететь к хозяйке.

Выбираем, кто будет волком, кто хозяйкой, а кто – гусями. Гуси становятся в линию с одной стороны площадки, волк притаился с другой стороны площадки.

Хозяйка зовет гусей:
— Гуси- гуси!
Гуси отвечают:
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите!
— Нам нельзя!
Серый волк
Под горой
Не пускает нас домой!
— Так летите как хотите,
Только крылья берегите!

Гуси должны перебежать с одной стороны площадки на другую – в свой дом, откуда их звала хозяйка. Волк их ловит.
Если волк поймал гуся, то этот игрок становится волком в следующей игре.
Сделайте из бумаги гусей, которые умеют летать, двигать крыльями. Можно сделать целое панно – гуси, улетающие в теплые края. Как сделать гуся просто в несколько движений Вы узнаете из этого видео

С малышами в этот день можно инсценировать сказку про репку, которую начинают убирать с огорода в эти дни.

СОВЕТ ИЗ МОЕГО ОПЫТА ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ:  Приготовьте блюдо с репой и желательно найти репу настоящую с корнями и листочками и показать ее ребенку, дать понюхать, потрогать, откусить. Проводя занятия с детьми и принося на них натуральную  большую репу, я убедилась, что многие современные дети, хорошо зная сказку про репку,  никогда не видели воочию этот овощ! И он вызывал бурный восторг даже у пятилетних детей.  Они с упоением ее гладили, трогали кончик, нюхали! Оказалось, что они даже не представляли,  что хорошо знакомая им по сказке репка реальна и что  ее действительно едят!

С более старшими детками можно поиграть в народную игру «Репка» по аналогии с игрой с  огородником и капустой.

Слова песни можно поменять, получится вот так:

«Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волки и синицы, бобры и куницы,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый».

Продолжение осеннего детского календаря народных игр и забав и традиций

в следующих статьях из цикла «Народный календарь»:

— «Народный календарь» — Октябрь». В этой статье Вы не только узнаете о народных традициях октября, но и научитесь делать оригинальные поделки и подарки вместе с детьми.

— «Народный календарь. — Ноябрь». Загадки, традиции, видео, задания для детей.

Дополнительные материалы к детскому осеннему календарю для игр, прогулок и занятий с детьми осенью

Интересно рассказать детям об осени Вам помогут статьи сайта:

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

5 комментариев
Ольга Астраханцева
10.10.2014 в 13:42

Ася, спасибо, за интересные подробности осеннего календаря. Я даже сама бы поиграла.

admin
11.10.2014 в 10:58

Ольга! Так и надо играть с детьми и самой тоже :).

Дарьяна
12.10.2014 в 20:15

Посмотрела мастер-класс «Рябиновые бусы».Потом мужу с детьми показала. И решили мы — на следующий год у подъезда рябинку посадить! Спасибо!!!

Елена
22.09.2017 в 14:33

Ася! Огромное спасибо за материал! это же просто клад информации. Я сама узнала много нового и с внуками поиграла, столько радости было. Спасибо Вам и низкий поклон за Ваш труд.

Людмила
20.10.2020 в 15:12

Добрый день! Великолепный материал. Хотелось бы на другие сезоны получить такой же содержательный и ценный материал.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail