15.03.2016
Автор: Ася Валасина
Как научить ребенка ползать: система упражнений, игры

Как научить ребенка ползать: рекомендации специалистов, система упражнений, игр и гимнастики.

kak-nauchit-rebenka-polzat

Как научить ребенка ползать

В первой части цикла статей о развитии ползания у малыша «Когда ребенок начинает ползать» мы с вами уже узнали:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от подползания,

— как и когда появляется и развивается ползание у малыша,

— какие условия способствуют и какие препятствуют развитию ползания у ребенка,

— как правильно использовать игрушки для стимулирования и развития ползания у ребенка, как создавать своей рукой опору для отталкивания ребенка в первых попытках ползания.

В этой статье мы продолжим разговор о том, как научить ребенка ползать и научимся:

— делать с малышом комплекс гимнастики,

— проводить разработанные специалистами для деток младенческого возраста подвижные игры для обучения малыша умению ползать.

Как научить ребенка ползать: базовый комплекс гимнастики

Мы уже с вами знаем, что гимнастика позволяет развить мышцы ребенка и подготовить его к ползанию и другим видам движений. Гимнастика не только готовит ребенка к ползанию и учит ползать, она очень полезна  для физического и для общего развития ребенка.

Как проводить гимнастику из этой статьи:

— Гимнастику никогда не проводят на голодный желудок или если ребенок капризничает и плачет, плохо себя чувствует.

— Нужно обеспечить свежий воздух в комнате.

— Руки взрослого должны быть теплыми и чистыми.

— Браслеты, наручные часы и кольца надо снять.

Главное правило – никакой боли и никаких неприятных ощущений, только приятные ощущения! И совместная радость взрослого и ребенка!

Во время гимнастики взрослый разговаривает с малышом ласково, называет его по имени, читает рифмовки.

Продолжительность гимнастики для ребенка в возрасте с 6 месяцев – до 10-12 минут. Каждое упражнение сначала проводится 2 раза, затем количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

 

Описание комплекса гимнастики для детей 6-9 месяцев

Этот комплекс развивает мышцы рук, ног, туловища малыша и помогает подготовить малыша к ползанию и научить его ползать.

Сначала привлекаем внимание ребенка потешкой, ласковым разговором.  Можно проводить упражнения и под счет, что будет способствовать развитию чувства ритма у малыша.

Упражнение 1. Попеременное сгибание и разгибание ног.

Ребенок лежит на спинке. Обхватите голени ребенка и попеременно сгибайте и разгибайте их в различном темпе, имитируя ходьбу и бег.

Вариант А. Получаются как бы «скользящие шаги» при которых стопы малыша скользят по столу к ягодицам и от них.

Ребенок лежит на спине ножками к Вам. Обхватите стопы ребенка сверху так, чтобы Ваши большие пальцы лежали вдоль внутреннего края стоп ребенка, мизинцы – вдоль наружного края стоп ребенка. А указательные и средние Ваши пальцы упирались в мягкие части голени ребенка снаружи. Затем попеременно переставляйте ножки малыша так, чтобы они шаркали – скользили по поверхности стола: раз-два, топ-топ». Упражнение напоминает езду на велосипеде и укрепляет мускулатуру ног и опорную реакцию.

Вариант Б.  Ходьба и бег.

Ребенок лежит на спинке ножками к Вам. Обхватите ножки малыша в нижней части голени. Дайте опору для стопы: большие пальцы должны быть вдоль наружной поверхности голеней ребенка, мизинцы опираются в стопы малыша. Остальные Ваши пальцы лежат на задней поверхности голени.

Сгибайте попеременно ножки ребенка в коленях и тазобедренных суставах как будето он идет, затем – бежит. Темп попеременно то ускоряется, то замедляется.

Если в упражнении малыш сопротивляется разгибанию, то легко погладьте его ножки над коленями от бедер к стопам. Если малыш сопротивляется сгибанию, то погладьте легко его под коленями.

Оба варианта нужны и полезны для малыша и не заменяют один другого .

Упражнение 2. Ползание. Учим малыша отталкиваться.

Ребенок лежит на животе. Обхватите обе стопы ребенка своей левой рукой так:

большой и средний палец Вашей левой руки обхватывает обе стопы, а указательный палец находится между ступнями.

Сделайте ножками ребенка упражнение «лягушечка» (сгибайте ножки наподобие движений лягушки при плавании). После нескольких таких пассивных движений придержите ножки малыша в позиции сгибания с разведенными бедрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться.

Упражнение 3. Присаживание

Упражнение делается медленно и спокойно. Ребенок лежит на спинке. Левой рукой придержите колени ребенка. Большой палец своей правой руки вложите в левую ручку Вашего малыша, отведите ее в сторону до полного разгибания и со словами «Сядь, Ванюша (имя ребенка), сядь» побуждайте малыша присесть.

Слова должны быть одинаковыми каждый раз, чтобы малыш их узнавал и запомнил.

Когда малыш сядет, проведите своими пальцами вдоль его позвоночника снизу вверх до разгибания спинки.

Можно делать упражнение и в другом варианте:

Малыш лежит на спинке. Дайте ему обхватить большие пальцы ваших рук и легко потяните, побуждая его сесть, а потом снова лечь.

Сначала делаем упражнение один раз, потом доводим количество повторений упражнений до 3- 4 раз.

Упражнение 4. Поднимание выпрямленных ножек ребенка.

Ребенок лежит на спине. Обхватите голени ребенка снизу так, чтобы Ваши большие и указательные пальцы держали голени, а ладони были обращены к ребенку. Остальные свои пальчики положите на колено ребенку. Затем поднимите выпрямленные ножки малыша вверх до вертикального положения и медленно опустите их.

Упражнение 5. Приподнимание туловища с поддержкой за выпрямленные руки. Подготовка к ползанию.

Ребенок лежит на животе.  Дайте малышу обхватить ваши большие пальцы своей ручкой, поддержите его кисти остальными своими пальцами.

Отведите выпрямленные ручки ребенка в стороны, а затем поднимите прямые ручки вверх на уровень ушей. Малыш при этом поднимает голову вверх – назад. При этом он упирается стопами в Ваш живот. Продолжайте нежно поднимать его до положения стоя на коленях.

Упражнение 6. Бокс с кольцами.

Возьмите два пластмассовых кольца. Дайте ребенку схватиться за кольца руками: одно кольцо – в одной руке ребенка, другое – в другой. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша.

Упражнение 7. Упражнение по стимуляции ползания к игрушке.

Это упражнение проводится с малышом, когда он еще не начал ползать. Как только малыш начнет ползать, упражнение можно не делать, а просто предоставить ребенку возможность активно ползать.

В упражнении работают мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.

Положите малыша на живот, ножки его согнуты. Ребенок лежит ножками к Вам.

Вы фиксируете обе стопы малыша с тыльной их стороны так, чтобы Ваш указательный палец лежал между стопами. Затем Вы сгибаете и разгибаете ножки малыша в коленях и тазобедренных суставах (движение «лягушка», как будто лягушка плывет).

После нескольких таких движений придержите ножки малыша в положении сгибания и дайте ему возможность самому оттолкнуться от Вашей руки до полного разгибания ножек. В результате тело малыша немного продвинется вперед.

Для стимуляции нового отталкивания положите перед малышом привлекательную игрушку и проделайте то же самое.

 

Как научить ребенка ползать: упражнения на фитболе 

Вам понадобится для упражнений фитбол размером  примерно 60 см без рогов и без ушек, без пупырышков  и без шипов на поверхности.  А также Вам понадобится поддержка папы ребенка в проведении с ним гимнастики. На поверхность мяча положите чистую пеленку. А на нее – малыша.

Приведенные ниже упражнения можно делать для подготовки мышц малыша к активному ползанию с возраста 5-6 месяцев.

Упражнение 1: для развития координации ножек ребенка и подготовки малыша к ползанию

Малыш лежит на мяче на пеленке на животике. Взрослый находится за мячом, удерживая ребенка за голени обеими своими руками.

Взрослый покачивает мяч вперед – назад (то есть «от себя – на себя»).

Как это правильно делать:

— Когда взрослый качает мяч «на себя», то взрослый тянет ребенка правой рукой за правую ножку, распрямляя ее. А левая ножка малыша в этот момент сгибается.

Затем в движении мяча «от себя» взрослый распрямляет левую ножку, а правая ножка малыша сгибается. Как будто Вы даете малышу возможность оттолкнуться от ваших рук.

Так и дальше руки передвигаются вперед – назад, удерживая ножки ребенка. Ножки ребенка передвигаются попеременно.

Можете приговаривать малышу строчки плавно и ритмично, протягивая гласные и слоги:

«Ай-да, ай-да
На ка-че-ли се-ли!
Ай-да, ай-да,
Вот как по-ле-те-ли!»

 

Упражнение 2: для развития тазобедренных суставов

Упражнение обязательно делают с малышом одновременно и папа, и мама, так как мяч в нем не фиксирован! И два взрослых нужны для безопасности проведения упражнения.

Упражнение называется «лягушечка».

Папа стоит за мячом, малыш лежит на пеленке на мяче ножками к папе на животе. Мяч не фиксируется.

Папа катит мяч «на себя», одновременно сгибая обе ножки ребенка, и тут же толкает мяч вперед, разогнув сразу обе ножки ребенка. Движения надо делать плавно. Как будто папа телом малыша качает мяч.

Мама во время упражнения находится по стороны головы ребенка  и ловит малыша за ручки, страхуя его и стопоря мяч.

Вы можете использовать по ходу этого упражнения старую пестушку, в которой ранее отображалось перетягивание льна. Произносим напевно по слогам, растягивая гласные в слогах, в ритм упражнения.

Тяни холсты, потягивай!
В коробочку накладывай!
Это папе холст, это маме холст, это деде холст, это бабе холст.
А это Ванечкин (Катюшин, Костин  и т.д. – называем имя ребенка) холст.
А вот этот холст с мышиный хвост!

 

Или можете придумать свою пестушку:

Калачики – калачики,
Едет Ваня на мячике.
А белочка в тележке
Щелкает орешки!

Можно также пропевать малышу  во время выполнения упражнения песенку о лягушке:

Скачет по дорожке: ква-ква-ква-ква,
Вытянувши ножки: ква-ква-ква-ква,
Вытянувши ножки: ква-ква-ква-ква,
Скачет по дорожке: ква-ква-ква-ква!

 

Нужно выбрать одну песенку и пропевать ее каждый раз малышу во время этого упражнения (создать ритуал, «традицию» выполнения упражнения), чтобы малыш уже узнавал ее  ритм, мелодию и слова.

Упражнение 3: развития силы рук малыша, необходимой для ползания на четвереньках

Малыш лежит на пеленке на мяче животиком вниз. Взрослый встает перед мячом лицом к лицу малыша и фиксирует ручки ребенка своими руками. Локтями взрослый удерживает мяч.

Как правильно захватить ручки ребенка в этом упражнении для подготовки к ползанию: малыш держит Вас за большие пальцы рук своими пальчиками рук, а Вы крепко держите – фиксируете запястье ребенка другими своими четырьмя пальцами (указательным, средним, безымянным и мизинцем).

Выполните покачивание мяча от себя и как бы оттолкните малыша, чтобы он разогнул свои ручки в локтях и словно потянулся назад на мяче назад. После этого качните мяч на себя. Малыш при этом как бы подтягивается вперед, сгибая ручки.

Последовательность усложнения этого упражнения:

— Сначала малыш просто лежит на животе на мяче. Упражнение проводится за счет инерции мяча. Когда Вы почувствуете, что малыш понял, что надо крепко держаться за Ваши руки, то покачайте его на мяче. Следите, чтобы он сам крепко сжимал Ваши большие пальцы и держался.

— После этого Вы можете делать упражнение в полном варианте: малыш сам держится крепко за Ваши руки, сгибает их и подтягивается на руках, как бы толкая при этом мяч.

Во время упражнения, когда оно уже освоено,  можно говорить слова:

Ай, качи-качи-качи!
Под подушкой – калачи!
В ручках – прянички!
В щечках – яблочки!

Как научить ребенка ползать: игры и игровые упражнения

Прежде чем проводить игры,  описанные ниже, внимательно прочитайте описание из предыдущей статьи о ползании (ссылка на нее дана выше) о том, как правильно использовать игрушки для стимулирования ползания у малыша. И начинайте играть и получать от игр удовольствие, развивая малыша с радостью и получая от этого вдохновение и новые идеи. Придумывайте свои игры, делитесь ими, приобщайте к придумыванию игр родственников, старших братьев и сестер малыша.

Длительность одной игры: 3-5 минут.

Для того, чтобы стимулировать малыша к ползанию используют яркие музыкальные звучащие и заводные игрушки, которые привлекут его внимание.

Игра 1. Доползи до погремушки (для детей с 7 месяцев)

Вы отходите от малыша на расстояние 1,5-2 метра и показывает интересную музыкальную или заводную игрушку, позвучите игрушкой и скажите: «Ванечка (имя ребенка), колокольчик звенит: динь – динь! Ползи сюда». Дайте малышу доползти до игрушки и дайте игрушки ему в руки, пусть он ее обследует, ей поиграет и позвучит. Затем возьмите игрушку из его рук и снова отойдите на расстояние 1, 5-2 метра (в другую сторону комнаты) и пригласите малыша поиграть.

Таких циклов в игре может быть от 2 до 4. Каждый раз взрослых хвати малыша и меняет свое местонахождение в комнате.

Игра 2. Ползаем с препятствиями: учим ползать на возвышение и спускаться с него

Положите на пол плоскую подушку (из поролона). Это может быть плоская диванная подушка или плоская деталь Вашего дивана или софы.  Покажите игрушку, например, птичку, которая прилетела на эту подушку и прыгает – скачет сейчас на ней, привлекая малыша к себе. Малыш ползет и  забирается на возвышение вслед за игрушкой.  А потом вслед за ней сползает с него.

Важно этому действию (заползать на небольшое возвышение и сползать с него) обучить малыша в возрасте 7 месяцев. Сопровождайте игру словами «Возьми», «Где .. ?  Вот…!», «Достань». Поощряйте ребенка словами, жестами,  интонацией восторга за его успехи.

Можете выложить целую дорожку из диванных подушек. Можно делать препятствия в виде стула или других крупных предметов, вокруг которых нужно проползти чтобы достичь цели.

Препятствия мы используем тогда, когда малыш уже хорошо ползает. Это примерно возраст 8-9 месяцев.

Игра 3. Догони мяч (для  детей, умеющих ползать,  с 8 месяцев  и старше)

Это игра для тех детей, которые уже научились ползать  и используется для совершенствования этого умения.

Покажите малышу мяч, оттолкните мяч и предложите его догнать: «Ванечка, догони мяч!». Малыш ползет за мячом. Взрослый его хвалит и предлагает оттолкнуть мяч самому и его догнать.

Игра 4. Найди лялю (с 7-8 месяцев)

Покажите ребенку игрушку, например, куклу Лялю и спрячьте ее. На глазах ребенка закройте куклу платочком: «Где ляля?». Снимите платочек: «Вот кукла ляля! Ляля!»  Затем посадите куклу на расстоянии 1-2 метров от малыша (в зависимости от его умения ползать) и закройте платочком: «Где ляля? Найди лялю». Малыш подползает к игрушку, срывает платочек и берет игрушку в руки,  рассматривает ее и обследует. Похвалите малыша.

Игру можно повторить 3-4 раза подряд, пряча игрушку в разных местах комнаты.

Для игры используется кукла без парика (с вылепленным париком) или пластмассовая или текстильная, безопасная для ребенка и пригодная к тому, чтобы он ее обследовал и изучил со всех сторон.

Игра 5. Догони, догони (Догоню, догоню)

Возьмите игрушку, привлеките внимание малыша к этой игрушке. Дальше игрушка «убегает» от ребенка, а он ее догоняет – ползет за ней.

Можете и Вы сами то догонять малыша, то «убегать» от него, приговаривая: «Догоню – догоню!». Когда Вы догнали отползающего от Вас малыша, возьмите его руки, поднимите вверх и снова отпустите ползти на пол. И повторите игру пока она доставляет и Вам, и малышу радость и удовольствие от общения!

Вы можете также сами ползать на четвереньках, догоняя малыша и убегая от него, если это доставляет вам обоим удовольствие и радость. Сначала Вы, ползая на четвереньках и шлепая ладошками по полу, «убегаете» от малыша, затем, когда он Вас догоняет, обнимаете малютку. Хлопаете в ладоши и говорите ему «Догоню Катюшу, догоню, догоню!» и устремляетесь вслед за ним.

Игра 6. Воротца

Соорудите из стульев или стола или другого подручного домашнего материала воротца. Покажите малышу, как проползать в воротца, при этом малыш не сразу поймет, что Вы делаете и может ползти рядом с Вами. После этого положите игрушку за воротца, чтобы малышу было интересно проползти через воротца и ее достать.

Игра 7. Волчок

Привлеките внимание малыша к себе – позовите его. И запустите цветной волчок (деревянный волчок или музыкальный детский волчок). Малыш делает попытки подползти к волчку.

 

Игра 8. Заводная игрушка

Покажите малышу на полу любую заводную яркую игрушку в действии. Пусть он сначала понаблюдает за ней издалека. Затем придвиньте игрушку к малышу (расстояние зависит от умения ребенка ползти: для малышей, которые еще учатся ползти – так, чтобы он быстро ее мог схватить, для умеющих ползать детей – на расстояние 1-2 метра). Хвалите малыша.

Помогайте малышу ползти, если в этом есть необходимость. Как это делать – см. выше в разделе «Как правильно использовать игрушки для развития ползания».

Игра 9. Соревнование

Это игра – соревнование в ползании между взрослым и малышом.

Покажите заводную игрушку, заведите ее и попросите достать. После этого имитируйте, что Вы догоняете игрушку и «наперегонки» с малышом ползите к ней. Дайте малышу победить Вас и прийти к «финишу» первым. Порадуйтесь за него.

 Игра 10. Прятки с игрушками

Возьмите яркие платочки (яркие лоскутки ткани) и разные звучащие предметы и игрушки, интересные для ребенка. Разложите на полу в разных местах комнаты звучащие игрушки и накройте их платочками так, чтобы из-под платочка был виден небольшой кусочек игрушки.

Покажите малышу игрушку (например, не разворачивая платочка, позвените погремушкой в нем, малыш погремушку не видит и не знает, что звенит). Пригласите малыша присоединиться к Вам: «Иди ко мне, Ванечка, иди!». Можете пододвинуть игрушку под платочком поближе к ребенку. Как только малыш доползет до игрушки и снимет с нее платочек, дайте ему возможность наиграться с этой игрушкой вдоволь. И позовите к следующей игрушке. Например, возьмите колокольчик, укрытый платочком и не разворачивая его позвените. Малыш поползет к колокольчику, чтобы посмотреть, что звенит в платочке.

 Еще о развитии ползания у ребенка первого года жизни Вы найдете ценную информацию в других статьях  сайта:

Когда ребенок начинает ползать (календарь развития ползания, индивидуальные различия в ползании, почему так важно правильное ползание ребенка и что это такое).

Как научить ребенка сидеть. Сидение и ползание — что важнее?

Ребенок не ползает: коррекционная гимнастика для малыша. 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

Комментарии
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail