Игры с ребенком – непременное условие его успешного развития. А игры, придуманные мамой, вдвойне интересны малышу. В статье Вы можете познакомиться с работами участниц конкурса для подписчиков сайта «Осенняя прогулка с малышом – творим, развиваем, играем»(2012 год) — первого конкурса сайта, когда он только что был создан, но к нам уже пришли очень творческие мамы — «первые ласточки» того творческого большого объединения родителей и педагогов, которое есть сейчас.
Игры с ребенком — осенняя прогулка с малышом.
Конкурс «Осенняя прогулка с малышом» был первым конкурсом «Родной тропинки». Тогда сайт только появился на свет и ему шел первый месяц жизни:). Но у нас уже прошел первый конкурс для читателей, в котором приняли участие три мамы малышей, первые читательницы «Родной тропинки». Их идеи:
Игры с ребенком – домашний эксперимент на прогулке.
Участница 1. Елена.
Как сделать радугу? Эксперимент для детей дошкольного возраста
У меня дочка Даша 5 лет. Мы живем не в городе, в частном доме. Много времени проводим на улице. Многие мамы читают детям о том, откуда на небе берется радуга. А мы с Дашей хотим рассказать, как мы сами ее делаем!
Мы дождались солнечного дня и вышли в наш двор с тазиком. Налили в него воды. Взяли зеркало и положили его в воду так, чтобы половина зеркала была под водой, а половина над водой. А дальше всё очень просто. Берем альбомный белый листок бумаги и ставим его вертикально над тазиком. Начинаем двигать зеркало, и в какой-то момент на бумаге появится цветное пятно радуги. Дочка в восторге, что она сама умеет делать радугу!
А дальше уже фантазия мамы и дочки. Мы снова попробовали сделать сами радугу в пасмурный день, и у нас ничего не получилось. Так Даша поняла, что без солнца радуги не бывает. А потом мы попробовали закопать зеркало в землю, зарыть листьями, погружать половину зеркала в песок – тут уж Даша нашла, что еще придумать. И поняли, что для радуги нужна только вода.
Мы это делали во дворе, но думаю, что получится и на подоконнике или на балконе.
Моя дочке очень понравилось делать радугу. А еще она теперь знает, что радуга – это солнечные лучики, которые проходят сквозь воду. И что без дружбы воды и солнца радуги не бывает.
Радуга
Солнышко, играя в прятки,
Убегает без оглядки
От проворного дождя
И кричит: — Найди меня!Притаилось в тучке серой,
Но не выдержало первой
И достало свои ножки
В жёлтых новеньких сапожках.Дождик вдруг сказал: — Хе-хе!
Туча в жёлтом парике.
Это может лишь присниться.
Выходи-ка, озорница!Солнце с дождиком обнялось,
Сразу в небе показалась
Разноцветная дуга
Под названьем радуга!
Игры с ребенком — развиваем внимание, память, мышление на прогулке и по дороге на прогулку.
Участница 2. Марина.
Юные разведчики.
Не знаю, кем будет мой сын, но пока он «разведчик». Наши любимые игры на прогулке:
Вопрошалки.
Идем по улице и загадываем что-то одно. Например, я загадала забор. Темка задает мне вопросы, чтобы догадаться, что это. Это живое или неживое? Оно какого цвета? Его можно есть? Оно справа или слева от меня? Оно большое или маленькое? Оно рядом с магазином или рядом со школой? И т.д. Сначала Теме было трудно задавать вопросы, поэтому разгадывала я. А сейчас он уже уловил логику. В игру мы играем, когда предстоит долгий путь – в парк или в гости по дороге. Очень удобно. Сын рядом, ему интересно, дорога кажется быстрее.
Запоминалки.
Поскольку Теме нравится быть разведчиком, даже фильм о Шерлоке Холмсе смотрел с большим интересом и очень впечатлился, мы часто играем так. Идем на прогулку мимо какого-нибудь дома. Останавливаемся около него и запоминаем – «фотографируем» в своем памяти картинку дома. А когда проходим его, то начинаем по очереди вспоминать детали – кто больше запомнил. Например, я говорю: «Дом пятиэтажный». Тема «Покрашен желтым». Я: «На первом этаже магазин». Тема – «Трубы коричневые». Я – «В доме три подъезда». Тема: «Нет, четыре». Оставляем для проверки на обратный путь. Иногда ошибаюсь по невнимательности, бывает и разок специально ошибусь. Но все равно ребенок запоминает лучше меня. Дальше моя очередь. Уже трудно что-то сказать. Говорю «Во втором подъезде все балконы застекленные». Тема: «Нет, один не застекленный». Тоже оставляем на проверку, или оглядываемся назад. На обратном пути домой проверяем. И определяем, кто из нас сегодня имел память как у Шерлока Холмса.
Похожести — непохожести.
Когда гуляем в парке или во дворе, то сравниваем что-то рядом стоящее. Например, два дерева. И говорим по очереди, чем они не похожи. К примеру, я говорю «Под этим деревом есть муравейник, а под другим нет». Потом очередь сына: «У первого дерева ветки корявые, а у второго ровные». Главное – не делать из этого урок, а делать загадку с азартом – ну что же еще придумать, как в обычных играх. А! придумала! У этого дерева есть дупло, а в том дереве нет! И т.д. Как найдем, чем не похожи – ищем чем похожи. Это трудно. Иногда подсказываю ему. Если про деревья, то говорим: « У них обоих есть ствол. Есть ветки. Есть листики. Они высокие. Им обоим нужен дождик, иначе они засохнут. Им обоим нужна земля. Нужно солнышко. У них обоих есть корни и т.д.». Также мы сравниваем осенние листочки, две скамейки во дворе, качели в нашем дворе и соседнем дворе. Что угодно можно сравнить.
Для нас главное в этих играх в азарте – что-то еще такое придумать, что не увидел другой. Может быть, еще кому-то они понравятся.
Игры с ребенком — коллекция осенних игр.
Участница 3. Ксения.
Как мы играем.
У меня двое детей – два мальчика 4 и 6 лет.
Игры с листочками.
1.Я выкладываю из листочков узор, а дети его продолжают. Им надо угадать, что за узор я загадала. Можно выкладывать большой – маленький – большой – маленький и т.д. Или желтый – красный – зеленый – желтый – красный – зеленый и т.д. Или посложнее уже будет маленький (любого цвета) – желтый – маленький – желтый и т.д. Детям нравится отгадывать.
2.Еще мы выкладываем из листочков буквы и цифры, а старший – выкладывает из палочек и листьев слова.
3.Выкладываем на земле картинки из листьев и палочек, камушков – разных забавных человечков и зверюшек. Хорошо для развития фантазии.
4.Плетем венки из листьев на голову. Отбираем для венка листья с длинным корешками и заодно учимся тому, что такое «короткий» и «длинный».
5. Играем в магазин . Тогда у нас листья – это «денежки». Покупаем, продаем, развозим покупки «доставкой на дом» и т.д.
От какого дерева листочек?
Собираем листочки (заодно их считаем). Даю по одному листочку каждому (выбирают листочек с закрытыми глазами , так интереснее) А потом за 10 секунд – считаю или от 1 до 10 или от 10 до 1 каждый раз по-разному (время приблизительно даю – всё зависит от расстояния) надо отнести листочек к его дереву.
Или собираем букет листочков с определенного дерева – только кленовые листья (осиновые, березовые). Кто больше успеет за минуту. Я тоже соревнуюсь. И считаем у кого сколько получилось, у кого больше, у кого меньше и насколько больше или меньше.
Сюрпризы.
На даче играем в сюрпризы, а заодно учим «лево и право». Прячу сюрприз на участке. Дети по очереди ищут. А я говорю путь. И даю задание – два шага влево, один шаг вправо, три больших шага вперед, повернуться вправо, один шаг назад и т.д. И так «веду» к сюрпризу. Очень нравится, и быстро усвоили право и лево, вперед и назад, даже младший. Ищем и по плану, но в комнате. Отмечаю на плане, где спрятан сюрприз, прошу показать, где на плане стол, кровать , окно, дверь. А потом они ищут. Но по плану дети очень быстро соображают и находят.
Нарисованный гербарий.
Мы гербарий не собираем, а рисуем. Собираем на прогулке осенние листья, несем домой. Дома я расстилаю клеенку на стол, красим одну сторону листка краской – надо покрасить густо. Обычно аккуратно намазать краской не получается, поэтому беру газету и расстилаю сверху на клеенку. И на эту чистую газету мы перекладываем эти листочки краской вверх.
Дальше старший делает сам, младшему я помогаю. Накрываю очень аккуратно намазанные краской листья листом альбома, прижимаю и держу. На бумаге будет отпечаток листа. Потом можно отпечатки смотреть и вспоминать, от какого дерева этот лист, где и как мы его нашли.
Листья карандашами.
Еще мы рисуем осенние листья карандашами. Стол накрываю клеенкой. На стол кладем осенний лист. Сверху кладем лист из альбома. Прикрепляю бумагу скотчем к клеенке. Надо следить, чтобы листья не двигались под бумагой. Дети закрашивают бумагу. Получается отпечаток листьев. Держать карандаш надо с наклоном. Тоже очень любопытно и оригинально получается
Вам понравились эти идеи? Дорогие читатели! Буду рада, если Вы поблагодарите участниц за их идеи, выскажете свое мнение в комментариях.
Всем участницам конкурса «Осенняя прогулка с малышом» – огромное спасибо за Ваши игры с ребенком, Ваше вдохновение и опыт, за неравнодушие к детям, за Ваше творчество, фантазию, оригинальность!
Еще об осенних занятиях с дошкольниками Вы можете почитать: «Сочиняем сказки с детьми. Осенние сказки» ,
«Поговорим об осени. Перелетные птицы и не только»,
«Золотая осень: стихи для детей в картинках»
«Деревья: картинки, сказки и развивающие задания для детей»
С играми на прогулке Вы можете познакомиться в статьях:
Игры во дворе в картинках, пошаговых описаниях и обучающих веселых видео.
Лесные игрушки: игра с природным материалом из опыта мамы — читательницы сайта.
Подвижные игры для детей по теме «Ветер»
Народные и подвижные игры о воробьях и других птицах
Спасибо всем, кто поддержал участниц и проголосовал. Здесь Вы можете увидеть Итоги конкурса осенних прогулок
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
Замечательные игры предложены всеми участницами конкурса: они увлекательны, развивают важные психические процессы ребенка(внимание, воображение, память), подходят как для 3-4леток, так и для младших школьников, просты в проведении и организации.
Для себя и своих мальчишек я взяла на вооружение домашний эксперимент «Как сделать радугу?». Думаю, что мои экспериментаторы будут в восторге от того, что раскроют секрет появления радуги.
Татьяна! Спасибо за столь подробный комментарий. Так что — всем равный балл? Или радуге?
Учитывая, что это был конкурс, а не просто рассказы об осенних забавах, то мы отдаем свой голос за радугу.
понравились все участницы, но удивила радуга. так что соглашусь. что. учитывая. что это конкурс — № 1
А я отдаю свой голос юным разведчикам. Замечательные игры на развитие не только психических процессов, но и по развитию связной речи. Это настолько трудный процесс, западающий во все времена, что моя симпатия принадлежит Марине, которая решает его играючи!
Мне очень понравились юнные разведчики. Я за Марину!
Здравствуйте, все!:)
С огромным интересом прочитала рассказы, очень живые и искренние, написанные с такой любовью к своим детям.
На мой взгляд, каждая из работ хороша по-своему.
Опыт с радугой как нельзя лучше знакомит Дашеньку с окружающим миром, и, наверняка, пробуждает интерес к дальнейшим исследованиям.
Тёма отлично тренирует внимание, память, мышление.Очень полезные упражнения.
Мальчики Ксении развивают художественную фантазию, воображение, творят.
Елена, Марина, Ксения, спасибо вам большое, вы — замечательные мамы! Погружение в опыты, интеллектуальные соревнования, сотворчество с мамой в детстве, — всё это потом перерастёт в глубокое взаимопонимание между вами и вашими детками.
Ася, извините меня, пожалуйста, я не очень люблю конкурсы, и здесь не могу отдать кому-нибудь первенство.
Очень понравились все три прогулки, многое для себя почерпнула, спасибо, девочки. Но наиболее подходящей к названию «осенней», думаю, была прогулка участницы номер три, Ксении. Голосую за нее.
Огромное спасибо за чудесный конкурс его организатору Асе Владимировне и всем трём участницам! Все прогулки содержательные и интересные: первая — прекрасный образец опытно-исследовательской деятельности для дошкольников (кстати и взрослых, думаю, эксперимент с радугой очень увлечёт!), вторая содержит замечательные игры-тренировки для развития внимания, памяти, мышления в игровой форме, ну а третья развивает художественные способности и эстетический вкус. А осень, на мой взгляд, самая благодатная пора для знакомства ребёнка с красотой природы и её многочисленными дарами. Мне кажется, что осенняя тема лучше всего представлена в работе Ксении. Моё мнение:
1 место — Ксения
2 место — Марина
3 место — Елена. Ещё раз спасибо вам!
Согласна,что все прогулки получились замечательные и интересные.Очаровала меня радуга Елены.Следующий голос я бы отдала маме Ксении-какое разнообразие игр с листьями,материалом,который нам дарит сама осень-и картины на земле,и венки,и От какого дерева листочек,и продолжение-рисование дома.Еще можно делать с детками картины с высушенными листьями.На большой раскрашенный лист дети наклеивают листочки(можно просто клей-карандашом). Клеят произвольно-получается картина осеннего листопада.Смотрится на стене нарядно и можно полюбоваться дома осенними красками.Дети старше пяти могут выложить-наклеить сюжетную картину,пейзажик.
У Марины игры интересные,которые скрасят любую длинную дорогу.
Спасибо вам,я как будто сама погуляла и поиграла.
Не волнуйтесь, если Ваш комментарий сразу же не появился на сайте! Если Вы в первый раз комментируете, то Ваш комментарий сначала ожидает одобрения админа сайта. Это делается для предотвращения спама на сайте. Все Ваши комментарии уже здесь :)!
Спасибо всем, кто поддержал участниц и рассказал о своем мнении. Жду 12 часов — времени окончания голосования, чтобы подвести итоги и окончательно определить победителей. Хотя уже ясно, что проигравших в этом конкурсе нет!