09.10.2012
Автор: Ася Валасина
Дети и телевизор

Дети и телевизор. В этой статье мы попробуем разобраться с целой серией вопросов.

  • Каждый ли «развивающий мультфильм» действительно развивает?
  • Что такое «развитие» по отношению к дошкольникам?
  • Что нужно знать, чтобы развивать малыша?
  • Каковы признаки переутомления ребенка от просмотра телевизора? Почему дети с удовольствием смотрят рекламу и мультики?
  • Как отучить ребенка  от телевизора, если малыш просто  «прилипает» к нему и постоянно требует новых серий мультфильмов?

Дети и телевизор

О всех гигиенических, физиологических и психологических моментах  просмотра детьми телевизора и видеофильмов мы говорили в первой  статье «Можно ли детям смотреть телевизор? С какого возраста?» А сегодня мы обсудим уже те вопросы, которые помогут Вам выбрать передачу или видеофильм для детей и использовать ее для развития ребенка. ЧТО смотреть детям по телевизору и видео и что действительно  развивает?

Дети и телевизор: любой ли  «развивающий мультфильм» развивает ребенка?

Очень часто мультики и развивающее видео показывают ребенку с целью его развить, дать знания, научить. Но на самом деле такого развивающего влияния мультфильмы не имеют, что бы ни было написано на их упаковке! Мультик – это просто отдых для малыша, в котором ребенок пассивен!  Почему? Давайте послушаем детских психологов и педагогов.

Что главное в развитии малыша  и что будет определять его успех в жизни? Запоминание и знание множества фактов – названия геометрических тел и фигур, планет и т.д.? Или умение находить сходство и отличие, анализировать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, умение найти оригинальный выход из проблемной ситуации, договориться с партнерами по игре или общению, организовать себе среду, спланировать свои действия, увидеть свои ошибки, понять их причины и внести коррективы?

К сожалению, сейчас многие считают, что самое главное – это запоминание самыми маленькими букв, цифр и иностранных слов, разных фактов и названий объектов окружающего мира.  Именно поэтому в сети есть куча так называемых «развивающих» видеороликов, где просто показывается картинка, например, планета, минерал или животное, и этот объект называется диктором. И на этом заканчивается всё содержание ролика. Например, в развивающем видео, которое обещает научить малышей различать и правильно называть цвета, на экране показывается картинка и сухой или, наоборот, фальшиво-слишком-радостный голос диктора говорит: «Красный цвет. Это красное яблоко». Затем показывается новый цвет и диктор снова, радуясь неизвестно чему, произносит: «А это оранжевый цвет. Оранжевый апельсин» и т.д., пока перечень цветов не закончится.

Развивают ли подобные ролики детей? Нет. Чаще всего малыш называет вслед за диктором привычный ему рисунок — «кривая линия» или «равнобедренный треугольник» или «Сатурн». Но попробуйте нарисовать  другую кривую линию, на другой бумажке и другим маркером, или выложить кривую веревочкой на земле, и малыш уже не может определить, что это такое нарисовано – кривая, прямая или ломаная линия. Он просто механически запомнил название конкретной картинки! Он не научился выделять главное от второстепенного, находить общие и различные признаки и обобщать, переносить усвоенные знания в новые ситуации в своей жизни! Это мертвая информация, никак не влияющая на развитие малыша. Просто называние и механическое запоминание ничего не дает развитию дошкольника! Для того, чтобы знания развивали, их надо использовать в жизни. А это возможно только в реальном общении со взрослыми в семье, а не в пассивном восприятии слов с экрана!

Разберем пример с цветом. Гораздо полезнее для здоровья и развития ребенка не смотреть на экране такое ложно-развивающее видео с простым перечислением картинок разного цвета, а поиграть с мамой с цветами. При этом мы начинаем искать предметы заданного цвета в комнате и мама говорит: «Я нашла оранжевую папку. А ты что оранжевое нашел?» Ребенок бежит к полке, показывает пальчиком на книжку: «Оранжевая». И дальше ищем всё оранжевое, что есть дома. А собираясь на прогулку, назовем цвета одежды: «Какого цвета курточка? Брюки? Шарф?» и т.д. и закрепим названия цветов, которые уже знает малыш. А может быть, поиграем в другую игру — возьмем 4 карандаша разных цветов и попросим ребенка угадать, какого цвета карандаш у Вас в правой руке? После трех попыток проверим, угадал ли ребенок. Есть еще один вариант — выложим пять цветных карандашей, попросим ребенка закрыть глаза и уберем один и спросим малыша: «Какой карандаш исчез?». При этом мама играючи,  мягко и последовательно будет развивать малыша и вести его от называния 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый)  к всё более и более широкому спектру оттенков (серый, бордовый, розовый, малиновый, алый, фиолетовый, салатовый и т.д.)

Но все эти ролики с простым перечислением и называнием разных объектов гордо носят имя «развивающие». Почему?

  • Первая причина.Если назвать ролик  «Картинки для детей. Космос» — это непривлекательно. А если назвать «Развивающее видео для умников и умниц по теме  «космос» — это уже очень привлекательно и заманчиво (это название я придумала сама для примера, так что если вдруг такой ролик реально существует, то  я не имела его ввиду в этой моей реплике).
  • Вторая причина — отсутствие в России экспертизы на развивающую видеопродукцию для малышей.

Поэтому выбирая развивающий ролик для своего малыша, нужно ориентироваться прежде всего на его содержание, а не его название. Есть прекраснейшие видеоролики для детей, не называющие себя развивающими, но в то же время действительно вносящие весомый вклад в развитие малыша! Но их на сегодняшний день не так много.

«Развивающий» мультфильм или видеопрограмма обязательно должны не давать готовые ответы или требовать запоминания картинок, а как раз наоборот — побуждать ребенка задавать вопросы, сравнивать, анализировать, показывать знакомые объекты с новой точки зрения, пробуждать творчество малыша, развивать его умение видеть один предмет с разных сторон!  А не перечислять нарисованные картинки.

Выбирая развивающий мультик для ребенка, также надо учесть требования к его сюжету и оформлению:

  • Картинки не должны мелькать, они должны сменяться медленно.
  • Речь героев должна быть внятной и грамотной! Причем грамотной и в словах, и в построении фраз, и в правильной интонации. Здесь не место грубостям, ведь ребенок впитывает всё как губка, и в отличие от взрослого, малыш не может «отфильтровать», что здесь «хорошо», а что «плохо».
  • В мультфильме не должно быть отрицательных моделей поведения, агрессии (нужно учитывать подражательность дошкольников, ведь они подсознательно начинают в жизни применять те модели поведения, которые увидели в мультике)
  • Сюжет и характеры героев должны быть понятны малышу, вызывать желание в них поиграть, придумать новые приключения и диалоги персонажей и т.д.

Что надо знать, чтобы развивать малыша?

Мир малыш познает руками в интересной деятельности со взрослым! И именно это определит его достижения и успешность в жизни в дальнейшем! Почему? Потому что так устроен ребенок по своей природе – у него наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в отличие от нас, взрослых, у которых преобладает словесно-логическое мышление. Поэтому малыш может познать предмет и построить его образ только в своей практической деятельности. И эта особенность мышления детей известна уже много веков и должна учитываться всеми взрослыми в обучении малышей!

Реально определяют развитие ребенка в дошкольном возрасте:

1) живое,  содержательное, интересное, творческое общение  в семье,

2) сенсорный опыт (т.е. опыт, полученные через осязание, обоняние, слух, зрение в реальной жизни).

Малышу – дошкольнику надо самому играть, рисовать, лепить, конструировать,  слушать чтение хороших книжек, инсценировать их с мамой, проводить опыты с воздухом и водой, строить свои гипотезы и их проверять, делать выводы. То есть для развития малыша нужно чтобы он сам делел опыты,  а не смотрел мультики, где эти опыты показаны. Ему нужно самому делать поделки из желудей, а не смотреть ролик о том, как это делают другие! И самому придумывать и делать поделки из шишек, а не играть в компьютерную игру, в которой требуется только мышкой ткнуть в нужное место и по образцу собрать виртуальную поделку из шишек. Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев, но пальцев, держащих реальную шишку  и придумывающих поделку из нее! А не пальчиков, «тыкающих» мышкой в место, указанное на экране компьютера стрелкой!

Просмотр видео и мультиков не является практической деятельностью ребенка. В них ребенок пассивен. А значит, что видео и телевизор могут использоваться как отдых, как дополнение к истинно детским видам деятельности, но не как основное содержание жизни, воспитания и обучения малыша и познания им мира. И вводить развивающий фильм нужно тогда, когда ребенок в своем реальном практическом опыте жизни это освоил.

Всегда более развиты те дети, которые имели и имеют опыт интересного творческого общения со взрослыми в семье, а не те дети, которые получили  и просто запомнили информацию с экрана!

Почему дети так любят мультики и рекламу?

Мы знаем – даже младенцы с удовольствием смотрят рекламу и мультики! Почему?

1. Реклама и видео для малышей построены на «трансовых» эпизодах, смонтированных в режиме клипового восприятия. Мелькание сюжетов завораживает, ребенок не отрываясь может смотреть на экран. Но это не означает, что развивается усидчивость и внимание. Эффект будет как раз наоборот! Дети привыкают к такой гиперстимуляции и начинают ее требовать. Они уже не могут обходиться без нее. Ребенку нужно чтобы всё двигалось, мелькало, и он уже не может просто послушать книжку, ему неинтересны беседы и наблюдения, он требует настоятельно этих гиперстимуляций и перед сном, и во время еды, посвящает экрану свободное время и т.д.  Малышу скучно рисовать, лепить, играть, конструировать. Ему нужны новые яркие гиперстимуляции. В дальнейшем становится очень трудно договориться с таким малышом, и его начинают называть «неуправляемым». Если в доме постоянно работает телевизор как фон семейной жизни, если ребенок привык что основная форма его досуга – это просмотр телевизора или видео, то чаще всего для малыша  в дальнейшем происходят такие последствия.

2. Картинки современных мультиков и рекламы очень яркие, со спецэффектами. Реальные жизненные краски намного более естественны и потому менее ярки.  Такая сочная яркость красок очень привлекает детей. Кстати, яркие цвета дети используют в своих рисунках и предпочитают в игрушках и одежде,  т.к. именно этот волновой спектр нужен им для развития. Яркие цвета оказывают интенсивнейшее влияние на глаза ребенка, приковывают к себе внимание. Привыкнув к мельканию ярких красок, ребенок перестает обращать внимание на более мягкие оттенки, они становятся для него непривлекательными.

3. Исследователи заметили, что детей младшего возраста очень привлекает мелькание, причем любое от наблюдения за вращением барабана стиральной машины до мелькания даже пустого экрана телевизора.  Они предпочитают этот мелькающий раздражитель наблюдению за неподвижным предметом. Именно поэтому экран телевизора так притягателен для них. Но вот как раз  мелькание экрана и создает повышенную нагрузку на детский организм и крайне неблагоприятно действует на малышей.

4. Современные дети дошкольного возраста нередко посещают много кружков и занятий дополнительно к детскому саду. У них нет времени на свободную игру. Устав от перегрузки (что не всегда сразу же видно внешне по поведению малыша), ребенок просто не может активно действовать от переутомления и потому просто пассивно потребляет  то, что ему предлагает экран.

Вывод здесь напрашивается простой – не всё, что нравится детям, им полезно! И это обстоятельство нам, взрослым, нужно учитывать!

Почему сейчас так распространены разные ложные «видеоразвивалки» для младенцев и детей до трех лет?

Подробнее о том, нужен ли телевизор и развивающее видео младенцам и детям до трех лет мы говорили в статье «Можно ли детям смотреть телевизор?». А сейчас несколько уточнений и дополнений. Я поговорила на эту тему с одним очень хорошим детским психологом-консультантом. И вот какой ответ получила.Почему же во многих семьях готовы купить за большие деньги развивающие игры, которые реально не развивают ребенка и даже тормозят его развитие?

Давайте посмотрим на себя со стороны глазами детского психолога с огромный опытом работы.

Первая причина. Во многих семьях есть желание воспитать не счастливого здорового малыша, а «гения с пеленок». Чаще всего это бывает тогда, когда родители чувствуют себя нереализовавшимися в жизни и стремятся «поднять свой статус» за счет успехов малыша.  Вот и пытаются сделать всё «быстрее, выше, сильнее, лучше чем у других», похвастать перед подружками или в форуме тем, что уже считает, пишет, читает и т.д. Разочарование в дальнейшем часто приводит к претензиям к ребенку за то, что надежды не оправдались.  А ребенку почти всегда требуется через несколько лет такой интенсивной «учебы с пеленок» помощь и коррекция детского психолога.

Вторая причина. Самая частая причина – это реклама подобных роликов для самых маленьких, которая утверждает «Вы занимаетесь своими делами, а малыш, смотря наши программы, в это время развивается» И это действительно, просто мечта любой женщины – чтобы всё делалось само собой!  Не все понимают и готовы понять, что ребенок развивается в общении с мамой, а не в просмотре кадров на экране! Все исследования показывают, что просто просмотр таких роликов малышами до трех лет не развивает ребенка! А даже наоборот! И если даже ребенок постарше лет 5-6 посмотрел самый лучший на свете развивающий мультик, но нужно его обязательно обсудить с малышом.

Например, если ребенок 5 лет посмотрел фильм о деревьях жарких стран, то нужно обсудить: могли бы эти деревья вырасти в нашем дворе? Почему? А если бы мы их на зиму утеплили? Что им нужно для жизни? Чем они отличаются от тех деревьев, которые растут в нашем дворе? Провести с малышом те опыты, о которых говорилось в видео.  Можно нарисовать эти деревья,  сделать про них самодельную книжку и подарить ее друзьям ребенка.

Просмотр развивающего видео или телепередачи не должны быть просмотром ради просмотра! Знания должны жить и использоваться в жизни! Причем использоваться не только в стандартных ситуациях, но и в новых, творческих, проблемных ситуациях. Только тогда они развивают!  Это один из базовых законов развивающего обучения малышей! И именно от выполнения этого закона будет зависеть успешность малыша в  будущем не только в школе, но и в жизни.

Третья причина. Интересная причина популярности видеоразвивалок для младенцев, которая позволяет нам – взрослым – по-другому посмотреть на нашу жизнь. Оказывается, что если мы в жизни постоянно спешим и не успеваем, то привыкаем к состоянию спешки так, что она становится нашей «внутренней природой». И совершенно неосознанно мы начинаем переносить это привычное нам состояние на воспитание и обучение наших малышей. Мы подсознательно боимся опоздать и не успеть! Поэтому мы учим буквы в год (вместо того, чтобы развивать устную речь ребенка),  даем ему смотреть «умный фильм» (вместо того, чтобы научить его строить из конструктора дома, гаражи, города, мосты и т.д.), водим его пальчиком по цифрам (вместо того чтобы рисовать  с ним окружающий мир), показываем ему картинки в компьютере с нудным голосом диктора «Это кошка. Кошка мяукает» (вместо того, чтобы понаблюдать за настоящей кошкой во время прогулки, отметить ее повадки, придумать вместе с малышом загадку про нее и загадать ее папе).

И в результате мы действительно опаздываем! Так как время реального развития ребенка в детских видах деятельности оказывается упущенным! А если не успели заложить фундамент, который закладывается только в детских видах деятельности (игре, рисовании, лепке, конструировании, сочинении историй, инсценировании и т.д.), то всё здание раньше или позже просто «рухнет» или «даст трещину»!

В чем проявляется у детей утомление от просмотра телевизора или видео?

Эмоциональное утомление может проявляться в двух прямо противоположных вариантах:

  • Усталость, вялость, невнимательность, заторможенность, рассеянность.
  • Перевозбуждение, агрессивность, капризы, неадекватное поведение, бессонница, нарушение аппетита.

Утомление не всегда ярко проявляется у малыша!

Дети и телевизор: как отучить ребенка от телевизора?

Если малыш постоянно требует телевизор или видео, устраивает истерики, то нужно принимать меры. И чем раньше мы начнем это делать, тем легче пройдет процесс отвыкания от привычных раздражителей и гиперстимуляции. Что можно сделать:

  1. Выделить в режиме четкое время для просмотра и убрать пульт вне доступа ребенка.
  2. Перейти  на более короткие мультики и фильмы.
  3. Смотреть видео и мультфильмы вместе с малышом, обсуждать характеры персонажей, их поступки, помогать понять происходящее на экране, разыгрывать диалоги из фильмов с игрушками, делать спектакли по их мотивам. Всегда сначала спрашивайте мнение ребенка о фильме и его персонажах, выслушайте его (так Вы глубже поймете мир своего малыша и его потребности и интересы). Только потом помогите ребенку разобраться в фильме. Это должен быть доверительный, а не назидательный разговор! Интересная деятельность по мотивам мультиков и телепередач (например, домашний театр) помогает переключить внимание ребенка на более полезные для него виды деятельности и избавиться от зависимости от телевизора.
  4. Не используйте телевизор и видео во время еды.
  5. Никогда не говорите малышу «Ты еще маленький», запрещая смотреть телевизор. Он поймет, что когда он будет взрослым — он сможет смотреть телевизор сколько хочет.
  6. Найдите интересное увлечение для малыша вместо телевизора. Клейте открытки, стройте города, пеките с ребенком печенье. Выбирайте любое дело, которое нравится и Вам, и малышу и приносит вам обоим удовольствие и радость! Это главное! Ведь если малыш увлечен, то ему телевизор становится просто не нужен!

Это программа отвыкания не на один месяц. Помните, чем младше ребенок, тем легче его отучить от телевизора! И давайте помнить  русскую пословицу «Посеешь мысль – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу!»

Желаю всем семьям счастья  и интересного увлекательного семейного общения! Тогда никакой телевизор не сможет вам навредить, а принесет только новые интересные и познавательные впечатления и идеи!

По этой теме Вы также можете посмотреть видеоролик «Мифы и реалии развития современных дошкольников».

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

9 комментариев
Ольга Шаленная
10.10.2012 в 21:19

Очень актуальный вопрос! Жаль, что многие мамы и папы жизни себе без телевизора не представляют. Вы правы, не все полезно детям, что по телевизору показывают. Лучше заменить просмотр телевизора на общение и чтение книг.

Алиса
02.10.2014 в 22:59

Здравствуйте!Спасибо вам большое за такой полезный и нужный ресурс! У меня вопрос про конкретный мультфильм, со всем написанным в вашей статье я согласна. Каюсь, когда ребёнок очень плохо ел и терял вес после больницы, кормила с 7 месяцев под мультик Маша и медведь, сейчас, когда набрали нормальный вес, отхожу от этого совсем, развлекаю как могу самостоятельно во время кормления, но мультфильм больше не показываю. Хотела вас спросить, как вы относилась к этому мультсериалу? С какого возраста его можно показывать и стоит ли? На мой взгляд мультик приличный. Сейчас ребёнку в год и месяц можно раз в несколько дней по 1-2 серии показывать или лучше вообще убрать до более приемлимого возраста? 1 серия примерно семь минут длится.

admin
03.10.2014 в 10:59

Алиса! Я отрицательно отношусь к этому мультику, если его показывать самым маленьким — он скорее для взрослых, чем для детей. Для взрослых посмеяться — да, интересно. Но вот что несет он детям — это для меня большой вопрос. Объясню, почему. Детишки еще всё воспринимают «за чистую монету» и впитывают в себя как губка, в том числе и модели поведения, которые они видят вокруг себя и в мультфильмах. Если мы посмотрим классический мультик»Маша и медведь» — то Маша несет в себе очень позитивную модель поведения — она и вежлива, и трудолюбива, и медведя уважить умела, но и себя не обидела и смогла благодаря своей сметливости домой попасть к бабушке и дедушке.
Если же мы посмотрим современный мультик про Машу и медведя, то Маша тоже положительный персонаж, явно симпатичный детям и которому хочется подражать. Но ее модели поведения отнюдь не позитивны (Вы бы хотели чтобы ребенок так себя вел в семье? Я нет — это мое личное мнение). И еще меня настораживает то, что Маша вообще не несет никакой отвественности за свои поступки, а ведь в жизни так не бывает. Медведь «разгребает» последствия ее действий. Скажем, если в серии про Новый год Маша своим баловством «спустила поезд в карьер» и Дед Мороз пострадал, то ничего ей от этого не было. Более того, на ее мордашке даже не видно сочувствия к Морозу и к мишке. «Прикольно» — читается на ее лице. А вот если это было бы в жизни, то было бы уже «не прикольно», т.к. медведя просто посадили бы за то, что его чадо повинно в аварии поезда, и она осталась бы сиротой.
Поэтому я бы показывала малышам в мультиках те модели поведения, которые были бы им полезны в жизни.

У нас был вебинар детского психолога Натальи Бариновой по сказкам и их влиянию на детей, она каждый день в своей работе видит, как увлечение современными сказками, в которых отображены отнюдь на самые желательные модели поведения, влиет на ребенка, который часто это сказку смотрит или слушает — он начинает подражать герою. А вот сложившейся системы нравственных ценностей у малыша еще нет, юмора он еще тоже не понимает — просто впитывает.

Для меня более полезен даже мультик «НУ, погоди!» — увы, запрещенный сейчас, т.к. в нем все-таки есть сочувствие у главных героев. У Маши как образца поведения и положительного героя нового сериала мультиков, сочувствия, умения анализировать ситуацию и видеть ее последствия нет вообще.
Это мое мнение.

Алиса
03.10.2014 в 13:24

Ася, спасибо большое вам за подробный ответ, ваше мнение для меня очень ценно!!
Да, вы правы, я скорее этот мультик через себя пропускала, т.к. я, как взрослая, в состоянии оценить где хорошо, а где плохо и посмеяться (как тот же Шрек, абсолютно мультик для взрослых на мой взгляд), он действительно для взрослых. А какие вы еще бы мультики короткометражные посоветовали и с какого возраста? После трех лет? Я помню любила «Ну погоди», хотя в детстве мне почему-то было Волка жалко, хотя он вроде как сам зайца хотел поймать=) И всегда хотелось, чтобы они подружились и жили мирно.
И еще вопрос, извините, если завалила! Надеюсь я не сильно навредила психике ребенка Машей? Все еще обратимо, она ведь по сути ничего не понимала, только мелькание картинок 10-минутное…

Алиса
03.10.2014 в 13:46

Нам годик, забыла указать. У Вас в статье написано, что чем младше ребенок, тем легче отучить, уповаю на это. В принципе, после двух дней, дочка и не вспоминает про него.

admin
03.10.2014 в 14:33

Алиса! Игра и творческое общение — вот то, что полноценно заменит телевизор, он просто станет ненужным. Те мамы, кто прослушал курс Мастерской игр «Секреты развития детей в игре» http://rodnaya-tropinka.ru/wppage/razvivaemsya-igraya/ и стал играть об этом мне пишут постоянно.

admin
03.10.2014 в 14:36

Алиса! Народные сказки — вот то, что в первую очередь закладывает позитивные жизненные сценарии. И мультики по ним есть -добрые, хорошие, и книжки. Только пока маленький ребенок не нужно читать страшные волшебные сказки, для этого возраста сказки бытовые, про животных. Мы их разбирали на вебинарах психолога Натальи Бариновой по сказкамhttp://rodnaya-tropinka.ru/wppage/skazkoterapiya/ и совсем по -другому на них посмотрели. И поняли, что вот это — то, что главное в жизни закладывает. А многое современное закладывает как раз наборот то, чего бы не нужно в жизни.

Алиса
19.02.2016 в 11:04

Ася, спустя полтора года хочу выразить вам огромнейшее спасибо за нашу переписку в 2014. Стала читать психологов на эту тему, осознала какой вред наносят неконтролируемые мультики в возрасте от 1 до 3, да и вообще пассивное времяпровождение. После нашего с Вами общения сразу убрала «Машу» в год, а сейчас мы и вовсе показываем 10-20 минут раз в три дня мультик, прошедший мою цензуру. Я заметила насколько сильно пошло речевое развитие к 1,5, сейчас уже 2,5 года, поет сама песни, стихи рассказывает, книги даже может цитировать. Дочка сама себя в состоянии занять, смоделировать ролевую игру с игрушками, активно участвует в процессе готовки еды:) Одним словом, вы были правы на 100%, я рада, что сделала правильный выбор.

Лена
12.10.2018 в 16:31

Здравствуйте! У меня такой вопрос: знакомы рассказали, что с двух месяцев включали малышу мультики на английском и они помогли развить второй язык, можно ли так делать?

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail