17.07.2013
Автор: Ася Валасина
Можно ли ребенку спрыгивать на твердую поверхность? Профилактика плоскостопия.

Профилактика плоскостопия: можно ли ребенку спрыгивать на твердую поверхность? Какой должна быть первая обувь малышей и какую нельзя использовать? Как сделать плантограф своими руками? Упражнения для профилактики плоскостопия.

профилактика плоскотопия.

Малыши любят прыгать. Можно ли ребенку спрыгивать на твердую поверхность? Как такой вид движения связан с состоянием стопы малыша? Какие упражнения полезны для ребенка? Как  сделать плантограф своими руками? Как выбрать обувь?

Профилактика плоскостопия у маленьких детей.

Лето – пора прогулок. Малыши очень любят двигаться, и это замечательно! Но не все движения полезны и безопасны для них. Вот малыш 2,5 лет забрался на крылечко подъезда и минут десять подряд с радостью и упоением повторяет одно и то же движение – забирается на крыльцо и спрыгивает с него на асфальт. А мама беззаботно в это время разговаривает с подружкой – малыш занят делом, двигается, всё вроде бы хорошо. Но это не так!

Почему маленькому ребенку нельзя спрыгивать с высоты на твердую поверхность?

Дело в том, в первые три с половиной года жизни ребенка его стопа еще не развита и находится в состоянии формирования. Поэтому детям до трех лет категорически нельзя разрешать прыгать с высоты (с крыльца, скамейки, бордюра) на асфальт или на  дорожку в парке, покрытую каменными плитами. Ведь опорно — связывающий аппарат стопы еще слаб в этом нежном возрасте. Тем более нельзя ребенку делать такие движения постоянно и длительное время!

Что делать, если малыш обожает прыгать с высоты? Ведь нельзя же запретить малышу прыгать? Конечно, запретов  для ребенка должно быть очень мало, чем меньше – тем лучше. Поэтому нужно не запрещать прыгать, а дать ему альтернативу: «На асфальте прыгать нельзя, а на песочке можно. Давай попрыгаем на  песочке!» Причем это «нельзя» должно быть запретом на всё время – нельзя прыгать на асфальт и при маме, и при бабушке, и при папе, и утром, и вечером, и во дворе, и в парке.  И ребенок тогда понимает требование взрослых и без проблем его выполняет. А вот так не должно быть – что  сегодня «Ничего, один раз можно, прыгни», а в следующий раз – «Я тебе сколько раз говорила не прыгать на асфальте!». Требование к малышу должно быть единым и постоянным, тогда оно не будет его нервировать и вызывать капризы и слезы. Если малыш спрашивает, почему нельзя спрыгивать на асфальт, то можно ему объяснить причину – скажите, что ножкам полезно прыгать на песке, а вот прыгать на асфальте — это вредно для ножек.

Действительно, совершенно безопасно и даже полезно ребенку прыгать и спрыгивать с небольшой высоты на мягкую поверхность – мат, песок, мягкую  землю покрытую травой. Очень полезно прыгать через лужи или через ручейки, как лягушки или как зайчики, быстрее и медленнее, выше и ниже,  «с кочку на кочку». Эти упражнения малыш сможет выполнить, только когда стопа будет готова к нагрузке. Если стопа не готова, то малыш просто не сможет перепрыгнуть и шагнет вместо этого. А значит, вреда себе не нанесет. Также полезно перешагивать через палочки или через веревочку, поднятую над землей на 5-15 см,  перешагивать через препятствия (разложите, например, кубики в ряд на расстоянии 20 см друг от друга), преодолевать препятствия чередующимся шагом, пролезать через обруч, подлезать под веревочкой (высота 25-30 см).

Как только малыш начинает ходить, можно сделать плантограф своими руками и получать с его помощью достоверную  информацию о том, как постепенно формируется его стопа. Изготовление плантографа я даю в этой статье по технологии врача – педиатра, кандидата медицинских наук Л.Г. Голубевой  (Л.Г. Голубева. Гимнастика и массаж для самых маленьких.  – М., 2012). Я очень советую всем родителям маленьких деток и тем, кто еще собирается стать мамами малышей приобрести эту книгу.

Как сделать плантограф своими руками?

Вы сделаете плантограф своими руками за 1 минуту! Возьмите  большие пяльцы для вышивания и заправьте в них хлопчатобумажную ткань, а на нее заправьте – полиэтиленовую пленку. Вот и всё!

Теперь учимся пользоваться плантографом.

  • Разводим тушь водой в соотношении 1:1. Смачиваем ватный тампон в получившейся смеси и смачиваем смесью хлопковый слой плантографа.
  • Кладем на пол лист бумаги, на него кладем пяльцы хлопковой смоченной стороной вниз. Сверху хлопкового слоя находится слой полиэтилена, на который встает ребенок. Т.е. получается слоеный пирог: вверху пленка, под ней смоченная ткань, а под тканью лист бумаги. На этом «слоеном пироге» стоит малыш.
  • Получается отпечаток стоп.

Такую процедуру можно делать раз в три месяца, отслеживая, как изменяется стопа ребенка и как развивается связочно – мышечный аппарат.

Более простой вариант – после ванной поставить малыша с мокрыми ножками на лист бумаги. Или смазать его ножки детским кремом и поставить на лист бумаги. Получится отпечаток стопы.

Как оценить результаты?

На отпечатке стопы ребенка нужно отследить две линии – нарисуйте их:

  1.  Линия от середины пятки до точки А. Точка А находится во втором межпальцевом промежутке, т.е. между вторым и третьим пальчиком на стопе.
  2. Линия от середины пятки до основания большого пальца.

Если обе эти линии у Вас получились внутри контура стопы – то она плоская. Если вне линий отпечатка стопы – то стопа нормальная.

У большинства деток созревание стопы завершается в возрасте 3 лет – 3 лет  3 месяцев. Если же ребенку больше 3 лет, а стопа плоская, то это повод для беспокойства.

Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание и при необходимости обратиться к врачу – это положение пятки. Его можно определить по обуви малыша: если ребенок стаптывает внутреннюю часть подошвы, то это вальгусное положение. Если малыш стаптывает наружную часть подошвы, то это варусное положение. При нормальной стопе ось голени и пятки совпадает. При продольном плоскостопии они образуют угол, открытый кнаружи (вальгусная стопа).

Очень важно видеть не состояние стопы на данный момент, а его изменение в динамике – улучшается ситуация или усугубляется. Например, плоско-вальгусные стопы – это естественный этап формирования стопы при переходе ребенка к прямохождению. И он проходит сам примерно к полутора годам. Ведь на ножки малыш встает в год, и ходьба сразу же дает на ноги нагрузку, которой раньше не было.  Поэтому еще до начала ходьбы  и во время обучения ходьбе нужно проводить с малышом упражнения в стоянии и ходьбе у опоры, чтобы мышцы и суставы укрепились.

Нужно помнить, что чем раньше выявлены признаки плоскостопия, чем меньше деформация, тем легче плоскостопие поддается коррекции. Сейчас существуют и специальные группы в детских садах для детей с плоскостопием и нарушением осанки, в которых вся помощь этим малышам оказывается бесплатно.

Профилактика плоскостопия у детей 1-2 лет.

Для развития стопы малыш не должен быть всё время в обуви. Ему нужно ходить и босиком по траве, по камешкам, по гальке, по песку, по массажному коврику. А еще замечательнее, если малыш сможет бегать по морскому песочку! Это закаляет и укрепляет стопу. Вспомните наших предков – малыши бегали в лаптях (а лапти дают эффект массажа стоп) или босиком по земле и не имели проблем с плоскостопием! Но постоянное хождение босиком также вредно, как и постоянное хождение в обуви!

Сейчас в продаже есть специальные валики для массажа стоп, детские массажные коврики. Очень полезно походить по коврику вместе с ребенком утром, покатать массажный валик. Лучший пример для ребенка – это взрослый! А лучшее время для таких занятий  — утро, когда мышцы еще не утомлены. Такая очень простая гимнастика улучшает кровообращение и тонус мышц.

Очень важно, чтобы у ребенка сразу же была правильная обувь. Даже когда он еще не ходит, а только начал стоять и делать первые шаги.

Требования к детской обуви для самых маленьких для профилактики плоскостопия:

По мнению врачей, первая обувь малыша должна быть такой: (А. Петухов, ортопед горбольницы № 19 им. Т.С. Зацепина – «Мама и малыш» 2004. №12):

Плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или “липучек”, но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть слишком свободными.
Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш не натер кожу вокруг голеностопных суставов.
• В их изготовлении (включая стельки) должны использоваться натуральные материалы. 
Задник должен быть высоким, жестким, достигающим границы нижней или средней трети голени. Это необходимо для того, чтобы избежать бокового искривления в голеностопном суставе.
• Лучше, если поверхность ботиночек будет перфорированной, чтобы ноги могли “дышать”.
Подошва должна быть устойчивой и нескользкой, с маленьким (1 — 1,5 см) каблучком. Кроме того, она должна быть жесткой. Это препятствует переразгибанию в суставах стопы и перерастяжению связок. А для дома малышу вполне подойдут ботиночки на кожаной подошве.
В обуви для детей до 2-х лет не должно быть супинатора, ведь функцию амортизатора выполняет та самая “жировая подушечка”, в противном случае он будет препятствовать нормальному формированию сводов стопы. Правда, все очень индивидуально .Возможно, некоторым малышам придется выбирать обувь без супинатора и в старшем возрасте. Этот вопрос лучше обсудить с врачом.
• При примерке надо учитывать, чтобы обувь была с запасом, не мешающим ребенку ходить — около 1,5 см.
После прогулки следует обратить внимание на ножку малыша: если на коже отпечатался рельеф колготок или внутренние швы ботинка — обувь необходимо сменить».

В продаже сейчас очень много обуви вредной для развития стопы маленьких деток! Как же выбрать детскую обувь и не ошибиться? Я нашла очень хороший видеоролик о том, как правильно выбрать обувь для самых маленьких детей. Но эти же требования предъявляются к обуви и детей постарше. В видео Вы увидите детскую обувь правильную и неправильную, вредную для малыша! Очень советую посмотреть – это обязательно нужно знать!!! На примерах конкретной обуви Вы увидите, какую нужно покупать обувь и какой следует избегать! И еще раз убедимся, что «не всё то золото, что блестит» и рекламируется.

Видео. Профилактика плоскостопия для детей. Как выбрать обувь для ребенка 1-3 лет?

Если Вас волнует состояние стопы малыша – то нужно обратиться к врачу — ортопеду. Но не стоит сразу же впадать в панику. Очень многим знакомым мне детям ставили ужасающие диагнозы. Но при обращении мам в другую поликлинику диагнозы малышей не подтверждались. И получалось, что одному и тому же ребенку три разных детских ортопеда поставили диагнозы от «здоров, возрастная норма» до «может стать инвалидом». Поэтому всегда лучше всего выслушать несколько мнений врачей для выяснения истинного положения дел  – к сожалению, это так. И обязательно самой отслеживать динамику – лучше становится ситуация или хуже.

Гимнастика для профилактики плоскостопия:

Гимнастику лучше проводить «небольшими порциями» как игру 2-3 раза в день по 2- 3 упражнения.

Варианты упражнений

  • Пройди по узкой дорожке (10-15 см) – положите полосу обоев, ограничьте дорожку двумя веревками или нарисуйте мелом. Малыш идет, не выходя за пределы дорожки.
  • Мишка. Ходьба на наружных краях стоп.
  • Ходьба и бег по песку, гальке, жестким камешкам, земле.
  • Собери в корзинку. Захват мелких предметов пальцами ног. Можно делать сидя и стоя. А летом можно делать на прогулке в лесу, захватывая веточки и шишки.
  • Положи в корзинку. Предложите малышу взять пальчиками платочек, карандаш и перенести в корзинку.
  • Большие и маленькие. Ребенок встает на носочки – он стал большим. А потом приседает на полную стопу – он становится маленьким.
  • Хождение по ребристой доске или по массажному коврику.

До новых встреч на «Родной тропинке». Еще о развитии ребенка в дошкольном возрасте Вы можете почитать:

Гимнастика для малышей: игровой комплекс дыхательных упражнений.

Развитие мелкой моторики: мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.
Как узнать, правша или левша? Тесты для определения ведущей руки ребенка.

Развивающие игры с песком.

Малыш на прогулке: развивающие игры.

Как научить малышей играть в бадминтон: упражнения и игры с ракеткой и воланом для дошкольников и школьников.

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

Комментарии
Оставить комментарий

Сообщение

Ваше имя

E-mail