26.09.2012
Автор: Ася Валасина
Ребенок в 2 месяца: особенности и задачи развития, что умеет малыш

Двухмесячный ребенок очень отличается от ребенка в возрасте одного месяца. В возрасте двух месяцев у ребенка происходит новый скачок в развитии малыша. Этот скачок проявляется в двух новых базовых достижениях ребенка. Что это за достижения, как развивать двухмесячного малыша, какие задачи нужно решить, что будет уметь малыш к 3 месяцам, Вы узнаете из этой статьи.

Двухмесячный ребенок. Особенности развития.

Двухмесячный ребенок: особенности и задачи развития

В возрасте двух месяцев происходят два крупных изменения в поведении ребенка. Каждое из этих изменений – это одновременно и достижение малыша и знак его благополучного развития.

Особенности развития малыша в возрасте 2 месяца: это важно знать

Первое достижение. У двухмесячного ребенка появляется «комплекс оживления». Комплексом оживления называется комплекс эмоциональных, речевых и двигательных действий ребенка в ответ на общение со взрослым. Объясняется это название очень просто:

1)    «комплекс» = это не просто улыбка или действие, а комплекс действий ребенка,

2)    «оживления» = малыш оживляется, когда видит маму, слышит ее голос.

Двухмесячный ребенок уже не просто улыбается, как ребенок в 1 месяц. Малыш всеми доступными ему способами показывает, как ему приятно общение с мамой. При этом ребенок начинает вокализировать. Вокализация – это  отдельные гласные звуки, которые произносит ребенок на выдохе и которые потом переходят в длительное гуление.

Появление комплекса оживления – это важный сигнал о том, что развитие малыша идет отлично!

Второе достижение. У двухмесячного ребенка появляются движения руки в сторону игрушки, предмета. Сначала малыш случайно схватывает игрушку, а затем учится не просто схватывать ее из удобного положения тела, но и стремиться целенаправленно притянуть игрушку к себе.

Эти достижения ребенка, его новые приобретения в развитии, дают нам возможность решать новые задачи в играх и упражнениях с крохой. Двухмесячный ребенок уже больше времени бодрствует, поэтому в эти свободные от сна и кормления промежутки времени появляется возможность с ним побольше пообщаться и поиграть.

Развитие предречевых реакций у двухмесячного ребенка

Двухмесячный ребенок все чаще и чаще в своих первых «голосовых экспериментах» начинает тянуть гласные. Он еще не гулит, но уже пытается это делать. Поэтому очень важно в возрасте 2 месяцев говорить с малышом медленно, не торопясь, тянуть утрированно в песенках и потешках гласные звуки, давая ему таем самым образец для подражания.

В этом возрасте очень полезно для развития крохи использовать в своей речи разные интонации, которые он уже хорошо различает: ласковую, сердитую, удивленную, печальную, грустную. В этом очень помогут народные и авторские потешки — диалоги, которые надо произносить крохе с разной интонацией.

Когда мама разговаривает с малышом, он может повторять вслед за ней  ее звуки и слоги. Это происходит, конечно, случайно, но такие реакции ребенка надо поощрять, играя с ним в диалоги. Разные игры в диалоги Вы можете найти в статье «Месячный ребенок». С двухмесячным малышом они проводятся также, как и с месячным ребенком.

Очень важно продолжать разговаривать с малышом во время его купания, кормления, переодевания, пробуждения, укладывания спать (см. «Стихи для новорожденных и самых маленьких»), смотреть ему в глаза, пестовать его, петь ему колыбельные. Как правильно использовать колыбельные и пестушки для развития ребенка Вы найдете в статьях «Пестушки», «Колыбельные для малышей».

Развитие движений в возрасте 2 месяца

1. Умение держать голову. Двухмесячный малыш уже хорошо держит голову. А к окончанию третьего месяца жизни он  в позе лежа на животике приподнимается (опираясь на предплечья рук). При этом он прекрасно удерживает голову. Это «классическая» поза ребенка к трем месяцам. Овладение этим умением очень важно для интеллектуального развития малыша. Ведь как только он сможет в этой позе лежать на животике, он сможет и видеть такой интересный мир вокруг себя!

Двухмесячный малыш может выполнять и новые упражнения.

 Упражнение 1.

  • Положите малыша на животик. Если Вы с первого месяца жизни  выкладывали ребенка на животик до кормления, то это не вызовет у него трудностей. (Как научить малыша держать голову, лежа на животе – см. «»).
  • На расстоянии 80-100см от глаз ребенка поставьте яркий привлекательный предмет, например, неваляшку. Покачайте неваляшку, чтобы ребенок сосредоточился на ней.
  • Постепенно приближайте неваляшку ближе к ребенку на расстояние вытянутой руки, потом медленно передвигайте игрушку влево – вправо, чтобы ребенок начал за ней следить.

Когда малыш будет легко справляться с этой задачей, усложним упражнение.

Упражнение 2.

Возьмите две яркие игрушки и попеременно играйте то с одной игрушкой, то с другой. В этом упражнении мы учим малыша переключать внимание с одного объекта на другой объект, а это сложно для двухмесячного ребенка. Поэтому такое упражнение мы проводим только 2-3 минуты 2-3 раза в день. Это упражнение очень полезно для двухмесячного ребенка, т.к. развивает:

  • движения ребенка, которые ему нужны для познания окружающего мира.
  • умение следить за предметами и рассматривать их
  • умение переключать внимание с одного предмета на другой

 Дополнительные упражнения для развития умения держать голову Вы найдете в статье «Когда ребенок начинает держать голову?»

2. Переползание. У малыша возникает новое движение – переползание. Двухмесячный ребенок может переползти по кроватке, двигая ручками и ножками. Это не ползание, а именно переползание, т.к. малыш еще тело на весу не держит, а ползет «животом».

3. Подготовка к переворачиванию на бок. Ребенок еще не умеет переворачиваться, но в комлексе упражнений массажа и гимнастики уже нужно предусмотреть упражнения, которые готовят малыша к овладению этим умением.

4. Развитие активности руки ( умение удерживать в руке предмет, вложенный в нее мамой)

Развитие слухового сосредоточения

Двухмесячный малыш может сосредоточиться на звуке на 15-30 секунд, прекращая предыдущие свои занятия. Это происходит непроизвольно. Как только он услышит что-то непривычное, занимательное, он замедляет свои движения и начинает искать источник звука. Так он реагирует и на музыкальные игрушки, и на голоса, и на  музыку аудиодиска, и на песню мамы. Когда малыш слышит голос мамы, у него возникает комплекс оживления, он хочет видеть ее лицо общаться с ней.

Для развития слухового восприятия будет полезно звучать рядом с кроваткой любой музыкальной игрушкой. Звучащую игрушку каждый раз нужно располагать с новой стороны, чтобы ребенок нашел источник звука и повернул к нему голову. Потряхивая звучащую игрушку, мы перемещаем ее в самых разных направлениях, меняя траекторию движения, делая остановки, меняя скорость перемещения игрушки.

Можно к ножкам или ручкам ребенка привязать колокольчик или звучащее хлопчатобумажное колечко-погремушку. Когда малыш начнет двигаться, колокольчик зазвенит. После игры колокольчик нужно снять с малыша.

Развитие зрительного сосредоточения

Двухмесячный ребенок уверенно сосредотачивает взгляд на интересующем его ярком предмете не менее чем на 5 секунд. Он плавно следит глазами за ярким предметом (который перемещается без звука), когда мама двигает его по кругу, вертикально, горизонтально, змейкой, под разным углом и наклоном, то ближе, то дальше от глаз ребенка. При остановке игрушки малыш останавливает и свой взгляд. Двухмесячный малыш следит за игрушкой плавно в отличие от новорожденного, который передвигает свой взгляд за игрушкой скачками.

С удовольствием будет двухмесячный малыш рассматривать и игрушку би-ба-бо. Это игрушка, надевающаяся на руку, как перчатка. Если Вы будете перемещать такую игрушку в разных направлениях, то малыш будет следить за ней взглядом.

К 3 месяцам у малыша развивается конвергенция – способность рассматривать предметы на близком расстоянии. Поэтому в упражнениях с малышом после 2,5 месяцев уже можно приближать и удалять от его глаз игрушку.

ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО: Хочу напомнить, что до 2,5 месяцев, пока конвергенция недостаточно развита, нужно показывать ребенку только крупные игрушки (размером примерно в 10 см) и демонстрировать их на расстоянии примерно 50 см от малыша.

Для двухмесячного малыша уже можно повесить около кроватки картинку и, держа ребенка на руках, показывать ее малышу. Пусть он просто смотрит на картинку, «обследует» ее глазами. При этом Вы можете рассказывать малышу, что на картинке. Например, если это иллюстрация к потешке, то можно спеть песенку об этой кошечке или прочитать стишок. Картинка должна быть яркой и  иметь крупные детали. Также можно повесить рядом с кроваткой и разноцветный ленточки, чтобы он мог к ним прикасаться и их рассматривать. В таких рассматриваниях картинок или предметов очень важна речь мамы. Ребенок, слушая речь мамы, учиться вслушиваться в звуки, выделять из них отдельный часто повторяющиеся слова и звуки, свое имя, накапливает словарь. Все это очень понадобится малышу в ближайшем будущем, когда он начнет говорить.

Для двухмесячного малыша не рекомендуют использовать зеркало. Зеркало лучше начать применять к концу месяца, т.е. к 3 месяцам, когда у ребенка сформируется конвергенция. Тогда можно будет проводить упражнения с ним. Для этого маленькое безопасное детское зеркало можно повесить  в кроватке на высоте 18 см от глаз. Пусть малыш рассматривает в нем свое лицо, которое для него очень интересно.

Можно давать малышу рассматривать большую куклу типа голыша, класть ее в кроватку, давать рассматривать смешные рожицы и маски, которые есть у Вас дома.

ЭТО ВАЖНО:

С 2,5 месячного возраста игрушки в кроватку ребенка вешаются уже не на расстояние примерно 50 см от глаз, а на расстояние 14-20 см. При подвешивании игрушек надо следить за тем, чтобы ребенок мог достать их рукой. Лучше всего менять высоту подвешивания игрушек – то поднимая их (для рассматривания), то опуская (для захвата ручкой малыша). Придумайте, как Вы будете опускать игрушки выше — ниже, но в любом случае Ваша конструкция должна быть прочной!

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

Что важно знать о физическом развитии малыша в 2 месяца? Зачем нужен ребенку мамин массаж?

Как проводить дома массаж для двухмесячного ребенка?

Что умеет двухмесячный малыш к концу месяца?

К концу месяца ребенок умеет:

  • Длительно сосредотачивать свой взгляд на игрушке (25 и более секунд), находясь при этом в положении лежа на спине.
  • Рассматривать игрушку в вертикальном положении тела на руках у мамы малыш может в течение 10 секунд.
  • Интересуется игрушкой и тянется к ней в разных положениях тела: на спине, на животе, на руках у взрослого.
  • Лежа на животе, поднимается на предплечья и смотрит на передвигающегося взрослого или игрушку. Лежа на животе, может высоко поднять голову. Сохраняет это положение 1 минуту и более.
  • Выпрямляет руки в сторону заинтересовавшего его предмета или игрушки, наталкивается руками на низко подвешенные игрушки, оживляется при этом.
  • Пытается дотянуться до игрушки, разжать ладонь.
  • Удерживает в руке вложенную в нее ленточку (в течение двух-трех секунд в два месяца и  до 10 секунд и более в три месяца).
  • У ребенка наблюдается «комплекс оживления»: а) в ответ на общение с мамой, б) в ответ на голос мамы, который ребенок слышит, в) в ответ на звуки музыки или показ игрушки, г) в моменты комфорта.
  • Ребенок пытается привлечь к себе внимание мамы с помощью улыбки, поворота головы, вокализации.
  • Малыш пытается гулить в ответ на речь мамы (мама дает образец – протягивает гласные звуки), гулит по-разному в плане интонационной выразительности.
  • Крепко упирается ступнями о стол, когда взрослый его держит под мышки. При сопрокосновении с опорой выпрямляет ноги («приседает») и упирается обеими стопами о поверхность.
  • Держит голову прямо вертикально до 1 минуты на руках у мамы.
  • Может до десяти секунд держать в руке подведенную к ней игрушку (кольцо, вкладыш, ленточку и т.д.)

Описание развивающих упражнений для двухмесячного ребенка, которые помогут ему овладеть этими умениями,  Вы найдете в следующей статье — Малышу два месяца: развивающие упражнения и игры с игрушками.

О следующих этапах развития ребенка Вы можете прочитать  в статье:  «Ребенку 3 месяца»: как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев.

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье «Развитие детей раннего возраста». Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

Комментарии
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщение

Ваше имя

E-mail